Для людей в возрасте от 3 до 14-16 лет — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Для людей в возрасте от 3 до 14-16 лет

2019-11-28 164
Для людей в возрасте от 3 до 14-16 лет 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Практические занятия

по дисциплине

ОП.03 «Возрастная анатомия,

Физиология и гигиена»

Учебно-методическое пособие

специальности

44.02.02  Преподавание в начальных классах

 очная форма получения образования

 

 

Воркута 2014

ББК 74.200.55

Прак 69

Рассмотрено                                   на заседании ПЦК преподавателей  профессиональных дисциплин специальности «Социальная работа»                                             Протокол № 8 от 17.11. 2014г. Председатель ПЦК _______ _______________ /Валенчак С.А./      Утверждено учебно-методическим советом ГПОУ «Воркутинский педагогический колледж» Протокол № от           2014 г. Председатель совета  ___________________ А.А. Шульга

Составлено

в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования нового поколения по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

 

Заместитель директора колледжа

по учебно-воспитательной работе                                  ______ __________ Т.В.Томченко

Прак 69    Практические занятия по дисциплине  ОП.03 «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» [Текст]: учебно-методическое пособие / авт.-сост. Г.А.Цыганова. – Воркута: ГПОУ «ВПК», 2014. – 28 с.

 

 

 Рецензент: Черножукова Н.Ф., преподаватель  

В пособии представлены практические занятия по дисциплине ОП.03  «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», предусмотренные программой данного курса. Содержание практических занятий  позволят студентам изучить вопросы практические вопросы основного содержания учебной дисциплины, подготовиться к текущей и промежуточной аттестации.

Пособие предназначено для студентов ГПОУ «Воркутинский педагогический колледж», обучающихся по специальности 44.02.02Преподавание в начальных классах очной формы получения образования.

 


Содержание

 

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………….4

РАЗДЕЛ 1. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ…………………………………………………………………..5

Практическое занятие №1 «Изучить методики оценки показателей физического развития»…………………5

РАЗДЕЛ 2. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НЕРВНОЙ СИТЕМЫ……………………………………...........6

Практическое занятие №2 «Определить функции отделов вегетативной нервной системы»…………............6

Практическое занятие №3 «Определить функции продолговатого мозга»……………………………………..7

Практическое занятие №4 «Определить функции отделов головного мозга»………………………………….8

Практическое занятие №5 «Составить режим дня школьника»………………………………………………9

Практическое занятие №6 «Определить объём кратковременной памяти»……………………………………10

Практическое занятие №7 «Определить объём смысловой памяти»…………………………………………..11

Практическое занятие №8 «Определить уровень развития логического мышления»………………………...11

Практическое занятие №9 «Определить тип ВНД»……………………………………………………………..12

РАЗДЕЛ 3. ВОЗРАСТНЫЕ АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИСЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМ ОРГАНОВ..13

Практическое занятие №10 «Определить рефлекторные реакции зрачка»……………………………………13

Практическое занятие №11 «Определить профиль асимметрии»………………………………………………14

Практическое занятие №12 «Определить зоны вкусовой чувствительности языка»…………………………16

Практическое занятие №13 «Определить плоскостопие»……………………………………………………….17

Практическое занятие №14 «Оценить состояние осанки»………………………………………………………18

Практическое занятие №15 «Изучить методы измерения показателей пульса»………………………………19

Практическое занятие №16 «Определить частоту сердечных сокращений»…………………………………..20

Практическое занятие №17 «Определить артериальное давление»……………………………………………21

Практическое занятие №18 «Определить частоту дыхательных движений»………………………………….22

Практическое занятие №19 «Определить жизненную ёмкость лёгких»……………………………………….23

Практическое занятие №20 «Изучит способы контроля  физической работоспособности»……………..25

Практическое занятие №21 «Определить энергозатраты при физической нагрузке»………………………..26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………………………………………28

 

Введение

 

При изучении курса «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» в педагогических колледжах учебным планом и программой предусмотрены не только теоретические (лекции), но и практические (лабораторные) занятия. Основная цель этих занятий – углубление изучения теоретического материала и выработка навыков физиологического эксперимента, необходимых будущему педагогу для его дальнейшей работы в образовательных учреждениях.

В настоящее время особое значение приобретают исследования и наблюдения, проводимые на человеке, что позволяет анализировать состояние жизнедеятельности организма и составлять рекомендации по соблюдению режима труда и отдыха в различные возрастные периоды.

В пособии содержаться практические работы, для которых не требуется особого оснащения и сложных приборов. В практикуме присутствуют опыты, позволяющие изучать возрастные особенности различных органов и систем организма, а также их функций не в статике, а в динамике, для чего в работы введены специальные функциональные нагрузки.

Представлены разделы: «Закономерности развития», «Возрастные особенности нервной системы», «Возрастные анатомо-физиологические особенности систем органов». К практическим занятиям студенты могут приступить только после того, как прослушают лекции по соответствующему разделу  и разберут материал самостоятельной работы. Это обеспечивает должную теоретическую подготовку к проведению практических работ и понимание полученных результатов.

Для эффективного усвоения техники физиологического эксперимента и изучения различных физиологических явлений практические работы выполняются  индивидуально или в парах (за исключением демонстрационных или групповых работ).

Качество выполнения практических работ студентами в значительной степени зависит от правильной организации занятия, к которому студенты должны быть заранее подготовлены. Для проверки знаний, студентам предлагаются вопросы для повторения. Ход работы и ее теоретическое обоснование необходимо фиксировать в тетради. Преподаватель в течение всего занятия следит за выполнением каждой работы, консультирует студентов, а в конце занятия принимает работу. По итогам проведения практической работы студенты составляют аналитические выводы и отвечают на контрольные вопросы.

 

 

                                             

 

 

РАЗДЕЛ 1.

«ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ»

 

Практическое занятие №1

(2 часа)

Тема: Изучить методики оценки показателей физического развития

 

В результате освоения темы обучающийся должен

 уметь:

- определять топографическое расположение и строение органов и частей тела;

- оценивать факторы внешней среды с точки зрения их влияния на функционирование и развитие организма человека в детском и подростковом возрасте;

- проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;

- обеспечивать соблюдение гигиенических требований в кабинете при организации обучения младших школьников;

 

 знать:

- основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены;

- основные закономерности роста и развития организма человека.

- возрастные анатомо-физиологические особенности детей и подростков;

 

ИТОГ: ОЦЕНКА

 

Вопросы для повторения:

1.Дать характеристику уровней организации целостного организма.

 

Ход работы

Задание 1. Рассчитайте рост ребенка, в возрасте от 3 до 14 лет, используя для этого предложенную формулу. Сделайте вывод о состоянии роста ребёнка, используя оценку результатов.

Теоретический расчет среднего роста

Формулы вычисления роста

Для девочек среднего типа телосложения: Рост = 6 х Возраст + 76 Для мальчиков среднего типа телосложения: Рост = 6 х Возраст + 77

 

Физиологические данные: мальчик, возраст – 9 лет, рост – 140см.

Оценка результатов. Отклонения от средних физических величин не должны превышать ± 2,5 см для мальчиков и ± 3,5 см – для девочек. Если полученный при расчете рост на 20% больше или меньше среднего, это может указывать на эндокринные нарушения.

Задание 2. Определите индекс тучности, используя собственные данные. Сделайте вывод о состоянии данного показателя своего физического развития.

 

Формула расчета индекса тучности (ИТ)  

 

Оценка результатов

Полученные величины показателей Пиньи (у взрослых) оцениваются по следующей шкале:

меньше 10 – крепкое телосложение

10-20 – хорошее телосложение

21-25 – среднее телосложение

26-35 – слабое телосложение

36 и более – очень слабое телосложение

Форма отчетности

Сравните расчетные данные с результатами антропометрических измерений. Сделайте вывод о развитии собственного организма.

Самостоятельная внеаудиторная работа:

1. Определить возрастные периоды развития.

2. Определить влияние наследственности и среды в развитии ребёнка.

 

Практическое занятие №2

(2 часа)

Тема:  «Определить функции отделов вегетативной нервной системы»

В результате освоения темы обучающийся должен

 уметь:

- применять знания анатомии, физиологии и гигиены при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;

- проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;

- оценивать факторы внешней среды с точки зрения их влияния на функционирование и развитие организма человека в детском и подростковом возрасте;

 знать:

- основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены;

- основные закономерности роста и развития организма человека;

- строение и функции систем органов здорового человека;

- физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;

 

ИТОГ: ОЦЕНКА

 

Вопросы для повторения:

1. Назовите функцииотделов вегетативной нервной системы.

 

Ход работы

Задание 1. Испытуемый ложится на спину и после 3-5-минутного отдыха в течение 15 с подсчитывает пульс, затем резко встает и в этом положении в течение первых 15 с вновь подсчитывает пульс. Рассчитывает разницу двух измерений. Сделать вывод по результатам измрений.

Оценка результатов

При нормальном тонусе и возбудимости нервной системы разница двух измерений вашего пульса не должна превышать 12 - 18 ударов в минуту. Если она больше 18, то это свидетельствует о повышенной возбудимости сим­патического отдела вегетативной нервной системы.

 

Задание 2. Испытуемый проводит тупой частью карандаша по коже тыльной стороны кисти, в результате появится белая полоса. Однако через несколько секунд эта полоса исчез­нет, а на ее месте появится красная. Причина смены окра­ски на поверхности кожи связаны с деятельностью вегета­тивной нервной системы. Пройдет еще немного времени и цвет кожи станет обычным.

Появление белой полосы связано с рефлекторной дея­тельностью симпатического отдела (сужение сосудов), а появление красной полосы - парасимпатического отдела (расширение сосудов).

Форма отчетности

Опишите опыт и сделайте вывод, какие функции отделов вегетативной нервной системы вы наблюдали.

Самостоятельная внеаудиторная работа:

1. Определите функции нервной системы человека.

 

Практическое занятие №3

(2 часа)

Тема: «Определить функции продолговатого мозга»

В результате освоения темы обучающийся должен

 уметь:

- применять знания анатомии, физиологии и гигиены при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;

- оценивать факторы внешней среды с точки зрения их влияния на функционирование и развитие организма человека в детском и подростковом  возрасте;

- проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;

знать:

- основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены;

- основные закономерности роста и развития организма человека;

- строение и функции систем органов здорового человека;

- физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;

 

ИТОГ: ЗАЧЁТ

 

Вопросы для повторения:

1. Назовите отделы головного мозга.

2.Дайте краткую характеристику функций каждого из отделов.

Ход работы

Задание 1. Проведите эксперимент. Чистой ложкой экспериментатор прикасается к задней поверхности языка. Опишите возникшую реакцию. Непроизвольно возникает глотательный рефлекс.

Задание 2. Проведите эксперимент. Испытуемый делает подряд несколько глотательных движений. Когда у него во рту слюны не останется, глотательный рефлекс проявляться не будет.

Задание 3. Проведите эксперимент.  Испытуемый делает два-три быстрых и глубоких вдоха и выдоха. После этого у него на некоторое время дыхание прекращается.

Сделайте вывод о том, какие функции продолговатого мозга были выявлены в этих экспериментах?

Самостоятельная внеаудиторная работа:

1. Особенности нервной деятельности школьника.

 

Практическое занятие №4

(2 часа)

Тема: «Определить функции отделов головного мозга»

В результате освоения темы обучающийся должен

 уметь:

- применять знания анатомии, физиологии и гигиены при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;

- оценивать факторы внешней среды с точки зрения их влияния на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте;

знать:

- основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены;

- строение и функции систем органов здорового человека;

- физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;

 

ИТОГ: ЗАЧЁТ

                                   

 

Вопросы для повторения:

1. Назовите основные структуры мозжечка.

2.Какие функции мозжечка вы знаете?

Ход работы

Задание 1. Проведите эксперимент.Испытуемый производит вдох (не очень глубокий) и задерживает дыхание. Через некоторое время (30 - 40 с) дыхание станет трудно задерживать и произойдет непро­извольный выдох. Обратите внимание на то, как измени­лось дыхание.

Когда дыхание нормализуется, испытуемый должен сделать два-три быстрых и глубоких вдоха и выдоха и обратить внимание на непроизвольную задержку дыхания. Сделайте вывод по результатам своих наблюдений.

Форма отчетности

1.Почему дыхание стало более глу­боким и частым после того, как  испытуемый задержал ды­хание?

2. Почему после нескольких быстрых выдохов и вдохов дыхание на некоторое время останавливается?

Задание 2. Проведите эксперимент. Испытуемый закрывает глаза, вытягивает вперед правую руку с разогнутым указательным пальцем, остальные пальцы сжаты в кулак. После этого кончиком указатель­ного пальца он касается кончика своего носа.

Оценка результатов

В норме здоровый человек легко выполнит данное за­дание. При нарушении функции мозжечка данное задание выполнимо только в том случае, если рука опущена вниз. Сделайте вывод по результатам своих наблюдений.

Задание 3.  Проведите эксперимент.  Работа проводится в парах. Испытуемый сгибает руку в локте. Экспериментатор захватывает его предплечье около кисти и предлагает испытуемому тянуть руку на себя, преодолевая сопротивление. Затем неожиданно для испытуемого экспериментатор отпускает его руку. Рука испытуемого делает короткий рывок и останавливается. Сделайте вывод по результатам своих наблюдений.

Самостоятельная внеаудиторная работа:

  1. Определите особенности нервной деятельности ребёнка преддошкольного возраста.

 

Практическое занятие №5

(2 часа)

Тема: «Составить режим дня школьника»

В результате освоения темы обучающийся должен

 уметь:

- применять знания анатомии, физиологии и гигиены при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;

- оценивать факторы внешней среды с точки зрения их влияния на функционирование и развитие организма человека в детском и подростковом возрасте;

- учитывать особенности физической работоспособности и закономерности ее изменения в течение различных интервалов времени (учебный год, четверть, месяц, неделя, день, занятие) при проектировании и реализации образовательного процесса

знать:

- строение и функции систем органов здорового человека;

- физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;

- гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;

- основы профилактики инфекционных заболеваний;

- гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу, зданию и помещениям школы.

 

ИТОГ: ОЦЕНКА

 

Вопросы для повторения:

1.Дайте понятие высшая нервная деятельность.

2.Определите основные отличия условных и безусловных рефлексов.

 

Задание 1. Познакомьтесь с основными режимными моментами детей дошкольного возраста, используя материалы. В дошкольном возрасте закладываются основы физического и психического здоровья. Крайне важно сохранить нервную систему ребенка и мотивацию к обучению, тогда в более старшем возрасте он легко освоит все необходимые навыки. Поэтому необходим режим дня и дозированный, осторожный ввод обучающих занятий.

Задание 2. Перечислите гигиенические правила проведения развивающих занятий в дошкольных

учреждениях.

Задание 3. Разработайте рекомендации по составлению режима дня ребёнка школьного возраста (возраст по выбору студента).

Результаты оформите в виде презентации.

Самостоятельная внеаудиторная работа:

1.Возрастные особенности условно-рефлекторной деятельности.

2.Условное торможение как основа поведения.

Практическое занятие №6

(2 часа)

Тема: «Определить объём кратковременной памяти»

В результате освоения темы обучающийся должен

 уметь:

- применять знания анатомии, физиологии и гигиены при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;

- оценивать факторы внешней среды с точки зрения их влияния на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте;

- учитывать особенности физической работоспособности и закономерности ее изменения в течение различных интервалов времени (учебный год, четверть, месяц, неделя, день, занятие) при проектировании и реализации образовательного процесса

 

знать:

- строение и функции систем органов здорового человека;

- физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;

-  гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу, зданию и помещениям школы.

ИТОГ: ЗАЧЁТ

Задание 1.   Проведите эксперимент.В течение 1 мин внимательно прочитайте предложен­ный текст, (сено, ключ, самолет, поезд, картина, месяц, певец, радио, трава, перевал, автомобиль, сердце, букет, тротуар, столетие, фильм, аромат, горы, океан, неподвижность, календарь, мужчина, женщина, абстракция, вертолет, часы). Затем отложите и закройте его. В течение 5 мин запишите все слова, которые вам удалось запомнить в любом порядке.

Задание 2.   Подсчитайте число написанных слов (проверьте, нет ли ошибок), за каждое слово начислите себе 1 балл. По сумме баллов определите, к какой категории отно­сится объем вашей памяти. Сделайте вывод по результатам наблюдений.

 

Практическое занятие №7

(2 часа)

Тема: «Определить объём смысловой памяти».

В результате освоения темы обучающийся должен

 уметь:

- применять знания анатомии, физиологии и гигиены при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;

- оценивать факторы внешней среды с точки зрения их влияния на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте;

 

знать:

- строение и функции систем органов здорового человека;

- физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;

-  возрастные анатомо-физиологические особенности детей и подростков;

- влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность. Поведение.

- основы гигиены детей и подростков;

ИТОГ: ОЦЕНКА

 

Задание 1.   Проведите экспериментв парах, для этого используйте следующую инструкцию:

«Вам будет предъяв­лен ряд понятий. Для того чтобы их лучше запомнить, делайте на листе бумаги какие-либо зарисовки или помет­ки (но не слова), фиксируя таким образом те ассоциации, которые они у вас вызывают. При воспроизведении поня­тий вы будете пользоваться вашими пометками. Старай­тесь точно воспроизводить понятие».

Экспериментатор громко и отчетливо один раз зачиты­вает с интервалом по времени, достаточным для того, чтобы испытуемый сделал нужные ему пометки, 18 поня­тий. Через 30-60 мин испытуемый, используя свои помет­ки, записывает все 18 понятий.

Перечень понятий: 1. Вкусный ужин. 2. Веселый праздник. 3. Пе­чаль. 4. Дружба. 5. Сильное желание. 6. Радость. 7. Совме­стная работа. 8. Утренняя зарядка. 9. Воскресный вечер. 10. Торжественная встреча. 11. Теплый прием. 12. Книж­ный магазин: 13. Футбольный матч. 14. Газетный обзор. 15. Любимый урок. 16. Центральная улица. 17. Родной очаг. 18. Заграничная поездка.

Задание 2.   Проанализируйте количество ошибок и сравните с ре­зультатами других испытуемых.

Сделайте вывод по результатам эксперимента, при этом учитывайте, что все психические процессы связаны между собой. Дол­говременная память предполагает отбор полезной ин­формации, и ее длительное сохранение с возможностью последующего воспроизведения. В этом процессе кроме непосредственного восприятия участвуют также пред­ставление, воображение, мышление.

Самостоятельная внеаудиторная работа:

1.Гигиена нервной деятельности.

Практическое занятие №8

(2 часа)

Тема: «Определить уровень развития логического мышления».

В результате освоения темы обучающийся должен

 уметь:

- применять знания анатомии, физиологии и гигиены при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;

- оценивать факторы внешней среды с точки зрения их влияния на функционирование и развитие организма человека в детском и подростковом возрасте;

 

знать:

- физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;

-  физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;

-  возрастные анатомо-физиологические особенности детей и подростков;

- влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность. Поведение.

- основы гигиены детей и подростков

ИТОГ: ЗАЧЁТ

 

Задание 1. Проведите эксперимент.Экспериментатор предъявляет испытуемому лист бу­маги, на котором представлено 7 числовых рядов. Испы­туемый в течение 5 мин должен найти закономерность построения каждого ряда и вписать недостающие числа.

Примерный вариант числового ряда.

1) 24 21 19 18 15 13 - - 7                            5) 7 16 19 5 21 16 9 - 4;

2) 1 4 9 16 - - 49 64 81 100;           6) 2 4 8 10 20 22 - - 92 94;

3) 16 17 15 18 14 19 - -;                     7) 24 22 19 15 - -;

4) 1 3 6 8 16 18 - - 76 78;

 

Задание 2. Оцените полученные результаты: норма для подростка - определить за 5 мин 3 и более ряда. Сделайте вывод по результатам эксперимента.  Правильные ответы: 1) 12,9; 2) 25, 36; 3) 13, 20; 4) 36, 38; 5) 13; 6) 44, 46; 7) 10, 4.

 

Самостоятельная внеаудиторная работа:

1.Развитие речи у детей дошкольного возраста.

Практическое занятие №9

(2 часа)

Тема: «Определить тип ВНД».

В результате освоения темы обучающийся должен

 уметь:

- применять знания анатомии, физиологии и гигиены при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;

- оценивать факторы внешней среды с точки зрения их влияния на функционирование и развитие организма человека в детском и подростковом возрасте;

- обеспечивать соблюдение гигиенических требований в кабинете при организации обучения младших школьников;

- учитывать особенности физической работоспособности и закономерности ее изменения в течение различных интервалов времени (учебный год, четверть, месяц, неделя, день, занятие) при проектировании и реализации образовательного процесса.

 

знать:

- физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;

- влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение.

- возрастные анатомо-физиологические особенности детей и подростков

- основы гигиены детей и подростков.

ИТОГ: ОЦЕНКА

 

Вопросы для повторения:

1.Перечислите основные показатели типа ВНД.

2.Дайте характеристику классификации типов ВНД у детей Н.И.Красногорского.

Задание 1. Используя метод наблюдения, составьте характеристику особенностей типа ВНД у учащегося младшего школьного возраста.

План характеристики.

1.Возраст ребёнка, класс.

2. Общий фон настроения (адекватный, депрессивный, тревожный, эйфоричный и т.д.; активность, наличие познавательных интересов, проявления возбудимости, расторможенности).

3. Контактность (желание общаться, уход от контакта, поверхностный, легкий, симптомы тревожности, тормозимости, сложность адаптации к новой обстановке и незнакомым людям, страх, отсутствие потребности в общении, отгороженность)

4.Эмоциональное реагирование на поощрения и замечания (адекватное, неадекватное; положительное или равнодушное; понимание смысла и значения; повышение результативности выполнения заданий; исправление своих ошибок; необходимость более строгих мер; старание достичь результатов с помощью или без помощи взрослого)

5. Основные черты поведения (активность, пассивность, контактность, потребность в общении).

- особенности поведения на уроках

- поведение по отношению к родителям, педагогам, братьям, сестрам, сверстникам, старшим, младшим, больным, к другому полу; способ установления контакта

- действие в психологически значимых ситуациях (спокойствие, рассудочность, хаос, сопротивление)

- характер учебной  деятельности (активен, пассивен, эмоционален, сдержан, речевой контакт использует, отмалчивается, инициативен, ведом, конфликтен, миролюбив).

6.Работоспособность.

- скорость ориентировки на новом материале;

- общий темп и целенаправленность деятельности;

- устойчивость интереса;

- отвлекаемость, истощаемость

7. Речевое развитие.

- темп речи;

- словарный запас;

- нарушения звукопроизношения, аграмматичность,

- эмоциональность речи; и т.д.

Задание 2. Определите тип высшей нервной деятельности ребёнка, используя классификацию  

Н.И.Красногорского.

 

Самостоятельная внеаудиторная работа:

1. Динамический стереотип как основа воспитания.

Практическое занятие №10

(1 час)

Тема: «Определить рефлекторные реакции зрачка».

В результате освоения темы обучающийся должен

 уметь:

- применять знания анатомии, физиологии и гигиены при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;

- оценивать факторы внешней среды с точки зрения их влияния на функционирование и развитие организма человека в детском и подростковом возрасте;

- обеспечивать соблюдение гигиенических требований в кабинете при организации обучения младших школьников;

- учитывать особенности физической работоспособности и закономерности ее изменения в течение различных интервалов времени (учебный год, четверть, месяц, неделя, день, занятие) при проектировании и реализации образовательного процесса.

 

знать:

- основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены;

- физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;

- основы гигиены детей. гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;

- гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу, зданию и помещениям школы.

ИТОГ: ЗАЧЁТ

 

Вопросы для повторения:

1. Определите значение сенсорных систем в адаптации человека к условиям окружающей среды.

2.Опишите строение зрительного анализатора.

Задание 1. Проведите наблюдение.  Обследуемого посадить лицом к источнику света. Глаза должны быть открыты.

Прикрыть оба глаза обследуемого руками и быстро убрать руку от одного глаза. Обратить внимание на величину зрачка. После определения прямой реакции на свет одного глаза, эту реакцию исследовать и на втором глазу.

Задание 2. При определении содружественной реакции зрачков на свет прикрыть ладонью один глаз обследуемого. Наблюдать за реакцией зрачка второго глаза. Убрать руку от глаза. Обратить внимание на величину зрачка. Сделайте вывод о механизмах прямой и содружественной реакции зрачков на свет.

Самостоятельная внеаудиторная работа:

1. Гигиена зрения.

Практическое занятие №11

(2 часа)

Тема: «Определить профиль асимметрии».

В результате освоения темы обучающийся должен

 уметь:

- применять знания анатомии, физиологии и гигиены при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;

- оценивать факторы внешней среды с точки зрения их влияния на функционирование и развитие организма человека в детском и подростковом возрасте;

- обеспечивать соблюдение гигиенических требований в кабинете при организации обучения младших школьников;

- учитывать особенности физической работоспособности и закономерности ее изменения в течение различных интервалов времени (учебный год, четверть, месяц, неделя, день, занятие) при проектировании и реализации образовательного процесса.

-

знать:

- основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены;

- физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;

- возрастные анатомо-физиологические особенности детей и подростков;

- влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность. Поведение.

- основы гигиены детей и подростков;

ИТОГ: ОЦЕНКА

 

Вопросы для повторения:

1. Определите основные зоны чувствительности коры головного мозга.

2.Дайте сравнительную характеристику условных и безусловных рефлексов.

 

Задание 1. Провести эксперимент и определить ведущую руку.

1) Испытуемого просят быстро, не задумываясь, перекре­стить пальцы обеих рук. Сверху оказывается палец веду­щей руки (сверху правая рука - 1 балл; левая - 0).

2) Испытуемого просят скрестить руки (встать в позу Наполеона). Ведущей считается та рука, кисть которой первой направляется на предплечье другой руки и оказывается на нем сверху, тогда как кисть другой руки оказывается под предплечьем ведущей руки (правая - 1 балл; левая - 0).

3) Испытуемого просят завести часы. Ведущая рука выполняет активные точно дозируемые движения, с помощью которой производится завод часов. Неведущая рука фиксирует часы (часы фиксирует правая рука - 0 баллов; левая – 1).

4) Испытуемым предлагают провести вертикальные линии на расстоянии 1-1,5 см друг от друга сначала правой, а затем левой рукой. Число линий, проведенных ведущей рукой, гораздо больше, чем линий, проведенных неведущей рукой (правосторонняя асимметрия - 2 балла, левосторонняя - 0; асимметрии нет - 1).

Задание 2. Определить  ведущую ногу.

1) Испытуемого просят закинуть ногу на ногу. Сверху чаще всего оказывается ведущая нога (правая - 1 балл; левая - 0).

2) Испытуемому предлагают попасть мячом в цель ударом по мячу правой и левой ногой. Функционально преобладающая нога производит более точные движения (правосторонняя асимметрия - 2 балла; левосторонняя  - 0 баллов, асимметрии нет – 1 балл).

3) Испытуемого просят сделать десять шагов с места. Рулеткой измеряют длину шагов, сделанных правой и левой ногой, и вычисляют среднеарифметическую величину для каждой ноги. Шаги ведущей ноги длиннее, чем неведущей (правосторонняя асимметрия - 2 балла; левосторонняя -0
асимметрии нет - 1).

 

Задание 3. Определить ведущий глаз.

1) Испытуемого просят моргнуть одним глазом. Закрывается обычно неведущий глаз.

2) Испытуемому предлагают посмотреть в «подзорную трубу». Руки подносятся обычно к ведущему глазу.              

3) В листе плотной бумаги размером 5x10 см в центре в вырезают отверстие 1x1 см, экспериментатор держит этот лист на расстоянии 30-40 см, испытуемый, глядя в отверстие, фиксирует предмет, находящийся в 2-3 м от него. При закрывании ведущего глаза предмет смещается.

Если во всех заданиях ведущим был правый глаз - 2 балла; левый - 0; если в одном - правый глаз, а в другом - левый - 1 балл.

 

Задание 4. Определить ведущее ухо

1) Экспериментатор говорит испытуемому шепотом не­большие фразы. При равенстве остроты слуха испытуе­мый подставляет к говорящему ведущее ухо, т.е. ухо, ко­торым легче и быстрее осознается услышанное.

2) Испытуемому предлагается оценить гром


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.257 с.