Чин погребения (священнодействия Церкви) — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Чин погребения (священнодействия Церкви)

2019-11-18 183
Чин погребения (священнодействия Церкви) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Когда тело приносилось в храм, оно поставлялось среди церкви либо у двери храма, как поступили с гробом Макрины, сестры Григория Нисского43. Лицо усопшего оставалось в храме открытым. Этот вывод мы можем сделать опять благодаря замечанию святителя Григория Нисского, который писал, что девы, стоящие в храме, при гробе Макрины иногда прерывали песнопение, чтобы только посмотреть на лицо усопшей.

Затем совершался сам чин погребения, или отпевание. Он состоял вероятней всего из песен псалмов, более же развитый чин появился лишь после гонений. Святитель Иоанн Златоуст говорит о некоторых из них, называя эти псалмы погребальными44 (неизвестно, пелись псалмы полностью или лишь избранные из них стихи):

— Пс. 22:4: «…не убоюся зла, яко Ты со мною еси…»;

— Пс. 31:7: «Ты еси прибежище мое, от скорби обдержащия мя»;

— Пс. 114:7: «Обратися, душе моя, в покой Твой…».

Блаженный Иероним говорит о том, что псалмопение перемежалось с припевом «аллилуиа». В своем письме, в котором он описывает погребение одной знатной женщины, он пишет: «гремели псалмы, и позлащенные верхи храмов оглашались громким „аллилуиа“»45. Он же сообщает о том, что для большей торжественности псалмы иногда пелись на разных языках, что и можно было наблюдать на погребении Павлы.

Во время погребения употреблялось каждение, или курение фимиама. Минуций Феликс пишет о том, что язычники его времени удивлялись такому большому количеству фимиама, какое древние христиане расходовали при погребении: «вы, говорили они христианам, не намащаете благовониями тела, а бережете их (благовония) для погребения умерших»46. Тертуллиан говорит о том, что язычники в его время не могли тратить столько ароматов для воскурения своим богам, сколько употребляли христиане его времени при погребении своих умерших47.

После погребального молитвословия48 умершему воздавалось последнее целование как выражение мира и любви. Святитель Амвросий Медиоланский запечатлел свое прощание с умершим братом Сатиром поцелуем. Умершего обычно целовали в уста или в руки, иногда также целовали и гроб умершего.

«У греков и римлян было обыкновение произносить речи в похвалу умерших и преимущественно героев. Целью этих речей было увековечить память умерших лиц, засвидетельствовать благородную признательность к ним и возбудить в живых соревнование к их добродетелям. Нечто подобное было у иудеев49: такова, например, речь Давида в воспоминание Саула и Ионафана. Обычай этот перешел к христианам, но здесь погребальные или надгробные речи получили иной характер: языческие ораторы воспевали в своих речах героев, чтобы таким образом возвысить их до богов; первые христианские проповедники старались также выставить добродетели и нравственные качества тех или других лиц, как примеры, достойные подражания, но слава Божия была здесь высшею и последней целью»50.

Как пишет другой автор XIX века: «Заупокойные похвалы имели целью воздать должную хвалу доблестям умерших и возбудить в живых чувство благородного соревнования их добродетелям и славе. Они укрепляли в сердцах мужественную стойкость и желание не отстать от почивших в подвигах»51.

У греков и римлян дети обыкновенно говорили речи на смерть своих родителей. Если же детей не было или они были малы и неспособны к этому, то этот долг исполняли родственники или друзья покойного. Так же поступали и христиане. Над гробом своего отца и брата святитель Григорий Назианзин сам говорил слово, святитель Григорий Нисский и Амфилохий говорили слово над гробом своего друга архиепископа Мелетия. Над царскими особами (конечно, имеется в виду период после гонений) надгробные речи произносили обыкновенно епископы. Например, Евсевий Кесарийский произнес речь над гробом императора Константина Великого, а святитель Амвросий Медиоланский — над гробом императоров Валентиниана и Феодосия52. Царские особы иногда произносили речи над близкими и любимыми. Можно обобщить, сказав, что вначале речи были просты и кратки и произносились в доме умершего, в кругу родных и знакомых, затем (в особенности имеется в виду после гонений) они стали пространны и витиеваты, поскольку произносились в храмах при большом стечении народа.

Надгробные речи произносились в день погребения, как это можно видеть на примере святителя Амвросия, когда он произносил речь над гробом своего брата Сатира. Иногда погребение важных лиц замедлялось на несколько недель и даже месяцев; в таком случае и надгробные речи произносились спустя много времени после кончины их, когда наступал день похорон. Например, Амвросий Медиоланский произнес речь над гробом Валентиниана лишь через 2 месяца после его кончины непосредственно перед его погребением в Милане.

Нельзя сказать с достоверностью, в какой именно момент погребального торжества произносились речи, вполне возможно, что они и не имели четкого и определенного места. Иногда они произносились перед литургией (святитель Амвросий брату Сатиру) либо после литургии (Евсевий Кесарийский императору Константину Великому).

Акт погребения

Наконец, наступало время погребения. Могила считалась последним домом любви. «Всем людям, — говорит Златоуст, — общ тот закон, что если один умирает, то другой его погребает»53. Акт погребения не всегда и не везде исполнялся в одинаковое время. «Язычники старались своих мертвых, в особенности низшего сословия, выносить для погребения в глухую ночь или ранним утром, чтобы таким образом не возбуждалось неприятное и страшное для них воспоминание о смерти; при этом они руководствовались и другими суеверными побуждениями (не желали, например, осквернять себя взглядом на усопшего, так как после такого осквернения они не могли браться за некоторые занятия)»54.

Римляне перед тем, как сжечь тело, кропили тело вином и сжигали его на костре. Пепел они смешивали со слезами и духами и помещали в специально отведенную для него урну. Христиане считали этот обряд беззаконным, сохраняя в памяти слова первой книги Библии: «возвратишься в землю, из которой ты взят» (Быт. 3:19).

Иудеи обычно хоронили своих мертвецов при закате солнца, христиане — всегда днем (речь, конечно, идет о периоде после гонений), поскольку погребать ночью они считали большим грехом. В секретном погребении они видели фактическое отрицание того общения между ними как братьями и детьми одного Отца, которое, по учению христианскому, не прекращается со смертью кого-либоиз их среды. К дневному погребению располагало христиан и то обстоятельство, что чин отпевания соединялся часто с Литургией. Кроме того, тела в могилах всегда полагали на спине, с лицом, обращенным к востоку55.

Во время гонений христиане часто хоронили среди ночи, поскольку на погребение мучеников и других умерших налагалось запрещение со стороны языческих властей. Поэтому христиане вынуждены были при таких обстоятельствах уносить тела мучеников или выкупать у стражи, чтобы им не быть съеденными от зверей или сожженными, и вообще сберечь от окончательного поругания56. Именно отсюда пошли секретные места погребения.

Иногда из почтения к памяти умершего вместе с телом зарывали различные вещи. Это были знаки достоинства, принадлежавшие при жизни усопшему, орудия их мученической смерти, склянки или губки, напоенные их кровью, акты их мученичества, надгробные надписи или их имена, медали, лавровые листы, а иногда даже кресты и Евангелие. Великой честью почиталось быть похороненным близ мучеников.

При императоре Юлиане Отступнике хоронили обычно ночью. По его постановлению (в кодексе Феодосия57), погребение не должно быть разрешаемо днем, как для язычника, так и для христианина. Но это было исключение. Всегда христиане погребали тела своих усопших либо днем, либо ранним утром (это можно видеть на многочисленных примерах: Макрина, сестра святителя Григория Нисского; Моника, мать блаженного Августина; Кесарий и др.).

Древние христиане не любили медлить с погребением умерших. Тертуллиан приводит различные основания в пользу более или менее скорого погребения58. Согласно Житию преп. Пахомия, ученики погребли его на следующий день после его кончины, также святителей Амвросия и Фульгенция. Иногда погребение отлагалось на несколько дней, а царские особы обычно погребались через несколько месяцев после кончины59.

Обычай древних не позволял хоронить умерших в черте города или селений. Это можно вывести также и из новозаветных источников. В частности, сына наинской вдовы выносили за городские ворота для погребения (Лк. 7:12: «Когда же Он (Христос) приблизился к воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери…»), и Лазарь был погребен за селом (Ин. 11:18: «Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати»). Римляне также хоронили за городом60 и по дорогам (по закону двенадцати таблиц). Так же поступали и христиане первых веков.

Римляне не имели у себя определенных общих мест для погребения, но хоронили умерших на разных пунктах и особенно часто при дорогах. Христиане следовали также этому обычаю, и хоронили в тех местах, где могли приобрести землю. Как известно, ап. Петр был погребен на Триумфальной дороге близ Тибра, а ап. Павел — при Остийской дороге61. Согласно Евсевию Кесарийскому, исключением был ап. Иаков, который был погребен в Иерусалиме близ храма. Но блаженный Иероним отвергает мнение Евсевия и утверждает, что могила св. Иакова находилась на горе Елеонской.

Христиане называли кладбища «усыпальницами». Они всячески избегали всякого соприкосновения с могилами и кладбищами язычников, следуя примерам ветхозаветной истории. Хеттеяне предлагали лучшие свои гробницы для Сары (Быт. 23:6), но Авраам купил особую пещеру. Иаков просит Иосифа не оставлять тело его в Египте (Быт. 47:30), о чем просит затем своих детей и Иосиф (Быт. 50:25). Все это давало повод для христиан скрывать свои захоронения от глаз непосвященных и от взоров язычников и идолопоклонников. «Один любопытный памятник во Флоренции надписью своей повествует нам, что некто Jucundus купил было себе место для могилы, но потом, сделавшись христианином, не захотел лежать между неверными и перепродал свое право на гробницу Фаусту, рабу Антонии, жены Друза»62. Говоря словами ап. Павла: «Кое-общение свету ко тьме?» (2 Кор. 6:14).

Во время гонений христиане обычно искали уединенные места: расселины или пещеры, подземные галереи и своды, где можно было отправлять богослужение. После гонений стали появляться христианские открытые кладбища за стенами городов, поскольку действовал закон императора Феодосия, запрещающий хоронить где-либо в городах63. Святитель Иоанн Златоуст писал, что в городе не ставят гроба64.

Вскоре стали появляться погребения при церквах. К примеру, император Константин Великий и его дети были погребены в храме святых Апостолов65, Сатир — в церкви Амвросия, святитель Василий Великий (согласно Амфилохию) — в церкви святого мученика Евтихия, а святая Павла — перед храмом пещеры Спасителя (также Макрина и ее мать)66.

В IV веке честь быть погребенным в храме принадлежала христианским государям, епископам, клиру и мирянам примерной христианской жизни. А с VI века все христиане могли погребать своих усопших в городах, при храмах, но не в самих церквах. Это напоминало живым, приходящим на богослужение в храм, о молитве за усопших, а кроме того, говорило о желании поручить умерших ближайшему покрову тех святых, возле храма которых их хоронили. Поэтому кладбища обычно находились возле (вокруг) храмов.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.