Перинатальные матрицы Станислава Грофа — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Перинатальные матрицы Станислава Грофа

2019-11-19 122
Перинатальные матрицы Станислава Грофа 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Перинатальные матрицы Станислава Грофа

 

 

Очень большая, но очень интересная теория:

 

Об ощущениях и эмоциях будущей мамы во время родов написано много — как в научной, так и в художественной литературе. А что чувствует в это время малыш? Теория матриц Грофа — лишь одна из попыток это описать.

Итак, как же малыш будет переживать процесс собственных родов? Что он будет испытывать в этот момент? Какие ощущения будут сопровождать его приход в этот мир и какой след оставит это событие в душе маленького человечка? Отражаются ли родовые переживания в психике ребенка и как? Чем можем мы, взрослые, помочь или облегчить это испытание и стоит ли это делать? Очень много вопросов... Чтобы ответить на них, психологи использовали различные методы, например биографический, когда в описании жизни человека прослеживались некоторые закономерности и делалась попытка выявить взаимосвязь особенностей психики человека с тем, как проходил процесс его родов — была ли родовая деятельность медленной и вялой, либо стремительной и неуправляемой.

 

Среди множества методов исследований этого интересного процесса были даже такие экстраординарные, как использование исследователем легких степеней наркотического возбуждения, с тем чтобы ввести собственный организм в то психофизио-химическое состояние, которое сродни состоянию рождающегося человека. Врачами уже давно установлена примерная "химическая картина" состояния младенца, покидающего материнскую утробу — содержание в крови адреналина, эндоморфинов (биологически активных веществ, влияющих на нервную систему) и прочих составляющих. Вот эту-то химическую картину и пытались воссоздать в себе некоторые из отважных исследователей, с тем, чтобы еще раз прочувствовать, что же мы ощущали во время собственного рождения.

 

Пре́- и пе́рината́льная психоло́гия (англ. Pre- and perinatal psychology) — новая область знаний (подотрасль психологии развития), которая изучает обстоятельства и закономерности развития человека на ранних этапах: пренатальной (антенатальной), перинатальной (интранатальной) и неонатальной (постнатальной) фазах развития, и их влияние на всю последующую жизнь. Перинатальный — понятие состоит из двух слов: пери (peri) — вокруг, около и натос (natalis) — относящийся к рождению. Таким образом, пре- и перинатальная психология — это наука о психической жизни нерожденного ребенка или только-что родившегося (наука о начальной фазе развития человека — пренатальной и перинатальной).

 

Надо сразу сказать: к единому мнению о том, что же чувствует ребенок во время родов, пока не пришли. Но некоторые общие закономерности выделить все-таки можно.

 

Первая из них — это признание того, что начало родовой деятельности является сильнейшим стрессом для ребенка — стрессом психическим, физиологическим и даже почти нравственным. Можно сказать, что ребенок впервые в своей жизни сталкивается с несправедливостью и коварством. Теплая, уютная мамина утроба, которая столько времени давала все необходимое для жизни, вдруг становится агрессивной и неприветливой. Она начинает исторгать из себя, "изгонять из рая".

 

Наиболее последовательно охарактеризовал состояние ребенка от зачатия до родов Станислав Гроф. Станислав Гроф — американский врач и психолог чешского происхождения, один из основателей трансперсональной психологии. В созданной им концепции пренатального (дородового) существования человека выделены четыре основных периода, которые сохраняются в человеческом подсознании. Гроф называет их базовыми пренатальными матрицами (БПМ) и подробно характеризует, что происходит на каждой из этих матриц, что испытывает ребенок, какие бывают особенности проживания каждой из этих матриц и как в последующей жизни БПМ могут влиять на поведение человека. Каждая матрица формирует своеобразную стратегию отношения к миру, окружающим, самому себе.

 

4 базовые перинатальные матрицы:

схватки (матрица 1);

прохождение по родовым путям (матрица 2);

собственно роды (матрица 3);

первичный контакт с матерью (матрица 4).

 

ПЕРИНАТАЛЬНАЯ МАТРИЦА I

Изначальное единство с матерью (внутриутробное переживание до начала родов)

 

Эта матрица относится к первоначальному состоянию внутриутробного существования, во время которого ребенок и мать составляют симбиотический союз. Если нет какого-либо вредного воздействия, условия для ребенка оптимальны, учитывая безопасность, защиту, подходящее окружение и удовлетворение всех потребностей.

 

ПЕРИНАТАЛЬНАЯ МАТРИЦА II

ПЕРИНАТАЛЬНАЯ МАТРИЦА III

ПЕРИНАТАЛЬНАЯ МАТРИЦА IV

Пути передачи информации

 

Если мы признаем наличие у плода и новорожденного возможности зафиксировать информацию о перинатальном периоде на всю жизнь, то тут же встает вопрос о путях передачи этой информации от беременной плоду и обратно. По современным представления существуют 3 основных пути:

 

1. Традиционный - через маточно-плацентарный кровоток. Через плаценту передаются гормоны, уровень которых частично управляется эмоциями. Таковы, например, гормоны стресса, эндорфины, и т.п.

 

2. Волновой - электро-магнитное излучение органов, тканей, отдельных клеток и т.п. в узких диапазонах. Например, есть гипотеза, что яйцеклетка, находящаяся в благоприятных условиях, может принять не любой сперматазоид, а только тот, который совпадает с ней по характеристикам электро-магнитного излучения. Зигота (оплодотворенная яйцеклетка) тоже извещает материнский организм о своем появлении на волновом уровне, а не на гормональном. Так-же больной орган матери излучает "неправильные" волны плоду и соответствующий орган у будущего ребенка может сформироваться тоже паталогичным.

 

3. Водный - через водную среду организма. Вода может являться энергоинформационным проводником и мать плоду может передавать некую информацию просто через жидкостные среды организма.

 

Электро-магнитное поле беременной женщины работает в милиметровом диапазоне, изменяется в соответствии с изменениями окружающей среды и играет роль одного из механизмов адаптации. Ребенок, в свою очередь, тоже обменивается с матерью информацией в этом же диапазоне.

 

Интересно, что проблема суррогатного материнства может быть рассмотрена совсем с другой стороны. Суррогатная мать, вынашивающая чужого (генетически) ребенка в течении 9 месяцев, неизбежно информационно влияет на него и это получается частично ее ребенок. Вынашиваемый ребенок так-же влияет на свою биологически неродную мать.

 

Проблема "нежеланных детей ", т.е. детей нежеланных для одного из родителей или для обоих, детей нежеланного пола, детей с дальнейшим нарушением социальной адаптации - это хлеб большой армии специалистов в цивилизованых странах. "Нежеланность" - очень расплывчатое понятие. Кому из родственников мешает появление этого ребенка, когда, по какой причине - всегда по разному. Как дети в перинатальный период узнают о своей нежеланности? Может быть потом на нежеланность спихиваются все проблемы человека, которые больше не на что списать. Занимаются этими проблемами энтузиасты и все это не более чем гипотезы, хотя и очень красивые и, хочется верить, в чем- то верные.

Практические выводы

 

Если ребенок может подвергаться влиянию матери, то можно ли его воспитывать внутриутробно? Перинатальная психология утверждает,что не только можно, но и необходимо. Для этого существуют программы пренатального (дородового) воспитания.

 

Главное - это достаточное количество положительных эмоций, испытываемых матерью. Классически беременным предлагалось смотреть на красивое, на природу, на море, не расстраиваться по пустякам. Очень хорошо, если мать рисует, даже не умея этого делать и в рисунке передает свои ожидания, тревоги и мечты. Огромный положительный эффект имеет рукоделие. К положительным эмоциям относится "мышечная радость", которую испытывает ребенок при занятиях мамой физкультурой и спортом, при длинных прогулках. Для восприятия всего этого плод использует свои органы чувств, которые внутриутробно развиты в разной степени.

 

Осязание

 

Раньше всего у плода появляется осязание. Примерно в 7-12 недель плод может чувствовать тактильные раздражители. Новорожденный тоже испытывает "тактильный голод" и существует понятие "тактильного насыщения", которое должно произойти к 7 месяцем, если ребенка достаточно носят на руках, массируют и вообще трогают. В Голландии есть система, называемая "гаптономия". Это система тактильного взаимодействия матери и плода. Можно беседовать с ребенком, говорить ему ласковые слова, спрашивать, как его зовут, похлопывать по животу и по его толчкам определять ответ. Это - формы первой игры. С ребенком может играть и отец.

 

Слух

 

Слуховой и вестибулярный аппараты плода формируются к 22 неделям беременности. Новорожденные слышат достаточно хорошо. В первые дни им может мешать жидкость в полости среднего уха - это околоплодные воды, которые не успели вытечь или всосаться. Некоторые дети сразу слышат хорошо. Внутриутробно дети тоже слышат, но им мешает шум материнского кишечника, сосудов матки, стук сердца. Поэтому внешние звуки доходят до них плохо. Но мать они слышат хорошо, т.к. акустические вибрации доходят до них через организм матери. Новорожденные узнают песни, которые им пели матери, стук сердца и ее голос.

 

Музыкой и беременностью занимается множество специалистов во всем мире. Доказано, что дети, матери которых пели во время беремености, имеют лучший характер, легче обучаемы, способнее к иностранным языкам, усидчивее. Недоношенные, у которых в кювезе играет хорошая музыка, лучше прибавляют в весе. Вдобавок поющие матери легче рожают, т.к. у них нормализуется дыхание, они научаются регулировать выдох.

 

Для того, чтобы ребенок мог услышать отца, необходимо сделать большой картонный рупор, положить его на живот и говорить или петь в него.

 

Можно класть на живот наушники или засовывать их за бандаж и включать спокойную музыку. Но долго глушить ребенка музыкой нельзя, т.к. это все-же является некой агрессией. По поводу того, какая музыка нужна ребенку и когда, есть множество версий и даже в Консерватории проф. Юсфин этим занимается. Некоторые считают, что ребенку нужен Моцарт и Вивальди, некоторые - что народные протяжные песни и колыбельные, некоторые - что популярная легкая музыка.

 

Зрение

 

Реакция зрачков на свет наблюдается с 24 недель беременности. Проходит ли красная часть спектра в матку, как некоторые считают, не очень ясно. Новорожденый видит достаточно хорошо, но не умеет фокусировать свое зрение, поэтому видит все расплывчато. Точно не ясно, какие объекты он видит лучше - на расстоянии 25-30 см (т.е. лицо матери, когда ребенок лежит у груди) или 50-70 см (игрушка - карусель). Скорее всего, это расстояние индивидуально. Но игрушку вешать надо при первой же возможности.

 

Игрушки по некоторым наблюдениям, должны быть черно-белыми или блестящими, или желтыми. Идея, что ребенок видит все в перевернутом виде не находит подтверждения. Существует понятие "бондинг" ("присоединение", "запечетлевание") - это очень важное мероприятие по восстановлению первого эмоционального контакта новорожденного с матерью после рождения. Обычно через несколько минут после рождения ребенок начинает смотреть матери в глаза очень осознанно и разглядывать ее лицо. Часто это происходит до того, как он взял грудь, иногда через час-два после родов. Действительно ли он разглядывает черты ее лица или нет - сказать трудно, но это очень впечатляет всех.

 

Перинатальные матрицы Станислава Грофа

 

 

Очень большая, но очень интересная теория:

 

Об ощущениях и эмоциях будущей мамы во время родов написано много — как в научной, так и в художественной литературе. А что чувствует в это время малыш? Теория матриц Грофа — лишь одна из попыток это описать.

Итак, как же малыш будет переживать процесс собственных родов? Что он будет испытывать в этот момент? Какие ощущения будут сопровождать его приход в этот мир и какой след оставит это событие в душе маленького человечка? Отражаются ли родовые переживания в психике ребенка и как? Чем можем мы, взрослые, помочь или облегчить это испытание и стоит ли это делать? Очень много вопросов... Чтобы ответить на них, психологи использовали различные методы, например биографический, когда в описании жизни человека прослеживались некоторые закономерности и делалась попытка выявить взаимосвязь особенностей психики человека с тем, как проходил процесс его родов — была ли родовая деятельность медленной и вялой, либо стремительной и неуправляемой.

 

Среди множества методов исследований этого интересного процесса были даже такие экстраординарные, как использование исследователем легких степеней наркотического возбуждения, с тем чтобы ввести собственный организм в то психофизио-химическое состояние, которое сродни состоянию рождающегося человека. Врачами уже давно установлена примерная "химическая картина" состояния младенца, покидающего материнскую утробу — содержание в крови адреналина, эндоморфинов (биологически активных веществ, влияющих на нервную систему) и прочих составляющих. Вот эту-то химическую картину и пытались воссоздать в себе некоторые из отважных исследователей, с тем, чтобы еще раз прочувствовать, что же мы ощущали во время собственного рождения.

 

Пре́- и пе́рината́льная психоло́гия (англ. Pre- and perinatal psychology) — новая область знаний (подотрасль психологии развития), которая изучает обстоятельства и закономерности развития человека на ранних этапах: пренатальной (антенатальной), перинатальной (интранатальной) и неонатальной (постнатальной) фазах развития, и их влияние на всю последующую жизнь. Перинатальный — понятие состоит из двух слов: пери (peri) — вокруг, около и натос (natalis) — относящийся к рождению. Таким образом, пре- и перинатальная психология — это наука о психической жизни нерожденного ребенка или только-что родившегося (наука о начальной фазе развития человека — пренатальной и перинатальной).

 

Надо сразу сказать: к единому мнению о том, что же чувствует ребенок во время родов, пока не пришли. Но некоторые общие закономерности выделить все-таки можно.

 

Первая из них — это признание того, что начало родовой деятельности является сильнейшим стрессом для ребенка — стрессом психическим, физиологическим и даже почти нравственным. Можно сказать, что ребенок впервые в своей жизни сталкивается с несправедливостью и коварством. Теплая, уютная мамина утроба, которая столько времени давала все необходимое для жизни, вдруг становится агрессивной и неприветливой. Она начинает исторгать из себя, "изгонять из рая".

 

Наиболее последовательно охарактеризовал состояние ребенка от зачатия до родов Станислав Гроф. Станислав Гроф — американский врач и психолог чешского происхождения, один из основателей трансперсональной психологии. В созданной им концепции пренатального (дородового) существования человека выделены четыре основных периода, которые сохраняются в человеческом подсознании. Гроф называет их базовыми пренатальными матрицами (БПМ) и подробно характеризует, что происходит на каждой из этих матриц, что испытывает ребенок, какие бывают особенности проживания каждой из этих матриц и как в последующей жизни БПМ могут влиять на поведение человека. Каждая матрица формирует своеобразную стратегию отношения к миру, окружающим, самому себе.

 

4 базовые перинатальные матрицы:

схватки (матрица 1);

прохождение по родовым путям (матрица 2);

собственно роды (матрица 3);

первичный контакт с матерью (матрица 4).

 

ПЕРИНАТАЛЬНАЯ МАТРИЦА I

Изначальное единство с матерью (внутриутробное переживание до начала родов)

 

Эта матрица относится к первоначальному состоянию внутриутробного существования, во время которого ребенок и мать составляют симбиотический союз. Если нет какого-либо вредного воздействия, условия для ребенка оптимальны, учитывая безопасность, защиту, подходящее окружение и удовлетворение всех потребностей.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.