Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Топ:
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2019-10-25 | 317 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Задания для самостоятельной работы.
· МЕТОДИКА НЕЗАКОНЧЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
· МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ
Эта методика позволяет проверить насколько вы способны отвечать за свою жизнь.
ИНСТРУКЦИЯ: вставьте "+", если вы согласны с утверждением, и "-", если вы не согласны.
ДА | |||||||||||
= | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
НЕТ | |||||||||||
| |||||||||||
ДА | |||||||||||
= | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
НЕТ | |||||||||||
|
Обработка результатов:
№ | Инструкция по обработке ответов | № вопросов | итог |
1 | Сложите положительные ответы на вопросы | 2, 4, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 19, 20, 22 | |
2 | Сложите отрицательные ответы на вопросы | 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21 | |
3 | Сложите результаты №1 и №2 | ||
4 | Сложите отрицательные ответы на вопросы | 2, 4, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 19, 20, 22 | |
5 | Сложите положительные ответы на вопросы | 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21 | |
6 | Сложите результаты №4 и №5 | ||
7 | Вычтите из результата №3 результат №6 |
От 11 до 22 баллов — вы обладаете высоким уровнем субъективного контроля, т. е. стремитесь полностью отвечать за свою жизнь и поведение. Это очень сложно, но вызывает уважение. Главное для вас — не вините себя за то, что действительно не в вашей власти было исправить.
От —1 до 10 баллов — за что-то беретесь отвечать, а что-тооставляете на волю случая и других людей. Это наиболее распространенная позиция, она удобна. Возникают лишь вопросы: правильно ли вы оцениваете ситуацию? Хорошо ли вы различаете проблемы, которые можно решить и которые находятся вне вашей компетенции?
|
От —22 до —2 баллов — вам есть над чем задуматься. Возможно, вы не видите связи между своими действиями и значимыми событиями своей жизни, не считаете себя способными контролировать их развитие и полагаете, что большинство их является результатом случая или действий других людей. Кто же в таком случае является хозяином вашей жизни? И согласны ли те люди, на которых вы сваливаете ответственность за себя, нести такую тяжкую ношу?
МЕТОДИКА "УРОВЕНЬ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ"
Эта методика позволяет проверить насколько вы способны отвечать за свою жизнь.
№ | Утверждение |
1 | Трудно бывает понять, почему руководители поступают так, а не иначе. |
2 | Большинство разводов происходит оттого, что люди не захотели приспособиться друг к другу. |
3 | Болезнь — дело случая; если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь. |
4 | Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим. |
5 | Осуществление моих желаний часто зависит от везения. |
6 | Бесполезно прилагать усилия для того, чтобы завоевать симпатию других людей. |
7 | Внешние обстоятельства влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов. |
8 | Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной. |
9 | В сложных обстоятельствах я всегда предпочитаю подождать пока проблемы разрешатся сами собой. |
10 | Мои отметки в школе больше зависят от случайных обстоятельств (например, от настроения учителя), чем от моих поступков. |
11 | Когда я строю планы, то, в общем, верю, что смогу осуществить их. |
12 | То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий. |
13 | Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи или лекарства. |
14 | Если люди не подходят друг другу, то, как бы они ни старались, наладить семейную жизнь они все равно не смогут. |
15 | То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими. |
16 | Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители. |
17 | Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни. |
18 | Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства. |
19 | Мои отметки в школе больше всего зависят от моих усилий и уровня подготовленности. |
20 | В конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной. |
21 | Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств. |
22 | Я всегда предпочитаю принимать решения и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу. |
|
Тема 9
«Классификация профессий. Профессиограмма».
Задания для самостоятельной работы.
· СХЕМА ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИЙ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ – ТРЕБОВАНИЯМ.
· ФОРМУЛА ПРОФЕССИИ.
· Анкета «ОРИЕНТАЦИЯ».
СХЕМА ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИЙ
ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ – ТРЕБОВАНИЯМ
Профессия (условное обозначение) | Классификационный признак | ||||||||||||
Г | I. Мне кажется, что цель данной профессии: 1) не создавать новый продукт, а оценивать уже имеющийся или его отдельные параметры – какое-либо изделие, произведение искусства, поведение людей и другое, т.е. различать, оценивать, анализировать какое-либо явление; | ||||||||||||
П | 2) преобразовывать какой-то продукт, изделие, человеческие отношения, здоровье, информацию, что-то другое, чтобы их изменить, улучшить, усовершенствовать, доработать; | ||||||||||||
П1 | 3) организовывать, упорядочивать; | ||||||||||||
П2 | 4) оказывать влияние, воздействовать, обрабатывать; | ||||||||||||
П3 | 5) обслуживать, перемещать; | ||||||||||||
И | 6) создавать новый, не существовавший ранее продукт, т. е. изобретать, придумывать что-либо. | ||||||||||||
Р | II. Я думаю, что данную работу выполняют с помощью внешних средств труда: 7) простых, ручных инструментов; | ||||||||||||
М | 8) механического, машинного оборудования (в том числе с ручным управлением), различных видов транспорта; | ||||||||||||
А | 9) автоматического, автоматизированного оборудования | ||||||||||||
ПУ | 10) приборов, различных измерительных устройств; | ||||||||||||
Ф | 11) не внешних средств труда, а собственных возможностей человека; | ||||||||||||
Ф1 | 12) речи; | ||||||||||||
Ф2 | 13) речи эмоциональной, выразительной; | ||||||||||||
ФЗ | 14) деловой, без проявления эмоций; | ||||||||||||
Ф4 | 15) поведения в простых формах проявления, с использованием мимики, жестов; | ||||||||||||
Ф5 | 16) поведения (в сложных формах проявления на уровне всего организма в целом); | ||||||||||||
Ф6 | 17) поведения делового, без пристрастий; | ||||||||||||
Ф7 | 18) сложных интеллектуальных средств, используемых для решения практических и теоретических задач. | ||||||||||||
АЛ | III. По характеру данная работа: 19) четко определена правилами, инструкциями (в ней практически нет новых, неожиданных проблемных ситуаций); | ||||||||||||
АН | 20) достаточно четко определена правилами, инструкциями, но в ней иногда возникают ситуации, требующие от человека принятия решений; | ||||||||||||
Н | 21) часто ставит перед человеком новые задачи, проблемы, требующие от него постоянной активности и принятия оригинальных решений. | ||||||||||||
ИН | IV. В данной профессии (специальности) такая организа ция труда, что: 22) свое дело человек выполняет достаточно самостоятельно от начала до конца и самостоятельно за него отвечает; | ||||||||||||
К | 23) работа человека непосредственно зависит от процесса и результата других людей, работающих вместе с ним (все члены коллектива одновременно осуществляют трудовые действия по созданию одного продукта). | ||||||||||||
ИС | V. В ходе данной деятельности люди являются в основ ном: 24) исполнителями (работают по указаниям руководства); | ||||||||||||
ОС | 25) организаторами собственной работы (сами планируют, распределяют рабочую нагрузку, изменяют способы выполнения работы); | ||||||||||||
О | 26) организаторами работы других людей. | ||||||||||||
К1 | VI. В данной работе есть контакты с людьми, которые отличаются: — по интенсивности: 27) немногочисленны, но отнимают много рабочего времени; | ||||||||||||
К2 | 28) многочисленны; — по типу партнера, с которым осуществляется контакт: | ||||||||||||
К3 | 29) с постоянными клиентами; | ||||||||||||
К4 | 30) с сотрудниками по работе; | ||||||||||||
К5 | 31) с группой людей, с классом, с аудиторией слушателей; — по степени постоянства круга партнеров: | ||||||||||||
К6 | 32) с одними и теми же людьми; | ||||||||||||
К7 | 33) с меняющимся кругом лиц; | ||||||||||||
К8 | 34) данный профессионал имеет постоянные контакты с растениями, животными, микроорганизмами | ||||||||||||
МТ | VII. В данной работе ответственность преимущественно: 35) материальная (за сохранение имущества, оборудования, денег, продуктов); | ||||||||||||
МР | 36) моральная (за воспитание детей, за соблюдение законности, за руководство людьми). | ||||||||||||
Б | VIII. Как правило, данная работа протекает: 39) в помещении; | ||||||||||||
ОВ | 40) на открытом воздухе. | ||||||||||||
Н1 | IX. Эта работа также связана: 41) с опасностью или риском для жизни; | ||||||||||||
Н2 | 42) с возникновением сложных (возможно, аварийных) ситуаций, требующих от человека мгновенной оценки ситуаций и быстрого выполнения необходимых действий; | ||||||||||||
Н3 | 43) с общением с правонарушителями и психически больными людьми; | ||||||||||||
Н4 | 44) с определенным, четко заданным ритмом, вынужденным темпом ее выполнения; | ||||||||||||
Н5 | 45) со значительными физическими нагрузками; | ||||||||||||
Н6 | 46) с длительным пребыванием в одном положении; | ||||||||||||
Н7 | 47) с ночными сменами; | ||||||||||||
Н8 | 48) с наличием некоторых специфических условий труда, отличающихся от обычных (нормальных) колебаний температуры, влажности, освещенности, давления наличия вибрации, шума или других вредностей. | ||||||||||||
П | X. По предмету труда данную профессию можно оценить следующим образом: 49) природа; | ||||||||||||
Т | 50) техника; | ||||||||||||
Ч | 51) человек; | ||||||||||||
З | 52) знак; | ||||||||||||
Х | 53) художественный образ | ||||||||||||
Оценка предмета труда дается по 5-балльной шкале (от 0 до 4) на основании чтения литературных источников, беседы с профессионалом или наблюдения за работой профессионала. Пример: профессия — бармен. Оценка по предмету труда может быть следующей: ведущим является предмет труда (человек — 4 балла); но бармену приходится иметь дело с калькуляторами, накладными, ведомостями, деньгами, следовательно, знак можно оценить ниже (3 балла); бармен также должен знать, как работает электрическое холодильное оборудование и миксеры (техника – 2 балла); наконец чтобы коктейль сделать аппетитным, он должен уметь его украсить (художественный образ – 1 балл)
|
ФОРМУЛА ПРОФЕССИИ.
А можно ли дать более короткое, чем профессиограмма, но по-прежнему достаточно полное описание профессии? Попытаемся ответить на этот вопрос. Что, если использовать определенные символы, например буквы? И тогда вся характеристика профессии может уложиться в одну строчку. Для этого нужно каждому психологическому признаку труда поставить в соответствие определенную букву. С их помощью можно записать основные психологические характеристики той или иной профессии. Полученная последовательность букв, соответствующая описанию профессии, называется формулой профессии.
|
Как вы уже догадались, написание формулы профессии возможно только на основе ее анализа. Возьмите несколько профессиограмм и попытайтесь составить формулы этих профессий, имея перед собой полный перечень 53 признаков. К примеру, формулы таких профессий:
бухгалтера — П1, ПУ, АЛ, ИН, ИС, К4, МТ, Б, Н4 (Н6);
врача-хирурга — Г (П1), Р (А), ИН, ОС, КЗ, ЖЗ, Б, Н2 (Н5, Н6);
живописца — И, Р (Ф1), Н, ИН, ОС, К1, ОБ, Б, Н4 (Н6).
Как вы заметили, некоторые буквы стоят в скобках. Почему? Дело в том, что при анализе профессии может оказаться, что трудовая деятельность данного профессионала настолько богата и разнообразна, что по данному обобщенному признаку она характеризуется с разных сторон. Однако ведущим, основным будет оставаться какой-либо один признак, а все остальные дополняют его, играют второстепенную роль в работе, поэтому они и будут стоять в скобках
Профессия врача-хирурга по цели деятельности в основном гностическая — различать, оценивать, анализировать. Но в то же время в какой-то мере и преобразующая, так как хирург, делая операцию, улучшает здоровье человека, «преобразует» его. Поэтому и пишем в формуле Г (П1).
Или работа бухгалтера со стороны необычных условий труда характеризуется главным образом определенным ритмом и вынужденным темпом ее выполнения, обусловленными профессиональными функциями начисления заработной платы, проведения других бухгалтерских операций в строго заданные сроки, — Н4. Вместе стем работа бухгалтера связана с длительным пребыванием человека в одном положении — сидя. Но этот признак играет второстепенную роль, поэтому буква, соответствующая ему, стоит в скобках (Н6).
Можете записать и без профессиограммы формулу профессии, которую вы хорошо представляете по личным наблюдениям. Предположим:
продавца — ПЗ, Р (ПУ), АН, ИН, ОС, КЗ, МТ, Б, Н4 (НЗ, Н5);
учителя — Г (П, П2), Ф7 (Ф2), Н, ИН (К), О, К5, МР (ЖЗ), Б (ОВ), Н4 (Н2, Н6);
токаря — П (П2), М (ПУ), АН, ИН, ОС, КЦК4), МТ, Б, Н6 (Н8).
Вполне допустимо, что ваши формулы не совпадут полностью с формулами этих профессий, написанными вашими одноклассниками. Это отражает лишь тот факт, что каждый из вас видит одну и ту же профессию по-разному. И тогда стоит поговорить с профессионалом или компетентным человеком, чтобы уточнить спорные моменты. Возможно, ваши знания данной профессиональной деятельности недостаточно полны или в какой-то мере искажены — их можно дополнить, исправить.
Однако все написанные формулы профессий неполные. Вы заметили, в них нет символа, соответствующего предмету труда. Очень часто вы, решая для себя проблему выбора, начинаете с предмета труда. Но также часто ошибаетесь, принимая второстепенную вещь за ведущий предмет труда. Например, вы остановились на предмете труда «техника» — и выбираете себе профессию инженера-программиста. Когда же начинаете более детально знакомиться с профессией, то, к своему удивлению, узнаете, что она относится совсем к другому предмету труда — «знаковая система». Почему?
Мы уже говорили о том, что всякий специалист, к какому бы типу ни относилась его профессия, всегда имеет дело в процессе труда с несколькими предметами труда, но основным (ведущим) среди них является только один. Тогда целесообразно проводить ранжирование предметов труда в каждой профессии по пятибалльной шкале (4, 3, 2, 1,0 — по числу типов профессий). Максимальный балл 4 ставится основному предмету в данной профессии, 3 балла — второму по значимости предмету, 2 балла — тому предмету, который занимает третье место, 1 балл — четвертое место и 0 баллов — предмету, который практически никакого значения в данной профессии не имеет.
Что касается инженера-программиста, то, конечно, он в своей работе имеет дело с техникой, но основным предметом его труда является другое — «знаковая система». Он составляет программы для ЭВМ, руководствуясь необходимыми математическими правилами и принципами. Поэтому предметы труда в его работе ранжируются следующим образом: 4 балла — «знаковая система», 3 балла — «техника», 2 балла — «художественный образ» (программа должна быть написана четко и аккуратно, чтобы не было сбоя при вводе ее в память машины), 1 балл — «человек», 0 баллов — «природа».
Теперь, дополняя формулу профессии ранжированной оценкой, по предмету труда, получаем полную формулу профессии:
инженер-программист — П, Ф7 (А), АН, ОС, К1 (К4), ОБ, Б (Н6):
п | т | ч | 3 | X |
0 | 3 | 1 | 4 | 2 |
экономист — П1, Ф7 (М), АН, К, ОС, К4, МТ, Б (Н6):
п | т | Ч | 3 | X |
0 | 2 | 3 | 4 | 1 |
Потренировавшись в анализе профессии и составлении формул, можете написать формулу «своей» профессии. Но только имейте в виду, это будет формула не конкретной профессии, которую вы, может быть, уже выбрали, а формула, написанная исходя из ваших желаний, интересов, возможностей (на основе самооценки). В нее будет укладываться целый веер профессий, отвечающих вашим склонностям. Какие именно — об этом вас может проконсультировать преподаватель данного курса или психолог-профконсультант. Зачем это нужно? Дело в том, что каждый человек, благодаря своим уникальным возможностям, может в равной мере хорошо освоить не одну, а 2—3 и больше профессий. И вы должны о них знать.
Анкета «ОРИЕНТАЦИЯ»
Для того, чтобы выявить свои профессиональные склонности, а также получить некоторое представление о своих профессиональных способностях, можно воспользоваться анкетой «Ориентация». Анкета состоит из двух частей: «Я хочу» и «Я могу».
ИНСТРУКЦИЯ: напротив каждого высказывания обведите цифру, соответствующую степени вашего желания заниматься тем или иным видом деятельности, затем проделайте то же самое по оценке ваших способностей, умений и навыков. В крайнем правом столбце запишите сумму баллов по каждому предмету и характеру труда. По величине суммарного балла можно определить наибольшую склонность к соответствующему типу профессий.
|
|
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!