Конспекты занятий по обучению грамоте в старшей группе — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Конспекты занятий по обучению грамоте в старшей группе

2019-08-26 10377
Конспекты занятий по обучению грамоте в старшей группе 5.00 из 5.00 9 оценок
Заказать работу

Занятия по обучению грамоте (34) проводятся в старшей группе детского сада один раз в неделю. Длительность каждого занятия — 25-30 мин, в течение которых детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления ранее усвоенных знаний и умений.

Приведенные ниже конспекты занятий по обучению грамоте являются примерными. Их назначение — помочь воспитателю рационально спланировать программный материал, выбрать методы и приемы обучения, дидактические игры.

 

ЗАНЯТИЕ 1

Программное содержание:

•   закреплять представление детей о слове;

•   закреплять умения интонационно выделять звук в слове, различать на слух твердые и мягкие согласные звуки, определять первый звук в слове.

Демонстрационный материал: мяч, фланелеграф, картинки с изображением лимона, вишни, пирамидки, лампы, волка, парохода; коробка.

Раздаточный материал: разноцветные фишки.

Ход занятия

I. На столе у детей по 5-6 фишек. Воспитатель предлагает «собрать» в коробку разные слова. Для этого, говорит он, нужно напомнить какое-нибудь слово, например цветок, и положить в коробку фишку. Дети называют свои слова и «кладут» их в коробку, с которой воспитатель ходит между рядами. Похвалив ребят за то, это они назвали много разных слов, он выбирает наиболее яркие по звучанию («звонкие» — звонок, зеркало, «тихие» — мышка, шишка, «громкие» — гром, помидор) и предлагает вслушаться в их звучание

Игра «Скажи, как я». Воспитатель предлагает детям встать в круг, сам встает в его середину с мячом. Игра заключается в том, что воспитатель бросает мяч кому-либо из ребят, называя слово с интонационным выделением любого из согласных звуков (ррука, саммо-)вт, трубба, нножик, домм и т.п.). Ребенок должен повторить слово так, как его произнес взрослый, перебрасывая мяч назад. В игре должны принять участие все дети.

III. Воспитатель выставляет на фланелеграфе картинки с изображением лимона, вишни, пирамидки, лампы, волка, парохода и предлагает  детям сказать слово лимон так, чтобы все хорошо услышали в первый звук — ллимон. «Какой первый звук в слове ллимон?» — звук «л /» — маленький братец, а какой у него большой братец» - «л». — «Какое слово начинается со звука «л»?» — «Ллампа».

Воспитатель снимает с фланелеграфа картинки с лимоном и лампой.

Предлагает послушать, а затем сказать, с каких звуков начинаются слова вишня и волк: ввишня, вволк. «в'», «в». — «Звуки «в'» и «в» — братцы». Какой из них — большой братец?» — «в».

Вызванный ребенок снимает изображения вишни и волка.

Воспитатель, показывая на пирамидку, предлагает назвать, что нарисовано на картинке, и сказать слово так, чтобы был хорошо слышен первый звук. Ребенок подчеркивает голосом звук «п'». «Назовите первый звук в слове пирамидка». — «п'».

Далее воспитатель просит назвать другую картинку (показывает на пароход) так, чтобы все хорошо услышали первый звук в слове пароход, — ребенок интонационно выделяет звук «п». «В слове пирамидка первый звук «п'», а в слове пароход первый звук «п». Что можно сказать про эти звуки?» — «Эти звуки — братцы: звук «п'» — маленький братец, звук «п» — большой братец».

Если дети затрудняются с ответом, воспитатель сам говорит, что звуки «п» и «п'» — братцы, а затем спрашивает, какой из них маленький, а какой — большой братец.

IV. Игра «Назови слово». Дети по заданию воспитателя называют слова со звуком «п»: пароход, пудель, шапка, полка и т.д. Когда будет названо 10—15 слов, задание меняется: дети называют слова с маленьким братцем — звуком «п'»: пион, капитан, пение, пила и т.д. За каждое правильно подобранное слово дети получают фишку или мелкую игрушку. В конце игры фишки подсчитываются, определяется победитель.

 

ЗАНЯТИЕ 2

Программное содержание:

• закреплять умение интонационно выделять звук в слове, называть слова с заданным звуком;

• учить детей делить на слоги двусложные слова, называть слова с заданным количеством слогов.

Демонстрационный материал: картинки или игрушки (лиса, медведь, заяц, кот).

Ход занятия

I. Воспитатель предлагает послушать стихотворение о коте, показывая картинку или игрушку:

Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.

Кушать хочется, да лень ворочаться.

Вот и ждет рыжий кот,— может, миска подползет?

 «Вот какой ленивый кот», — заключает воспитатель и предлагает детям послушать, как он по-другому прочтет начало этого стихотворения. Читает первые две строчки с интонационным выделением в словах звука «ж». Спрашивает, кто заметил, как он читал отрывок из стихотворения. «Вы жужжали». — «Какой звук «жужжал» в этом стихотворении?» — «Звук «ж».

Воспитатель предлагает детям (2-3) прочитать отрывок из стихотворения так, чтобы все хорошо услышали в нем звук «ж». При необходимости помогает им, дает образец произнесения.

Дети отыскивают в отрывке слова со звуком «ж», произносят их с интонационным выделением этого звука.

II. По заданию воспитателя ребята называют 8-10 слов со звуком «ж». Упражнение проводится в темпе, фишки за ответы не даются.

III.      Воспитатель показывает игрушечных зверей или картинки с изображением лисы, медведя, зайца. Дети называют животных, отмечают, как назвать их одним словом.

Педагог предлагает сказать слово лиса не сразу, а по частям. Как Правило, это задание не вызывает у пятилетних детей затруднения. Если необходимо, воспитатель дает образец такого произношения '«Послушайте, как я скажу это слово: ли-са» и вызывает несколько человек повторить. Потом он спрашивает, на сколько частей делится то слово. «На две». — «Какая первая часть?» — «Ли».- «Назовите вторую часть». — «Са». — «Скажите слово по частям». — «Ли-са».-Сколько слов вы сказали?» — «Одно».

Далее дети самостоятельно произносят по слогам слова медведь, заяц, подсчитывают количество частей в словах, определяют первый, второй слоги. По предложению воспитателя произносят слова по частям, отхлопывая каждый слог.

IV. Воспитатель предлагает вспомнить других животных, в названиях которых два слога. Дети называют: белка, барсук, ежик, кабан, олень и др. Слова произносятся по слогам. За правильные слова дается фишка.

 

ЗАНЯТИЕ 3

Программное содержание:

• учить детей делить на слоги дву- и трехсложные слова, познакомить с термином «слог»;

• учить называть слова с заданным слогом;

• закреплять умение интонационно выделять звук в слове.

Демонстрационный материал: мяч, картинка с изображением малины.

Ход занятия

1. Игра «Кто у кого?». Воспитатель называет каких-либо животных (лиса, кошка, курица), а дети в ответ — детенышей этих животных (лисенок, котенок, щенок, цыпленок). Игра проводится с мячом.

II. Воспитатель предлагает «измерить», разводя перед собой обе

руки в стороны, слова лиса и лисенок. Дети отмечают, что слово лисенок длиннее слова лиса. Затем они произносят слова по слогам и выясняют, что в слове лиса две части, а в слове лисенок — три, поэтому оно длиннее. Воспитатель сообщает, что части слова называются

слогами, потому что слово слагается из них.

Такая же работа проводится со словами кошка и котенок, собака и щенок, курица и цыпленок. Каждый раз слова сравниваются по количеству слогов.

III. Игра «Отгадай мое слово». Педагог говорит: «Я задумываю слово, которое начинается со слога ма. Попробуйте отгадать мое слово. А отгадка нарисована на картинке. Она лежит у меня на столе. Я вам покажу ее в конце игры».

Дети называют разные слова: машина, мама, малина, маяк, магазин, макароны, математика, малыш и др. Они могут вспомнить слова типа масло, марка, то есть с трехзвуковым первым слогом, содержащим ма. Такие ответы считаются правильными.

Игра продолжается до тех пор, пока дети не назовут 10—12 слов, даже если кто-либо отгадает слово в начале игры. Заканчивая ее, воспитатель показывает картинку с изображением малины и говорит: «Я загадываю слово — название ягоды. Какое это слово?» — «Малина». — «Кто отгадал мое слово?» — «Сережа». — «Молодец, Сережа, ты сегодня победитель!».

IV.      Игра «Кто внимательный?». Воспитатель читает отрывок из стихотворения С.Маршака, слегка выделяя голосом звук «с» в словах:

Спит спокойно старый слон.

 Стоя спать умеет он.

«Какой звук вы часто слышали в этом стихотворении?» — «Звук «с».

Дети называют слова из стихотворения со звуком «с», интонационно выделяя его в каждом слове. Побеждает тот, кто вспомнит все слова со звуком «с».

 

 

ЗАНЯТИЕ 4

Программное содержание:

• учить составлять предложения из двух слов, называть первое, второе

слово;

• учить называть слова с заданным звуком.

Демонстрационный материал: игрушечный заяц, мелкие игрушки или фишки.

Ход занятия

I. Воспитатель показывает детям игрушку и спрашивает: «Что зайчик делает?» При этом показывает, как передвигается заяц.

«Зайчик прыгает»,— отвечают дети. Воспитатель объясняет, что они сказали предложение Зайчик прыгает, и предлагает повторить его. (.нем говорит: «Мы сказали предложение, в котором два слова — зайчик и прыгает. Первое слово в нашем предложении — зайчик, второе — прыгает».

После этого воспитатель вызывает двоих детей и говорит им, что они будут словами в предложении: «Вова будет словом зайчик (дает ему игрушку), а Сережа — словом прыгает. Подумайте, кто должен Встать первым? Какое слово в нашем предложении было первым? Да, слово зайчик. Раз ты, Вова,— зайчик, то должен встать первым, В слово прыгает встанет вторым». Затем воспитатель обращается к Группе и предлагает «прочесть» предложение, последовательно называя слова. Несколько вызванных детей повторяют составленное предложение.

Затем воспитатель предлагает Вове и Сереже поменяться местами: теперь пусть слово прыгает станет первым, а слово зайчик — вторым. Кто «прочитает», какое теперь получилось предложение?» дети «читают»: Прыгает зайчик.

Воспитатель спрашивает: «Что вы прочитали?» — «Предложение».

II. Воспитатель предлагает послушать стихотворение Л.Куклина о том, как дети придумывали слова на определенный звук:        

— Вот сколько на К я сумею назвать:

Кастрюля, кофейник, коробка, кровать,

Корова, квартира, картина, ковер,

Кладовка, калитка, комод, коридор...

— Ой, хватит! И буква ведь может устать!

А вот что на Т ты сумеешь назвать?

— Топор, табуретка, тарелка и ложка...

— Ты, кажется, что-то напутал немножко!

— Ну ладно, я больше сбиваться не буду.

Послушай, на С назову я посуду:

Стакан, сковородка, солонка... и кошка!

— А кошка откуда?

— Залезла в окошко!

Спроси лучше кошку — откуда пришла

И вся ли посуда на кухне цела...

Читая стихотворение, воспитатель слегка подчеркивает голосом нужные звуки.

«Вот как много слов назвали дети на какой-нибудь звук, — говорит воспитатель.

—Давайте и мы попробуем. Будем называть слова.

которые начинаются со звука «р». Я знаю слово ракета. А вы?» Дети называют слова: рама, рыба, рука, рожь, рыбак и др.

Далее воспитатель предлагает назвать слова, которые начинаются со звука «р'» (рисунок, Рита, репка, редиска, ряженка, рюмка и т.д.).

За каждое правильно названное слово воспитатель дает ребенку фишку или мелкую игрушку. В конце игры предлагает детям поднять полученные игрушки или фишки. Отмечает, что дети придумали много слов на звуки «р» и «р'». Если у кого-либо фишек или игрушек больше, чем у других, воспитатель обращает на это внимание всей группы, ставит этого ребенка в пример.

 

ЗАНЯТИЕ 5

Программное содержание:

• закрепить знания о предложении, учить составлять предложения;

• познакомить детей со схемой звукового состава слова, сделать звуковой анализ слова ау;

• закрепить умение делить слова на слоги.

Демонстрационный материал: мел, указка, картинка с изображением белки.

Ход занятия

I. Воспитатель показывает картинку с изображением белки. Спрашивает: «Кто здесь нарисован?» — «Белка». — «Что мы сейчас сказали?» — «Слово белка» Дети получают задание составить предложения, в которых рассказывалось бы что-нибудь о белке («Белка живет в дупле», «У белки пушистый хвост», «Белка грызет орешки» и т. п.).

II. Воспитатель предлагает детям поиграть: «Представьте себе, что вы пошли в лес. Одни зашли за деревья и не видят, где остальные.

Это будут дети первого ряда. Вот они посоветовались между собой и решили позвать своих товарищей, покричать им. Крикните хором:

«Ау!» (дети первого ряда кричат «Ау!»). Еще раз! Молодцы! Остальные ребята — второй ряд — услышали друзей и отвечают им так же:

«Ау!» Еще раз. Тоже молодцы!»

Дети отмечают, что слово ау очень короткое. «Коротенькое, но какое нужное слово, — говорит воспитатель. — Многих людей из беды выручило, не дало заблудиться. Интересно, а какие звуки в этом коротком слове, сколько их?»

Воспитатель произносит слово, интонационно подчеркивая каждый звук: аауу, предлагает детям вслушаться и произнести так же. «Послушайте и скажите: какой первый звук в слове ау?» — «а».-«Посмотрите, я нарисую для этого звука домик» (рисует на доске квадрат).

Затем произносит слово с интонационным выделением второго звука: ауу — и спрашивает, какой второй звук в слове. Дети отвечают. Рисует рядом с первым квадратом второй. «В слове два звука, и мы нарисовали для них две клеточки. Какой звук живет в первой клеточке?» — «Звук «а». — «Во второй?» — «Звук «у».

Воспитатель объясняет: «Первая клеточка — звук «а», вторая клеточка — звук «у». Если я произнесу звуки друг за другом, плавно (ведет указкой под клеточками), то прочитаю слово ау. Посмотрите внимательно, как я читаю: веду указкой под первой клеточкой и произношу звук «а», когда перехожу ко второй клеточке, начинаю произносить звук «у»: аауу» (медленно ведет указкой от первой клеточки ко второй).

Дети вместе с воспитателем хором произносят слово ау в соответствии с движением указки под схемой. Повторяют 3-4 раза. Потом 2-3 человека «читают» самостоятельно. Воспитатель следит, чтобы никто из детей «не обгонял» указку и «не отставал» от нее.

III. Дидактическая игра «Телеграф». Воспитатель произносит дву- или трехсложные слона (окно, доска, указка, ковер, карандаш и т.д.), а вызванный ребенок отхлопывает в ладоши количество слогов в названном слове — «передает слово по телеграфу».

 

ЗАНЯТИЕ 6

Программное содержание:

• учить детей проводить звуковой анализ слова;

• закреплять умение называть первый звук в слове;

• учить называть слона с заданным звуком.

Демонстрационный материал: картина-схема слова мак, четыре серые фишки, мяч, мелкие игрушки, указка.

Раздаточный материал: картинки-схемы слова мак, серые фишки (по 4 на ребенка), указки.

Ход занятия

I. Игра «Назови первый звук». Игра проводится в кругу с мячом.

Воспитатель произносит слова с интонационным выделением первого звука (ррепа, ллес, вволк, ддом, йаблоко и т.д.) и бросает мяч ребенку, тот называет первый звук в слове («р'», «л'», «в», «д», «й») и перебрасывает мяч воспитателю. В игре должны принять участие все дети.

II. Звуковой анализ слова мак. Воспитатель показывает детям картину-схему слова мак, спрашивает, какой цветок нарисован. Обращает внимание дошкольников на клеточки под рисунком. Спрашивает: «Как вы думаете, что обозначают эти клеточки?» — «Звуки».

«Нарисовано три клеточки, потому что в слове мак три звука».

Показывает, как нужно читать слово мак: медленно произносит слово и одновременно ведет указкой под клеточками. Повторяет 2-3 раза. Предлагает детям попробовать прочитать слово так же. Они несколько раз произносят слово мак в соответствии с движением указки под схемой. Воспитатель внимательно наблюдает, помогает тем, у кого произнесение слова не совпадает с движением указки.

Далее идет обучение звуковому анализу слова — последовательному выделению звуков в слове.

Воспитатель произносит слово мак с интонационным выделением первого звука (Мак) и одновременно ведет указкой под схемой, задерживая ее под первой клеточкой. Просит детей вместе с ним произнести слово хором. Спрашивает, какой первый звук в слове. Услышав правильный ответ, объясняет, что звук «м» он обозначит серой фишкой (показывает фишку). Спрашивает, в какую клеточку нужно поставить ее. «В первую, потому что «м» — это первый звук в слове мак».

Воспитатель ставит фишку в первую клеточку схемы и говорит детям, что у них на подносах также лежат серые фишки, только маленькие. Этими фишками они будут обозначать звуки у себя на схемах. Дети ставят фишку в первую клеточку схемы слова мак, отмечая, что они обозначили звук «м».

«Послушайте, какой второй звук в слове мак», — продолжает воспитатель. Ведет указкой под схемой, задерживая указку под второй клеточкой, и произносит слово с интонационным выделением второго звука: маак. Дети вместе с ним хором произносят слово мак, также интонационно выделяя второй звук. «Какой второй звук в слове мак?» — спрашивает воспитатель. «Звук «а». Некоторые дети могут ошибиться, назвать не второй звук в этом слове, а сочетание ма. В таком случае воспитатель еще раз читает слово по схеме с интонационным выделением звука «а». Вызывает читать детей, допустивших ошибку. Спрашивает, какой звук они тянут, когда указка задерживается под второй клеточкой. Когда дети убедятся, что второй звук в слове мак — «а», воспитатель и дошкольники обозначают на схемах звук фишками.

Таким же образом выделяется третий звук в слове мак: воспитатель ведет указкой под схемой, задерживая ее под третьей клеточкой, и выделяет в слове звук «к»: маК. Дети определяют третий звук в слове и обозначают его фишкой. Воспитатель ставит большую фишку в схему на картине.

Последний этап работы — повторное чтение слова мак с синхронным движением указки под схемой. Образец чтения дает воспитатель.

III. Игра «Назови слово». Дети называют слова со звуком «м», затем со звуком «м'»: мак, масло, комар, дом, сумка, дым, мишка, милиционер, помидор, домик, семь, место. За каждое правильно названное слово дети получают мелкие игрушки. В конце игры определяется победитель.

 

ЗАНЯТИЕ 7

Программное содержание:

• учить детей проводить звуковой анализ слова;

• закреплять умение называть слово с заданным звуком;

• разучить игру с заданиями.

Демонстрационный материал: картина-схема слова дом, указка, 4 серые фишки. Раздаточный материал: картинки-схемы слова дом, указки, серые фишки (по 4 на ребенка). Ход занятия

 I. Воспитатель читает детям потешку, слегка выделяя голосом звук

Горкой, горкой, горочкой

Шел маленький Егорочка.

Протоптал Егорочка

Тропочку до горочки.

Дети должны назвать слова со звуком «г«и произнести их с выделением этого звука.

II. Звуковой анализ слова дом. 1) Воспитатель спрашивает, что нарисовано на картине. «Дом». — «Сколько клеточек нарисовано внизу картины?» — «Три».— «Что обозначают эти клеточки?» — звуки». — «Правильно, нарисовано три клеточки, а каждая клеточка обозначает один звук. Значит, в слове дом три звука» (педагог и дети «читают» слово, синхронно ведя указкой под клеточками). «Кто скажет слово дом?» (Воспитатель произносит слово с интонационным выделением звука «д» так, чтобы дети услышали в нем первый звук.)

2-3 детей произносят слово дом с интонационным выделением 1Вука «д», называют первый звук в этом слове — «д» — и обозначают его серой фишкой.

Подобным образом определяются остальные звуки в слове дом. Особое внимание уделяется выделению звука «о». Воспитатель работает индивидуально с детьми, которые не слышат в слове гласного звука, называют сочетание до (как на прошлом занятии со словом мак).

2) Воспитатель говорит: «Дети, в слове дом есть звук, который можно громко крикнуть, сказать тихо, шепотом, можно потянуть, спеть. Произнесению этого звука во рту ничто не мешает — ни губы, ни зубы, ни язык. Кто отгадает, какой это звук?»

Чтобы помочь детям определить «необыкновенный» звук, можно перебрать все звуки в слове: «д» — этот звук мы не можем потянуть. Звук «о» можно крикнуть (дети по предложению воспитателя проверяют это), сказать тихо, шепотом (дети шепчут звук «о»), можно потянуть, спеть (дети поют какую-нибудь мелодию, выделяя звук «о») Наконец, звук «м». Его можно потянуть, спеть, но нельзя крикнуть» Самое главное, на что обращает внимание воспитатель, — это то что при произнесении звука «д» «мешает» язык — он упирается г верхние зубы, при произнесении звука «м» смыкаются губы, только звук «о» произносится свободно, во рту ничто не мешает.

3) Игра с заданиями. Воспитатель вызывает трех воспитанников и объясняет, что они будут в игре звуками слова дом: «Алла будет звуком «д», возьми свою фишку. В какой клеточке стоит твоя фишка?» — «В первой». — «Коля — звук «о», держи свою фишку. Сережа — звук «м», вот твоя фишка».

Дети «строят» слово дом, становясь с фишками в руках перед доской в соответствующем порядке. Воспитатель «читает» слово, ведя указкой от ребенка к ребенку. Затем отходит в сторону и подзывает к себе играющих: «Подойдет первый звук слова, подойдет второй звук слова, третий звук. Постройте слово дом». Дети-«звуки» подходят по очереди и встают по порядку, поднимают свои фишки вверх. Воспитатель ведет указкой по фишкам и читает с группой: дом.

Воспитатель встает с другой стороны доски, вновь подзывает к себе детей: «Звук «о», звук «м», звук «д». Постройте слово дом». Проверяет с детьми правильность построения слова, читая его с указкой.

Дети-«звуки» по заданию воспитателя ставят свои фишки в схему: «Звук «Д», поставь фишку в свою клеточку (ребенок ставит фишку в первую клетку и садится на место). Звук «М», где твоя клеточка? Какой звук остался? Правильно, звук «О». Поставь свою фишку на место и прочитай слово». Ребенок выполняет задание и садится на место.

4) Дети на местах, один ребенок у доски по заданию воспитателя убирают фишки со схем: «Уберите звук «М», звук «О». Какой звук остался?» («Д»).

III. Игра «Назови слова». Дети называют слова со звуком «д», затем — со звуком «д'»: дом, удочка, дача, радость, душ, дерево, девочка, дети. Надя, дятел, деньги, родители, дело, Дима.

 

 

ЗАНЯТИЕ 8

Программное содержание:

• учить проводить звуковой анализ слова, находить одинаковые звуки в словах;

• познакомить со словоразличительной ролью звука.

Демонстрационный материал: картины-схемы слов дом,

дым, указка, 6 серых фишек.

Раздаточный материал: картинки-схемы слова дым, серые фишки (по 4 на ребенка), указки.

 

Ход занятия

I. Игра «Сколько звуков услышали?». Воспитатель выразительно проговаривает вперемежку отдельные звуки и слоги («м», ра, «у», «с», ко..). На один звук дети хлопают один раз, на слог — два раза.

II. Звуковой анализ слова дым.

1) Воспитатель «читает» слово дым, ведя указкой под схемой слова, предлагает отдельным ребятам «прочитать» так же.

2—3 детей произносят слово дым с интонационным выделением первого звука. Дети определяют, что первый звук в слове — «д», обозначают его фишкой на схеме под картинкой на доске и наличных карточках.

Вызванный ребенок с помощью воспитателя (если это необходимо) отыскивает второй звук в слове дым: произносит слово с интонационным выделением звука «ы» — дыым, называют его изолированно. Дети обозначают звук «ы» фишкой.

Воспитатель предлагает ребятам самостоятельно отыскать третий звук в слове дым. Они «читают» слово с указками по схеме, интонационно выделяя звук «м» — дымм. Определив, что третий звук в слове   дым — «м», обозначают его фишкой.

II. Игра с заданиями. Воспитатель вызывает менее подготовленных детей и называет их звуками слова дым по порядку. Дети «строит» слово. Воспитатель читает его, ведя указкой от ребенка к ребенку. Отходит в сторону и подзывает к себе «звуки»: первый, второй, третий, вновь предлагает «построить» слово дым.

Во второй раз «звуки» подзываются вразбивку: «м», «д», «ы». Дети должны встать по порядку и составить слово дым.

«Звукам» «д», «м» предлагается поставить фишки на схему (в свои клеточки). «Какой звук остался? Правильно: «ы». Последний играющий ставит фишку на место и читает словом целиком.

III. Воспитатель напоминает детям, что на прошлом занятии они разбирали слово дом. Вывешивает картину с изображением дома; интонационно выделяя звуки слова, называет их изолированно, обозначает фишками. Затем «читает» слова дом и дым, просит найти одинаковые звуки в этих словах. Если дети затрудняются, воспитатель задает вопросы: «Какой первый звук в слове дом?» — «д». — «Какой первый звук в слове дым?» — «Тоже «д». — «Какой третий звук в слове дом?» — «м». — «В слове дым?» — «м». В словах дом и дым, заключают дети, два одинаковых звука — «д» и «м».

Воспитатель предлагает найти разные звуки в этих словах. Подсказывает: «Какой второй звук в слове дом?» — «о». — «А в слове дым?» — «ы». — «Значит, достаточно заменить в слове один звук, и получится новое слово».

IV. По заданию воспитателя дети отыскивают в слове дым звук, который можно долго тянуть, произнесению которого ничто во рту не мешает. Если дети затрудняются с ответом, воспитатель вновь помогает им перебрать все звуки в слове, выяснить, что таким звуком является «ы».

V. Дети на местах и один ребенок у доски выполняют задание «Уберите со схем звуки «ы», «д», «м» в слове дым; звуки «о», «м», «д» в слове дом».

 

 

ЗАНЯТИЕ 9

Программное содержание:

• учить детей проводить звуковой анализ слова;

• закреплять знание о словоразличительной роли звука;

• продолжать учить называть слова с заданным звуком. Демонстрационный материал: картина-схема слова лук, 4 серые фишки, указка, фишки или мелкие игрушки.

Раздаточный материал: картинки-схемы слова лук, серые фишки (по 4 на ребенка), указки.

Ход занятия

I.       Звуковой анализ слова лук.

Воспитатель читает слово лук с синхронным движением указки

под схемой. 2-3 ребенка повторяют.

Затем воспитатель вызывает поочередно трех человек провести звуковой анализ слова лук (по одному на каждый звук).

II. Игра с заданиями.

1. Вызвать троих детей и предложить им взять фишки в такой последовательности: «л», «у», «к».

2. Подозвать 2-й, 3-й, 1-й «звуки» слова, потом в другой последовательности: «звуки» «к», «л», «у».

3. Поставить на схему звуки «у», «к», «л».

Третий ребенок читает слово с указкой.

III. Дети по заданию воспитателя находят в слове лук звук, который можно потянуть, спеть, прокричать, при произнесении которого во рту ничто не мешает.

IV. Воспитатель предлагает детям послушать стишок, в котором «заблудился» звук:

Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме: «Там ползет зеленый лук С длинными усами!» Дети внимательно слушают и определяют, какой звук в каком слове «заблудился» (звук «ж», вместо слова лук нужно говорить жук).

V. Игра «Назови слова». Дети называют слова со звуком «л», затем со звуком «ль» (лампа, луна, салат, кукла, пол, клубника, молоко; лиса, лягушка, летчик, колесо, телевизор, малина, соль).

 

ЗАНЯТИЕ 10

Программное содержание:

• обучать звуковому анализу слова;

• продолжать обучение, находить слова с заданным звуком;

• закреплять знания о словоразличительной роли звука. Демонстрационный материал: картина-схема слова лес, 4 серые фишки, указка, мяч, фишки или мелкие игрушки.

Раздаточный материал: картинки-схемы слова лес, серые Фишки (по 4 на ребенка), указки.

Ход занятия

I. Игра «Назови братца». Игра проводится в кругу с мячом. Воспитатель называет твердый согласный звук и бросает мяч ребенку. Поймав мяч, ребенок должен назвать пару этого звука (маленького братца) и перебросить мяч воспитателю. После того, как будет названо несколько пар звуков (например, «б»-«б'», «г»-«г'», «з»-«з'», «л»—«л'», задание в игре меняется: воспитатель называет мягкий согласный звук, а дети в ответ — большого братца, т.е. твердую пару названного звука («к'»-«к», «п'»-«п», «д'»—д», «м'»—«м», «н'»—«н».

II. Звуковой анализ слова лес. Слово лес у доски разбирает один ребенок, хорошо усвоивший материал. Прочитывает все звуки с указкой в руках, которую ведет под схемой звукового состава слова. Затем произносит его с интонационным выделением первого звука (ллес) и синхронно ведет указкой под схемой, задерживая ее под первой клеточкой, определяет первый звук в слове — «л'» и обозначает его фишкой. Аналогичным образом отыскивает второй и третий звуки, обозначает их фишками. Одновременно с ним это же слово разбирают на своих местах все дети.

Дети по заданию воспитателя определяют в слове лес звук, который можно долго потянуть, громко крикнуть, при произнесении которого во рту ничто не мешает (звук «э»). III. Игра с заданиями.

1. Вызвать троих детей, звуки «л», «э», «с» (прочитать слово);

2. Подозвать 2-й, 3-й, 1-й «звуки» слова.

3. Дать детям задание: «Звук «л» — похлопай, звук «с» — попрыгай, звук  «э» — попляши». Дети выполняют задания и ставят фишки на схему.

Последний ребенок читает слово с указкой.

IV.  Дети на местах и вызванный к доске ребенок убирают фишки со схем под диктовку воспитателя: «э», «л», «с».

На пожелтевшую траву Роняет лев свою листву.

V.  Воспитатель читает стишок, в котором «заблудился» звук:

На пожелтевшую траву

Роняет лев свою листву.

Дети определяют, что в слове лев заблудился звук «с». Вместо слова лев нужно сказать слово лес.

VI. Игра «Магазин». Воспитатель говорит детям: «Вы пришли в магазин за продуктами. Покупать можно те из них, в названиях которых есть звук «с». Что вы купите?» Дети называют: масло, сметана, соль, сахар, сухари, колбаса, сыр, сало, сок, капуста, свекла и т.д. Затем задание меняется: воспитатель предлагает «покупать» продукты, в названиях которых есть звук «с'» (сосиски, селедка, апельсин, карась, кисель и т.д.). За каждое правильно названное слово дается фишка или мелкая игрушка. Побеждает тот, кто назовет больше слов.

 

ЗАМЯТИЕ 11

Программное содержание:

•     учить проводить звуковой анализ слова:

•     закреплять умение называть слова с заданным звуком;

•     учить составлять предложения из трех слов и делить их на слова.

Демонстрационный материал: картина-схема слова кит, 4 серые фишки, указка, фишки или мелкие игрушки, кукла.

Раздаточный материал: картинки-схемы слова кит, серые фишки (по 4 на ребенка), указки.

Ход занятия

I.    Игра «Перекличка». Воспитатель называет вперемежку разные звуки — гласные и согласные. Дети, имена которых начинаются с названного звука, встают.

II.   Звуковой анализ слова кит. Воспитатель предлагав! детям на местах с указкой прочитать слово. Ходит между рядами и внимательно наблюдает за работой воспитанников, при необходимости помогает. Затем один ребенок читает слово кит с указкой у доски. Вызываются поочередно три человека анализировать это слово у доски (по одному ребенку на каждый звук).

III. Дети отыскивают в слове кит звук, который можно долго тянуть, пропеть, громко прокричать, при произнесении которого во рту ничто не мешает.

IV. Игра с заданиями.

1.    Вызвать звуки «и», «к», «т» (прочитать слово).

2.    Подозвать 3-й, 1-й, 2-й «звуки» слова.

3.    Задания звукам: «Звук «к» — попрыгай, звук «т» — попляши, звук «и» — громко крикни свой звук».

Дети выполняют задания и ставят фишки на схему, последний читает слово.

V.По заданию воспитателя дети убирают фишки со схем: «т», «к», «и».

VI. На столе у педагога за игрушечным столиком с посудой сидит кукла Катя. Дети составляют предложение: Катя пьет чай, называют первое, второе, третье слова в предложении. Воспитатель вызывает троих детей, которые будут играть роли слов в предложении (см.занятие 4).

Затем он предлагает: «А теперь слово Катя пусть сядет на место, мы заменим его другим словом. Иди сюда, Коля, ты будешь словом мальчик, встань первым. Кто прочтет новое предложение?» Дети читают: Мальчик пьет чай. Потом воспитатель спрашивает, каким словом можно заменить слово чай. Дети называют: молоко, компот, сок и т.д. Каждый ребенок, правильно назвавший слово, выходит к доске и становится вместо слова чай, а его товарищи читают новые предложения Мальчик пьет молоко; Мальчик пьет компот;

Мальчик пьет сок.

VII. Игра «Построить дом». Воспитатель говорит, что он собирается нарисовать дом, и изображает на доске только одну стену. Дети должны назвать части дома, которые нужно дорисовать. Назвать можно только те слова, в которых есть звук «р». Дети называют: крыша, чердак, рама, крыльцо, труба. «Чего не хватает над крыльцом?» — «Двери» — «Почему же вы не называете это слово?» — «Потому что в нем звук «р'», а не «р».

Все называемые предметы воспитатель схематически рисует на доске.

 

ЗАНЯТИЕ 12

Программное содержание:

•     дать понятие о гласных звуках;

•     продолжать обучать детей называть слова с заданным звуком. Демонстрационный материал: картины-схемы слов мак,

дом, дым, лес, кит; 6 красных фишек; указка; фишка или мелкие игрушки.

Ход занятия

I. На доске вывешиваются картины-схемы шести названных выше слов.

Воспитатель предлагает вспомнить, какой звук можно крикнуть, спеть, протянуть (в слове мак). Читает слово мак по схеме с указкой, интонационно выделяя звук «а» и задерживая указку под второй клеточкой. Дети называют «а». По предложению воспитателя долго тянут его, напевают, убеждаются, что во рту ничто не мешает, воздух идет свободно, звук произносится полным голосом. Затем ребятам предлагается проверить, как произносятся звуки «м», «к». «Когда произносим звук «м», мешают губы, а произнесению звука «к» мешает язычок».

Воспитатель сообщает, что звуки, которые можно пропеть, громко прокричать, сказать тихо и произнесению которых во рту ничто не мешает, называются гласными. Эти звуки обозначаются красными фишками (показывает одну из них).

Вызванный ребенок обозначает звук «а» в слове мак красной фишкой.

Воспитатель предлагает найти в слове дом звук, который можно громко прокричать, сказать тихо, пропеть, который мы произносим полным голосом. Дети называют звук «о». Воспитатель спрашивает: «Как называется звук, который мы говорим полным голосом, которому во рту ничто не мешает?» — «Гласный». — «Какой фишкой его обозначим?» — «Красной». Вызванный ребенок обозначает звук «о» в слове дом красной фишкой.

Таким же образом разбираются по порядку слова дым, лук, лес, кит.

Дети, глядя на картины-схемы, перечисляют гласные звуки: «у», «а», «о», «ы», «и», «э». Их шесть. Все они обозначаются красными фишками.

Воспитатель предлагает загадки: «В каком слове есть гласный звук «о»? (Дом.) В каком слове есть гласный звук «э», «ы», «у», «и», «а»?» (Лес, лук, кит, мак, дым).

II. Игра «Мамина сумка». Воспитатель спрашивает, какие продукты мама принесла из магазина, если она покупала только такие, в которых есть звук «м». Дети называют слова: масло, молоко, мороженое, макароны, манка, маргарин. Потом воспитатель предлагает назвать продукты, название которых содержит звук «м'»: сметана, помидоры, вермишель, мясо, мед, пельмени. За каждое правильное слово дается фишка. В конце игры определяется победитель.

 

ЗАНЯТИЕ 13

Программное содержание:

•   учить проведению звукового анализа слова;

•   закреплять знания о гласных звуках;

•   познакомить со слогообразовательной ролью гласных звуков;

•   продолжать учить называть слова с заданным звуком.

Демонстрационный материал: картина-схема слова роза, 3

серые фишки, 3 красные фишки; указка; фишки или мелкие игрушки.

Раздаточный материал: картинки-схемы слова роза, серые фишки (по 3 на ребенка), красные фишки (по 3 на ребенка), указки.

Ход занятия

I. Звуковой анализ слова роза. Воспитатель обращает внимание детей на количество клеточе


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.166 с.