Начала художественного ремесла — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Начала художественного ремесла

2019-11-18 247
Начала художественного ремесла 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Пояснительная записка

       Программа «Начала художественного ремесла» (далее НХР) предназначена для трудового обучения в 4-5 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.

По учебному плану школ VIII вида на трудовое обучение отводится в 4 классе - 4часа в неделю, а в 5классе – 6 часа в неделю. Согласно учебному плану и положению СКОШ класс делится на две подгруппы.

По учебному плану на год по трудовому обучению в 4 классе всего отводится 144 часа из них на программу «Начала художественного ремесла» - 94 часа и 50 часов дополняются темами из государственной программы по трудовому обучению для школ VIII вида (1986 г. издания).

В 5 классе всего – 216 часов из них: 184 часа программа НХР и 32 часа - темы из госпрограммы.

 В программе предусматривается дифференцированный подход к учащимся с разными возможностями в усвоении учебного материала по трудовому обучению, что обеспечивается вариативностью программы НХР. 

Для детей с умеренной умственной отсталостью (F71) предусматривается отдельный вариант программы. Этот вариант спланирован параллельно с содержанием варианта для детей с легкой степенью умственной отсталости (F70). Это дает возможность учителю проводить занятия как в классах укомплектованных детьми с одинаковой степенью умственной отсталости, так и для индивидуализации процесса обучения в классах смешанной комплектации (F70+ F71).

Все материалы, предлагаемые программой НХР для 4 и 5 классов, апробированы и служат основой для практической работы в школе VIII вида №77 с детьми с разной степенью умственной отсталости.

«Ремесло» - рукодельное мастерство, ручной труд, работа и уменье, коим добывают хлеб. (Владимир Даль. Толковый словарь живого русского языка т. 4 с.91). На протяжении всей истории человечества народное ремесло, было неотъемлемой частью национальной культуры.

Главными характерными особенностями изделий народных ремесел является практичность, красочность, декоративность и лаконичность. Это делает изделия народных ремесел понятными и доступными не только для изготовления, но и для восприятия. В прошлом традиционным мастерством овладевали с детства, начиная с наблюдения и выполнения каких- либо несложных работ. Здесь все основано на отработанных профессиональных навыках и приемах выработанных на протяжении многих поколений.

Дети с нарушениями в умственном и физическом развитии вполне способны овладеть многими из этих приемов, что и предусматривается программой НХР.

Содержание программы НХР направлено на решение следующих задач:

1. Раскрыть роль ремесла в жизни общества, а также сформировать у учащихся целостное восприятие декоративно- прикладного искусства, применяемое в этих ремеслах- как части культуры народа.

2. Обучить учащихся основным приемам традиционных ремесел и художественной обработки материалов различных видов.

3. Развить художественно- творческие способности и ручную умелость учащихся.

Наряду с этими задачами решаются общие задачи государственной программы по трудовому обучению (1986 г.изд.) для умственно отсталых детей.

Программа НХР решает как общетрудовые, так и специальные задачи, направленные на развитие, коррекцию и компенсацию деятельности умственно отсталых обучающихся:

- воспитание трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе, привитие интереса к труду, развитие самостоятельности;

- умение анализировать образец, ориентироваться в задании, планировать ход работы, определять приемы работы, инструменты и материалы, нужные для их выполнения, контролировать свою работу.

Ремесло и декоративно- прикладное искусство призвано украшать, облагораживать, преобразовывать предметный мир. Оно возникло на ранних этапах развития человечества. Люди стремились к тому, чтобы вещи были не только практичными и удобными для использования, но и привлекательными по внешнему виду. Орудия труда, одежда, всевозможная утварь, обстановка жилища – все служило объектом ремесла и творчества, любая вещь могла стать художественным произведением.

«Основоположниками искусства были гончары, кузнецы и златокузнецы, ткачихи и ткачи, каменщики, плотники, резчики по дереву и кости, оружейники, моляры, портные и вообще - ремесленники» - так писал Горький (собр.соч.,т.27М, 1953,с444).

В программу «начала художественного ремесла» включены следующие темы:

ü плетение; ü лепка из соленого теста; ü сувенирно - декоративная упаковка ü художественное вырезание из бумаги; ü папье-маше ü ткачество ü техника изонити (хордовая вышивка); ü вышивка крестом; ü мягкая игрушка; ü вязание крючком; ü вязание на ручной вязальной машине «Сударушка».  

Темы в программе могут быть исключены или включены новые темы, относящиеся к народным ремеслам, в зависимости от технического оснащения школы, профессионального уровня учителя, места проживания учащегося, а также от народных традиций данной местности.

Работа с нетрадиционными материалами (тесто, клеёнка, дерматин и т.п.), развивающие игры (пазлы, конструктор) используются в качестве подготовительных упражнений коррекционно направленного характера (различение цветов, развитие мелкой моторки рук, развитие координации движений), а также в связи с тем, что контингент учащихся школы №77 проживает в условиях Мегаполиса. В большом городе достаточно сложно обеспечить процесс трудового обучения природными материалами и оборудованием необходимым для полного овладения навыками народных ремесел.

Многие занятия трудом получают свое развитие и продолжение в дополнительном образовании (оригами, бисероплетение, прикладное искусство).

Целью программы является не только знакомство с различными техниками, древними и современными, традиционными и нетрадиционными, но и овладение элементарными навыками изготовления тех или иных изделий. Данная программа является продолжением работы по развитию ручной умелости предусмотренной программой для 1-3 классов.

Содержание программы  
4 класс (4 часа в неделю)  
Лепка из пластилина  
Конструирование  
Лепка из соленого теста  
Художественное вырезание из бумаги  
Декоративная упаковка  
Вышивка  
Папье-маше  
5 класс (6 часов в неделю)  
Плетение  
Лепка из соленого теста  
Сувенирно-декоративная упаковка  
Техника изонити  
Вышивка  
Мягкая игрушка  
Вязание  
Вязание на машине «Сударушка»  
Работа с деревом  

Класс

Тема: Лепка из пластилина

На занятиях по лепке можно использовать два вида материалов: глину и пластилин. Пластилин по своим качествам уступает глине: он хуже поддается обработке, его приходится долго разминать и разогревать. Но именно эти свойства помогают развивать мелкую моторику рук детей. Лепка развивает творческие способности у учащихся, умение наблюдать предметы окружающей действительности, выделать наиболее главное.

Практическая работа:

Примерное планирование


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.