Рабочая программа по логопедической ритмике «логоритмика» — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Рабочая программа по логопедической ритмике «логоритмика»

2019-08-26 276
Рабочая программа по логопедической ритмике «логоритмика» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПРИНЯТО                                                                                      

         УТВЕРЖДАЮ           Заведующий МБДОУ №205                   _________ Т.В. Панкова         28.08.2015   

 Педагогическим советом №4

Протокол № 4 от 28.08.2015

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКЕ «ЛОГОРИТМИКА»

МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 205»

НА ОСНОВЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

                      С оставители:

                                                 музыкальный руководитель

                                                         Яковлева Виктория Михайловна

                                              учитель-логопед Даминова

                                         Гульнара Шагидуловна

 

 

 

                                       

                     

 

 

Г. Оренбург, 2015

 


Содержание

Раздел 1. Целевой раздел обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательных отношений

 

Обязательная часть Программы

4 1. Пояснительная записка 4 1.2 Цели и задачи реализации Программы 6 1.3 Принципы и подходы к формированию Программы 7 1.4 Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста. 10 1.5 Индивидуальные особенности детей, воспитывающихся в образовательном учреждении 14 1.6 Планируемые результаты освоения Программы 17

Раздел 2. Содержательный раздел обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательных отношений

 

Содержательная часть Программы

22 2.1. Описание образовательной деятельности по направлениям развития ребенка 22 2.2 «Речевое развитие» 22 2.3 «Художественно-эстетическое развитие» 23 2.4 «Физическое развитие» 25 2.5 Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы 25 2.6 Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик 27 2.7 Способы и направления поддержки детской инициативы 29 2.8 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников 30 2.9 Предметно – пространственная развивающая образовательная среда 32 2.10 Характер взаимодействия со взрослыми 35 2.11 Характер взаимодействия ребенка с другими детьми 37 2.12 Система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому 40 2.13 Описание образовательной деятельности. Рабочая Программа «Логоритмика». Тематическое планирование 41

Раздел 3. Организационный раздел   части, формируемой участниками образовательных отношений

  3.1. Требования к условиям реализации Программы 70 3.2 Психолого – педагогические условия реализации Программы 70 3.3 Требования к развивающей предметно – пространственной среде 73 3.4 Материально-техническое обеспечение Программы 74 3.5 Требования, определяемые в соответствии с санитарно – эпидемиологическими правилами и нормативами 75 3.6 Требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности 76 3.7 Требования к средствам обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями развития детей 76 3.8 Оснащенность помещений развивающей предметно – пространственной средой 79 3.9 Режим дня 80 3.10 Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий 82

Раздел 4. Литература

84

Раздел 5. Дополнительный раздел Программы

85

Ι. Целевой раздел обязательной части Рабочей Программы и части, формируемой участниками образовательных отношений

По логопедии

«Система коррекционной работы (старшая группа)» Н. В. Нищевой;

«Система коррекционной работы в логопедической группе с общим недоразвитием речи» Н. В. Нищевой;

«Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет, 6 лет» Т. А. Ткаченко;

Учебно-методическое пособие «Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение» Т. Б. Филичевой, Т. В. Тумановой;

Методическое пособие «Развитие связной речи» В. В. Коноваленко и С. В. Коноваленко;

Методическое пособие «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках» Т. А. Куликовской.

По логоритмике

Методические пособия по логоритмике - М. Ю. Картушиной, М. Ю. Гоголевой, Е. В. Кузнецовой, Л. Казанцевой, О.И.Крупенчук, А.В.Никитиной, Новиковской О.А., В.Т.Таран, Р.Л.Бабушкиной и других;

«Логопедические распевки» Н.Г.Гавришевой, Н.В.Нищевой;

«Весёлая логоритмика» Е.Железновой.

По оздоровлению детей

Методические пособия «Дыхательная гимнастика для детей» М.Н.Щетинина;

«Психогимнастика М. И. Чистяковой;

«Азбука физкультминуток» В. И. Ковалько;

«Дыхательная и звуковая гимнастика» Т.В.Нестерюк;

«Пальчиковые игры и упражнения: Массаж карандашами» Т.В.Пятница.

По музыкальному воспитанию

Методическое пособие «Музыкальное воспитание дошкольников» О.П.Радыновой;

Программа по слушанию музыки «Музыкальные шедевры» О.П.Радыновой;

«Музыкальная ритмика» Т.И.Суворовой;

Программа «Ритмическая мозаика» Т.И.Бурениной;

«Работа над ритмом в логопедической практике» Г.В.Дедюхина

«Ритмика в специальном образовании» А.М.Доронина, Л.Е.Шевченко, Н.В.Дорониной;

«Музыкальные складушки про весёлые игрушки: Оздоровительные голосовые песенки-игры для детей» Л.К.Волошиной;

«Фонопедичесчкий метод обучения пению» В.Емельянова;

«Этот удивительный ритм» И.М.Каплуновой, И.А.Новоскольцевой.

С общим недоразвитием речи

Речь и мышление тесно связаны и с точки зрения психологии представляют собой единый речемыслительный комплекс. Речь является инструментом мышления, внеязыковой деятельности мысли не существует. Любая мыслительная операция в той или иной мере опосредована речью.

Согласно теории П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, на ранних этапах детского развития речь «подытоживает» результат, достигнутый действием; затем вступает в силу сопровождающая, направляющая действие функция речи. К концу дошкольного детства речь заменяет действие как способ решения задач. Это позволяет действию «свернуться», превратиться полностью в мыслительное действие, перенестись в план внутренней речи.

Таким образом, формирование интеллектуальной сферы ребенка напрямую зависит от уровня его речевой функции. Речь, в свою очередь, дополняется и совершенствуется под влиянием постоянно развивающихся и усложняющихся психических процессов.

Неполноценная по тем или иным причинам речевая деятельность оказывает негативное влияние на формирование психической сферы ребенка и становление его личностных качеств.

В первую очередь дефекты речевой функции приводят к нарушенному или задержанному развитию высших психических функций, опосредованных речью: вербальной памяти, смыслового запоминания, слухового внимания, словесно-логического мышления. Это отражается как на продуктивности мыслительных операций, так и на темпе развития познавательной деятельности (В.К.Воробьева, Р.И.Мартынова, Т.А.Ткаченко, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина). Кроме того, речевой дефект накладывает определенный отпечаток на формирование личности ребенка, затрудняет его общение со взрослыми и сверстниками (Ю.Ф.Гаркуша, Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова и др.).

Данные факторы тормозят становление игровой деятельности ребенка, имеющей, как и в норме, ведущее значение в плане общего психического развития, и затрудняют переход к более организованной учебной деятельности.

Согласно психолого-педагогической классификации Р.Е.Левиной, нарушения речи подразделяются на две группы: нарушения средств общения и нарушения в применении средств общения. Довольно часто встречающимся видом нарушений средств общения является общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом.

С тяжелыми нарушениями речи

Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений.

Особенности речевой деятельности отражаются на формировании у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительной сохранности смысловой памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. У детей низкая мнемическая активность может сочетаться с задержкой в формировании других психических процессов. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется в специфических особенностях мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными по возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

У части детей отмечается соматическая ослабленность и замедленное развитие локомоторных функций; им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы – недостаточная координация движений, снижение скорости и ловкости их выполнения.

Наибольшие трудности возникают при выполнении движений по словесной инструкции. Часто встречается недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.

У детей с тяжелыми речевыми расстройствами отмечаются отклонения в

эмоционально-волевой сфере. Детям присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со

своими сверстниками. У детей с тяжелыми нарушениями речи отмечаются трудности формирования саморегуляции и самоконтроля.

Указанные особенности в развитии детей с тяжелыми нарушениями речи спонтанно не преодолеваются. Они требуют от педагогов специально организованной коррекционной работы.

Специальные исследования детей показали клиническое разнообразие проявлений общего недоразвития речи. Общее недоразвитие речи сочетается с рядом неврологических и психопатологических синдромов. Наиболее часто встречаются:

§ гипертензионно-гидроцефалический - проявляется в нарушениях умственной работоспособности, произвольной деятельности и поведения детей; в быстрой истощаемости и пресыщаемости любым видом деятельности; в повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности. Дети жалуются на головные боли и головокружение. В некоторых случаях у них может отмечаться приподнято-эйфорический фон настроения с проявлениями дурашливости и благодушия;

§ церебрастенический синдром – проявляется в виде повышенной нервно-психической истощаемости, эмоциональной неустойчивости, в виде нарушений функций активного внимания и памяти. В одних случаях синдром сочетается с проявлениями гипервозбудимости, в других – с преобладанием заторможенности, вялости, пассивности;

§ синдром двигательных расстройств – характеризуется изменением мышечного тонуса, нерезко выраженными нарушениями равновесия и координации движений, недостаточностью дифференцированной моторики пальцев рук, несформированностью общего и орального праксиса. Выявлено наличие у данной группы детей характерных нарушений познавательной деятельности.

Планируемые результаты освоения Рабочей Программы

О положительной динамике, достигнутой в ходе коррекционно-развивающего процесса средствами логопедической ритмики свидетельствуют, следующие показатели:

§ сформированность знаний, расширение словарного запаса по лексическим темам, умение самостоятельно составлять небольшие рассказы на определенную тему, придумывать необычные окончания знакомых сказок, песен;

§ сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ;

§ сформированность модуляции голоса, плавности и интонационной выразительности речи, правильного речевого и физиологического дыхания, умения правильно брать дыхание во время пения;

§ сформированность произносительных навыков, подвижности артикуляционного аппарата;

§ способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки в слоговых рядах, словах, чистоговорках;

§ способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные (по А. Стрельниковой) и пальчиковые упражнения, самомассаж лица (по А. Уманской) и тела, психогимнастические этюды на напряжение и расслабление мышц тела, на преодоление двигательного автоматизма;

§ способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега;

§ способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений;

§ положительные результаты диагностик музыкальных и творческих способностей детей в соответствии с возрастом дошкольников (дети внимательно слушают музыку, активно отвечают на вопросы о характере и содержании музыкальных произведений, поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, сочиняют мелодии, ритмические рисунки, танцевальные и общеразвивающие движения);

§ улучшение результатов диагностик развития речи, в том числе и диалогической;

§ воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к культуре и традициям народов России, родного края, труду людей;

§ воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей.

Критерии диагностики:

Слуховое внимание.

1. Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника»). По 1 баллу за каждую угаданную игрушку.

2. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) – впереди, сзади, справа, слева. По 1 баллу за каждое угаданное направление.

Состояние общей моторики.

1. Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений сначала по показу педагога, затем по словесным указаниям. Наблюдая за детьми, определить и оценить по 5-балльной шкале:

· силу движений,

· точность движений,

· темп движений,

· координацию движений,

· переключение от одного движения к другому.

Состояние мелкой моторики.

1. Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами – коза, корзинка, кошка. По 1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру.

2. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру «Апельсин». Оценка от 1 до 3-х.

3. Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в пальчиковую игру «Мы капусту солим, солим». Оценка от 1 до 3-х баллов.

4. Переключение от одного движения к другому.

· «Игра на рояле» (пальцы 1 – 5, 2 – 4, 5 – 1, 4 – 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 – 3 – 2 – 1). По 1 баллу за каждое правильно выполненное упражнение.

· Игра «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой). По 1 баллу.

· Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее – наоборот. По 1 баллу.

Максимальное количество за четыре задания – 21 балл.

Результаты заносятся в сводную таблицу.

Возраст детей: 5-6 лет.

№ п/п Фамилия, имя ребенка

Слуховое внимание

Состояние общей моторики

Состояние мелкой моторики

    Сентябрь   Май. Сентябрь   Май   Сентябрь   Май   Сентябрь   Май   Сентябрь   Май                          

Развития ребенка

В основе организации образовательного процесса определен комплексно - тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.

Возрастная адекватность - один из главных критериев выбора педагогами форм образовательной работы и видов детской деятельности, ведущей из которых является игра. Ценность игры как свободной самостоятельной деятельности определяется ее значением для развития дошкольника. В игре реализуются все образовательные области. Образовательная деятельность строится в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях:

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие; 

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

В реализации Рабочей Программы «Логоритмика» приоритетными образовательными областями являются:

«Речевое развитие»

 В ладение речью как средством общения:

§ побуждать детей употреблять в речи слова и словосочетания в соответствии с условиями и задачами общения, речевой и социальной ситуацией, связывать их по смыслу;

 Развитие связной диалогической и монологической речи:

§ вырабатывать у детей активную диалогическую позицию в общении со сверстниками;

§ приобщать детей к элементарным правилам ведения диалога (умение слушать и понимать собеседника; задавать вопросы и строить ответ;

§ способствовать освоению ребенком речевого этикета (приветствие, обращение, просьба, извинение, утешение, благодарность, прощание и пр.);

§ побуждать детей к описанию различными средствами отдельных объектов и построению связных монологических высказываний повествовательного и описательного типов;

§ упражнять детей в восстановлении последовательности в знакомых сказках, вычленять (определять) и словесно обозначать главную тему и структуру повествования: зачин, средняя часть, концовка.

 Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха:

§ развивать речевое дыхание и речевое внимания;

§ формировать правильное звукопроизношение;

§ побуждать проводить анализ артикуляции звуков по пяти позициям;

§ познакомить с понятием «гласные – согласные звуки», «твердые-мягкие согласные звуки».

§ развивать речевой слух (фонематического и фонетического восприятия);

§ познакомить со слоговой структурой слова;

§ учить определять количество слогов в словах;

§ развивать просодическую сторону речи (силу, высоту, темп, тембр и громкость речи, силу голоса);

§ упражнять в качественном произношении слов и помогать преодолевать ошибки при формировании правильного словопроизношения в правильном постановке ударения при произнесении слов.

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как

предпосылки обучения грамоте:

§ упражнять в подборе слов с заданным звуком в разных позициях (начало, середина, конец слова);

§ упражнять в умении анализировать слоговую структуру слова (определять количество и последовательность слогов в словах);

§ упражнять в умении проводить слого-звуковой анализ слов. Упражнять в умении определять последовательность звуков в словах;

§ познакомить с ударением;

§ упражнять в умении производить анализ и синтез предложений по словам.

«Художественно-эстетическое развитие»

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного и музыкального) и мира природы:

§ содействовать накоплению детьми опыта восприятия высокохудожественных произведений искусства; 

§ воспитывать у детей уважение к искусству как ценному общественно признанному делу;

§ добиваться взаимосвязи эмоционального, интеллектуального компонента восприятия детьми произведений искусства, опираясь как на их чувственное восприятие, так и на мышление.

  Становление эстетического отношения к окружающему миру:

§ вызывать интерес к произведениям искусства, предметному миру и природе;

§ вырабатывать потребность в постоянном общении с произведениями искусства;

§ развивать представление о разнообразии цветов и оттенков, звуков, красоты, пластики движений, выразительности слова;

§ развивать воображение, образное мышление, эстетический вкус при восприятии произведений искусства и природы.

 Формирование элементарных представлений о видах искусства:

§ формировать элементарные представления о видах искусства: литературе (лирика,рассказ), фольклоре (сказки, потешки и др.),музыкальном искусстве (песня, танец, марш)театральном;

§ знакомить детей с национальными фольклорными произведениями, произведениями писателей-носителей национального языка или писателей – жителей конкретного региона;

§ развивать способность наслаждаться многообразием форм, красок, звуков, красотой движений, образностью и богатством русского языка.

Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений:

§ содействовать накоплению опыта восприятия произведений искусства и эмоциональной отзывчивости на них;

§ развитие основ художественного вкуса;

§ помогать детям с помощью произведений искусства почувствовать восхищение силой человеческого духа, героизмом, отношением к родителям, природе и др.; 

§ побуждать высказывать свои предпочтения и давать эстетическую оценку произведениям искусства.

 Реализация самостоятельной творческой деятельности детей

§ обращать внимание на средства выразительности, с помощью которых деятели искусства передают состояние природы, характер и настроение своих героев;

§ поддерживать стремление детей к творчеству;

§ содействовать формированию у детей практических навыков в художественно-эстетических видах деятельности; 

§ обогащать и расширять художественный опыт детей, поддерживать и направлять эмоционально-эстетическую трактовку образов;

 

§ развивать способность к импровизациям в различных видах искусства;

§ учить добиваться выразительной передачи образа через звуки, движения, жесты, мимику и др.

«Физическое развитие»

Приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательном, в том числе связанном с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму:

§ удовлетворять потребность детей в движении;

§ повышать устойчивость организма к воздействию различных неблагоприятных факторов;

§ развивать координацию движений, чувства равновесия, ориентировку в пространстве, скоростную реакцию, силу и гибкость.

 Выполнение основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны) и их развитие во время игровой активности детей.

Реализации Программы

Развивать творческие способности ребенка - это значит развивать его воображение.

Процесс обучения может протекать с различным приложением сил, познавательной активности и самостоятельности дошкольников. В одних случаях он носит характер подражательный, в других - поисковый, творческий. Именно характер образовательного процесса влияет на его конечный результат - уровень приобретенных знаний, умений и навыков.

В работе с детьми старшей логопедической группы используем как общие традиционные методы, так и специализированные, которые применимы для развития творчества в речевой и музыкальной деятельности.

Формой проведения логоритмических занятий является игра. Исключительная ценность использования игровой деятельности как средства коррекции личности ребенка с общим недоразвитием речи, заключается в том, что в игре развивается способность творческого воображения – базиса различных видов искусства, происходит освоение и осознание ребенком действительности.

При составлении занятий по логопедической ритмике также следует учитывать следующие дидактические принципы: активность, сознательность, научность, наглядность, доступность, поэтапное повышение требований, индивидуальный подход к каждому ребенку. Кроме того, при построении занятия необходимо опираться на специальные принципы: связь логопедической ритмики с физическими возможностями детей, ее оздоровительную направленность, на связь с основными компонентами музыкальной деятельности, с учетом механизмов и структуры речевого нарушения, развития личности логопата (Г.А. Волкова).

(5 – 6 лет)

Образователь ная область Формы работы Способы Методы Средства
Речевое развитие Художествен-но-эстетическое развитие Физическое развитие Занятия (типовые,       тематические, комплексные, сюжетные) Индивидуальная Групповая Совместная игра со сверстниками Совместная деятельность музыкального руководителя, воспитателя с детьми Самостоятельная Развлечения Конкурсы, викторины Изготовление украшений, оформление музыкального зала к праздникам, предметов для игры. Рассматривание эстетически привлекательных предметов (овощей, фруктов, деревьев, цветов и др.), иллюстраций, портретов композиторов. Игра   Словесные Наглядные Практиче-ские Метод контрастных сопоставлений Рефлексия музыкально-го образа Метод перевоплощения Моторно-двигательное уподобление характеру музыки   Предметы материальной культуры Изобразитель-ная наглядность  Игровые пособия Альбомы Дидактический материал (раздаточный материал) ТСО

Образовательная деятельность по реализации Рабочей Программы«Логоритмика» реализуется в следующих видах деятельности:

§ игровая деятельность;

§ коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);

§ познавательно-исследовательская (восприятие художественной литературы,);

§ музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, игры на детских музыкальных инструментах, участие в спектаклях).

2.4. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик.

Развитие ребенка в образовательном процессе детского сада осуществляется целостно в процессе всей его жизнедеятельности. В тоже время, освоение любого вида деятельности требует обучения общим и специальным умениям, необходимым для её осуществления. Основной единицей образовательного процесса выступает образовательная ситуация, т. е. такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения.

Преимущественно образовательные ситуации носят комплексный характер и включают задачи, реализуемые в разных видах деятельности на одном тематическом содержании. Образовательные ситуации используются в процессе непосредственно организованной образовательной деятельности. Главными задачами таких образовательных ситуаций является формирование у детей новых умений в разных видах деятельности и представлений, обобщение знаний по теме, развитие способности рассуждать и делать выводы.

Включение образовательных ситуаций в образовательную деятельность:

- в режимных моментах они направлены на закрепление имеющихся у детей

- знаний и умений, их применение в новых условиях, проявление ребенком

- активности, самостоятельности и творчества;

- непосредственно образовательная деятельность основана на организации педагогом видов деятельности, заданных ФГОС дошкольного образования;

- игровая деятельность выступает в качестве основы для интеграции всех других видов деятельности ребенка дошкольного возраста. В младшей и средней группах детского сада игровая деятельность является основой решения всех образовательных задач. В сетке непосредственно образовательной деятельности игровая деятельность не выделяется в качестве отдельного вида деятельности, так как она является основой для организации всех других видов детской деятельности;

- игровая деятельность представлена в образовательном процессе в разнообразных формах - это дидактические и сюжетно-дидактические, развивающие, подвижные игры, игры-путешествия, игровые проблемные ситуации, игры-инсценировки, игры-этюды и пр. При этом обогащение игрового опыта творческих игр детей тесно связано с содержанием непосредственно организованной образовательной деятельности. Организация сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализованных игр и игр-драматизаций осуществляется преимущественно в режимных моментах;

- коммуникативная деятельность направлена на решение задач, связанных с развитием свободного общения детей и освоением всех компонентов устной речи, освоение культуры общения и этикета, воспитание толерантности, подготовки к обучению грамоте (в старшем дошкольном возрасте). В сетке непосредственно организованной образовательной деятельности она занимает отдельное место, но при этом коммуникативная деятельность включается во все виды детской деятельности, в ней находит отражение опыт, приобретаемый детьми в других видах деятельности;

- познавательноисследовательская деятельность включает в себя широкое познание детьми объектов живой и неживой природы, предметного и социального мира (мира взрослых и детей, деятельности людей, знакомство с семьей и взаимоотношениями людей, городом, страной и другими странами), безопасного поведения, освоение средств и способов познания (моделирования, экспериментирования), сенсорное и математическое развитие детей;

- восприятие художественной литературы и фольклора организуется как процесс слушания детьми произведений художественной и познавательной литературы, направленный на развитие читательских интересов детей, развитие способности восприятия литературного текста и общения по поводу прочитанного. Чтение может быть организовано как непосредственно чтение (или рассказывание сказки) воспитателем вслух, и как прослушивание аудиозаписи;

- музыкальная деятельность организуется в процессе музыкальных занятий и совместной творческой деятельности музыкального руководителя и детей, которые проводятся музыкальным руководителем дошкольного учреждения в специально оборудованном помещении;

- двигательная деятельность организуется в процессе музыкальных занятий и занятий физической культурой, требования, к проведению которых согласуются дошкольным учреждением с положениями действующего СанПин.

Особенности образовательной деятельности культурных практик

Во второй половине дня во всех возрастных группах дошкольного учреждения организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер:

- совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры)

направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение детьми игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры;

- ситуации общения и накопления положительного социально эмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие. Такие ситуации могут быть реально-практического характера (оказание помощи малышам, старшим), условно-вербального характера (на основе жизненных сюжетов или сюжетов литературных произведений) и имитационно-игровыми. В ситуациях условно-вербального характера воспитатель обогащает представления детей об опыте разрешения тех или иных проблем, вызывает детей на задушевный разговор, связывает содержание разговора с личным опытом детей. В реально-практических ситуациях дети приобретают опыт проявления заботливого, участливого отношения к людям, принимают участие в важных делах («Мы сажаем рассаду для цветов», «Мы украшаем детский сад к празднику» и пр.);

- музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия) - форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале.

С семьями воспитанников

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

Современная семья нуждается в педагогическом сопровождении, а именно, в совместной деятельности. Эта задача вполне решаема, если объединить усилия всех педагогов дошкольного учреждения, родителей и детей.

  В основу совместной деятельности семьи, учителя-логопеда и музыкального руководителя заложены следующие принципы:

§ единый подход к процессу воспитания ребёнка;

§ открытость Учреждения для родителей;

§ взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;

§ уважение и доброжелательность друг к другу;

§ дифференцированный подход к каждой семье

Задачи:

§ установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

§ объединить усилия для развития и воспитания детей;

§ создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

§ активизировать и обогащать во


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.