Динамика физического развития школьников в плавании — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Динамика физического развития школьников в плавании

2019-11-18 114
Динамика физического развития школьников в плавании 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

К.П. Сахновский [12] утверждает, что в спортивном плавании достижения зависят не только от уровня развития лимитирующих их физических качеств, но и от эффективности их реализации в специфических условиях водной среды. Поэтому оценивать уровень развития физических качеств необходимо в специфических тестах с последующим объединением результатов, полученных на разных возрастных группах, в физиограммы развития. При этом особое внимание следует обращать на скорость роста отдельных показателей и групп показателей, гетерохронность в развитии разных физических качеств и функциональных систем, степень их развития в конкретном возрасте.

Наиболее «зрелым» показателем у мальчиков 11—12 лет является длина тела. Примерно таким же уровнем зрелости обладают другие скелетные размеры. Вес тела, ЖЕЛ, кистевая и становая сила, максимальное время задержки дыхания существенно уступают длине тела. Характерно, что чем меньше возраст юных пловцов, тем больше разрыв между морфологической и функциональной зрелостью. Только к 15—16 годам достигается определенная сбалансированность в уровне матурации между длиной и другими скелетными размерами тела, с одной стороны, и показателями физического развития — с другой.

Из силовых характеристик наиболее «зрелыми» являются показатели статической силы (кистевая и становая сила, сила тяги на привязи), уровень развития которых изменяется почти синхронно с весом тела. Значительно отстают от них в возрастном диапазоне 11—16 лет скоростно-силовая и силовая выносливость, а также дополнительная сила тяги в гидроканале, характеризующая специальную силу пловцов. Таким образом, развитие силового потенциала происходит на 2 года раньше, чем его реализация в плавании. Уровень специфической силы снижается по мере увеличения скорости потока в гидроканале в каждом последующем возрасте. Лишь к 15

годам уровень дополнительной силы тяги у мальчиков приближается к уровню взрослых, но и в 15 лет он составляет 93% от дефинитивного уровня [1].

Уровень зрелости функциональных характеристик (аэробной и анаэробной производительности) в 11—14 лет явно отстает от показателей общего физического развития, причем аэробные потенции в большей мере, они более инертны и требуют выполнения большего объема работы для повышения уровня и развития.

К 15 годам юноши почти по всем показателям и по их соотношениям близки к взрослым пловцам (хотя в функциональном плане им еще предстоит развиваться 2—3 года). В этом возрасте можно более точно прогнозировать спортивную перспективность в плавании [3].

Что касается динамики роста показателей физического развития и работоспособности, то у мальчиков уже в 11—12 лет отмечается значительный прирост таких показателей, как максимальное время задержки дыхания, легочная вентиляция при выполнении ступенчатого теста, средняя скорость в тесте 4Х50 м, содержание лактата после его выполнения. Однако в силу техни-ческого несовершенства юные пловцы 11 лет еще неспособны реализовать физические и функциональные возможности во время плавания, т. е. темпы развития биологических показателей обгоняют возможности их реализации в плавании в среднем на 2 года. Не случайно в 10—11 лет очень мало показателей коррелирует с результатами в плавании, зато число таких показателей резко увеличивается начиная с 12 лет.

Наиболее интенсивный прирост длины тела и других продольных скелетных размеров у мальчиков имеет место с 12 до 14, веса тела—с 12 до 15, ЖЕЛ—с 12 до 16 лет. Другими словами, физическое развитие отстает от роста скелетных размеров тела. Кистевая сила наиболее интенсивно нарастает с 13 до 15, становая — с 13 до 17, сила тяги на привязи—с 12 до 15 лет. Показатели специальной силы и силовой выносливости наиболее быстрыми темпами увеличиваются с 14 до 15 лет.

Аэробная мощность у мальчиков значительно увеличивается в период с 12 до 16 лет, демонстрируя наиболее высокие темпы прироста с 13 до 15 лет. Из других показателей аэробной производительности легочная вентиляция имеет высокие значения скорости роста с 11 до 14 лет. Наибольший прирост показателей анаэробной производительности отмечается в более старшем возрасте: содержание лактата после выполнения теста 4Х50 м, гликолитическая мощность увеличиваются с 14 до 15 и с 16 до 17 лет. Эргометрические показатели (скорость ПАНО, скорость в тесте 4Х50 м, максимальная скорость плавания и время ее удержания на дистанции от 50 до 800 м) во всех возрастах оказались наиболее близкими к дефинитивному уровню [24].

Темпы прироста мощности, по мнению В.Я. Лопухина [16], неодинаковы при плавании на различные дистанции, что представляет практи-ческий интерес при разработке стратегии многолетней подготовки и нормативных требований для юных пловцов. На дистанции 50 м мощность работы интенсивно увеличивается с 14 до 17 лет (пик прироста в 14—15 лет); на дистанции 100 м с 11 до 17 лет (пик прироста в 14—15 лет); на дистанции 400 м прирост мощности постепенно замедляется на протяжении всего возрастного диапазона — с 11 до 18 лет, несколько увеличиваясь в 14—15 лет; на дистанции 800 м наиболее интенсивный прирост мощности отмечается с 14 до 17 лет, после чего наблюдается резкое торможение его.

Условное деление процесса тренировки на пять видов подготовки, по мнению А.К. Дмитриева [6], облегчает планирование многообразных упражнений по их преимущественной направленности, по преимущественному воздействию на спортсмена, тем более что физические упражнения являются главным средством тренировки пловца, средством со-вершенствования его техники, тактики, развития физических и волевых качеств, повышения функциональной подготовленности.

Повторный метод. Этот метод предусматривает выполнение таких упражнений, в которых различная по характеру, интенсивности и продолжительности физическая работа повторяется через определенные, устанавливаемые по самочувствию спортсмена интервалы отдыха. Основное воздействие на организм пловца при повторном методе оказывают суммарный объем и интенсивность нагрузки. Повторно можно проплывать различные отрезки и дистанции, включая и основную.

Упражнение со стандартными нагрузками, по мнению Н.Д. Третьякова [23], можно разделить на две группы:

а) повторное проплывание отрезков и дистанций с заданной рав-номерной скоростью;

б) повторное проплывание отрезков и дистанций с ускорением или замедлением.

Первая группа упражнений способствует освоению заданной скорости плавания, стабилизирует технику ученика. Упражнения второй группы не только развивают скоростную выносливость пловца, но и помогают освоению нового, более высокого темпа движений.

С.В. Калинина [10] считает, что на две группы удобно делить и повторные упражнения с вариативной нагрузкой:

а) проплывание отрезков и дистанций, когда в каждом последующем повторении скорость отличается от той, которая была в предыдущем (в целом с тенденцией на ускорение или замедление). Например, 4 X 400 м со

скоростью 75, 80, 85 и 90% от максимальной или 4 Х 400 м со скоростью 90, 85, 80 и 75% от максимальной;

б) проплывание отрезков и дистанций, во время, которого от одного повторения к другому скорость изменялась бы волнообразно. Например, 6 Х 50 м за 35, 34, 33, 34, 36 сек или за 36, 34, 35, 33, 34, 32 сек и т; д.

Повторные упражнения с вариативными нагрузками, по мнению Д. Тэлбота [22], имеют для спортсмена большое значение. Они содействуют более легкому нахождению лучшего варианта техники, приучают его различать малейшие изменения в скорости плавания, способствуют не только поддержанию на дистанции равномерной скорости, но и готовности ко всевозможным ускорениям.

Особую роль в подготовке спортсмена играет повторное проплывание основной дистанции с различной интенсивностью. Оно не только развивает скоростную выносливость, но и детально знакомит ученика с основным упражнением, шлифует его технику, совершенствует тактическое мастерство.

Повторное выполнение физической работы большой интенсивности приводит к значительному и быстрому расходованию энергии пловца и требует, поэтому некоторого снижения нагрузки в последующие тренировочные дни.

Интервальный метод. Интервальный метод отличается от повторного тем, что величина воздействия упражнения на организм спортсмена определяется не только общим объемом и интенсивностью нагрузки, но и интервалами отдыха, которые планируются между отдельными частями упражнения (преодолением отрезков или дистанций).

В зависимости от характера упражнения и величины регламентируемых интервалов отдыха различают следующие основные варианты интервальной тренировки:

1) интервальная тренировка как метод планирования оптимального режима для совершенствования уровня скоростной выносливости;

2) интервальная тренировка как средство значительного воздействия на организм спортсмена;

3) интервальная тренировка как упражнение, подводящее к преодолению основной дистанции.

Наиболее интересным будет первый вариант. Развивая идеи ряда исследователей, Л. П. Макаренко [17] экспериментально показал, что системы дыхания и кровообращения во время интервалов отдыха после скоростной работы продолжают функционировать с оптимальной рабочей нагрузкой, в то время как двигательный аппарат спортсмена отдыхает. Это позволяет воспроизводить скоростную работу на качественно высоком уровне в условиях, благоприятных для достижения хорошего тренировочного эффекта.

Этот вариант интервальной тренировки рекомендуется при подготовке пловцов различной квалификации и разного возраста. Для каждого ученика всегда необходимо планировать наиболее благоприятный режим перенесения скоростной нагрузки. При этом надо учитывать следующие методические правила:

а) продолжительность каждой части упражнения (каждого повторения) не должна превышать 1 мин (проплывание отрезков до 50—75 м);

б) интервалы отдыха могут устанавливаться в пределах 30— 90 сек;

в) скорость плавания на отрезках может быть в пределах 85— 95% (но не максимальная).

Если обычная повторная или изложенная выше интервальная тренировка не обеспечивает в организме пловца должных сдвигов для совершенствования уровня скоростной выносливости, то рекомендуется несколько иной вариант интервальной тренировки, в котором нагрузка и интервалы отдыха изменяются в более широком диапазоне:

4—5 раз по 400 м с интервалом от 6 до 1 мин;

5—10 раз по 200 м с интервалом от 3 до 1 мин;

15—20 раз по 100 м с интервалом от 1,5 мин до 30 сек;

20—40 раз по 50 м с интервалом от 30 до 15 сек;

12—16 раз по 25 м с интервалом от 15 до 5 сек.

Примечание. Большинство отрезков и дистанций проплывается со скоростью 80—95% от максимальной; интервалы отдыха для данного занятия планируются постоянными и уменьшаются по мере повышения тренированности пловца.

Накануне ответственных соревнований интервальная тренировка планируется и как подводящее упражнение, позволяющее постепенно освоить лучший вариант преодоления основной дистанции, стабилизировать технику пловца. С этой целью дистанция проплывается по частям. Отрезки от занятия к занятию увеличиваются, а интервалы отдыха между ними постепенно сокращаются. Скорость преодоления каждого отрезка или равна, или несколько выше средней скорости, необходимой для проплывания всей дистанции.

Например, тренировка спортсмена, специализирующегося в плавании на дистанцию 400 м, может выглядеть так:

16—24 раза по 25 м с интервалом от 30 до 10 сек;

8—12 раз по 50 м с интервалом от 45 до 15 сек;

4—6 раз по 100 м с интервалом от 60 до 20 сек;

2—3 раза по 200 м с интервалом от 90 до 30 сек.

Равномерный метод. В спортивном плавании некоторые специалисты Абсалямов и Тимакова [1] долгое время отрицали возможность достижения высоких результатов посредством равномерного проплывания дистанций на соревнованиях. Однако достижения большинства выдающихся спортсменов, особенно специализирующихся на средних и длинных дистанциях, опровергли это мнение. Равномерность преодоления дистанций в плавании играет ту же роль, что и в других видах спорта.

Сущность равномерного метода проста. Спортсмен проплывает различные дистанции или их части в равномерном темпе и стремится удерживать постоянную скорость как в начале, так в середине и конце упражнения. Сначала темп плавания может быть незначительным. По мере же повышения тренированности он должен все более и более приближаться к тому, который необходим при плавании на основную дистанцию.

Переменный метод. При переменном методе в любом упражнении предусматривается чередование нагрузок различной интенсивности или интенсивной нагрузки с активным отдыхом.

Вся двигательная деятельность человека в естественных условиях характеризуется переменной интенсивностью. Поэтому организм спортсмена лучше приспосабливается к нагрузкам такого характера. Переменный метод развития скоростной выносливости эффективен при подготовке пловцов различных профилей и особенно тех, кто специализируется на длинных дистанциях. Этим спортсменам выгодно проплывать с соревновательной скоростью не всю основную дистанцию, а лишь часть ее. Например, 1500 м в переменном темпе можно плыть 5 раз по 300 м, из них в каждом трехсотметровом отрезке 100 и с заданной скоростью и 200 м в Уд силы или 3 раза по 500 м, из них в каждом пятисотметровом отрезке 400 м с заданной скоростью и 100 и свободно и т. д.

Такой прием позволяет быстро осваивать необходимый на длинной дистанции темп плавания и несколько экономить силы спортсмена.

Варианты переменной тренировки зависят от возраста, пола и подготовленности пловца [4].

Простейший вариант — это проплывание дистанций 400, 500, 600 или более метров, учитывая самочувствие спортсмена. В этом случае количество и длина отрезков, на которых он будет плыть с повышенной скоростью, и величина активного отдыха определяются лишь субъективными ощущениями пловца, т. е. состоянием его работоспособности.

Несколько сложнее выполнять упражнения, когда для спортсмена обусловливается общая длина заплыва, а также размер отрезков, которые он должен проплывать в повышенном (интенсивность по самочувствию) и свободном темпе. Например, 400 м проплывается в переменном темпе, причем

в каждом двухсотметровом отрезке 50 м надо плыть интенсивно и 150 м свободно.

В.М. Зациорский [13] считает, что переменная тренировка может быть рекомендована и для освоения на отрезках определенной скорости плавания. Например, 300 м в переменном темпе можно плыть 3 раза по 100 м, из них в каждой стометровке 25 м за 18 сек и 75 м свободно.

Еще более сложным вариантом переменной тренировки является выполнение упражнений, в которых отрезок активного отдыха меньше или равен отрезку, проплываемому на скорость.

Для более успешного совершенствования техники в переменной тренировке рекомендуется скоростные отрезки проплывать основным способом, а отрезки активного отдыха — дополнительным.

Наличие в упражнениях, выполняемых с переменной интенсивностью, определенных отрезков, отводимых для активного отдыха, сглаживает воздействие напряженной скоростной работы. Благодаря этому организм ученика справляется с перенесением значительной суммарной нагрузки лучше, чем в повторной и интервальной тренировке. Поэтому переменный метод должен занимать видное место в подготовке юного пловца.

Контрольный метод. Большинство методов тренировки сводится к выполнению всевозможных подводящих упражнений в воде. Подводящих потому, что ученик проплывает с различной скоростью отрезки и дистанции, но не упражняется в систематическом преодолении основной дистанции в максимальном темпе.

Вместе с тем известно, что, сколько бы ни упражнялся спортсмен на отрезках, ему не удается показать лучший результат на соревнованиях, если он на тренировках не изучил дистанцию в целом.

Контрольный метод предусматривает плановое преодоление основной дистанции на тренировке и в серии подводящих соревнований для нахождения лучшего для каждого спортсмена тактического варианта ее проплывания, развития скоростной выносливости и воспитания воли.

Количество контрольных стартов определяется уровнем подготовленности спортсмена, а также длиной основной дистанции.

 

 



Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.