Группа «Асинхронное развитие» — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Группа «Асинхронное развитие»

2019-10-25 98
Группа «Асинхронное развитие» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Подгруппа «Дисгармоническое развитие»

Варианты «Дисгармо­нического развития»

Экстрапунитивный тип дисгармонического развития

Интрапунитивный тип дисгармонического развития

Дисгармоническое развитие по апатическому типу[1]

Показатели развития
1 2 3 4
Внешний вид, специ­фика поведения Внешний вид неспецифичен, хотя дети могут быть вычурно одеты или иметь какие-либо вы­чурные детали в одежде. В пове­дении могут быть нарочито не­зависимы или откровенно демонстративны, иногда демон­стративно негативистичны. Фи­зически (в особенности мальчи­ки) часто могут быть несколько менее развиты, чем их сверстни­ки Как правило, сутулые, часто наблю­дается низкая челка (прикрывает глаза). Могут быть угловатыми, не­уклюжими, с несформированной моторикой. Подростки как бы «стесня­ются» собственного тела. С трудом вступают в контакт, малоразговор­чивы, часто взглядом ищут поддер­жки со стороны родителей. Часто нуждаются в одобрении, чтобы на­чать работать. Очень четко улавли­вают фальшь. От фальшивого одоб­рения могут замкнуться еще больше Вялые, безразличные ко всему, фак­тически отсутствует ориентировоч­ная реакция в ситуации обследова­ния. Достаточно безразличны к своему внешнему виду и внешним условиям. Специфичным можно считать особый «опустошенный» взгляд. Могут быть как повышенно­го, так и пониженного питания. Внимание! У подростков такое без­различие может сочетаться по вре­мени с резким нарастанием жиро­вых отложений, что может свидетельствовать об эндокринной пато­логии
Особенности латерализацин (доминирова­ние парных органов чувств, рук, ног) Могут присутствовать признаки смешанной латерализации, при­знаки левшества (в том числе латентного) или истинное левше-ство Часто наблюдаются знаки атипичного развития (левосторонней доминантности). Встречаются как случаи неустоявшейся латерализации, так и латентное левшество Мало специфично, хотя чаще, чем в среднем по популяции, встреча­ются знаки левшества, смешанной латерализации
Темповые характеристи­ки деятельнос­ти, работоспо­собность Как правило, темп деятельности повышен, работоспособность (при высокой мотивации, в том числе и негативной) может быть как завышена, так и понижена Часто замедлены (за счет неуверен­ности в себе, частых перепроверок), хотя в целом при благоприятных эмоциональных условиях могут иметь нормативные показатели. Работоспособность, как правило, ниже возрастных показателей из-за вто­ричной астенизации, соматических недомоганий, психосоматического компонента Замедленны, заторможенны, без­различны к результатам. С одной стороны, быстро пресыщаемы, с другой (в силу своего безразличия) могут долго, монотонно, без эмоциональных проявлений выполнять какое-либо задание. Работоспособ­ность может быть снижена
1 2 3 4
Сформированность регуляторных функ­ций (произвольность регуляции собственных действий, самоконтроль) В целом сформирована достаточ­но, в некоторых случаях регуля­ция собственной деятельности очень хорошая. Но существуют варианты недостаточной сформированности регуляторных функций «в чистом виде» (пояс­нения в тексте). При преоблада­нии демонстративных черт -регуляция достаточная. В других случаях (как правило при расторможенности) регуляция сформирована недостаточно, что может непосредственно сказы­ваться (вторично) и на когни­тивных функциях. Произвольность регуляции собствен­ной деятельности достаточная или даже высокая. Иногда наблюдается сверхконтроль (просчет «ходов» на­долго вперед) В связи с общей спецификой пове­дения, отсутствует импульсивность и чаще всего можно предположить достаточную сформированность произвольной регуляции. При об­следовании этот показатель, как правило, трудно поддается реальной оценке (в силу отсутствия же­ланий и мотивов)
Адекватность Могут быть как демонстративно неадекватны, так и иметь (за счет несформированности регуляторных функций) неадекват­ные протестно-эмоциональные реакции (по типу аффективных вспышек), которые, как прави­ло, имеют причину Достаточная В целом адекватны, если не учиты­вать отсутствие интереса к чему-либо. В условиях детского коллек­тива в конфликтных ситуациях могут быть пассивно неадекватны
Критичность Может быть достаточной, но в целом снижена Повышенно критичны В целом достаточно критичны. Могут оценить и свой результат и поведение, но это «мимикрируется», «зашумляется» безразличием. Иногда на сложное задание могут быть замотивированы и дать адек­ватную оценку своего поведения и результатов
Обучаемость Наблюдаются различные степе­ни обучаемости: от нормативной для данного возраста до высо­кой Достаточная. В то же время суще­ствует специфика обучаемости: в состоянии стресса, эмоционального дисбаланса обучаемость может рез­ко снизиться и дети могут демонстрировать порой даже феномен ум­ственной отсталости Формально обучаемы. Могут фор­мально усваивать предлагаемый материал. Характерно, что нет даже единичных сверхценных интересов. В ситуации появления сверхценных интересов можно го­ворить о манифестации искажен­ного развития
Развитие когнитивной сферы В целом соответствует условной возрастной норме. В то же вре­мя, за счет поведенческих осо­бенностей, соответствующих возрасту, может отмечаться своеобразие, специфика В целом соответствует возрасту (ус­ловно нормативное развитие). В то же время результативность выпол­нения тех или иных заданий, про­дуктивность когнитивной деятель­ности в целом может иметь значи­тельные колебания в зависимости от эмоционального состояния В целом специфично только в пла­не отсутствия познавательных ин­тересов. В остальном соответствует условно возрастной норме
1 2 3 4
Игровая деятельность Игра развернутая, драматизированная с бурным фантазиро­ванием. При этом игра может быть и деструктивной с проявле­нием агрессии и дисфории (в особенности у детей младшего дошкольного возраста). В игре стремятся занять ведущую позицию Игра может быть очень творческой. Могут иметь неярко выраженные специфические интересы и увлече­ния, не носящие всеобъемлющий, брутальный характер Могут играть сами с собой. Игровая деятельность механистична, манипулятивна, носит, как правило, «полевой» характер (играют в то, что попадается под руку)
Особенности эмоционально-личностного развития Дети демонстрируют настойчивость, «вязкость», упрямство, высокое притязание на успех и завышенную самооценку. Могут быть импульсивно-деструктив­ными, агрессивными и раздражительными, особенно при не­выполнении их требований. В ситуации неблагоприятного со­циального окружения, излишне­го «давления» со стороны взрослых (а иногда и без видимых причин) могут возникать немо­тивированные асоциальные по­ступки, протестные реакции Дети не уверены в себе, робки, тревожны. Часто у них выявляются различные страхи и опасения. Могут быть мнительными и «зацикленны­ми» на своих болезнях. Возможны элементы, дисморфофобических мыслей, непринятие собственного тела. В стрессовых условиях не мо­гут «функционировать» вообще. Возможна временная элиминация нара­ботанных учебных навыков. Можно наблюдать наличие навязчивостей и элементов ритуализации поведения (различные варианты и виды невро­тических проявлений). Наблюдают­ся трудности вхождения в контакт с детьми (в том числе, и в игре). В то же время нередко привязчивы и инертны в своих эмоциональных контактах. Выявляется недифференцированность эмоциональных реакций, ча­сто глубокие внутренние, никак не проявляющиеся внешне переживания, выраженное неудовольст­вие собой. Самооценку фактически трудно выявить. Жизненные инте­ресы трудно выявить. В некоторых случаях могут проявляться негати­визм, протестные реакции, в чем данная форма «смыкается» с интрапунитивным типом развития. Внимание! В тяжелых случаях мо­гут возникать суицидальные идеи, выявляемые иногда только с помо­щью проективных методов исследо­вания. В этом случае требуется эк стренная консультация психиатра
Необходимая развивающе-коррекционная работа Психотерапия (игровая, имаготерапия, в том числе символдрама по К. Лернеру), формирова­ние произвольной регуляции, гармонизация аффективной сфе­ры с использованием уровневой регуляции, моторная коррекционная работа, основанная на нейропсихологическом подходе (в случаях неустоявшейся латерализации, различных вариан­тов левшества). По показаниям врача - медикаментозная поддержка Все варианты психотерапии, включая психодинамическую психотера­пию, символдраму по К.Лернеру, уровневую регуляцию аффективной сферы Психотерапевтическая коррекция всех направлений, часто на основе медикаментозного лечения
Другие специалисты, необходимые ребенку Психотерапевты различных направлений, психиатр, невролог, нейропсихолог Психотерапевт, психиатр, при наличии психосоматических заболеваний врач соответствующего профиля Психотерапевт, психиатр (для дифференциальной диагностики с от­дельными формами искаженного развития), эндокринолог.

Сводная таблица основных показателей групп детей с отклоняющимся развитием.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.