Раздел 5. Теория и методика формирования — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Раздел 5. Теория и методика формирования

2019-11-11 453
Раздел 5. Теория и методика формирования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

Тема 5.1 Грамматический строй родного языка, значение его усвоения для речевого развития детей

Основные понятия и термины по теме: грамматика, грамматическое значение, грамматический строй.

План изучения темы:

  1. Грамматический строй родного языка.
  2. Значение его усвоения для речевого развития детей.

 

Краткое изложение теоретических вопросов:

 

Грамматика – это наука о строе языка, о его законах. Как строй языка грамматика представляет собой «систему систем», объединяющую словообразование, морфологию, синтаксис. Эти системы можно называть подсистемами грамматического строя языка или разными его уровнями. Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, грамматические значения в пределах слова; синтаксис – словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов; словообразование – образование слова на базе другого однокоренного слова (или других слов), которым оно мотивировано, т.е. выводится из него по смыслу и по форме с помощью специальных средств, присущих языку.

Грамматика помогает облекать наши мысли в материальную оболочку, делает нашу речь организованной и понятной для окружающих.

Грамматический строй – продукт длительного исторического развития. Грамматика определяет тип языка как наиболее устойчивая его часть. Быстрое изменение ее мешало бы пониманию русского языка. Многие правила грамматики переходят из поколения в поколение и бывают иногда трудно объяснимыми.

Грамматика – результат абстрагирующей отвлеченной работы коры головного мозга, но является отражением действительности и основывается на конкретных фактах.

Грамматическая абстракция, по характеристике А. А. Реформатского, качественно отличается от лексической: «Грамматика по преимуществу выражает отношения не как конкретные отношения каких-либо конкретных слов, а как отношения лексем, т.е. отношения грамматические, лишенные всякой конкретики».

Связь грамматики с действительностью, по его мнению, осуществляется через лексику, так как грамматика лишена всякой конкретности.

Каждое грамматическое явление всегда имеет две стороны: внутреннюю, грамматическое значение, то, что выражено, и внешнюю, грамматический способ выражения, то, чем выражено.

Следует различать грамматические и лексические значения. Лексическое значение слова дает представления о каком-то элементе действительности, его свойствах, признаках, состоянии. Грамматическое значение либо выражает отношения, существующие между словами, либо указывает на субъективное отношение говорящего к называемым предметам и явлениям.

Каждая грамматическая форма, каждый морфологический элемент (приставка, суффикс, окончание) имеют определенное значение. Так, в формах кукла и куклы окончание а говорит о единственном числе и женском роде, окончание ы – о множественном числе. Окончание показывает род, число, падеж.

Освоение ребенком грамматического строя языка имеет большое значение, так как только морфологически и синтаксически оформленная речь может быть понятна собеседнику и может служить для него средством общения со взрослыми и сверстниками.

Усвоение грамматических норм языка способствует тому, что речь ребенка начинает выполнять наряду с функцией общения функцию сообщения, когда он овладевает монологической формой связной речи. Синтаксис играет особую роль в формировании и выражении мысли, т.е. в развитии связной речи.

Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление ребенка. Он начинает мыслить более логично, последовательно, обобщать, отвлекаться от конкретного, правильно излагать свои мысли. Недаром К. Д. Ушинский, формулируя третью цель в обучении отечественному языку, назвал грамматику логикой языка. Говоря о ее изучении, он писал: «грамматика, преподаваемая логически, начинает развивать самосознание человека, т.е. именно ту способность, вследствие которой человек является человеком между животными».

Овладение грамматическим строем оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе.

В детском саду не ставится задача изучения законов грамматики, знакомства с ее категориями и терминологией. Правила и законы языка познаются детьми в практике живой речи.

В дошкольном возрасте у ребенка нужно воспитывать привычку говорить грамматически правильно. К. Д. Ушинский подчеркивал необходимость с самых ранних лет формировать привычку правильной разговорной речи.

Основой для усвоения грамматического строя является познание отношений и связей окружающей действительности, которые выражены в грамматических формах. Речь маленького ребенка с точки зрения грамматики аморфна (бесформенна). Морфологическая и синтаксическая аморфность речи говорит о непознанности им отношений и связей, существующих в жизни. Познание ребенком окружающего мира способствует раскрытию связей между предметами и явлениями. Познанные связи грамматически оформляются и отражаются в речи. Это происходит благодаря освоению родного языка, его словарного состава и грамматического строя. Установление разнообразных связей, понимание логической зависимости между наблюдаемыми явлениями сказывается в заметном изменении структуры детской речи: в увеличении числа предлогов и наречий, употреблении сложноподчиненных предложений. В целом – в улучшении строя детской речи, в овладении словообразованием, формообразованием и синтаксическими структурами.

Связи между предметами и явлениями ребенок познает прежде всего в предметной деятельности. Формирование грамматического строя проходит успешно при условии правильной организации предметной деятельности, повседневного общения детей со сверстниками и взрослыми, специальных речевых занятий и упражнений, направленных на усвоение и закрепление трудных грамматических форм.

 

Лабораторные работы– не предусмотрено.

 

Задания для самостоятельного выполнения:

 

  1. Дайте определение грамматическому строю языка.
  1. Каково его значение для речевого развития детей?

 

Практические занятия: 4 ч.

Практическое занятие № 1.

Тема: Развитие речи детей в отечественной педагогике. Вклад Е.И. Тихеевой в методику развития речи детей.

Вопросы к занятию

1.Е.И.Тихеева о роли родного языка в развитии личности ребенка.

2. Основные теоретические положения методики развития речи детей, разработанные Е.И.Тихеевой.

3. Е.И. Тихеева о задачах развития речи дошкольников.

4. Педагогические условия развития речи и обучения языку в работах Е.И.Тихеевой.

5. Содержание и методика словарной работы в детском саду.

6. Работа над «живым словом» на специальных занятиях.

7. Значение работ Е.И. Тихеевой для современной методики развития речи детей.

       Литература

1. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего возраста) [Текст]: пособие для воспитателей детского сада / Е.И. Тихеева.// Под ред. Ф.А. Сохина – изд. 5-е, испр. - М.: Просвещение, 1981. – 159 с.

2. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) [Текст] //Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина.- М.: Академия, 2000. – С. 126-144.

3. Тихеева, Е.И. Развитие речи [Текст]//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина.- М.: Академия, 2000. – С.144- 148.

Задание к занятию

Изучите работу Е.И. Тихеевой, подготовьте конспекты для ответов на вопросы.

Практическое занятие № 2.

Тема: Научная конференция «Вклад отечественных педагогов в методику развития речи».

Цель: обобщение учебных материалов по значению исследований, проведенных учеными-педагогами на разных этапах становления методики развития речи как науки.

Ход занятия

Выступление студентов с сообщениями о вкладе в методику развития речи какого-либо одного педагога (по выбору).

Примерные темы докладов

1. Развитие в трудах В.Н. Водовозовой идей К.Д. Ушинского о первоначальном обучении детей родному языку.

2. Вопросы развития речи детей в педагогической системе М. Монтессори.

3. Вопросы развития речи детей в педагогической системе Я. А. Коменского.

4. Вопросы развития речи детей в педагогической системе И. Г. Песталоцци.

5. Вопросы развития речи детей в педагогической системе Ф. Фребеля.

6. Е.А. Флерина о речевом развитии детей до школы.

7. А.М. Леушина – продолжательница развития идей Е.И. Тихеевой.

8. Взгляды современных ученых на решение проблем речевого развития детей.

Подведение итогов выступлений, формулировка выводов.

       Литература

1. История дошкольной педагогики в России: хрестоматия: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по спец. «Дошк. Педагогика и психология» / Сост. Н.Б. Мчедлидзе и др. Под ред. С.Ф. Егорова. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1987.

2. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников [Текст]. / Сост. О.С. Ушакова // Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. – 224 с.

3. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего возраста) [Текст]: пособие для воспитателей детского сада / Е.И. Тихеева.// Под ред. Ф.А. Сохина – изд. 5-е, испр. - М.: Просвещение, 1981. – 159 с.

4. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учебное пособие для студ. высш. и сред.пед.учеб.заведений / Сост. М.М.Алексеева, В.И. Яшина.- М.: Академия, 2000. – 560 с.

Задание к занятию

Подготовьте сообщение о значении трудов одного из ученых в становлении методики развития речи как науки.

 

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.