Профессиональная этика бухгалтера: сущность и значение — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Профессиональная этика бухгалтера: сущность и значение

2019-11-11 453
Профессиональная этика бухгалтера: сущность и значение 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Этика представляют собой совокупность норм поведения, важных для общества, мораль  какой – либо общественной группы профессий [23].

Профессиональная мораль, как основное правило профессиональной нравственности, обеспечивает добросовестное выполнение профессиональной деятельности тем или иным общественным сословием. Профессиональная мораль предписывает определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми, которые представляются оптимальными с точки зрения выполнения ими своей профессиональной деятельности   и культурно-гуманистического назначения профессии.

Профессиональные ценности могут рассматриваться как производные от общечеловеческих, национальных и личных ценностей. Общечеловеческие ценности и ценности какого-либо социума формируются у человека в семье, школе, в процессе стихийной социализации, профессиональные ценности - в ходе профессионального образования и соответствующей деятельности. Осознание ценностных установок позволяет специалисту соотносить конкретные профессиональные ситуации, в которых он действует, с системой ценностей.

Впервые требование выработки положений профессиональной этики бухгалтера выдвинул в начале ХХ в. американский ученый Р.Монтгомери. Разработал же положения современной этики бухгалтера его соотечественник Д.Л. Кэрри.

Необходимость в разработке и принятии документа, определяющего нормы профессиональной этики  бухгалтера  продиктована тем обстоятельством, что бухгалтерская профессия имеет специфические особенности. Это, во-первых, публичный характер деятельности бухгалтера, объективно заключающейся в следовании общественным интересам. Во-вторых,  данные бухгалтерского учета, любой показатель отчетности выражает чьи–то интересы (зачастую корыстные), служат какой – то хозяйственной политике, воплощает те или иные методы управления, т.е. показатели учета выражают борьбу интересов. Ученый Вильям Рипли призывал к тому,  чтобы собственники и администраторы действовали согласно требованиям закона и морали.

Бухгалтер  всегда действует в ситуации конфликта интересов (в более широком смысле – морального конфликта).  Конфликт интересов ставит бухгалтера перед решением нравственной проблемы, вызванной обстоятельствами жизни и профессиональной деятельности, которые вынуждают человека и специалиста предпочесть одну моральную ценность другой. Моральный конфликт возникает в случае противоречия между различными уровнями развития нравственного сознания и в данном случае может проявиться в виде противоречия между практической и духовной моралью, между профессиональными обязанностями и гражданским долгом. Разрешение конфликта интересов основывается на принятии специалистом иерархии нравственных ценностей, адекватной общепринятым профессиональным целям и задачам, и на четком осознании последствий своего выбора. Так, в данном конкретном случае долг соблюдения общественных интересов должен рассматриваться как более высокий по отношению к долгу перед частным лицом (руководителем, собственником и т. д.)

Особые требования к этике бухгалтера обусловлены еще нескольки­ми факторами, в числе которых:

обладание большими объемами конфиденциальной информа­ции, разглашение или некорректное использование которой мо­жет повлечь нанесение материального ущерба организации и ее работникам; 

непосредственное участие в формировании и регулировании де­нежных потоков и движении иных видов имущества;

непосредственное участие в разработке внутренних нормативных актов, затрагивающих интересы всего персонала организации (формы и системы оплаты труда, коллективный договор, поло­жение о премировании, нормирование труда и т.п.);

регулярные контакты с налоговыми и иными контролирующими органами по вопросам, носящим специальный характер и решаемым, как правило, при минимальном участии руководства организации;

работа в коллективе (или руководство коллективом), деятельность которого связана с вероятностью ошибок, приво­дящих к материальным и финансовым потерям, санкциям  и взысканиям.

Все эти обстоятельства привели к созданию кодекса моральных принципов бухгалтера.

Практическая бухгалтерская деятельность является весьма спе­цифической не только по уровню знаний и подготовки бухгалтера, но и по высоким социально- культурным и морально- этическим ценностям, присущим данному виду деятельности.

Независимо от сферы его деятельности, бухгалтер должен вла­деть определенными профессиональными навыками, быть привер­женным общему Кодексу ценностей и принципов поведения,  ocoзнавать свой долг не только перед конкретной организацией, но и перед всем обществом в целом.

Бухгалтер должен проводить в жизнь свое профессиональное мнение.

Официальные нормы   профессиональной этики укрепляют  позиции и статус бухгалтера, который должен  позиционировать себя по отношению к обществу, как неподкупный и непредвзятый арбитр, стоящий на страже законов и справедливости.

Профессия бухгалтера является общественно значимой, что предполагает признание своей ответственности перед обществом. Пользователи информации полагаются на объективность, независимость, честность бухгалтеров при принятии экономических решений, а соблюдение их совокупных  интересов задает определенный вектор профессионального поведения для бухгалтера и аудитора.  

Еще в XVII веке ученый – бухгалтер Пиетро определял следующие требования к бухгалтеру -  бухгалтер должен быть умным, иметь хороший характер, четкий почерк, профессиональные знания, быть властолюбивым, честолюбивым, честным.   

Среди официальных документов, регулирующих профессио­нальную деятельность бухгалтеров как в России, так и за рубежом, следует отметить Кодекс этики бухгалтера, на основании которого Международной федерацией бухгалтеров разработаны нормы этики бухгалтера.

Общие эти­ческие принципы для любого бухгалтера  вне зависи­мости от отраслевой принадлежности или организационно-правовой формы организации, в которой он  работает сводятся к следую­щим:

Профессиональная честность. При предоставлении профессиональных услуг профессиональный бухгалтер должен действовать открыто и честно. Под честностью понимается не только правдивость, но также беспристрастность и надежность.

Нечестность в профессиональной деятельности, как правило, проявляется в попытках получить лич­ные выгоды в ущерб интересам предприятия посредством нарушения законодательных или нормативных актов. Профессиональная честность побуждает   бухгалтера действовать в соответствии с высокой репутацией своей профессии и не допускать  каких-либо действий, высказываний и поступков, которые  бы нанести ей ущерб. Любое проявление не­честности должно разоблачаться и повлечь за собой немедленную профес­сиональную дискредитацию специалиста, а также применение мер материальной, административной и уголовной ответственности.

Еще в начале прошлого века американский ученый А.Т. Ватсон подметил, что бухгалтеры, в основном, психологически неустойчивые люди, совершают одни и те же  типичные преступные действия: не тем днем оформляют документы; искусственно завышают остатки по денежным и материальным счетам; не приходуют ценности, в том числе денежные;  завышают итоги платежных ведомостей; платят друзьям зарплату большую, чем положено; выписывают деньги «мертвым душам»; завышают цены по сговору с поставщиками; фиктивно кредитуют кассовый счет и увеличивают кредиторскую задолженность; завышают комиссионные получателям и получают от них свою долю; подделывают документы, чеки; 

производят несколько раз оплату по одному и тому же документу[38, с. 51].

Объективность. Профессиональный бухгалтер должен быть справедливым, на его объективность не должны влиять ни предубеждения, ни пристрастия, ни конфликт интересов, ни другие лица или иные факторы. В соответствии с этим принципом все профессио­нальные бухгалтеры должны действовать справедливо, честно и не иметь конфликта интересов. Объективностьтребуется бухгалтеру во взаимоотношениях с работниками организации. Принцип объективности означает, что для всех работников должны создаваться равные условия вне зави­симости от их должностного положения, личных взаимоотношений и иных факторов, которые в обычной ситуации могут стать причиной пристрастного отношения.

Принципиальность необходима при работе с руководством организации и контролирующими органами. Законодательством установлена практически одинаковая ответственность руководителя и главного бухгалтера в случае допущения нарушений законодательных и иных актов. Однако требования к уровню квалификации бухгалтера таковы, что именно перед ним, в конечном счете, стоит задача обеспечения точного соответствия осуществляемых операций требованиям законодательства. Другими словами, при попытке руко­водства осуществить операцию, которая противоречит действующе­му законодательству  или  риск, по которой слишком велик, бухгалтер должен найти аргументы,  чтобы воспрепятствовать этому. Следует отметить, что после введения в действие нового трудового кодекса главный бухгалтер или бухгалтер может быть привлечен к полной материальной ответственности и в тех случаях, когда нарушение не принесло самому бухгалтеру материальных выгод, но явилось причиной материальных потерь для организации. Ранее за такие нарушения бухгалтер мог быть привле­чен только к ограниченной материальной ответственности.

Консерватизм. Работа бухгалтера жестко регламентирована определен­ными инструкциями и правилами,  но,  тем не менее,  может оказывать влияние на ре­зультаты деятельности организации, так как бухгалтеры имеют разный профессиональный уровень и индивидуальные суждения. На практике предпочтение обычно отдается осторожному, рацио­нальному и благоразумному подходу к разрешению учетных ситуа­ций. Иногда такое поведение работника называют «разумным консерватизмом».

Стабильность. Устойчивость деятельности организации созда­ет ей положительный имидж, делает более легким взаимодействие с другими экономическими субъектами. Предпочтительно ста­бильное, последовательное применение учетной политики, выбранных правил и ме­тодов ведения учета, а не частое их изменение. Стабильность бух­галтерского учета свидетельствует об умении бухгалтерского аппа­рата выбирать методы учета, обеспечивает устойчивые связи орга­низации с партнерами.

Секретность. Большая часть информации, которой располагает бухгалтерский учет, является коммерческой тайной организации. Доступ к ней ограничивается определенным кругом лиц, в число которых входят, как правило, бухгалтеры и лица, связанные с уп­равлением и финансовой деятельностью.

По роду своей деятельности бухгалтер имеет доступ к большим объемам информации, которая в случае некорректного или корыстного ис­пользования может существенно ухудшить финансовые показатели деятельности организации или привести к банкротству. Разглашение конфиденциальной информации не допускается.

Профессионализм и добросовестное выполнение функциональных обязанностей. Должный профессионализм всегда является показателем высокого уровня развития бухгалтерской культуры.

Для работы бухгалтером требуется опреде­ленный уровень образования, а главным бухгалтером или аудито­ром — высокий профессиональный уровень, который подтвержда­ется специальным документом и званием «Профессиональный бухгалтер». Бухгалтер должен обладать профессиональным мыш­лением, уметь выбрать наиболее оптимальный вариант учета и поддержки экономического саморегулирования. В практической деятельности данное качество проявляется в четком знании, своевременном и полном выполнении своих обязанностей, а также в постоянном самосовершенствовании и повышении квалификации (в том числе и путем самообучения).

Профессиональный  бухгалтер  предоставляет  профессиональные услуги  с должной тщательностью, компетентностью и старани­ем. В его обязанности входит постоянное поддержание профес­сиональных знаний и навыков на высоком уровне с тем, чтобы его клиенты или работодатели могли пользоваться преимуществами компетентных  профессиональных услуг, основанных  на новейших разработках в области  практики,  законодательства и технологий.

Кроме перечисленных этических норм и правил, профессиональный бухгалтер в повседневной деятельности и общении с людьми должен придерживаться общих этических принципов и устоев, таких как уважение к ценности и достоинству личности, терпимость, открытость, преданность делу, признание ответственности перед обществом, воздержание от любых поступков, дискредитиру­ющих данную профессию, поддержание репутации бухгалтера  и т.п.

Данный принципы  этики распространяются  только  на действитель­ных членов ИПБ России,  число которых  приближается к 161 тыс. человек, что значительно меньше, чем  общее количество  бух­галтеров (3580 тыс. чел.) и главных бухгалтеров (530 тыс. чел.) в России. Очевидно, что в данной ситуации невозможно обеспе­чить надлежащий уровень общественного доверия к бухгалтерской профессии, и в ближайшие годы предстоит серьезная работа по разра­ботке и признанию этических норм большинством бухгалтеров.

Особый раздел этики профессиональных бухгалтеров посвящен разрешению возможных разногласий и конфликтов между руководи­телями предприятий и учетных служб, работниками учета и персона­лом организации, между бухгалтерами внутри бухгалтерии.

Столкнувшись с проблемами идентификации неэтичного поведения, а также разрешения конфликтов, уже возникших в связи с несоблюдением правил профессиональной этики, специалистам следует обратиться к установленной политике организации по таким вопросам или осуществить следующие действия:

обсудить проблему, с целью достижения наилучшего понимания хода дальнейших действий, с непосредственным вышестоящим лицом (аудиторская комиссия, совет директоров, собственники компании и др. структуры высшего уровня управления) за исключением случаев, когда это лицо также вовлечено в конфликт;

проконсультироваться с адвокатом по поводу своих законных прав и обязанностей, появляющихся в связи с возникшим конфликтом;

в случае если все внутренние ресурсы разрешения конфликта исчерпаны, а конфликт остается, возможен отказ от должности и предоставление меморандума соответствующему представителю организации, а также предоставление информации внешней стороне.

     Расхождения между руководителем и главным бухгалтером орга­низации должны разрешаться внутри предприятия путем взаимопонимания и компромисса мнений. Согласно международ­ным стандартам, компромисс невозможен, если руководитель ор­ганизации: грубо нарушает требования действующего законодательства; принуждает профессионального  бухгалтера  к любому  наруше­нию, сам оставаясь в стороне;  лжет или вводит в заблуждение в случаях, когда должен говорить правду; официально сообщает информацию, искажающую факты.

В случае существенного расхождения во мнениях или конфликтах с руководителем предприятия главному бухгалтеру рекомендуется:

осуществить ряд попыток разрешения конфликта, путем обстоятельных бесед и диалогов с руководителем по более приемлемым с пози­ций законодательства и налогообложения вариантам решения вопроса;

обсудить,  в порядке общей постановки  вопроса, без деталей, проблему с коллегами по профессии, главными бухгалтерами других организаций, контролерами, ревизорами, аудиторами, работниками налого­вых служб, юристами;

сделать запрос, с целью официального разъяснения спорного вопроса, в компетентные государственные органы (Министерство финансов РФ, Мини­стерство юстиции РФ и т.п.).

Если обращение к специалистам и в компетентные органы под­тверждают правоту мнения главного бухгалтера, он должен письменно сообщить об этом руководителю и в тактичной форме предупредить его о возможных последствиях незаконных или неразумных решений.

 В Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Рос­сийской Федерации указано, что одной из основных задач профессионального сообщества должна стать разработка норм профессиональной этики и контроль соблюдения их членами профес­сионального сообщества.

Соблюдение этических норм возможно только при массовом из­менении самосознания бухгалтеров, представители бухгалтерской про­фессии должны переосмыслить свою роль и место в структуре управ­ления хозяйствующего субъекта, а управленческий персонал — осознать значение бухгалтера в развитии предприятия.

У нас в стране существуют большие проблемы с соблюдением профессиональной этики, об этом свидетельствуют многочисленные судебные разбирательства и факты мошеннических действий, ставшие достоянием гласности. Но именно гласность и общественное осуждение таких фактов способствуют интериоризации, т.е. переводу общепринятых профессиональных этических принципов во внутренние установки, личные убеждения отдельного специалиста.

При отсутствии полноценного общественного интереса и общественного порицания неэтичного профессионального поведения   в нашей стране процесс интериоризации представляется проблематичным.

Следует помнить, что ценности бухгалтерской культуры оказывают огромное влияние на практику бухгалтерского учета, а значит и на эффективность функционирования экономических институтов общества.

В качестве напутствия будущим специалистам-бухгалтерам, несколько перефразируя слова Марка Аврелия, следует сказать, что дела бухгалтера должны быть такими, какими их хотелось бы вспомнить на склоне лет.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.