Документ 2. Из секретного дополнительного протокола к Договору между СССР и Германией о дружбе и границе между ними, подписанному 28 сентября 1939 г. в Москве. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Документ 2. Из секретного дополнительного протокола к Договору между СССР и Германией о дружбе и границе между ними, подписанному 28 сентября 1939 г. в Москве.

2019-10-25 1215
Документ 2. Из секретного дополнительного протокола к Договору между СССР и Германией о дружбе и границе между ними, подписанному 28 сентября 1939 г. в Москве. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Документ 1.

«…Основными источниками должны быть хлебный экспорт, займы у населения, повышение цен на вино-водочные изделия при расширении их продаж, денежная эмиссия (рост объема денежной массы).»

Документ 2.

“Источники могут быть разными. Они могут заключаться в трате ресурсов, которые у нас были, в выпуске бумажных денег с риском инфляции и товарным голодом... в переобложении крестьянства. Но все это нездоровая база индустриализации... Все это не прочно... может угрожать разрывом с крестьянством. Товарищ Ленин указывал другие источники... Прежде всего, максимальное сокращение всех непроизводительных расходов, которые у нас огромны, и повышение производительности труда. Не эмиссия, не проедание запасов... не переобложение крестьянства, а качественное повышение производительности общенародного труда и решительная борьба с непроизводительными расходами - вот главные источники накопления.”

2.1. Представленные документы принадлежат Н.Бухарину и И.Сталину. Определите авторство.

2.2. Какие источники индустриализации предлагают авторы документов? В чём их принципиальная разница?

-

-

 

2.3. Какая идея оказалась принятой? Укажите, к каким двум последствиям во внутренней политике должна была привести победившая идея.

-

-

 

 

№ 3. Из воспоминаний участника строительства Сталинградского тракторного завода Гинзбурга.

«Рассказывая о стройках тех лет, хочу засвидетельствовать, что неда­ром говорят и пишут: в годы первой пятилетки вся наша страна преврати­лась в громаднейшую строительную площадку... Каждый коллектив, каж­дая партийная, комсомольская, профсоюзная организация на своем участке работы делала всё возможное, чтобы выполнить вовремя заказы для ударных строек...

Страна была охвачена пафосом строительства. Поразителен героизм строителей в годы первой пятилетки. Тысячи и тысячи людей отдавали ре­волюции, социализму все силы и саму жизнь...

Сейчас уже трудно представить условия, в которых начинались эти ги­гантские работы. Ведь механизации не существовало почти никакой. Име­лись лишь краны-укосины, бетономешалки и некоторые другие простые устройства. Земляные работы по планировке площадок, рытью котлованов под фундаменты цехов выполнялись артелями грабарей....И вся их «тех­ника» состояла из телег-грабарок, в которые впрягали лошадей, и обык­новенной совковой лопаты...

С развёртыванием широкого фронта работ основной политической за­дачей партийная организация строительства считала борьбу за высокие темпы. Лозунгом дня стало: «Догнать и перегнать американские темпы в строительстве». Вот тут и началось социалистическое соревнование.

На стройку пришло много молодёжи, комсомольцев, которые стали ак­тивными организаторами ударных бригад...

Широко развернувшееся соревнование рождало новые, прогрессивные методы труда. Была объявлена настоящая война рутине. Первым её шагом было введение непрерывной рабочей недели. Дело это было настолько но­вое, что некоторые рабочие, особенно сезонники, заволновались. Мол, и отцы наши, и деды чтили воскресный день, отдыхали, нельзя от этого от­ступать. Некоторые даже ушли со стройки — не могли смириться с нару­шением «завета отцов»».

3.1. Как называется процесс экономического развития, происходив­ший в первую пятилетку, участником которой был автор текста?, Кто был руководителем страны в эти годы?

3.2. На основе текста и знаний по истории укажите не менее трёх черт, особенностей описанного в тексте процесса в СССР.

-

-

 

3.3. Как С.З. Гинзбург определял причины недовольства части рабо­чих своим положением? Какие причины недовольства вы можете дополнительно привести? Укажите всего не менее трёх причин.

-

-

  № 4. Из резолюции XVIII съезда ВКП(б).

«1. В результате успешного выполнения второго пятилетнего плана... в СССР разрешена основная историческая задача второй пятилетки — окончательно ликвидированы все эксплуататорские классы, полностью уничтожены причины, порождающие эксплуатацию человека человеком и раз­деление общества на эксплуататоров и эксплуатируемых. Решена труд­нейшая задача социалистической революции: завершена коллективиза­ция сельского хозяйства, колхозный строй окончательно окреп. В нашей стране «осуществлена в основном первая фаза коммунизма, социализм»... 2. Главная и решающая хозяйственная задача второй пятилетки — за­вершение технической реконструкции народного хозяйства СССР — в ос­новном выполнена.

Коренным образом обновился производственно-технический аппарат страны. Свыше 80 процентов всей продукции промышленности получено... с новых предприятий, построенных или целиком реконструированных за первую и вторую пятилетки; около 90 процентов всех действующих в сель­ском хозяйстве тракторов и комбайнов произведены советской промыш­ленностью во второй пятилетке. Задания второй пятилетки в области про­мышленности и транспорта выполнены досрочно. Вторая пятилетка вы­полнена промышленностью к 1 апреля..., то есть в 4 года и 3 месяца, при­чём и во второй пятилетке особенно быстро росла тяжёлая промышлен­ность-Успехи, достигнутые в области освоения новой техники, получили яр­кое выражение в стахановском движении. Развёртывание социалистиче­ского соревнования и его высшей формы — стахановского движения — привело к мощному подъему производительности труда в промышленно­сти и в других отраслях народного хозяйства...»

4.1. Назовите хронологические рамки второй пятилетки. На основе знаний курса истории приведите не менее двух положительных последствий индустриализации в СССР.

4.2. На основе текста документа укажите не менее трёх социально-экономических достижений СССР в годы второй пятилетки.

-

-

4.3. На основе текста и знаний по истории назовите не менее двух результатов развития стахановского движения в СССР.

-

-

-

10.16 Коллективизация сельского хозяйства 

№1.

Какие позиции существовали в руководстве СССР по вопросу проведения коллективизации? Назовите две основные позиции.

1.1. Чья позиция победила и к каким результатам привела? Укажите не менее трех положений.

-

-

№ 2. Из Постановления Политбюро ЦКВКП(б) «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации».

                                                                       I.

«Исходя из политики ликвидации кулачества как класса и в связи с этим из необходимости провести наиболее организованным путём начав­шийся в районах сплошной коллективизации процесс ликвидации кулац­ких хозяйств... ЦК постановляет:...провести немедленно... следующие ме­роприятия:

1. Отменить в районах сплошной коллективизации в отношении инди­видуальных крестьянских хозяйств действие законов об аренде земли и применении наёмного труда в сельском хозяйстве...

2. Конфисковать у кулаков этих районов средства производства, скот, хозяйственные и жилые постройки, предприятия по переработке, кормо­вые и семенные запасы.

3....принять в отношении кулаков следующие меры:

а) первая категория— контрреволюционный кулацкий актив немедлен­но ликвидировать путём заключения в концлагеря, не останавливаясь в отношении организаторов террористических актов, контрреволюционных выступлений и повстанческих организаций перед применением высшей ме­ры репрессии;

б) вторую категорию должны составить остальные элементы кулацкого актива, особенно из наиболее богатых кулаков и полупомещиков, которые подлежат высылке в отдаленные местности Союза ССР...;

в) в третью категорию входят оставляемые в пределах района кулаки, которые подлежат расселению на новых отводимых им за пределами кол­хозных хозяйств участках.

4. Количество ликвидируемых по каждой из трёх категорий кулацких хозяйств... в среднем, примерно, 3—5%. Настоящее указание (3—5%) име­ет целью сосредоточить удар по действительно кулацким хозяйствам и, безусловно, предупредить распространение этих мероприятий на какую-либо часть середняцких хозяйств. Выселению и конфискации имущества не подлежат семьи красноармейцев и командного состава РККА...

                                                                            II.

... 1. Предложить ОГПУ репрессивные меры в отношении первой и вто­рой категории кулаков провести в течение ближайших четырёх месяцев (февраль — май), исходя из приблизительного расчёта — направить в концлагеря 60 000 и подвергнуть выселению в отдаленные районы —150 000 кулаков;...

4. Высылаемым и расселяемым кулакам, при конфискации у них иму­щества, должны быть оставлены лишь самые необходимые предметы до­машнего обихода, некоторые элементарные средства производства...»

2.1. Укажите год принятия постановления. Назовите имя руководите­ля страны в это время. Какое историческое понятие характеризу­ет процесс образования крупных социалистических крестьянских хозяйств в описываемый период?

2.2. Как большевики называли процесс «ликвидации кулачества как класса»? Используя документ, назовите не менее двух неотлож­ных мероприятий, которые должны были не допустить сопротив­ления крестьянского населения властям.

2.3. Какие карательные меры применяла власть к лицам, подлежа­щим раскулачиванию? Назовите не менее трёх из них.

-

-

 

№ 3 Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В начале 1930-х годов советское руководство закупило за границей много тракторов (в частности, в США): кейсы, катерпиллеры, джондиры, фордзоны. Часть из них была передана колхозам, это должно было улучшить положение дел в коллективных хозяйствах.

3.1. Какими были результаты производства на деле в первые годы становления колхозов? Укажите не менее двух результатов.

-

-

 

3.2. Назовите не менее трех причин, по которым имеющаяся техника мало влияла на улучшение качества работы в колхозе начала 1930-х годов.

-

-

№4

Документ 1. Из ответов крестьян Славгородского уезда Омской губернии на анкету «Торгово-промышленной газеты» в 1926 г.:

«Урожай хлебов — средний. Однако имеются достаточные излишки пшеницы. Очень хорош урожай картофеля, и девать его некуда — кормим им скот... Хотелось бы приобрести скотинку, сделать новую пристройку, засеять больше хлеба. Нельзя... Уж очень-то у нас молодежь озорная и считает кулаками всех, кто успешно работает. Заведи себе три лошади — значит, ты «кулак»! Засей 20 десятин под хлеб — кулак. Построй себе новую избу — тоже кулак... А звания кулака мы все боимся.»

Документ 2. Из письма крестьянина Хоперского округа Нижневолжского края, ноябрь 1929 г.:

«Местными органами проводится система ударности и кампанейства. Вся работа по организации колхозов проходила под лозунгом «Кто больше?», «Кто не идет в колхоз, тот враг Советской власти!» Совокупность этих причин дает формально 60 процентов, а может быть, пока пишу письмо, и 70 процентов коллективизации.»

3.3. Почему «сплошная коллективизация» и «ликвидация кулачества как класса» — взаимосвязанные процессы?

-

4.2. Известно, что только с начала января до середины марта 1930 г. произошло более двух тысяч вооруженных выступлений крестьян. На основании документов объясните их причины.

 

 

 №5

 Государство скрывало трагедию голода — «голодомора» на Украине, на Дону, Кубани, в Поволжье, на Южном Урале, в Казахстане и Сибири, унесшего, по разным данным, от 3 до 15 млн. человек.

5.1 Определите причины народной беды.

-

-

5.2. Почему голодающим не была оказана помощь?

-

Документ 1. Из письма комсомольца Ткаченко секретарю ЦК КП(б)У С.В. Косиору, 18 июня 1932 г.:

«Люди страшно голодают. Я просто не понимаю, что при Советской власти могут умирать на работе от голода... В Киеве сколько угодно под углами сидят целыми семьями крестьяне — плачут, просят кусок хлеба, уже опухли с голода. И кто это? Колхозники, которые имеют сотни трудодней... И я не знаю, почему народ гибнет с голода... ЦК, наверное, не видит этого или не представляет...»

Документ 2. Из письма С.В. Короленко, дочери писателя В.Г. Короленко, Н.К. Крупской:

«Я пишу вам, надеясь, что вы поверите мне и, если сможете, захотите сделать что-нибудь для вымирающих детей Украины. До центров, вероятно, доходят смутные сведения о том, что делается здесь... и только мы, живущие здесь... не можем не испытывать ужас, видя вымирание и гибель целого народа… Я слышала, что людоедство официально зарегистрировано в 70 местах на Полтавщине... если вы поверите тому, что я написала, вам не покажется неправдоподобным это страшное извращение человеческой природы... Какой-то не старый рабочий сказал: «Вот к чему пришло. Да и то сказать, лучше детей убить. У меня их четверо, всегда голодны. Думаешь, думаешь, что делать...».

Документ 3. Из воспоминаний о событиях 1932—1933 гг.:

«Мы жили в Одессе, на улице Свердлова, 17. Осенью в городе появились первые голодающие. Они неслышно садились семьями вокруг теплых асфальтовых котлов позади их законных хозяев — беспризорников — и молча смотрели в огонь. Глаза у них были одинаковые — у стариков, женщин, трудных детей. Никто не плакал... Сидели неподвижно, обреченно, пока не валились здесь же на новую асфальтовую мостовую. Их место занимали другие... С середины зимы голодающих стало прибавляться, а к весне уже вся Украина бросилась к Черному морю. Теперь уже шли не семьями, а толпами, с черными высохшими лицами, и детей с ними уже не было. Они лежали в подъездах, парадных, на лестницах, прямо на улицах, и глаза у них были открыты.»

 

№6.  Из постановления ЦИК и СНК СССР «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперативов и укреплении общественной (социалистической) собственности», 1932г.

«Общественная собственность (государственная, колхозная, кооперативная) является основой советского строя, она священна и неприкосновенна, и люди, покушающиеся на общественную собственность, должны быть рассматриваемы, как враги народа... Применять в качестве меры судебной репрессии за хищение... колхозного и кооперативного имущества высшую меру социальной защиты — расстрел с конфискацией всего имущества и с заменой при смягчающих обстоятельствах лишением свободы на срок не ниже 10 лет с конфискацией всего имущества.»

6.1. Как вы думаете, почему закон от 7.08.1932 г. называли «законом о пяти колосках»?

-

6.2. Почему оно появилось именно в этот исторический период?

-

 

№7. Из Постановления Политбюро ЦКВКП(б) «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации».

I. «Исходя из политики ликвидации кулачества как класса и в связи с этим из необходимости провести наиболее организованным путём начавшийся в районах сплошной коллективизации процесс ликвидации кулацких хозяйств... ЦК постановляет:...провести немедленно... следующие мероприятия:

1.Отменить в районах сплошной коллективизации в отношении индивидуальных крестьянских хозяйств действие законов об аренде земли и применении наёмного труда в сельском хозяйстве...

2.Конфисковать у кулаков этих районов средства производства, скот, хозяйственные и жилые постройки, предприятия по переработке, кормовые и семенные запасы.

3....принять в отношении кулаков следующие меры:

а) первая категория— контрреволюционный кулацкий актив немедленно ликвидировать путём заключения в концлагеря, не останавливаясь в отношении организаторов террористических актов, контрреволюционных выступлений и повстанческих организаций перед применением высшей меры репрессии;

б) вторую категорию должны составить остальные элементы кулацкого актива, особенно из наиболее богатых кулаков и полупомещиков, которые подлежат высылке в отдаленные местности Союза ССР...;

в) в третью категорию входят оставляемые в пределах района кулаки, которые подлежат расселению на новых отводимых им за пределами колхозных хозяйств участках.

4. Количество ликвидируемых по каждой из трёх категорий кулацких хозяйств... в среднем, примерно, 3—5%. Настоящее указание (3—5%) имеет целью сосредоточить удар по действительно кулацким хозяйствам и, безусловно, предупредить распространение этих мероприятий на какую-либо часть середняцких хозяйств. Выселению и конфискации имущества не подлежат семьи красноармейцев и командного состава РККА...

II.... 1. Предложить ОГПУ репрессивные меры в отношении первой и второй категории кулаков провести в течение ближайших четырёх месяцев (февраль — май), исходя из приблизительного расчёта — направить в концлагеря 60 000 и подвергнуть выселению в отдаленные районы —150 000 кулаков;...

4.Высылаемым и расселяемым кулакам, при конфискации у них имущества, должны быть оставлены лишь самые необходимые предметы домашнего обихода, некоторые элементарные средства производства...»

7.1. Укажите год принятия постановления. Назовите имя руководителя страны в это время. Какое историческое понятие характеризует процесс образования крупных социалистических крестьянских хозяйств в описываемый период?

7.2. Как большевики называли процесс «ликвидации кулачества как класса»? Используя документ, назовите не менее двух неотложных мероприятий, которые должны были не допустить сопротивления крестьянского населения властям.

7.3. Какие карательные меры применяла власть к лицам, подлежащим раскулачиванию? Назовите не менее трёх из них.

-

-

 

№ 8. Из очерка М.А. Шолохова «На правобережье Дона» (1931г.).

«В прошлом году в ряде колхозов волынили, по нескольку дней не вы­езжали на работу, а вспухшая, алчущая обсеменения земля сохла, одева­лась черствой коркой и осенью жестоко мстила недородом за несвоевре­менный посев...

Из зерносовхоза с рассветом выезжаем в Нижне-Яблоновский сель­совет... Пожилой казак сдвигает на лоб малахай, горестно машет рукой.

— Какое уж там соревнование! Половина скотины лежит... Задание — и то не выполняем... Всю зиму езда чертячья, а корм — одна солома. Вы­мотали быков, а теперь его хоть по уши напхай зерном, всё одно — не по­тянет...

А в разгар сева, когда ясно обозначился прорыв в кормах... и отсут­ствие кормов поставило сев под прямую угрозу, в районе всполошились: «Поезжайте, возьмите корма»... А для этого надо было оторвать от рабо­ты в самое горячее время двадцать пар лучших быков и отправить их на три дня. Какую же брешь в работе образовывает такая, мягко выражаясь, непредусмотрительность!

Вёшенский район по всем показателям — не из последних в крае. Но второй большевистский сев служит суровым уроком и для районного ру­ководства, и для колхоза...

Мы имеем предупреждение: в прошлом году в районе, несмотря на ран­нюю весну, сеяли пропашные до июня, и пропашные погибли. Посеяно в 1930 г. подсолнуха 5408 га, погибло — 2589 га; кукурузы посеяно 1254 га, погибло —1195 га; проса посеяли 6688 га, а погибло — 4446 га. С 1254 га кукурузы было собрано только около 50 центнеров...»

8.1. В очерке отражён один из моментов коллективизации сельского хозяйства в СССР. А как называется процесс создания в стране собственной современной промышленности, по времени совпа­дающий с преобразованиями на селе? Каким явлением сопро­вождалась политика коллективизации в отношении кулачества? В каком году началась коллективизация на Дону?

8.2. Опираясь на текст очерка, назовите не менее трёх основных недо­статков в планировании и осуществлении работы в первых кол­хозах.

    8.З. Чем можно объяснить гибель в 1930 г. 2/3 урожая подсолнечни­ка, кукурузы и проса? Укажите не менее трёх причин.

 

№9.  

«Коллективизация привела к подъему сельского хозяйства, его переходу на качественно новый, более высокий уровень разви­тия, позволила решить ряд экономических проблем, стоявших перед страной».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

 

 

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …

10.17 Политическая система СССР в 1930е гг.

 

№ 1. Из решения объединенного пленума ЦК и ЦКК ВКП(б).

«Шахтинское дело привело к раскрытию контрреволюционной вреди­тельской организации в Донбассе. Это дело приобрело явно общесоюзное значение, так как вскрыло новые формы и новые методы борьбы буржуаз­ной контрреволюции против пролетарского государства, против социали­стической индустриализации.

Политическое значение этого дела подчеркивается тем, что вредитель­ская организация в Донбассе, созданная бывшими шахтовладельцами и группой особо привилегированных в прошлом специалистов, была связа­на с бывшими русскими и иностранными собственниками, а также с ино­странной военной разведкой и, помимо других задач, ставила своей целью срыв обороны Советского Союза и прямую подготовку к интервенции и к войне с СССР.

Обнаружение контрреволюционного заговора в Донбассе, как и ряд других фактов экономического вредительства, саботажа и пр., свидетель­ствует о том, какие исключительные трудности приходится преодолевать пролетариату в деле строительства социализма. Если, несмотря на это, Советское государство быстро шло по пути хозяйственного восстановле­ния и роста, то это является новым доказательством исключительных пре­имуществ и огромных внутренних сил советской системы, в частности со­ветской промышленности, и ярко подчеркивает широчайшие возможности дальнейшего хозяйственного и культурного подъема СССР под руковод­ством рабочего класса...

Вместе с тем обнаруженный заговор вскрывает вопиющие недостатки и ошибки в нашей хозяйственной работе и в самой системе хозяйственного управления, притупление коммунистической бдительности и революцион­ного чутья наших работников в отношении классовых врагов, неудовле­творительность работы по вовлечению рабочих масс в дело руководства производством, отрыв руководящих органов массовых организаций, про­фессиональных и партийных, от повседневных нужд и запросов рабочих и явную слабость партийного руководства хозяйственным строительством».

1.1. Кто находился в период проведения означенного объединённого пленума во главе государства? С началом каких событий связан этот документ?

1.2. Используя знания по истории, назовите не менее двух других политических процессов, происходивших в стране в тот период.

-

-

 

1.3. Используя текст документа и знания по курсу истории, укажите не менее двух причин подобных дел.

-

-

1.4. Приведите не менее трёх последствий этих событий.

-

-

 

№ 2. Из статьи С.А. Кислицына.

«...От сталинской партбюрократии отслоился ряд немногочисленных групп большевиков — технократов, попытавшихся встать на путь борьбы с режимом и предложить свои варианты развития страны. Лидеры групп С.И. Сырцов, В.В. Ломинадзе... М.Н. Рютин предложили умеренные тем­пы преобразований и либерализацию политической системы страны, со­единив в своих платформах идеи Л.Д. Троцкого и Н.И. Бухарина. Но сло­жившийся отрыв элиты от народа не позволил этим её представителям об­ратиться к массам, возглавить их недовольство...

Своеобразный инфантилизм революционеров-интеллектуалов явился следствием их социально-психологического перерождения. Оппозиционно-интеллигентская часть большевистской элиты была сломлена, но Сталин её по-прежнему опасался, так как элита была единственной силой, спо­собной при определенных обстоятельствах посягнуть на режим личной власти [Сталина]. Это подтвердила выявившаяся на XVII съезде ВКП(б) «фронда» [оппозиция] секретарей обкомов, пытавшаяся обсудить вопрос о смещении Сталина. Развернувшаяся после убийства С.М. Кирова сталин­ская чистка по ликвидации «пятой колонны» в среде «партийных бояр» закономерно привела к физическому уничтожению большевистской ста­рой гвардии.

Большая часть партийной элиты не только не могла адекватно отреа­гировать на террор, но и в ряде случаев стала на позиции его оправдания... Пренебрежение общечеловеческими ценностями, борьба за власть, при­вилегии и отрыв от народа, амбициозность, увлечение утопическими про­ектами и фетишизирование партии — всё это обусловило разновремен­ность и неэффективность выступлений представителей большевистской элиты против сталинизма».

2.1. О каком периоде в истории СССР идёт речь в статье? Назови­те, опираясь на текст, два основных оппозиционных И.В. Стали­ну направления среди партийной элиты описываемого времени. В чём заключались особенности их взглядов?

2.2. Назовите цель репрессий, организованных И.В. Сталиным про­тив авторитетных партийных и государственных деятелей. При­ведите примеры фактов и явлений, связанных с этим про­цессом в армии.

2.3. Укажите не менее пяти причин, которые, как считает С.А. Кисли­цын, привели к уничтожению внутрипартийной оппозиции Ста­лину.

№ 3. Из исторического источника.

«Статья 135. Выборы депутатов являются всеобщими: все граждане СССР, достигшие 18 лет, независимо от расовой и национальной принад­лежности, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости, социаль­ного происхождения, имущественного положения и прошлой деятельно­сти, имеют право участвовать в выборах депутатов и быть избранными...

Статья 136. Выборы депутатов являются равными: каждый гражданин имеет один голос; все граждане участвуют в выборах на равных основани­ях...

Статья 139. Выборы депутатов являются прямыми: выборы во все Со­веты депутатов трудящихся, начиная от сельского и городского Совета де­путатов трудящихся вплоть до Верховного Совета СССР, производятся гражданами непосредственно путём прямых выборов.

Статья 140. Голосование при выборах депутатов является тайным Статья 141. Кандидаты при выборах выставляются по избирательным округам. Право выставления кандидатов обеспечивается за общественны­ми организациями и обществами трудящихся: коммунистическими партий­ными организациями, профессиональными союзами, кооперативами орга­низациями молодежи, культурными обществами».

3.1. Назовите документ. Укажите год, когда он был принят.

3.2. Опираясь на конкретную статью, докажите, что документ фак­тически ликвидировал в государстве то. что принято называть диктатурой пролетариата. Аргументируйте свой ответ

-

-

3.3. Опираясь на текст и знание курса истории, докажите, что данные статьи отвечают всем требованиям к демократическим выборам. В обоснование ответа приведите не менее трёх характерных при­знаков демократических выборов, которые были закреплены в документе.

-

-

 

10.18 Культурное пространство советского общества в 1903е гг.

    №1. Назовите не менее двух целей «культурной революции» 1930-х гг. в СССР.

1.1 Укажите не менее трех ее результатов.

-

 

№ 2. Из письма советского писателя в Правительство СССР (1930г.).

«...Борьба с цензурой, какая бы она ни была и при какой бы власти она ни существовала, — мой писательский долг, так же, как и призывы к свободе печати... Вот одна из черт моего творчества и её одной совершен­но достаточно, чтобы мои произведения не существовали в СССР. Но с первой чертой в связи все остальные, выступающие в моих сатирических повестях: чёрные и мистические краски... в которых изображены бесчис­ленные уродства нашего быта, яд, которым пропитан мой язык, глубокий скептицизм в отношении революционного процесса, происходящего в мо­ей отсталой стране...

И, наконец, последние мои черты в погубленных пьесах — «Дни Тур­биных», «Бег» и в романе «Белая гвардия»: упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране. В частности, изображе­ние интеллигентско-дворянской семьи, волею непреложной судьбы бро­шенной в годы гражданской войны в лагерь белой гвардии, в традици­ях «Войны и мира»... Но такого рода изображения приводят к тому, что автор их в СССР, наравне со своими героями, получает — несмотря на свои великие усилия стать бесстрастно над красными и белыми — аттестат белогвардейца-врага, а получив его, как всякий понимает, может считать себя конченным человеком в СССР...»

2.1. Назовите фамилию писателя — автора письма, а также не менее двух его произведений, в которых содержалась сатира на обще­ство 1920 - 1930-х гг.

2.2. Отметьте на основании источника и вашего знания курса исто­рии, как сложилась творческая судьба этого писателя, и объяс­ните, почему она сложилась таким образом. Назовите в общей сложности не менее трёх положений.

-

-

2.3. Почему писатель, говоря о некоторых своих произведениях, про­водит параллель с романом «Война и мир»? Приведите не менее двух объяснений.

-

-

№ 3. Из постановления Политбюро ЦК ВКП(б).

«...ЦК констатирует, что за последние годы на основе значительных успехов социалистического строительства достигнут большой как количе­ственный, так и качественный рост литературы и искусства.

Несколько лет тому назад, когда в литературе налицо было ещё значи­тельное влияние чуждых элементов, особенно оживившихся в первые годы нэпа, а кадры пролетарской литературы были ещё слабы, партия всемерно помогала созданию и укреплению особых пролетарских организаций в об­ласти литературы и искусства в целях укрепления позиций пролетарских писателей и работников искусства...

В настоящее время, когда успели уже вырасти кадры пролетарской ли­тературы и искусства, выдвинулись новые писатели и художники с заво­дов, фабрик, колхозов, рамки существующих пролетарских литературно-художественных организаций (ВОАПП, РАПП, РАМП и др.) становятся уже узкими и тормозят серьёзный размах художественного творчества. Это обстоятельство создает опасность превращения этих организаций из средства наибольшей мобилизации советских писателей и художников во­круг задач социалистического строительства в средство культивирования кружковой замкнутости, отрыва от политических задач современности и от значительных групп писателей и художников, сочувствующих социалисти­ческому строительству и готовых его поддержать.

Отсюда необходимость соответствующей перестройки литературно-ху­дожественных организаций и расширения базы их работы.

Исходя из этого, ЦК ВКП(б) постановляет:

1) ликвидировать ассоциацию пролетарских писателей (ВОАПП, РАПП);

2) объединить всех писателей, поддерживающих платформу Советской власти и стремящихся участвовать в социалистическом строительстве, в единый союз советских писателей с коммунистической фракцией в нём;

3) провести аналогичное изменение по линии других видов искусства...»

3.1. Когда было принято это постановление? Укажите годы с точ­ностью до десятилетия. В каком году было воплощено в жизнь решение, сформулированное в пункте 2 постановления? С каким событием оно было связано?

3.2. Какие причины принятия настоящего постановления в нем ука­заны? Назовите не менее трёх причин.

-

-

-

3.3. В чём состоят изменения, вводимые постановлением? Укажите не менее двух изменений.

-

-

3.4. Какие особенности развития советской культуры в этот период, известные вам из курса истории, нашли отражение в постановлении? Приведите не менее двух особенно­стей.

 №4.

  Искусство и литература в СССР в 1930-е гг. создавали подчас далекую от реальности, но весьма привлекательную картину всенародного энтузиазма и счастливой жизни «строителей со­циализма», иные взгляды на существовавшую действительность считались недопустимыми.

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

 

 

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …

 

10.19 СССР и мировое сообщество в 1929-1939 гг.

 

№1. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В 1939 г. во внешней политике СССР произошли серьезные изме­нения, были пересмотрены многие принципы, лежавшие в ее основе в предшествующие годы.

1.1 Какие принципиальные установки опреде­ляли внешнюю политику СССР в 1933—1938 гг.? Укажите не менее трех положений.

-

-

-

 

1.2 Какие факты свидетельствовали о переменах во внешне­политическом курсе СССР в 1939-1940 гг.? Приведите не менее трех фактов.

-

-

-

№2.

Документ 1. Из секретного дополнительного Протокола от 23 августа 1939г.

«...Северная граница Литвы одновременно является границей сфер ин­тересов Германии и СССР. При этом интересы Литвы по отношению к Виленской области признаются обеими сторонами».

Выступление «малых государств» Европы на стороне Германии против СССР было неизбежным следствием соотношения сил на международной арене в тот период времени, у этих государств не было возможности избежать участия в военном конфликте из-за антисоветской политики правительств этих стран.

Документ 1.

«…Основными источниками должны быть хлебный экспорт, займы у населения, повышение цен на вино-водочные изделия при расширении их продаж, денежная эмиссия (рост объема денежной массы).»

Документ 2.

“Источники могут быть разными. Они могут заключаться в трате ресурсов, которые у нас были, в выпуске бумажных денег с риском инфляции и товарным голодом... в переобложении крестьянства. Но все это нездоровая база индустриализации... Все это не прочно... может угрожать разрывом с крестьянством. Товарищ Ленин указывал другие источники... Прежде всего, максимальное сокращение всех непроизводительных расходов, которые у нас огромны, и повышение производительности труда. Не эмиссия, не проедание запасов... не переобложение крестьянства, а качественное повышение производительности общенародного труда и решительная борьба с непроизводительными расходами - вот главные источники накопления.”

2.1. Представленные документы принадлежат Н.Бухарину и И.Сталину. Определите авторство.

2.2. Какие источники индустриализации предлагают авторы документов? В чём их принципиальная разница?

-

-

 

2.3. Какая идея оказалась принятой? Укажите, к каким двум последствиям во внутренней политике должна была привести победившая идея.

-

-

 

 

№ 3. Из воспоминаний участника строительства Сталинградского тракторного завода Гинзбурга.

«Рассказывая о стройках тех лет, хочу засвидетельствовать, что неда­ром говорят и пишут: в годы первой пятилетки вся наша страна преврати­лась в громаднейшую строительную площадку... Каждый коллектив, каж­дая партийная, комсомольская, профсоюзная организация на своем участке работы делала всё возможное, чтобы выполнить вовремя заказы для ударных строек...

Страна была охвачена пафосом строительства. Поразителен героизм строителей в годы первой пятилетки. Тысячи и тысячи людей отдавали ре­волюции, социализму все силы и саму жизнь...

Сейчас уже трудно представить условия, в которых начинались эти ги­гантские работы. Ведь механизации не существовало почти никакой. Име­лись лишь краны-укосины, бетономешалки и некоторые другие простые устройства. Земляные работы по планировке площадок, рытью котлованов под фундаменты цехов выполнялись артелями грабарей....И вся их «тех­ника» состояла из телег-грабар


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.