Конфуцианская педагогика корейского кино — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Конфуцианская педагогика корейского кино

2019-09-09 183
Конфуцианская педагогика корейского кино 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Тони Кашани называет кино «ясной и простой обучающей машиной». Он пишет: Анри А. Жиру, американский философ педагогики, в своей книге «Врываясь в кино» опирается на то, что кино превалирует в популярной и глобальной культуре в качестве посредника, с помощью которого люди коммуницируют друг с другом.[30] Это значит, что поведение главных героев как бы кодифицирует поведенческую норму. Аудитория получает разработанный образец для подражания вплоть до мелочей. Известный курьёз – падение потребительского спроса на майки после показа комедии «Это случилось однажды ночью» (США, Фрэнк Капра, 1934), в которой Кларк Гейбл в сцене с эротическим посылом снимает рубаху, а под ней не оказывается майки.

Кассовые фильмы зная о побочном рекламном эффекте массовго кино, заранее берут часть бюджета у производителей – машин, напитков, одежды. Но кроме явной рекламы, фильм, намеренно или нет, рекламирует поведенческие паттерны. Кино присоединилось к литературе, театру, живописи, создающих культуру поведения, дающих моральные стандарты, и превзошло возможности других искусств.

«Именно благодаря кинематографу и другим изменениям, связанным с эволюцией сообществ и появлением популярной сферы в культуре, вдруг, на протяжении одного поколения, традиционную модель сменила парадигма, основанная на заимствовании примеров из источников, которые до этого момента были доступны исключительно привилегированному классу. Народная традиция, устные сообщения, сформированные в семье модели, которые до этого времени регулировали поведение в обществе (в том числе, эротические) дополняются, а потом замещаются массовой культурой. Причем необыкновенно значимую роль в этой культуре играет немое кино (для просмотра которого не требуется ни особых знаний, ни больших финансовых расходов).[31]

Так чему же корейцы учат своих зрителей?

Различая два дискурса кино – направленный на равного собеседника, и направленный на младшего – кино конфуцианской культуры выражено дает образцы высокой морали, почитания родителей, патриотизма, дружеских отношений и даже личной гигиены, то есть в прямом смысле учит готовить, убираться дома, следить за собой. Но только «младших» зрителей – потребителей масскультуры.

Регламентация бытовых привычек при помощи привлекательных героев и героинь сериалов описана в статье о культуре повседневности в дорамах (искаженное английское слово drada распространилось из японского языка. Так называются сериалы производства Японии, Китая, Кореи, Тайваня и т.д.). «Демонстрация культуры повседневности с одной стороны трансляция окружающей действительности кинематографическими средствами собственному населению, с другой – ее репрезентация иностранному зрителю, поэтому для киноиндустрии становится важным, на наш взгляд, подчеркнуть уникальность и выразить национальную специфику именно корейской культуры. Корейская дорама целенаправленно транслирует зрительской аудитории, что необходимо делать, чтобы стать похожим на персонажей. Во-первых, это поддержание здоровья тела: утренние пробежки в парке, походы в горы, занятия на гимнастических площадках, которыми оснащены парки, спорт-зал/фитнесс-центр, бассейн.

 Во-вторых, гигиена тела: часто чистить зубы (корейцы стараются чистить зубы после каждого приема пищи, даже на работе у них есть принадлежности для чистки зубов – подобное можно увидеть и в дораме), посещать бани и сауны (чимчильбан, или общественная баня – особое место, там можно не только помыться, переночевать, поесть и отдохнуть всей семьей, но и посетить комнаты, полезные для здоровья (горячая, холодная, хвойная и т. д.), получить массаж и сделать пилинг тела), принимать душ.

В-третьих, это забота о красоте тела – корейская система ухода за кожей лица (снятие макияжа, нанесение поэтапных косметических средств на чистую кожу лица и т. д.), обязательный макияж перед выходом из дома на работу или встречу. В корейской дораме часто можно встретить уже ставшие традиционными сцены принятия душа главным героем, нанесение косметических средств на кожу лица главной героиней перед сном, использование маски для лица; кадры, где главная героиня, перед выходом из дома, обязательно делает себе макияж (обычно показывают уже последний шаг – нанесение блеска или помады для губ). Все перечисленные пункты так или иначе репрезентируются дорамой и, как нам кажется, заключают в себе, как минимум, две цели: 1) сформировать определенное представление об идеале красоты и 2) заработать как можно больше денег на этом идеале».[32]

Типизированное поведение по кинообразцу возвращает нас к идее философа Анри Бергсона – «Механизм нашего обыденного мышления устроен кинематографически»[33]. Кино могло пойти по пути живописи, стать независимым искусством, манифестом активного воображения человечества, воплотить эволюцию изобразительного искусства, но пошло по пути нарративного пересказа жизни, чтобы быть понятным всем, и влиять на умы непосредственными образцами и указаниями.[34]

Полезные бытовые навыки транслируют фильмы типа упомянутого «Маленького лес» (Им Сун-не, 2018) и дорамы типа «Ваш помощник по дому» (Чон У-сон, 2018). Главный персонаж в ней – молодой мужчина с разбитым сердцем Ким Джи-ун. Разумеется, владеет рестораном. Для положительного героя современной дорамы приемлем небольшой выбор профессий: костюмная (врач, полицейский, пожарный, спортсмен), богатый наследник бизнеса, писатель (в том числе, создатель комиксов), и владелец ресторана. Нередко писатель по совместительству владеет рестораном, или помогает в ресторане родителям.

У Ким Джи-уна скорее бар, управляют им его очень близкие, буквально мистически с ним связанные друзья, а сам он по найму помогает навести в доме порядок. Но не как простая клининговая компания, он – носитель философии уборки, поэтому наниматели участвуют в процессе, и заодно учатся философии. В сериале нанимателями выступают пожилые вдовцы и неорганизованные молодые девушки.

Философ-уборщик начинает обучение с сентенций типа: «сердце, полное тревог, словно грязный дом, полный барахла». И скоро наниматели уже считают его лучшим другом. Постепенно все клиенты научаются содержать в чистоте свой дом, свою жизнь и свои мысли. Заодно и вдохновленные зрители могут выкинуть из дома немного хлама и приготовить себе суп. Возможно, между этим сериалом и японским фильмом «Жизнь – это волнующее волшебство уборки» (Тоя Сато, 2013) есть прямая связь. В японском фильме фея уборки ходит в белом костюме и с белым зонтиком (стерильная Мэри Поппинс?), а за ней следует неземного обаяния молодой человек, который в частности читает лекции офисным работницам, как навести порядок на столе, а они следят за его манипуляциями со скрепками и бумагами, как за действиями фокусника.

В Корейском сериале, как обычно, больше сюжета, но в целом и то и другое почти социальная реклама. Удивительно в обоих случаях то, что такое видео прямого воздействия представлено на внешнем рынке, и набирает просмотры на русском языке. (Это тоже «домохозяйства на одного человека»?)

 

Гораздо больше усилий, чем на обучение гигиеническим процедурам, корейское телевидение тратит на воспитание зрителей в духе конфуцианских добродетелей. Это:

– человеколюбие (гуманизм),

– равенство в отношениях. «З олотое правило нравственности »: «Можно ли при любых обстоятельствах руководствоваться одним словом?» – спросили Конфуция, и он ответил: «Это слово – взаимность, не делай другим того, чего не желаешь себе ». [35]

– церемониал, традиционный этикет. Церемония воплощает принцип взаимности. «Сдерживать себя, чтобы во всем соответствовать требованиям этикета – это и есть человеколюбие». Это значит – не доставлять неудобств другим. Достоинство человека, отличающее кго от животного хаключено в осознанном стремлении придерживаться этикета.

сыновняя почтительность, забота о старших, уважение их воли, исполнение их наставлений.

– соблюдение социальной иерархии (концепция исправления имени). Каждый должен соответствовать своему социальному статусу, и выполнять свой долг, находясь на своём месте в иерархии.

– воспитанность (образованность).

Стремясь соответствовать всем этим добродетелям, человек становится Благородным мужем. Благородное происхождение способствует добродетели, но не гарантирует её.

 

Хотя в Корее официально наиболее распространено христианство, ни на словах, ни в поведении оно не обнаруживается. Герои не крестятся, не оперируют понятиями греха или божьей благодати, не отмечают христианских праздников (кроме Рождества, оно же Новый год). Зато конфуцианские добродетели прошиты в них, как программы в компьютере. Сыновняя почтительность по-прежнему добродетель номер один.

В Китае культурная революция уничтожила конфуцианские принципы в обществе, и теперь китайцы считают корейцев в большей степени конфуцианцами, чем они сами.[36] Корейцы почтительно относятся к возрасту, ценят общественную стабильность и испытывают уважение к образованию и совершен­ствованию. С другой стороны, у них существует определенная идеализация прошлого, жест­кая социальная иерархия, а также некая аб­страктная отрешенность, в силу которой они предпочитают видеть мир не таким, какой он есть, а таким, каким ему следует быть. Конфуцианской церкви не существует, но есть конфуцианские организации. Регулярно проводятся ритуалы, связанные с поминове­нием предков, и памятные церемонии в честь выдающихся конфуцианцев. Университет Сонгюнгван в Сеуле до сих пор остаётся центром конфуцианства в стране, хотя в Корее дей­ствуют более 200 конфуцианских академий, в которых, как во времена Чосона, моло­дых людей обучают традиционным цен­ностям и манерам.[37]

 

Один из примеров внушения конфуцианских добродетелей с помощью хитросплетенного драматического сюжета и эффектного видеоряда – дорама «Мистер солнечный свет» (Ли Ын-бок, 2018), в главных ролях Ли Бён-хон и Ким Тхэ-ри.

Он к 48 годам снялся более, чем в 50 фильмах и сериалах, из них шесть ролей в американских боевиках, и небольшая роль – участие в ведении церемонии вручения Оскара в 2016 году. Он вручал приз за лучший фильм на иностранном языке.

Она стала популярной после фильма «Служанка» (Пак Чхан-ук, 2016).

История любви разворачивается начинается в Корее в 1871 году, когда маленький раб, сбежавший от расправы, Чхве Ю-джин уплывает на торговом американском корабле. В Америке он находит способ встроиться в иерархию – поступить на военную службу. Судьба забрасывает его в Корею с дипломатической миссией спустя 30 лет. Япония официально готовится аннексировать Корею.  Но патриотическое подполье, объединяющее все классы корейского общества разворачивает террористическую деятельность, и одна их стрелков, охотящихся за японскими наместниками – невеста сына его бывших хозяев. Если бы он остался в Корее, он был бы теперь слугой этого человека. Но они стали товарищами. Третий товарищ – сын мясника – самое низшее сословие в Корее. Их троих, девушку из богатой корейской семьи, гейшу-кореянку из Японии объединяют сложные любовные отношения, война, потеря независимости. Но самое интересное в их взаимоотношениях, невозможных до XX века из-за непреодолимых сословных различий, то, что они стали возможны под влиянием равноправной страны Америки. Богатой, многонациональной, заботящейся о своих гражданах, независимо от их социального статуса и происхождения. То есть влиянием такой Америки, какой она станет позиционировать себя спустя лет 60.

    Впрочем, самое интересное не это. Все знают, что Корея вышла из состава Японской империи в результате поражения Японии во Второй мировой войне. Что всё подполье либо погибнет, либо переберется в Манчжурию, а некоторые потом и в Советский Союз[38], превратившись из борцов за независимость в борцов за совсем оторванные от жизни идеалы. И всё же, подполье продолжает свою героическую жизнь в кино, и в каждом фильме есть посыл благодарности им из сегодняшнего дня за то, что не сдавались.

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.