Жукова Т.В., Белик С.Н., Харагургиева И.М., — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Жукова Т.В., Белик С.Н., Харагургиева И.М.,

2019-11-18 345
Жукова Т.В., Белик С.Н., Харагургиева И.М., 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Жукова Т.В., Белик С.Н., Харагургиева И.М.,

Кононенко Н.А.

ГИГИЕНА

(часть 1)

учебно-методическое пособие

(рабочая тетрадь)

 

Ф.И.О. студента (ки)

_____________________________________________________

 

Факультет_____________ Курс__________Группа №________

 

Преподаватель (Ф.И.О.) _________________________________

 

Ростов-на-Дону

2018

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Жукова Т.В., Белик С.Н., Харагургиева И.М.,

Кононенко Н.А.

ГИГИЕНА

(часть 1)

учебно-методическое пособие

(рабочая тетрадь)

 

Ростов-на-Дону

2018

УДК  614.3(075.8)

ББК   51.2Я7

Г   46

Жукова Т.В. Гигиена (часть1): учеб.-метод. пособие / Т.В. Жукова, С.Н. Белик, И.М. Харагургиева, Н.А. Кононенко; ФГБОУ ВО РостГМУ Мин­здрава России. - Ростов н/Д: Изд-во РостГМУ, 2017. – 126 с.

 

 

Учебно-методическое пособие разработано на основе рабочей программы по дисциплине «Гигиена» в соответствии с требованиями ФГОС. В пособии представлен материал для практических занятий, включающий краткое описание приборов, методики исследования физических факторов,  ситуационные задачи, тестовые задания.

Пособие предназначено для обучающихся по специальности 31.05.01 «Лечебное дело».

Рецензенты:

Квасов А.Р., доктор медицинских наук, зав. кафедрой гигиены ФГБОУ ВО РостГМУ Минздрава России, г. Ростов-на-Дону.

Жижин К.С., доктор медицинских наук, профессор кафедры противопожарной безопасности Академии строительства и архитектуры ФГБОУ ВПО «Донской государственный технический университет».

 

Утверждено центральной методической комиссией ФГБОУ ВО РостГМУ Минздрава России. Протокол № 4 от 7 декабря 2017 г.

 

 

Одобрено на заседании кафедры общей гигиены ФГБОУ ВО РостГМУ Минздрава России. Протокол № 7 от 20 ноября 2017 г.

 

 

© ФГБОУ ВО РостГМУ Минздрава России, 2018

 

                                      © Жукова Т.В., Белик С.Н.,

                                                                         Харагургиева И.М., Кононенко Н.А., 2018

 

Содержание

 

Практическое занятие №1-2. Исследование и санитарная оценка элементов микроклимата 5
Практическое занятие №3. Методика исследования комплексного действия на организм человека элементов метеофактора 24
Практическое занятие №4.  Исследование и санитарная оценка магнитных и электрических полей и радиоволнового электромагнитного излучения. 38
Практическое занятие №5. Методика исследования реакции организма на воздействие статического электрического поля. 49
Практическое занятие №6. Исследование и санитарная оценка инфракрасного и ультрафиолетового излучений. 53
Практическое занятие №7. Методика исследования и санитарная оценка освещённости лечебных, жилых и общественных зданий 67
Практическое занятие №8. Гигиеническое исследование реакции организма на воздействие освещения. 79
Практическое занятие №9. Исследование и санитарная оценка  упругих волн 85
Практическое занятие №10-11. Гигиеническое исследование реакции организма на воздействие шума 88
Практическое занятие №12. Исследование и санитарная оценка содержания в воздухе пыли, вредных химических веществ, микроорганизмов 93
Практическое занятие №13. Гигиена воды и водоснабжения 109
Список литературы. 126

 

 

Задание 1. Исследование температуры воздуха

ХОД РАБОТЫ

 

1. Составьте схему исследования температуры воздуха в учебной комнате

 

 

 


2. Разместите термометры по горизонтали в точках (t1, t2, t3, t4, t5), согласно схеме.

3. Измерьте температуру воздуха в контрольных точках и запишите данные в таблицу

t1 t2 t3 t4, t5
         

 

4. Рассчитайте среднюю температуру помещения (формула 1).

 

t (ср.) =

 

5. Рассчитайте перепад температуры воздуха по горизонтали (формула 2).

 

Dt (гор.) =

 

6. Разместите термометры по вертикали в точках (t1, t2, t3), согласно схеме.

7. Рассчитайте перепад температуры воздуха по вертикали (формула 3).

 

Dt (верт.) =

 

7. Разместите пристенный термометр. Далее рассчитайте разницу между средней температурой и температурой стен по формуле 4.

 

Dt (огр.)=

8. Результаты исследования занесите в протокол исследования температуры воздуха.

Задание 2. Исследование влажности воздуха

ХОД РАБОТЫ

1. Подготовьте к работе психрометры Августа и Ассмана, в соответствии с представленными выше методиками.

Задание 3. Исследование скорости движения воздуха

ХОД РАБОТЫ

1. Подготовить шаровый кататермометр к работе, используя предложенную выше методику.

2. Рассчитайте величину  охлаждения кататермометра.

 

Н =

 

3. Рассчитайте величину Q, как разницу между средней температурой кататермометра 36,50С и температурой окружающего воздуха.

Q =

 

4. Вычислите скорость движения воздуха по формуле (2) или (3).

 

V =

Задание 4. Исследование барометрического давления

Задание 5. Дать гигиеническую оценку микроклимата в учебной комнате

ХОД РАБОТЫ

1. Внесите в итоговую таблицу данные исследования температуры, влажности, скорости движения воздуха и атмосферного давления.

 

Задание 1. Определение эффективной температуры

 

Эффективные температуры (ЭТ) – комплексный показатель, позволяющий оценить одновременное воздействие на тепловое состояние человека и его теплоощущение температуры, влажности и скорости движения воздуха. Тепловое состояние может быть одинаковым при различных комбинациях этих факторов. Эффективную температуру определяют по номограммам, которые позволяют составить представление о тепловых условиях для людей в обычной комнатной одежде, находящихся в покое или выполняющих лёгкую работу. Для большинства людей комфортно, если ЭТ = 18,9°С. Этот уровень ЭТ называют линией комфорта. Зону ЭТ от 17,2°С до 21,2°С называют зоной комфорта, так как в этих пределах ЭТ обычно сохраняется нормальное теплоощущение.

Алгоритм определения ЭТ по номограмме (рис. 1):

1. отмечают на её правой и левой вертикальных шкалах показания сухого и влажного термометров;

2. соединяют их прямой линией.

3. В точке пересечения скорости движения воздуха находится определяемая ЭТ.

Основным недостатком эффективной температуры является то, что она не учитывает радиационного тепла и физиологических реакций, ее использование в условиях высоких температур и относительной влажности может привести к неправильным результатам.

Задача

Пример. В процедурном кабинете терапевтического отделения, температура воздуха по сухому термометру  составляет 24,5°С,  по влажном термометру(14,0°С),  скорость движения воздуха 0,5 м/с. Определите ЭТ.

Решение: проводят по номограмме (рис.3).

1. В первую очередь находим на диаграмме температуру сухого термометра (24,5°С) соединяем прямой линией со значением температуры влажного термометра (14,0°С), находим точку пересечения этой прямой с графиком скорости движения воздуха по линии равной 0,5 м/с.

2. Находим значение ЭТ, которое равно примерно 19,7°С.

 

Оценка результатов определения ЭТ.

1. Для обычно одетых людей, находящихся в покое или выполняющих легкую работу, так называемая «зона комфорта» (тепловое самочувствие 50% людей – оптимальное) находится в пределах ЭТ 17,2–21,7°.

2.   «Линия комфорта» (тепловое самочувствие 100% людей – оптимальное) ограничена пределами 18,1–18,9°. При работе средней тяжести зона комфорта по шкале ЭТ снижается примерно на 1°, а при тяжелой – на 2,5°.

 

 

Рис. 1. Номограмма для определения эффективных температур

Решите задачи самостоятельно, используя номограмму

Задача 1

Условие: В операционной, температура воздуха по сухому термометру составляет 18,0°С, по влажном термометру (16,5°С)скорость движения воздуха 1,0 м/с. Определите ЭТ.

Решение:

Ответ:

Задача 2

Условие: При оценке микроклимата в аудитории кафедры гигиены были получены следующие результаты: температура воздуха по сухому термометру - 25°С, температура по влажному термометру - 17°С, скорость движения воздуха – 0,5 м/с. Оцените ЭТ.

Решение:

Ответ

Задача 3

Условие: При оценке микроклимата в палате были получены следующие результаты: температура воздуха по сухому термометру - 18°С, температура по влажному термометру - 17°С, скорость движения воздуха – 0,5 м/с. Оцените ЭТ.

Решение:

Ответ

Решите задачи самостоятельно,

используя табличный способ определения ЭТ (табл. 1)

Задача 1

Условие: Чему равна эффективна температура воздуха, если показатели сухого термометра 37°С, показатели влажного термометра 30°С, скорость движения воздуха 0,5 м/с.

 

Решение:

Ответ:

Задача 2

Условие: Чему равна эффективна температура воздуха, если показатели сухого термометра 22°С, показатели влажного термометра 17,5°С, скорость движения воздуха 1,5 м/с.

Решение:

Ответ:

Задание 2. Определение результирующей температуры

Результирующая температура (РТ) — суммарный показатель, позволяющий оценить одновременное тепловое действие на человека всех четырех основных метеорологических факторов: температуры, влажности, скорости движения воздуха и лучистого тепла, а также отчасти влияние физической нагрузки и одежд. Зона комфорта для нормальной шкалы находится в пределах +16 - +21 РТ.

При определении результирующей температуры измеряют температуру воздуха, абсолютную влажность воздуха, скорость движения воздуха и среднюю радиационную температуру. На основе этих четырех показателей РТ определяется по номограммам для определения РТ при выполнении лёгкой (рис. 2) или тяжелой физической работы.

Результирующая температура определяется после того, как измерены температура, влажность, скорость движения воздуха и рассчитана средняя радиационная температура.

Шкала результирующих температур находится в центре номограммы. Она представлена рядом коротких линий, которые пересечены длинными линиями, соответствующими определенной скорости движения воздуха.

В левой части номограммы имеется сетчатая шкала. По вертикали на ней обозначена температура воздуха, по горизонтали - скорость движения воздуха.

На пересечении линий соответствующих величин (температуры и скорости движения воздуха) устанавливают первую точку. Вторая точка берётся на шкале средних радиационных температур в зависимости от величины радиационной температуры. Точки соединяются прямой, которая пересечёт первую вертикальную шкалу. Найденную на этой шкале точку соединяют с правой вертикальной шкалой, на которой нанесены значения абсолютной влажности воздуха.

На пересечении данной линии с линией соответствующей скорости движения воздуха находят РТ.

Пример решения задачи.

Условие: В автоклавной скорость движения воздуха 0,6 м/с, температура воздуха 25°С, средняя радиационная температура 15°С, абсолютная влажность 15 миллиметров ртутного столба. Определите РТ.

Решение: проводят по номограмме (рис.2).

3. В первую очередь находят точку 0,6 между 0,5 и 0,75 м/с и 25°С.

4. Затем эту точку соединяют с 15° на шкале средних радиационных температур.

5. В месте пересечения линии с первой вертикальной шкалой находят третью точку, которую соединяют с 15 миллиметрами ртутного столба на правой шкале.

6. В месте пересечения прямой со шкалой результирующих температур с учётом скорости движения воздуха (обозначена в начале шкалы «результирующая температура») определяют РТ, которая равна 19,5°С.

Ответ: РТ = 19,5°С.

 

 

Рис. 2. Номограмма для определения результирующих температур при выполнении лёгкой физической работы.

 

Решите задачу самостоятельно

Условие: Чему равна результирующая температура если температура воздуха по сухому термометру 21°С, средняя радиационная температура 17,5°С,  абсолютная влажность воздуха 21 миллиметров ртутного столба, скорость движения воздуха 0,6 м/с.

Ответ:

 

Задание 3. Методика оценки теплового баланса человека

Задание 1. Исследование СЭП

Содержание занятия

Статические электрические поля (СЭП) образуются из неподвижных элек трических зарядов и их взаимодействия. СЭП могут существовать в пространстве и на поверхности материалов и оборудо­вания.

СЭП характеризуются напряженностью (Е), которая является век­торной величиной, определяемой отношением силы, действующей в поле на точечный электрический заряд, к величине этого заряда. Еди­ница измерения напряженности СЭП — вольт на метр (В/м).

Измерительные приборы. Для измерения напряженности СЭП в пространстве используют прибор ИНЭП-20Д, а на поверхности - ИЭЗ-П. Диапазон измерений с помощью ИНЭП-20Д составляет от 0,2 до 2500 кВ/м, ИЭЗ-П — от 4 до 500 кВ/м. Измерение напряженности СЭП осуществляется в диапазоне от 0,3 до 300 кВ/м. Прибор ПК-2-3А измеряет потенциалотдельных точек, поверхностную плотность заряда и знак заряда.

Точки замеров. При гигиенической оценке уровня напряженности ЭСП измерения проводят на уровне головы и груди работающих не менее 3 раз. Определяющим считают наибольшее значение напря­женности поля.

Допустимые уровни напряженности СЭП устанавливают в зависимости от срока пребывания персонала на рабочих местах. При воздействии СЭП в течение 1 ч ПДУ его напряженности (Епред) должен быть равен 60 кВ/м. При напряженности СЭП менее 20 кВ/м срок пребыва­ния персонала в СЭП не регламентируется.

 

Задание 2. Исследование напряженности ПМП

Задание 3. Изучить методику исследования и дать санитарную оценку

Радиоволновому излучению

К неионизирующим электромагнитным излучениям и полям относят:

- ЭМИ радиочастотного диапазона;

- ЭМИ оптического диапазона;

Физические свойства ЭМИ

1. Частота

2. Длина волны

3. Скорость распространения

4. Энергия кванта

5. Характер распространения

6. Характер поглощения

7. Характер отражения

 В проводящих средах электромагнитная энергия сильно поглощается. Это имеет место в растворах электролитов, содержащих белковые молекулы, характеризующиеся дипольным моментом и слабовыраженными диамагнитными и парамагнитными свойствами.

Действие электромагнитных полей в проводящих средах вызывает токи ионной проводимости и ориентационную поляризацию молекул в соответствии с частотой изменения электромагнитных полей, а вязкость и силы сцепления между молекулами препятствуют колебаниям полярных молекул в переменном электромагнитном поле. Это связано с потерями энергии электромагнитных полей и поглощением их средой.

Одной из самых важных характеристик электромагнитных полей, которая даёт представление о способности проводящей среды поглощать их энергию, является глубина проникновения электромагнитных волн - расстояние, на котором амплитуды электрического и магнитного полей электромагнитной волны убывают в е=2,718 раза, где «е» – основание натуральных логарифмов.

Решение:

ППЭ = 250/121∙0,8 = 1,65мкВт/см2

Ответ: ППЭ =1,65мкВт/см2. При непрерывном круглосуточном воздействии ПДУ ЭМП СВЧ составляет 10 мкВт/см2, следовательно ППЭ соответствует норме.

Решите задачи самостоятельно

Задача 1

Условие: Измеритель энергии ПО-18, показал 750 мкВт, эффективная площадь антенны составляет 40см2, аттенюа­тор не применялся, КПД термисторной головки 0,8. Рассчитайте плотность потока энергии

Решение:

ППЭ =

Ответ: ППЭ =

Задача 2

Условие: Измеритель энергии ПО-18, показал 1500 мкВт, эффективная площадь антенны составляет 60 см2, аттенюа­тор не применялся, КПД термисторной головки 0,9. Рассчитайте плотность потока энергии

Решение:

ППЭ =

Ответ: ППЭ =

Интенсивность несформировавшегося поля оценивается по напряжённости его магнитной и электрической составляющих, измеряемых с помощью прибора ПЗ-2.

Таблица 1

Методика выполнения работы.

Объективная оценка реакции организма человека на воздействие, СЭП заданной напряженности может быть осуществлена путем наблюдения за функциональным состоянием сердечно-сосудистой (пульс, САД и ДАД) и центральной нервной систем (хронорефлексометрия) и состоянием функции внимания по данным корректурной пробы.

При хронорефлексометрии регистрируется время простой двигательной реакции (в миллисундах) на вспышку света или звук (щелчок), что может служить критерием соотношения основных нервных процессов (возбуждения и торможения) в первой сигнальной системе.

После включения хронорефлексометра в сеть испытуемому предлагается нажать на выносную кнопку прибора при появлении вспышки света в стеклянном глазке на панели прибора. Вращающаяся стрелка прибора при нажатии на кнопку останавливается и показывает время реакции на раздражитель.

Состояние одной из важнейших функций высшей нервной деятель­ности человека — функцию внимания — может быть дана по резуль­татам корректурной пробы.

Корректурные пробы проводятся с помощью таблиц Иванова-Смоленского из букв, в которые испытуемый должен внести коррективы в соответствии с заданием. Буквенный тест требует предварительного задания. Например, студенту предлагается вычеркнуть букву или буквосочетание, например «н» или «нс». Работа прекращается ровно через 1 мин. Отмечается число обработанных буквенных знаков (их 40 в каждой строке) и количество допущенных ошибок (ошибкой считается неправильно подчёркнутая или пропущенная буква). После теста задание видоизменяют (обычно берут другие буквы). Увеличение скорости заполнения таблицы после теста свидетельствует о повышении уровня внимания и работоспособности. Медлительность, пропуск букв указывают на преобладание тормозного процесса, т.е. утомление.

Для проведения такого рода наблюдения на практическом занятии моделируют статическое электрическое поле с помощью установки, используя вариант с вертикальным направлением СЭП.

 

ХОД РАБОТЫ

Испытание проводят в учебной комнате.

I этап

1. До исследования под руководством преподавателя все студенты с помощью тонометра проводят:

- измерение пульса, систолического артериального давления (САД) и диастолического артериального давления (ДАД);

- хронорефлексометрию; 

- проводят корректурные пробу с использованием таблиц Иванова-Смоленского.

II этап

Студенты распределяются на две группы. I группа – контроль – не подвергается воздействию фактора; II группа – опыт подвергаются воздействию СЭП напряженностью (в пределах ПДУ) в течении 15 минут. Контрольную группу  не подвергают воздействую СЭП.

III этап

После воздействия фактора и контрольная и опытная группы студентов повторно измеряют функциональные показатели. Результаты записываются в таблицу 1.

IV этап

4. Производится подсчёт средних значений, результат вносится в таблицу.

5. По результатам эксперимента студенты делают заключение о влиянии СЭП на организм.

Таблица 1

После

1                                     2                                     3                                     4                                     5                                     6                                     7                                     8                                     9                                     10                                     11                                     12                                    

сумма

                                 

Среднее значение

                                 

Таблица 2

СЭП на организм

Группы

Коректурная проба

Функц. Сост.ССС

 

 

Число просмотренных знаков

Скорость просмотра букв в сек

Число ошибок в %

Показатель внимания

Пульс

САД

ДАД

Хронореф-лексомет-рия

 
до после до после до после до после до после до после до после до

После

1 КОНТРОЛЬ                                   2 ОПЫТ                                  

Заключение:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПОДПИСЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ________________________________________

Задачи занятия:

Закрепить знания по спектральному составу, биологическому действию инфракрасного и ультрафиолетового излучений.

Определить биодозу УФ-излучения для взрослого человека.

Оценить роль эффективности УФ-излучения для профилактики внутрибольничных инфекций.

Уметь давать рекомендации по практическому применению искусственных источников УФ-излучения (эритемные, бактерицидные лампы).

Овладеть практическими навыками по измерению дозы (количества) облучения с помощью ультрафиолетметра УФМ-71.

 

Вопросы для самоподготовки

1. электромагнитное излучение, удельная мощность излучений, длина волны, энергия кванта;

2. биологическое действие солнечной радиации;

3. нарушение физиологического равновесия в организме при недостатке солнечного света;

4. фотохимические реакции, происходящие в организме под воздействием ультрафиолетовых излучений.

5. Какие существуют виды электромагнитных излучений; каков механизм их биологического действия?

6. Как влияет световая энергия на физиологические процессы в организме (обмен веществ, функция зрения, биоритмы)?

7. В чем заключается гигиеническое значение солнечной радиации?

8. Как подразделяется УФ-часть спектра солнечного излучения по характеру биологического действия?

9. Какие существуют методы измерения УФ-составляющей солнечной радиации? Что такое биодоза, минимальная суточная профилактическая доза, оптимальная доза? (Дать определение этих понятий).

10. В чем заключается ультрафиолетовая недостаточность, как осуществляется ее профилактика?

11. К чему приводит чрезмерное облучение организма лучами ИК и УФ спектра; как его предупредить?

Основные термины по теме

Ультрафиолетовое излучение ______________________________________

__________________________________________________________________

Интегральные источникиУФИ это__________________________________

________________________________________________________________

Селективные источники УФИ это _____________________________________

_________________________________________________________________

Эритема это _____________________________________________________

__________________________________________________________________

Меланинсинтезирующий эффект ______________________________________

_________________________________________________________________

Иммуностимулирующий эффектУФИ это____________________________

__________________________________________________________________

Общий нервно-рефлекторный эффект УФ_______________________________

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Витаминообразующий эффект_____________________________________

_________________________________________________________________

Трофо-стимулирующий эффекты_____________________________________

__________________________________________________________________

Десенсибилизирующий эффект УФИ это _______________________________

_________________________________________________________________

Местный нервно-рефлекторный эффект ____________________________

__________________________________________________________________

Общее гуморальное действиеСУФ это _________________________________

__________________________________________________________________

Бактерицидный и микоцидный эффекты______________________________

_________________________________________________________________

Фотоаллергические реакции это ____________________________________

_________________________________________________________________

Фототоксические реакции это________________________________________

________________________________________________________________

Фотостарение_____________________________________________________

___________________________________________________________________

Электрофтальмия________________________________________________

_________________________________________________________________

Световое голодание это _______________________________________________

_________________________________________________________________

1 биодоза это____________________________________________________

Пороговая эритема это____________________________________________

Эр _______________________________________________________________

Бакт________________________________________________________________

Эритемный поток энергии(мощности) _____________________________

________________________________________________________________

Эритемная облученность это ________________________________________

________________________________________________________________

  Доза эритемной облученности_____________________________________

__________________________________________________________________

Содержание занятия

Инфракрасное излучение.

Источником инфракрасного излучения (ИК) является любое нагре­тое тело, температура которого определяет интенсивность и спектр излучаемой электромагнитной энергии.

Инфракрасное излучение подразделяется на три области: коротковолновая (0,7 – 1,4 мкм); средневолновая (1,4 – 3,0 мкм); длинноволновая (3,0 мкм – 1,0 мм).

Электромагнитные волны инфракрасного диапазона оказывают в основном тепловое воздействие на организм человека. При этом необ­ходимо учитывать:

- интенсивность и длину волны с максимальной энер­гией;

- площадь излучаемой поверхности;

- длительность облучения за рабочий день;

- продолжительность непрерывного воздействия;

- интенсив­ность физического труда;

- подвижность воздуха на рабочем месте;

- качество спецодежды;

- индивидуальные особенности работающего.

Лучи коротковолнового диапазона с длиной волны λ ≤ 1,4 мкм об­ладают способностью проникать в ткань человеческого организма на несколько сантиметров. Такое ИК излучение легко проникает через кожу и черепную коробку в мозговую ткань и может воздействовать на клетки головного мозга, вызывая его тяжелые поражения, симптомами которых являются рвота, головокружение, расширение кровеносных сосудов кожи, падение кровеносного давления, нарушение кровообращения и дыхания, судороги, иногда потеря сознания. При облучении коротковолновыми ИК лучами наблюдается также повышение температуры легких, почек, мышц и других органов. В крови, лимфе, спинномозговой жидкости появляются специфические биологически активные вещества, наблюдается нарушение обменных процессов, изменяется функциональное состояние центральной нервной системы.

Лучи средневолнового диапазона с длиной волны λ = 1,4 – 3,0 мкм задерживаются в поверхностных слоях кожи на глубине 0,1 – 0,2 мм. Поэтому их физиологическое воздействие на организм проявляется главным образом в повышении температуры кожи и нагреве организма. Наиболее интенсивный нагрев кожной поверхности человека происходит при ИК излучении с λ > 3 мкм. Под его воздействием нарушается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также тепловой баланс организма, что может привести к тепловому удару.

Интенсивность теплового излучения регламентируется, исходя из субъективного ощущения человеком энергии облучения. Согласно ГОСТ 12.1.005–88 интенсивность теплового облучения работающих от нагретых поверхностей технологического оборудования и осветительных приборов не должна превышать: 35 Вт/м2 при облучении более 50% поверхности тела; 70 Вт/м2 при облучении от 25 до 50% поверхности тела; 100 Вт/м2 при облучении не более 25% поверхности тела. От открытых источников (нагретые металл и стекло, открытое пламя) интенсивность теплового облучения не должна превышать 140 Вт/м2 при облучении не более 25% поверхности тела и обязательном использовании средств индивидуальной защиты, в том числе средств защиты лица и глаз.

Нормы ограничивают также температуру нагретых поверхностей оборудования в рабочей зоне, которая не должна превышать 45°С.

Температура поверхности оборудования, внутри которого температура близка к 100°С, должна быть не выше 35°С

К основным видам защиты от инфракрасного излучения относятся:

- защита временем;

- защита расстоянием;

- экранирование, теплоизоляция или охлаждение горячих поверх­ностей;

- увеличение теплоотдачи тела человека;

- индивидуальные средства защиты;

- устранение источника тепловыделения.

Задание 1. Измерение напряжённости инфракрасного излучения

Измерение напряжённости инфракрасного излучения. Актинометр Н-ЛИОТ с закрытой задней крышкой поставить вертикально и убедиться, что стрелка прибора показывает «нуль», в противном случае установить её на нуль. Находясь на рабочем месте, направить термобатарею актинометра в сторону источника инфракрасного излучения. Открыть крышку, закрывающую термобатарею. Снять показания прибора.

Допустимые величины интенсивности теплового облучения работающих от источников излучения, нагретых до белого и красного свечения (раскаленный или расплавленный металл, стекло, пламя и др.) не должны превышать 140 Вт/м2 (табл. 1). При этом облучению не должно подвергаться более 25% поверхности тела и обязательным является использование средств индивидуальной защиты, в том числе средств защиты лица и глаз.

Таблица 1

Ультрафиолетового излучения

 

Биологический эффект ультрафиолетовых лучей различных длин волн неодинаков. Поэтому еще в 1932 году на II международном кон­грессе радиологов солнечные ультрафиолетовые лучи были разделены на 3 области:

— область А (с длиной волны от 400 до 320 ммкм), для которой

характерно флуоресцентное действие, отличающееся небольшим биологическим эффектом;

— область В (с длиной волны от 320 до 270 ммкм) отличается выраженным антирахитическим и сильным эритемным действием на кожу;

— область С (с длиной волны от 270 до 186 ммкм) характеризуется выраженным бактерицидным действием, преобладанием процессов денатурации тканевых белков и липоидов, развитием реакций протеолиза и гемолиза.

 Благоприятное воздействие УФ-излучения можно обе


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.191 с.