Первичная профилактика дислексии ' и дисграфий — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Первичная профилактика дислексии ' и дисграфий

2019-08-25 140
Первичная профилактика дислексии ' и дисграфий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Она заключается в устранении основных этиологиче­ских факторов, имеющих отношение к указанным рас­стройствам. Для этого могут быть рекомендованы следую­щие мероприятия:

252

1. Меры по предупреждению анте- и перинатальной па­тологии плода и новорожденного: охрана здоровья будущих матерей и беременных, оптимальная организация наблюде­ния за беременными и профилактика осложнений беремен­ности, предупреждение родового травматизма, инфициро­вания плода и новорожденного и т. п.

2. Меры по снижению соматической и инфекционной за­болеваемости детей в первые годы жизни.

3. Ранняя диагностика и своевременное лечение перина­тальной церебральной патологии.

4. Ранняя диагностика и коррекция нарушений развития речи у детей. Позднее появление первых слов (после 1 года 3 мес.) или фраз (после 2 лет) является достаточным осно­ванием для вмешательства логопеда. Симптомы девиантно-го развития фонологической системы ребенка являются без­условным показанием для проведения курса логопедической и медико-педагогической коррекции.

' 5. При наличии билингвизма у ребенка необходим вы­бор адекватных методов обучения грамоте. Дети, сменив-* шие язык обучения, относятся к группе риска по дислек-I сии и дисграфии и должны получать индивидуальную | помощь при освоении второго языка.

I 6. Работа с неблагополучными семьями и семьями де-| тей, не посещающих детский сад: организация «школ» для | родителей с преподаванием приемов подготовки ребенка к I школе, развития у него необходимых сенсомоторных и ре-I чевых навыков. |

                

ВТОРИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА ДИСЛЕКСИИ

| Ее основа заключается в раннем выявлении предраспо-§ ложенности к этому нарушению и проведении комплекса предупредительных мер. Диагностическая методика, исполь­зуемая при этом, приведена в гл. 4 и в приложении 3 (МРВД). Для предупреждения нарушений чтения рекомендуется сле­дующее:

| 1. Формирование функционального базиса навыков чте-| ния (соответствующие рекомендации изложены на стр. 224-f 235). Организационно удобнее всего данную работу прово-Г дить в речевой группе детского сада или в детском саду для | детей с задержками психического развития.

253

2. Дети с дислексией с трудом усваивают навык чтения, основой которого является синтез звуков, одновременно с преимущественно аналитическим навыком — письмом. У этих детей оба навыка порой взаимодезорганизуют друг дру­га. В связи с этим целесообразно у детей, угрожаемых по дислексии, начинать обучение чтению с опережением, еще в дошкольном возрасте, а письму — позже, в школе. Наш опыт подобной работы свидетельствует, что обучение чте­нию детей с недоразвитием речи (как одну из групп риска) можно начинать с 5 лет*.

Первый год из двухлетнего курса обучения (в старшей и подготовительной группах речевого детского сада) обыч­но уходит на формирование функционального базиса чте­ния. Методика этой работы в основном совпадает с той, которая была рекомендована нами выше для коррекции нарушений у школьников. К концу первого года обучения дети должны владеть анализом звуковой стороны речи: делить фразы на слова, слова — на слоги, выделять звук на фоне слова и определять его место. Важно развивать способность к устному синтезу слова из слогов (например, в игре «Магнитофон»). Этот вид упражнений включается в занятия на протяжении всех двух лет обучения. Дети должны научиться воспроизводить и различать простран­ственные и временные последовательности из 3-4 фигур, предметов, слов, слогов и т. п.

На втором году обучения детей знакомят с буквами. В соответствии с разработанной нами экспериментальной программой дети вначале усваивают гласные буквы: А, У, О, И, Е, Ы. Большинство детей с недоразвитием речи за 2 мес. усваивают все перечисленные буквы. Карточки с их изображением активно используются в упражнениях на вы­деление звука на фоне слова для обозначения этого звука. В отличие от бытующего мнения о трудности усвоения йо­тированных гласных букв, мы не встречали у дошкольни­ков подобных затруднений при знакомстве с буквой Е.

Учитывая, что дети с недора'звитием речи слабо владеют отвлеченными теоретическими понятиями, целесообразно из-

* Разработка и апробация методики раннего обучения чтению детей с недоразвитием речи проводилась при участии логопеда детского сада № 3 г. Кировска Ленинградской области С. Г. Третьяковой.

254

бегать в преподавании теоретических аспектов звуко-буквен-ных соотношений. Лучше опустить, например, объяснения того, что буква Е обозначает два звука — ЙЭ. В ходе после­дующей демонстрации чтения прямых и обратных слогов де­ти практически овладевают правилами чтения буквы Е в слогах, например ЛЕ и ЕЛ, хотя объяснить этого еще не умеют. В 1-м классе в соответствии с программой они полу­чат и соответствующие теоретические знания. Усвоив столь­ко гласных, дети в дальнейшем с каждой пройденной соглас­ной могут читать разнообразный набор слогов и больший набор слов.

Обычно на третьем месяце второго года обучения можно приступать к освоению согласных. Мы рекомендуем такую их последовательность: Л, В, К, П, Н, Р, М, С, Т, Д... Основа­нием для этого методического подхода являются следую­щие соображения. Данная последовательность согласных примерно соответствует их частотности, подсчитанной на­ми в дву- и трехсложных словах (существительных и глаго­лах), которые составляют большинство текстов, предлагае­мых детям в букварный период. Основным недостатком традиционной последовательности изучения букв* являет­ся невозможность чтения предложений до тех пор, пока не будет изучена значительная часть согласных (в букваре — после усвоения 5 согласных). Это резко обедняет материал для чтения, насыщает его бессмысленными, не свойствен­ными живой речи оборотами типа «У Лары шары» и «У Муры лапы». Создается дефицит глаголов в подобных мате­риалах. Предлагаемая нами последовательность освоения согласных позволяет читать предложения уже после овла­дения первой из них. При этом подлежащее и сказуемое обозначены словами, а дополнение — картинкой (например: «Алла ела...», «Алла лила...»). Освоение чтения на приме­ре полноценных по составу и осмысленных предложений облегчает овладение навыком. Для ребенка это не самоцель, а средство овладеть смыслом читаемого.

В процессе обучения используются слоговые таблицы (по методу «Называние — поиск — прочтение»), приведенные выше. При усвоении каждой очередной согласной парал-

* В массовой школе: А. У. М. Р, Ш, Л, Ы, Л, И, С, О, К, X, Т...; в речевой школе: А, У, М, X, О, С, Л, К, В, Т, Н, Ы, 3, Л, И...

255

лельно отрабатывается чтение всех вариантов слогов: пря­мых и обратных, мягких и твердых, например: ЛА, АЛ, ЛИ, ЛЫ, ЛЕ, ИЛ и т. п.

Для облегчения детям выделения слога в напечатан­ном слове используется цветовая маркировка слогов (см. стр. 234).

Уместно использовать такие игры, как «Словесно-карти-ночное домино» и «Словесное лото». В первой из назван­ных игр ребенок подбирает карточку со словом к картинке, которой оканчивается уже выложенный ряд (или наоборот). Карточки домино изготавливаются с набором картинок и слов, доступных для чтения на данном этапе обучения. По мере продвижения по программе ассортимент слов и карти­нок расширяется. При игре в «Лото» ведущий называет сло­во, а игроки закрывают фишками (или карточками с напе­чатанным словом) такое же слово на своей игровой доске.

Удобна для формирования осмысленного чтения игра в «Почту». Получив «письмо», ребенок должен выполнить то задание, которое в нем описано.

Апробация экспериментальной методики обучения чте­нию (краткое описание которой мы привели) на дошколь­никах группы риска подтвердила ее практическую пригод­ность. В результате двухлетнего обучения в речевой группе детского сада удалось сформировать у детей стабильный на­вык слогового чтения. Впоследствии ни у одного из них (за исключением нескольких детей со сниженным интеллек­том) при обучении в массовой школе не возникало трудно­стей в чтении. Средние показатели успеваемости по чтению в 1-м классе у них не отличались от здоровых сверстников. У детей из параллельной речевой группы, не проходивших экспериментального обучения, соответствующая успевае­мость была в среднем хуже и отмечались случаи дислексии.

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.