Обучение грамоте в старшей группе — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Обучение грамоте в старшей группе

2019-08-26 911
Обучение грамоте в старшей группе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основная задача обучения грамоте в старшей группе — формиро­ вание у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обуче­ ние их звуковому анализу слова.

Под звуковым анализом слова понимается определение порядка следования звуков в слове, установление различительной роли звука, основных качественных характеристик звука.

Обучение детей звуковому анализу слова начинается с определе­ния последовательности звуков в нем. Выделять последовательность звуков нужно при помощи неоднократного произнесения слова с по­следовательным интонационным выделением каждого звука. Так, при анализе слова жук ребенок должен произнести его три раза: жжук, жуук, жуК.

Но дети не могут овладеть звуковым анализом, только произнося слова вслух. Необходимо показать им слово предметно, представив его звуковую структуру в виде модели. Реально представить слово да­ет возможность картина-схема его звукового состава. На ней поме­щаемся рисунок — предмет,  название  которого ребенок должен разобрать, и ряд клеточек под рисунком, которые последовательно заполняются фишками. Количество клеточек соответствует количеству звуков в слове.

Рисунок помогает ребенку видеть предмет, название которого анализируется. Схема дает возможность определить качество звуков в слове и выполняет контрольную функцию: если ребенок при анализе пропустит какой-либо звук, буду! заполнены не все клеточки — и он увидит, что где-то ошибся. Модель слова, которая получается в результате его звукового анализа, отражав! отдельные звуки и их последовательность. При проведении звуковою анализа ребенок ведет указкой под схемой и в соответствии сдвижением указки произносит слово с последовательным выделением звуков, обозначая каждый из них фишкой.

Таким образом, при обучении детей звуковому анализу слова мы должны дать им средства для его проведения и научить ими пользоваться: схема звукового сои ава слова, фишки, интонационное выделение звуков в слове. Воспитатель произносит слово с интонационным выделением первого звука, дети вслед за ним произносят слово так же, ведя указками по своим схемам и задерживая указки в первой клеточке. Затем воспитатель называет первый звук так, как он слышится в слове (если слово звучит как ммак, то «м», а если Кит, то «кь»), одновременно ставит в первую клеточку фишку. После этого, ведя указкой под схемой, воспитатель интонационно выделяет второй звук, задерживая теперь указку во второй клеточке (слово произносит каждый раз полностью), называет второй звук изолированно (маак — «а», киит — «и») и фиксирует его фишкой. Так же выделяется третий звук. Вначале любой выделенный звук обозначается фишками одного цвета — серыми.

Воспитатель проводит звуковой анализ слова только на первом занятии, когда знакомит детей со всеми средствами его проведения. В дальнейшем они сами делают это с помощью воспитателя. Для этого к доске можно вызвать одного ребенка, который найдет все звуки слова. Можно вызывать на каждый звук по очереди: один находит первый звук в слове, фиксирует его фишкой и садится на место, другой — находит второй звук и т.д.

Самое пристальное внимание необходимо в это время сосредоточить на обучении детей последовательному интонационному выделению звуков в слове в соответствии с движением указки под схемой. Хорошо отработанное действие интонационного выделения звука в слове, когда ребенок последовательно движется от первого звука к последнему, является основой будущего грамотного, без пропусков письма.

При проведении звукового анализа необходимо следить за тем, чтобы дети после интонационного выделения звука в слове могли изолированно назвать его так, как он звучит в слове. Иногда дети называют согласные звуки с призвуком гласного звука (ма, рэ и т.п.). Это мешает им при различении твердых и мягких согласных.

После того как дети овладеют навыками проведения звукового 'анализа простейших слов, их знакомят с гласными звуками.

Дети узнают, что этим звукам ничто «не мешает» — ни зубы, ни губы, ни язык: они легко «выходят» изо рта. Дети находят такие звуки в проанализированных ранее трехзвуковых словах: мак — «а», лук — «у», дом — «о», лес «j», кит — «и», дым — «ы». Чтобы удостовериться в правильности своих выводов, дети с помощью воспитателя «проверяют» все звуки, произнося их, и наблюдают, не мешает ли что-либо во рту их выговариванию. Полезно, чтобы воспитатель иногда «ошибался» и настаивал на том, что «необыкновенным» звуком в слове является, например, звук «л» или «с» и т.п. Пусть дети сами доказывают, почему это не так. Полученные таким активным путем знания прочно усваиваются дошкольниками. Найдя все шесть звуков, воспитатель говорит, что эти «необыкновенные» звуки, которые мы произносим громко, полным голосом, называются гласными звуками и, разбирая слова, обозначать их нужно не серой, а красной фишкой.

На следующих занятиях дети узнают о согласных звуках, произнесению которых всегда что-то «мешает» — губы, зубы, язык. Например, при произнесении звуков «м», «м'» «мешают» губы; «с», «с'», «з», «з'» — «мешают» зубы и т.д. В форме загадок детям предлагается определять, что «мешает» произносить разные звуки. При этом воспитатель наряду с согласными звуками подбирает для загадок и гласные, закрепляя знания о них и приучая детей внимательно вслушиваться в каждый произнесенный звук. Следует сказать детям, что некоторые согласные звуки можно протянуть, спеть (ммм), громко крикнуть (ррр), и этим они как бы напоминают гласные, но обязательно при произнесении их встречаются во рту преграды. Это является основной характеристикой согласных звуков. Сравнение звуков по их произнесению, которое нужно проводить в занимательной форме игры, помогает детям быстро уловить разницу между гласными и согласными звуками.

Дети уже знают, что у звуков есть «братцы», различают большого и малого «братцев», поэтому воспитатель сразу вводит названия твердых и мягких согласных звуков: большим братцем мы будем называть твердый согласный звук, а маленьким — мягкий согласный звук; твердый согласный будем обозначать синей фишкой, а мягкий — зеленой.

Далее, проводя звуковой анализ слов, воспитатель должен следить за правильным употреблением терминов «гласный», «твердый согласный», «мягкий согласный» звуки.

В процессе овладения звуковым анализом слова дети убеждаются В том, что звуки «ж», «ш» не имеют мягкой пары (маленького братца), а у звуков «и», «ч» нет твердой пары (большого братца).

В период знакомства с гласными, твердыми и мягкими согласными звуками дошкольники переходят к анализу четырехзвуковых слов разного состава: роза, слон, лист, аист, паук. Звуковой состав каждого слова сравнивается с предыдущим, определяются их сходство и различия. Это помогает детям более уверенно ориентироваться в звуковой системе языка. Примерно и то же время картинки-схемы на столах заменяются схемами звукового состава слова, полосками бумаги без рисунков.

После того как воспитанники научатся различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, необходимо познакомить их с ударением, научить выделять в слоне ударный слог и ударный гласный звук, обозначить его фишкой на модели. Ударение помогает представить слово единым целым. Поэтому правильное выделение ударения при чтении в будущем позволит детям преодолеть послоговое произнесение слова и перейти к чтению целыми словами.

Начинать обучение вычленению ударного слога лучше с двусложных слов с ударением на первом слоге {мишка, каша), потом переходить к словам с ударением на втором слоге (лиса, коза). При выделении ударного слога слово нужно произносить целиком (если произнести его по слогам, получится столько ударений, сколько в слове слогов). Воспитатель дает образец правильного произнесения слова с подчеркнутым ударением, помогает детям выделить ударный слог.

Можно предложить дошкольникам произносить слово быстро и тихо, шепотом. В этом случае ударный слог становится еще более различимым.

Обучение умению вычленять словесное ударение включается в работу по проведению звукового анализа. Вслед за ударным слогом дети знакомятся с ударным гласным звуком и учатся выделять его в слове. Дети составляют слова из фишек, обозначая гласные, твердые и мягкие согласные звуки. Определяя ударный гласный звук, ребенок наглядно ориентируется на звуковую структуру слова и может точно фиксировать место ударения. Для обозначения ударного гласного звука используется фишка черного цвета.

Важным моментом в работе является произнесение детьми слова с последовательным ударением на всех гласных и определение правильного ударения. Это позволяет показать детям различительную роль ударения: перенос ударения с одного гласного звука на другой делает слово бессмысленным или меняет его (замок — замок). Важно, чтобы дети указывали, какой гласный звук следует произнести в слове более длительно.

Закрепление звукового анализа слова у дошкольников осуществляется на материале пяти слов типа мишка, слива, замок. В конце работы по усвоению звукового анализа графическая схема звукового состава слова не используется, дети составляют слова фишками на столах. На доске картина-схема заменяется полоской-схемой.

В процессе обучения грамоте дошкольники знакомятся с предложением. Учатся составлять предложения из 2—4 слов. Дети делят предложения на слова, называют их по порядку: первое, второе и т.д., переставляют, добавляют или заменяют слова в предложении.

СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ

В методике обучения дошкольников грамоте значительное место занимают дидактические игры. С их помощью у детей формируется ориентация в звуковой структуре слова, закрепляются умения интонационно выделять звук в слове, определять его качественные характеристики, пополняется и активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура речи, развивается связная речь. Очень важно, чтобы игры не только методически правильно проводились, но и сохраняли свойственный им развлекательный и эмоциональный характер.

В старшей группе детского сада на занятиях можно проводить такие дидактические игры.

«Назови слова». Эта игра способствует закреплению способа интонационного выделения звука в слове, различению звуков в словах по их качественному звучанию.

Методика игры такова: воспитатель предлагает детям назвать слова с каким-нибудь звуком, например «р», и произнести их так, чтобы этот звук был хорошо слышен. Дается образец подобного произнесения слова: ррак, морроженое, самоварр и т.д. За каждое правильно названное слово ребенок получает в награду фишку-игрушку, чтобы потом можно было их подсчитать и определить победителя. В данном случае это и есть игровое действие, превращающее упражнение и дидактическую игру. Через некоторое время, когда дети назовут достаточное количество слов, задание меняется: «А теперь назовите слова, в которых есть звук «р'». Дети называют: ррис, берреза, бррю-ки, ррека, кррик, гррядка, рредиска и т.д. Снова за каждое правильное слово ребенок получает награду. В конце игры количество фишек-игрушек подсчитывается и определяется победитель.

Если ребенок ошибается, воспитатель обязательно должен эту ошибку проанализировать, медленно произнести слово, ошибочно названное ребенком, показать, что в нем нет нужного звука. Ни один неверный ответ не должен остаться без внимания.

Игра «Назови слона» имеет различные варианты. Например, можно предложить детям называть слова, в которых заданный звук обязательно норный, и середине слова, последний. Игре можно придать  тематическую направленность: предложить приготовить обед, все блюда которого будут начинаться со звука «к» (игра «Обед»), или отправиться в магазин и купить предметы для повой квартиры, в названиях которых есть звук «р» (игра «Новая квартира»). Можно спросить, какие продукты принесла мама в сумке, если она покупала только те, в названиях которых есть звук «м» (игра «Мамина сумка»).

Иногда в подобных играх дети допускают типичную ошибку: подбирая слова, они ориентируются только на классификационную группу, но забывают о том, что называемые слова должны содержать определенный звук. Так, подбирая названия предметов для новой квартиры, ребята могут назвать наряду с теми, что содержит звук «р», слова стол, шкаф, холодильник и т.п. В таких случаях необходимо четко произнести каждое ошибочное слово, показав детям, что в нем отсутствует заданный звук, и вновь повторить задачу.

Игру «Назови слова» можно проводить в виде соревнования между рядами. Результаты учитываются при помощи значков, которые воспитатель ставит на доске мелом за каждое верно названное слово. Для этого доска делится на части по числу рядов в группе. В конце игры значки подсчитываются и определяется ряд-победитель, который получает награду (флажок или вымпел).

Игра с заданиями или игра со звуками слова проходит через весь курс обучения грамоте. Задача ее — закреплять умение проводить звуковой анализ слова.

После того как слово будет разобрано у доски и на столах у детей, воспитатель предлагает поиграть со звуками этого слова. Он вызывает несколько человек (по количеству звуков в слове). Вызывать их можно разными способами в зависимости от уровня подготовки группы. Проще всего вызывать детей, прямо называя каждому из них звук, который тот будет обозначать. Например: «Наташа будет первым звуком в слове дом — звуком «д». Иди, Наташенька, возьми свою фишку. В какой клеточке она стоит? Правильно, в первой. Витя — второй звук в слове дом — звук «о». Последним звуком в слове дом будет Оля, возьми свою фишку. Какой ты звук?» — «м». Очень важно не затягивать этот момент. Дети должны быстро выйти к доске и взять свои фишки. Воспитатель уточняет с ними задания по ходу их выполнения, а не добивается ответа у ребенка, стоящего у своего стола, не позволяя ему до того, как он ответит, взять фишку. В случае затруднения воспитатель приходит ребенку на помощь.

Возможен такой вариант вызова: «Играть будут те дети, которые отгадают мои загадки. Какой второй звук в слове лук? Какой первый, третий?» Тот, кто верно ответит, становится «этим звуком».

После того как все вызванные возьмут из схемы слова фишки, они должны встать у доски так, чтобы составить анализируемое слово.

Воспитатель проверяет правильность построения слова, ведя указкой слева направо и «читая» его.

Затем воспитатель отходит в сторону и приглашает детей подойти к нему. Здесь также используются разные способы. Если сначала детей вызывали к доске по названию звуков, то затем их можно приглашать по порядковым номерам звуков в слове (подойдет второй звук в слове, первый, третий). И наоборот. Называть звуки слова или их порядковые номера можно по порядку и вразбивку. В начале обучения, когда у детей еще очень мало знаний о звуковом строении слова, игра с заданиями проходит очень просто, задания несложны и однообразны. По мере того как дошкольники получают сведения о гласных, твердых и мягких согласных звуках, ударении, усложняются способы вызова детей. Например: «Коля — первый гласный звук в слове миска. Витя — второй гласный. Катя — первый твердый согласный. Слава — второй твердый согласный. Настя — мягкий согласный». Или: «Лена — ударный гласный звук в слове сахар. Коля — безударный гласный» и т.д. В любом случае вызов детей должен проходить в темпе. Поэтому простые задания даются слабым детям, более сложные — сильным. Вызванные дети подходят к воспитателю и встают в нужной последовательности. Их товарищи у себя за столами проверяют правильность построения слова.

Если слово составлено неправильно, воспитатель «читает» его, чтобы дети могли убедиться в своей ошибке: «Посмотрите, что у нас получилось: укж (ведет указкой по фишкам в руках ребят). Подумайте, как надо встать, чтобы получилось слово жук».

В заключение игры «звукам» можно дать различные задания (сначала их дает воспитатель, а затем сами дети). Например: «Звук «л'» (слово лист), покружись. Звук «с», отгадай загадку: «Без окон, без дверей полна горница людей». Звук «т», назови пару своего звука. Звук «и», назови слово со своим звуком (Ира, ирис, игрушка)». Задания могут быть самыми разнообразными (назови свой адрес, расскажи стихотворение, спой песенку, назови слово с ударным гласным «о» и т.п.), но не следует слишком увлекаться ими, забывая об основной цели игры.

Выполнив задание, «звук» ставит фишку в соответствующую клеточку схемы слова и садится на свое место.

Часть игр, проводимых в старшей группе, служит закреплению умений различать гласные и согласные звуки (игра «Какой звук?»), твердые и мягкие согласные («Твердый или мягкий?»), называть парные твердые и мягкие согласные звуки («Назови пару», «Назови братца»). Описание их дается в конспектах занятий.

Достаточно сложна для дошкольников пяти лет игра «Поймай конец и продолжай», дидактическая задача которой — закреплять умение выделяй, отдельные звуки в слове и называть слова с заданным звуком. В ходе этой игры дети называют «цепочку» слов, в которой каждое новое слово начинается с последнего звука предыдущего, например: жук—куст—трамвай—якорь—репка—апельсин и т.д. Эта игра вводится тогда, когда дети научатся определять первый и последний звуки в слове, быстро называть слова с заданным звуком.

Представление детей о звуковой структуре слова закрепляется в игре «Угадай-ка». В процессе игры дошкольники должны соотнести название картинки, прикрепленной к доске, с моделью слова, начерченной цветными мелками. Игра «Угадай-ка» предлагается детям после того, как они достаточно прочно усвоят звуковой анализ слова.

Все игры проводятся в темпе, воспитатель помогает детям преодолевать какие-либо затруднения, чтобы не нарушать ритм игры.

Предложенные игры поможет дошкольникам усвоить программный материал, делают педагогический процесс более эмоциональным, позволяют добиваться большей активности детей на занятиях.

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ И ПОСОБИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ

Необходимым условием успешного обучения дошкольников грамоте является использование различного рода наглядных пособий, дидактического материала, игрушек и др.

Демонстрационный материал включает в себя доску школьного типа, картины-схемы и полоски-схемы звукового состава слов, фишки-карточки, указку, предметные картинки; фишки или мелкие игрушки для награждения детей в играх.

 

Доска школьного типа применяется для звукового анализа слов и различных дидактических игр. По горизонтали доска делится рейками (сечением 2x2,5 см) на три равные части. На рейке при необходимости ставятся фишки, которые удерживаются при помощи лески, натянутой над рейкой на высоте 4-5 см (рис. 1).

 


 

 

Рис. I  Рис. 2

-схемы звукового состава слова представляют собой лист ватмана с изображением предмета, название которого ребенок должен проанализировать, и рядом клеточек под рисунком. Количество клеточек соответствует количеству звуков в слове. Под схемой расположен карман, в который в процессе звукового анализа ставятся фишки-карточки. Карман образуется путем загибания нижнего края листа на 10-12 см. Края загнутой полоски приклеиваются к листу (рис. 2).

Верхняя и нижняя кромки листа зажимаются и скрепляются двумя тонкими рейками. К верхней рейке прикрепляется леска для подвешивания картины-схемы на демонстрационную доску.

Картины-схемы изготавливаются по одному экземпляру для следующих слов-названий: мак, дом, дым, лук, лес, кит, роза, луна, сани, утки, аист, жук, лист, паук, слон, шуба, юла, мишка, мышка.

Полоски-схемы звукового состава слов изготавливаются из плотной бумаги или картона, нижний край которого загнут на 10-12 см и приклеен к листу по краям. В образовавшийся карман вставляют фишки-карточки. Над карманом рисуется схема звукового состава слова. Для занятий необходимо приготовить по две полоски-схемы для анализа трех-, четырех- и пятизвуковых слов (рис. 3).

Для обозначения выделенных звуков анализируемого слова применяются фишки-карточки, которые представляют собой картонные прямоугольники с заостренным нижним концом (рис. 4).

Рис -I

Для занятий необходимо иметь по 6 фишек серого, красного, синего, зеленого и черного цветов. Черные фишки должны быть на 2 см длиннее остальных, так как они ставятся позади красной фишки для обозначения ударного гласного звука.

 


 

 

При проведении звукового анализа слова используется указка с тупым кон­цом длиной 30-40 см.

Для словесных дидактических игр и иг­ровых упражнений нередко используются предметные картинки. Их перечень дает­ся в конспектах занятий.

Для награждения детей в играх необхо­димо иметь специальные фишки или мел-кис игрушки.

Раздаточный материал представляет собой картинки-схемы и полоски-схемы звуковою состава слов, фишки, указки, подносики.

Картинки-схемы звукового состава слов изготавливаются из '/8 части ватман­ского листа. На картинке расположен ри­сунок предмета, слово-название которого дети анализируют, и под ним схема звуко­вого состава слова (рис. 5). Количество клеточек (размером 2.2 см) соответствует количеству звуков анализируемого слова. Для занятий Используются 10 карти­нок-схем: мак, дом, дым, лук, лес, кит, роза, луна, лиса, сани. Картинки-схемы изготавливаются по одному комплекту на каждого ребенка.

Полоски-схемы звукового состава сло­ва можно сделать из плотной бумаги (раз­мером 12x4 см). На полоске размещается схема слова. Каждый ребенок должен быть обеспечен двумя полосками-схема­ми трех-, четырех- и пятизвуковых слов (рис. 6).

Фишки для детей делаются квадратной (2x2 см) или круглой

(диаметром 2 см) формы из картона, пластмассы (рис. 7). Комплект на одного ребенка состоит из 20 фишек серого, красного, синего, зеленого и черного цветов (по четы­ре фишки каждого цвета).

В качестве указок можно использовать счетные палочки. Для фи­шек и указок, необходимых для занятий, удобно пользоваться инди­видуальными подносиками.

 

Рис. 7.

 

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.