Функциональное разделение труда и возникновение профессий и специальностей». — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Функциональное разделение труда и возникновение профессий и специальностей».

2019-10-25 317
Функциональное разделение труда и возникновение профессий и специальностей». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Задания для самостоятельной работы.

· МЕТОДИКА НЕЗАКОНЧЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

· МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ

 

 

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ

Эта методика позволяет проверить насколько вы способны отвечать за свою жизнь.

ИНСТРУКЦИЯ: вставьте "+", если вы согласны с утверждением, и "-", если вы не согласны.

ДА                      
= 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
НЕТ                      

 

ДА                      
= 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22
НЕТ                      

 

Обработка результатов:

Инструкция по обработке ответов № вопросов итог
1 Сложите положительные ответы на вопросы 2, 4, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 19, 20, 22  
2 Сложите отрицательные ответы на вопросы 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21  
3 Сложите результаты №1 и №2    
4 Сложите отрицательные ответы на вопросы 2, 4, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 19, 20, 22  
5 Сложите положительные ответы на вопросы 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21  
6 Сложите результаты №4 и №5    
7 Вычтите из результата №3 результат №6    

От 11 до 22 баллов — вы обладаете высоким уровнем субъективного контроля, т. е. стремитесь полностью отвечать за свою жизнь и поведение. Это очень сложно, но вызывает уважение. Главное для вас — не вините себя за то, что действительно не в вашей власти было исправить.

От —1 до 10 баллов — за что-то беретесь отвечать, а что-тоостав­ляете на волю случая и других людей. Это наиболее распространенная позиция, она удобна. Возникают лишь вопросы: правильно ли вы оцени­ваете ситуацию? Хорошо ли вы различаете проблемы, которые можно решить и которые находятся вне вашей компетенции?

От —22 до —2 баллов — вам есть над чем задуматься. Возможно, вы не видите связи между своими действиями и значимыми событиями своей жизни, не считаете себя способными контролировать их развитие и пола­гаете, что большинство их является результатом случая или действий дру­гих людей. Кто же в таком случае является хозяином вашей жизни? И согласны ли те люди, на которых вы сваливаете ответственность за себя, нести такую тяжкую ношу?

МЕТОДИКА "УРОВЕНЬ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ"

 

Эта методика позволяет проверить насколько вы способны отвечать за свою жизнь.

 

Утверждение  
  1 Трудно бывает понять, почему руководители поступают так, а не иначе.
  2   Большинство разводов происходит оттого, что люди не захотели при­способиться друг к другу.
  3   Болезнь — дело случая; если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь.
  4   Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.
  5   Осуществление моих желаний часто зависит от везения.
  6   Бесполезно прилагать усилия для того, чтобы завоевать симпатию других людей.
  7   Внешние обстоятельства влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов.
  8   Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.
  9   В сложных обстоятельствах я всегда предпочитаю подождать пока проблемы разрешатся сами собой.
  10   Мои отметки в школе больше зависят от случайных обстоятельств (например, от настроения учителя), чем от моих поступков.
  11   Когда я строю планы, то, в общем, верю, что смогу осуществить их.
  12   То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий.
  13   Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи или лекарства.
  14   Если люди не подходят друг другу, то, как бы они ни старались, наладить семейную жизнь они все равно не смогут.
15   То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими.
16   Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители.
17   Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни.
  18   Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства.
  19   Мои отметки в школе больше всего зависят от моих усилий и уровня подготовленности.
20   В конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противополож­ной стороной.
21   Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств.
  22   Я всегда предпочитаю принимать решения и действовать самостоя­тельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу.

 

 

 

Тема 9

«Классификация профессий. Профессиограмма».

 

 

Задания для самостоятельной работы.

· СХЕМА ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИЙ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ – ТРЕБОВАНИЯМ.

· ФОРМУЛА ПРОФЕССИИ.

· Анкета «ОРИЕНТАЦИЯ».

 

 

СХЕМА ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИЙ

ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ – ТРЕБОВАНИЯМ

 

Профессия (условное обозначение)   Классификационный признак
  Г     I. Мне кажется, что цель данной профессии:  1) не создавать новый продукт, а оценивать уже имеющийся или его отдельные параметры – какое-либо изделие, произведение искусства, поведение людей и другое, т.е. различать, оценивать, анализировать какое-либо явление;
П      2) преобразовывать какой-то продукт, изделие, челове­ческие отношения, здоровье, информацию, что-то другое, чтобы их изменить, улучшить, усовершенствовать, дора­ботать;
П1  3) организовывать, упорядочивать;
П2  4) оказывать влияние, воздействовать, обрабатывать;
П3  5) обслуживать, перемещать;
И  6) создавать новый, не существовавший ранее продукт, т. е. изобретать, придумывать что-либо.
  Р II. Я думаю, что данную работу выполняют с помощью внешних средств труда:  7) простых, ручных инструментов;
  М    8) механического, машинного оборудования (в том чис­ле с ручным управлением), различных видов транс­порта;
А  9) автоматического, автоматизированного оборудования
  ПУ 10) приборов, различных измерительных устройств;
Ф   11) не внешних средств труда, а собственных возможнос­тей человека;
Ф1   12) речи;
Ф2 13) речи эмоциональной, выразительной;
ФЗ 14) деловой, без проявления эмоций;
Ф4 15) поведения в простых формах проявления, с использованием мимики, жестов;
Ф5 16) поведения (в сложных формах проявления на уровне всего организма в целом);
Ф6 17) поведения делового, без пристрастий;
Ф7 18) сложных интеллектуальных средств, используемых для решения практических и теоретических задач.
АЛ      III. По характеру данная работа: 19) четко определена правилами, инструкциями (в ней практически нет новых, неожиданных проблемных ситуа­ций);
АН   20) достаточно четко определена правилами, инструкция­ми, но в ней иногда возникают ситуации, требующие от человека принятия решений;
Н   21) часто ставит перед человеком новые задачи, пробле­мы, требующие от него постоянной активности и приня­тия оригинальных решений.
  ИН IV. В данной профессии (специальности) такая организа­ ция труда, что: 22) свое дело человек выполняет достаточно самостоя­тельно от начала до конца и самостоятельно за него отвечает;
  К 23) работа человека непосредственно зависит от процес­са и результата других людей, работающих вместе с ним (все члены коллектива одновременно осуществляют тру­довые действия по созданию одного продукта).
ИС V. В ходе данной деятельности люди являются в основ­ ном: 24) исполнителями (работают по указаниям руководства);
ОС   25) организаторами собственной работы (сами планиру­ют, распределяют рабочую нагрузку, изменяют способы выполнения работы);
О 26) организаторами работы других людей.
  К1 VI. В данной работе есть контакты с людьми, которые отличаются: — по интенсивности: 27) немногочисленны, но отнимают много рабочего вре­мени;
К2 28) многочисленны; — по типу партнера, с которым осуществляется контакт:
К3 29) с постоянными клиентами;
К4 30) с сотрудниками по работе;
К5 31) с группой людей, с классом, с аудиторией слушате­лей; — по степени постоянства круга партнеров:
К6 32) с одними и теми же людьми;
К7 33) с меняющимся кругом лиц;
К8 34) данный профессионал имеет постоянные контакты с растениями, животными, микроорганизмами
  МТ VII. В данной работе ответственность преимущественно: 35) материальная (за сохранение имущества, оборудова­ния, денег, продуктов);
МР 36) моральная (за воспитание детей, за соблюдение за­конности, за руководство людьми).
  Б VIII. Как правило, данная работа протекает: 39) в помещении;
ОВ 40) на открытом воздухе.
  Н1 IX. Эта работа также связана: 41) с опасностью или риском для жизни;
  Н2 42) с возникновением сложных (возможно, аварийных) ситуаций, требующих от человека мгновенной оценки си­туаций и быстрого выполнения необходимых действий;
Н3 43) с общением с правонарушителями и психически боль­ными людьми;
Н4 44) с определенным, четко заданным ритмом, вынужден­ным темпом ее выполнения;
Н5 45) со значительными физическими нагрузками;
Н6 46) с длительным пребыванием в одном положении;
Н7 47) с ночными сменами;
  Н8 48) с наличием некоторых специфических условий труда, отличающихся от обычных (нормальных) колебаний тем­пературы, влажности, освещенности, давления наличия вибрации, шума или других вредностей.
  П X. По предмету труда данную профессию можно оценить следующим образом: 49) природа;
Т 50) техника;
Ч 51) человек;
З 52) знак;
Х 53) художественный образ
 
П Т Ч З Х
0 2 4 3 1

Оценка предмета труда дается по 5-балльной шкале (от 0 до 4) на основании чтения литературных источников, беседы с профессионалом или наблюдения за работой профессионала. Пример: профессия — бармен. Оценка по предмету труда может быть следующей: ведущим является предмет труда (человек — 4 балла); но бармену приходится иметь дело с калькуляторами, накладными, ведомостями, деньгами, следовательно, знак можно оценить ниже (3 балла); бармен также должен знать, как работает электрическое холодильное оборудование и миксеры (техника – 2 балла); наконец чтобы коктейль сделать аппетитным, он должен уметь его украсить (художественный образ – 1 балл)

 

 

 

  ФОРМУЛА ПРОФЕССИИ.

А можно ли дать более короткое, чем профессиограмма, но по-прежне­му достаточно полное описание профессии? Попытаемся ответить на этот вопрос. Что, если использовать определенные символы, например буквы? И тогда вся характеристика профессии может уложиться в одну строчку. Для этого нужно каждому психологическому признаку труда поставить в соответствие определенную букву. С их помощью можно записать основные пси­хологические характеристики той или иной профессии. Полученная после­довательность букв, соответствующая описанию профессии, называется формулой профессии.

 

Как вы уже догадались, написание формулы профессии возможно только на основе ее анализа. Возьмите несколько профессиограмм и попытайтесь составить формулы этих профессий, имея перед собой полный перечень 53 признаков. К примеру, формулы таких профессий:

 

бухгалтера — П1, ПУ, АЛ, ИН, ИС, К4, МТ, Б, Н4 (Н6);

 

врача-хирурга — Г (П1), Р (А), ИН, ОС, КЗ, ЖЗ, Б, Н2 (Н5, Н6);

 

живописца — И, Р (Ф1), Н, ИН, ОС, К1, ОБ, Б, Н4 (Н6).

 

Как вы заметили, некоторые буквы стоят в скобках. Почему? Дело в том, что при анализе профессии может оказаться, что трудовая деятель­ность данного профессионала настолько богата и разнообразна, что по данному обобщенному признаку она характеризуется с разных сторон. Однако ведущим, основным будет оставаться какой-либо один признак, а все остальные дополняют его, играют второстепенную роль в работе, по­этому они и будут стоять в скобках

Профессия врача-хирурга по цели деятельности в основном гностичес­кая — различать, оценивать, анализировать. Но в то же время в какой-то мере и преобразующая, так как хирург, делая операцию, улучшает здоровье человека, «преобразует» его. Поэтому и пишем в формуле Г (П1).

Или работа бухгалтера со стороны необычных условий труда характе­ризуется главным образом определенным ритмом и вынужденным темпом ее выполнения, обусловленными профессиональными функциями начис­ления заработной платы, проведения других бухгалтерских операций в строго заданные сроки, — Н4. Вместе стем работа бухгалтера связана с длительным пребыванием человека в одном положении — сидя. Но этот признак играет второстепенную роль, поэтому буква, соответствующая ему, стоит в скобках (Н6).

    

Можете записать и без профессиограммы формулу профессии, кото­рую вы хорошо представляете по личным наблюдениям. Предположим:

 

продавца — ПЗ, Р (ПУ), АН, ИН, ОС, КЗ, МТ, Б, Н4 (НЗ, Н5);

 

учителя — Г (П, П2), Ф7 (Ф2), Н, ИН (К), О, К5, МР (ЖЗ), Б (ОВ), Н4 (Н2, Н6);

 

токаря — П (П2), М (ПУ), АН, ИН, ОС, КЦК4), МТ, Б, Н6 (Н8).

 

Вполне допустимо, что ваши формулы не совпадут полностью с фор­мулами этих профессий, написанными вашими одноклассниками. Это от­ражает лишь тот факт, что каждый из вас видит одну и ту же профессию по-разному. И тогда стоит поговорить с профессионалом или компетент­ным человеком, чтобы уточнить спорные моменты. Возможно, ваши зна­ния данной профессиональной деятельности недостаточно полны или в какой-то мере искажены — их можно дополнить, исправить.

Однако все написанные формулы профессий неполные. Вы заметили, в них нет символа, соответствующего предмету труда. Очень часто вы, решая для себя проблему выбора, начинаете с предмета труда. Но также часто ошибаетесь, принимая второстепенную вещь за ведущий предмет труда. Например, вы остановились на предмете труда «техника» — и выбираете себе профессию инженера-программиста. Когда же начинаете более детально знакомиться с профессией, то, к своему удивлению, узна­ете, что она относится совсем к другому предмету труда — «знаковая система». Почему?

Мы уже говорили о том, что всякий специалист, к какому бы типу ни относилась его профессия, всегда имеет дело в процессе труда с несколькими предметами труда, но основным (ведущим) среди них является только один. Тогда целесообразно проводить ранжирование предметов труда в каждой профессии по пятибалльной шкале (4, 3, 2, 1,0 — по числу типов профессий). Максимальный балл 4 ставится основному предмету в данной профессии, 3 балла — второму по значимости предмету, 2 балла — тому предмету, который занимает третье место, 1 балл — четвертое место и 0 баллов — предмету, который практически никакого значения в данной профессии не имеет.

Что касается инженера-программиста, то, конечно, он в своей работе имеет дело с техникой, но основным предметом его труда является дру­гое — «знаковая система». Он составляет программы для ЭВМ, руковод­ствуясь необходимыми математическими правилами и принципами. Поэто­му предметы труда в его работе ранжируются следующим образом: 4 бал­ла — «знаковая система», 3 балла — «техника», 2 балла — «художе­ственный образ» (программа должна быть написана четко и аккуратно, чтобы не было сбоя при вводе ее в память машины), 1 балл — «человек», 0 баллов — «природа».

Теперь, дополняя формулу профессии ранжированной оценкой, по пред­мету труда, получаем полную формулу профессии:

инженер-программист — П, Ф7 (А), АН, ОС, К1 (К4), ОБ, Б (Н6):

 

п т ч 3 X
0 3 1 4 2

экономист — П1, Ф7 (М), АН, К, ОС, К4, МТ, Б (Н6):

 

п т Ч 3 X
0 2 3 4 1

Потренировавшись в анализе профессии и составлении формул, мо­жете написать формулу «своей» профессии. Но только имейте в виду, это будет формула не конкретной профессии, которую вы, может быть, уже выбрали, а формула, написанная исходя из ваших желаний, интересов, возможностей (на основе самооценки). В нее будет укладываться целый веер профессий, отвечающих вашим склонностям. Какие именно — об этом вас может проконсультировать преподаватель данного курса или психолог-профконсультант. Зачем это нужно? Дело в том, что каждый чело­век, благодаря своим уникальным возможностям, может в равной мере хорошо освоить не одну, а 2—3 и больше профессий. И вы должны о них знать.

 

Анкета «ОРИЕНТАЦИЯ»

 

Для того, чтобы выявить свои профессиональные склонности, а также получить некоторое представление о своих профессиональных способностях, можно воспользоваться анкетой «Ориентация». Анкета состоит из двух частей: «Я хочу» и «Я могу».

ИНСТРУКЦИЯ: напротив каждого высказывания обведите цифру, соответствующую степени вашего желания заниматься тем или иным видом деятельности, затем проделайте то же самое по оценке ваших способностей, умений и навыков. В крайнем правом столбце запишите сумму баллов по каждому предмету и характеру труда. По величине суммарного балла можно определить наибольшую склонность к соответствующему типу профессий.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.