Типовые патологические процессы в мелких бронхах — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типовые патологические процессы в мелких бронхах

2019-11-19 106
Типовые патологические процессы в мелких бронхах 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

(ГОУ ВПО НГМУ Росздрава)

Факультет клинической психологии

            Кафедра поликлинической терапии и общей врачебной практики

 (семейной медицины)

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой ______________

«______» _________ 2008 г.

Методические рекомендации студентам к семинарскому (практическому) занятию по теме:

ЗАБОЛЕВАНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

Дисциплина: ДС. Ф. 19, клиника внутренних болезней

По специальности: 030302 «Клиническая психология»

Форма обучения очная

Разработчики:

Е.Н.Березикова, А.А.Попова

Рассмотрено на заседании кафедры ______, № протокола_______

 

 

Цель занятия: Изучить основные клинические проявления, инструментальные методы диагностики и подходы к лечению заболевания органов дыхания (на примере ОРВИ, гриппа, пневмонии). 

 

По окончании изучения темы студенты должны знать:

1. Заболевания органов дыхания (ОРВИ, грипп, пневмония)

2. Принципы лечения, экспертиза временной нетрудоспособности больных с ОРВИ.

3. Синдром воспаления трахеобронхиального дерева

4. Синдром обструкции и воспаления мелких бронхов

5. Синдром уплотнения легочной ткани

Уметь:  ориентироваться в оценке семиотики клинической картины заболеваний органов дыхания (ОРВИ, грипп, пневмония), в принципах лечения и экспертизой временной нетрудоспособности больных с ОРВИ.

Быть ознакомленными:  с основными синдромами и  методами инструментальной диагностики заболеваний органов дыхания.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ И ХРОНОМЕТРАЖ:

1. Вступительное слово преподавателя - 5 мин

2. Организационные указания преподавателя по проведению занятия - 5 мин

3. Тестовый контроль – 10 мин

4. Разбор преподавателем темы занятия - 25 мин

5. Разбор тематического больного – 20 мин

6. Тестовый контроль – 10 мин

7. Решение задач – 10 мин

8. Заключительное слово преподавателя - 5 мин

Итого: 90 мин

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ:

1. Вопросы для тестового контроля

2. Методические разработки по теме занятия

3. Лекционный материал

4. Тонометр, фонендоскоп

 

КОНТРОЛЬ ТЕОРИТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

1. Программированный контроль

2. Опрос по следующим вопросам:

 

Вопросы для повторения:

1. Строение и функции органов дыхания

2. Носовая полость

3. Гортань - орган голосообразования

4. Трахея и главные бронхи

5. Лёгкие. Газообмен лёгких

6. Механизмы вдоха и выдоха

7. Нервно-гуморальная регуляция дыхания

8. Воздушная среда и ее охрана

9. Функциональные возможности дыхательной системы. Основные факторы, влияющие на возникновение заболеваний.

Вопросы к занятию:

1. Заболевания органов дыхания (ОРВИ, грипп, пневмония)

2 Принципы лечения, экспертиза временной нетрудоспособности больных с ОРВИ.

3. Синдром воспаления трахеобронхиального дерева

4. Синдром обструкции и воспаления мелких бронхов

5. Синдром эмфиземы легких (повышенной воздушности легочной ткани)

6. Синдром уплотнения легочной ткани

a. Синдром воспалительной инфильтрации легочной ткани

b. Синдром обтурационного ателектаза

c. Синдром компрессионного ателектаза

7. Синдром полости в легком

8. Синдром пневмоторакса (наличия воздуха в полости плевры)

9. Синдром гидроторакса (наличия жидкости в полости плевры)

10. Синдром фиброторакса (шварт в плевральной полости)

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Мухин Н.А. Пропедевтика внутренних болезней / Учебник с приложением на компакт - диске / Мухин Н.А., Моисеев В.С. – М.: Издательская группа «ГЭОТАР – Медиа», 2007. – 147 с.

2. Практическое руководство для врачей общей (семейной) практики / Под ред. акад. РАМН И. Н. Денисова. – М.: ГЭ ОТАР – МЕД, 2001. – 247 с. Семейная медицина. Руководство в 2 томах

Дополнительная:

1. Поликлиническая терапия: Учебник для студентов высших учебных заведений / Б. Я. Барт, В. Ф. Беневская, С. С. Соловьев и др. / Под ред. Б. Я. Барта. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 38 с.

Приложение 1

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПО ТЕМЕ:

«ЗАБОЛЕВАНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ»

Грипп и ОРВИ, на долю которых приходится 95% всей острой инфекционной патологии, среди инфекционных заболеваний занимают первое место.

В настоящее время известно около 200 разных видов и типов возбудителей, являющихся причиной данной респираторной патологии. Основную группу составляют вирусы гриппа А и В, парагриппа, респираторно – синцитиальный, аденовирусы, рино - и реовирусы, коронавирусы и др.

В силу того, что вирусы отличаются по своей генетической и белковой структуре, их разные виды имеют разную тропность к разным участкам дыхательных путей человека, что определяет разную клинику вызываемых ими поражений, а также разные методы вирусологической диагностики.

Источником гриппа и ОРВИ является больной человек, наиболее заразный в острый период заболевания.

Дифференциальный диагноз гриппа и других ОРВИ (см. табл. 1 приложение 4).

Временная нетрудоспособность при неосложненном гриппе обычно не превышает 6-10 дней. Ее продолжительность увеличивается в случае возникновения осложнений и определяется уже их тяжестью и течением.

Типовые патологические процессы в трахее и крупных бронхах

· Воспаление

o Без деструкции стенки (эндобронхит)

o С деструкцией стенки (вторичные бронхоэктазы, свищи)

· Генетическая детерминированная «слабость» бронхиальной стенки (первичные, врожденные бронхоэктазы)

· Неопластический процесс (аденома бронха)

· Врожденные и приобретенные стенозы трахеи и крупных бронхов

Трахея и крупные бронхи

1. Синдром воспаления трахеобронхиального дерева

Патологический процесс: острый или хронический воспалительный процесс слизистой оболочки трахеи и крупных бронхов (трахеит, бронхит), сопровождающийся образованием внутри просвета слизисто-гнойного секрета (мокроты) различной степени вязкости.

Симптомы

A. Субъективные: кашель сначала сухой, а затем с отделением мокроты, чувство саднения за грудиной при трахеите

B. Объективные: при осмотре, пальпации и перкуссии изменений нет. Аускультация: жесткое дыхание, сухие хрипы низкого тембра звучания (гудящие и жужжащие)

Плевра

Синдром наличия жидкости в полости плевры (синдром гидроторакса) (см. рис. 5 приложение 4)

Патологический процесс:

· Экссудат (экссудативный плеврит)

o Геморрагический (опухоль)

o Серозный

o Гнойный (пиоторакс или эмпиема плевры)

· Транссудат (отечная жидкость)

o Сердечная недостаточность

o Нефротический синдром

· Кровь

o Травматический гемоторакс

 

 

Физикальная диагностика синдрома наличия жидкости в полости плевры (синдрома гидроторакса) (см. табл. 6 приложение 4)

 

 

Плевра
Синдром фиброторакса
(шварт в плевральной полости)
(см. рис. 6 приложение 4)

 

 

Физикальная диагностика синдрома фиброторакса (шварт в плевральной полости) (см. табл. 7 приложение 4)

Приложение 2

Входной тестовый контроль по теме:

«ЗАБОЛЕВАНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ»

1.

I:      

S: Количество долей в левом легком:

-: 1

-: 2

-: 3

 

2.

I:      

S: Количество междолевых борозд в правом лёгком:

-: 1

-: 2

-: 3

 

3.

I:      

S: Количество листков плевры у человека:

-: 1

-: 2

-: 3

 

4.

I:      

S: Обычная форма грудной клетки:

-: коническая

-: бочкообразная

-: воронкообразная

 

 

5.

I:

S: Функциональная единица лёгочной паренхимы называется

-: Альвеола

-: бронхиола

-: ацинус

S Как называется место входа главных бронхов, легочных артерий и вен в легкие:

-: ротовая полость

-: носовая полость

-: ворота легких          

-: левый желудочек

 

 6.

I:

S Процесс обмена газов между клетками и окружающей средой называется:

-: кровообращение

-: питание

-: дыхание          

-: выделение

 

7.

 I:

S Система органов, снабжающая клетки организма кислородом:

-: выделительная

-: лимфатическая

-: кровеносная        

 

8.

I:

S Голосовые связки располагаются в:

-: трахее

-: гортани          

-: бронхах

-: ротовой полости

 

9.

I:

S Воздух из гортани попадает в:

-: бронхи

-: легкие

-: трахею         

-: под диафрагму

 

10.

I:

S Хрящевые полукольца расположены на:

-: альвеолах

-: пищеводе

-: бронхах

-: трахее       

 

11.

I:

S Между легочной и пристеночной плеврами образуется полость:

-: плевральная     

-: кишечная

-: тела

 

12.

I:

S Грудная клетка изнутри выстлана:

-: соединительной ткнью

-: мышцами

-: легочной плеврой

-:пристеночной плеврой  

 

 

Приложение 3

Итоговый тестовый контроль по теме:

 «ЗАБОЛЕВАНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ»

1.

I:      

S: Для гриппа не характерно:

-: общетоксический синдром

-: внезапное начало

-: поражение респираторного тракта

-: лихорадка

-: генерализованная лимфоаденопатия

 

2.

I:      

S: Скопление жидкости в плевральной полости - это:

-: пневмоторакс

-: гемоторакс

-: гидроторакс

 

 

3.

I:

S: Для лечения неосложненных форм гриппа применяется

-: жаропонижающие средства

-: антибактериальные препараты

-: глюкокортикоиды

 

4.

I:

S: Преимущественный путь аденовирусов воздушно –###

 

5.

I:

S: Средства, применяемые при лечении не осложненной формы аденовирусной инфекции

-: интерфероны

-: жаропонижающие средства

-: антибактериальные препараты

 

6.

I:

S: Наиболее частый путь передачи вируса эпидемического паротита воздушно – ###

 

7.

I:

S:

Главная причина формирования хронического обструктивного бронхита:

-: курение

-: отравление угарным газом

-: прием алкоголя

 

8.

I:

S: Соответствие: объем – определение

L1: Дыхательный объем

L2: ЖЕЛ

R: объем воздуха, поступающий в легкие за один вдох при спокойном дыхании

R: максимальный объем воздуха, который человек способен выдохнуть вслед за максимальным вдохом

R: максимальный объем воздуха, который человек способен выдохнуть при спокойном дыхании

 

9.

I:

S: Соответствие: кашлевой рефлекс – причинный фактор

L1: Сухой кашель

L2: Влажный кашель

R: поражение верхних дыхательных путей или сдавление главных бронхов увеличенными лимфоузлами при туберкулёзе, лимфогранулематозе и др.

R: поражение нижних дыхательных путей

 

10.

I:      

S: К трахеобронхиальному секрету относится:

-: мокрота

-: сурфактант

-: слюна

 

Ситуационная задача №1

Мужчина, 31 год, заболел остро. 2 дня назад после переохлаждения поднялась температура до 390С, озноб общая слабость, потливость, боли в грудной клетке справа, усиливающиеся при кашле, малопродуктивный кашель, одышка. При обследовании выявлено ослабленное дыхание справа в нижних отделах, притупление перкуторного звука в нижних отделах справа.

Вопрос: 1. Наиболее вероятный диагноз? 2. Наиболее важный диагностический метод обследования, необходимый для подтверждения данного диагноза?

Ситуационная задача №2

Женщина, 25 лет, заболел остро. 2 дня назад появилась высокая температура 38,80С, озноб, резко выраженная головная боль с локализацией в лобной доле, надбровных дугах, сильные боли в мышцах всего тела, разбитость, повышенная потливость, заложенность носа, сухой болезненный кашель. При обследовании выявлено гиперемия зева, жесткое дыхание. Известно, что в производственном коллективе, где работает пациентка были случаи заболевания гриппом среди коллег.

Вопрос: 1. Наиболее вероятный диагноз? 2. В течение какого периода болезни пациентка заразна?

Приложение 4

ТАБЛИЦЫ И СХЕМЫ ПО ТЕМЕ «ЗАБОЛЕВАНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ»

 

Таблица 1

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

(ГОУ ВПО НГМУ Росздрава)

Факультет клинической психологии

            Кафедра поликлинической терапии и общей врачебной практики

 (семейной медицины)

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой ______________

«______» _________ 2008 г.

Методические рекомендации студентам к семинарскому (практическому) занятию по теме:

ЗАБОЛЕВАНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

Дисциплина: ДС. Ф. 19, клиника внутренних болезней

По специальности: 030302 «Клиническая психология»

Форма обучения очная

Разработчики:

Е.Н.Березикова, А.А.Попова

Рассмотрено на заседании кафедры ______, № протокола_______

 

 

Цель занятия: Изучить основные клинические проявления, инструментальные методы диагностики и подходы к лечению заболевания органов дыхания (на примере ОРВИ, гриппа, пневмонии). 

 

По окончании изучения темы студенты должны знать:

1. Заболевания органов дыхания (ОРВИ, грипп, пневмония)

2. Принципы лечения, экспертиза временной нетрудоспособности больных с ОРВИ.

3. Синдром воспаления трахеобронхиального дерева

4. Синдром обструкции и воспаления мелких бронхов

5. Синдром уплотнения легочной ткани

Уметь:  ориентироваться в оценке семиотики клинической картины заболеваний органов дыхания (ОРВИ, грипп, пневмония), в принципах лечения и экспертизой временной нетрудоспособности больных с ОРВИ.

Быть ознакомленными:  с основными синдромами и  методами инструментальной диагностики заболеваний органов дыхания.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ И ХРОНОМЕТРАЖ:

1. Вступительное слово преподавателя - 5 мин

2. Организационные указания преподавателя по проведению занятия - 5 мин

3. Тестовый контроль – 10 мин

4. Разбор преподавателем темы занятия - 25 мин

5. Разбор тематического больного – 20 мин

6. Тестовый контроль – 10 мин

7. Решение задач – 10 мин

8. Заключительное слово преподавателя - 5 мин

Итого: 90 мин

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ:

1. Вопросы для тестового контроля

2. Методические разработки по теме занятия

3. Лекционный материал

4. Тонометр, фонендоскоп

 

КОНТРОЛЬ ТЕОРИТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

1. Программированный контроль

2. Опрос по следующим вопросам:

 

Вопросы для повторения:

1. Строение и функции органов дыхания

2. Носовая полость

3. Гортань - орган голосообразования

4. Трахея и главные бронхи

5. Лёгкие. Газообмен лёгких

6. Механизмы вдоха и выдоха

7. Нервно-гуморальная регуляция дыхания

8. Воздушная среда и ее охрана

9. Функциональные возможности дыхательной системы. Основные факторы, влияющие на возникновение заболеваний.

Вопросы к занятию:

1. Заболевания органов дыхания (ОРВИ, грипп, пневмония)

2 Принципы лечения, экспертиза временной нетрудоспособности больных с ОРВИ.

3. Синдром воспаления трахеобронхиального дерева

4. Синдром обструкции и воспаления мелких бронхов

5. Синдром эмфиземы легких (повышенной воздушности легочной ткани)

6. Синдром уплотнения легочной ткани

a. Синдром воспалительной инфильтрации легочной ткани

b. Синдром обтурационного ателектаза

c. Синдром компрессионного ателектаза

7. Синдром полости в легком

8. Синдром пневмоторакса (наличия воздуха в полости плевры)

9. Синдром гидроторакса (наличия жидкости в полости плевры)

10. Синдром фиброторакса (шварт в плевральной полости)

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Мухин Н.А. Пропедевтика внутренних болезней / Учебник с приложением на компакт - диске / Мухин Н.А., Моисеев В.С. – М.: Издательская группа «ГЭОТАР – Медиа», 2007. – 147 с.

2. Практическое руководство для врачей общей (семейной) практики / Под ред. акад. РАМН И. Н. Денисова. – М.: ГЭ ОТАР – МЕД, 2001. – 247 с. Семейная медицина. Руководство в 2 томах

Дополнительная:

1. Поликлиническая терапия: Учебник для студентов высших учебных заведений / Б. Я. Барт, В. Ф. Беневская, С. С. Соловьев и др. / Под ред. Б. Я. Барта. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 38 с.

Приложение 1

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПО ТЕМЕ:

«ЗАБОЛЕВАНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ»

Грипп и ОРВИ, на долю которых приходится 95% всей острой инфекционной патологии, среди инфекционных заболеваний занимают первое место.

В настоящее время известно около 200 разных видов и типов возбудителей, являющихся причиной данной респираторной патологии. Основную группу составляют вирусы гриппа А и В, парагриппа, респираторно – синцитиальный, аденовирусы, рино - и реовирусы, коронавирусы и др.

В силу того, что вирусы отличаются по своей генетической и белковой структуре, их разные виды имеют разную тропность к разным участкам дыхательных путей человека, что определяет разную клинику вызываемых ими поражений, а также разные методы вирусологической диагностики.

Источником гриппа и ОРВИ является больной человек, наиболее заразный в острый период заболевания.

Дифференциальный диагноз гриппа и других ОРВИ (см. табл. 1 приложение 4).

Временная нетрудоспособность при неосложненном гриппе обычно не превышает 6-10 дней. Ее продолжительность увеличивается в случае возникновения осложнений и определяется уже их тяжестью и течением.

Типовые патологические процессы в трахее и крупных бронхах

· Воспаление

o Без деструкции стенки (эндобронхит)

o С деструкцией стенки (вторичные бронхоэктазы, свищи)

· Генетическая детерминированная «слабость» бронхиальной стенки (первичные, врожденные бронхоэктазы)

· Неопластический процесс (аденома бронха)

· Врожденные и приобретенные стенозы трахеи и крупных бронхов

Трахея и крупные бронхи

1. Синдром воспаления трахеобронхиального дерева

Патологический процесс: острый или хронический воспалительный процесс слизистой оболочки трахеи и крупных бронхов (трахеит, бронхит), сопровождающийся образованием внутри просвета слизисто-гнойного секрета (мокроты) различной степени вязкости.

Симптомы

A. Субъективные: кашель сначала сухой, а затем с отделением мокроты, чувство саднения за грудиной при трахеите

B. Объективные: при осмотре, пальпации и перкуссии изменений нет. Аускультация: жесткое дыхание, сухие хрипы низкого тембра звучания (гудящие и жужжащие)

Типовые патологические процессы в мелких бронхах

A. Воспаление

B. Бронхоспазм

C. Склероз

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.184 с.