Модель Солоу и «Золотое правило» Фелпса. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Модель Солоу и «Золотое правило» Фелпса.

2019-11-19 318
Модель Солоу и «Золотое правило» Фелпса. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Солоу разработал модель, базирующуюся на предпосылках неоклассической школы: совершенная конкуренция на рынке факторов производства, полная занятость, гибкость цен на рынках благ, постоянная отдача от масштаба производства, убывающая производительность капитала, постоянная норма выбытия капитала, отсутствие инвестиционных лагов.

Модель Солоу показывает, как сбережения, рост населения и технологический прогресс воздействуют на экономический рост во времени. Солоу исходит из того, что необходимым условием макроэкономического равновесия экономической системы является равенство совокупного спроса и совокупного предложения.

Модель Солоу показывает, что устойчивый равновесный экономический рост совместим с различными нормами сбережения. Поэтому возникает проблема выбора оптимальной нормы сбережения, обеспечивающей экономический рост с максимальным уровнем потребления. Экономист Фелпс сформулировал условие, при котором достигается этот уровень, и назвал его золотым правилом накоплением:

Потребление в растущей экономике достигает максимума при равенстве предельной производительности капитала и нормы выбытия, а с учетом роста населения и технологического прогресса предельная производительность капитала должна быть равна темпу экономического роста.

 

 

50. Политика экономического роста, ее направления и методы. Политика экономического роста в РБ. Одной из проблем национальной экономики является поиск путей достижения непрерывного и устойчивого экономического роста. В РБ существуют такие проблемы, как ограниченность собственной сырьевой и энергетической базы, высокая материало- и энергоемкость ВВП, значительная зависимость экономики от поставок сырья, топлива, материалов из России, высокий уровень физического и морального износа активной части основного капитала, слабая развитость рыночных институтов и рыночной инфраструктуры, низкие темпы технологической модернизации производства, недостаточный уровень развития инновационной сферы и Никий уровень наукоемкости ВВП, отсутствие механизма трансфера новых знаний и технологий из-за рубежа, в том числе путем привлечения иностранных инвестиций, высокая налоговая нагрузка, влияющая на конкурентоспособность продукции отечественных предприятий и потенциальные возможности их развития, высокие административные барьеры для развития малого предпринимательства, уязвимость экономики и темпов ее развития перед внешним сектором из-за слабой диверсификации экспорта и импорта.

РБ имеет достаточно весомые предпосылки для перехода к устойчивому развитию.

Переход к устойчивому развитию – это смена стратегии развития цивилизации, построение постиндустриального общества, длительный эволюционный процесс, требующий целенаправленной, осознанной деятельности всего человечества.

Стратегическими целями устойчивого развития РБ являются динамическое повышение уровня благосостояния, обогащение культуры и нравственности народа на основе интеллектуально-иновационного развития экономической, социальной и духовной сфер, сохранение окружающей среды для нынешних и будущих поколений.

Важнейшими задачами обеспечения устойчивого развития Беларуси являются переход на инновационный путь развития, реализация общесистемных преобразования экономики и общества, и в первую очередь – построение высокоэффективной социально ориентированной рыночной экономики с развитыми институтами предпринимательства и рыночной инфраструктурой, действенными механизмами государственного и рыночного регулирования.

Для достижения конечных целей Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития РБ на период до 2020 г. Потребуется длительный период поэтапного социально-экономического развития.

Первый этап (до 2010 г.). Закладываются основы для формирования новой модели белорусской экономики, которая будет обладать потенциалом долгосрочного динамичного роста, что позволит решать задачи повышения благосостояния народа, модернизации производственного аппарата, обеспечения безопасности страны.

Второй этап (2011-2020). Предполагается формирование основ нового постиндустриального информационного общества, обеспечивающего переход к ресурсосберегающему типу воспроизводства.

В настоящий период основу быстрого экономического роста составляют следующие факторы: человеческий капитал в форме знаний и высококвалицированных кадров, инновации, инвестиции, интеграция в международное разделение труда.

 

51. Социальная политика государства: содержание, направления, принципы, уровни.

Социальная политика – это система мер, направленных на достижение социальных целей результатов, связанных с повышением общественного благосостояния, улучшение качества жизни народа, обеспечением социально-политической стабильности и социального партнерства в обществе.

Объектом социальной политики могут быть как отдельные граждане, так и их группы, объединенные конкретными связями и отношениями.

Субъекты социальной политики – те, кто определяет цели, задачи, приоритеты, нормативно-правовую базу социальной политики и осуществляет действия по ее реализации. Это государственные ведомства и учреждения, органы местного самоуправления, негосударственные объединения, бизнес, профессиональные работники, а также отдельные граждане, действующие в рамках гражданской инициативы.

Сущность социальной политики проявляется в ее функциях:

- стимулирующая функция – содействие процессу формирования рациональной структуры доходов и совершенствовании я отношений занятости для тех, кто способен работать.

- стабилизирующая функция – предполагает перераспределение доходов, развитие системы социальной защиты и социальных гарантий.

Социальная политика осуществляется на нескольких уровнях:

- в рамках государственной социальной политики принимаются нормативно-правовые акты, устанавливаются минимальные социальные гарантии в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, стипендий, медицинского обслуживания, образования и культуры, разрабатываются целевые социальные программы.

- региональная социальная политика учитывает особенности региона. Здесь разрабатываются и реализуются региональные законы и региональные социальные программы.

- муниципальный уровень социальной политики направлен на решение проблем населения конкретного муниципального образования.

Важнейшим в социальной политике является принцип социальной справедливости. С одной стороны, он гарантирует справедливость как равенство в обеспечении всем членам общества одинаковых стартовых возможностей.

Принцип индивидуальной социальной ответственности означает, что каждый дееспособный член общества обязан прилагать максимум усилий для самостоятельного обеспечения удовлетворения своих потребностей.

Соблюдение принципа солидарности предполагает, что общество через механизм налогов и трансфертов должно осуществлять перераспределение финансовых ресурсов от более сильных и обеспеченных граждан к тем, кто в силу объективных обстоятельств не может извлекать доходы, достаточные для удовлетворения основных потребностей, путем трудовой деятельности.

Принцип всеобщности предусматривает охват социальными мероприятиями всех членов общества, но при соблюдении дифференцированного подхода к ним.

Выделяют два основных типа социальной политики – бисмарковский и бевериджский.

При реализации бисмарковского типа делается упор на жесткую связь социальных выплат с длительностью и результативностью профессиональной деятельности. Работники в течение трудовой жизни уплачиваются страховые взносы, размер которых определяется при заключении коллективных договоров.

Бевериджский тип, основанный на принципе национальной солидарности, признает за любым человеком, независимо от степени его участия в общественном производстве, право на минимальную защиту от социальных рисков (болезнь, старость, травма). При этом средства социальной защиты формируются в значительной степени из государственного бюджета.

: Выделяют следующие направления реализации социальной политики

- политика доходов населения

- политика в сфере труда и трудовых отношений

- социальная поддержка и защита нетрудоспособных и малообеспеченных семей и граждан

- развитие отраслей социальной сферы и их инфраструктуры

- социальная защита отдельных групп населения

- экологическая политика

- демографическая политика

- миграционная политика

Все вышеперечисленные направления связаны между собой, что обусловливает необходимость проведения сбалансированной социальной политики. Ее результативность отражается в повышении уровня и качества жизни.

Уровень жизни – это фактически сложившиеся условия жизни и степень удовлетворения потребностей населения, обеспеченных массой товаров и услуг. Показатели уровня жизни – демографические, санитарно-гигиенические, потребление продуктов питания, жилищные условия, образование и культура, условия труда и занятость, доходы и расходы населения, индексы потребительских цен, наличие транспортных средств, организация отдыха, социальное обеспечение, права человека.

Качество жизни – это уровень развития и степень удовлетворения всего комплекса потребностей, обеспечивающих благополучие людей.

 

52. Показатели результативности социальной политики.

РБ рассматривает в качестве границы бедности бюджет прожиточного минимума.

Прожиточный минимум – это минимальный набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья. Он ориентирован на низший уровень потребления.

Бюджет прожиточного минимума (БПМ) – стоимостная величина прожиточного минимума плюс обязательные платежи и взносы. Он рассчитывается в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам.

Минимальный потребительский бюджет (МПБ) – это расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека. В качестве МПБ применяется среднедушевой минимальный потребительский бюджет семьи из четырех человек (двое взрослых и двое детей), который пересматривается один раз в квартал.

Основой натурально-вещественной структуры минимальных потребительских бюджетов является система потребительских корзин.

Потребительская корзина – это научно обоснованный сбалансированный набор товаров и услуг, удовлетворяющих конкретные функциональные потребности человека в определенные отрезки времен. В нее включены блага и услуги, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека.

Для преодоления бедности и малообеспеченности государство имеет значительный арсенал средств, важнейшим из которых выступает налоговая политика. Ее инструментами, используемыми с целью перераспределения доходов, являются дифференциация налоговых ставок, изменение системы налогообложения и предоставление налоговых льгот. С этой же целью устанавливаются налоги на имущество, наследство, социальное страхование, фонд заработной платы и т.д.

Другой инструмент – ценовая политика, в рамках которой ведется наблюдение за динамикой цен и исчисляются индексы потребительских цен.

Индексация – это установленный государством механизм повышения доходов населения, позволяющий частично или полностью возместить удорожание потребительских товаров и услуг, произошедшее в результате инфляции.

Компенсация – это возмещение населению части дополнительных расходов, вызванных повышением цен на отдельные группы товаров массового спроса.

В рамках денежно-кредитной политики государство осуществляет льготное кредитование отдельных групп населения, косвенным образом регулируя тем самым их доходы.

 

53. Доходы населения и проблемы их распределения.

Произведенный в экономике совокупный доход общества распределяется в соответствии с вкладом в его производство всех факторов производства, что означает первичное распределение.

Доходы людей, не владеющих ни одним из факторов производства (престарелых, инвалидов), являются результатом перераспределения, или вторичного распределения функциональных доходов. Их размеры существенным образом зависят от проводимой государством социальной политики.

Доходы населения – это все средства в натуральной и денежной форме, получаемые домохозяйствами.

Натуральные доходы – это все поступления продуктов земледелия, скотоводства, услуг и другой продукции в натуральной форме.

Денежные доходы населения – это сумма денежных средств, получаемых домохозяйствами за определенный промежуток времени, предназначенная для приобретения благ и услуг в целях личного потребления.

Номинальный доход – это вся сумма денежного дохода, не зависящая от налогообложения и уровня цен.

Располагаемый доход – это номинальный доход за вычетом налогов и других обязательных платежей.

Реальный доход – это количество товаров и услуг, которые можно приобрести на располагаемый доход. Размер реального дохода зависит от его номинального уровня, налогов на доходы и цен на потребительские товары.

Величина доходов определяется множеством условий. Во-первых, факторами, унаследованными человеком: природной одаренностью, физическими и интеллектуальными способностями, первоначальной наделенностью собственностью. Во-вторых, накопленным в течение жизни человеческим капиталом, зависящим от образования, трудолюбия и приобретенного опыта. В-тетьих, родом и видом деятельности, отраслевой принадлежностью предприятия, формой собственности на средства производства, условиями труда и др. в-четвертых, типом экономической системы и уровнем ее развития.

С проблемой неравномерного распределения доходов связана проблема бедности.

Бедность – это состояние длительного вынужденного отсутствия необходимых ресурсов для обеспечения удовлетворительного образа жизни.

К категории абсолютно бедных принадлежат индивиды, испытывающие недостаток элементарных средств к существованию. При определении относительной бедности показатели благосостояния соотносят со средним уровнем материальной обеспеченности, преобладающим в той или иной стране.

Основным инструментом, применяемым для расчета количества бедных в стране, является черта бедности – минимально допустимый критический уровень жизни, который правительства стран должны гарантировать своим гражданам.

 

 

5 4. Механизм и основные направления социальной защиты. Социальная политика РБ.

Социальная защита – это система принципов, нормативов и мер, используемых государством при создании и регулировании условий, обеспечивающих неотъемлемые и общепризнанные социальные права человека в ситуациях социального риска.

Социальный риск – событие в жизни человека, наступление которого приводит к полной или частичной утрате его способности к труду и потере заработка как источника средств к существованию.

Основными направлениями социальной защиты являются социальное страхование, социальная помощь, социальное обслуживание.

Социальное страхование – это система компенсации населению последствий социальных рисков, связанных с потерей трудоспособности и доходов. Она основана на взносах и распространяется только на субъектов, осуществлявших страховые отчисления. Расходы средств социального страхования производятся в виде пенсий, пособий и выплат.

Наиболее важным направлением является пенсионное обеспечение. Существуют пенсионные системы двух типов:

- основанный на принципе солидарности, согласно которому трудовые пенсии выплачиваются за счет текущих страховых отчислений от фонда заработной платы работающих;

- имеющие накопительный характер, когда работающее население вкладывает средства в специальные фонды для последующего получения выплат по достижении пенсионного возраста.

В РБ используется система первого типа. В соответствии с ней пенсии делятся на трудовые и социальные. Трудовые пенсии финансируются из фонда социальной защиты населения. Это пенсии по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет и за особые заслуги. Социальные пенсии выплачиваются за счет госбюджета лицам, не имеющим права на трудовые пенсии.

Пособия – это гарантированные денежные выплаты, осуществляемые при временном перерыве трудовой деятельности или компенсации дополнительных расходов в определенных случаях. К ним относятся пособия: по безработице, по беременности и родам, по временной нетрудоспособности, по уходу за ребенком, пособия и компенсации в связи с несчастным случаем на производстве профессиональным заболеванием и др.

Социальная помощь – финансирование потребностей отдельных индивидов или категорий населения, не имеющих других источников существования. Социальная помощь носит адресный характер, предоставляется независимо от уплаты взносов и осуществляется в денежной либо натуральной форме (горячее питание, обеспечение лекарствами и т.д.). Социальная помощь предоставляется также в виде безналичных жилищных субсидий для малоимущих категорий населения.

Социальное обслуживание – создает предпосылки для социальной адаптации людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, путем оказания им социальной поддержки, предоставления бытовых, медицинских, психолого-педагогических услуг. Реализация социального обслуживания основывается на принципах адресности, гуманизма, социальной справедливости, доступности, конфиденциальности и добровольности. Малообеспеченным и одиноким пенсионерам социальные услуги предоставляются бесплатно, остальным – на условиях частичной оплаты. Это может быть оказание помощи в ведении домашнего хозяйства (закупка продуктов, ремонт жилья, обработка приусадебных участков), решение бытовых проблем, психологическая помощь.

 

55Трансформационная эканомика, основные черты и особенности.

Трансф. (переходная) эк-ка- эк-ка стран, переходящих от центролизованно управляемой системы хозяйствования к системе, основанной на рыночных принципах.

Трансф. период – время, в течение которого общество осущ. коренные эконо-ие, полит-ие и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое состояние в связи с кардинальными реформами эконом-й системы.

Трансф. экономика харак-ся основными чертами:

1. Трансф. эк-ка представляет собой межсистемное образование. Поэтому для нее хар-но сочетание командно-администр. системы и современной рыночной эк-ки с их зачастую противоречиво функционир-ми элементами.

2. Особым исходным состоянием, предшествующим переходному процессу, является плановая эк-ка.

3. В отличии от командной и рыночной экономик, которым свойственна опред. целостность и устойчивость развития, трансф. эк-ка характ-ся неустойчивостью состояния, нарушением целостности.

4. Переходные процессы не проявляются путем простого нарастания прогрессивных тенденций; они неизбежно связаны с глубокими качественными преобразованиями экономики, прежних отношений.

5. Трансф. эк-ке присущ альтернативный характер развития. Данный факт вытекает из природы переходной эк-ки, в которой смешаны элементы старого и нового состояния, а также из многообразия полит-х, соц-х, национ-х и др. факторов, воздействующих на процесс развития в указанный период.

6. Трансф. эк-ка отличается от командно-администр. системы количес-ми и качест-ми изменениями структуры. Кней перешли основные элементы предыдущей системы: госуд. предприятия, колхозы, производ. кооперативы, домашние хозяйства и государство. Они изменяют как свое содержание так и свои функции, связанные с зарождением рыночной экономики. Одновременно в переходной экономике появляются новые, не свойственные старой системе элементы: предприним. структуры различных форм собственности, негосуд. предприятия, биржи, коммерческие банки, страховые и др. фонды, фермерские хозяйства.

7. Коренное изменение отношений собственности, существ.-й структуры производства и форм хозяйств.-я сопровождается на начальном этапе социально-эконом. издержками: спадом производства, инфляц-ми процессами, падением уровня жизни населения и др.

8. В трансф. эк-ке наблюдается качественное изменение системных отношений. Распадаются и исчезают старые планово- директивные связи между экономическими субъектами, расчищая пространство для формирования новых рыночных отношений.

9. В трансф. эк-ке существует особый характер противоречий, но не функц-я, а развития, т.е. нового и старого, различных, стоящих за теми и другими субъектами отношений, слоев общества. Поэтому важнейшее противоречие переходного периода-расхождение старой центр-нно управляемой экон-ой системы и новой формир-ся рыночной экономики. Изменения, на которые направлена переходная трансф-я.

Сущность трансф-й (переходной) эк-ки в том, что она представляет собой сочетание командно-административной и современной рыночной систем. Содержанием трансф. эк-ки постсоциалистических стран является создание рыночных отношений, реформирование экономич-й политики и методов хозяйствования, преобразование социально- экономич. отношений в направлении демократизации и либерализации.

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.062 с.