Человек, выросший в дисфункциональной семье или испытавший различные негативные воздействия, силой своего духа может перестроить самого себя. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Человек, выросший в дисфункциональной семье или испытавший различные негативные воздействия, силой своего духа может перестроить самого себя.

2019-10-30 120
Человек, выросший в дисфункциональной семье или испытавший различные негативные воздействия, силой своего духа может перестроить самого себя. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Такой ответ предлагается всем тем наркозависимым, которые обвиняют своих родителей. Действительно, родители совершили какие-то промахи в воспитании. Они тоже люди, и многих из них никто не учил, как правильно воспитывать детей. Но что было, то было. Период воспитания закончился, а ребенку нужно двигаться вперед. Для того чтобы зажить полноценной жизнью, ему необходимо простить своих родителей.

Некоторые наркозависимые не хотят этого сделать. «Родители меня воспитали таким. Из-за них я стал принимать наркотики. Вот пусть они теперь и мучаются». Человек, говорящий такие слова, забывает о своей свободе. Свобода – это Божественный дар, данный человеку. Несмотря на все ошибки в воспитании, несмотря на социальные условия, человек способен свободно склонить свою волю или к добру, или ко злу. Человеку, травмированному в детстве, конечно, будет тяжелее последовать добру, чем человеку, выросшему в благополучной семье. Последовать добру будет тяжелее, но все-таки возможно.

 

На эту тему профессор Алексей Ильич Осипов высказал интересные мысли в своей лекции «Догмат о спасении»[23]. Профессор говорил, что на рождающегося человека большое влияние оказывает семья и сам принцип деторождения. В самом браке, в самих брачных отношениях всегда присутствует элемент нечистоты. Это не значит, что брак не чист, но сама атмосфера такова, что всегда присутствует элемент нечистоты. Многое зависит от того, какую жизнь ведут родители. Атмосфера суеты, последствия различных грехов, переживание различных неприятностей - все это накладывает отпечаток на детей. К ним как будто прилипает что-то. Это прилипание можно назвать удобопреклонностью ко греху.

В каждом человеке есть некое прилипание, некая зараза греха. Никто не изъят из этого потока, и сами святые не являлись святыми в полном смысле этого слова.

Но зараза греха присутствует в людях в разной степени. Степень зависит от семьи, от рода. Если человек воспитывается в святой атмосфере, то в нем формируются посылки, соответствующие этой среде. Если человек воспитывается в преступной атмосфере, то в нем формируются другие посылки. Сформированная родительским домом удобопреклонность ко греху, разными людьми реализуется в различной степени. Одни осуществляют ее в большей степени, другие, напротив, - остаются праведными.

Профессор утверждает, что удобопреклонность ко греху не есть то, что неминуемо обуславливает грех человека. Иначе сам человек был бы безгрешен. Удобопреклонность ко греху не есть фатум, который определяет жизнь человека, праведную или ложную. Остается свобода человеческой личности.

В таком взгляде на проблему профессор Осипов далеко не одинок.

 

Известный русский мыслитель Иван Ильин был убежден в том, что свобода человеческой личности подразумевает возможность перестройки внутренних содержаний человека. Человек способен к внутреннему очищению, и оно является своего рода жизненным творчеством.

На формирование внутренних содержаний человека оказывают влияние как внешние факторы, так и внутренние. Внешние факторы кажутся «непреодолимой силой», а внутренние - непостижимыми. Естественен вопрос: «разве возможно по своему усмотрению изменить климат, природу, устройство телесного организма с его наследственностью и болезненными склонностями, социальное окружение, воспитание, раз уже полученное и т.д.?» На этот вопрос Иван Ильин отвечает без всяких сомнений.

Для него совершенно очевидной мыслью является то, что «надо перестраивать личный религиозный акт независимо от всего этого или даже вопреки всему этому». Человек должен найти путь к свободному духу, чтобы силой этого духа задать направление и характер всем тем факторам, которые еще не так давно обуславливали поведение человека. «Дух должен осилить груз прошлого и настоящего для того, чтобы открыть себе дорогу к новому будущему». Дух должен оказаться сильнее, чем закрепившиеся «механизмы» бессознательного. Он должен стать выше волевой слабости. Он должен оказаться сильнее, чем жажда наслаждений и развлечений. Дух должен оказаться сильнее, чем «душевные "травмы" детства и связанные с ними тяготения, слабости, отвращения и страхи»[24]. Все это становится возможным тогда, когда человек отвлекает свои влечения от ничтожно-пошлых содержаний и прилепляет их к Божественному.

 

Не сочтет ли кто Ивана Ильина мечтателем, оторвавшимся от земли и унесшимся в область отвлеченных положений? Если кто и сочтет, то сделает он это напрасно. Мысль профессора Ильина подкрепляется авторитетом крупного физиолога И.П. Павлова.

Создатель науки о высшей нервной деятельности в своей лекции «О русском уме» говорил, что ум человека «это есть специальный орган развития. <…> им совершеннее всего развивается как организм отдельного человека, так и наций. Следовательно, хотя бы у нас и были дефекты, они могут быть изменены. Это научный факт»[25].

Не стоит смущаться тем, что Иван Ильин говорил о духе, а Павлов – об уме. По определению преподобного Иоанна Дамаскина, «ум, или дух принадлежит душе не как что-либо другое, отличное от нее самой, но как чистейшая часть ее»[26].

Не вдаваясь в глубины антропологии, подведем сказанное к существу интересующего нас вопроса. Человек способен изменить себя с помощью усилия души, отвлекая свои влечения от ничтожно-пошлых содержаний и прилепляя их к Божественному.

 

Для того, чтобы воплотить в жизнь мысли, изложенные Иваном Ильиным, каждый желающий может прочитать брошюру ««Победить свое прошлое»: Исповедь - начало новой жизни». Эта брошюра издается Соловецким монастырем. Одной из ее главных тем как раз и является тема преодоления груза прошлого и открытия дороги в будущее.

Среди духовных писателей, на которых ссылается брошюра, особое место занимает старец Порфирий Кавсокаливит. Его слова показывают, что проблема негативного влияния родителей на ребенка в принципе не отрицается. Проблема действительно существует, но она не имеет фатального значения для человека. Старец писал, что «от родителей в душе человека образуется то состояние, которое он возьмет с собою на всю свою жизнь». И многое, происходящее в жизни человека, является следствием этого состояния. «Он вырастает, получает образование, но не исправляется»[27].

Все было бы ужасно, если бы из такого положения не было бы никакого выхода. Но «есть способ, благодаря которому можно избавиться от этого зла. Этот способ – генеральная исповедь, совершаемая по благодати Божией». Сам старец, совершая исповедь, являлся свидетелем чудес, которые происходили во время нее. Во время неё «приходит Божественная благодать и освобождает тебя от всего плохого опыта жизни, от ран, душевных травм и вины. Потому что, когда ты говоришь, священник творит теплую молитву к Господу о твоем освобождении»[28].

 

Описанием способа, указанного старцем Порфирием, брошюра не исчерпывается. Она рекомендуется для чтения тем, кто желает больше узнать о победе над прошлым.

Конечно, брошюра не охватывает всего круга вопросов, встающих перед человеком, который захотел изменить свою жизнь. Она дает представление лишь о некоторых. Но и этого знания достаточно для того, чтобы, по крайней мере, положить начало.

А остальное - зависит от тебя.

 

Иеромонах Соловецкого монастыря. Май 2013 года.


[1] См. «Роман о Тристане и Изольде» в редакции Жозефа Бедье, глава «Любовное зелье».

[2] Там же. См. «Лес Моруа».

[3] Там же. См. «Карлик Фросин».

 

[4] См. «Манихейство» в работе Михаила Эммануиловича Поснова «История Христианской Церкви». URL:http://www.lib.eparhia-saratov.ru/books/15p/posnov/history3/65.html.

[5] Там же.

[6] См. работу преподобного Иоанна Дамаскина «Против Манихеев». URL: pagez.ru/lsn/0513.php.

[7] См. книгу 5, параграф 18 из книги блаженного Августина «Исповедь».

[8] Там же. Книга 9, параграф 10.

[9] Там же. Книга 8, параграф 22.

[10] Там же. Книга 8, параграф 22.

[11] Там же. Книга 8, параграф 9.

[12] Там же. Книга 8, параграф 21.

[13] «Я любил согласие, порождаемое добродетелью, и ненавидел раздор, порождаемый порочностью» [Книга 4, параграф 14].

[14] См. главу двенадцатую «Первородный грех» из книги В.Н. Лосского «Догматическое богословие».

[15] Там же.

[16] См. «Богомильство» в пятом томе «Православной энциклопедии». URL: http://www.pravenc.ru/text/149507.html.

[17] Минея. Октябрь. Ч.2. М.: Издательский свет Русской Православной Церкви, 2002. С.919-920.

[18] См. «Неуверенность на протяжении человеческой жизни» в книге Данилина А.Г. «LSD. Галлюциногены, психоделия и феномен зависимости». М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2001.

[19] См. «Наставления о доброй нравственности и святой жизни, в 170-ти главах», параграф 28 среди наставлений преподобного Антония Великого, представленных в первом томе книги «Добротолюбие».

[20] Лосский В.Н. Указ.соч.

[21] См. поучение первое в книге преподобного аввы Дорофея «Душеполезные поучения».

[22] Цит. по: Простые беседы о нравственности. Коломна: Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь, 2004. С. 26.

[23] URL: Курс лекций, прочитанный А.И. Осиповым на 4 курсе МДС в 2000 году // http://www.aosipov.ru/audio/audio_osnovnoe_bogoslovie_2000.html. Среди лекций данного курса есть две лекции с названием «Догмат о спасении».

[24] См. главу 15, параграф 4 в книге Ивана Ильина «Аксиомы религиозного опыта».

[25] См. лекции Павлова И.П., объединенные под общим названием «Об уме вообще, о русском уме в частности». URL: http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/ECCE/MIND.HTM.

[26] См. «Свойства человеческой души» из книги иерея Олега Давыденкова «Догматическоебоголовие».URL: http://azbyka.ru/vera_i_neverie/o_boge2/davudenkov_dogmatika_1g_12_all.shtml.

[27] Порфирий (Байрактарис, Евангелос, иеромонах; 1906-1991). Житие и слова / Старец Порфирий Кавсокаливит; [пер. с греч.иерея Василия Петрова]. Малоярославец (Калужская обл.): Св.-Никольский Черноостровский женский монастырь, 2006. С. 260.

[28] Там же.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.