Тема 10. Восточное христианство: православие — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Тема 10. Восточное христианство: православие

2019-11-18 142
Тема 10. Восточное христианство: православие 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. автокефа́лия – (греч. «сам» + «голова»; «самовозглавление») – административно независимая поместная (в пределах независимого государства) церковь, предстоятелем которой является епископ в сане патриарха, митрополита или архиепископа. В православии признаются 15 автокефальных церквей. Началом автокефалии Русской церкви принято считать избрание епископа Рязанского Ионы митрополитом Киевским и всея Руси на поместном соборе 1448 года.

2. алта́рь (алта́рная часть храма) – (лат. возвышенное место) 1. Жертвенник – место, где совршаются жертвоприношения;.2. в христианстве – главная часть храма, где духовенство совершает священнодействия. В православном храме алтарь обращён на восток и отделен от основного помещения (наоса) иконостасом. 2. В раннем христианстве так назывался стол, на котором приготовлялась и распределялась евхаристия.

3. амво́н (греч. «выступ, возвышение») – 1. специальное сооружение в христианском храме, предназначенное для чтения Священного Писания, пения или возглашения некоторых богослужебных текстов, произнесения проповедей; 2. в православном храме – выступающая полукруглая часть солеи (символизирующая гору, с которой Иисус Христос произносил нагорную проповедь), с которой священник произносит проповедь прихожанам.

4. анало́й (греч. подставка для икон и книг) – в христианстве - употребляемый при богослужении высокий четырёхугольный столик с покатым верхом; иногда аналои бывают складными (разножки); на него кладётся книга или икона в честь грядущего праздника.

5. Влади́миров пантео́н – в восточнославянском язычествепантеон богов (Перун, Даждьбог, Стрибог, Хорс, Макошь, Симаргл), введённый на Руси князем Владимиром Красное Солнышко в 982 году с целью объединения славянских племён под своим руководством. В 988 (989) г. был отменен с принятием христианства.

6. диа́конские две́ри, диа́конские (врата́) – в православном храме – южная и северная двери (обычно одностворчатые), расположенные в нижнем ряду иконостаса по сторонам от главных двустворчатых царских врат и ведущие в алтарную часть храма. В небольших храмах или приделах – одна дверь сбоку, в большом храме (при наличии боковых апсид) левая северная (пономарская) дверь ведёт в жертвенник, правая южная (диаконовская) – в диаконник (ризницу).

7. евхари́стия, причаще́ние, свято́е прича́стие (греч. добро, благо + почитание, честь, уважение; благодарение, благодарность, признательность) – в различных течениях христианства толкуется как таинство, священнодействие, обряд. Заключается в освящении хлеба и вина особым образом и последующем их вкушении. У исторических церквей, лютеран, англикан и др. составляет основу литургии (мессы). В протестантизме приняты наименования «Вечеря Господня» или «Хлебопреломление». В православии все причащаются «под двумя видами» – хлебом и вином; в католичестве духовенство причащалось «под двумя видами», а миряне – «под одним», лишь хлебом, после Второго Ватиканского собора им разрешено по желанию причащаться и хлебом, и вином.

8. ико́на – (греч. «образ», «изображение») – в христианстве (главным образом, в православии, католицизме и древневосточных церквях) священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории; согласно христианскому вероучению - не является объектом поклонения.

9. иконоста́с (греч. образ + стояние) – в православном храме – алтарная перегородка, состоящая из одного или нескольких рядов (ярусов) упорядоченно размещённых икон, отделяющая алтарную часть православного храма от центральной части (наоса). В иконостасе обычно три двери: центральная (царские ворота) и 2 боковые, предназначение для диаконов.

10. и́споведь – 1. в авраамических религиях (иудаизме, христианстве и в исламе) признание в своих совершённых грехах перед Богом. Исповедь подразумевает раскаяние и решение в дальнейшем не грешить. 2. В исторических церквах, исповедь является одним из таинств, иногда именуется таинством покаяния.

11. кафедра́льный собо́р – храм города или монастыря, в котором богослужение возглавляет епископ (архиепископ, митрополит, патриарх), и где есть кафедра епископа.

12. кли́рос (греч. жребий, жеребьёвка) – в православном храме места на возвышенной предалтарной части храма, по бокам солеи (справа и слева), на которых во время богослужения находятся певчие и чтецы; 2. Словами «клирос» («кры́лос» - от «крыла»), клироша́не (крылоша́не) может называться и хор певчих.

13. креще́ние – (греч. «баптизма» – погружение в воду) – первое и важнейшее христианское таинство. Признаётся всеми христианскими конфессиями, хотя и не в одинаковом смысле.

14. миропома́зание – священнодействие в христианских церквах; в исторических церквах и в некоторых протестантских церквах является таинством, через которое верующему подаются дары Святого Духа, укрепляющие его в духовной жизни.

15. монасты́рь (греч. один, одинокий) – религиозная община монахов или монахинь, имеющая единый устав, а также единый комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, ей принадлежащих. В православии различаются: 1. общежительный монастырь (киновия), в том числе и лавра (крупнейший мужской православный монастырь), 2. п у́ стынь (монашеское поселение, удалённое от основного монастыря; 3. скит (жилище отшельника, самостоятельное или выделенное в монастыре уединённое жилище); 4. подво́рье (место проживания в городе монахов загородного монастыря). Самым высоким статусом является ставропи́гия (греч. «водружение креста») монастырь, подчинённый непосредственно патриарху.

16. мона́шество (греч. один, одинокий, жить уединённо) – объединение верующих (группа, община, братство), принявших обет нестяжа́ния (отказ от собственности), послушания (абсолютное повиновение уставу), целомудрия (безбрачие), исполняющих волю своих духовных руководителей и отказавшихся от старого имени. Монашество зародилось в буддизме в середине 1-го тысячелетия до н.э.; в конце 3 в. – в христианстве (в православии также и́ночество).

17. нао́с (греч. храм, святилище), также кафолико́н, це́лла – центральная часть христианского храма, где во время богослужения находятся пришедшие в храм молящиеся.

18. па́перть или внешний притвор – непокрытая кровлей площадка перед внутренним притвором храма, на которой в первые века христианства стояли плачущие и кающиеся.

19. престо́л – в христианском храме стол, находящийся в середине алтаря, освящённый архиереем для совершения на нём Евхаристии.

20. приде́л – специально выделенная часть основного здания храма, либо пристройка (обычно с южной или северной стороны) для размещения дополнительного алтаря с престолом для богослужений.

21. притво́р – пристройка перед входом в храм. Может устраиваться с западной, южной и северной сторон храма. Обычно отделяется от храма стеной с дверным проёмом.

22. свяще́нство – посвящение человека в духовный сан, через епископское рукоположение или хиротонию (в исторических церквах - таинство).

23. собо́р – в христианстве – 1) (архитектурное) храм (церковь) с несколькими алтарями, собранными под одной крышей, где богослужения проводятся обычно собором священнослужителей (собранием, т.е. несколькими); кафедральным называется собор, в котором находится кафедра, с которой обращается к народу митрополит или патриарх 2) собор церковный – Собрание представителей высшего духовенства для решения важных вопросов (напр., поместный собор избирает патриарха), см. также Вселенские соборы.

24. собо́рование (елеосвяще́ние) – в православии таинство, совершаемое над болящим, больного, которое по убеждению православных исцеляет недуг, а католиков – даёт благословение умирающему.

25. солея́ (лат. ровное место, основание; пол) – в христианском храме – возвышение пола перед алтарной преградой или иконостасом (на подобии сцены), с которого священник ведёт службу. Обычно ограждена невысокой решёткой – алтарной преградой. В русском православии часть солеи, выступающая вперёд перед царскими вратами, называется амвон, а на концах солеи располагаются клиросы для клирошан – певчих (хора).

26. та́инство – в христианстве в апостольских (исторических) церквах - один из семи главных обрядов, совершаемый при участии Святого Духа и посредничестве священника: в православии - крещение, миропомазание, исповедь, евхаристия (причащение), брак, соборование (елеосвящение), священство); в католичестве - вместо миропомазания совершается конфирмация. В лютеранстве главными таинствами признаются крещение и евхаристия; в других протестантских церквах и деноминациях они воспринимаются как символические обряды.

27. ца́рские врата́ – в православном храме – двустворчатые двери напротив престола (в алтаре), главные врата иконостаса, ведущие в алтарную часть храма и символизирующие собой врата Рая.

28. цезарепапи́зм – тип государственно-церковных отношений (характерный для православия), при котором светская власть («цезарь») имеет приоритет над церковной («папа»), в противоположность католическому папацезаризму.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.