Туренн, туйренн (др. -ирл. Tuirenn, ирл. Tuireann) — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Туренн, туйренн (др. -ирл. Tuirenn, ирл. Tuireann)

2019-10-25 138
Туренн, туйренн (др. -ирл. Tuirenn, ирл. Tuireann) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ИРЛАНДСКИЕ БОГИ

В этой статье я бы хотел описать некоторых богов Древней Ирландии. Их род, обитающий в Ином Мире, традиционно называют Туата Де Дананн (др.-ирл. Tuatha Dé Danann, совр. произношение: /Туа(хэ) Де Данэн/), что в переводе означает «Племена Богини Дану» (дословно – «Бога Дану»). К «племенам» относятся не только великие боги, но и меньшие по силам духи Природы (те самые, что в более поздние времена стали именоваться «фейри»).

 

 

АБКАН (ДР-ИРЛ. ABCÁN, ИРЛ. ABHCÁN)

 

Поэт и музыкант Племён Богини Дану, предстающий в виде карлика. В истории о богине Руад рассказывается, как она отправилась из Иного мира в наш на лодке Абкана, корпус которой был сделан из бронзы, а парус – из олова. Однако, жизнь богини в Ирландии была недолгой: морские девы своим пением заманили её в бурлящие воды, где она и погибла.

 

Другая легенда говорит о том, как великий герой Кухулин захватил Абкана в плен, но тот освободился, спев колыбельную, которая усыпила героя.

 

 

БЕЛ (ДР.-ИРЛ. * BEL, ИРЛ. * BEAL)

 

Бог, имя которого сохранилось в ирландском языке лишь в топонимике и названии связанного с ним ирландского праздника Бельтайна (ирл. Bealtaine /Бялтэне/, 1 мая). Предполагают, что он связан с валлийским богом Бели Великим (валл. Beli Mawr) и галльским Беленосом (галл. Belenos). В римские времена Беленос, которого называли «Сияющий бог», ассоциировался со светом, Солнцем и исцелением (за что был удостоен аналогии с Аполлоном).

 

Имя Бела восходит к праиндоевропейской древности и этимологически связано, например, с русским словом «белый». Вопреки распространившейся в эпоху Ренессанса гипотезе, имена кельтского бога и семитского Баала не родственны.

 

ДАНУ (ДР.-ИРЛ. * DANU, ИРЛ. DANA)

 

Великая праматерь богов, которых почитали древние ирландцы. В валлийской традиции ей соответствует Дон (валл. Dôn), в галльской — Данона (галл. * Danona). Вероятно, связана с землёй и водой, а также с идеей плодородия.

 

Именительный падеж этого имени не встречается в древних источниках и может быть лишь реконструирован, родительным же падежом от него является слово Danann. В Средние века ирландцы ассоциировали имя Дану со слом dán, которое означало «умение, искусство (включая магическое и поэтическое), ремесло, дар».

 

 

ЭНГУС (ДР.-ИРЛ. OÍNGUS, ÓENGUS, ИРЛ. AENGUS, AONGHUS)

 

Бог любви, юности и поэтического вдохновения. Обычно описывается с певчими птицами, кружащими над его головой.

 

Энгус считается сыном Дагды и речной богини Боанн. Его приёмным отцом стал Мидир. Энгус — герой таких легенд, как «Сватовство к Этайн» (др.-ирл. Tochmarc Étaine или Tochmarc Étaíne) и «Сон Энгуса» (др.-ирл. Aislinge Óenguso), а также историй из «Старины мест» (др.-ирл. Dindsenchas или Dindshenchas).

 

Некоторые исследователи видят связь этого бога с галльским Мапоносом и валлийским Мабоном.

 

У ирландского поэта У.Б. Йейтса есть стихотворение «Песнь странствующего Энгуса» (другие варианты перевода – «Песня Энгуса-скитальца», «Песня Скитальца Энгуса», англ. The Song of Wandering Aengus).

 

Также «Энгус» - распространённое ирландское и шотландское имя.

 

АНЕ (АЙНЕ, ÁINE)

 

Богиня лета и богатства, которая ассоциируется с Солнцем и Серединой Лета (ей посвящён праздник Летнего Солнцестояния, 20–21 июня). Её символ – красная кобыла. Может связываться с идеями плодородия, урожая, а также с животными и сельским хозяйством. В некоторых мифах она предстаёт дочерью бога моря Мананнана мак Лира. В более поздние времена в графстве Лимерик Ане воспринималась как «Королева фейри».

 

Эта богиня почиталась некоторыми ирландскими родами в качестве прародительницы.

 

 

БОАНН (ДР.-ИРЛ. BOANN ИЛИ BOAND, ИРЛ. BÓINN)

 

 

Богиня реки Бойн, мать Энгуса. В «Старине мест» приведена легенда, которая повествует о том, как Бойн, несмотря на запрет, подошла к Источнику мудрости, в котором жили лососи, питавшиеся орехами, что падали с кустов, растущих на берегу. Воды Источника вспенились и вышли из берегов, несясь к морю: так появилась река Бойн. Боанн погибла в пучине, но стала покровительницей этой реки.

 

 

БРИГИД (BRIGIT, BRIGID ИЛИ BRÍG)

 

Одна из величайших богинь Ирландии, чьё имя переводится как «Возвышенная». Дочь Дагды и жена Бреса, бывшего одно время королём Туата Де Даннан. Связана с огнем и ранней весной. Богиню ассоциируют с искусством бардов, кузнечным делом и наукой исцеления. Покровительствует крупному рогатому и иному скоту.

 

Бригид посвящён праздник начала весны Имболк (1 февраля). Связана с галльской Бригантией. В христианские времена многие атрибуты этой богини переняла святая Бригитта. Так, например, монахини новой веры в Килдэре продолжили старую традицию хранить священный вечный огонь (обычай, вероятно, восходящий ещё к праиндоевропейской древности, существовавший и у других народов: достаточно вспомнить жриц римской богини Весты или греческую богиню Гестию).

 

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ:

Культ святой Бригитты распространился по всему западно-христианскому миру и порой принимал весьма причудливые формы. Так, попав на Гаити, её образ был заимствован неграми-вудуистами. Там её стали воспринимать как Маму Бриджит (Maman Brigitte) — супругу знаменитого Барона Субботы (Baron Samedi), — богиню материнства, жизни, плодородия, но также кладбищ и смерти, чей символ — чёрный петух, а также ром с острым перцем.

 

 

КИАН (CÍAN)

 

Киан — сын Диан Кехта, муж фоморской принцессы Этниу (др.-ирл. Ethniu) и отец великого бога Луга. Его брак являлся династическим: с его помощью Племена Богини Дану и фоморы заключили союз.

 

Народные предания донесли до нас другой вариант этих событий: в легенде рассказывается, как Балору, вождю фоморов, некий друид предсказал, что он умрёт от руки собственного внука. Чтобы этого не случилось, он заточил свою единственную дочь в Великой башне (ирл. Tór Mór) на острове под присмотром двенадцати женщин: они должны были сделать так, чтобы она не только никогда не встретилась с мужчинами, но и вовсе не узнала об их существовании. В то время в Ирландии жил Мак Кинэлэ (ирл. Mac Cinnfhaelaidh), у которого была столь хорошая корова, что все, включая Балора, жаждали завладеть ею. Балор превратился в рыжего мальчика и обманом завладел коровой, но Мак Кинэлэ, чтобы отомстить ему, проник в Великую башню, заручившись поддержкой женщины-фейри по имени Бирог (ирл. Biróg), и соблазнил дочь Балора. Она родила тройню, и Балор приказал слуге утопить их, но тот, пожалев, оставил одного из детей в живых, и Бирог спасла его, после чего отдала Гавиде-кузнецу на воспитание (очевидно, этот кузнец — позднейший отголосок бога-кузнеца Гоибниу).

 

Также о Киане повествует поздняя легенда «Судьба сыновей Туренна» (ирл. Oidheadh Chloinne Tuireann), в которой рассказывается, как его убили три сына Туренна и о последующей мести Луга за своего отца.

 

 

ДАГДА (DAGDA)

 

Один из величайших богов древних ирландцев. Он связан с плодородием, Солнцем и землёй, сельским хозяйством, силой и мужеством, а также магией, мудростью и искусством друидов. Дагда имеет несколько чудесных предметов: огромную булаву (Lorg mór или Lorg anfaid), одна сторона которой убивает, другая – возвращает жизнь; котёл, от которого никто не ушёл голодным (он является одним из Четырёх Сокровищ Туата Де Дананн); ковш, в котором без труда могли поместиться два человека; богато украшенную арфу из дуба (др.-ирл. Uaithne), которая способна менять времена года и влиять на чувства людей (из-за чего Дагда может считаться покровителем музыки).

 

Имя Дагды означает «Добрый бог» и в протокельтском, вероятно, звучало как * Dagodeiwos. Одним из эпитетов этого бога является Олатарь (др.-ирл. Ollathair, «Всеотец», подобное прозвище носит и скандинавский бог Один, др.-исл. Óðinn).

 

Другие эпитеты Дагды: Эоху или Эохайд (др.-ирл. Eochu или Eochaid, «Всадник»), Руад Роэсса (др.-ирл. Ruad Rofhessa, «Могучий великим знанием» или «Владыка великого знания»), Фер Бенн (др.-ирл. Fer Benn, «Мужчина, увенчанный рогами» или «Мужчина вершины»), Кера (др.-ирл. Cera, вероятно, «Создатель») и иные.

 

Иногда Дагда изображался весьма комично: он волочит по земле огромную булаву (фаллический символ), будучи облачён в короткую грубую рубашку, которая едва прикрывает спину. Однако, среднеирландский текст Cóir anmann описывает его совсем по-другому: «Он был прекрасным богом язычников, потому что Туада Де Дананн поклонялись ему: потому что он был богом земли из-за величия его (магической) власти». Возможно, подобный комический образ возник уже в христианские времена, но есть и вероятность того, что это проявление своеобразного юмора древних язычников (языческая вера не запрещает шутить над богами, примером тому могут быть древнегреческие комедии, где боги — весьма частые действующие лица).

 

 

АИРМЕД (AIRMED ИЛИ AIRMID)

 

Богиня-покровительница травничества, дочь Диан Кехта. После похорон её брата, Миаха (др.-ирл. Miach), она горько плакала на его могиле, и от её слез выросло множество целительных трав. Она бережно разложила их на своём плаще, но Диан Кехт, увидев это, в гневе разбросал травы по всему миру: с тех пор никто, кроме Аирмед, не знает всех секретов травничества.

 

 

ЭРИУ, БАНБА И ФОДЛА (ДР.-ИРЛ. ÉRIU, BANBA И FÓDLA (FÓTLA), ИРЛ. ÉIRE, BANBA И FÓDHLA (FÓLA)

 

 

Богини-матроны Ирландии, дочери Делбаэта и Эрнмас (др.-ирл. Ernmas). Супругом Эриу является Май Грейне (др.-ирл. Mac Gréine), чьё имя переводится как «Сын Солнца», а сыном Эриу от прекрасного фоморского принца Элаты (др.-ирл. Elatha или Elada, ирл. Ealadha) — Брес (др.-ирл. Bres). О том, как он был зачат и рождён, повествует легенда из скелы «Битва при Маг Туиред».

 

В мифологии имена этих богинь являются именами Ирландии, хотя имя «Эриу» — главное. Слово «Ирландия» в современном языке звучит как Éire /Эре/, а возвышенный, поэтический вариант — Èirinn /Эринь/ (по происхождению эта форма — дательный падеж). В Университете Уэльса реконструировали протокельтскую форму этого имени — * Φīwerjon- (им.п. ед.ч. - * Φīwerjō), в протогойдельском она дала форму * Īweriū (отсюда — древнегреческое Ἰέρνη /Иэрнэ/ и Ἰουερνία /Иуэрниа/ и латинское Hibernia). Предполагают, что его значение — «полная жира» (т.е. изобильная) «страна».

 

ВРЕЗКА:

Éirinn go Brách!

«Ирландия навсегда!» (произносится как /Эринь гэ брах/, искаженный англицированный вариант — «Erin go bragh!» /Эрин го бра/) — ирландский патриотический лозунг.

 

 

ЛЕР (LER)

 

Олицетворение великого бескрайнего моря. Отец Мананнана. Формой родительного падежа его имени является Lir.

 

О его детях, превращённых в лебедей, повествует печальная легенда «Судьба детей Лера» (ирл. Oidheadh chloinne Lir).

 

 

МАНАННАН МАК ЛИР (MANANNÁN MAC LIR)

 

Бог моря и морских путешествий. Страж или правитель Иного мира. Иногда понимается как психопомп (проводник душ в Иной мир). Покровитель острова Мэн (имя бога и название острова связаны). Как говорится в легендах, «для Мананнана море подобно цветущей равнине».

 

У Мананнана есть много магических предметов, таких как: корабль, которому не нужны паруса (ирл. Scuabtuinne /Скуэбтыне/, «Чистильщик океана»), морская колесница, плащ туманов, который даёт обладателю невидимость, пылающий шлем, меч Фрагарах (др.-ирл. Fragarach, «Ответчик»), разрубающий любые доспехи и заставляющий всякого отвечать лишь правду, будучи направленн в его сторону. Также у него есть лошадь Энбарр (др.-ирл. Enbarr), способная скакать по воде как по суше. Кроме того, он — владелец стада свиней, которые, будучи убитыми, приготовленными и съеденными на пиршествах богов, на следующий день снова оживали (аналогично скандинавскому Сэхримниру (др.-исл. Sæhrímnir).

 

Мананнан упоминается во многих легендах, например, в «Плавании Брана» (др.-ирл. Immram Brain). Традиционно связывается с валлийским богом Манавиданом фаб Ллиром.

 

 

НУАДУ, НУАДА (ДР.-ИРЛ. NUADU ИЛИ NUADA, ИРЛ. NUADHA)

 

Великий король Туата Де Даннан, возглавивший их в Битве при Маг Туиред. В ней Нуаду лишился руки, вместо которой бог-целитель Диан Кехт сотворил ему прекрасную руку из чистого серебра, что была по возможностям неотличима от настоящей. За это Нуаду получил прозвище Аиргетлам (др.-ирл. Airgetlám, ирл. Airgeadlámh, «Среброрукий»).

 

Связан с валлийским богом Нуддом, тоже имеющим эпитет «Серебряная рука» (валл. Nudd, Lludd Llaw Eraint) и галльским Ноденсом (галл. Nodens). Из-за потерянной в битве руки иногда сравнивается со скандинавским богом Тюром (др.-исл. Týr), также одноруким (однако, приобретшим это увечье по совсем другой причине).

 

Нуаду владеет чудесным мечом, не знающим поражений — одним из Сокровищ Племен Богини Дану.

 

ОГМА (ДР.-ИРЛ. OGMA, ИРЛ. OGHMA)

 

Бог мудрости, красноречия, письма и ораторского искусства, ассоциируемый с галльским Огмиосом (галл. Ogmios), которого римляне отождествляли с Геркулесом.

 

Считается, что именно Огма изобрёл Огам — древнюю письменность ирландских кельтов, иногда называемую «алфавитом деревьев». Камни с огамическими надписями, воздвигнутые в память о людях древности, и поныне высятся в Ирландии и Британии.

 

Помимо выдающихся интеллектуальных способностей, отличается колоссальной силой (однажды поднял и метнул огромный камень, сдвинуть который было под силу лишь восьмидесяти быкам) и доблестью, участвуя в схватках бойцов, которые устраивали Племена Богини Дану.

 

«ТРИ БОГА ИСКУССТВА» (TRÍ DÉ DÁNA)

 

К «Трём богам Искусства» традиционно относили Гоибниу (др.-ирл. Goibniu, ирл. Gaibhne), Кредне (др.-ирл. Credne, ирл. Creidhne) и Лухту (Luchta, Luchtaine). Они являются сыновьями Туренна и Бригид.

 

Гоибниу считается богом кузнечного дела, подобным валлийскому Гованнону (валл. Gofannon) и галльскому Гобанносу (галл. Gobannos), Кредне — покровителем ювелиров, работающим с медью, бронзой и золотом, а Лухта — непревзойденным мастером работы с деревом (плотником и столяром).

 

Во время Битвы при Маг Туиред с фоморами Три бога Искусства трудились без устали ночами, чиня оружие Племен Богини Дану: Гоибниу тремя приемами выделывал мечи, копья и дротики, Лухта тремя ударами вырубал древки (да так, что третьим насаживал наконечник), а Кредне тремя поворотами готовил заклепки и вставлял их в наконечники (причем так, что не нужно было даже предварительно сверлить отверстия).

 

 

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ:

Балор обыкновенно ходил с закрытым оком, но когда требовалось явить его смертоносную мощь, четверо воинов поднимали его веко гладкой палкой. Это очень напоминает восточнославянский образ Вия, использованный Н.В. Гоголем в одноименной повести.

 


КАЙЛЕХ (ДР.-ИРЛ. CAILLECH, ИРЛ., ШОТЛ. CAILLEACH)

 

Шотландская богиня-ведьма, также известная как Королева зимы. Её имя буквально означает «старуха, ведьма» (это слово и поныне есть в ирландском и шотландском языках). В аспекте Королевы Зимы она пасет оленей и борется с весной, когда приходит её черед. Посох Кайлех замораживает землю. Шотландцы считали, что эта богиня управляет половиной года от Самайна (1 ноября) до Бельтайна (1 мая), а Бригид — от Бельтайна до Самайна.


В Шотландии считалось, что на Имболк Кайлех готовит дрова для оставшейся части зимы: если Имболк (1 февраля) выдавался солнечным и ясным, это означало, что она сможет собрать достаточно дров, и холода затянутся надолго. А поэтому плохая погода в этот день считалась доброй приметой.

 

© Валерий Лесной (Medrawd Coediog), ноябрь 2018

Распространение лишь приветствуется,

но с обязательным указанием авторства.

ИРЛАНДСКИЕ БОГИ

В этой статье я бы хотел описать некоторых богов Древней Ирландии. Их род, обитающий в Ином Мире, традиционно называют Туата Де Дананн (др.-ирл. Tuatha Dé Danann, совр. произношение: /Туа(хэ) Де Данэн/), что в переводе означает «Племена Богини Дану» (дословно – «Бога Дану»). К «племенам» относятся не только великие боги, но и меньшие по силам духи Природы (те самые, что в более поздние времена стали именоваться «фейри»).

 

 

АБКАН (ДР-ИРЛ. ABCÁN, ИРЛ. ABHCÁN)

 

Поэт и музыкант Племён Богини Дану, предстающий в виде карлика. В истории о богине Руад рассказывается, как она отправилась из Иного мира в наш на лодке Абкана, корпус которой был сделан из бронзы, а парус – из олова. Однако, жизнь богини в Ирландии была недолгой: морские девы своим пением заманили её в бурлящие воды, где она и погибла.

 

Другая легенда говорит о том, как великий герой Кухулин захватил Абкана в плен, но тот освободился, спев колыбельную, которая усыпила героя.

 

 

БЕЛ (ДР.-ИРЛ. * BEL, ИРЛ. * BEAL)

 

Бог, имя которого сохранилось в ирландском языке лишь в топонимике и названии связанного с ним ирландского праздника Бельтайна (ирл. Bealtaine /Бялтэне/, 1 мая). Предполагают, что он связан с валлийским богом Бели Великим (валл. Beli Mawr) и галльским Беленосом (галл. Belenos). В римские времена Беленос, которого называли «Сияющий бог», ассоциировался со светом, Солнцем и исцелением (за что был удостоен аналогии с Аполлоном).

 

Имя Бела восходит к праиндоевропейской древности и этимологически связано, например, с русским словом «белый». Вопреки распространившейся в эпоху Ренессанса гипотезе, имена кельтского бога и семитского Баала не родственны.

 

ДАНУ (ДР.-ИРЛ. * DANU, ИРЛ. DANA)

 

Великая праматерь богов, которых почитали древние ирландцы. В валлийской традиции ей соответствует Дон (валл. Dôn), в галльской — Данона (галл. * Danona). Вероятно, связана с землёй и водой, а также с идеей плодородия.

 

Именительный падеж этого имени не встречается в древних источниках и может быть лишь реконструирован, родительным же падежом от него является слово Danann. В Средние века ирландцы ассоциировали имя Дану со слом dán, которое означало «умение, искусство (включая магическое и поэтическое), ремесло, дар».

 

 

ЭНГУС (ДР.-ИРЛ. OÍNGUS, ÓENGUS, ИРЛ. AENGUS, AONGHUS)

 

Бог любви, юности и поэтического вдохновения. Обычно описывается с певчими птицами, кружащими над его головой.

 

Энгус считается сыном Дагды и речной богини Боанн. Его приёмным отцом стал Мидир. Энгус — герой таких легенд, как «Сватовство к Этайн» (др.-ирл. Tochmarc Étaine или Tochmarc Étaíne) и «Сон Энгуса» (др.-ирл. Aislinge Óenguso), а также историй из «Старины мест» (др.-ирл. Dindsenchas или Dindshenchas).

 

Некоторые исследователи видят связь этого бога с галльским Мапоносом и валлийским Мабоном.

 

У ирландского поэта У.Б. Йейтса есть стихотворение «Песнь странствующего Энгуса» (другие варианты перевода – «Песня Энгуса-скитальца», «Песня Скитальца Энгуса», англ. The Song of Wandering Aengus).

 

Также «Энгус» - распространённое ирландское и шотландское имя.

 

АНЕ (АЙНЕ, ÁINE)

 

Богиня лета и богатства, которая ассоциируется с Солнцем и Серединой Лета (ей посвящён праздник Летнего Солнцестояния, 20–21 июня). Её символ – красная кобыла. Может связываться с идеями плодородия, урожая, а также с животными и сельским хозяйством. В некоторых мифах она предстаёт дочерью бога моря Мананнана мак Лира. В более поздние времена в графстве Лимерик Ане воспринималась как «Королева фейри».

 

Эта богиня почиталась некоторыми ирландскими родами в качестве прародительницы.

 

 

БОАНН (ДР.-ИРЛ. BOANN ИЛИ BOAND, ИРЛ. BÓINN)

 

 

Богиня реки Бойн, мать Энгуса. В «Старине мест» приведена легенда, которая повествует о том, как Бойн, несмотря на запрет, подошла к Источнику мудрости, в котором жили лососи, питавшиеся орехами, что падали с кустов, растущих на берегу. Воды Источника вспенились и вышли из берегов, несясь к морю: так появилась река Бойн. Боанн погибла в пучине, но стала покровительницей этой реки.

 

 

БРИГИД (BRIGIT, BRIGID ИЛИ BRÍG)

 

Одна из величайших богинь Ирландии, чьё имя переводится как «Возвышенная». Дочь Дагды и жена Бреса, бывшего одно время королём Туата Де Даннан. Связана с огнем и ранней весной. Богиню ассоциируют с искусством бардов, кузнечным делом и наукой исцеления. Покровительствует крупному рогатому и иному скоту.

 

Бригид посвящён праздник начала весны Имболк (1 февраля). Связана с галльской Бригантией. В христианские времена многие атрибуты этой богини переняла святая Бригитта. Так, например, монахини новой веры в Килдэре продолжили старую традицию хранить священный вечный огонь (обычай, вероятно, восходящий ещё к праиндоевропейской древности, существовавший и у других народов: достаточно вспомнить жриц римской богини Весты или греческую богиню Гестию).

 

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ:

Культ святой Бригитты распространился по всему западно-христианскому миру и порой принимал весьма причудливые формы. Так, попав на Гаити, её образ был заимствован неграми-вудуистами. Там её стали воспринимать как Маму Бриджит (Maman Brigitte) — супругу знаменитого Барона Субботы (Baron Samedi), — богиню материнства, жизни, плодородия, но также кладбищ и смерти, чей символ — чёрный петух, а также ром с острым перцем.

 

 

КИАН (CÍAN)

 

Киан — сын Диан Кехта, муж фоморской принцессы Этниу (др.-ирл. Ethniu) и отец великого бога Луга. Его брак являлся династическим: с его помощью Племена Богини Дану и фоморы заключили союз.

 

Народные предания донесли до нас другой вариант этих событий: в легенде рассказывается, как Балору, вождю фоморов, некий друид предсказал, что он умрёт от руки собственного внука. Чтобы этого не случилось, он заточил свою единственную дочь в Великой башне (ирл. Tór Mór) на острове под присмотром двенадцати женщин: они должны были сделать так, чтобы она не только никогда не встретилась с мужчинами, но и вовсе не узнала об их существовании. В то время в Ирландии жил Мак Кинэлэ (ирл. Mac Cinnfhaelaidh), у которого была столь хорошая корова, что все, включая Балора, жаждали завладеть ею. Балор превратился в рыжего мальчика и обманом завладел коровой, но Мак Кинэлэ, чтобы отомстить ему, проник в Великую башню, заручившись поддержкой женщины-фейри по имени Бирог (ирл. Biróg), и соблазнил дочь Балора. Она родила тройню, и Балор приказал слуге утопить их, но тот, пожалев, оставил одного из детей в живых, и Бирог спасла его, после чего отдала Гавиде-кузнецу на воспитание (очевидно, этот кузнец — позднейший отголосок бога-кузнеца Гоибниу).

 

Также о Киане повествует поздняя легенда «Судьба сыновей Туренна» (ирл. Oidheadh Chloinne Tuireann), в которой рассказывается, как его убили три сына Туренна и о последующей мести Луга за своего отца.

 

 

ДАГДА (DAGDA)

 

Один из величайших богов древних ирландцев. Он связан с плодородием, Солнцем и землёй, сельским хозяйством, силой и мужеством, а также магией, мудростью и искусством друидов. Дагда имеет несколько чудесных предметов: огромную булаву (Lorg mór или Lorg anfaid), одна сторона которой убивает, другая – возвращает жизнь; котёл, от которого никто не ушёл голодным (он является одним из Четырёх Сокровищ Туата Де Дананн); ковш, в котором без труда могли поместиться два человека; богато украшенную арфу из дуба (др.-ирл. Uaithne), которая способна менять времена года и влиять на чувства людей (из-за чего Дагда может считаться покровителем музыки).

 

Имя Дагды означает «Добрый бог» и в протокельтском, вероятно, звучало как * Dagodeiwos. Одним из эпитетов этого бога является Олатарь (др.-ирл. Ollathair, «Всеотец», подобное прозвище носит и скандинавский бог Один, др.-исл. Óðinn).

 

Другие эпитеты Дагды: Эоху или Эохайд (др.-ирл. Eochu или Eochaid, «Всадник»), Руад Роэсса (др.-ирл. Ruad Rofhessa, «Могучий великим знанием» или «Владыка великого знания»), Фер Бенн (др.-ирл. Fer Benn, «Мужчина, увенчанный рогами» или «Мужчина вершины»), Кера (др.-ирл. Cera, вероятно, «Создатель») и иные.

 

Иногда Дагда изображался весьма комично: он волочит по земле огромную булаву (фаллический символ), будучи облачён в короткую грубую рубашку, которая едва прикрывает спину. Однако, среднеирландский текст Cóir anmann описывает его совсем по-другому: «Он был прекрасным богом язычников, потому что Туада Де Дананн поклонялись ему: потому что он был богом земли из-за величия его (магической) власти». Возможно, подобный комический образ возник уже в христианские времена, но есть и вероятность того, что это проявление своеобразного юмора древних язычников (языческая вера не запрещает шутить над богами, примером тому могут быть древнегреческие комедии, где боги — весьма частые действующие лица).

 

 

ТУРЕНН, ТУЙРЕНН (ДР.-ИРЛ. TUIRENN, ИРЛ. TUIREANN)

 

 

Ирландский бог, вероятно, связанный с галльским Таранисом и скандинавским Тором, и являющийся громовником. Отец «Трёх богов искусств»  – Гоибниу, Лухты и Кредне.

 

Согласно поздней легенде «Судьба сыновей Туренна», его дети Бриан, Иухар и Иухарба (ирл. Brian, Iuchar и Iucharba) убили бога Киана, но его сын Луг отомстил им за него. В этой легенде также говорится, что Туренн умер, скорбя над могилой своих детей, но это, вероятно, является поздней версией, и древние ирландцы вполне могли верить, что он жив и повелевает громами и молниями.

 

Вероятно, Туренн и Делбаэт (др.-ирл. Delbáeth или Delbáed, ирл. Dealbhaoth или Dealbhaodh), который описывался как сын Огмы или Энгуса и отец трёх дочерей — Эриу, Банбы и Фодлы (др.ирл. Ériu, Banba, and Fódla).

 

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ:

«Три скорбные легенды Эрин» (ирл. Trí truagha na sgéalaigheachta):

  • «Судьба детей Лера» (ирл. Oidheadh chloinne Lir),
  • «Изгнание сыновей Уснеха» (ирл. Oidheadh chloinne Uisnigh),
  • «Судьбы сыновей Туренна» (ирл. Oidheadh chloinne Tuireann).

 

 

ДИАН КЕХТ (DIAN CÉCHT)

 

Великий бог-целитель. Во время Битвы при Маг Туйред он погружал поверженных воинов Племен Богини Дану в источник под названием Слане (др.-ирл. Sláine), расположенный на Поле Яблони (др.-ирл. Achad Abla), и они могли сражаться вновь уже на следующий день.

 

С этим богом связано несколько легенд: одна говорит о том, как Диан Кехт избавил Ирландию от огромной змеи, которая была способна поглотить весь остров; другая рассказывает о том, как он создал для бога-воителя Нуаду руку из чистейшего серебра взамен потерянной в битве.

 

 

АИРМЕД (AIRMED ИЛИ AIRMID)

 

Богиня-покровительница травничества, дочь Диан Кехта. После похорон её брата, Миаха (др.-ирл. Miach), она горько плакала на его могиле, и от её слез выросло множество целительных трав. Она бережно разложила их на своём плаще, но Диан Кехт, увидев это, в гневе разбросал травы по всему миру: с тех пор никто, кроме Аирмед, не знает всех секретов травничества.

 

 

ЭРИУ, БАНБА И ФОДЛА (ДР.-ИРЛ. ÉRIU, BANBA И FÓDLA (FÓTLA), ИРЛ. ÉIRE, BANBA И FÓDHLA (FÓLA)

 

 

Богини-матроны Ирландии, дочери Делбаэта и Эрнмас (др.-ирл. Ernmas). Супругом Эриу является Май Грейне (др.-ирл. Mac Gréine), чьё имя переводится как «Сын Солнца», а сыном Эриу от прекрасного фоморского принца Элаты (др.-ирл. Elatha или Elada, ирл. Ealadha) — Брес (др.-ирл. Bres). О том, как он был зачат и рождён, повествует легенда из скелы «Битва при Маг Туиред».

 

В мифологии имена этих богинь являются именами Ирландии, хотя имя «Эриу» — главное. Слово «Ирландия» в современном языке звучит как Éire /Эре/, а возвышенный, поэтический вариант — Èirinn /Эринь/ (по происхождению эта форма — дательный падеж). В Университете Уэльса реконструировали протокельтскую форму этого имени — * Φīwerjon- (им.п. ед.ч. - * Φīwerjō), в протогойдельском она дала форму * Īweriū (отсюда — древнегреческое Ἰέρνη /Иэрнэ/ и Ἰουερνία /Иуэрниа/ и латинское Hibernia). Предполагают, что его значение — «полная жира» (т.е. изобильная) «страна».

 

ВРЕЗКА:

Éirinn go Brách!

«Ирландия навсегда!» (произносится как /Эринь гэ брах/, искаженный англицированный вариант — «Erin go bragh!» /Эрин го бра/) — ирландский патриотический лозунг.

 

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.136 с.