Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2019-11-11 | 176 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Во время медитации важно, чтобы челюсть была расслаблена – это позволит высвободить хрупкое внутреннее ухо и прислушаться к внутренней тишине. Привязка к тишине оказывает успокаивающее воздействие на мозг в целом, одновременно способствуя шаматхе – глубокому чувству легкости и безмятежности во всем теле. Данная техника медитации направлена на достижение тишины и просторности в черепе посредством внимательного вслушивания.
Сядьте в удобную позу и выровняйте положение черепа так, чтобы затылок стремился вверх, а височные кости в стороны друг от друга. Прислушайтесь к тому, как движется ветер вашего дыхания, проходя через ноздри, горло и легкие. Расслабьте челюсть и позвольте ей опуститься, чтобы снять напряжение с височно-нижнечелюстного сустава. Позвольте коже вокруг ушей обмякнуть. Представьте, что мочки ушей свободно свисают, мягко оттягиваясь вниз, как у Будды. Позвольте обмякнуть коже ушей по ходу ушного канала (наружный слуховой проход) и вокруг барабанной перепонки. Ощутите «текучее равновесие» во внутреннем ухе.
Выставьте череп так, чтобы почувствовать гармонию между правым и левым ухом. С чувством безмятежности в наружном ухе сконцентрируйте внимание внутри черепа на точке между ушей. Представьте, что на вершине ствола головного мозга у вас находится «третье ухо». На данном этапе в этой точке следует воспроизвести в воображении спиралевидную форму анатомического уха или же представить, что в центре черепа расположена полость, впитывающая звук. Слушайте третьим ухом, стараясь не обращать внимания на характер и источники улавливаемых звуков. Не нужно пристально вслушиваться в них или пытаться их осмыслить. Практикуйте чистое, беспристрастное слушание. Внимание должно быть привязано не только к звуку, но и к тишине. Все больше ослабляйте анатомические уши, заостряя слух внутреннего, «третьего уха». Слушая, поднимите кончик языка к своду ротовой полости, чтобы расслабилась и расширилась задняя часть нёба, а трахея полностью освободилась от напряжения. Оставайтесь в таком положении 10 минут или больше, выполняя дыхание уджайи. Затем лягте в шавасану и расслабьтесь.
|
Практика. Жужжать, как пчела
Эта практика направлена на смягчение резонанса внутри черепа и в спинномозговых нервах. При ее выполнении требуется закрывать вход в ухо пальцем и направлять ум внутрь, сосредоточиваясь на дыхании. Она называется «пчелиным дыханием» (бхрамари-пранаяма), так как внутренний гул напоминает жужжание пчелы.
Лягте на спину, подложив под колени валик, а под голову – сложенное покрывало. Если у вас есть два бруска, поместите их по обе стороны черепа возле ушей. Несколько минут расслабляйтесь в шавасане, настраиваясь на восприятие ритма дыхания, как вы делали в упражнении «Отпечаток дыхания», описанный в главе 6. Как только ваше дыхание станет плавным и ненапряженным, закройте оба уха, перекрыв подушечками указательных пальцев отверстия ушных каналов (или можно закрыть входы в уши, нажав на козелки). После того как вы это сделаете, положите локти на бруски, так чтобы освободить плечи от напряжения и зажимов. Сосредоточьте внимание на резонансе дыхания. Звук должен быть таким, как будто вы дышите, находясь под водой в акваланге. Прислушивайтесь к звуковому ритму внутреннего дыхания, одновременно выполняя уджайи-пранаяму. Обратите внимание на высоту и тембр дыхания. Затем на выдохе издайте низкий гудящий звук. Это называется бхрамари-пранаяма, а звук имитирует жужжание шмеля в цветке. Вибрация внутреннего гудения должна резонировать во всем черепе. Высоту гудения можно варьировать, но более низкое звучание лучше способствует релаксации. Выполняйте упражнение в течение пяти минут. Затем медленно опустите руки и ощутите, как все ваше тело наполняется умиротворяющим открытым чувством.
|
Внутреннее зрение
В ходе тренировки тонкого тела, по мере того как способность слушать будет выходить на первый план, зрение начнет утрачивать свои господствующие позиции. Если уши привязаны к пространству, то глаза – к форме. Зрение зависит от формы, и глаза не просто фиксируют форму – они, подобно 35-миллиметровой камере с отражателем, создают ее. Традиции йогической мудрости предостерегают от увлеченности формой, ибо она порождает желание и привязанность. Форма сопряжена с желанием, которое завораживает и отвлекает, внушая уму идею о том, что отражаемые им образы – реальны.
Флуктуации в органах зрения способствуют формированию в переднем мозге определенных моделей мышления, подобно тому как в фазе «быстрого сна» на экране ума мелькают сновидения. Когда глаза танцуют и трепещут, образы складываются в повествование. В состоянии бодрствования, когда взгляд мечется туда-сюда, глаза являются индикатором беспокойства, рассеяния внимания или состояния отрешенности. С древнейших времен йоги понимали, что за зрение отвечают обширные участки мозга и формирование визуального образа является формой мышления. Для того чтобы приостановить мыслительный процесс в мозге, йоги удерживают взгляд на одной точке (тратака).
Расслабление глаза усиливает реакцию парасимпатической нервной системы организма. В хатха-йоге существует практика фиксации взгляда (дришти) на различных точках тела – на пальце, на кончике носа, на сердце. Когда в 1989 году в Майсуре я учился виньясе у Паттабхи Джойса, алхимический процесс практики включал в себя четыре основных элемента: движение, дыхание, бандху и дришти. Остановка взгляда является одним из старейших методов йоги. Например, фокусирование глаз на центральной точке (бинду) Шри Янтры, о которой мы говорили в главе 3 (рис. 3.5), направлено на выработку однонаправленности ума (экаграта).
Интересно отметить, что в наши дни люди по всему миру имеют обыкновение часами удерживать взгляд на маленьком экране. Прикованность глаз к монитору компьютера оказывает совершенно иное воздействие, нежели метод йоги, обеспечивающий замедление движения импульсов в синапсах неокортекса. Когда ваши глаза сфокусированы на экране, взгляд непрерывно колеблется, стимулируя работу зрительных центров коры головного мозга. Многие дети в период формирования личности проводят много времени, блуждая глазами по экрану. Когда глаза прикованы к компьютерному монитору, это может пагубно сказаться на общей нейропластичности мозга.
|
Когда йоги умиротворяют свои анатомические глаза, раскрывается мистический внутренний глаз, отвечающий не за восприятие внешних форм, но за духовное зрение. Одно из имен Шивы – Трехглазый (Триамбака); и внутреннее зрение (антара-дришти) совершенно необходимо для духовного развития.
Когда в уме подавляются отвлекающие колебания, процесс внутреннего зрения начинает протекать беспрепятственно, а вневременнóй Провидец пребывает в своем естественном состоянии («Йога-сутры», 1.3). Через метафору Провидца, или внутреннего наблюдателя, описывается состояние чистой осознанности. Чистая осознанность не является чем-то таким, что можно обрести или потерять, активировать или выработать пассивно. Она неизменна и неподкупна. У нее множество имен, среди которых Шива, сущность Будды, безусловный ум, обнаженное сознание. Как это ни называй, для йога главным является непосредственное переживание, «прозрение» истинной сущности.
|
|
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!