Однако существуют и другие подходы в изучении Интернета. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Однако существуют и другие подходы в изучении Интернета.

2019-11-19 254
Однако существуют и другие подходы в изучении Интернета. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Так, выделяют два глобальных направления в научном описании данного феномена: онтологизаторский (согласно которому развития ИКТ приводит к формированию особой онтологической реальности) и феноменологический (когда не предполагается, что интернет-реальность обладает онтологическим статусом, а скорее рассматривается как производный феномен каких-либо других сущностей). Согласно онтологизаторскому подходу Интернет представляет продолжение реальности (виртуальная реальность, социальная виртуальная реальность) или её отражения, тем самым признавая полионтичность бытия, так и с точки зрения особой ни с чем не сравнимой реальности. При этом у Интернета как особой формы бытия существуют свои пространственно-временные характеристики. Однако в рамках данного подхода остаются пока без ответа вопросы о критериях интернет-реальности и о статусах событий в интернет-пространстве.

В феноменологическом направлении считается, что интернет-реальность является производной от других сущностей. Интернет здесь рассматривается как некая коммуникативная среда, проявляющая себя как качественно новый уровень (состояние) бытия, поддерживаемого соотносящимся с ним новым уровнем сознания. Здесь интернет-среда предстает как особый мир областей общих значений, пространство быти я особой формы социальности [Журавлева 2007, с.390]. При этом как в первом, так и во втором направлении мир Интернета воспринимается как окружающая человека в сети Интернет действительность, которая обладает рядом системных свойств:

она глобальна, едина, непрерывна, искусственно создана, нелинейна, является результатом коллективной распределенной деятельности, структурируется критериями человеческой целесообразности, антропоцентрична, в ней сглаживаются или видоизменяются пространственно-временные рамки [Там же].

 

2. Каково соотношение технологической и гуманитарной составляющей в определении интернета?

При этом к настоящему моменту развития интернет-студий считается, что гуманитарное изучение Интернета требует междисциплинарного подхода, поскольку он не может быть адекватно описан в рамках отдельной дисциплины или частного подхода [Войскунский 2003; Markham 2009]. Действительно, Сеть, как указывает А. Е. Войскунский, — это и комплекс распределенных в пространстве технических объектов (что позволяет ставить вопросы о его географии или экономике); и корпус организованных в виде гипертекста текстов (исследуемых с позиций лингвистики, информатики и прочее); и объединение активно действующих людей, что является объектом социологического, психологического, политического или педагогического анализа, и комплексная система, требующая философского осмысления, и своеобразная попытка реализации технических и социальных договоренностей в глобальном смысле (предмет для анализа с правовых и исторических позиций глобалистики) и многое другое [Там же, см. также Кузнецова, Чудова 2008].

Естественно, что в гуманитарных исследованиях Интернета особое внимание уделяется его «социальному» измерению: культурным, языковым и психологическим особенностям взаимодействия, закономерностям формирования и характеристикам функционирования виртуальных групп и сообществ, принципам самовыражения личности и изменению виртуальной идентичности, стереотипам создания и восприятия социальных объектов, стратегиям осуществления познавательной и любой иной деятельности в сети Интернет, перспективам переноса в реальную деятельность приобретенных в виртуальной реальности навыков и умений, и некоторые другие проблемы. Следовательно, это всё разнообразие в осуществлении социальных функций невозможно без функционирования языка в Сети, которая является системообразующей характеристикой Интернета как глобального социального явления.

Таким образом, от достаточно технологичного определения Интернета по мере того, как сама система – глобальная совокупность разрозненных сетей получала все новых и новых своих пользователей - всё чаще стали говорить о растущем значении Интернета как основы развития информационно-коммуникативного общества, как некой особой информационной среды, социального коммуникативного пространства, А Э. Кролл (автор одного из самых известных в мире учебников по Интернету) замечает, что если попытаться определить Интернет одним словом, то это слово будет «общение». «Общение между отдельными людьми и целыми народами без вмешательства правительства» [Кролл 1995, с.5].

Как видно по приводимым определениям, в них, прежде всего, подчеркивается технологическая составляющая Сети. Однако существуют и более «гуманитарные» определения. С социально-философских позиций, Интернет определяется как особый феномен, который основывается на сетевых принципах обмена информацией, «…интерактивности коммуникационных взаимодействий, новых способах моделирования объективной реальности, новых технологиях передачи информационных потоков и принципиально новой технике — персональных компьютерах»

 

 

3. Охарактеризуйте различные подходы к структурированию интернет-коммуникации.

интернет-коммуникация «…представляет собой один из исторических этапов в развитии коммуникационных средств и существует наряду с неопосредованным (устным) общением, общением, опосредованным бумажными носителями (рукописным и печатным, включающим непериодические издания (книга) и периодические (газеты, журналы)), а также общением, опосредованным электронными приборами (факс, радио, телевидение)»

 

-базируется на количестве человек, участвующих в этом общении. В зависимости от этого выделяют следующие типы интернет-общения:

· от человека - к компьютеру;

· от одного (человека) – к одному;

· от многих – к одному;

· от одного - ко многим;

· от многих – ко многим [Бондаренко 2004, с.157].

 

зависимости от типа субъектов, с которыми осуществляется интернет-коммуникация, различают:

· общение реального субъекта с реальным партнером (электронная почта, группы новостей, ICQ и другие интернет-пейджеры, SMS-сообщения, дискуссионные форумы, электронные рассылки и т.д.);

· общение реального субъекта с субъективированным объектом как иллюзорным партнером (взаимодействия с почтовыми роботами, компьютерные игры, веб-сайты и т.д.);

· общение воображаемых партнеров (взаимодействие компьютерных интеллектуальных агентов, взаимодействия с DNS-серверами и т.д.)

 

коммуникативные взаимодействия в интернет-среде могут оцениваться по самым различным параметрам:

· по географическому ареалу участников коммуникации (локальные сети, сети Интранет, национальный сегмент глобальных телекоммуникационных сетей общего пользования и т.д.);

· по типу используемых средств коммуникации; по тематике взаимодействий; по характеру информационного наполнения (личные, официальные, рекламные и т.д.);

· по форме обращения (персонифицированные или обезличенные);

· по степени конфликтности (конфликтные, неконфликтные, нейтральные) и т.д.

 

межличностного взаимодействия, коммуникации могут осуществляться как

· в монохроническом режиме, при котором доступ к сообщениям имеют только отправитель и ограниченное количество акторов (в качестве примера можно привести электронную и голосовую почту, SMS-сообщения и др.), так и

· в полихронном режиме.

характер коммуникативных связей, которые могут быть

· прочными (сильными

· поверхностными (слабым

Щипицина к классификационным критериям этой формы коммуникации относит:

· количество коммуникантов: межличностная (общение коммуникантов), групповая (общение группы людей) и массовая коммуникация (общение одного автора, в том числе, коллективного, с неопределенным множеством коммуникантов);

· направленность речевого потока: монолог, диалог, полилог;

· тип коммуникантов по их статусу (персональная и институциональная коммуникация) и по их культурной принадлежности (коммуникация представителей одной культуры или межкультурная коммуникация) [Там же].

Все эти виды коммуникации могут быть

· непосредственными (устными),

· опосредованными традиционными средствами (печатью, радио, телевидением и др.)

· компьютерно-опосредованными.

позиций лингвистики, показывает, что базовыми, конститутивными характеристиками этой форму коммуникации выступают такие категории:

· электронная форма существования текста,

· гипертекстуальность,

· мультимедийность,

· интерактивность,

· синхронность/асинхронность,

· вариативность количества иэксплицированности коммуникантов

Н. Б. Мечковская указывает также, что интернет-коммуникации в целом свойственны такие тенденции:

· активизация метаязыковой рефлексии;

· влияние подъязыка ИКТ и ненормативного (субстандартного) варианта языка на общее употребление;

· экспансия особенностей молодежного сленга и английской терминологии;

· усиление в стилистике интернет-коммуникации либерально-демократических черт, идущих от неформального разговорно-обиходного общения;

· стилистическая двойственность интернет-коммуникации, соединяющая одновременно её поверхностную легкость с внутренней усложненностью

Т.И. Рязанцева добавляет к вышеприведенным характеристикам также явление конвергенции, которая усиленно происходит:

· между письменной и устной формой речи, что обусловило возникновение новой третьей формы существования языка – устно-письменной;

· между тематической цельностью сообщения и формальной связностью, т.е. сближение формы и содержания;

· между отдельными языками и речевыми стилями [Рязанцева 2010, с.224].

Т.И. Рязанцева замечает, что Интернет влияет и на весь коммуникативный процесс общения в Сети, а между участниками этого общения возникают особые отношения, при которых происходит:

· конвергенция диалога и монолога,

· конвергенция ролей коммуникантов,

· размывается дистанция между автором и читателем текста, и текстом как артефактом коммуникативного процесса и дискурсом как выражением коммуникативных стратегий. Постепенно возникает единый пространственно-временной континуум за счет сближения устной и письменной форм речи [Там же]…

4. Перечислите 7 основных характеристик, отличающих интернет-общение (по работе Одинцовой, Антоновой).

Исследователи интернет-общения также подчеркивают, что на специфичность этого общения влияет ряд факторов.

Во-первых, неоднородность самой социальной среды Интернета, многообразие его сервисов, что не может не сказаться на способах общения человека в Глобальной паутине.

Во-вторых, создание Интернетом иллюзии свободы, однако эта иллюзорная свобода может регулироваться некоторым сводом норм, нарушение которых порождает непонимание и негативное отношение участников друг к другу.

В-третьих, большая степень анонимности этого общения позволяет преодолевать многие коммуникативные барьеры, связанные с внешним обликом, полом, возрастом и социальным положением его участников. Она дает больше творческой свободы, а также сильно сокращает социальную дистанцию по сравнению с обычным общением.

В-четвертых, практическое отсутствие элементов невербального общения в Сети, что влияет на особенности функционирования языка в Интернете, развивая компенсаторные практики, связанные с заменой или изобретением нечто другого, чтоб компенсировать именно эту сторону общения, в особенности на эмоциональном уровне.

В-пятых, в основном письменный характер коммуникации в Сети, снижает темп общения, являя более медленный способ коммуникации чем устная речь. Благодаря этому обмен информацией становится более интенсивным по отношению содержания текста к объему.

В-шестых, некоторые исследователи подчеркивают и толерантность этого общения, которая потенциально снижает его конфликтность и способствует выработке более гибких коммуникативных стратегий, нацеленных на непосредственное сотрудничество.

В-седьмых, распространение стратегии достраивания (доконструирования) коммуникативной ситуации или образа партнера по общению, усиливает влияние стереотипов и установок, что потенциально может повысить степень стереотипности всего коммуникативного процесса в целом [Одинцова, Антонова 2010, с.41-43].

Все перечисленные выше особенности создают особую уникальную атмосферу Интернета и приводят к возникновению таких феноменов как интернет-аддикция, смена виртуальной идентичности и многое другое, делая сеть Интернет – виртуальной агорой и экспериментальной коммуникативной площадкой XXI века, позволяющей реализовываться самым фантастичным коммуникативным практикам и устремлениям.

 

 

5. Каковы лингвистические особенности интернет-коммуникации? С20

Интернет образует особую коммуникативную социальную среду, особое место реализации языка, которое не имеет аналогов в прошлом

вербальное общение, выраженное с помощью электронных текстов, является системообразующим признаком Интернета как социальной реальности. При этом роль языка как одного из базовых «инструментов» формирования идентичности в Интернете возрастает вдвойне

возникновение информационных технологий, а особенно появление Интернета, привело к изменениям языка, обслуживающего эту сферу. Причем эти языковые изменения столь масштабны и глобальны, что некоторые лингвисты уже говорят о возникновении сетевого, или же электронного языка, в особенности по отношению к англоязычному языковому пространству

Так, Н.Б. Мечковская указывает пять направлений, по которым это влияние сказывается наиболее существенно:

· Интернет усиливает метаязыковую рефлексию и продолжает увеличивать насыщенность как письменной формы речи, так и устной метаязыковыми значениями;

· Интернет развивает интертекстуальность и гипертекстуальность, усиливая внутреннюю структурированность текстов и их связи между собой;

· Интернет усложняет естественный язык: так, значительная изменяется графическая сторона письма за счет увеличения количества знаков и правил их комбинирования; усложняется обычное (устное и письменное) общение; под влиянием интернет-коммуникации появляются новые правила жанрово-стилистической организации речи и речевого поведения, в том числе и за пределами Сети;

· Интернет заметно усиливает интернациональность общения, а также «демократизирует» развитие литературного языка, что, по мнению Н.Б. Мечковской, «… соответствует долговременным тенденциям социального развития к большей внутренней однородности социумов и проявляется как в растущей нейтрализации социальных различий, так и в усилении космополитических идей и практик» [Мечковская 2009, с.515].

Рязанцева

 

 

6. Охарактеризуйте признаки интернета как коммуникативного социокультурного пространства.

 

 

Необходимо заметить, что социокультурное пространство Сети, выступающее в качестве коммуникативной среды, диктует появление и новой парадигмы взаимоотношений, учитывающей не только разнообразие технических решений, доступных пользователям, но и множественность контекстов взаимодействий, а одной из основных функций (целей) коммуникативной интеракции в Сети является достижение социальной общности коммуникантов, при сохранении индивидуальности каждого из её участников (акторов) [Бондаренко 2004, с.202].

 

Одновременно возникает вопрос, почему взаимодействия в Интернете могут рассматриваться в качестве элемента его социальной структуры?

 

· Во-первых, в коммуникативных взаимодействиях акторов проявляется непрерывность воспроизводства социальной структуры.

· Во-вторых, все интеракции характеризуются тем, что они одновременно уникальны и всеобщи, особенны и сравнимы. Соответственно, их можно анализировать, выделяя типическое для тех или иных социальных отношений.

 

В интернет-пространстве в процессе социального взаимодействия акторы используют общие символы и постоянно интерпретируют смысл действий через сами действия. При этом люди вступают в процессы коммуникативных взаимодействий в Сети не столько для передачи некоей информации, сколько для установления и поддержания социальных связей.

 

 

Подчеркнем, что именно Интернет является тем универсальным социокультурным и коммуникативным пространством, в котором запускаются механизмы виртуализации социальности, где виртуальность – неизбежный социальный эффект новых коммуникационных технологий, и прежде всего, самой сети Интернет. Опосредованная интернет-технологиями виртуализация социальной реальности, существенно трансформируя её, в конечном счете, превращает эту социальность в новую, не существующую ранее действительность

 

При этом возникающая на основе Интернета новая виртуальная реальность может быть охарактеризована через ряд свойств: порожденность другой реальностью, т.е. всегда существует некая реальность, порождающая виртуальную реальность; актуальность (виртуальная реальность существует только «здесь» и «теперь», пока активна порождающая реальность); автономность (в виртуальной реальности существуют собственные временно-пространственные характеристики, свои законы жизнедеятельности; для человека, находящегося в виртуальной реальности, нет внеположного прошлого и будущего);интерактивность (виртуальная реальность может взаимодействовать со всеми другими реальностями как «онтологически независимая величина»); погруженность (человек может погружаться в ту или иную виртуальную реальность естественным или искусственным путем); нематериальность воздействия и условность параметров (объекты искусственны и изменяемы), а также эфемерность (свобода входа и выхода обеспечивает возможность прерывания и возобновления существования)

 


 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.