Самопрезентация в обществе и группе — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Самопрезентация в обществе и группе

2019-11-11 479
Самопрезентация в обществе и группе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Человек - существо социальное, и ему далеко не безразлично, как он выглядит в глазах других. Причем это касается не только внешнего вида самого человека, но и его жилища. Перед выходом из дома каждый человек окидывает критическим взглядом свое отражение в зеркале, оценивая, выглядит ли он благопристойно. Когда к нам должны прийти гости, мы всегда стараемся навести порядок в квартире, сделать ее привлекательной и уютной. Мы в этом случае пытаемся увидеть и оценить свою комнату глазами другого человека. Правда, в ответ на комплимент мы чаще всего говорим, что не видим ничего особенного, а в русской культуре от хозяйки часто можно услышать извинения за беспорядок даже в том случае, если в доме идеально чисто. Психологи называют такое явление ложной скромностью. Она часто встречается и в ответ на комплименты, а также при самооценке личности.

«Весь мир театр. В нем женщины, мужчины - все актеры. У них есть свои выходы, уходы. И каждый не одну играет роль». Эта цитата из Шекспира удачно передает смысл самопрезентации, так как человек наедине с собой и на людях ведет себя по-разному. Как только мы выходим из дома, мы надеваем на себя ту или иную маску, в зависимости от роли, которую играем в данный момент. Сейчас я - внимательно слушающий студент, а через 2-3 часа - занимающийся спортом молодой и энергичный человек, вечером - я сын, с аппетитом уплетающий обед, а еще через час я, «свободный и раскованный», спешу на встречу с друзьями. При этом мы хотим произвести определенное впечатление на окружающих, представить себя в том или ином свете. Данные феномены привлекли внимание социальных психологов, которые исследовали самопрезентацию и управление впечатлением.

Теория социального взаимодействия Э. Гоффмана основывается на драматургической модели. На людях человек играет ту или иную роль, представляя разные аспекты самого себя: с матерью - сына, с подчиненными - руководителя, с губернатором - исполнительного чиновника, в семье - доброго отца, в ссоре с женой - мужа, придирающегося по пустякам, в трамвае - терпеливого пассажира общественного транспорта и т. д. По мысли Гоффмана, реальная жизнь тоже состоит из сцены и кулис. Когда приходится взаимодействовать с другими или пребывать на виду, то мы играем роль, даже если безмолвствуем. Иногда мы играем роль даже наедине с собой. И только «за кулисами», в отсутствие других, мы можем расслабиться, никого из себя не изображать и не стараться произвести впечатление (99, с. 94).

Самопрезентация - представление себя определенным образом с целью произвести нужное впечатление на других с помощью внешнего вида, речи, мимики и жестов, поступков и действий.

Для некоторых людей сознательная самопрезентация и управление впечатлением - образ жизни. Они постоянно держат под контролем выражение лица, произносимые слова, отслеживают впечатление по ответным реакциям партнеров. Существуют две противоположные позиции, связанные с самомониторингом. Люди с высоким уровнем самомониторинга придерживаются позиции: я такой, каким меня хотят видеть окружающие. Такой человек меняет свое поведение в зависимости от ситуации и никогда не бывает самим собой, а только приятным для окружающих человеком. Совсем как у Гоголя: «дама, приятная во всех отношениях». У одних это отвечает внутренней позиции доброжелательности к людям и выглядит вполне естественно. Другие же демонстрируют поведение чеховского «хамелеона», потому что отказываются от собственных мировоззренческих позиций.

Вторая позиция наблюдается у людей с низким уровнем самомониторинга, которых мало волнует мнение окружающих об их персоне. Они руководствуются больше внутренними чувствами, а потому будут говорить и действовать так, как чувствуют в действительности. Крайние выражения позиций в жизни встречаются нечасто, поскольку обе они свидетельствуют о низкой социабельности, неумении по реакциям окружающих корректировать собственное поведение, поскольку и «хамелеон», и грубиян, демонстрирующий свое настроение, для окружающих малоприятны, особенно тогда, когда в поведении человека присутствует элемент манипулирования. Так, подросток демонстрирует родителям свое подавленное состояние и плохое настроение, чтобы вызвать сочувствие и добиться желаемого. Однако в большинстве все мы более или менее актеры и играем свои роли в соответствии со своими представлениями и индивидуальными умениями, с целью создать желаемое или необходимое впечатление в группе и в диаде.

Самомониторинг - умение контролировать и корректировать свое поведение в зависимости от реакции окружающих с целью произвести нужное впечатление.

Социабельность - качество личности, которая владеет определенным уровнем самомониторинга.

Чаще всего люди хотят, чтобы их воспринимали как способных, компетентных, но скромных, поскольку они знают, что скромность создает положительный имидж, а хвастовство - наоборот. В западной культуре принято публично высказывать заниженную самооценку только затем, чтобы можно было услышать возражение и дополнительную похвалу. На ежегодной церемонии вручения «Оскара» (премия Американской киноакадемии) актеры и режиссеры чаще всего благодарят своих родителей, супругов, иногда друзей и обязательно коллег, пытаясь выглядеть скромнее при получении высокой награды. Тем не менее большинство актеров убеждены в уникальности своего таланта. Такое поведение называют неискренней скромностью, которая, однако, помогает созданию положительного образа награждаемого. В нашей культуре это пока еще мало распространено, но и безудержное хвастовство в стиле Хлестакова практически не наблюдается. Во всяком случае, его гораздо меньше, чем это было в XIX - начале XX в.

Таким образом, большая часть людей беспокоится о самопрезентации в обществе. С помощью одежды, прически, выражения лица, манер поведения и смысла произносимых слов люди пытаются произвести то или иное впечатление. Кроме того, самопрезентация Я-образа реализуется через акты поведения и самовыражения, которые необходимы в различного рода ситуациях.

Несмотря на то что некоторые люди страдают от низкой самооценки и даже комплекса неполноценности, они считают себя хорошими людьми и позитивно оценивают свои поступки, способности и характер. Если же в отношениях с другими людьми происходят недоразумения и даже ссоры, мало кто задумывается о причинах, а тем более о собственном неправильном поведении во взаимодействии. Большинство усматривает причину ссор в «неправильном» поведении партнера, в котором начинают искать негативные черты и обвинять во всех смертных грехах, даже если в недавнем прошлом этот партнер был лучшим другом. И только позже человек, освободившись от эмоционального напряжения конфликта, начинает более трезво оценивать свое поведение и позицию в конфликте, хотя самооправдание и здесь перевешивает чашу весов. Социальные психологи считают такую позицию в целом оправданной, потому что позитивное отношение к себе, к своему Я, является необходимым условием жизни в социуме.

Под давлением обстоятельств «Я» способно изменяться, адаптируясь к требованиям окружающих. Большинство людей проявляют малооправданный оптимизм по поводу своих возможностей и своего будущего. Однако самый «большой секрет» заключается в том, что именно оптимисты за счет веры в свое успешное будущее добиваются больших, по сравнению с пессимистами, результатов, поскольку оптимизм помогает людям справляться с жизненными невзгодами и преодолевать трудности. Чтобы добиться успеха, человек должен относиться к себе позитивно и верить в собственные силы.

Я-концепция стала одной из главных тем исследований в XX в. Было обнаружено множество аспектов жизни социального «Я»: например, на формирование Я-образа оказывает влияние прежде всего отношение к человеку других людей, их суждения о нем с раннего детства. Чем позитивнее относятся к индивиду родители и близкие, тем выше его самооценка. Главное же заключается в том, что высокая самооценка и положительное отношение к своему «Я» прямо воздействуют на формирование доброжелательного отношения к окружающим. Чем меньше в обществе людей с заниженной самооценкой, тем больше в нем доброжелательных и оптимистично настроенных членов, способных оказать помощь другим, успешно реализовать свои жизненные цели, не ущемляя интересов других.

Дети, о которых в детстве говорили как о талантливых, работоспособных, мужественных и ответственных, став взрослыми, будут стремиться соответствовать таким надеждам. В их Я-концепции и поведении будут иметь место именно эти идеи. Но до тех пор, пока в нашей родительской и педагогической культуре будут присутствовать критика и уничижительные оценки «Я» ребенка как главные способы воспитательного воздействия, мы не сможем получить большинство, готовое отвечать за свои поступки, умеющее взаимодействовать с другими на основе учета своих и чужих интересов.

Люди склонны оправдывать и воспринимать себя позитивно. Однако временами они чувствуют дискомфорт, когда вынуждены говорить или действовать неискренне. Иногда человек изменяет свои предыдущие оценки или присоединяется к взглядам большинства (не всегда верным), чтобы устранить дискомфорт. Как закономерность человеческого самосознания следует учитывать и хорошо изученный факт: свои успехи люди склонны приписывать себе, а неудачи - обстоятельствам, в которых они оказались не по своему желанию.

Замечательный философ Мераб Мамардашвили, размышляя о Декарте, высказал такую мысль: «Время - это отличие предмета от самого себя. А пространство? Это отличие предмета от другого предмета... Если мы себя различаем в пространстве, то тогда в себе же мы различаем и разные предметы. А отличие себя от самого себя есть время. Но мы совмещаем себя с самими собой различными в предположении, что есть некий предмет, в данном случае «я», длящийся во времени (где время есть изменение этого предмета)» (103, с. 167). На этой длящейся во времени и пространстве «самости» сосредоточена и следующая проблема социальной психологии личности - проблема социализации.

 

 


Социализация личности.

Социализация личности

Процесс социализации начинается с первых часов жизни и связан с усвоением социальных умений и навыков поведения. Этот сложный процесс взаимосвязи индивида и общества определяется, с одной стороны, врожденными механизмами и особенностями созревания нервной системы, а с другой - тем опытом, который человек получает на протяжении всей жизни.

Понятие социализации

Понятие социализации ввел французский социолог Г. Тард. Истоки современной теории социализации можно найти в работах У. Джеймса (W.James) и 3. Фрейда. Они понимали социализацию как обретение человеком социальных качеств в условиях социального взаимодействия.

Социализация - процесс усвоения правил поведения и приобретения системы ценностей, представлений и мировоззренческих позиций, которые позволяют личности функционировать в сообществе в ситуациях межличностного общения и в решении задач, стоящих перед обществом в целом.

Особенно интенсивно все процессы социализации протекают в детском возрасте. Как видно из предыдущего изложения, современные социальные психологи далеки от представления о ребенке как о куске податливой глины, из которой можно вылепить что угодно и добиться приемлемого поведения в обществе. Г. М. Андреева подчеркивает творческое содержание процесса социализации, когда индивид не просто приобретает опыт, но способен творчески его перерабатывать, изменяя свои мировоззренческие позиции. Именно этот творческий характер социализации является залогом и позитивного социального развития человечества в целом (7, с. 329).

Раннее детство (от 0 до 2 лет) - особенный период социализации. Даже трудно представить себе весь объем информации, явлений, предметов и сущностей, которые в этом возрасте усваивает ребенок. Известно, что со 2-й недели жизни новорожденный не просто проявляет интерес к человеческим лицам, но и способен отличить лицо матери от других. Это период, когда установление связи ребенка с окружающими осуществляется с помощью взглядов, прикосновений, движений, улыбок. Ж. Пиаже исследовал когнитивные процессы в раннем детстве и показал, что между 8-м и 12-м месяцем жизни привязанности ребенка четко дают о себе знать. И даже его плач из-за ухода матери связан не только с фактом ее исчезновения, но и со страхом перед незнакомым человеком, которому его передают. Помимо этого, Пиаже установил, что с 8-го месяца ребенок начинает активно искать предметы, которые экспериментатор убирает за бумажный экран, причем ищет он как игрушки, так и людей. Постоянное присутствие матери как социального партнера и проводника дает ребенку уверенность в собственных возможностях при освоении окружающего мира.

Развитие социальности в детстве и отрочестве связано с отношениями в семье и группах сверстников. В этот период завязываются дружеские связи, которые придают устойчивость социальному существованию человека. Эксперименты показывают, что, начиная с подросткового возраста, растущая личность легче идентифицирует себя со сверстниками, чем со взрослыми, даже в том случае, когда они принадлежат к другой расе, полу, религии и социальной группе. В подростковом возрасте важную роль начинают играть дружеские связи с представителями противоположного пола, хотя, как правило, «настоящих друзей» у подростка не больше пяти. Через сравнение со сверстниками человек идентифицирует себя и приобретает необходимые ему социальные умения взаимодействовать с другими людьми.

У молодых взрослых больше всего друзей; особенно много их у молодых пар, состоящих в браке, - от 5 до 12 человек. Близкие друзья, как правило, имеют схожие вкусы, интересы и склад личности. С друзьями проводят много времени и испытывают удовольствие от самого процесса общения, обмена взаимными признаниями и секретами. Для длительной дружбы важно чувство взаимного уважения и доверия людей друг к другу, уверенность во взаимопомощи.

По достижении зрелости процессы социализации, как правило, замедляются, дружеский круг сужается, и поддерживаются только самые прочные связи вне семейных отношений, а друзья становятся близкими людьми. Дружеские связи укрепляются, когда человек достигает пенсионного возраста, и новые связи у него образуются в том случае, если у него достаточно времени и социальных умений. Таким образом, младенчество, детство и отрочество, молодость, зрелость и старость обозначают главные этапы жизни человека.

 


27 - Социальные и межличностные отношения.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.