Начало Урджа-враты, Картика-враты, Дамодара-враты и Нияма-севы. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Начало Урджа-враты, Картика-враты, Дамодара-враты и Нияма-севы.

2019-11-18 315
Начало Урджа-враты, Картика-враты, Дамодара-враты и Нияма-севы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Начало Урджа-враты, Картика-враты, Дамодара-враты и Нияма-севы.

Падманабх / Ашвин. Гоура-пурнима.

Ссылки

Тексты

Ш. Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада, «Матхура-васа»:

http://sampradaya.ru/legacy/article1/bsst_a/869-mathura-vasa.html

Ш. Бхакти Ракшак Шридхар Госвами Махарадж, «Святой месяц Картика»:

http://scsmath.ru/docs/articles/karttik-month.php

Ш. Бхакти Ракшак Шридхар Госвами Махарадж, «Картики - это сама Шримати Радхарани. Нияма-Сева-Маса». Часть 1:

http://sampradaya.ru/legacy/article1/brsm_a/163-kartiki-to-sama-shrimati-radharani-niyama-seva-masa-chast-1.html

Ш. Бхакти Ракшак Шридхар Госвами Махарадж, «Качество versus количество»:

https://harekrishna.ru/2010/10/7178-kachestvo-versus-kolichestvo#main

Ш. Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж, Прославление месяца «Картика»:

http://sampradaya.ru/legacy/article1/snms_a/484-proslavlenie-mesyaca-kartika.html

Ш. Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж, «Дамодара-врата. Нияма-сева-врата»:

http://sampradaya.ru/legacy/article1/snms_a/542-damodara-vrata-niyama-seva-vrata.html

 

Аудио

Ш. Бхакти Сундар Говинда Махарадж, «Священный месяц Картика, месяц Шримати Радхарани». Лекция и другие аудио-записи:

https://harekrishna.ru/2008/10/3945-svyashennyi-mesyac-kartika-mesyac-shrimati-radharani-lekciya-shrily-gurudeva-i-drugie-audio-zapisi.html#main

Ш. Бхакти Сундар Говинда Махарадж, «Месяц Картика»:

https://harekrishna.ru/2014/04/15271-mesyac-kartika.html#main

Ш. Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж, Лекция. Картика:

http://sampradaya.ru/legacy/audio1/bvnm_h/5195-shrila-bhaktivedanta-narayana-maharadzh-12112000-g.html

Ш. Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж, Враджа-мандала-парикрама. Месяц Картика. Гуру-ништха:

http://sampradaya.ru/legacy/audio1/bvnm_h/5544-shrila-bhaktivedanta-narayana-maharadzh-17102005-g.html

Ш. Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж, Враджа-мандала-парикрама. Картика-врата. Парикрама:

http://sampradaya.ru/legacy/audio1/bvnm_h/5857-shrila-bhaktivedanta-narayana-maharadzh-03102009-g.html

Ш.Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж, «Для чего мы следуем картика-врате. В духовном мире всё вечно (даршаны)»:

http://sampradaya.ru/legacy/audio1/bvbgm_h/6658-shrila-bhakti-vigyana-bharati-maharadzh-kartika-2015-g.html

Ш. Б. А. Махавир Махарадж, «Уход Мурари Гупты. Начало месяца Картика»:

https://harekrishna.ru/2016/10/23085-uhod-murari-gupty-nachalo-mesyaca-kartika.html

Садху Прия дас, «Картика» (части 1-6):

https://harekrishna.ru/2010/10/7142-kartika-chast-1#main

https://harekrishna.ru/2010/10/7166-kartika-chast-2#main

https://harekrishna.ru/2010/10/7167-kartika-chast-3#main

https://harekrishna.ru/2010/10/7172-kartika-chast-4#main

https://harekrishna.ru/2010/11/7245-kartika-chast-5#main

https://harekrishna.ru/2010/11/7304-kartika-chast-6#main

 

Проповедники ИСККОН

Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж, «День победы - Виджай дашами. Настройка на месяц Картика, обеты»:

http://www.krishna-mariupol.org.ua/index.php/poleznye-sovety/1015-kak-pravilno-davat-obet-vratu

Видео

Ш. Бхакти Ракшак Шридхар Госвами Махарадж, «Картика месяц, посвященный Шримати Радхарани»:

https://www.youtube.com/watch?v=a7oTrwX9DNg

Ш. Бхактиведанта Нараяна Госами Махарадж, Историческое наследие. Картика. Части 1-5:

http://sampradaya.ru/legacy/video1/bvnm_v/6368-shrila-bhaktivedanta-narayana-maharadzh-2001-g.html

http://sampradaya.ru/legacy/video1/bvnm_v/6369-shrila-bhaktivedanta-narayana-maharadzh-2001-g.html

http://sampradaya.ru/legacy/video1/bvnm_v/6370-shrila-bhaktivedanta-narayana-maharadzh-2001-g.html

http://sampradaya.ru/legacy/video1/bvnm_v/6371-shrila-bhaktivedanta-narayana-maharadzh-2001-g.html

http://sampradaya.ru/legacy/video1/6372-shrila-bhaktivedanta-narayana-maharadzh-2001-g.html

Ш. Бхактиведанта Нараяна Госами Махарадж, Картика. Даршан Гурудева.

http://sampradaya.ru/legacy/video1/bvnm_v/2657-shrila-bhaktivedanta-narayana-maharadzh-15-noyabrya-2007g.html

Картика, 2009 г.:

https://www.youtube.com/watch?v=HLbJ8lxa6Jw

Ш. Б.Валлабха Тиртха Госвами Махарадж, Картика-врата. Части 1-3:

http://sampradaya.ru/legacy/video1/bvtm_v/2433-shrila-bhakti-vallabha-tirtha-maharadzh-chandigarh-2000-g.html

http://sampradaya.ru/legacy/video1/bvtm_v/2434-shrila-bhakti-vallabha-tirtha-maharadzh-chandigarh-2000-g.html

http://sampradaya.ru/legacy/video1/bvtm_v/2435-shrila-bhakti-vallabha-tirtha-maharadzh-chandigarh-2000-g.html

Ш. Бхакти Судхир Махарадж, «Месяц Картика. Уникальное положение Радхарани»:

https://harekrishna.ru/2011/10/9063-mesyac-kartika-unikalnoe-polozhenie-shrimati-radharani#main

Ш. Б. Б. Авадхут Махарадж, «Месяц Картика»:

https://harekrishna.ru/2017/10/24844-mesyac-kartika#main

Дхаранидхара дас брахмачари, «Парикрама: Имлитал, Сева-кунж»:

https://www.youtube.com/watch?v=P94LG1807Dw

«Парикрама: Нидхуван, Шри Радхараман Мандир»:

https://www.youtube.com/watch?v=aFfe_Y3Tzh8

«Бахулаштами, Дамодараштака»:

https://www.youtube.com/watch?v=kkkgknGbH-U

«Парикрама: Кхеланван, Рама-гхат, Вихарван, Чир-гхат»:

https://www.youtube.com/watch?v=XYTleItY5yw

«Парикрама: Белван»:

https://www.youtube.com/watch?v=5LrfmQrvdXw

«Картика: Нанда-гаон, Павана-саровар; Дамодараштака»:

https://www.youtube.com/watch?v=Ba_bFU-k6-o

«Картика: Варшана, Санкари-кхор»:

https://www.youtube.com/watch?v=S0YZHFcU_Xs

«Дамадораштака, последняя шлока. Рассказ о Брахме»:

https://www.youtube.com/watch?v=DVCIVhRUtd0

Бхакти Лалита д.д. и Сахадев д., «Месяц самопредания и любви»:

https://harekrishna.ru/2013/10/13750-mesyac-samopredaniya-i-lyubvi#main

Бхакти Лалита д.д. «Маха-мантра. Месяц Картик»:

https://harekrishna.ru/2014/10/16844-maha-mantra-mesyac-kartika#main

Проповедники ИСККОН

Индрадьюмна Свами:

https://www.youtube.com/watch?v=5s3PqI7FIZQ

https://www.youtube.com/watch?v=SkbfnLOc8pg

Сандхья-аватар д.

https://www.youtube.com/watch?v=81bz-b5jC8w

"Как получить наибольшую пользу от месяца Картика":

https://www.youtube.com/watch?v=CIcrpotL8hY

Атмананда дас, «Начало месяца Картика»:

https://www.youtube.com/watch?v=2DCgnqtJ9hU

Картика, 2015 г.:

https://www.youtube.com/watch?v=_DL3PdYV2uk

 

Святой месяц Карттика

Выдержка из «Святых бесед» из книги «Шри Чайтанйа Сарасват Матх, том 1»

Священный месяц Картика

Месяц Картика

Нияма-Сева-Маса

В месяц картика мы стараемся следовать определенным правилам, чтобы наша преданность поднялась на более высокий уровень. Праздность при этом — плохой помощник. Необходимо ежедневно читать шастры, проводить киртану и совершать другие виды преданного служения, которые помогут нам приблизиться к цели.

Нияма — это метод, позволяющий с помощью определенной духовной практики регулировать жизнь. Нияма определяет то, что следует делать непременно и во что бы то ни стало. Она направляет нас на путь совершения ашта-калия-севы — непрерывного, круглосуточного служения Господу. Поэтому картика-маса имеет еще одно название — нияма-сева-маса.

Каждое мгновение должно быть направлено на обретение высшего блага. На этом следует сосредоточить наши усилия, в особенности в этот месяц. Тогда Кришна будет доволен нами, ибо этот месяц принадлежит лучшей из Его возлюбленных.

 

Могущество любви

Шри Кришна каршини. Любовь обладает особой силой. Высочайшее существо подчиняется более низкому, которое проявляет особое качество — любовь. Например, сын хватает отца за палец и тянет его за собой, и отец подчиняется ему. Отец сильнее сына, но его побеждает сила привязанности. Таким образом, привязанность и любовь присутствуют там, где Большое подчиняется малому. Таково могущество любви. Абсолют покоряется этой силе. Обычно повелитель энергии направляет ее, но иногда энергия повелевает им. Таков закон любви. Это самая тонкая энергия, и могущество ее не в физической силе, а в красоте. Ахам бхакта парадхино («Верховный Господь сказал брахману [Дурвасе Муни]: Я полностью нахожусь во власти Своих преданных. В действительности Я не являюсь независимым. Мои преданные лишены каких-либо материальных желаний, поэтому Я всегда пребываю в их сердцах. Что уж говорить о преданных, если даже преданные Моих преданных очень дороги Мне» (Ш.Б., 9.4.63))«Словно Я не Абсолют, Я зависим, Я уже не владею Собой. Я только чувствую, что подчиняюсь им благодаря их преданности». Сам Абсолют признается в этом. Насколько же чудесна бхагават-према. Высочайшее свое выражение она находит во Вриндаване, где ахам иха нандам ванде, ясьялинде парам брахма. «Меня не привлекают «Махабхарата», Веды, Упанишады и другие писания. Меня привлекает лишь Нанда, потому что Верховное Существо ползает по его дому, как маленький ребенок». Нандах ким акарод брахман, шрея эвам маходаям***. Хотя Парабрахман принимает облик обычного ребенка, с точки зрения «Бхагаватам» это очень возвышенное положение. Но у нас может появиться сомнение: действительно ли это Парабрахман?

Яшода замахивается на Него хворостиной, и Он плачет: «Не бей Меня, мама! Я больше не буду!» Потом она пытается связать Его веревкой, но не хватает длины на два пальца. Она привязывает еще веревку, и снова не хватает двух пальцев. А потом еще и еще. И так бесконечно. Иногда, когда Он зевает, Яшода видит в Его рту всю брахманду, все творение. Это пугает ее. Но в следующий миг ее сынишка из страха перед кричащим котом заползает к Яшоде на колени. «О, это мое дитя, мой сын. Это не всепронизывающий Брахман, нет! Это мой мальчик!» Так Он играет с ней «в прятки».

Когда Бесконечное занимает положение конечного, Оно проявляет качества и того, и другого. В игре Он может проявить Свое могущество. Тринаварта приходил, чтобы убить Его, когда Он сидел на коленях у Яшоды. Внезапно Яшода почувствовала, что Кришна стал слишком тяжелым, и ей уже не удержать Его на коленях. Поэтому она опустила Его на землю, и Тринаварта подхватил мальчика, как вихрь. Через несколько минут жители Вриндаваны увидели, что на землю упало огромное тело демона, а Кришна обнимает его за шею. Тогда Яшода подбежала к нему и подхватила сына: «О, к счастью, Он оказался сверху! Если бы Он оказался под демоном, беды было бы не миновать». Все произошло подобно игре. С Тринавартой, великим демоном, было покончено, хотя Кришна пребывал в облике маленького мальчика Самые невероятные чудеса происходят как обычная игра То, что требует времени, силы, смелости, Он проделывает в один миг и самым удивительным образом. Величайшие подвиги Он совершает шутя. Бесконечное приближается к конечному, подчиняясь особому качеству. Это качество — любовь, према.

Итак, такова сила бхакти. Мы пытаемся понять, что такое преданность, которая повелевает Самим Абсолютом. Что может быть выше? Махапрабху пришел, чтобы вести нас именно по этому пути, во Вриндавану. Попытайтесь попасть туда С такой молитвой мы должны обращаться к Вриндаване. Что такое Вриндавана? Никакие формальные действия не помогут нам обрести ее. Нужно пожертвовать самой жизнью. Умереть, чтобы жить. Принести себя в жертву. Мы должны призывать такую смерть, которая одержит верх над самой смертью. Если мы хотим жить в том мире, нам нужно полностью отдать себя ей. Такова будет цена за сокровище. Что представляет собой эта тонкая энергия? Как ее обрести? Какова цена за нее? Насколько велика эта сделка?

 

Какова цена?

Пратапарудра Махараджа, спустившись с трона, подметал дорогу перед Господом Джаганнатхой. У Махапрабху растаяло сердце, когда Он увидел смирение царя. До этого Его много раз просили: «Царь желает увидеться с Тобой. Позволь ему прийти и получить Твой даршан». — «Нет-нет, люди станут говорить, что саннья си овладела жажда денег и почета, поэтому он хочет встретиться с царем Это дурная слава для санньяси, садху. Поэтому Я не хочу, чтобы царь приходил ко Мне». Но когда Махапрабху увидел, что царь взял в руки метлу и лично стал служить Господу Джаганнатхе, естественным образом Его сердце растаяло, и Он обнял Своего преданного. Так Бесконечный любит конечного. Конечный — друг для Него. Но когда конечный хочет показать свое величие, Бесконечному это не нравится. И лишь стоит конечному занять нижайшее положение, Он приходит, чтобы обнять его.

Тритад am и суничена тарор ива сахишнуна, аманина манадена, киртаниях сада харих («Шри Шикшаштака», стих 3).Не желайте ничего, и какие бы трудности ни приходили, оставайтесь твердыми перед лицом любых опасностей. Они подчиняются Верховной Воле, поэтому просто оставайтесь терпеливыми. Развивайте терпение и не сопротивляйтесь им, пока Высшая Воля не устранит их Сама. Тринад a пи суничена. Не пытайтесь беспокоить окружающих. Если окружение настроено против вас, то наберитесь терпения. Откажитесь от принципа «око за око, зуб за зуб». Затем — аманина: не стремитесь ни к какому положению. Манадена: оказывайте почтение всем и каждому. В таком настроении повторяйте святое имя, и вы достигнете Всевышнего очень легко. Таков ключ к успеху, таков путь к счастью. Не теряйте свою энергию попусту. Соберите всю свою волю и направьте ее к одной цели, не размениваясь по мелочам. Не теряйте зря силы на борьбу с окружением. Направьте их к Абсолюту. Тогда успех не замедлит прийти.

 

Картики

В «Бхагавад-гите» Кришна рассказывает о Своих особых достояниях — вибхути, о том, что наиболее дорого Ему. Например, пан даванам дхананджаях. «Из Пандавов Я — Арджуна» («Б.Г.», 10.37). Кришна также говорит: «Я указываю тебе, где искать Мои особые черты». Масанам марга-ширшо 'хам «Из всех месяцев года Я больше других люблю месяц маргаширша. В нем ты можешь найти Меня» («Б.Г.», 10.35). Этот месяц наступает сразу после месяца картика. Внимательно изучив писания, Санатана Госвами пришел к заключению, что картика — любимый месяц Радхарани. Каковы основания для этого? Киртика — это имя матери Радхарани. Поэтому Картики, то есть дочь Киртики, — это Сама Радхарани.

В те времена было принято давать детям имена накшатр (Накшатры — это так называемые «лунные созвездия», группы по 2-3 звезды, одна из которых главная — по ней и дается название накшатре. Подобно тому, как есть созвездия в общепринятом смысле и есть знаки зодиака (сектора неба по 30 градусов), так и накшатра имеет два смысла — и созвездие, и знак. Знак — это сектор неба в 13 градусов 20 минут. Таким образом, существует 27 «лунных знаков зодиака», или накшатр). Киртика, Ревати, Рохини, Вишакха, Дхаништха — в ту пору все эти имена были весьма распространены. Итак, жену Вришабхану Махараджи звали Киртика. Недалеко от Матхуры находится местечко под названием Равал. Это селение, где родилась Киртика. Однажды Вришабхану Махараджа отправился в Равал, чтобы навестить родителей своей жены. Желая принять омовение в озере, он вошел в воду и, к своему удивлению, увидел девочку небесной красоты, лежавшую на чашечке распустившегося лотоса (В предыдущую кальпу Махараджа Вришабхану нашел Радхику в озере, которое ныне называется Вришабхану-кунда. Оно находится к востоку от деревни Варшана. В его водах Махараджа Вришабхану ежедневно совершал утренние омовения, а Кришна играл вместе с гопи. См. Bhaktivedanta Narayana Maharaja «Sri Braja Mandala Parikrama»). Она была очаровательна — само совершенство. Девочка безмятежно спала. Бережно взяв малышку на руки, Вришабхану Махараджа принес ее домой к жене Киртике. «Эту девочку я нашел в озере, — сказал он супруге. — Теперь она будет нашей дочерью». Киртика стала заботиться о приемной дочери, которая была Самой Радхарани. Итак, Радхарани не родилась из лона матери — айони самбхава. Но вот беда — она была слепа.

Вришабхану Махараджа и Нанда Махараджа дружили семьями. Яшода, супруга Нанды, узнав о появлении в доме Вришабхану Махараджи девочки неземной красоты, захотела увидеть ее. Она отправилась в гости к подруге Киртике, взяв с собой своего маленького сына, Кришну. Яшода взяла малышку на руки и стала любоваться ею. «Наконец ты обрела прекрасную дочь», — поздравила она Картику. Пока женщины разговаривали, Кришна подполз к девочке и посмотрел на Нее. Радхарани тут же открыла глаза и увидела Кришну. Он был первым, Кого Она увидела в этом мире. Их взгляды встретились, и Кришна коснулся Ее. Кришне было всего несколько месяцев. Так рассказывают писания.

В лилах вечные события сменяют друг друга, как «нескончаемое представление». Одна и та же «пьеса» в вечном духовном мире, невидимом для нас, повторяется вновь и вновь. Время от времени она проявляется и в материальном мире, но в изначальном месте лила никогда не прерывается и не исчезает. Все лилы последовательны, взаимосвязаны и происходят одновременно. Мы живем в ограниченном пространстве и времени, но за их пределами струится бурный поток любви. Вечное являет Себя нам — ограниченных разумом. Солнце во много раз больше Земли, но когда мы смотрим на него, оно представляется нам крохотным огненным диском. Точно так же, если Бесконечное нисходит к нам, оно принимает качества конечного. По Его воле отблески вечной лилы проникают в различные материальные вселенные (брахманды) и очаровывают их обитателей.

Итак, мы теперь знаем, как это произошло: дети впервые встретились и увидели друг друга. Царь Вришабхану и царица Киртика заботились о дочери, и она росла день ото дня.

Вриишбхану-дадхи-нава-шаши-лекхе / лалита-сакхи гуна-рамита-вишакхе (Шрила Рупа Госвами, «Шри Шри Радхика-пада-падме вигьяпти», стих 2). Вришабхану-дадхи — это океан. Считается, что Луна появилась из океана молока (кширодадхи-самудра). Среди некоторых современных геологов бытует гипотеза о том, что Луна произошла из недр Тихого океана. Они говорят, что некогда существовал остров, который силой подземного толчка, словно ракета, был вытеснен в космическое пространство. В Ведах содержится подобное же описание — там утверждается, что источником Луны был океан молока (кширодадхи-самудра). Итак, вришабхану-дадхи-нава-шаши-лекхе. Рупа Госвами сравнивает семью Вришабхану Махараджи с океаном, а прекрасную Радхарани — с Луной, рожденной этим океаном Океан удачи Вришабхану Махараджи породил очаровательную Луну. Вришабхану-нандини, Шри Радхика, взошла над океаном удачи Махараджи Вришабхану. Такова картина Ее раннего детства.

 

Радха-дасья

Вайшнавы стремятся служить Кришне на стороне Радхарани. Почему так? Сваям-Бхагаван никогда не разлучается с Ней. Они всегда рядом. Все остальные — ниже. Сваям-Бхагаван Кришна и Сваям-Руп а Радха — одно целое. Сваям-Р у па и Сваям-Pyп a. Рядом с Радхарани во время танца Раса — Сваям-Бхагаван, тогда как с другими гопи — Сваям-Пракаша. Не Сваям-Р у па, но Сваям-Пракаша — первая копия Бхагавана, подобная факсимиле. Их может быть множество. Поэтому Радхарани выше остальных, а радха-кинхарья (служение Радхе) есть высшее из возможных достижений для нас. Через Радхарани мы можем ощутить вкус служения Сваям-Бхагавану. Сваям-Р у па и Сваям-Руп а — мы мечтаем об искре того божественного огня, который пылает в их сердцах. В этом наша прайоджана — высшая цель, вершина нашей удачи. Соединение противоположных начал (Сваям-Р у па и Сваям-Руп а) в их лиле есть высшее, что интересует нас. Таково определение рупануга-дхары. Маленькие девочки, манджари, обладают этой бхавой в максимальной степени. Им открыт доступ к самым сокровенным хилом. Они могут идти туда, куда не решаются вступить старшие— сакхи, подруги Радхи. Рупа Манджари и ее последователи обладают такой привилегией. Но эти темы слишком высоки, мы не достойны говорить о них.

Итак, картика-врата особо любима вайшнавами, и в первую очередь гаудия-вайшнавами, чья цель — радха-дасья. Гаудии старательно исполняют все предписания шастр для данного месяца и почитают его. Существует множество правил, которым необходимо следовать, и тот, кто готов к этому, старается не упустить ни малейшей детали, чтобы удовлетворить Радхарани. Ограничения необходимы. Они помогут направить нашу энергию в нужное русло — к единственной цели. Нужно развивать преданность Ей одной.

 

Бхаджана в месяц картика

Мы рекомендуем петь аштоттара-шата-нама-стотры, две молитвы, состоящие из ста восьми имен Махапрабху и Кришны. Они позволят нам соприкоснуться с Аилами Махапрабху и Кришны, поскольку в этих именах содержатся все Их лилы. Кроме того, утром и вечером можно петь восемь стихов Чайтаньи Махапрабху, включая самые последние — самые высшие стихи («Шри Шикшаштаку»).

Наш Гуру Махараджа иногда просил нас петь ашта-калия-лилу. Сутки состоят из восьми частей, и ашта-калия-лила содержит в себе все божественные игры, происходящие в каждый из этих отрезков времени. Бхактивинода Тхакур учил, что «Шри Шикшаштака» связана с ашта-калия-лилой; я же обратил внимание на то, что шата-нама также содержит в себе все лилы Кришны и Гауранги. Каждое имя в обеих стотрах — это определенная лила, а все имена — это все лилы вместе взятые.

Поэтому можно воспевать эти молитвы, а затем переходить к восьми стихам «Шикшаштаки». В ней лилы представлены кратко, но так, как это нужно для совершения бхаджаны. Бхактивинода Тхакур написал несколько песен на бенгальском языке, в которых запечатлены самые высокие духовные принципы, наши высшие идеалы.

В этот особый месяц мы должны пытаться развить наши чувства и суметь направить их на обретение взаимоотношений с Кришной. Даже небольшие усилия такого рода во время месяца картика будут способствовать более успешным результатам, чем в какой-либо иной месяц. Во время войны за короткий срок предприниматель имеет возможность заработать больше денег, чем обычно. Существуют определенные моменты времени, когда нам предоставляется возможность умело вложить свою энергию и извлечь максимальную прибыль. Таким временем является картика-махима, Великая картика. Если мы воспользуемся этой возможностью правильным образом, то сможем очиститься. Почему? Потому что целью нашей будет удовлетворение божественной энергии, Радхарани. Джая Радхе!

Качество versus количество

Веревка любви

Именно в месяц картика Мама Яшода связывает Кришну. Яшода-майя — вечная участница божественных игр Кришны, Его вечная мать; ее не может коснуться иллюзия. но под влиянием Йогамайи она забывает о том, что Кришна — Бог, источник всего мироздания. Имя Кришны столь могущественно, что способно освободить любого, кто повторяет его — как тех, кто преисполнен духовных эмоций, так и тех, кто относится к нему невнимательно или даже с пренебрежением. Но для Яшоды Он — сын, и она грозит Его наказать.

Эта игра начинается с того, что ранним утром Яшода Ма взбивает пахту. В это время Кришна просыпается и начинает звать маму. Она сажает Кришну себе на колени и начинает кормить Его грудью. Но тут Яшода замечает, что молоко на плите вот-вот убежит. Она опускает сына на землю и спешит к кипящему молоку. Кришна в гневе разбивает горшок с йогуртом. Тогда Яшода решает связать Его. Но Кришна ускользает — выбегает со двора на широкую дорогу. Мать устремляется за Ним Брахма, Шанкара и другие могущественные боги не могут угнаться за Кришной даже мысленно, не говоря уже о таких демонах, как Джарасандха. Однако Яшода-майя — гопи и мать Кришны; ей удается поймать Его. Она строго смотрит на сына и берет в руку палку, а Кришна, испугавшись, начинает плакать. «Мамочка, прости Меня, Я больше не буду!» — хнычет Верховный Господь. И это не представление, Он действительно забывает о Своем высшем положении.

Какая тайна кроется за этой игрой? Кришна и Его спутники любят друг друга. Если любовь преданного сильнее любви Кришны, тогда Его можно поймать. Иначе — невозможно.

 

Игры в месяц картика

Все главные игры Кришны приходятся на картику. Так, в этот месяц проходит праздник Гопаштами. Кришне исполняется пять лет (возраст пауганда). Ему уже доверяют пасти не только телят, но и коров (гочарана), с которыми Он выходит за пределы Нанда-гаона.

В первый день кортики (шарадия-пурнима) проходит одна из самых важных игр между Кришной и гопишарадия-раса-лила. Как только спускается ночь, Кришна начинает играть на флейте, созывая гопи на танец раса. Но вскоре Кришна исчезает с раса-мандалы, и гопи, плача, ищут Его. В «Шримад-Бхагаватам» объясняется, что в этот момент их настроение разлуки достигает того предела, когда они чувствуют себя едиными с Кришной в анубхава-лиле. Го пи обращаются к деревьям: «Где Кришна? О деревце туласи, не скажешь ли ты, где Кришна?» Эта лила занимает особое место среди игр. Она длится целую ночь Брахмы, но в то же время проявляется за одну земную ночь.

В этот же месяц Уддхава отправляется в Нандагаон, во Враджу, чтобы утешить гопи, гопов, Нанду Бабу и остальных враджа-васи. Наконец, в этот месяц Камса приказывает Акруре привезти Кришну и Балараму из Нандагаона в Матхуру, где Кришна убивает демона в Камса-тиле.

 

Радха-Дамодара

Этот месяц называют также дамодара-маса или урджджа-маса. Почему? В этот месяц Радхика полностью покорила Кришну, поэтому Его зовут Дамодара-Кришна. Есть два Дамодары — Яшода-Дамодара и Радха-Дамодара, и обе лилы проходят в этот месяц.

Хотя в Гаудия-вайшнава-сампрадае поклоняются Яшода-Дамодаре, все же предпочтение отдают Радха-Дамодаре. Шрила Санатана Госвами, как и все наши ачарьи, намекает на это в своих комментариях к «Шримад-Бхагаватам». Но Шрила Санатана Госвамипада и наш Гуру Махараджа предупреждают, что ее не стоит раскрывать перед широкой аудиторией. Это то, что возвышенные преданные хранят глубоко в сердце. Например, Шри Шукадева Госвами в «Шримад-Бхагаватам» даже не упоминает имени Шримати Радхики.

Развить любовь к Радха-Дамодаре — конечная цель садхана-бхаджаны, всей нашей духовной практики. Поэтому я хочу, чтобы вы поняли, в чем особенность имени «Дамодара». Подобно тому, как Пурушоттама-Кришна является управляющим божеством пурушоттама-масы, Шримати Радхика — это ишта-деви месяца картика. По этой причине его называют также месяцем дамодара. И Радха-Дамодара-лила, и Яшода-Дамодара-лила проходят в одном месяце. Шри Кришна не подчиняется ни Нараде, ни Уддхаве, ни Брахме или Шанкаре. Им управляет любовь Яшода-майи, враджа-васи и гопи, и чтобы доказать это, Он являет Свои лилы во Врадже.

итидрик сва-лилабхир ананда-кунде

сва-гхошам нимаджджантам акхйапантам

тадийешита-джнешу бхактаир джитатвам

пунах прематас там шатавритти ванде

«Шри Дамодараштака», 3

Этой лилой Кришна хочет сказать: «Никто не в силах управлять Мной — ни Хануман, ни Шанкара, ни Прахлада Махараджа, ни даже Сатьябхама или Рукмини, ни даже Уддхава. Я подчиняюсь лишь враджа-бхактам, таким, как Шридама, Субала и Мадхумангала, как Яшода-майя и Нанда Баба, как гопи, а в особенности — лучшей из гопи».

Наш Гуру Махараджа подчеркивал важность соблюдения чатурмасья-враты, особенно в месяц дамодара. Этот обет называется урджджа-вратой. Слово урджджа на санскрите означает силу, энергию, огонь или электричество. Шримати Радхика — ишта-деви всех видов урджджи. Сила Кришны — это Радхика. Все, что мы видим в материальном или духовном мире — на Вайкунтхе или Голоке Вриндаване — есть проявление шакти Шримати Радхики. Она является сварупа-шакти. Кришна может лишь желать. Как только у Него возникает какое-либо желание, его тут же удовлетворяет Шримати Радхика; при этом Она различает тысячи оттенков Его настроения и проявляет все их многообразие. Сатйам парам дхимахи. Парама сатйам указывает на Шримати Радхику. Дхимахи означает «мы медитируем на Нее»; Поскольку Она — ишта-деви всей урджджи, этот месяц носит название урджджа-врата.

 

Обеты в месяц картика

Этот месяц также называют картика-врата-нияма-сева. Чтобы понять описанные лилы на более высоком уровне, надо начать с самого простого. Каждый должен следовать правилам, описанным Шрилой Санатаной Госвами в «Шри Хари-бхакти-виласе», Шрилой Рупой Госвами в «Шри Упадешамрите» и Рагхунатхой дасой Госвами в «Шри Манах-шикше». Начните с выполнения этих наставлений и никогда не оставляйте общества вайшнавов.

Сделайте своей единственной целью служение Радха-Кришне, или Радха-Дамодаре, Радха-Гопинатхе, Радха-Мадана-мохане, Радха-Шьямасундаре. Пусть Они станут смыслом вашей жизни, всей вашей садханы и бхаджаны. Станьте аньябхилашитпа шуньям; избавьтесь от всей аньябхилаши. Пусть ваше сердце не посещают иные желания, кроме стремления служить Божественной Чете. Для этого постарайтесь в этот месяц общаться с возвышенными вайшнавами.

Нам очень повезло, что на парикраме нас будет сопровождать парам пуджъяпада Шри Шримад Бхактиведанта Тривикрама Махараджа Следуйте его примеру. Внешне он очень строг, но вскоре вы убедитесь, что у него мягкое сердце. Я очень счастлив, что у меня есть такой старший духовный брат. Я считаю его своим шикша-гу ру, как и парам пуджьяпаду Шри Шримад Бхактиведанту Ваману Махараджу, который необыкновенно милостив ко мне. С самых первых дней моего пребывания в матхе я получал от Шрилы Тривикрамы Махараджи множество бесценных наставлений. Иногда он укорял меня, но я принимаю от него все, как от своего гурудевы.

Старательно выполняйте все правила картика-враты Каждый день предлагайте прадипу (лампаду) Шри Мурти и Туласи-деви, а также совершайте парикраму вокруг туласи. Если поблизости находится Ямуна, на берегу предлагайте ей пранамы и возносите молитвы. Если вам позволяет здоровье, принимайте омовение, в противном случае можете делать ачаман. Не причиняйте вреда ни одному живому существу: не срывайте листву, не наступайте на насекомых. Никого не критикуйте, иначе ваша парикрама не принесет никаких плодов. Все время посвящайте воспеванию харинамы и с почтением относитесь к вайшнавам. Изучайте «Шри Чайтанья-чаритамриту», «Шримад-Бхагаватам», «Шримад Бхагавад-гиту» и другие священные писания. Так следуйте своим обетам.

Мы молим нашего гурудеву, нитья-лила правишта ом вишну-пада аштоттара-шата Шри Шримад Бхактипрагьяну Кешаву Госвами Махараджу, Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати Тхакура, всю нашу цепь духовных учителей и Шри Шри Радха-Дамодараджи о том, чтобы выполнить все предписания месяца Радха-Дамодары. Завтра мы отправимся на Ямуну, примем там обеты (санкалпа) и вознесем молитвы: «О Ямуна-деви! Ты — сакхи Кришны и Шримати Радхики. Ты выполняешь особое служение для Радха-Дамодары. Пролей на нас милость, чтобы мы могли выдержать эту врату. О Говардхана! Радха-кунда! Шьяма-кунда! Явите сострадание к нам и позвольте служить Шри Шри Радха-Дамодаре».

 

Прославление Месяца Картика *

Имена месяца картика

Все вы очень удачливы, потому что соблюдаете картика-врату во Вриндавана-дхаме. Я не так удачлив, ибо сейчас нахожусь в Дели. Это очень близко к Вриндаване, но в то же время так далеко от нее. Этот месяц называется дамодара. Дамодара — это имя Кришны, «чей живот обвит веревкой». На самом деле Он связан не веревкой, а чистой ватсалъя-бхавой (родительской любовью) матери Яшоды. Кришна — анади (безначальный) и ананта (бесконечный). Тем не менее Он, Парабрахма, безграничный Верховный Господь, связан премой Своих преданных. Тот, кто соблюдает священные обеты (вра та) этого месяца, обретет прему, которой сможет связать Верховного Господа. Поэтому этот месяц называется дамодара-врата.

Еще одно его название — урджджа-врата. Урджджа означает шакти, а именно антаранга-шакти (внутренняя энергия Шри Кришны) — Шримати Радхика. Поэтому урджджа-врата подразумевает соблюдение радха-враты — обета, данного для удовлетворения Шримати Радхики. Если человек в этот месяц слушает прославления Шримати Радхики, он обретает гопи-прему.

Этот месяц также называется картика. Его адхиштхатри-девата (правящее Божество) — Киртика-кумари (юная дочь Киртики), то есть Сама Шримати Радхика. Те, кто почитает этот месяц, посвященный Шримати Радхике, а также посещает места игр Шри Кришны, несомненно, обретут исполнения всех своих желаний. Они обретут югала-севу, слркение Шри Шри Радха-Кришне в анугатье (под руководством) враджа-гопи.

 

* Обращение к преданным по телефону 28 октября 2002 г.

 

Яшода-Дамодара

Сатьяврата Риши прославлял месяц дамодара стихами своей песни «Шри Дамодараштака», начиная со слов намамишварам сат-чшп-ананда рупам ласат-кундалам гокуле враджаманам / рудантам мухур нетрам-йугмам мриджашпам. Рудантам означа-ет «Кришна плачет и смотрит на Свою маму, которая держит в руках палку». Мама Яшода крепко схватила Его, и Он боится ее. Кришна плачет: «Не бей Меня, не бей Меня». Ему кажется, что она ударит Его палкой.

немам виринчо на бхаво на шрир апй анга-самшрайа

прасадам лебхире гопи йат тат прапа вимуктидат

«Шримад-Бхагаватам», 10.9.20.

«Ни Господь Брахма, ни Господь Шива, ни даже Богиня Удачи, лучшая половина Верховного Господа, не ведают такой милости Верховной Личности Бога, Высшего Освободителя, какую обрела мать Яшода».

Даже Брахмаджи, сын Бхагавана, не достигает уровня Яшоды. Даже Шанкара, которого называют Хари-Хара-экатма («кто практически един с Бхагаваном»), не обладает такой любовью. Лакшми-деви, совершенная айшварья-шакти Бхагавана, также не может связать Своего супруга. Но мама Яшода обрела это высшее положение, поэтому Шрила Шукадева Госвами прославляет ее:

найам сукхапо бхагаван дехинам гопика-сутах

джнанинам чатма-бхутанам йатха бхактиматам иха

«Шримад-Бхагаватам», 10.9.21

Господа не может связать тот, кто имеет телесные представления о жизни (дехинам). Тот, кто обрел освобождение (гьянинам) или йога-сиддхи (атма-бхутанам), тоже не способен связать Кришну. Это касается даже спутников Господа, которые познали величественный аспект Господа (айшварья-гьяна). Милость Кришны непостижима и недоступна для них. Только мать Яшода удостоилась этой милости Господа.

 

Гопаштами

В этот месяц завершился период младенчества (балйа) Кришны; Он перешел в детский возраст (каумара). Поскольку Кришна был еще мал, Ему поручили пасти не коров, а телят. Этот день называется Гопаштами. Когда Кришна подрос и достиг возраста каишора (отрочество), Ему доверили пасти коров, и этот день тоже носит имя Гопаштами.

Зачем Кришне пасти коров и телят? Он — сын царя, и нет обязанностей, которые Он должен был бы исполнять. Пастушество — лишь предлог, чтобы сбежать из дома, из-под пристальной опеки родителей и старших, и незаметно, в лесу встречаться со Шримати Радхикой и другими гопи. Гопаштами символизирует день исполнения желания Кришны — возможность впервые свободно встретиться с гопи.

 

«Вену-гита»

Этот месяц благоприятен еще по одной причине.

В «Вену-гите» («Шримад-Бхагаватам», Десятая Песнь, двадцать первая глава) гопи описывают то, как Кришна выходит из деревни и отправляется пасти коров.

шри шука увача

иттхам шарат-сваччха-джалам падмакара-сугандхина

нйавишад вайуна ватам са-го-гопалако 'чйутах

«Шримад-Бхагаватам», 10.21.1

«Шри Шукадева Госвами сказал: Непогрешимый Господь Говинда в сопровождении коров и мальчиков-пастушков входит в осенний лес Вриндаваны. Прохладный ветерок разносит аромат лотосов, цветущих на поверхности чистых, прозрачных озер».

Ачьюта-Кришна вместе со Своими друзьями вошел в лес Вриндаваны. Стояла осень (шарад). Ночь первою полнолуния месяца картика называется шарадия-пурнима («ночь осеннего полнолуния»). Как прекрасна Вриндавана в это время! Озера и реки, такие, как Манаси Ганга и Кусума Саровара, помутневшие во время сезона дождей, с наступлением осени вновь стали прозрачными. На их поверхности распустилось множество лотосов. Они источали нежное благоухание, и ветерок разносил его повсюду. Окруженный этим великолепием, Ачьюта-Кришна отправился пасти коров.

кусумита-ванараджи-шушми-бхринга

двиджа-кула-гхушта-сарах-сарин-махидхрам

мадхупатир авагахйа чарайан гах

саха-пашу-пала-балаш чукуджа венум

«Шримад-Бхагаватам», 10.21.2

«Озера, реки и холмы Вриндаваны звенят от жужжания опьяненных пчел и щебета птичьих стай, которые пролетают над цветущими деревьями. Мадхупати Шри Кришна вместе с Баларамой и другими мальчиками-пастушками входит в лес и, ведя перед Собой коров, играет на флейте».

В лесу Вриндаваны много цветущих деревьев, привлекающих к себе пчел. Они пили цветочный нектар и пьянели. Множество птиц Вриндаваны пели разные мелодии; шумными стаями они резвились на холмах Враджа-мандалы, таких, как Гири-Говардхан. В это время исполненный мадху (сладости), прекрасный Мадхупати Кришна вошел в лес Вриндаваны, окруженный Своими друзьями.

Весь этот месяц гопи ос


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.121 с.