Система публичного и частного права. Критерии их дифференциации. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Система публичного и частного права. Критерии их дифференциации.

2019-12-21 267
Система публичного и частного права. Критерии их дифференциации. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Особое значение для общего административного права имеет разграничение между публичным правом и гражданским правом. В то время как гражданское право касается правоотношений субъектов частного права, публичное право и, следовательно, общее административное право регулируют, в частности, правовые отношения между государством как высшим должностным лицом и его гражданами. При этом необходимость разграничения между публичным правом и частным правом возникает из того факта, что государство может действовать как публично-юридически, так и в частном порядке. Если государственный орган приобретает, например, канцелярские принадлежности, он не действует в рамках своей функции в качестве государственного высочества, но, как и все остальные, заключает также частный договор купли-продажи в соответствии с Главой 30 Гражданского кодекса РФ[9]. Однако, если орган дает разрешение на строительство, он действует в рамках своей законной юрисдикции и, следовательно, публично-юридически. Как только гражданин хочет принять меры против государства, практическая значимость разграничения становится очевидной: государство действует публично-юридически, что обуславливает иной порядок защиты права, и требования правовой защиты и процессуальные требования различны.

Из-за этого часто необходимо различать публичное право и частное право. Такое разграничение может осуществляться различными способами: либо определить соответствующую правовую основу и затем связать ее с частным правом или публичным правом, либо использовать другие критерии распределения, такие как соответствующая организационная форма, форма действия или общая взаимосвязь.

В большинстве случаев вопрос о том, является ли это частным или публично-правовым спором, оценивается в соответствии с тем, о чем стороны спорят в юридическом отношении. При этом необходимо сначала определить предметную правовую норму, то есть правило, соответствующее спорным правоотношениям. Эта норма также относится к публичному праву или к частному праву.

Для этого разграничения были разработаны в основном три теории разграничения, которые, однако, следует использовать с осторожностью для решения спорных вопросов. Тем не менее, знание этих теорий имеет важное значение, так что ниже кратко рассматриваются основные критерии разграничения.

Теория интересов опирается на противоположность общественного (государственного) интереса и частного интереса. Таким образом, правовые нормы являются публично-юридическими, которые служат, прежде всего, публичным интересам. Однако те нормы, которые служат, прежде всего, частным интересам, должны быть отнесены к частному праву. Следовательно, публичное право должно приниматься, в частности, если правоотношения находятся в интересах общества. Это происходит, прежде всего, в тех случаях, когда затрагивается общее благо, например, когда речь идет о безопасности дорожного движения или о здоровье населения.

В случае, если речь идет о личном интересе отдельного субъекта, не являющегося публичным, который вступает в правоотношение с целью удовлетворения своих интересов без участия государства.

Однако в этой связи проблематично провести четкое разграничение с помощью теории интересов, что не всегда возможно, поскольку многие нормы служат как общественным, так и частным интересам. Это происходит примерно в том случае, когда публично-правовые нормы дают субъективно-государственные правовые позиции граждан перед администрацией. В этих случаях спорные нормы часто ориентированы также на индивидуальные интересы, но все же должны быть отнесены к публичному праву. И наоборот, например, когда государственное управление закупает предметы для выполнения своих общеэкономических задач, это влияет на общий интерес к благосостоянию. Тем не менее, здесь гражданско-правовой договор купли-продажи, который подлежит частному праву. Таким образом, становится ясно, что теория интересов оказывается нецелесообразной во многих областях.

Теория субординации направлена на подчинение между гражданином и высшим должностным лицом. После этого правовые нормы должны быть отнесены к публичному праву, если они обосновывают отношение подчиненности и имеют право на одностороннее регулирование. Например, такое отношение имеют предписание, дозволение или запрет.

Гражданское право, согласно этой теории, имеет значение тогда, когда отношения характеризуются диспозитивным равенством. Такое отношение имеет место тогда, когда субъекты прав имеют юридически равные права, как это происходит, например, при заключении договора.

Но и эта теория не дает убедительных результатов во всех случаях. Во-первых, она выступает против того, что в частном праве существуют сверх - и подчиненные отношения, например, в рамках отношений родитель-ребенок или в отношении работодателя к работнику. А также в публичном праве, например, в публично-правовом договоре вполне равные отношения узнаваемы. В этих случаях использование теории субординации не помогает.

Также применима модифицированная теория субъекта. Она зависит от субъекта соответствующего правоотношения. После этого правовые нормы относятся к публичному праву только в том случае, если соответствующее действие вправе совершить только государство или уполномоченный им субъект.

Но даже эта теория, которая дает самые надежные результаты, не может решить задачу разграничения с абсолютной достоверностью. Таким образом, теория, в частности, не допускает разграничения, если уже неясно, какая правовая норма должна использоваться в рамках спорных правовых отношений.

Таким образом, можно сказать, наконец, к теориям разграничения, что они должны быть применены с осторожностью. Для принятия окончательного решения о том, является ли норма публично-правовой или частно-правовой, теории должны всегда использоваться в совокупности, применяя их в сочетании и принимая во внимание особенности каждого конкретного случая.

Безусловно, что абсолютной публичноправовой или частнопра­вовой отрасли не существует. Публично-правовые элементы при­сутствуют в отраслях частного права, равно как и наоборот. К при­меру, в семейном праве к публично-правовым элементам относятся судебный порядок расторжения брака, лишения родительских прав, взыскания алиментов. В земельном праве публично-право­вой элемент имеет значительное проявление - определение по­рядка землеустройства, предоставления (отвода) земель, изъятия земель и др. Применительно к каждой конкретной отрасли права имеет место комбинирование этих юридических приемов.

Границы между частным и публичным правом исторически подвижны и изменчивы. Так, изменение в Российской Федерации форм собственности на землю принципиально повлияло на характер земельного права, перешедшего под «юрисдикцию» частного права (хотя и сохраняя публично-правовые элементы). Эти же при­чины обусловливают изменение внутри отраслей частного и пуб­личного права. В этом случае можно говорить о двух тенденциях: внутриотраслевой консолидации и дифференциации. Так, можно предположить, что такие отрасли права, как уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное и отрасли законодатель­ства - административно-процессуальное и арбитражно-процессуальное, консолидируются в единую ветвь публичного права - процессуальное (судебное) право. Высказано предположение о том, что семейное право будет «поглощено» гражданским правом.

Что касается внутриотраслевой дифференциации, то уже сей­час создались предпосылки для выделения муниципального права из состава конституционного. По опыту зарубежных стран можно предположить, что произойдет отпочкование налогового права из состава финансового (в США, к примеру, это наиболее крупная отрасль).

Система права находится под значительным влиянием субъек­тивного фактора - нормотворческой деятельности государства. Со­ответственно этот фактор также будет оказывать значительное вли­яние на соотношение между частным и публичным правом. Очевид­но, можно предположить, что если возобладает идея сильного госу­дарства, то это одновременно будет означать усиление публичноправовых начал в общественной жизни. Если же принцип связанности государства правом окажется реальным фактом, то частноправовые начала будут расширять сферы своего влияния.

Исследовав совокупность представленных в науке критериев разграничения частного и публичного права можно осуществить следующую классификацию существующих отраслей права в отечественной правовой системе:

К системе публичного права относится: конституционное право, административное право, финансовое право, уголовное право, экологическое право, процессуальное право (гражданское, арбитражное, уголовное и административное).

К системе частного права относится: гражданское право, семейное право, трудовое право, земельное право, международное частное право.



Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.