ОП.04 Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

ОП.04 Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии

2019-09-09 278
ОП.04 Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОП.04 Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии

Цикл дисциплин: общепрофессиональные дисциплины

 

Специальность: 44.02.04 Специальное дошкольное образование

 

2019 г.

  Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по программе среднего профессионального образования (программе подготовки специалистов среднего звена) 44.02.04 «Специальное дошкольное образование»  (углубленной подготовки), входящей в состав укрупненной группы 44.00.00 Образование и педагогические науки.

 

 

Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) Магнитогорский педагогический колледж.

 

Разработчик:

Салманова Альбина Фаритовна, преподаватель общепрофессиональных дисциплин.

Аксенова Евгения Владимировна, преподаватель специальных дисциплин

 

 

   Программа рассмотрена на заседании кафедры 23.05.2019 г. протокол №9, одобрена научно-методическим советом от 27.05.2019 г., согласована с работодателями 29.05.2019 г.

 

 

                                      СОДЕРЖАНИЕ

 

  стр.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
2. СТРУКТУРА содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5
3. условия реализации программы учебной дисциплины 9
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины 11

 

 

 

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП 04. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии

СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 135
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 90
в том числе:  
практические занятия 28
контрольные работы 7
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 45
в том числе:  
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) -
составление схем, таблиц составление глоссария создание презентаций написание мини-сочинения подготовка докладов, выступлений, рекомендаций 10 5 14 5 11

Итоговая аттестация в форме  Дифференцированного зачета


2.2.

Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов Уровень освоения
1

2

3 4
Раздел 1. Общие вопросы теории коррекционной педагогики

Семестр – теор. 62, практич. 28, с/р 45.

 

12

 

Тема 1.1.

Коррекционная педагогика как составная часть педагогики

Содержание учебного материала

2
1. Понятийный аппарат коррекционной педагогики Предмет, цель и задачи коррекционной педагогики, основные понятия 2 2

Практические занятия

2

 

1 Изучение современных российских нормативно-правовых документов в области специального (коррекционного) образования 2

Самостоятельная работа обучающихся

2
1. Составление блок-схем по теме 2

Тема 1.2.

Основные категории нарушений развития у детей

Содержание учебного материала

1
1. Классификации нарушений в развитии и поведении детей Виды и структура классификации развития и поведения детей 1 2

Практические занятия

2

 

1. Анализ статистических данных о различных категориях отклонений в развитии детей 1
2. Контрольная работа. Тестирование по теме Основные категории нарушений развития у детей 1

Тема 1.3.

Предметные области современной коррекционной педагогики

Содержание учебного материала

2
1. Характеристика предметных областей современной коррекционной педагогики Общие и специфические закономерности социального, психического и физического развития при психических, сенсорных, интеллектуальных, речевых и физических нарушениях 1 2
2. Возрастные особенности детей с ограниченными возможностями здоровья. 1 2

Самостоятельная работа обучающихся

   1

 

1.Составление таблицы: Научные основания коррекционной педагогики.

1
Раздел 2. Основные этапы истории коррекционной педагогики и специального (коррекционного) образования

 

11

Тема 2.1.

Периодизация эволюции отношения государства и общества к детям с нарушениями в развитии

 

 

Содержание учебного материала

7

2

1.  Характеристика периодов эволюции: Первый период эволюции: от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения инвалидов. Четвертый период эволюции: от осознания необходимости специального образования для отдельных категорий детей с отклонениями в развитии к пониманию необходимости специального образования для всех нуждающихся в нем. Развитие и дифференциация системы специального образования. Пятый период эволюции: от равных прав к равным возможностям. осознанию возможности обучения глухих и слепых детей; от приютов через опыт индивидуального обучения к первым специальным учебным заведениям. Создание единой системы раннего выявления и ранней коррекции отклонений в развитии Развитие вариативных форм образования в России. Включение семьи в коррекционно-педагогический процесс 2
2 Второй период эволюции: от осознания необходимости призрения инвалидов к Третий период эволюции: от осознания возможности обучения детей с сенсорными нарушениями к признанию права аномальных детей на образование. Становление системы специального образования. 2
3 Четвертый период эволюции: от осознания необходимости специального образования для отдельных категорий детей с отклонениями в развитии к пониманию необходимости специального образования для всех нуждающихся в нем. 2
4 Развитие и дифференциация системы специального образования 1  

Практические занятия

     1

 

 

1. Анализ развития коррекционной педагогики и специального (коррекционного) образования за рубежом 1

Контрольная работа. Тестирование на тему: Эволюция.

1

Самостоятельная работа обучающихся

2
1.. Подготовка сообщения: Перспективные направления развития специального образования лиц с ОВЗ за рубежом 2
Раздел 3. Общие требования к организации и содержанию коррекционно-педагогического процесса в дошкольных образовательных организациях 12

Тема 3.1.

Содержание учебного материала

2
1. Основные характеристики дидактики коррекционной педагогики Особые образовательные потребности и содержание специального образования. Цели и задачи, методы обучения и воспитания, формы организации деятельности воспитанников. 2 2

Практические занятия

2

 

1. Выделить принципы организации и проведения коррекционно-педагогического процесса 1
2. Контрольная работа. Тестирование по теме Основы дидактики коррекционной педагогики 1

Самостоятельная работа обучающихся

2

1.Анализ педагогических условий развития детей с ограниченными возможностями здоровья

 

Тема 3.2.

Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования

Содержание учебного материала

2
1.  Характеристики профессиональной деятельности и личности педагога системы специального образования Требования к личности педагога специального образования. Профессиональная подготовка педагога системы специального образования в России и за рубежом 2 2

Самостоятельная работа обучающихся

  4

 

1 .Мини-сочинение: Роль личности педагога в процессе воспитания детей с особыми образовательными потребностями. 2
2  Реферат на тему «Требования к личности педагога» 2
Раздел 4. Особенности специального (коррекционного) образования детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

 

36

Тема 4.1.

Содержание учебного материала

1  
1.  Особенности воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.  Дошкольная олигофренопедагогика как отрасль специальной дошкольной педагогики. Система воспитания, обучения и реабилитации детей с нарушениями интеллекта. 1 2

Практические занятия

2

 

 

1. Анализ опыта работы педагогов с детьми, имеющими нарушение интеллекта 1
2. Контрольная работа. Тестирование на тему Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта 1

Тема 4.2.

Содержание учебного материала

2
1. Особенности воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.  Характеристика отклонений при задержке психического развития у детей. Коррекционная направленность воспитания и обучения детей с задержкой психического развития. 2 2

Практические занятия

2

 

1. Определение педагогических возможностей различных методов воспитания (решение педагогических ситуаций) 2

Самостоятельная работа обучающихся

3
1. Подготовка презентаций: Предметно-развивающая среда в группах для детей с задержкой психического развития 3

Тема 4.3.

Содержание учебного материала

2
1. Особенности воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта Предмет и задачи дошкольной сурдопедагогики. 1 2
2. Педагогическая классификация лиц с недостатками слуха. Организация коррекционной помощи дошкольникам с нарушениями слуха. 1 2

Самостоятельная работа обучающихся

3

 

1. Подготовка презентаций: Предметно-развивающая среда в группах для детей с нарушениями слуха 3

Тема 4.4.

Содержание учебного материала

2
1. Особенности воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта Предмет и задачи дошкольной тифлопедагогики. Дошкольное образование детей с нарушенным зрением. 1 2
2. Содержание, методы обучения и воспитания, формы организации деятельности воспитанников с нарушениями зрения 1 2

Практические занятия

2

 

1. Анализ опыта работы педагогов с детьми, имеющими нарушения зрения 1
2. Контрольная работа. Тестирование по теме Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями зрения 1

Самостоятельная работа обучающихся

2
1. Подготовка презентаций: Предметно-развивающая среда в группах для детей с нарушениями зрения  

Тема 4.5.

Содержание учебного материала

2
1.   Особенности воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта Классификация нарушений речи. Задачи и принципы воспитания детей с нарушениями речи 2 2

Практические занятия

1

 

1. Анализ опыта работы педагогов с детьми, имеющими нарушения речи 1

Самостоятельная работа обучающихся

2

1.Подготовка презентаций: Предметно-развивающая среда в логопедических группах

 

Тема 4.6.

Воспитание и обучение детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Содержание учебного материала

1
1. Особенности воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Общая характеристика нарушений опорно-двигательного аппарата. Детский церебральный паралич. Коррекционная работа при ДЦП. 1 2

Самостоятельная работа обучающихся

2

 

1. Подготовка презентаций: Предметно-развивающая среда в группах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 2

Тема 4.7.

Содержание учебного материала

1
1.   Особенности воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушениями эмоционального развития Понятие о синдроме раннего детского аутизма. Возможности развития, образования и социализации. Коррекционно-педагогическая помощь при аутизме. 1 2

Практические занятия

2

 

1. Составление каталога статей о синдроме раннего детского аутизма 2

Самостоятельная работа обучающихся

2
1. Подготовка сообщений: Коррекционная работа с аутичным ребенком 2

Тема 4.8.

Содержание учебного материала

1
1. Особенности воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушениями поведения и деятельности  Понятие о социальной дезориентации, негативном самопредъявлении, хронической неуспешности, уходе от деятельности, вербализме. Принципы, коррекционная работа с дошкольниками 1 2

Практические занятия

1

 

1. Подбор и анализ информации, необходимой для решения педагогических проблем 1
Раздел 5. Теоретические основы специальной психологии

 

44

Тема 5. 1.                                  

Содержание учебного материала

6
1. Психолого –педагогические основы специальной психологии. 2

2

2 Проблемы и основные теоретические исследования специальной психологии: теория компенсации психических функций (А. Адлер, 3. Фрейд); исследования структуры дефекта: первичные и вторичные дефекты развития (Л.С. Выготский);. Выготского, В.В. Лебединского в развитие понятийного аппарата специальной психологии. 2
3 Формы нарушения нормального онтогенеза: дизонтогения, дизонтогенез (В.В. Лебединский). Вклад А. Адлера, 3. Фрейда, Л.С 2

Самостоятельная работа обучающихся                     

2

 

1.Составление глоссария терминов (основные термины).             

2

Тема 5.2.

Содержание учебного материала

6
1. «Норма» и «дизонтогенез» в психическом развитии ребёнка                 Современные представления о нормальном и отклоняющемся (абнормальном) развитии: статистическая норма, идеальная норма. 2 2
2. Факторы, влияющие на тип возникшей дизонтогении: время и длительность воздействия повреждающих факторов (возрастная обусловленность дизонтогении),.  2

2

3 Этиология дизонтогении, распространённость болезненного процесса – локальность и системность патогенного процесса, степень нарушения межфункциональных связей. Параметры дизонтогенеза 2

Самостоятельная работа обучающихся

2
1. Составление таблицы: Нормальное и отклоняющееся развитие 2

Тема 5.3.

Содержание учебного материала       

6
1.    Виды и типы психического дизонтогенеза 2

2

 

2 Основные научные подходы к классификации психического дизонтогенеза:   2
3 Типы дефектов (повреждение или недостаток воспринимающих органов, повреждение или недостаток частей ответного аппарата, рабочих органов, повреждение ЦНС) –Л.С.Выготский; нарушения психического развития человека: недоразвитие, задержанное развитие (ретардация), повреждённое развитие, дифицитарное развитие, искажённое развитие (асинхрония), дисгармоничное развитие – Г.Е.Сухарева, В.В. Ковалёв, Л.Каннер; классификация видов психического дизонтогенеза: отклонения по типу ретардации и дисфункции созревания; отклонения по типу повреждения; отклонения по типу повреждения; отклонения по типу дефицитарного развития – В.В.Лебединский. Значение классификаций в развитии специальной психологии 2

Самостоятельная работа обучающихся                             

2

1.Составление схемы: Классификация видов психического дизонтогенеза                                                                             2.Составление словаря терминов (основные термины темы)                                                                                        

2

Тема 5.4.

Содержание учебного материала

5
1. Закономерности отклоняющегося развития у детей дошкольного возраста. Междисциплинарный подход в изучении вариантов индивидуального развития в норме и при патологии (исследования Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, Э.Г. Симерницкой, Т.В. Ахутина, А.В. Семинович; К. Бонкффер, Дж. Джексон). 2 2
2.  Общие закономерности психического развития при психических, сенсорных интеллектуальных и физических нарушениях 2 2
3 Смещение сензитивных периодов развития основных психических функций (психические процессы, формирование ведущих видов деятельности, развитие личности). Специфические закономерности психического развития (В.И. Лубовский): нарушение приема, переработки, сохранения и использования; нарушение речевого опосредования; более длительные сроки формирования представлений и понятий об окружающей действительности; риск возникновения состояний социально-психологической дезадаптивност 1  

Самостоятельная работа обучающихся                                    

4

 

1 Заполнение таблицы: Общие и специфические закономерности отклоняющегося развития 2
2  Подготовка доклада на тему «Смещение сензитивных периодов» 2

Тема 5.5.                   

Содержание учебного материала

2
1.  Особенности психического развития человека. Понятие фактор психического развития. Условия нормального психического развития ребёнка. Факторы риска недостаточности психофизического развития человека: биологические, социальные. 1 2  
2. Общая характеристика биологических факторов риска недостаточности психофизического развития человека: генетическая обусловленность; соматические заболевания; повреждение головного мозга, травмы в разные периоды развития ребёнка (пренатальный, натальный, постнатальный). 1 2

Практические занятия

2

 

1. Составление презентации: Социальные факторы риска возникновения недостатков в психофизическом и личностно-социальном развитии.                                         2

Самостоятельная работа обучающихся

2

1 Разработка рекомендации родителям по созданию условий для нормального психического развития ребёнка дошкольного возраста
Раздел 6. Основы психодиагностики, профилактики и психокоррекции вторичных отклонений в развитии детей со специальными образовательными потребностями

 

20

Тема 6.1.                                

Содержание учебного материала

6
1.  Основные психолого-педагогические методы диагностики и коррекции вторичных отклонений. . 2

2

2 Понятие психолого - педагогической диагностики. Принципы обследования детей с нарушениями в развитии. Классификация методов психодиагностики: малоформализованные (анализ продуктов деятельности), строгоформализованные (тесты, наблюдение, эксперимент).    2
3 Первичное выявление детей с отклонениями в развитии в рамках раннего, дошкольного детства. Программы ранней диагностики: Е.С. Стребелевой, К.Л. Печора, Е.М. Мастюковой, Т.В. Розоновой, Дж. Равенна и других 2

Практическое занятие

2

 

1. Анализ требований к организации и проведению диагностического обследования детей старшего дошкольного возраста с использованием психолого-педагогического наблюдения, педагогического эксперимента. 2

Самостоятельная работа обучающихся

5
1                                                           . Подготовка сообщения: Психологическая служба в системе специального образования  
2 Составление схемы: Методы психодиагностики;                          
3 Разработка рекомендаций по использованию метода наблюдения, эксперимента в условиях специального ДОУ, группы  

Тема 6.2.                                

Содержание учебного материала

3
1. Основные психолого-педагогические методы профилпктики и коррекции вторичных отклонений Методы профилактики и коррекции отклонений в личностном развитии и социальном поведении дошкольников: методы непосредственного воздействия ориентированные на работу с семьей и воспитателями. Психологические условия организации коррекционно-развивающей работы с дошкольниками. 2 2
2 Педагогическое просвещение родителей как средство профилактики и коррекции нарушений в развитии ребёнка. 1  

Практическое занятие

2

 

1. Разработка коррекционно-развивающих занятий с детьми дошкольного возраста. 2

Самостоятельная работа обучающихся

3
1..                                                          Разработка рекомендации родителям по развитию навыков эффективного обучения с детьми 2
2.. Составление схемы: Основные направления профилактики и коррекции вторичных отклонений, личностного недоразвития детей в дошкольном возрасте 1

Всего

135

 

 


УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебных кабинетов: коррек­ционной педагогики и коррекционной психологии.

 

Оборудование учебного кабинета:

- рабочие места по количеству обучающихся;

- автоматизированное рабочее место преподавателя;

- программное и учебно-методическое обеспечение дисциплины;

- наглядные материалы;

-  игровое оборудование.

 

Технические средства обучения: компьютер/ноутбук, мультимедийный проектор, электронная интерактивная доска, носители информации.

ОП.04 Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии

Цикл дисциплин: общепрофессиональные дисциплины

 

Специальность: 44.02.04 Специальное дошкольное образование

 

2019 г.

  Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по программе среднего профессионального образования (программе подготовки специалистов среднего звена) 44.02.04 «Специальное дошкольное образование»  (углубленной подготовки), входящей в состав укрупненной группы 44.00.00 Образование и педагогические науки.

 

 

Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) Магнитогорский педагогический колледж.

 

Разработчик:

Салманова Альбина Фаритовна, преподаватель общепрофессиональных дисциплин.

Аксенова Евгения Владимировна, преподаватель специальных дисциплин

 

 

   Программа рассмотрена на заседании кафедры 23.05.2019 г. протокол №9, одобрена научно-методическим советом от 27.05.2019 г., согласована с работодателями 29.05.2019 г.

 

 

                                      СОДЕРЖАНИЕ

 

  стр.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
2. СТРУКТУРА содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5
3. условия реализации программы учебной дисциплины 9
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины 11

 

 

 

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.109 с.