Введение. Был ли социализм ошибкой? — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Введение. Был ли социализм ошибкой?

2019-10-25 165
Введение. Был ли социализм ошибкой? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Фридрих Август фон Хайек

Пагубная самонадеянность

 

 

Аннотация

 

"Пагубная самонадеянность" — последняя работа профессора Ф. А. Хайека, выдающегося австро-американского экономиста, лауреата Нобелевской премии. В книге подводится итог более чем полувековым размышлениям над природой необычайной и губительной для человечества популярности социалистических идей в XIX и XX вв., а также над причинами, которые делали неизбежным провал всех и всяческих проектов построения социалистического общества. Книга представляет интерес для экономистов, философов и политологов, а также для тех неспециалистов, которые хотели бы лучше понять принципы организации общества свободных людей.

 

Фридрих Август фон Хайек

Пагубная самонадеянность

 

ПАГУБНАЯ САМОНАДЕЯННОСТЬ

Ошибки социализма

 

Русский текст печатается по изданию:

THE COLLECTED WORKS OF F. A. Hayek, VOLUME I. THE FATAL CONCEIT. The Errors of Socialism. EDITED BY W. W. BARTLEY III. The University of Chicago Press.

Опубликовано при содействии: Гуверовского института войны, революции и мира Станфордского университета; Института Катон, Вашингтон, округ Колумбия; Центра независимых исследований, Сидней; Фонда Эрхарда, Энн Арбор; Фонда торговли и промышленности, SA, Рио-де-Жанейро; Высшей школы экономики и администрации, (ESEADE), Буэнос-Айрес; Херитидж Фаундейшн, Вашингтон, округ Колумбия; Института гуманитарных исследований, Университет Джорджа Мэйсона; Института экономических проблем, Лондон; Свободного института, Рио-де-Жанейро; Благотворительного фонда Чарльза Г. Коха, Уичита; Фонда Веры и Уолтера Моррис, Литтл-Рок; Шведского фонда свободного предпринимательства, Стокгольм; Издательства "Тимбро/Рацио", Стокгольм; Фонда Уинкотта, Лондон.

 

"Пагубная самонадеянность" — последняя работа профессора Ф. А. Хайека, выдающегося австро-американского экономиста, лауреата Нобелевской премии. В книге подводится итог более чем полувековым размышлениям над природой необычайной и губительной для человечества популярности социалистических идей в XIX и XX вв., а также над причинами, которые делали неизбежным провал всех и всяческих проектов построения социалистического общества. Книга представляет интерес для экономистов, философов и политологов, а также для тех неспециалистов, которые хотели бы лучше понять принципы организации общества свободных людей.

 

От редактора

 

Редактор выражает свою признательность, прежде всего, секретарю профессора Хайека г-же Шарлотте Кубитт за неоценимую помощь, оказанную ею при подготовке этой рукописи к публикации. Хотелось бы также поблагодарить своих собственных научных ассистентов Тимоти Бранена, Тимоти Гросклоуза, Кеннета Рокка, Кристин Мойнихен и Лейфа Венара из Станфордского университета за работу над текстом; своих коллег: д-ра Михаила Бернстама (Гуверовский институт), г-на Джеффри Фридмана (Калифорнийский университет, Беркли), д-ра Ханнеса Гиссурарсона (Исландский университет), д-ра Роберта Гессена (Гуверовский институт), г-жу Жене Оптон (Беркли), профессора Герарда Радницкого (Трирский университет), профессора Джулиана Саймона (Мэрилендский университет) и профессора Роберта Уэссона (Гуверовский институт) за то, что они внимательно прочли рукопись и помогли полезными советами. Разумеется, никто из них не несет ответственности за какие-нибудь ошибки, оставшиеся неисправленными.

У. У. Бартли, III

Стэнфорд, Калифорния Май 1987

 

Предисловие автора апреля 1988 (22 декабря 1998)

 

Смысл таких понятий, как свобода или воля, не подразумевает, как может показаться, освобождения от всех ограничений. Он скорее предполагает возможно более действенное применение любого справедливого ограничения ко всем членам свободного общества, будь то мировой судья или простой подданный. Адам Фергюсон Правила морали не являются заключениями нашего разума. Давид Юм Как же могут возникать институты, служащие для общественного блага и чрезвычайно важные для его развития, без общей воли, направленной к их установлению? Карл Менгер

Работая над этой книгой, я придерживался двух правил. Я решил не делать в ней постраничных сносок, а все не существенные для подкрепления основных выводов, но интересные и важные для специалиста аргументы либо относить в приложения, либо давать мелким шрифтом. Тогда широкий читатель сможет пропустить их, не упустив тех моментов, на которые эти выводы опираются. Так, работы, которые я цитирую или на которые ссылаюсь, обычно обозначаются просто заключенным в скобки именем автора (если оно не ясно из контекста) и годом издания работы, в случае необходимости — с указанием страниц. Полные выходные данные этих работ приводятся в списке литературы в конце книги. Если было использовано последнее издание работы, оно обозначается двойной датировкой, например, 1786/1973, где первая цифра относится к году первого издания, а вторая — к году более позднего. Невозможно было бы перечислить всех, кому я в продолжение многолетней научной жизни оказывался обязанным своими знаниями и мыслями, даже если бы мне удалось привести полный список обогативших меня работ. Еще невозможнее составить библиографию всех работ, о которых известно, что следовало бы изучить их, прежде чем претендовать на компетенцию в области столь широкой, как та, о которой пойдет речь в настоящей книге. Не представляется мне возможным и лично выразить свою признательность всем, чьи усилия, так же как и мои, на протяжении многих лет были направлены в принципе к той же самой цели. Тем не менее, я хотел бы принести глубокую благодарность Шарлотте Кубитт, помогавшей мне в течение всего периода работы над книгой — без этой самоотверженной помощи она никогда не была бы завершена. Я признателен также профессору Гуверовского института Стэнфордского университета У. У. Бартли, III, занявшемуся рукописью и подготовившему ее к печати, когда болезнь лишила меня возможности завершить работу над окончательным вариантом книги.

Ф. А. Хайек

Фрайбург-им-Брайсгау Апрель, 1988

 

Приложение В. Сложность проблем человеческого взаимодействия

 

Несмотря на то, что ученые-физики, похоже, не любят признавать проблемы человеческого взаимодействия более сложными, чем любые другие, это было отмечено как факт свыше ста лет назад таким крупнейшим ученым, как Джеймс Клерк Максвелл. В 1877 г. он писал, что термин "физика" часто прилагается "в более или менее узком смысле к тем отраслям науки, в которых рассматриваются явления самого простого и самого абстрактного свойства и не рассматриваются те более сложные явления, что наблюдаются в области живого". А не так давно лауреат Нобелевской премии по физике Луис У. Альварес подчеркнул, что "на самом деле физика — простейшая из наук… если же взять случай бесконечно более сложной системы, скажем, население развивающейся страны, такой как Индия, то никто до сих пор не может определить, как лучше всего изменить существующие там условия" (Alvarez, 1968). Когда мы обращаемся к таким сложным явлениям, механические методы и модели прямого причинного объяснения становятся все менее и менее подходящими. В частности, феномен, имеющий решающее значение для формирования многих весьма сложноорганизованных структур человеческого взаимодействия, а именно феномен экономических ценностей и цен, не удается объяснить, прибегая к простым причинным или "номотетическим" теориям. Чтобы объяснить его, необходимо учесть совместное воздействие большего количества различных элементов, чем мы в состоянии когда-нибудь лично наблюдать, не говоря уже о том, чтобы лично управлять ими. Только "маржиналистская революция" 1870-х годов предложила удовлетворительное объяснение рыночных процессов, которые Адам Смит уже давно описал с помощью метафоры "невидимая рука". Это объяснение, хотя и метафорическое и не полное, было первым научным описанием подобных самоорганизующихся процессов. Джеймс Милль и Джон Стюарт Милль, напротив, не сумели уяснить, что рыночные ценности детерминируются не цепью предшествующих событий, выступающих в роли причин, а как-то иначе. Это не позволило им, как не позволяет и многим современным "физикалистам", проникнуть в существо самонастраивающихся рыночных процессов. Осознание истин, на которых основывается теория предельной полезности, было задержано из-за влияния, оказанного Джеймсом Миллем на Давида Рикардо, а также из-за работ самого Карла Маркса. Попытки добиться монокаузальных объяснений в таких областях предпринимаются до сих пор (в Англии этому способствовало исключительное влияние Альфреда Маршалла и его школы). Самую важную роль тут сыграл, пожалуй, Джон Стюарт Милль. Он рано подпал под воздействие социалистических идей, из-за чего стал весьма притягателен для "прогрессивных" интеллектуалов и приобрел репутацию выдающегося либерала и "святого от рационализма". Пожалуй, он обратил в социализм больше интеллектуалов, чем кто-либо еще: фабианство зародилось и формировалось в основном в группе его последователей. Милль сам преградил себе путь к постижению регулирующей роли цен: его доктринерская уверенность, что "в законах ценности нет ничего, что осталось бы выяснить современному или любому будущему автору" (1848/1965, Works, III, 456 Милль, 1980: 2, 172), привела его к мысли, будто "из двух больших разделов политической экономии: производство богатства и его распределение — рассмотрение ценности связано только с последним" (1848/1965, Works, III: 455 Милль, 1980: 2, 171). Подходя к вопросу о функции цен, как принято подходить к предмету в естественных науках, Милль слепо следовал собственному допущению, что действительным их объяснением может считаться только установление механической причинно-следственной закономерности (когда в роли причин выступают какие-то наблюдавшиеся в прошлом события). Из-за влияния, которым так долго пользовались идеи Милля, "маржиналистская революция", наконец-то произошедшая через 25 лет, произвела эффект разорвавшейся бомбы. Здесь, впрочем, стоит напомнить, что всего лишь через 6 лет после публикации основополагающего труда Милля Г. Г. Госсен, мыслитель, практически не замеченный современниками, предвосхитил теорию предельной полезности. Он уже ясно осознавал зависимость расширенного производства от регулирующей роли цен и подчеркивал, что "только установление частной собственности помогает найти способ определения оптимального количества любого товара, производимого при данных обстоятельствах… Величайшим из всех возможных оправданий частной собственности, безусловно, является величайшая необходимость в продолжении человеческого рода" (1854/1983: 254-5).

Несмотря на весь вред, причиненный деятельностью Милля, нам, очевидно, придется многое простить ему, так как он был слепо влюблен в даму, со временем ставшую его женой. Она, по его свидетельству, "в силу благородства своих общественных устремлений… никогда не прекращала бороться, считая своей конечной целью достижение совершенной распределительной справедливости и, следовательно, вполне коммунистическое устройство общества — и на практике и по духу". С ее смертью, полагал Милль, "страна потеряла величайший из умов, какими обладала" (1965, Works: XV, 601; см. также: Hayek, 1951). Каким бы ни было влияние Милля, марксистская экономическая теория еще и сегодня пытается объяснять сложные высокоорганизованные порядки взаимодействия по аналогии с механическими феноменами, при помощи однонаправленных причинно-следственных связей, вместо того чтобы видеть в них результат тех процессов самоорганизации, через которые и лежит путь к объяснению феноменов высших уровней сложности. Правда, стоит упомянуть об указании Иоахима Рейга (в предисловии к испанскому переводу работы Е. фон Бем-Баверка, посвященной марксовой теории эксплуатации, 1976) на то, что сам Карл Маркс после изучения трудов Джевонса и Монгера, по-видимому, совершенно прекратил дальнейшую работу над проблемой капитала. Если это так, его последователи явно уступают ему в мудрости.

 

Приложение C. Фактор времени и зарождение и репродуцирование структур

 

Формирование и умножение определенных структур может происходить потому, что уже существуют сходные структуры, способные передавать другим свои качества (с неизбежными случайными отклонениями), и этот факт — что некоторые абстрактные порядки могут проходить через процесс эволюции, при котором они перевоплощаются из одной материальной формы в другую только благодаря наличию готовых образцов, — наделяет наш мир особым измерением: вектором времени (Blum, 1951). С ходом времени появляется нечто новое, ранее не существовавшее: самоподдерживающиеся и развивающиеся структуры, представленные до какого-то момента лишь определенными материальными воплощениями, обретают самостоятельное бытие, сохраняясь во времени в самых разнообразных манифестациях. Возможность образования структур посредством репродуцирования повышает шансы количественного умножения тех элементов, которые обладают такой способностью. Отбираться и увеличиваться в числе будут преимущественно те элементы, которые способны образовывать более сложные структуры, а возрастание количества последних в свою очередь будет вести к образованию еще более сложных структур, обладающих той же способностью к репродуцированию. Появившись однажды, подобная модель становится такой же составляющей мирового порядка, как и любой материальный объект. Что касается структур человеческого взаимодействия, то определяющими для различных схем групповой активности оказываются те практики, которые передаются индивидами из поколения в поколение; возникающие таким образом порядки сохраняют свой общезначимый характер только благодаря постоянному изменению (приспособлению).

 

Приложение D. Отчуждение, добровольные изгои и претензии тунеядцев

 

Здесь я хотел бы поделиться несколькими соображениями по вопросам, вынесенным в заголовок настоящего раздела. 1. Как мы уже видели, конфликт между эмоциями индивида и тем, чего ожидают от него в расширенном порядке, практически неминуем: врожденные реакции прорывают сеть усвоенных правил, поддерживающих цивилизацию. Но один лишь Руссо выдал литературную и интеллектуальную санкцию на проявления, представлявшиеся культурным людям обыкновенной неотесанностью (из-за чего они и были в свое время отринуты). Испытывая ностальгию по простому, первобытному, и даже варварскому, Руссо рассматривает "естественное" (читай — "инстинктивное") как благо, как желательное; он убежден, что следует утолять свои желания, а вовсе не томиться в оковах, якобы изобретенных и навязанных эгоистическими устремлениями. В более мягкой форме разочарование в нашей традиционной морали, не способной доставлять достаточно удовольствий, недавно выразилось в ностальгии по "малому", которое "прекрасно", или в сетованиях по поводу "Безрадостной экономики" (Schumacher, 1973; Scitovsky, 1976, равно как и основная часть литературы по "отчуждению"). 2. Сам факт существования, рассмотренный с позиций справедливости, или нравственности, не дает привилегий кому бы то ни было перед кем бы то ни было. Отдельные лица или группы могут брать на себя обязанности по отношению к конкретным индивидам; однако, являясь частью системы общих правил, содействующих росту и умножению человечества, не всякая жизнь, даже из уже существующих, обладает моральным правом на сохранение. Некоторые эскимосские племена в начале сезона миграции оставляют своих дряхлых стариков умирать, и эта практика, кажущаяся нам столь жестокой, может быть, совершенно необходима для того, чтобы их потомки смогли дожить до следующего сезона. И до сих пор остается открытым вопрос, обязывает ли нравственность поддерживать жизнь неизлечимо больных так долго, как позволяет современная медицина. Подобные вопросы возникают еще раньше, чем мы задумываемся над тем, кому правомерно было бы адресовать наши претензии. Права проистекают из системы отношений, частью которой становится предъявитель этих прав, помогающий укреплению этой системы. Если он перестает помогать или никогда не старался этого делать (или никто не делал этого за него), то у него и нет никаких оснований претендовать на такого рода права. Отношения между индивидами могут существовать только как продукт их воли, но само по себе желание притязателя едва ли налагает какие-либо обязательства на других. Только ожидания, порождаемые длительной практикой, могут налагать обязанности на членов сообщества, составляющих в нем большинство. Это одна из причин, по которой пробуждать ожидания следует со всею осмотрительностью, чтобы человек не брал на себя обязательств, которых выполнить не в состоянии. 3. Социализм приучил многих к тому, что можно предъявлять права независимо от своей роли, от своего участия в поддержании системы. В сущности, социалисты, если поглядеть с точки зрения моральных норм, создавших расширенный порядок цивилизации, подстрекают людей к нарушению закона. Люди, предъявляющие претензии по поводу своего "отчуждения" от того, о чем они, по всей видимости, так и не получили правильного представления, люди, предпочитающие жить как тунеядствующие изгои и питаться плодами процесса, ими никак не поддерживаемого, — вот истинные сторонники призыва Руссо о возврате к природе. Главным источником зла они провозглашают те институты, которые сделали возможным формирование порядка человеческого взаимодействия. Я не ставлю под сомнение право любого человека добровольно уйти от цивилизации. Но каковы "правомочия" этих людей? Должны ли мы субсидировать их отшельничество? Ни у кого нет оснований претендовать на исключение из правил, являющихся опорой для цивилизации. Мы можем помогать слабым и немощным, младенцам и старикам, но при одном условии: если разумные взрослые люди подчиняются безличной дисциплине, которая и дает нам такую возможность. Было бы совершенно неправильным считать подобные заблуждения свойственными молодости. Дети подражают отцам — типичным интеллектуалам, проповедующим с кафедр психологии и социологии образования (которые их и готовят), — а эти проповеди являются бледными копиями учений Руссо и Маркса, Фрейда и Кейнса — учений, пропущенных через умы тех, у кого желания простираются гораздо шире, чем понимание.

 

Приложение E. Игра как школа обучения правилам

 

Те практики, которые привели к образованию спонтанного порядка, имеют много общего с правилами игры. Попытка проследить возникновение конкуренции в игре завела бы нас слишком далеко, но мы можем многое почерпнуть из мастерского и поучительного анализа роли игры в эволюции культуры, проведенного историком Иоханном Хейзингой, чью работу исследователи человеческого порядка не сумели оценить по достоинству (1949: особенно 5, 11, 24, 47, 51, 59 и 100, а также см. Knight, 1923/1936: 46, 50, 60–66; и Hayek, 1976: 71 и сноска 10). Хейзинга пишет, что "в мифе и ритуале берут начало великие инстинктивные силы цивилизованной жизни: закон и порядок, торговля и прибыль, ремесла и искусство, поэзия, мудрость и наука. Все они уходят корнями в первобытную почву игры" (1949: 5); игра "создает порядок, сама есть порядок" (1950: 10) "Она протекает в собственных, свойственных именно ей временных и пространственных границах упорядоченным образом и согласно жестким правилам" (1949: 15 и 51). Действительно, игра — прекрасный пример процесса, в котором участники, преследуя разные, и даже противоположные цели, но, подчиняясь общим правилам, в результате достигают всеобъемлющего порядка. Более того, современная теория игр показала, что наряду с играми, приводящими к тому, что выигрыш одной стороны уравновешивается точно таким же проигрышем другой, существуют другие игры, способные приносить чистый выигрыш всем участникам. Развитие расширенной структуры человеческого взаимодействия стало возможным благодаря участию индивидов в играх второго типа — играх, ведущих к всеобъемлющему росту производительности.

 

Приложение F. Заметки об экономики и антропологии населения

 

Проблемы, рассмотренные в гл. 8, занимали экономическую науку со дня ее возникновения. Не будет ошибкой сказать, что экономическая наука родилась в 1681 г., когда сэр Уильям Петти (один из основателей Королевского общества, коллега сэра Исаака Ньютона, который был чуть моложе его) обратил пристальное внимание на причины стремительного разрастания Лондона. Ко всеобщему удивлению, он обнаружил, что Лондон разросся настолько, что стал больше Парижа и Рима вместе взятых. В работе "Другой опыт по политической арифметике, рассматривающий рост города Лондона" он объяснял, как более высокая плотность населения сделала возможным большее разделение труда: "Каждая мануфактура будет разделяться на столько частей, сколько это возможно… При производстве часов один человек будет делать колесики, другой — пружину, третий — гравировать циферблат… и часы будут лучше и дешевле, чем когда вся работа возложена на одного человека. И мы видим также, что в таких городах и на таких улицах большого города, где почти все жители заняты одним и тем же ремеслом, изготовляемый товар лучше и дешевле, чем где-либо в ином месте. Более того, когда все виды мануфактур сосредоточены в одном месте, каждое отходящее судно может очень быстро получить необходимый ему груз, составленный из стольких продуктов разного рода, сколько может их взять у него порт, в который оно направляется." (1681/1899: II, 453 и 473 Петти, 1940: 231)

Петти осознавал также, что "малочисленность населения есть истинный источник нищеты; и нация, насчитывающая восемь миллионов человек, вдвое богаче нации, обладающей такой же территорией, но при четырех миллионах населения; а что до правителей, на которых возложена великая ответственность, то они могут служить как большему, так и меньшему числу людей" (1681/1899: II, 454–455 и 1927: II, 48). Как жаль, что специально написанное им эссе о "Приумножении человечества", по-видимому, утеряно (1681/1899: I, 454–455 и 1927: I, 43). Но общая концепция, несомненно, перешла от него через Бернарда Мандевиля (1715/1924: I, 356 Мандевиль, 1974: 318) к Адаму Смиту, заметившему, как указано в гл. 8, что разделение труда ограничено емкостью рынка и что рост населения имеет решающее значение для процветания страны. Если экономисты с самого начала поглощены рассмотрением этих вопросов, то антропологи в последнее время не уделяли достаточного внимания эволюции моральных норм ("наблюдать" которую, разумеется, почти невозможно); а попытки следовать эволюционному подходу пресекались не только топорным социал-дарвинизмом, но и социализмом с его предрассудками. И все-таки мы обнаруживаем, что знаменитый антрополог-социалист в исследовании "Урбанистическая революция" определяет "революцию" как "кульминацию прогрессивных изменений экономической структуры и социальной организации сообществ, что вызывало драматический рост населения или сопровождалось им" (Childe, 1950: 3). Важные для нас мысли можно найти и в работах М. Ж. Герсковица: "Связь численности населения с окружающей средой и технологией, с одной стороны, и уровнем производства на душу населения — с другой — представляется величайшей проблемой, когда речь идет о поиске комбинаций, обеспечивающих данному народу экономический выигрыш… В общем, похоже, что вопрос о выживании острее всего стоит в малочисленных обществах. И наоборот, как раз в группах. большей численности, когда появляется специализация, столь существенная для производства такого количества товаров, которого более чем достаточно для обеспечения всех средствами существования, общество получает возможность наслаждаться досугом." (I960: 398)

То, что часто изображается биологами (например, Carr-Saunders, 1922; Wynne-Edwards, 1962; Thorpe, 1976) как в первую очередь механизм, ограничивающий рост населения, с таким же успехом можно представить как механизм увеличения или, скорее, приведения его численности к долговременному равновесию с ресурсами территории — механизм, который приводится в действие кат при появлении возможностей, благоприятных для поддержания жизни большего числа людей, так и при всевозможных затруднениях, обусловленных временным избытком населения. Природа достаточно изобретательна и в том, и в другом, а человеческий мозг, видимо, стал самой эффективной структурой, позволившей одному виду сделаться могущественнее и распространеннее всех других.

 

Приложение G. Суеверия и сохранение традиций

 

Книга была уже подготовлена к печати, когда д-р Д. А. Рис, давая дружеский отзыв о прочитанной мною лекции, привлек мое внимание к замечательному небольшому исследованию сэра Джеймса Фрэзера (1909) — "Задача для души" — с подзаголовком, который я вынес в название настоящего раздела. В нем, пояснял Фрэзер, он попытался "отделить зерна от плевел". Там рассматриваются вопросы, ставшие основным предметом моего исследования, причем рассматриваются примерно с тех же позиций. Однако, будучи выдающимся антропологом, Фрэзер в своем исследовании приводит такое количество эмпирического материала (особенно касающегося ранних ступеней развития собственности и семьи), что, имей я такую возможность, я бы привел здесь все 84 страницы его работы в качестве наглядного приложения к своей книге. Из заключений Фрэзера, имеющих прямое отношение к предмету моей книги, следует выделить объяснение того, как суеверия, укрепляя уважение к браку, способствовали более строгому соблюдению правил половой морали — и среди состоящих в браке, и среди холостых. В главе о частной собственности (17) Фрэзер подчеркивает, что "вследствие наложения на вещь табу, она наделялась сверхъестественной или магической силой, что практически делало ее не доступной ни для кого, кроме владельца. Таким образом, табу становилось мощным средством, закрепляющим отношения — наши друзья-социалисты, возможно, скажут: заковывающим в цепи частной собственности". И далее (19) он приводит сообщение более раннего автора о том, что в Новой Зеландии "форма tapu служила надежным стражем собственности", и еще раньше (20) — о Маркизских островах, где "первейшей миссией табу, несомненно, было утверждение собственности как основы всего общества". Есть у Фрэзера и вывод (82), что "суеверие оказало человечеству огромную услугу. Многим оно послужило основанием, пусть и ложным, для правильных действий; и, конечно же, для мира лучше, когда вредные мотивы приводят людей к правильным поступкам, чем когда из лучших побуждений совершаются вредные дела. Для общества важно не то, как думают, а то, как себя ведут; и коль скоро наши поступки добры и справедливы, для ближнего не имеет ни малейшего значения: ошибочны наши взгляды или нет".

 

Библиография

 

1. Alchian, Armen (1950), "Uncertainty, Evolution and Economic Theory", Journal of Political Economy 58, reprinted in revised form in Alchian (1977).

2. Alchian, Armen (1977), Economic Forces at Work (Indianapolis: Liberty Press).

3. Alland, A. Jr. (1967), Evolution and Human Behavior (New York: Natural History Press).

4. Alvarez, Louis W. (1968), "Adress to Students", in Les Prix Nobel.

5. Babbage, Charles (1832), On the Economy of Machinery and Manufacture (London: C. Knight).

6. Baechler, Jean (1975), The Origin of Capitalism (Oxford: Blackwell).

7. Bailey, S. (1840), A Defence of Joint-Stock Banks and Country Issues (London: James Ridgeway).

8. Barker, Ernest (1948), Traditions of Civility (Cambridge: Cambridge University Press).

9. Barry, Brian M. (1961), "Justice and the Common Good", Analysis 19.

10. Bartley, W. W., III (1962/84), The Retreat to Commitment (New York: Alfred A. Knopf, Inc., 1962), 2nd, revised and enlarged edition (La Salle: Open Court, 1984).

11. Bartley, W. W., III (1964), "Rationality versus the Theory of Rationality", in Mario Bunge, ed.: The Critical Approach to Science and Philosophy (New York: The Free Press).

12. Bartley, W. W., III (1978), "Consciousness and Physics: Quantum Mechanics, Probability, Indeterminism, the Body-MindProblem", in Philosophia, 1978, pp. 675–716.

13. Bartley, W. W., III (1982), "Rationality, Criticism and Logic", Philosophia, 1982, pp. 121–221.

14. Bartley, W. W., III (1985/87), "Knowledge Is Not a Product Fully Known to Its Producer", in Kurt R. Leube and Albert Zlabinger, eds., The Political Economy of Freedom (Munich: Philosophia Verlag, 1985); and in revised and expanded form as "Alienated Alienated: The Economics of Knowledge versus the Psychology and Sociology of Knowledge", in Radnitzky and Bartley (1987).

15. Bateson, William (1913), Problems of Genetics (New Haven: Yale University Press).

16. Bauer, Peter (1957), Economic Analysis and Policy in Underdeveloped Countries (London: Cambridge University Press).

17. Bauer, Peter (1971), "Economic History as a Theory", Economica N. S. 38, pp. 163–179.

18. Bauer, Peter (1972), Dissent on Development (Cambridge, Mass.: Harvard University Press).

19. Bauer, Peter (1981), Equality, The Third World and Economic Delusions (Cambridge, Mass.: Harvard University Press).

20. Bauer, Peter and Basil S. Yamey (1957), The Economics of Underdeveloped Countries (Chicago: University of Chicago Press).

21. Baumgardt, D. (1952), Bentham and the Ethics of Today (Princeton: Princeton University Press).

22. Bell, Daniel and Irving Kristol, eds. (1971), Capitalism Today (New York: Basic Books, Inc.).

23. Bentham, Jeremy (1789/1887), Works, ed. John Bowring (Edinburgh: W.Tait).

24. Bloch, Ernst (1954-59), Das Prinzip Hoffnung (Berlin: Aufbau Verlag; English translation. The Principle of Hope (Cambridge, Mass.: MIT Press, 1986)).

25. Blum, H. F. (1951), Time's Arrow and Evolution (Princeton: Princeton University Press).

26. Bonner, John Tyier (1980), The Evolution of Culture In Animals (Princeton: Princeton University Press).

27. Bopp, F. (1927), Geschichte der indogermanischen Sprachwissenschaft (Berlin: GrundriB der indogermanischen Sprach und Altertumskunde).

28. Born, Max (1968), My Life and My Views (New York: C. Scribner). русск. перевод: Борн М. Моя жизнь и взгляды. М., Прогресс, 1973.

29. Boserup, Esther (1965), The Conditions of Agricultural Growth (London: George Alien and Unwin).

30. Boserup, Esther (1981), Population and Technological Change. A Study of Long Term Trends (Chicago: University of Chicago Press).

31. Braudel, Fernand (1981), Civilization and Capitalism: 15th-18th Century, Vol. I, The Structures of Everyday Life: The Limits of the Possible (New York: Harper and Row), русск. перевод: Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV–XVIII вв. — Т. 1, "Структуры повседневности: возможное и невозможное". М., Прогресс, 1986.

32. Braudel, Fernand (1982a). Civilization and Capitalism: 15th-18th Century, Vol. II, The Wheels of Commerce (New York: Harper and Row) русск. перевод: Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV–XVIII вв. — Т. 2, "Игры обмена". М., Прогресс, 1988.

33. Braudel, Fernand (1982b), in Le Monde, March 16.

34. Braudel, F. (1984), Civilization and Capitalism: 15th-18th Century, Vol. III, The Perspective of the World (New York: Harper and Row).

35. Bullock, Allan and Oliver Stallybrass, eds. (1977), The Harper Dictionary of Modern Thought (New York: Harper and Row). Published in Britain as The Fontana Dictionary of Modern Thought.

36. Burke, E. P. (1816), "Letter to a Member of the National Assembly", in Works (London: F. C. and J. Rivington).

37. Butler, Samuel (1663–1678), Hudibras, Part I (London: J. G. for Richard Marriot under Saint Dunstan's Church in Fleet Street, 1663); Part II (London: T. R. for John Martyn and James Allestry at the Bell in St. Paul's Church Yard, 1664); Part III (London: Simon Miller at the Sign of the Star at the West End of St. Paul's, 1678).

38. Campbell, E. G., ed. (1972), Sexual Selection and the Descent of Man, 1871–1971 (Chicago: Aldine Publishing Co.).

39. Campbell, Donald T. (1974), "Evolutionary Episte-mology", in P.A. Schilpp, ed.: The Philosophy of Karl Popper (La Salle: Open Court, 1974), pp. 413–463, reprinted in Radnitzky and Bartley (1987).

40. Campbell, Donald T. (1977), "Descriptive Epistemology", William James Lectures, Harvard University, mimeo-graphed.

41. Carlyle, Thomas (1909), Past and Present (Oxford: Oxford University Press), русск. перевод: Карлейль Т. Теперь и прежде… М., 1906.

42. Carr-Saunders, А. М. (1922), The Population Problem: A Study in Human Evolution (Oxford: Clarendon Press).

43. Chagnon, Napoleon A. and Willian Irons, eds. (1979), Evolutionary Biology and Human Social Behaviour (North Scituate, Mass.: Duxbury Press).

44. Chapman, J. W. (1964), "Justice and Fairness", Nomos 6, Justice (New York: New York University Press).

45. Childe, V. Gordon (1936), Man Makes Himself (New York: Oxford University Press).

46. Childe, V. Gordon (1936/81), Man Makes Himself, Introduction by Sally Green (Bradford-on-Avon, Wiltshire: Moonraker, 1981).

47. Childe, V. Gordon (1950), "The Urban Revolution", The Town Planning Report.

48. Clark, Grahame (1965), 'Traffic in Stone Axe and Adze Blades", Economic History Review 18, 1965, pp. 1-28.

49. Clark, R. W. (1971), Einstein: The Life and Times (New York: World Publishing Company).

50. Clifford, W. K. (1879), "On the Scientific Basis of Morals" (1875) and "Right and Wrong: the Scientific Ground of Their Distinction" (1876), in Lectures and Essays, Vol. 2 (London: Macmillan and Co.).

51. Coase, R. H. (1937), "The Nature of the Firm", Economica4.

52. Coase, R. H. (1960), "The Problem of Social Cost", Journal of Law and Economics 3.

53. Coase, R. H. (1976), "Adam Smith's View of Man", Journal of Law and Economics,

54. Cohen, J. E. (1984), "Demographic Doomsday Deferred", Harvard Magazine,

55. Cohen, Morris R. (1931), Reason and Nature (New York: Harcourt, Brace and Co.).

56. Cohn, Norman (1970), The Pursuit of the Millennium, revised and expanded edition (New York: Oxford University Press).

57. Comte, A. (1854), "La superiorite necessaire de la morale demontree sur la morale revelee", in Systeme de la politique positive, I (Paris: L, Mathias), p. 356.

58. Confucius, Analects, trans. A. Waley (London: George Alien and Unwin, Ltd., 1938), русск. перевод: Семененко И. И. Афоризмы Конфуция. М., Издательство Московского университета, 1987.

59. Curran, Charles (1958), The Spectator, July 6, p.8.

60. Dairaines, Serge (1934), Un Socialisme d'Etat quinze Siecles avant Jesus-Christ (Paris: Libraire Orientaliste P. Geuthner).

61. Demandt, Alexander (1978), Metaphern fur Geschichte, (Munich: Beck).

62. Durham, William (1979), "Towards a Co-evolutionary Theory of Human Biology and Culture", in N. Chagnon and W. Irons, eds.. Evolutionary Biology and Human Social Behaviour (North Scituate, Mass.: Duxbury Press).

63. Edelman, Gerald M. (1987), Neural Darwinism: The Theory ofNeuronal Group Selection (New York: Basic Books).

64. Edmonds, J. M. (1959), The Fragments of Attic Comedy, Vol. II (Leiden: E. J. Brill), in three volumes, 1957-61.

65. Einaudi, Luigi (1948), "Greatness and Decline of Planned Economy in the Hellenistic World", Kyklos II, pp. 193–210, 289–316.

66. Einstein, A. (1949/56), "Why Socialism?", in Out of My Later Years (New York: Philosophical Library); see also Monthly Review, May 1949.

67. Emmet, Dorothy M. (1958), Function, Purpose and Powers: Some Concepts in the Study of Individuals and Societies (London: Macmillan).

68. Evans-Pritchard, E. (1965), Theories of Primitive Religion (Oxford: Clarendon Press).

69. Everett, C.W. (1931), The Education of Jeremy Bentham (New York: Columbia University Press).

70. Farb, Peter (1968), Man's Rise to Civilization (New York: Dutton).

71. Farb, Peter (1978), Humankind (Boston: Houghton Mifflin).

72. Ferguson, Adam (1767/1773), An Essay on the History of Civil Society, third edition (London: A. Millar and T. Caddel). русск. перевод: Фергюсон А. Опыт истории гражданского общества. Спб., 1817.

73. Ferguson, Adam (1792), Principles of Moral and Political Science, Vol. II (Edinburgh: A. Strahan and T. Caddel).

74. Ferri, Enrico (1895), Annales de I'lnstitut Internationale de Sociologie I.

75. Finey, Moses I. (1973), An Ancient Economy (London: Chatto and Windus, Ltd.).

76. Flew, A. G. N. (1967), Evolutionary Ethics (London: Macmillan).

77. Fontana/Harper Dictionary of Modern Thought (1977), see Bullock and Stallybrass.

78. Frazer, J. G. (1909), Psyche's Task (London: Macmillan).

79. Freud, Sigmund (1930), Civilization and Its Discontents (London: Hogarth Press).

80. Ghiselin, Michael T. (1969), The Triumph of the Darwinian Method (Berkeley: University of California Press).

81. Gossen, H. H. (1854/1889/1927/1983), Entmcklung der Gesetze des menschlichen Verkehrs und der daraus flieBenden Regein fur menschliches Handein (Braunschweig: Vieweg, 1854; Berlin: R. L. Prager, 1889; third edition, with introduction by F. A. Hayek (Berlin: R. L. Prager, 1927); English translation: The Lam of Human Relations and the Rules of Human Action Derived Therefrom, trans. Rudolph C. Blitz (Cambridge: MIT Press. 1983)).

82. Gruber, Howard E. (1974), Darwin on Man: A Psychological Study of Scientific Creativity, Together with Darwin's Early and Unpublished Notebooks, transcribed and annotated by Paul H. Barren (New York: E.P.Dutton and Co., Inc.).

83. Haakonssen, Knud (1981), The Science of a Legislator: the Natural Jurisprudence of David Hume and Adam Smith (Cambridge: Cambridge University Press).

84. Hardin, Garrett James (1961), Nature and Man's Fate (New York: The New American Library).

85. Hardin, Garrett James (1980), Promethean Ethics: Living with Death, Competition and Triage (St. Louis: Washington University Press).

86. Hardy, Alister (1965), The Living Stream: Evolution and Man (New York: Harper and Row).

87. Hayek, F. A. (1935), ed.. Collectivist Economic Planning: Critical Studies on the Possibilities of Socialism (London: George Routledge and Sons).

88. Hayek, F. A. (1936/48), "Economics and Knowledge", reprinted in Hayek (1948).

89. Hayek, F. A. (1941), The Pure Theory of Capital (London: Routledge and Kegan Paul, Ltd.).

90. Hayek, F. A. (1945/48), "The Use of Knowledge in Society", reprinted in Hayek (1948).

91. Hayek, F. A. (1948), Individualism and Economic Order (London: Routledge and Kegan Paul, Ltd.).

92. Hayek, F. A. (1949/67), "The Intellectuals and Socialism", University of Chicago Law Review 16, Spring 1949; reprinted in Hayek (1967).

93. Hayek, F. A. (1951), John Stuart Mill and Harriet Taylor: Their Friendship and Subsequent Marriage (London: Routledge and Kegan Paul).

94. Hayek, F.A. (1952), The Sensory Order (Chicago: University of Chicago Press).

95. Hayek, F.A. (1952/79), The Counter-Revolution of Science: Studies on the Abuse of Reason (Indianapolis: Liberty Press,1979).

96. Hayek, F. A. (1954/1967), "History and Politics", in F. A. Hayek, ed., Capitalism and the Historians (London: Routledge and Kegan Paul, Ltd., 1954), reprinted in Hayek (1967).

97. Hayek, F. A. (1960), The Constitution of Liberty (London: Routledge and Kegan Paul, Ltd.).

98. Hayek, F. A. (1963/67), "The Legal and Political Philosophy of David Hume", Il Politico, XXVIII/4, reprinted in Hayek (1967).

99. Hayek, F. A. (1964), "The Theory of Complex Phenomena", in Мало A. Bunge, ed. The Critical Approach to Science and Philosophy: Essays in Honor of Karl К Popper (New York: Free Press, 1964), reprinted in Hayek (1967).

100. Hayek, F. A. (1967), Studies in Philosophy, Politics and Economics (London: Routledge and Kegan Paul, Ltd.).

101. Hayek, F.A. (1967/78a), "Dr. Bernard Mandeville" in Proceedings of the British Academy, 52, reprinted in Hayek (1978).

102. Hayek, F. A. (1967/78b), "The Confusion of Language in Political Thought", address delivered in German to the Walter Eucken Institute in Freiburg im Breisgau and published in 1968 as an Occasional Paper by the Institute of Economic Affairs, London: reprinted in Hayek (1978).

103. Hayek, F. A. (1970/78), Die Irrtumer des Konstruktivismus und die Grundlagen leg/timer Kritik gesellshaftlicher Gebilde (Munich and Salzburg: Fink Verlag, 1970), reprinted (Tubingen: J. C. B. Mohr (Paul Siebeck) Verlag, 1975), published in English translation in Hayek (1978).

104. Hayek, F. A. (1972/78), A Tiger by the Tail (London: Institute of Economic Affairs).

105. Hayek, F. A. (1973), Law, Legislation and Liberty, Vol. I, Rules and Order (London: Routledge and Kegan Paul, Ltd.). Hayek, F. A. (1976), Law, Legislation and Liberty, Vol. II, The Mirage of Social Justice (London: Routledge and Kegan Paul, Ltd.). Hayek, F. A. (1976/78), Denationalisation of Money (London: The Institute of Economic Affairs, second edition, revised and expanded, 1978).

106. Hayek, F. A. (1978), New Studies In Philosophy, Politics, Economics and the History of Ideas (London: Routledge and Kegan Paul, Ltd.).

107. Hayek, F. A. (1979), Law, Legislation and Liberty, Vol. III, The Political Order of a Free People (London: Routledge and Kegan Paul, Ltd.).

108. Hayek, F. A. (1983), "The Weasel Word Social", Salisbury Review, Autumn 1983.

109. Hayek, F. A. (1986), "Market Standards for Money", Economic Affairs, April/May, pp. 8-10.

110. Heilbroner, Robert (1970), Between Capitalism and Socialism: Essays In Political Economics (New York: Random House).

111. Herder, J. G. (1784/1821), Ideen zur Philosophic der Geschlchte der Menschhelt (Leipzig: J. F. Hartknoch, second ed., 1821). See also Abhandlung uber den Ursprung der Sprache, 1772. русск. перевод: Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. М., Наука, 1977.

1


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.139 с.