Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2019-09-09 | 278 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
ОП.04 Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии
Цикл дисциплин: общепрофессиональные дисциплины
Специальность: 44.02.04 Специальное дошкольное образование
2019 г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по программе среднего профессионального образования (программе подготовки специалистов среднего звена) 44.02.04 «Специальное дошкольное образование» (углубленной подготовки), входящей в состав укрупненной группы 44.00.00 Образование и педагогические науки.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) Магнитогорский педагогический колледж.
Разработчик:
Салманова Альбина Фаритовна, преподаватель общепрофессиональных дисциплин.
Аксенова Евгения Владимировна, преподаватель специальных дисциплин
Программа рассмотрена на заседании кафедры 23.05.2019 г. протокол №9, одобрена научно-методическим советом от 27.05.2019 г., согласована с работодателями 29.05.2019 г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
2. СТРУКТУРА содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
3. условия реализации программы учебной дисциплины | 9 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 11 |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 04. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
|
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 135 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 90 |
в том числе: | |
практические занятия | 28 |
контрольные работы | 7 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 45 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) | - |
составление схем, таблиц составление глоссария создание презентаций написание мини-сочинения подготовка докладов, выступлений, рекомендаций | 10 5 14 5 11 |
Итоговая аттестация в форме Дифференцированного зачета |
2.2.
Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1. Общие вопросы теории коррекционной педагогики |
Семестр – теор. 62, практич. 28, с/р 45.
| 12 |
| |
Тема 1.1. Коррекционная педагогика как составная часть педагогики |
Содержание учебного материала | 2 | ||
1. | Понятийный аппарат коррекционной педагогики Предмет, цель и задачи коррекционной педагогики, основные понятия | 2 | 2 | |
Практические занятия | 2 |
| ||
1 | Изучение современных российских нормативно-правовых документов в области специального (коррекционного) образования | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||
1. | Составление блок-схем по теме | 2 | ||
Тема 1.2. Основные категории нарушений развития у детей |
Содержание учебного материала | 1 | ||
1. | Классификации нарушений в развитии и поведении детей Виды и структура классификации развития и поведения детей | 1 | 2 | |
Практические занятия | 2 |
| ||
1. | Анализ статистических данных о различных категориях отклонений в развитии детей | 1 | ||
2. | Контрольная работа. Тестирование по теме Основные категории нарушений развития у детей | 1 | ||
Тема 1.3.
Предметные области современной коррекционной педагогики |
Содержание учебного материала | 2 | ||
1. | Характеристика предметных областей современной коррекционной педагогики Общие и специфические закономерности социального, психического и физического развития при психических, сенсорных, интеллектуальных, речевых и физических нарушениях | 1 | 2 | |
2. | Возрастные особенности детей с ограниченными возможностями здоровья. | 1 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 |
| ||
1.Составление таблицы: Научные основания коррекционной педагогики. | 1 | |||
Раздел 2. Основные этапы истории коррекционной педагогики и специального (коррекционного) образования |
| 11 | ||
Тема 2.1. Периодизация эволюции отношения государства и общества к детям с нарушениями в развитии
|
Содержание учебного материала | 7 | 2 | |
1. | Характеристика периодов эволюции: Первый период эволюции: от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения инвалидов. Четвертый период эволюции: от осознания необходимости специального образования для отдельных категорий детей с отклонениями в развитии к пониманию необходимости специального образования для всех нуждающихся в нем. Развитие и дифференциация системы специального образования. Пятый период эволюции: от равных прав к равным возможностям. осознанию возможности обучения глухих и слепых детей; от приютов через опыт индивидуального обучения к первым специальным учебным заведениям. Создание единой системы раннего выявления и ранней коррекции отклонений в развитии Развитие вариативных форм образования в России. Включение семьи в коррекционно-педагогический процесс | 2 | ||
2 | Второй период эволюции: от осознания необходимости призрения инвалидов к Третий период эволюции: от осознания возможности обучения детей с сенсорными нарушениями к признанию права аномальных детей на образование. Становление системы специального образования. | 2 | ||
3 | Четвертый период эволюции: от осознания необходимости специального образования для отдельных категорий детей с отклонениями в развитии к пониманию необходимости специального образования для всех нуждающихся в нем. | 2 | ||
4 | Развитие и дифференциация системы специального образования | 1 | ||
Практические занятия
| 1 |
| ||
1. | Анализ развития коррекционной педагогики и специального (коррекционного) образования за рубежом | 1 | ||
Контрольная работа. Тестирование на тему: Эволюция. | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||
1.. | Подготовка сообщения: Перспективные направления развития специального образования лиц с ОВЗ за рубежом | 2 | ||
Раздел 3. Общие требования к организации и содержанию коррекционно-педагогического процесса в дошкольных образовательных организациях | 12 | |||
Тема 3.1. Содержание учебного материала | 2 | |||
1. | Основные характеристики дидактики коррекционной педагогики Особые образовательные потребности и содержание специального образования. Цели и задачи, методы обучения и воспитания, формы организации деятельности воспитанников. | 2 | 2 | |
Практические занятия | 2 |
| ||
1. | Выделить принципы организации и проведения коррекционно-педагогического процесса | 1 | ||
2. | Контрольная работа. Тестирование по теме Основы дидактики коррекционной педагогики | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||
1.Анализ педагогических условий развития детей с ограниченными возможностями здоровья | ||||
Тема 3.2. Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования |
Содержание учебного материала | 2 | ||
1. | Характеристики профессиональной деятельности и личности педагога системы специального образования Требования к личности педагога специального образования. Профессиональная подготовка педагога системы специального образования в России и за рубежом | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 |
| ||
1 | .Мини-сочинение: Роль личности педагога в процессе воспитания детей с особыми образовательными потребностями. | 2 | ||
2 | Реферат на тему «Требования к личности педагога» | 2 | ||
Раздел 4. Особенности специального (коррекционного) образования детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья |
| 36 | ||
Тема 4.1. Содержание учебного материала
| 1 | |||
1. | Особенности воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта. Дошкольная олигофренопедагогика как отрасль специальной дошкольной педагогики. Система воспитания, обучения и реабилитации детей с нарушениями интеллекта. | 1 | 2 | |
Практические занятия | 2 |
| ||
1. | Анализ опыта работы педагогов с детьми, имеющими нарушение интеллекта | 1 | ||
2. | Контрольная работа. Тестирование на тему Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта | 1 | ||
Тема 4.2. Содержание учебного материала | 2 | |||
1. | Особенности воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта. Характеристика отклонений при задержке психического развития у детей. Коррекционная направленность воспитания и обучения детей с задержкой психического развития. | 2 | 2 | |
Практические занятия | 2 |
| ||
1. | Определение педагогических возможностей различных методов воспитания (решение педагогических ситуаций) | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 3 | |||
1. | Подготовка презентаций: Предметно-развивающая среда в группах для детей с задержкой психического развития | 3 | ||
Тема 4.3. Содержание учебного материала | 2 | |||
1. | Особенности воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта Предмет и задачи дошкольной сурдопедагогики. | 1 | 2 | |
2. | Педагогическая классификация лиц с недостатками слуха. Организация коррекционной помощи дошкольникам с нарушениями слуха. | 1 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 3 |
| ||
1. | Подготовка презентаций: Предметно-развивающая среда в группах для детей с нарушениями слуха | 3 | ||
Тема 4.4. Содержание учебного материала | 2 | |||
1. | Особенности воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта Предмет и задачи дошкольной тифлопедагогики. Дошкольное образование детей с нарушенным зрением. | 1 | 2 | |
2. | Содержание, методы обучения и воспитания, формы организации деятельности воспитанников с нарушениями зрения | 1 | 2 | |
Практические занятия | 2 |
| ||
1. | Анализ опыта работы педагогов с детьми, имеющими нарушения зрения | 1 | ||
2. | Контрольная работа. Тестирование по теме Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями зрения | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||
1. | Подготовка презентаций: Предметно-развивающая среда в группах для детей с нарушениями зрения | |||
Тема 4.5. Содержание учебного материала | 2 | |||
1. | Особенности воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта Классификация нарушений речи. Задачи и принципы воспитания детей с нарушениями речи | 2 | 2 | |
Практические занятия
| 1 |
| ||
1. | Анализ опыта работы педагогов с детьми, имеющими нарушения речи | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||
1.Подготовка презентаций: Предметно-развивающая среда в логопедических группах | ||||
Тема 4.6. Воспитание и обучение детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата |
Содержание учебного материала | 1 | ||
1. | Особенности воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Общая характеристика нарушений опорно-двигательного аппарата. Детский церебральный паралич. Коррекционная работа при ДЦП. | 1 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
| ||
1. | Подготовка презентаций: Предметно-развивающая среда в группах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата | 2 | ||
Тема 4.7. Содержание учебного материала | 1 | |||
1. | Особенности воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушениями эмоционального развития Понятие о синдроме раннего детского аутизма. Возможности развития, образования и социализации. Коррекционно-педагогическая помощь при аутизме. | 1 | 2 | |
Практические занятия | 2 |
| ||
1. | Составление каталога статей о синдроме раннего детского аутизма | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||
1. | Подготовка сообщений: Коррекционная работа с аутичным ребенком | 2 | ||
Тема 4.8. Содержание учебного материала | 1 | |||
1. | Особенности воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушениями поведения и деятельности Понятие о социальной дезориентации, негативном самопредъявлении, хронической неуспешности, уходе от деятельности, вербализме. Принципы, коррекционная работа с дошкольниками | 1 | 2 | |
Практические занятия | 1 |
| ||
1. | Подбор и анализ информации, необходимой для решения педагогических проблем | 1 | ||
Раздел 5. Теоретические основы специальной психологии |
| 44 | ||
Тема 5. 1. Содержание учебного материала | 6 | |||
1. | Психолого –педагогические основы специальной психологии. | 2 | 2 | |
2 | Проблемы и основные теоретические исследования специальной психологии: теория компенсации психических функций (А. Адлер, 3. Фрейд); исследования структуры дефекта: первичные и вторичные дефекты развития (Л.С. Выготский);. Выготского, В.В. Лебединского в развитие понятийного аппарата специальной психологии. | 2 | ||
3 | Формы нарушения нормального онтогенеза: дизонтогения, дизонтогенез (В.В. Лебединский). Вклад А. Адлера, 3. Фрейда, Л.С | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
| ||
1.Составление глоссария терминов (основные термины). | 2 | |||
Тема 5.2. Содержание учебного материала | 6 | |||
1. | «Норма» и «дизонтогенез» в психическом развитии ребёнка Современные представления о нормальном и отклоняющемся (абнормальном) развитии: статистическая норма, идеальная норма. | 2 | 2 | |
2. | Факторы, влияющие на тип возникшей дизонтогении: время и длительность воздействия повреждающих факторов (возрастная обусловленность дизонтогении),. | 2 | 2 | |
3 | Этиология дизонтогении, распространённость болезненного процесса – локальность и системность патогенного процесса, степень нарушения межфункциональных связей. Параметры дизонтогенеза | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||
1. | Составление таблицы: Нормальное и отклоняющееся развитие | 2 | ||
Тема 5.3. Содержание учебного материала | 6 | |||
1. | Виды и типы психического дизонтогенеза | 2 | 2
| |
2 | Основные научные подходы к классификации психического дизонтогенеза: | 2 | ||
3 | Типы дефектов (повреждение или недостаток воспринимающих органов, повреждение или недостаток частей ответного аппарата, рабочих органов, повреждение ЦНС) –Л.С.Выготский; нарушения психического развития человека: недоразвитие, задержанное развитие (ретардация), повреждённое развитие, дифицитарное развитие, искажённое развитие (асинхрония), дисгармоничное развитие – Г.Е.Сухарева, В.В. Ковалёв, Л.Каннер; классификация видов психического дизонтогенеза: отклонения по типу ретардации и дисфункции созревания; отклонения по типу повреждения; отклонения по типу повреждения; отклонения по типу дефицитарного развития – В.В.Лебединский. Значение классификаций в развитии специальной психологии | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||
1.Составление схемы: Классификация видов психического дизонтогенеза 2.Составление словаря терминов (основные термины темы) | 2 | |||
Тема 5.4. Содержание учебного материала | 5 | |||
1. | Закономерности отклоняющегося развития у детей дошкольного возраста. Междисциплинарный подход в изучении вариантов индивидуального развития в норме и при патологии (исследования Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, Э.Г. Симерницкой, Т.В. Ахутина, А.В. Семинович; К. Бонкффер, Дж. Джексон). | 2 | 2 | |
2. | Общие закономерности психического развития при психических, сенсорных интеллектуальных и физических нарушениях | 2 | 2 | |
3 | Смещение сензитивных периодов развития основных психических функций (психические процессы, формирование ведущих видов деятельности, развитие личности). Специфические закономерности психического развития (В.И. Лубовский): нарушение приема, переработки, сохранения и использования; нарушение речевого опосредования; более длительные сроки формирования представлений и понятий об окружающей действительности; риск возникновения состояний социально-психологической дезадаптивност | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 |
| ||
1 | Заполнение таблицы: Общие и специфические закономерности отклоняющегося развития | 2 | ||
2 | Подготовка доклада на тему «Смещение сензитивных периодов» | 2 | ||
Тема 5.5. Содержание учебного материала | 2 | |||
1. | Особенности психического развития человека. Понятие фактор психического развития. Условия нормального психического развития ребёнка. Факторы риска недостаточности психофизического развития человека: биологические, социальные. | 1 | 2 | |
2. | Общая характеристика биологических факторов риска недостаточности психофизического развития человека: генетическая обусловленность; соматические заболевания; повреждение головного мозга, травмы в разные периоды развития ребёнка (пренатальный, натальный, постнатальный). | 1 | 2 | |
Практические занятия | 2 |
| ||
1. | Составление презентации: Социальные факторы риска возникновения недостатков в психофизическом и личностно-социальном развитии. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||
1 | Разработка рекомендации родителям по созданию условий для нормального психического развития ребёнка дошкольного возраста | |||
Раздел 6. Основы психодиагностики, профилактики и психокоррекции вторичных отклонений в развитии детей со специальными образовательными потребностями |
| 20 | ||
Тема 6.1. Содержание учебного материала | 6 | |||
1. | Основные психолого-педагогические методы диагностики и коррекции вторичных отклонений. . | 2 | 2 | |
2 | Понятие психолого - педагогической диагностики. Принципы обследования детей с нарушениями в развитии. Классификация методов психодиагностики: малоформализованные (анализ продуктов деятельности), строгоформализованные (тесты, наблюдение, эксперимент). | 2 | ||
3 | Первичное выявление детей с отклонениями в развитии в рамках раннего, дошкольного детства. Программы ранней диагностики: Е.С. Стребелевой, К.Л. Печора, Е.М. Мастюковой, Т.В. Розоновой, Дж. Равенна и других | 2 | ||
Практическое занятие | 2 |
| ||
1. | Анализ требований к организации и проведению диагностического обследования детей старшего дошкольного возраста с использованием психолого-педагогического наблюдения, педагогического эксперимента. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 5 | |||
1 | . Подготовка сообщения: Психологическая служба в системе специального образования | |||
2 | Составление схемы: Методы психодиагностики; | |||
3 | Разработка рекомендаций по использованию метода наблюдения, эксперимента в условиях специального ДОУ, группы | |||
Тема 6.2. Содержание учебного материала | 3 | |||
1. | Основные психолого-педагогические методы профилпктики и коррекции вторичных отклонений Методы профилактики и коррекции отклонений в личностном развитии и социальном поведении дошкольников: методы непосредственного воздействия ориентированные на работу с семьей и воспитателями. Психологические условия организации коррекционно-развивающей работы с дошкольниками. | 2 | 2 | |
2 | Педагогическое просвещение родителей как средство профилактики и коррекции нарушений в развитии ребёнка. | 1 | ||
Практическое занятие | 2 |
| ||
1. | Разработка коррекционно-развивающих занятий с детьми дошкольного возраста. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 3 | |||
1.. | Разработка рекомендации родителям по развитию навыков эффективного обучения с детьми | 2 | ||
2.. | Составление схемы: Основные направления профилактики и коррекции вторичных отклонений, личностного недоразвития детей в дошкольном возрасте | 1 | ||
Всего | 135 |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебных кабинетов: коррекционной педагогики и коррекционной психологии.
Оборудование учебного кабинета:
- рабочие места по количеству обучающихся;
- автоматизированное рабочее место преподавателя;
- программное и учебно-методическое обеспечение дисциплины;
- наглядные материалы;
- игровое оборудование.
Технические средства обучения: компьютер/ноутбук, мультимедийный проектор, электронная интерактивная доска, носители информации.
ОП.04 Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии
Цикл дисциплин: общепрофессиональные дисциплины
Специальность: 44.02.04 Специальное дошкольное образование
2019 г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по программе среднего профессионального образования (программе подготовки специалистов среднего звена) 44.02.04 «Специальное дошкольное образование» (углубленной подготовки), входящей в состав укрупненной группы 44.00.00 Образование и педагогические науки.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) Магнитогорский педагогический колледж.
Разработчик:
Салманова Альбина Фаритовна, преподаватель общепрофессиональных дисциплин.
Аксенова Евгения Владимировна, преподаватель специальных дисциплин
Программа рассмотрена на заседании кафедры 23.05.2019 г. протокол №9, одобрена научно-методическим советом от 27.05.2019 г., согласована с работодателями 29.05.2019 г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
2. СТРУКТУРА содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
3. условия реализации программы учебной дисциплины | 9 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 11 |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
|
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!