Характеристика родителей воспитанников посещающих детский сад — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Характеристика родителей воспитанников посещающих детский сад

2019-11-11 773
Характеристика родителей воспитанников посещающих детский сад 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

Содержание. 2

Целевой раздел. 4

1.1.Пояснительная записка. 4

1.2.Актуальность. 5

1.3. Цель и задачи программы.. 6

1.4. Обеспечение программы необходимым учебно-методическим комплексом. 7

1.5. Ожидаемые результаты по ФГОС ДО.. 9

1.6. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. 13

Содержательный раздел. 15

2.1. Принципы работы с семьей. 15

2.2. Структурно-функциональная модель взаимодействия ДОУ и семьи. 16

2.3. Направления работы по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОО.. 18

2.4. Оценка эффективности программы.. 21

2.5. План работы с родителями. 22

2.6. Изучение семей воспитанников. 22

2.7. Формы работы с семьей. 24

2.8. Перспективный план взаимодействия с родителями. 30

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ. 34

3.1. Материально-техническое обеспечение программы. 34

3.2. Интеграция образовательных областей. 36

Список литературы.. 38

 

 

                                        

Пояснительная записка

 

 

 «…дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов детского сада. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов… Тенденция, направленная на укрепление семьи, минимизирует общественное воспитание в пользу семейного».

 (из Концепции дошкольного воспитания)

 

Семья и дошкольное образовательное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Концепция дошкольного образования положила начало реформе дошкольного образования. В ней говорится о том, что семья и ДОУ имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Были разработаны новые подходы к сотрудничеству с родителями, которые базируются на взаимосвязи детского сада и семьи. Сущность данного подхода состоит в объединении усилий дошкольных учреждений и семьи для развития личности, как детей, так и взрослых с учетом интересов и особенностей каждого члена общества, его прав и обязанностей. В ее основе лежит идея о том, что все – таки за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи.

В законе РФ «Об образовании» ст. 18 п. 1 так же определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности.

Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. В настоящее время в системе дошкольного образования произошли весьма значимые перемены, требующие переосмысления многих позиций. Вступил в силу Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования (ФГОС), он внес необходимость выявления структуры и содержания компетенций педагога, ребенка и родителей (законных представителей) как равноправных субъектов организованного в ней образовательного процесса. В системе дошкольного образования не менее сложным индивидуально - психологическим образованием является компетентность родителя, которая формируется на основе интеграции опыта, теоретических знаний, практических умений и значимых личностных качеств, обуславливающих готовность родителя к реализации образовательной, воспитательной и развивающей функции в системе дошкольного образования и к эффективному взаимодействию с семьей. Таким образом, реализация авторской программы будет успешной при изменении форм организации взаимодействия взрослого с ребенком. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учёта интересов и запросов семьи. Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построения взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию. На современном этапе работы ДОУ значима тема взаимодействия всех участников образовательного процесса. Наиболее актуальным направлением является сотрудничество с семьей воспитанников. Поэтому, осуществляя выбор путей обновления педагогического процесса в своей группе детского сада, я решила остановиться на таком важном направлении в работе = как инновационные формы организации взаимодействие с семьей.

 

 

 Актуальность

Моей программы заключается в том, что проблема взаимодействия детского сада и семьи всегда была и остается в центре внимания. Современный педагог, воспитывающий дошкольников, наряду с родителями, становится очень значимым взрослым для ребенка, поэтому от его умения взаимодействовать с семьей во многом зависит эффективность формирования личности воспитанника. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Сотрудничество - это совместная деятельность, в которой никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие – это способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

Главным моментом в контексте «семья и детский сад» является - «открытость» ДОУ. Личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье, невозможно без «открытости». Поэтому, я стараюсь сделать «открытость» внутрь там, где я работаю. От этого педагогический процесс становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизируются отношения между детьми, педагогами, родителями.

Семья – это та естественная среда жизни и развития ребенка, в которой закладываются основы личности. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль на том или ином возрастном этапе играет семья. Педагогической теорией и практикой выработано большое количество разнообразных форм работы с семьёй. Часть из них успешно используется в ДОУ (дни открытых дверей, консультации, семинары, папки – передвижки, выставки совместного творчества и т.д.).

Цель работы с родителями:

формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного образования, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя, интересов друг друга и объединяя усилия для достижения высоких результатов.

  Использование инновационных форм организации взаимодействия с семьей для повышения педагогической компетенции и вовлечение в образовательный процесс детского сада.

   

Задачи:

1.Познакомить родителей с закономерностями развития детей дошкольного возраста, методами и приемами, способствующими развитию детско-родительских взаимоотношений, созданию благоприятного климата в семье.

 2.Осуществлять практическую подготовку родителей по вопросам воспитания детей.

 3.Формировать активную позицию родителей по отношению к процессу обучения детей с учетом индивидуальных особенностей.

4.Формировать позитивные формы общения.

5.Развивать интерес родителей к играм детей, получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности.

6. Привлекать родителей к активному участию в образовательно-воспитательном процессе через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей.

Родители, как обучающиеся, бесспорно отличаются от детей, с которыми мы привыкли взаимодействовать в детском саду. Во  первых, они избирательны в обучении. Взрослый сам организует свою жизнь, сам принимает решение. При восприятии новой информации взрослые сопоставляют ее с уже имеющимися знаниями и потребностями, при этом происходит анализ нового – насколько оно нужно и полезно.

Данная программа реализовывается исходя из следующих принципов:

1.Целенаправленности – ориентация на цели и приоритетные задачи образования родителей;

    2. Адресности – учета специфики образовательных потребностей родителей;

3.Доступности - учета возможностей родителей детей в освоении предусмотренного программой материала;

 4.Участия заинтересованных сторон – педагогов и родителей – в инициировании;

 

Структура программы

Реализация программы рассчитана для работы с детьми дошкольного возраста. Рассчитана на 2 года обучения. Содержание программы реализуется через перспективное планирование, место реализации программы – детский сад. Общеизвестно, что взаимодействие педагога с родителями — достаточно сложный процесс, и он требует специальной подготовки воспитателей по нескольким направлениям.

Для того чтобы спланировать работу с родителями, необходим социально-педагогический мониторинг семьи.  Научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально-педагогической информации о процессах, протекающих в ДОУ и семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений.

Основные принципы мониторинга: достоверность, полнота, системность информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость получаемых данных. Сущность социально-педагогического мониторинга семьи состоит в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный характер (информация, предлагаемая членами семьи по собственной инициативе; непосредственное и опосредованное наблюдение, так и полученных в ходе специально организованного исследования, опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, биографический метод, психологические методики на выявление показателей внутрисемейных отношений и т.д.). И на основе систематизированного сбора информации и полученных результатов выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

В группах знакомство с семьей, с ее традициями проходят через оформляемые стенды, где вывешиваются фотографии членов семей воспитанников. Дети очень гордятся своей семьей и с удовольствием рассказывают о своих родителях.

А знакомство родителей с детским садом проходит с помощью визитных карточек групп и детского сада. Все это позволяет вызвать у родителей доверительное отношение к детскому саду, воспитателям правильно планировать беседы с родителями, выявлять проблемы семейного воспитания, узнать родословную, а также целенаправленно оказывать необходимую педагогическую помощь.

 

 

Литература

1. Гуров В.Н Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьей. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 160 с.

2. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с. – Приложение к журналу «Управление ДОУ».

3. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.

4. Единое образовательное пространство детского сада, семьи и социума/Авторы и составители: Т.П. Колодяжная, Р.М. и др. – Ростов-на-Д, 2002. – 119 с.

5. Корюкина Т.В. Социальное партнёрство как новая философия взаимодействия детского сада и семьи. // Дошкольная педагогика. – 2008. № 8. – С. 47 – 49.

6. Сертакова Н.М. Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей – С - П, 2013-79с

7. Под ред. Коломийченко Л. В. «Я - компетентный родитель» М.: ТЦ Сфера, 2013 – 123 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ».)

8. Сборник материалов «Социальное партнерство детского сада с родителями» М.: ТЦ Сфера, 2013 – 125 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ».)

9. Елжова Н.В. Работа с детьми и родителями в дошкольном образовательном учреждении – Ростов н/Д:Феникс, 2008. – 282, [1] c. – (Сердце отдаю детям).

10. Интернет ресурсы http://videouroki.net http://interneturok.ru http://digital.1september.ru http://school-collection.edu.ru/collection/ http://metodisty.ru

11. Интернет ресурсы http://www.firo/ru/, http://mosreg.ru/

             

»

 

 

    

 

                                                             

                                       

 

Содержание

Содержание. 2

Целевой раздел. 4

1.1.Пояснительная записка. 4

1.2.Актуальность. 5

1.3. Цель и задачи программы.. 6

1.4. Обеспечение программы необходимым учебно-методическим комплексом. 7

1.5. Ожидаемые результаты по ФГОС ДО.. 9

1.6. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. 13

Содержательный раздел. 15

2.1. Принципы работы с семьей. 15

2.2. Структурно-функциональная модель взаимодействия ДОУ и семьи. 16

2.3. Направления работы по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОО.. 18

2.4. Оценка эффективности программы.. 21

2.5. План работы с родителями. 22

2.6. Изучение семей воспитанников. 22

2.7. Формы работы с семьей. 24

2.8. Перспективный план взаимодействия с родителями. 30

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ. 34

3.1. Материально-техническое обеспечение программы. 34

3.2. Интеграция образовательных областей. 36

Список литературы.. 38

 

 

                                        

Пояснительная записка

 

 

 «…дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов детского сада. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов… Тенденция, направленная на укрепление семьи, минимизирует общественное воспитание в пользу семейного».

 (из Концепции дошкольного воспитания)

 

Семья и дошкольное образовательное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Концепция дошкольного образования положила начало реформе дошкольного образования. В ней говорится о том, что семья и ДОУ имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Были разработаны новые подходы к сотрудничеству с родителями, которые базируются на взаимосвязи детского сада и семьи. Сущность данного подхода состоит в объединении усилий дошкольных учреждений и семьи для развития личности, как детей, так и взрослых с учетом интересов и особенностей каждого члена общества, его прав и обязанностей. В ее основе лежит идея о том, что все – таки за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи.

В законе РФ «Об образовании» ст. 18 п. 1 так же определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности.

Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. В настоящее время в системе дошкольного образования произошли весьма значимые перемены, требующие переосмысления многих позиций. Вступил в силу Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования (ФГОС), он внес необходимость выявления структуры и содержания компетенций педагога, ребенка и родителей (законных представителей) как равноправных субъектов организованного в ней образовательного процесса. В системе дошкольного образования не менее сложным индивидуально - психологическим образованием является компетентность родителя, которая формируется на основе интеграции опыта, теоретических знаний, практических умений и значимых личностных качеств, обуславливающих готовность родителя к реализации образовательной, воспитательной и развивающей функции в системе дошкольного образования и к эффективному взаимодействию с семьей. Таким образом, реализация авторской программы будет успешной при изменении форм организации взаимодействия взрослого с ребенком. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учёта интересов и запросов семьи. Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построения взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию. На современном этапе работы ДОУ значима тема взаимодействия всех участников образовательного процесса. Наиболее актуальным направлением является сотрудничество с семьей воспитанников. Поэтому, осуществляя выбор путей обновления педагогического процесса в своей группе детского сада, я решила остановиться на таком важном направлении в работе = как инновационные формы организации взаимодействие с семьей.

 

 

 Актуальность

Моей программы заключается в том, что проблема взаимодействия детского сада и семьи всегда была и остается в центре внимания. Современный педагог, воспитывающий дошкольников, наряду с родителями, становится очень значимым взрослым для ребенка, поэтому от его умения взаимодействовать с семьей во многом зависит эффективность формирования личности воспитанника. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Сотрудничество - это совместная деятельность, в которой никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие – это способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

Главным моментом в контексте «семья и детский сад» является - «открытость» ДОУ. Личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье, невозможно без «открытости». Поэтому, я стараюсь сделать «открытость» внутрь там, где я работаю. От этого педагогический процесс становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизируются отношения между детьми, педагогами, родителями.

Семья – это та естественная среда жизни и развития ребенка, в которой закладываются основы личности. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль на том или ином возрастном этапе играет семья. Педагогической теорией и практикой выработано большое количество разнообразных форм работы с семьёй. Часть из них успешно используется в ДОУ (дни открытых дверей, консультации, семинары, папки – передвижки, выставки совместного творчества и т.д.).

Цель работы с родителями:

формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного образования, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя, интересов друг друга и объединяя усилия для достижения высоких результатов.

  Использование инновационных форм организации взаимодействия с семьей для повышения педагогической компетенции и вовлечение в образовательный процесс детского сада.

   

Задачи:

1.Познакомить родителей с закономерностями развития детей дошкольного возраста, методами и приемами, способствующими развитию детско-родительских взаимоотношений, созданию благоприятного климата в семье.

 2.Осуществлять практическую подготовку родителей по вопросам воспитания детей.

 3.Формировать активную позицию родителей по отношению к процессу обучения детей с учетом индивидуальных особенностей.

4.Формировать позитивные формы общения.

5.Развивать интерес родителей к играм детей, получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности.

6. Привлекать родителей к активному участию в образовательно-воспитательном процессе через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей.

Родители, как обучающиеся, бесспорно отличаются от детей, с которыми мы привыкли взаимодействовать в детском саду. Во  первых, они избирательны в обучении. Взрослый сам организует свою жизнь, сам принимает решение. При восприятии новой информации взрослые сопоставляют ее с уже имеющимися знаниями и потребностями, при этом происходит анализ нового – насколько оно нужно и полезно.

Данная программа реализовывается исходя из следующих принципов:

1.Целенаправленности – ориентация на цели и приоритетные задачи образования родителей;

    2. Адресности – учета специфики образовательных потребностей родителей;

3.Доступности - учета возможностей родителей детей в освоении предусмотренного программой материала;

 4.Участия заинтересованных сторон – педагогов и родителей – в инициировании;

 

Структура программы

Реализация программы рассчитана для работы с детьми дошкольного возраста. Рассчитана на 2 года обучения. Содержание программы реализуется через перспективное планирование, место реализации программы – детский сад. Общеизвестно, что взаимодействие педагога с родителями — достаточно сложный процесс, и он требует специальной подготовки воспитателей по нескольким направлениям.

Для того чтобы спланировать работу с родителями, необходим социально-педагогический мониторинг семьи.  Научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально-педагогической информации о процессах, протекающих в ДОУ и семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений.

Основные принципы мониторинга: достоверность, полнота, системность информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость получаемых данных. Сущность социально-педагогического мониторинга семьи состоит в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный характер (информация, предлагаемая членами семьи по собственной инициативе; непосредственное и опосредованное наблюдение, так и полученных в ходе специально организованного исследования, опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, биографический метод, психологические методики на выявление показателей внутрисемейных отношений и т.д.). И на основе систематизированного сбора информации и полученных результатов выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

В группах знакомство с семьей, с ее традициями проходят через оформляемые стенды, где вывешиваются фотографии членов семей воспитанников. Дети очень гордятся своей семьей и с удовольствием рассказывают о своих родителях.

А знакомство родителей с детским садом проходит с помощью визитных карточек групп и детского сада. Все это позволяет вызвать у родителей доверительное отношение к детскому саду, воспитателям правильно планировать беседы с родителями, выявлять проблемы семейного воспитания, узнать родословную, а также целенаправленно оказывать необходимую педагогическую помощь.

 

 

Характеристика родителей воспитанников посещающих детский сад

Первая группа — родители, которые занимаются построением своей карьеры, имеющие полный рабочий день, некоторые из них не нормированный рабочий день, очень занятые на работе, как мать, так и отец. Этим родителям - детский сад просто жизненно необходим. Но, несмотря на это, они ждут от детского сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Эта родительская группа вряд ли сможет в силу занятости активно посещать консультации, семинары, тренинги. Но при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком семейную работу на конкурс, подберут фотографии на выставку, в удобное для них время примут участие в заранее объявленных мероприятиях, например в веселых стартах или субботнике.

Вторая группа — это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать детский сад, но родители не хотят лишать ребенка полноценного общения, игр со сверстниками, развития и обучения. Задача педагогов — не допустить, чтобы эта родительская группа оставалась на позиции пассивного наблюдателя, активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу детского сада.

Третья группа — это семьи с неработающими мамами. Эти родители тоже ждут от детского сада интересного общения со сверстниками, получения навыков поведения в коллективе, соблюдения правильного режима дня, обучения и развития. Задача воспитателя - выделить из этой родительской группы энергичных мам, которые станут членами родительских комитетов и активными помощниками воспитателей. На эту родительскую группу воспитателю необходимо опираться в подготовке родительских собраний, проведении праздников, конкурсов, выставок и т.д.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.079 с.