I. Краткая характеристика предприятия — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

I. Краткая характеристика предприятия

2019-11-28 104
I. Краткая характеристика предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………. 3

I. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ…………………….. 4

II. РЫНОК И КОНКУРЕНЦИЯ……………………………………………… 9

III. ПЛАН МАРКЕТИНГА…………………………………………………… 16

IV. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННО- ХОЗЯЙСТВЕННОЙ

 И ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………….. 18

V. ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ……………………… 40

VI. ПЛАН ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА………………………………… 43

VII. ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА………………………………………………… 44  

VIII. ОЦЕНКА РИСКОВ И СТРАХОВАНИЕ………………………………… 46

IX. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН………………………………………………….. 50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………… 57

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………... 58

ПРИЛОЖЕНИЕ 1


ВВЕДЕНИЕ

Планирование деятельности предприятия в условиях рынка представляет собой довольно сложный процесс. План должен разрабатываться с учетом ряда предвиденных и непредвиденных факторов. В условиях экономического кризиса важнейшей особенностью плана является его постоянная корректировка в соответствии с изменяющимися обстоятельствами. Нельзя ожидать, что план будет реализован в своем первоначальном виде.

Становление рыночных отношений предполагает развитие предпринимательской деятельности, которая невозможна без стратегического менеджмента и внутрифирменного планирования.

Основным документом, определяющим деятельность любого хозяйствующего субъекта, является внутрифирменный бизнес-план. В нем определены цели функционирования предприятия и пути их достижения.

В данной работе предстоит проанализировать структуру и жизнедеятельность ОАО «БелАЦИ», его положение на рынке, сильные и слабые стороны; разработать план маркетинга, включающего маркетинговую стратегию, каналы распространения и эффективные рыночные коммуникации, позволяющего занимать стабильное положение на рынке; рассмотреть производственно-хозяйственную и финансовую деятельность предприятия, показатели прибыли и рентабельности, наличие основных и оборотных средств, численность и текучесть персонала и некоторые другие экономические показатели; составить и проанализировать экономико-математическую модель предлагаемого в бизнес-плане мероприятия; рассчитать план экономической эффективности производства асбестоцементных листов; оценить риски и страхование деятельности организации; сформулировать финансовый план, проверить его эффективность с помощью следующих экономических показателей: интегрального экономического эффекта, внутренней нормы доходности, индекса доходности и периода возврата капитальных вложений.


I. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

 

1.1. Полное наименование предприятия: Открытое акционерное общество «Белгородасбестоцемент».

  Сокращенное наименование: ОАО «БелАЦИ»

1.2. Дата регистрации предприятия: декабрь 1995 года.

1.3. Почтовый и юридический адрес: 308002, Россия, г. Белгород, ул. Мичурина, 104.

1.4. Подчиненность предприятия: высшим органом управления предприятием является общее собрание акционеров.

1.5. Вид деятельности: производство строительных материалов.

1.6. Организационно-правовая форма предприятия: Открытое акционерное общество.

1.7. Форма собственности: частная.

1.8. Не включено ни в местный, ни в федеральный государственные реестры Российской Федерации предприятий монополистов.

1.9. Учетная политика предприятия:

Учетная политика ОАО «БелАЦИ»

                                                                                               Таблица 1.1.

Элемент учетной политики Предусмотрено законодательством Принято на предприятии          

II. РЫНОК И КОНКУРЕНЦИЯ

Характеристика продукции.

Предприятие выпускает следующие ассортиментные группы продукции:

1) шифер волнистый, плоский (серый);

2) шифер окрашенный;

3) комплектующие к шиферу;

4) трубы асбестоцементные напорные и безнапорные в комплекте с муфтами;

5) трубы асбестоцементные для теплопроводов в комплекте с муфтами;

6) кровельная цветная мелкоразмерная прессованная плитка;

7) изделия из дерева (доска подоконная, окна, двери и погонажные изделия);

8) пенобетонные блоки.

В настоящее время существует множество материалов, применяемых для жилищного и промышленного строительства, а также для водопроводных и канализационных систем, но не один из них не обладает комбинацией технических и экономических преимуществ асбестоцемента.

Изделия из асбестоцемента не только сравнительно не дороги, они также имеют длительный срок службы, более 25 лет. Они прочны, надежны, морозостойки, водонепроницаемы, устойчивы к агрессивным воздействиям окружающей среды. Дома, построенные с использованием асбестоцементных строительных конструкций, радиационно безопасны.

В производстве асбестоцементных изделий используется природное сырье. ОАО «БелАЦИ» гарантирует экологическую чистоту своей продукции, отсутствие радиоактивных и токсичных веществ подтверждено сертификатами радиационного качества.

 

2.2. Описание отрасли и перспективы ее развития.

В 2002г. в Российской Федерации было произведено 1689,3 млн.усл. пл. шифера, что на 33,3% больше, чем в 2001 г., и 7756,7 уел, км труб, что превысило уровень 2001 г на 8,5%. Выпуск конкурентоспособного шифера составляет 50%. Коэффициент использования мощностей составил 37,8 %, что в 1,4 раза выше 1999г. (27%), но почти в 2,2 раза ниже чем в 1995 (82,4%) году. По сравнению с 1990 годом объемы производства шифера сократились в 3, 8 раза, а труб - в 4 раза.

В общем количестве изготовляемых асбестоцементных листов около 94% приходится на долю волнистых кровельных листов. Более 60% трубного производства составляют безнапорные трубы, причем до 70% напорных труб используется в безнапорных системах, что, естественно, удорожает строительные работы. Это свидетельствует о необходимости переналадки нескольких технологических линий на выпуск безнапорных труб.

Отгрузка шифера в 2002 г. возросла по сравнению с 2001 г. на 38,5%. Остатки асбестоцементных листов на складах составляют лишь 2,5% объема производства. Отгрузка труб увеличилась на 15%, складские остатки оцениваются в 4% объема производства.

Экспорт асбестоцементных листов составляет 5% объема производства, а импорт - 0,2% (в основном это малоразмерный шифер из Финляндии). В страны дальнего зарубежья шифер поставляют АООТ "ЛАТО", ОАО "БЕЛАЦИ", АООТ "Вольский ЗАЦИ", а в страны СНГ - ОАО "БелАЦИ", ОАО «Асбестоцемент" и ОАО "Себряковский КАЦИ». Наибольшее количество шифера отгружается в Азербайджан.

Цены на асбестоцементную продукцию повысились за год на 31,4%.

Важнейшая проблема асбестоцементной промышленности - это отсутствие в Российской Федерации заводов по производству технологического оборудования, а также красок для изготовления окрашенных асбестоцементных листов. Потребители заинтересованы в расширении выпуска окрашенных мелкоразмерных листов.

Всего во взаимосвязанном 41 производстве (3 асбестовых горнообогатительных и 24 асбестоцементных комбината, 9 асбестотехнических заводов, 2 асбокартонные фабрики и 3 технологических института) занято 38, 5 тыс. человек. Значительная часть комбинатов являются градообразующими предприятиями. С учетом этого фактора проблема асбеста затрагивает интересы 400 тыс. человек населения России.

Существенное снижение производства шифера обусловлено:

· уменьшением инвестиций в строительство;

· конкуренцией со стороны производителей металлической кровли, черепицы, новых полимерных и мягких материалов на органических вяжущих;

· резким сокращением экспорта асбестоцементных изделий в страны ближнего зарубежья, куда традиционно вывозилось до 10 % производимого в Российской Федерации шифера;

· антиасбестовой кампанией, периодически возобновляющейся в средствах массовой информации.

Импорт АЦЛ в 1991 г. составил 34 млн.усл.пл. В 1992-1995 гг. поставок по импорту почти не было, а в 1996 г. было импортировано 58, 7 млн.усл.пл. (4, 7% от объема отечественного производства). Около 95% АЦЛ было поставлено из Киргизии. Импортируемый шифер более чем в 2 раза дешевле отечественного.

В 1999 г. было экспортировано 50,1 млн.усл.пл. АЦЛ (3,95% от объема отечественного производства), в основном на Кубу и в Азербайджан. Объем экспорта снизился по сравнению с 1991 г. в 9,5 раза (в 1991 г. поставки на экспорт составляли 475,1 млн.усл.пл., причем 98% - в страны ближнего зарубежья). В страны дальнего зарубежья ежегодно экспортируется около 10 млн.усл.пл. АЦЛ.

Спад производства асбестоцементных труб обусловлен практически полным прекращением работ в области мелиорации, являющейся основным их потребителем, а также резким сокращением объема промышленного и сельскохозяйственного производственного строительства.

Ассортимент производимой продукции крайне узок. В структуре производимых листовых изделий 77% приходится на долю кровельных волнистых листов, 15%-конструктивных волнистых листов, 8 % - различных видов плоских листов. Только отдельные предприятия: ОАО «Волна» (г. Красноярск), ОАО «Савинский ЗАЦИ», ОАО «Белгородский КАЦИ» производят высококачественные волнистые листы европейского и отечественного профиля.

Затраты, связанные с реконструкцией одной технологической линии при переходе на выпуск окрашенных листов, составляет около 2,5 млрд.руб. Для изготовления новой технологической линии требуется примерно 16,5 млрд.руб.

Экономическая эффективность внедрения одной технологической линии по производству мелкоразмерных и окрашенных листов мощностью 0,6-1 млн.м2 (около 30 млн. усл.пл.) составляет более 1,5 млн. руб. Монтаж таких линий заканчивается в ОАО "Себряковский КАЦИ к АООТ "Тимлюйский ЗАЦИ.

На предприятиях Российской Федерации установлено около 100 технологических линий для производства листов, в том числе 16 технологических линий с шириной наката 2,4 м общей производительностью более 1,0 млрд.усл.пл. в год, которые используются на 70-80 % мощности, и 30 технологических линий для производства труб длиной 4 и 5 м, установленных на предприятиях в конце 70-х начале 80-х годов.

Оборудование для замены изношенного в Российской Федерации в настоящее время практически не производится. Могилевский завод «Строммашина» (Республика Беларусь), специально оснащенный для производства технологического оборудования и запасных частей, из-за недостатка финансовых ресурсов у асбестоцементной промышленности заказами не загружен.

Одной из важнейших проблем подотрасли на современном этапе является преодоление кризиса в производстве труб. Повышение потребительского спроса на асбестоцементные трубы может быть достигнуто за счет расширения областей их применения, в частности в сетях водоснабжения и водоотведения, так как в капитальном строительстве используются в основном стальные трубы, хотя только 25 % из них работают при давлении свыше 1 МПа, и их замена асбестоцементными обеспечивает высокую надежность и долговечность.

Объемы выпуска асбестоцементных изделий в 2001 году возросли к уровню предыдущих трех лет и составили по листовым изделиям (шиферу) 1,7 млрд. усл. плиток, по асбестоцементным трубам - 7,8 тыс. км условных труб. В первом полугодии 2002 года прирост выпуска асботруб на 1 тыс. усл. километров.

В общей структуре применяемых в строительстве кровельных материалов, на асбестоцементные (шифер) приходится 51 %. Ведутся работы по наращиванию выпуска окрашенного и мелкоразмерного шифера, соответствующего мировым стандартам. Организовано производство асбестоцементных труб для теплотрасс. Практика показывает, что использование в строительстве шифера и асбестоцементных труб является экономически и технически обоснованным; на все виды изделий имеются гигиенические сертификаты. Все виды продукции (асбест, шифер, асбестоцементные трубы и асботехнические изделия) являются рентабельными.

Однако предприятиями отрасли недостаточно целенаправленно проводятся работы по расширению ассортимента продукции, использованию свободных производственных площадей для организации производства других строительных материалов, пользующихся спросом в строительстве; по снижению себестоимости выпускаемой продукции за счет экономии основного сырья (асбеста и цемента) и энергоресурсов. На ряде предприятий не проводятся работы по безотходной и малоотходной технологии и сохранности продукции при складировании и транспортировке ее потребителем.

Таким образом, анализ рынка асбестоцементных изделий показал, что важнейшими проблемами на данном этапе являются:

1. Отсутствие в Российской Федерации заводов по производству технологического оборудования, а также красок для изготовления окрашенных асбестоцементных листов;

2. Преодоление кризиса в производстве асбестоцементных труб.

Повышение потребительского спроса на асбестоцементные трубы может быть достигнуто за счет расширения областей их применения, в частности в сетях водоснабжения и водоотведения.

Потребители заинтересованы в расширении выпуска окрашенных асбестоцементных листов и окрашенных мелкоразмерных листов следовательно освоение выпуска этих видов продукции является эффективным и позволит асбестоцементным предприятиям укрепить конкурентные позиции на рынке кровельных материалов, составив достойную конкуренцию производителям металлочерепицы.

 

2.3. Характеристика рынков.

Основным рынком для ОАО «БелАЦИ» является рынок строительных материалов.

Выделим следующие сегменты: кровельные материалы, асбестоцементные трубы; внутренний и внешний рынок. Рассчитаем емкость рынка асбестоцементных листов:

С=Р-Е+1, где:

   Р - объем продукции, произведенный всеми предприятиями отрасли за год;

   Е - экспорт;

   I – импорт.

 

С=1750-87,5-3,5=1666 млн.усл.пл.

 

Предприятие придерживается стратегии единых цен или установления единой цены для всех потребителей, что укрепляет доверие потребителя.

 

2.4. Конкуренция.

На рынке асбестоцементных изделий, охватывающем всю Российскую Федерацию, действуют 24 предприятия. Три предприятия в сумме имеют долю рынка равную 54,75% (ОАО «БелАЦИ»-26,1%; ОАО «Себряковский КАЦИ»-18,35%; ОАО «Сухоложскасбоцемент»-10,3%). На остальные 21 предприятие приходится 35,5%, в среднем на каждое по 2,2%.

Проанализируем конкурентов и наши собственные позиции на рынке.

Анализ конкуренции.

                                        Таблица 2.1.

Кто наши конкуренты?   1. ОАО Себряковский КАЦИ 2. ОАО Сухоложскасбоцемент 3. ОАО Волна
Каковы их сильные и слабые стороны?   Сильные стороны: 1. Гибкая ценовая политика. 2. Высококвалифицированные маркетологи. 3. Новое оборудование. Слабые стороны: 1. Узкий ассортимент выпускаемой продукции. 2. Низкий процент использования производственных мощностей. 3. Нестабильное финансовое состояние.
Какие стратегии маркетинга используют конкуренты, и в каких пределах? Конкуренты в основном используют стратегию удержания имеющейся доли рынка, и лишь незначительное их число стремятся к ее увеличению.
Какие новые конкуренты могут появиться (товары близкого назначения, многофункциональные изделия и т.д.)? Существует возможность появления новых видов асбестоцементных изделий, активным поиском которых занимается как ОАО «БелАЦИ» так и его конкуренты.

SW 0Т- анализ.

Итогом анализа среды предприятия является сопоставление сильных и слабых сторон предприятия с угрозами и возможностями (таблица 2.5.)

III. ПЛАН МАРКЕТИНГА

 

3.1. Стратегия маркетинга.

1. Маркетинг направлен на рынок кровельных материалов, с целью увеличения доли рынка за счет продажи асбестоцементных листов.

2. Добиваться следует увеличения объема упомянутого выше продукта.

3. Необходимо заметно увеличить объемы выпуска а/ц листов.

4. Все должно быть проведено в кратчайшие сроки.

На матрице Ансоффа. (рис.2.) представлены возможные стратегии поведения предприятия.

 
рынок старый                        новый     новый  

 

 


Проникновение на рынок Развитие рынка
Разработка товара Диверсификация  

 

 

Рис.2. Матрица Ансоффа.

3.2. Стратегия проникновения на рынок.

Данная стратегия предполагает увеличение объема продаж уже имеющегося у предприятия товара, на рынке, где предприятие уже имеет определенную долю.

Проникновение на рынок Вероятность успеха, %         Риски, % 80                                            20 Развитие рынка Вероятность успеха, %           Риски, % 40                                              60
Разработка товара Вероятность успеха, %          Риски, % 60                                             40 Диверсификация Вероятность успеха, %             Риски, % 20                                                80

Данная стратегия имеет следующее соотношение рисков и выгод:

· вероятность успеха - 80%

· риски - 20%

В то время как остальные:

· развитие рынка (риски 60%; успех 40%)

· разработка товара (риски 40%; успех 60%)

· диверсификация (риски 80%; успех 20%)

Таким образом, можно сделать вывод, что с учетом нынешнего состояния предприятия, его возможностей, а также учитывая позиции и возможности основных конкурентов наиболее эффективной и безопасной стратегией для ОАО «БелАЦИ» является стратегия проникновения на рынок.

3.3. Стратегия роста.

 Эта стратегия является логическим следствием выбранной стратегии проникновения. Рост будет иметь интенсивный характер, т.е. за счет применения более совершенных технологий и факторов производства.

За счет выбранной стратегии предполагается увеличение ряда количественных параметров предприятия.

 

Каналы распределения.

Продукция предприятия доставляется потребителю непосредственно с самого предприятия автомобильным или железнодорожным транспортом.

Предприятие имеет канал распределения нулевого уровня «производитель-потребитель».

   Предприятие не имеет розничных торговых точек, в связи с этим, отсутствует торговый персонал.

Предприятие использует прямой или непосредственный сбыт, позволяющий устанавливать прямые контакты с покупателями, не прибегая к услугам независимых посредников.

 

3.5. Коммуникации.

Предприятие не использует методов воздействия на покупателей через стимулирование сбыта. При продвижении товара используются стандартные методы, такие как, реклама и пропаганда.

 

З.6. Жизненный цикл продукции предприятия.

 Проанализировав ассортимент продукции с точки зрения жизненного цикла, получили следующие результаты (рис. 1):

Большая часть продукции (50%) находиться на стадии роста; 25% в стадии выведения на рынок; в стадии зрелости и насыщения 25%.

Товаров, находящихся в стадии упадка нет (0%).

 

 


                                                                               25 %

 

                   25 %                    50 %

 


Рис.1. Анализ ассортимента с точки зрения жизненного цикла.


IV. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ 

 И ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Таблица 4.1.

Показатели   2001год   2002 год  
Чппп   1333   1340  
ОПФср.год   115942,5 143145,5  
Фв (стр.2/стр.1)   86,98   106,83  

4.2. Анализ производственного плана.

4.2.1. Выполнение производственной программы предприятия.

Для начала введем основные понятия.

Под производственной программой предприятия понимается научно обоснованное плановое задание по объему, номенклатуре, ассортименту и качеству выпускаемой продукции разработанное на основе заключенных договоров и утвержденное на предприятии соответствующим органом.


Производственная мощность это максимально возможная годовая выработка продукции в натуральном выражении при максимальном использовании оборудования, рабочего времени. Производственная мощность определяется по оборудованию, участку, цеху, предприятию.

 

Вспомогательная таблица для определения степени выполнения

производственной программы.

                                                                                                       Таблица 4.2.

Показатели   2001 год 2002 год
План   281590   322508  
Фактически   292572   337021  
% выполнения плана   103,9   104,5  

 

Вспомогательная таблица для анализа производственной мощности предприятия.

                                                                                                                               Таблица 4.3.

Виды

продукции

 

Ед.измер.

 

 

Производственная

мощность

Выпуск продукции

 

Использование

мощности, %

2001 год   2002 год   2001 год   2002 год   2001 год   2002 год  
Листы асбестоцементные млн.усл. пл. 349,3 349,7 292,572 337,021 83,8 96,4
Трубы асбестоцементные усл.км.   5669 5600 3079 3421 54,3 61,8

Вывод: наряду с сокращением производственных мощностей по трубам, наблюдается рост выпуска продукции, следствием этого является, повышение процента использования мощностей.

4.2.2. Наличие и движение основных фондов

Основные производственные фонды - это средства труда, которые неоднократно участвуют в производственном процессе, сохраняя при этом свою натуральную форму, а их стоимость переносится на производимую продукцию частями по мере износа.

Для учета, оценки и анализа ОПФ классифицируют по ряду признаков.

По функциональному назначению ОПФ делятся на производственные и непроизводственные.

К производственным основным фондам относят те средства труда, которые непосредственно участвуют в производственном процессе (машины, оборудование и т.д.), создают условия для его нормального осуществления (производственные здания, сооружения, электросети и др.) и служат для хранения и перемещения предметов труда.

Непроизводственные основные фонды - это основные фонды, которые непосредственно не участвуют в производственном процессе (жилые дома, детские сады и ясли, школы, больницы и др.), но находятся в ведении промышленных предприятий.

В зависимости от степени их воздействия на предмет труда разделяют на активные и пассивные.

К активным относятся такие основные фонды, которые в процессе производства непосредственно воздействуют на предмет труда, видоизменяя его (машины и оборудование, технологические линии, измерительные и регулирующие приборы, транспортные средства).

Все остальные основные фонда можно отнести к пассивным, так как они непосредственно не воздействуют на предмет труда, а создают необходимые условия для нормального протекания производственного процесса (здания, сооружения и т.д.).

Для анализа качественного состояния основных средств на предприятии необходимо знать их структуру.

Производственная структура - соотношение различных групп основных производственных фондов по вещественно-натуральному составу в их общей среднегодовой стоимости.

Важнейшим показателем производственной структуры ОПФ является доля активной части в их общей стоимости. Это связано с тем, что объем выпуска продукции, производственная мощность и другие экономические показатели работы предприятия в значительной мере зависят от величины активной части ОПФ. Поэтому повышение ее доли до оптимального уровня является одним из направлений совершенствования производственной структуры ОФ на предприятии.

 

Структура основных фондов.

                                                                                                           Таблица 4.4.

 

Показатели

 

Нач. 2001 года

Кон. 2001 года

Кон. 2001

Кон. 2002

 годаКон. 2002

Тыс. руб.

%

Тыс. руб.

%

Тыс. руб.

%

Производственные   106296   92,3   125589   99,4   160702   99,5  
Непроизводственные   8824   7,7   727   0,6   769   0,5  
Активные   43196   30   55688   44,1   88601   54,9  
Пассивные   71924   70   70628   55,9   72870   45,1  

 

Коэффициенты обновления и выбытия используются для более детального анализа процесса воспроизводства основных фондов.

 

, где:

 Фввед - стоимость введенных основных фондов.

 Фкон. года - стоимость ОФ на конец года.

Вспомогательная таблица для расчета коэффициента обновления ОПФ.

                                                                                     Таблица 4.5.

Показатели   2001 год 2002 год
Фввед, тыс. руб.   19460   35988  
Фкон, года, тыс. руб   126316   161471  
Кобн. % (стр.1/стр.2)   0,15   0,22  

, где:

Фвыб - стоимость выбывших основных фондов.

Фнач. года - стоимость ОФ на начало года.

Вспомогательная таблица для расчета коэффициента выбытия ОПФ.

                                                                                   Таблица 4.6.

Показатели   2001 год   2002 год  
Фвыб, тыс.руб.   8264   833  
Фнач.года, тыс. руб     115120   126316  
Квыб, % (стр.1/стр.2)   0,07   0,01  

 

Анализируя эти два показателя можно сделать следующий вывод: превышение величины Кобн. по сравнению с Квыб. свидетельствует о том, что идет процесс обновления ОПФ. Такая тенденция наблюдается в 2001 и в 2002 годах.

Показатели эффективности использования ОПФ.

Обобщающим показателем, характеризующим использование основных фондов на предприятии, является показатель фондоотдачи. Для его расчета используется следующая формула:

                                                                                                                , где:

ТП - товарная продукция предприятия в стоимостном выражении;

ОПФср. год - среднегодовая стоимость основных производственных фондов.

Вспомогательная таблица для расчета фондоотдачи.

Таблица 4.7.

Показатели   2001 год   2002 год  
ТП, тыс.руб.   518600   723700  
ОПФср год, тыс.руб.     115942,5   143145,5  
Фо,руб/руб. (стр.1/стр.2)   4,47 5,06  

          Анализируя показатель, выявилось, что в 2001 году на 1 руб. ОПФ приходилось 4,47 руб. товарной продукции, а в 2002 году этот показатель вырос до 5,06 руб. Это говорит о положительной тенденции изменения фондоотдачи.

Показателем, обратным фондоотдаче, является фондоемкость.          

 

Вспомогательная таблица для расчета фондоемкости.

Таблица 4.8.

Показатели   2001 год   2002 год  
Фо   4,47   5,06  
Фе.руб/руб.   0,22   0,2  

4.2.3. Обеспеченность оборотными средствами.

  Оборотные средства необходимы для обеспечения бесперебойного процесса производства и обращения. Оборотные средства – это экономическая категория, которая определяется как совокупность оборотных фондов и фондов обращения (готовая продукция на складе, денежные средства и т.д.).

  К оборотным производственным фондам относят часть средств производства, вещественные элементы, которых в процессе труда отличаются от ОПФ расходом в каждом производственном цикле, их стоимость переносится на продукты труда целиком и сразу.

  К оборотным средствам ОАО «БелАЦИ» относится сырье (асбест, цемент - основные), МБП, готовая продукция, денежные средства и т.д.

Под структурой оборотных средств понимается соотношение их отдельных элементов во всей их совокупности.

  Знание и анализ структуры оборотных средств на предприятии имеют огромное значение, так как она в определенной мере характеризует финансовое состояние на тот или иной момент работы предприятия. Например, чрезмерное увеличение доли дебиторской задолженности, готовой продукции на складе, незавершенного производства свидетельствуетоб ухудшении финансового состояния предприятия.

Дебиторская задолженность характеризует отвлечение средств из оборота данного предприятия и использование их дебиторами, должниками в своем обороте. Повышение доли незавершенного производства, готовой продукции на складе указывает на отвлечение оборотных средств из оборота, снижение объема реализации и, следовательно, прибыли.

Для анализа структуры оборотных средств составим таблицу.

 

Структура оборотных средств предприятия.

Таблица 4.9.

77517

100

75760

100

106485 100                        

Проанализируем таблицу.

В начале 2001 года наибольшую долю в структуре оборотных фондов предприятия составлялизапасы: 52,24 %, куда входят сырье и материалы, готовая продукция и товары для перепродажи, и расходы будущих периодов.    

Данный факт можно выделить как положительный момент, т.к. запасы являются собственными средствами предприятия. К концу 2001 года этот показатель увеличился до 65,54 %. но уже с начала 2002 года доля запасов начала уменьшаться и к концу 2002 года составляла 62,95 %.

В начале 2001 года большой удельный вес имела краткосрочная дебиторская задолженность 37,92 %, но уже к концу 2001 года уменьшилась практически в 2 раза и составила 19,1 %, и продержалась на этом уровне до начала 2002 года, и в незначительной мере снизилась к концу года. 

В целом же можно сказать, что в 2002 году по сравнению с 2001 наблюдается улучшение состояния предприятия по одним показателям, таким как запасы и краткосрочная дебиторская задолженность, но в то же время ухудшение по показателю долгосрочной дебиторской задолженности.

 

Таблица 4.10.

Показатели   2001 год   2002 год  
Vр, тыс.руб.   555062   762028  
Оср, тыс.руб.   68881   91122,5  
Коб (стр.1/стр.2)   8,06   8,36  
Д, дней (360/стр.3)   44,67   43,06  

 

Данные показатели имеют положительную динамику. Наблюдается как рост коэффициента оборачиваемости, что говорит об увеличении скорости оборота оборотных средств предприятия, так и снижение длительности оборота, что свидетельствует о сокращении срока возврата оборотных средств в виде выручки от реализации продукции.


4.2.4. Использование материальных ресурсов.

Структура затрат представляет соотношение отдельных элементов затрат в общей величине затрат на предприятии.

.

Структура затрат на предприятии.    

                                                                   Таблица 4.11.

Вид затрат   2001 год   2002 год  
Материальные затраты   379708   508488  
Затраты на оплату труда   65714   80409  
Отчисления на социальные нужды   21772   25541  
Амортизация   4104   5135  
Прочие затраты   19612   42517  
Итого по элементам затрат 490910 662090

 

Важнейшим обобщающим показателем уровня использования всех материальных ресурсов на предприятии является материалоемкость продукции, которая показывает, сколько в среднем материальных ресурсов необходимо для выпуска единицы продукции.

Материалоотдача – показатель, обратный материалоемкости, т.е. она показывает количество выпускаемой продукции на 1 руб. расходуемых ресурсов.

 

   ,  , где:

 

МЗ – количество израсходованных материальных ресурсов на предприятии;

ГПст.выр – готовая продукция в стоимостном выражении.

 

Вспомогательная таблица для расчета материалоемкости

 и материалоотдачи.

                                                                                                                                        Таблица 4.12.

Показатели 2001 год 2002 год
МЗ (тыс.руб)   379708   508488  
ГПст.выр. (тыс.руб.)   518600   723700  
Ме (стр.1/стр.2)   0,732   0,703  
Мо (стр.2/стр.1)   1,366   1,423  

 

Анализируя таблицу можно сделать следующие выводы.

По сравнению с 2001 годом в 2002 наблюдается улучшение обоих показателей, т.е. наблюдается снижение материальных затрат на ед. продукции на 0,03 и увеличение выпускаемой продукции на 1 руб. затрат на 0,057.

Т.к. оба показателя улучшились, это говорит об улучшении использования ресурсов на предприятии.

 

4.2.5. Использование трудовых ресурсов.

Рассчитаем следующие показатели:

 

 

1) коэффициент текучести:    

                             

2) коэффициент оборота по приему:   

     


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.239 с.