Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2019-11-19 | 362 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Введение
Сегодня основным социальным требованием общества является по-требность в качестве образования. Основным средством изучения ка-чества образования является мониторинг, система инструментария кото-рого способна оценить эффективность образовательного процесса и пре-дусмотреть его дальнейшее развитие.
Однако оценить качество музыкального образования детей - задача весьма непростая. Ну, как измерить развитие интереса детей к музыкальной деятельности? Как определить, на 15 % или на 20% ребёнок стал эмоциона-льнее воспринимать музыкальные произведения? Как понять, на сколько процентов или баллов у воспитанника развилось ассоциативное мышление или увеличилась музыкальная память? Как определить, в результате овла-дения какой парциальной программой или под воздействием какой техноло-гии у ребёнка развились те или иные музыкальные способности?
Кажется, облегчённо вздохнув, не так давно мы отказались от обяза-тельных мониторинга и диагностики, перейдя к «целевым ориентирам», но проценты и баллы в начале и в конце учебного года почему-то остались… Конечно, чтобы грамотно выстроить педагогический процесс в конкретной группе, педагогическая диагностика необходима, особенно в коррекцион-ных группах, но не в процентах и баллах, а в других измерительных инструментах.
Должны быть и чёткие критерии, которые и будут определять эти уро-вни. Некоторые практики вообще считают, что чётко определять пока-затели музыкального развития для каждого возраста не совсем кор-ректно, т.к. разброс возможностей в этой области достаточно велик.
К оценке развития ребёнка, и тем более определению таких тонких процессов, как развитие музыкальности, креативности, нужно подходить особенно осторожно и ответственно.
|
Если рассматривать логическую цепочку требований проведения мониторинга результатов освоения программы «Цель-средства-результат», то, честно говоря, можно увидеть следующую ситуацию: средства про-ведения мониторинга музыкального развития дошкольников (раз-личные методы диагностики, адекватные его целям и задачам, а также возрасту детей), с одной стороны, недостаточно разработаны учёны-ми, с другой -не освоены практиками. Другими словами, сегодня пра-ктики в большинстве случаев не владеют технологией проведения мо-ниторинга и поэтому не могут дать объективную оценку качеству музы-кального развития ребёнка. Таким образом, получаемый результат являя-ется не объективным, а чаще - формальным.
Для проведения мониторинга в планах отводят специальное время: в начале и в конце года, а иногда -и в середине. И снова возникает во-
прос: а нужно ли специально отводить время для того, чтобы выя-вить уровень музыкального развития детей? Может, лучше просто с ни-ми поиграть, попеть, потанцевать, провести развлечение и доставить ра-дость, ничего не выявляя и не оценивая?
Скорее всего, многие практики дружно это поддержат. Ведь на самом деле, в процессе работы с детьми постоянно проводится естественный «профессиональный мониторинг», то есть интерпретация наблюдаемых фактов и явлений, в которых проявляются все тонкости педагогичес-кого процесса, возможности каждого ребёнка в заданной ситуации. Чаще всего педагог интуитивно реагирует на действия детей, видя их затруднения и подбирая адекватный музыкальный материал и способы его освоения. Изо дня в день, музыкальный руководитель, наблюдая за детьми в процессе различных видов музыкальной деятельности, замечает и фиксирует (чаще -для себя) реальное продвижение каждого ребёнка и на этом строит дальнейшие планы развития детей, их участия на праздниках, выступлениях на конкурсах.
|
Понимая, что для педагога крайне нежелательно ведение большого объёма документации, важно предложить универсальную и простую систему мониторинга, не требующую дополнительного времени.
В связи с введением ФГОС ДО в настоящее время перед дошколь-ными педагогами стоит задача по разработке новой диагностики. Основная задача этой диагностики - выявить индивидуальные особен-ности развития каждого ребёнка и наметить при необходимости индии-видуальный маршрут образовательной работы для максимального рас-крытия потенциала детской личности.
Изучение литературы
Любое исследование начинается с ознакомления исследователя с тем, как интересующая его проблема разработана в научной литературе.
Для этого он изучает:
- труды классиков педагогики и смежных с ней наук, историко-педагогические работы и документы;
- современные труды по педагогике и смежным с ней наукам, касающиеся определенной проблемы;
- периодическую педагогическую печать, справочную педагогическую литературу;
- учебники и методические пособия и т.д.
Иначе говоря, исследователь изучает историю вопроса, сравнивает и анализирует различные подходы к проблеме, делает выводы и обобще-ния, определяет свое отношение к решению проблемы, выясняет, какие вопросы еще не решены.
Все теоретические методы так или иначе связаны с изучением лите-ратуры и умением работать с ней. Определив область исследования и его проблему, исследователь составляет библиографию – список отобранных для изучения источников, который необходимо оформлять правильно в соответствии с библиографическими требованиями.
Работая с литературой, исследователь осуществляет аннотирование – краткое, лаконичное изложение основного содержания источника источника; цитирование – дословная запись выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в источнике (цитата должна иметь правильно оформленную сноску). Основные идеи литературного источника могут быть перечислены в виде тезисов – кратких цитат или сжатых выдержек из этого источника.
Применяются также такие методы, как конспектирование – более детальное изложение основных идей источника с выделением его глав-ных идей и положений (краткое изложение, цитирование, определение своего собственного отношения к выводам автора и т.д.); реферирование – сжатое, но более развернутое по сравнению с тезисами, изложение основного содержания одного или нескольких источников по общей теме.
|
Метод моделирования
Нередко исследователь применяет и метод моделирования – наглядно-образную характеристику изучаемых процессов и явлений с помощью схем, чертежей, кратких словесных описаний, матриц, символов, математических формул и т.п. Моделирование позволяет отвлечься от несущественных, второстепенных составляющих изучаемого явления, выделить основные, системообразующие связи и факторы.
Метод наблюдения
-это «относительно длительное целенаправленное и планомерное вос-приятие предметов и явлений окружающей действительности; метод познания действительности на основе непосредственного восприятия».
Умение наблюдать — качество, которое в первую очередь необходимо педагогу-исследователю. Проводя исследование, он учится наблюдать за организацией процесса музыкального воспитания в детском саду в целом, за процессом проведения музыкальных занятий, за поведением, реакция-ми группы детей или одного ребенка и т. д.
Технология наблюдения включает алгоритм следующих действий:
- определение цели и задач наблюдения (выявить эффективность, сос-тояние, уровень, характер педагогического явления);
- выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать, когда и при каких условиях);
- выбор способа наблюдения (открытое или скрытое, в деятельности или вне её, эпизодически или длительно по времени, неоднократно, повторно и др.);
- выбор способа фиксации результатов наблюдения (протокол, карты, бланки, видеозапись;
- обработка и интерпретация полученной информации –экспертная оце-нка.
Педагогический эксперимент
Самым продуктивным методом педагогического исследования является педагогический эксперимент (от лат. experiment – проба, опыт).
Педагогический эксперимент — «это научно поставленный опыт или наблюдение явлений воспитания в точно учитываемых условиях». Он используется для изучения конкретных фактов, определенных зависи-мостей между педагогическими воздействиями, специально создаваемы-ми исследователем. Чаще всего ставится цель проверки эффективности различных педагогических воздействий (содержания, методов, приемов музыкального воспитания и обучения, организационных форм работы с детьми). С помощью эксперимента апробируется и совершенствуется разработанная исследователем методика, определяющая те условия, при которых данная система дает лучшие результаты.
|
Педагогический эксперимент является комплексным методом научного познания и включает в себя целенаправленные наблюдения, беседы с испытуемыми, анкетирование, изучение творческих работ и др. Успешное его проведение требует понимания сущности его целей, задач, владения определенной суммой теоретических знаний, а также педагогического мастерства, организаторских способностей, владения различными методиками работы с испытуемыми.
В педагогических исследованиях применяются два вида экспериме-нта: естественный и лабораторный (клинический). Естественный про-водится в форме обычных занятий. Лабораторный эксперимент имеет вспомогательное значение и проводится в специально созданных усло-виях с небольшой группой испытуемых или с одним из них.
Чаще всего педагогический эксперимент включает в себя три этапа:
Заключение
Поиски рациональных методик диагностик музыкального развития дошкольников продолжаются, и точку в этом вопросе поставить пока не удастся.
Так, анонс ещё не вышедшего на данный момент журнала «Справоч-ник музыкального руководителя» №4/2019 содержит актуальную для нас статью «Новые критерии оценки качества музыкального воспитания детей»…
Выражаю надежду, что данная работа в своём теоретическом и практическом аспектах окажется полезной моим коллегам.
Список литературы и интеренет-ресурсов:
1) Алиев Ю.Б. Диагностика уровня музыкальности детей.-«Методика музыкального воспитания детей от детского сада-к начальной школе»-Воронеж, 1998.
2) Афонькина Ю.А. Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей. Первая младшая группа.- Волгоград: Учитель, 2016.
3) Буренина А.И. «Музыкальная палитра» 2013 №4 стр. 2-3.
4) Глуменко Н. И., Иванова Е. А., Прокофичева Л. Н., Федченко В. О. Инновационные подходы к организации деятельности воспитателя и музыкального руководителя ДОО в контексте реализации ФГОС ДО // Проблемы и перспективы развития образования: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018. — С. 9-11. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/306/14460
5) Диагностика развития музыкальности на основе оценки интегративных качеств личности дошкольника. Автор-составитель Равчеева И.П.-Волгоград «Учитель» 2013.
|
6) Капитунова Т. В."Современные образовательные технологии в работе музыкального руководителя ДОУ". - Альманах педагога: https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=21001
7) Комплексный диагностический инструментарий. Мониторинг музыкальной деятельности детей 4-5 лет. Ничепорчук Т.П. - Волгоград «Учитель» 2017.
8) Мониторинг образовательных областей в ДОУ. Методическое пособие. Ред. Микляева Н.В.- Издательство «Аркти» 2016 г.
Введение
Сегодня основным социальным требованием общества является по-требность в качестве образования. Основным средством изучения ка-чества образования является мониторинг, система инструментария кото-рого способна оценить эффективность образовательного процесса и пре-дусмотреть его дальнейшее развитие.
Однако оценить качество музыкального образования детей - задача весьма непростая. Ну, как измерить развитие интереса детей к музыкальной деятельности? Как определить, на 15 % или на 20% ребёнок стал эмоциона-льнее воспринимать музыкальные произведения? Как понять, на сколько процентов или баллов у воспитанника развилось ассоциативное мышление или увеличилась музыкальная память? Как определить, в результате овла-дения какой парциальной программой или под воздействием какой техноло-гии у ребёнка развились те или иные музыкальные способности?
Кажется, облегчённо вздохнув, не так давно мы отказались от обяза-тельных мониторинга и диагностики, перейдя к «целевым ориентирам», но проценты и баллы в начале и в конце учебного года почему-то остались… Конечно, чтобы грамотно выстроить педагогический процесс в конкретной группе, педагогическая диагностика необходима, особенно в коррекцион-ных группах, но не в процентах и баллах, а в других измерительных инструментах.
Должны быть и чёткие критерии, которые и будут определять эти уро-вни. Некоторые практики вообще считают, что чётко определять пока-затели музыкального развития для каждого возраста не совсем кор-ректно, т.к. разброс возможностей в этой области достаточно велик.
К оценке развития ребёнка, и тем более определению таких тонких процессов, как развитие музыкальности, креативности, нужно подходить особенно осторожно и ответственно.
Если рассматривать логическую цепочку требований проведения мониторинга результатов освоения программы «Цель-средства-результат», то, честно говоря, можно увидеть следующую ситуацию: средства про-ведения мониторинга музыкального развития дошкольников (раз-личные методы диагностики, адекватные его целям и задачам, а также возрасту детей), с одной стороны, недостаточно разработаны учёны-ми, с другой -не освоены практиками. Другими словами, сегодня пра-ктики в большинстве случаев не владеют технологией проведения мо-ниторинга и поэтому не могут дать объективную оценку качеству музы-кального развития ребёнка. Таким образом, получаемый результат являя-ется не объективным, а чаще - формальным.
Для проведения мониторинга в планах отводят специальное время: в начале и в конце года, а иногда -и в середине. И снова возникает во-
прос: а нужно ли специально отводить время для того, чтобы выя-вить уровень музыкального развития детей? Может, лучше просто с ни-ми поиграть, попеть, потанцевать, провести развлечение и доставить ра-дость, ничего не выявляя и не оценивая?
Скорее всего, многие практики дружно это поддержат. Ведь на самом деле, в процессе работы с детьми постоянно проводится естественный «профессиональный мониторинг», то есть интерпретация наблюдаемых фактов и явлений, в которых проявляются все тонкости педагогичес-кого процесса, возможности каждого ребёнка в заданной ситуации. Чаще всего педагог интуитивно реагирует на действия детей, видя их затруднения и подбирая адекватный музыкальный материал и способы его освоения. Изо дня в день, музыкальный руководитель, наблюдая за детьми в процессе различных видов музыкальной деятельности, замечает и фиксирует (чаще -для себя) реальное продвижение каждого ребёнка и на этом строит дальнейшие планы развития детей, их участия на праздниках, выступлениях на конкурсах.
Понимая, что для педагога крайне нежелательно ведение большого объёма документации, важно предложить универсальную и простую систему мониторинга, не требующую дополнительного времени.
В связи с введением ФГОС ДО в настоящее время перед дошколь-ными педагогами стоит задача по разработке новой диагностики. Основная задача этой диагностики - выявить индивидуальные особен-ности развития каждого ребёнка и наметить при необходимости индии-видуальный маршрут образовательной работы для максимального рас-крытия потенциала детской личности.
Применение музыкальным руководителем технологии исследова-ния в своей работе.
Новые подходы к музыкальному образованию дошкольников требуют использования наиболее эффективных современных технологий в работе музыкального руководителя ДОО.
Педагогическая технология «есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса» (Б.Т.Лихачёв).
Исследовательский подход в образовательной практике был востре-бован с глубокой древности. Одним из первых учёных, внедрявших в педа-гогическую практику исследовательские методы, был Сократ.
Основные этапы исследования:
-постановка проблемы;
-изучение теории по данной проблеме;
-овладение методикой исследования;
-сбор материала, его анализ;
-выводы по решению данной проблемы.
Методы исследования — это инструменты, с помощью которых осу-ществляется исследование. Как правило, в педагогических исследованиях применяются следующие методы.
Рассмотрим выборочно теоретические и эмпирические и методы по-
дробнее, т.к. именно их я применяла в своём исследовании.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
Изучение литературы
Любое исследование начинается с ознакомления исследователя с тем, как интересующая его проблема разработана в научной литературе.
Для этого он изучает:
- труды классиков педагогики и смежных с ней наук, историко-педагогические работы и документы;
- современные труды по педагогике и смежным с ней наукам, касающиеся определенной проблемы;
- периодическую педагогическую печать, справочную педагогическую литературу;
- учебники и методические пособия и т.д.
Иначе говоря, исследователь изучает историю вопроса, сравнивает и анализирует различные подходы к проблеме, делает выводы и обобще-ния, определяет свое отношение к решению проблемы, выясняет, какие вопросы еще не решены.
Все теоретические методы так или иначе связаны с изучением лите-ратуры и умением работать с ней. Определив область исследования и его проблему, исследователь составляет библиографию – список отобранных для изучения источников, который необходимо оформлять правильно в соответствии с библиографическими требованиями.
Работая с литературой, исследователь осуществляет аннотирование – краткое, лаконичное изложение основного содержания источника источника; цитирование – дословная запись выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в источнике (цитата должна иметь правильно оформленную сноску). Основные идеи литературного источника могут быть перечислены в виде тезисов – кратких цитат или сжатых выдержек из этого источника.
Применяются также такие методы, как конспектирование – более детальное изложение основных идей источника с выделением его глав-ных идей и положений (краткое изложение, цитирование, определение своего собственного отношения к выводам автора и т.д.); реферирование – сжатое, но более развернутое по сравнению с тезисами, изложение основного содержания одного или нескольких источников по общей теме.
Метод моделирования
Нередко исследователь применяет и метод моделирования – наглядно-образную характеристику изучаемых процессов и явлений с помощью схем, чертежей, кратких словесных описаний, матриц, символов, математических формул и т.п. Моделирование позволяет отвлечься от несущественных, второстепенных составляющих изучаемого явления, выделить основные, системообразующие связи и факторы.
|
|
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!