Улица Сезам : бренд - Творец — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Улица Сезам : бренд - Творец

2019-08-07 180
Улица Сезам : бренд - Творец 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В предстоящем сезоне несколько телевизионных шоу закончили свое существование. Но это не касается широко разрекламированного шоу «Sesame Street» («Улица Сезам»), которое отмечает свою 32-ю годовщину и считается одной из самых популярных и уважаемых программ в мире. Сейчас конкуренция стала гораздо сильнее, чем она была в момент создания телешоу; его все еще смотрят миллионы детей во всем мире; оно получило 76 премий «Emmy» (больше, чем любое другое шоу за всю историю премии) и 8 премий «Grammy». Каким образом этой идее удалось прожить так долго и добиться такого успеха?

Секрет успеха в огромной степени обусловлен тем фактом, что убедительный взгляд шоу на обучение и тщательно разработанный график его показа изображают жизнь как чарующее и абсолютно новое выражение архетипа Творца.

Каждый эпизод «Улицы Сезам» основан на сложном, целостном учении, которое ставит своей целью всемерно способствовать когнитивному, социальному, эмоциональному и физическому развитию детей. Наряду с писателями и продюсерами над шоу работают исследователи и специалисты в сфере образования. Ясно, что, если бы не эти исследования, это было совсем другое шоу для детей. Все высокоумные результаты эмоционального опыта можно было бы перевести на язык урока, который дошкольники перенесли на свои игры с куклами и игрушками. Но концепция «Улицы Сезам» решена в ином, восхитительно творческом ключе: в виде улицы, где один главный герой живет в мусорном баке, другой заглатывает печенье, как пылесос, одной из звезд является птица высотой в восемь


Глава 14. Творец

219

футов, а еще есть эпизод «Театр монстров». В специальных сериях, посвященных космосу, почтенный Тони Беннетт бежит во всю прыть под музыку «Slimey to the moon», и совсем не удивительно увидеть Ицхака Перлмана или другую известную персону в виде одного из персонажей Маппет-шоу. Вот что по этому поводу говорит Гэйл Дэвид, директор по корпоративным коммуникациям «Улицы Сезам»: «Удивительно, когда что-то может бьпь настолько тщательно подготовленным и одновременно таким веселым».

Само создание «Улицы Сезам» демонстрирует собой пример творческого процесса и рождения бренда Творца. Джоан Ганц Куни, одна из основателей «Улицы Сезам», пишет, что идея шоу впервые возникла во время обеда в марте 1966 года Куни, бывшая тогда продюсером документальных фильмов на студии WNET, местном учебном телевизионном канале в Нью-Йорке, беседовала с Ллойдом Мор-1 рггсеттом, который занимал пост вице-президента в Carnegie Corporation в Нью-Йорке, Обоих настолько взволновало предложение сделать что-нибудь с огромными неиспользованными возможностями телевидения как обучающего агента, что они снова встретились через несколько дней. Моррисетт дожое время интересовался вопросами когнитивного развития детей. Будучи отцом двух маленьких детей, однажды он пришел в крайнее изумление, обнаружив, что его дети смотрят тестирование по телевизору, ожидая, когда начнутся мультфильмы — такой дефицит хороших программ для детей быт в то время. Ганц Куни тревожили проблемы бедности, гражданских прав и дефицита образования, который порождала бедность. Разговор во время обеда стал искрой для обоих его участников. Вот что вспоминает сегодня Ганц Куни: «Неожиданно я поняла, что до конца моей жизни я смогу или сделать еще несколько документальных фильмов на тринадцатом канале, которые мало на что повлияют, или же использовать телевидение для того, чтобы помочь детям, особенно обездоленным. Я увидела это так же отчетливо, как здание собора св. Павла на шоссе». Два человека объединили свои усилия, убежденные в том, что телевидение может оказать положительное влияние на жизнь детей, и исходя из предположения о том, что можно преподавать школьную программу свежим и необычным способом1.

Это была эпоха «веселых шестидесятых»: дух творчества витал в воздухе, пропитывая собой все, в том числе и рекламное дело. Ганц Куни заметила, что детей буквально гипнотизируют быстро мелькающие кадры телевизионной рекламы и что они запоминают рекламные стихи быстрее, чем выучивают алфавит, и она захотела использовать эту особенность во благо дошкольников. Описывая структуру шоу в «The New York Times», она сказала следующее: «Это не должно волновать традиционных специалистов по образованию, но мы собираемся продвигаться вперед гораздо быстрее, чем это предусмотрено школьными программами для детей. Дети любят рекламу, незатейливый юмор и авангардные видео- и аудио-приемы... Мы должны влить наше содержание в ту форму, которую дети сочтут приемлемой».

Быта создана удивительно творческая команда, в которую, в конце концов, вошли Джим Хенсон и его неподражаемые персонажи Маппет-шоу; Джо Рапозо,

Joan Ganz Cooney, в: «The Top Fifty Women in American Radio and Television».


220

Часть V. Структурирование мира

талантливый музыкант и композитор; Джефф Мосс, блестящий молодой писатель; Йон Стоун, которому предстояло быть продюсером и режиссером шоу в течение более чем 26 лет; а также группа дотошных консультантов, в том числе Джерри Лессор и Эд Палмер. Но, даже если не принимать в расчет это созвездие блестящих талантов, концепцию шоу с самого начала питали непрерывные поиски истины и инноваций.

В книге «Sesame Street, Unpaved» («Немощеная Улица Сезам»), оглядываясь назад на историю создания шоу, Йон Стоун говорит, что создатели «не хотели создавать еще один клуб или дом с сокровищами, или дом на дереве. Идея заключалась в том, что это должна была быть настоящая улица в центре города, которую следовало заселить самыми настоящими людьми».

В этой работе проявился Творец, поскольку шоу было задумано как грандиозный эксперимент, каковым оно и остается по сей день. Можно сказать, что дети были его первыми режиссерами. К примеру, сначала предполагали использовать марионеток из Маппет-шоу в отдельных сериях, там, где не было человеческих персонажей, чтобы не вызвать замешательства у юных зрителей, но исследования показали, что детей особенно привлекают те серии, где действие Маппет-шоу происходит прямо на улице и в нем участвуют живые люди. Юмор не только поощрялся, он был абсолютно необходимым. По мнению Арлен Шерман, старшего продюсера «Улицы Сезам», чистая комедия всегда была неотъемлемым компонентом шоу: «Когда люди задают вопрос о том, что представляет собой «Улица Сезам», я всегда говорю, что это комедийное шоу, которое учит. На нас трудятся лучшие комедийные писатели, работающие на телевидении. Именно поэтому это шоу существует». Разработчиков всячески поощряют использовать все открывающиеся возможности и как можно больше инноваций.

О готовности создателей к сумасбродству дают представление следующие эпизоды: WASA (Аэрокосмическое агентство червей) пытается найти пять физически крепких, всемирно известных червей, чтобы послать их на Луну (но только тех червей, которые «правильно извиваются»!), и цыпленок, убежденный в том, что он — червяк, тайком пробирается на борт космического корабля; фермер узнает о приближении шторма, потому что его овцы начинают заранее танцевать «ча-ча-ча»; Большая Птица обращается за услугами ведущей животной архитектурной фирмы Pig, Pig & Pig («Три поросенка)», которую возглавляет всемирно известный I. М. Pig, чтобы получить рекомендации по перестройке своего гнезда. Согласно существующим легендам, идеи Хенсона и Стоуна иногда заходили настолько далеко, что им часто приходилось бороться с консультантами, в обязанности которых входило поддерживать соответствие шоу и школьной программы.

Но здоровое напряжение между ярким творчеством и образовательной деятельностью «Улицы Сезам» стало фундаментом успеха этого бренда Творца. Розмари Траглио, вице-президент группы консультантов «Улицы Сезам», описывает дружеские сражения, разгоравшиеся на каждом заседании, посвященном написанию сценария очередной серии. Писатели наслаждались очередным смешным эпизодом, а консультанты безжалостно напоминали им о необходимости сделать все возможное, чтобы обеспечить безопасность детей, исключить негативные


Глава 14. Творец

221

примеры, построить фундамент для обучения и т. п. Тем не менее это сотрудничество было счастливым и успешным, поскольку, как говорит Траглио, «мы испытывали взаимное уважением к ремеслу друг друга. Я не являюсь комедийным писателем, поэтому иногда писателям приходилось учить меня "101 правилу комедии*. Но меня это не обижало, я уважаю их талант. С другой стороны, я очень много знаю о детях, поэтому бывало, что я преподавала им "101 правило детского развития". Я выступала от имени детей».

Результаты этой работы впечатляют. Академические исследования показали, что дети, которые в течение трех лет до поступления в школу регулярно смотрели «Улицу Сезам» и другие детские образовательные программы, демонстрируют лучшие результаты при проведении стандартного тестирования. Отдельное исследование, проведенное в старшей школе, продемонстрировало, что у детей, которые регулярно смотрели образовательные программы, были более высокие средние оценки по английскому, естественным наукам, математике, по сравнению с теми детьми, которые смотрели такие программы редко или вообще их не смотрели. В этих исследованиях контролировались такие параметры, как образовательный уровень родителей, доход семьи и т. п.

Качественные исследования выявляют некоторые положительные побочные эффекты просмотра «Улицы Сезам. В этом шоу даже для дошкольников есть несколько сложных уровней. Через всю программу красной нитью проходит уникальная идеология, согласно которой зрители запоминают все, что было в их жизни. Первое поколение зрителей «Улицы Сезам» — люди, которые выросли на этом шоу вспоминают, что именно в этом сериале они «впервые столкнулись с людьми, отличающимися от них самих — например с афроамериканцами. Или именно благодаря этой передаче они научились считать по-испански — еще до того, как впервые познакомились с концепцией иностранных языков. Матери и остальные опекуны, смотрящие «Улицу Сезам» вместе со своими детьми, мгновенно соотносят эту программу с какими-нибудь современными событиями, что дает возможность в равной степени получать удовольствие и маме, и ее маленькому ребенку. «Улица Сезам» провозглашает, что «это шоу перенесет тебя на номер 3 и на букву Q», и неожиданно кажется, что в мире все идет правильно.

Сегодня, во время тридцать второго сезона, шоу делает еще больший акцент на искусстве и музыке, причем не столько на навыках, которые являются личным делом каждого, сколько на средстве, которое помогает детям учиться и справляться с трудностями. Например, готовятся серии, в которых на улицу Сезам обрушится ураган, а Большая Птица с ужасом узнает, что она потеряла свое гнездо во время бури. Другие члены общины дают ей множество советов, но реальную поддержку оказывает тот, кто посоветовал ей, если уж она горюет из-за утраты своего гнезда, нарисовать его. Дело не в том, что рисунок помогает ей успокоиться, — рисунок предполагает некий план. Если гнездо можно нарисовать, то его можно и воссоздать заново; это учит детей не только справляться с трудностями, но и бороться с несчастьями.

В современном сложном мире, когда проблемы из мира взрослых начинают просачиваться в царство детей, замечательно, что этот чудесный бренд Творца обеспечивает дошкольникам такой великолепный способ учиться и расти.


222

Часть V. Структурирование мира

ОРГАНИЗАЦИИ - ТВОРЦЫ

Прототипом организационной культуры типа Творца является коллектив художников. Люди жаждут простора для выражения своего творческого начала и минимума контроля со стороны. Функцией такой структуры коллектива является создание места для идеологии, разработки и маркетинга высокохудожественного товара. Взаимное уважение проистекает из коллективного соглашения о важности творческого процесса, поэтому люди избегают «предательства» на рынке. В общем, долгосрочное качество ценится выше, чем максимальное увеличение объема непосредственных продаж. Снижения цен избегают, поскольку работники склонны рассматривать это как обесценивание важности их работы.

Организации-Творцы встречаются в сфере искусства, дизайна, маркетинга и прочих областях, где необходима высокая степень воображения и мышления «вне коробки». Разумный уровень автономности работника рассматривается как неотъемлемая часть творческого процесса, поэтому сотрудники часто сами контролируют свое рабочее время и способы решения поставленных задач. Стиль одежды и поведения может быть достаточно раскованным, а иногда даже идти вразрез с общепринятыми нормами, поскольку свобода самовыражения работников определяется тем, насколько свободно они ведут себя. Свобода ставится во главу угла до тех пор, пока производится высококачественный продукт.

Многие компании позиционируют себя, подчеркивая свою креативность или сравнивая свои товары с качеством, которое вы можете встретить лишь в произведениях искусства, вне зависимости от того, обладают они признаками истинной организации-Творца или нет. Например, Saab выпустил рекламу, на которой крупными буквами было написано: «Saab против Вивальди». Покупателям задавали следующий вопрос:

«Может ли автомобиль конкурировать с музыкальным произведением?Великолепной проверкой могут стать«Времена года» Антонио Вивальди. Концерт№ 1, «Весна». Нарастает кульминация, вас охватывает чувство свободы. Затем, следует «Лето», зовущее вас проехаться по дороге. Мощный мотор не имеет равных. Быстрый переход к «Осени». Аэродинамический корпус противостоит ветру с залива. Приходит суровая «Зима». На брошенный ей вызов отвечают ведущие передние колеса. Трехслойная изолированная крыша, передние сиденья с подогревом и нагреваемое стекло заднего окна помогают им в этом. Вивальди встречает достойного соперника. Пусть играет музыка».

The Biltmore Estate с его домами, садами и винными заводами помещает в рекламе изображение поместья, сопровождая его такими словами: «От холста к шедевру... Чудеса никогда не прекращаются» и давая подробное объяснение:

Он начал на голой земле. Благодаря зрению художника он вылепиллеса, парки и фермы Затем Джордж Вандербилт создал дом на все времена — «Biltmore House». Он наполнил это чудо архитектуры шедеврами мастеров от Ренуара до Бари, от Уистлера до'Дюэ^ ра: картины, скульптуры, книги и мебель отражали века эволюции искусства. Отпразднуйте нынешнеелето в Билмор-Хаус, поскольку мы открываем четыре новые комнаты для гостей, названные «Апартаменты художника».

Скромнее поступает компания Serta («Мы производим лучшие в мире матрасы»), которая выпустила рекламу, изображающую матрас в красивой, богато ук-


Глава 14. Творец

223

решенной комнате у открытого окна, освещенный бликами лунного света. Вы видите отражение этой картины в зеркале, поэтому у вас возникает впечатление, что вы смотрите на картину. Внизу страницы вы читаете: «Простое "спокойной ночи" кажется чем-то недостойным».

Компания Movado позиционирует свои наручные часы как предметы искусства, отчасти благодаря вкладам, которые эта компания делает в сферу искусства. Реклама изображает балерину, танцующую на улице, на фоне красивых часов и слов «достижение художественной формы». Далее реклама сообщает следующее: «На протяжении 60 лет Американский театр балета поражал зрителей самыми необычными хореографами, дизайнерами и танцорами во всем мировом балете. Компания Movado Watch гордится тем, что в на протяжении десятилетий была главным спонсором Американского театра балета». Реклама связывает искусство самой компании с балетом: «На протяжении всей своей истории компания Movado славилась своими новшествами: ей принадлежит 99 патентов, более 200 международных наград; ее часы находятся в музеях пяти континентов». В финале рекламного ролика бренда с архетипом Творца крупными буквами написано: «Часы "Movado» экспонируются на постоянных выставках в музеях всего мира».

Расширенное сообщение, содержащееся в такой рекламе, заключается в том, что организации-Творцы хотят не только выглядеть как произведения искусства, но и на самом деле быть ют. В прошлом такие организации вдохновляла метафора оркестра, в котором каждый член организации следует указаниям дирижера (главного исполнительного директора), что позволяет ему достичь максимальной гармонии с остальными музыкантами. Позднее менеджеры и специалисты по развитию схемы организационной структуры взяли на вооружение идею джазовой импровизации и предложили модель. Музыка должна быть настолько согласованной, чтобы при необходимости можно было заменить руководителя, а люди благодаря тесному взаимодействию друг с другом знали бы, когда начинается их партия. В организациях с архетипом Творца путеводной нитью является не тема денег, а тема красоты. В общем, работа на компанию и качество продукта должны отвечать эстетическим запросам основных исполнителей. Тогда все идет хорошо.

МАРКЕТИНГ И ТВОРЕЦ

Кто мог бы подумать в те времена, когда женщины начали массово выходить на работу, что на их креативности, традиционно проявляющейся дома, можно будет построить империю? Было очевидно, что женщины трудились, вовсю применяя свои творческие способности для того, чтобы организовать красивый торжественный обед, украсить весь дом к Рождеству или тратить целые дни на приготовление пищи. Тем не менее Марта Стюарт интуитивно понимала, что домашнее творчество живет и процветает. Фактически, возможность поймать этот архетип, подавленный, но сохранивший свой огонь, сулила огромный успех. Необходимо было всего лишь раздуть языки этого пламени, и вы получали успешное предприятие. Марта Стюарт смогла поймать эту волну и создать целую индустрию. Она не только стала учить женщин добиваться превосходных результатов в искусстве ведения дома, но и создала целую линию товаров. Связь с архетипом Творца обес-


224

Часть V. Структурирование мира

лечила этой продукции небывалый успех, хотя изначально она создавала линию для сети дискаунтеров «К-Mart», намереваясь таким образом улучшить имидж компании.

Истина заключается в том, что и мужчинам, и женщинам нравятся те бренды, которые помогают им выпустить на волю Творца, живущего в глубинах их душ. Это имеет отношение к тому, насколько мир кажется вышедшим из-под контроля. На самом внешнем уровне люди знают, что они должны постоянно изобретать что-то новое, чтобы удержаться на волне. На более глубоком уровне процесс творчества требует способности к концентрации и дает ощущение контроля. Когда вы создаете что-либо, вы полностью вовлечены в этот процесс, который позволяет вам из красок, музыки иди данных создать некую структуру, дающую вам ощущение контроля и удовольствия. Чем сильнее жизнь выходит из-под контроля, тем сильнее люди жаждут выхода своей творческой силы. Мужчина теряет любимую, но ему становится легче, когда он пишет сонет об этом. Начальник накричал на женщину, она возвращается домой и шьет платье «себе, красивой». Подростка не приняли в спортивную команду — он возвращается домой, создает мультфильм и испытывает такое глубокое чувство удовлетворения, что его больше не волнует история с командой. Любая форма художественного проявления удовлетворяет страсть человека к форме и стабильности.

Кроме того, искусство питает уважение к себе. То, что люди создают, является отражением того, кем они являются на самом деле. Когда они смотрят на созданное ими, они лучше чувствуют себя, потому что сделали что-то ценное. Маркетинг, вовлекающий покупателя в создание продукта, — это бизнес, требующий большого ума. Ваши покупатели являются экспертами по инновациям, и вы можете установить с ними контакты с помощью электронной почты. Прочтите их письма и ответьте, какое применение нашли их идеи.

В наши дни брендам приходится заявлять о своей характерной индивидуальности с феноменальной быстротой. Все компоненты — дизайн, производство, маркетинг — должны полностью раскрывать свой творческий потенциал. Агнеш-1 ка Уинклер в своей книге «Увеличьте скорость брендинга» подробно описывает, что сегодня в отношении большинства товаров стратегии маркетинга приходится обдумывать в то время, когда этот товар еще только проектируется. Команды, занимающиеся дизайном, маркетингом и производством, должны постоянно осуществлять процесс коммуникации друг с другом. Креативность, неизбежная в этом новом мире, сделала иерархию и тщательно запланированные собрания пережитком прошлого. Новые стратегии бизнеса, подразумевающие более тесное сотрудничество, требуют эмоционального интеллекта, великолепных коммуникационных навыков, гибкого графика работы, принятия решения всеми заинтересованными сторонами в режиме реального времени и ощущения комфорта в условиях постоянной неопределенности1.

Более того, люди занимающиеся маркетингом, должны признавать тот факт, что они работают в сфере искусства. Всем нам знакомы люди, скажем, в рекламном бизнесе, вздыхающие по поводу того, что они не создают великих фильмов.

' Agnieszka М. Winkler, Warn Speed Branding: The Impact of Technology on Marketing (New York John Wiley and Sons, 1999), pp. 93-95?


Глава 14. Творец

225

Индивидуальность Творца может быть правильной для вашего бренда, если:

• функция вашего товара — способствовать самовыражению, он предоставляет покупателю широкий выбор и возможностей, помогает создавать инновации или имеет художественное оформление;

• он относится к таким творческим областям, как маркетинг, связи с общественностью, искусство, технологические инновации (например, разработка программного обеспечения);

• вы пытаетесь подчеркнуть его отличия от другого бренда, который «делает все то же самое, и у вас остается мало простора для маневра;

• элемент «сделай сам» экономит деньги покупателя;

• у вашего покупателя достаточно времени, чтобы выражать свои творческие способности;

• вашей организации присуща культура Творца.

Мы полагаем, что сценаристы и авторы песен, режиссеры и художники создают культуру. Если не принимать в расчет религию, именно искусство определяет смысл существования общества. Однако мы должны признать, что сегодня самые разнообразные формы рекламных сообщений стали формой искусства, оказывающей глубокое воздействие на нашу культуру. Люди могут ни разу не посетить художественную галерею, не ходить на концерты или спектакли, они могут не прочесть ни одного великого стихотворения или романа за всю свою жизнь, но все они неизбежно сталкиваются с маркетинговыми сообщениями. То количество заботы, которое вкладывается в современную рекламу, потрясает воображение. Она создается с огромным тщанием и значительными капиталовложениями.

Если вы взглянете на рекламу и прочие маркетинговые сообщения как на форму искусства, вы поймете, что современный маркетинг оказывает большое влияние на то общество, в котором все мы живем. Маркетинг, с живущим в нем Творцом, требует, чтобы мы максимально осознавали воздействие образов, символов и историй на коллективную душу. Всю жизнь — как ее положительные стороны, так и отрицательные — можно выразить в искусстве. Мы должны взять на себя ответственность за уяснение собственных ценностей, за понимание того, какие из них имеют отношение к продвижению товаров и за их выражение в художественной форме, чтобы продажа товара облагораживала общество. Искусство делало это во все эпохи. Реклама может сделать это сейчас. Осознание этой возможности придает уважение как самой этой профессии, так и людям, занятым ею, и придает им статус господствующих художников современности.


Глава 15 Правитель

Девиз: «Властьэто еще не все. Это только вещь»

Когда вы представляете себе архетип Правителя, вспомните короля, королеву, главного исполнительного директора корпорации, президента страны — или любого другого человека с командной, авторитарной манерой поведения. Если вспоминать людей, облеченных властью, то на ум приходят такие фигуры, как Уин-стон Черчилль, Маргарет Тэтчер или любой член Верховного Суда Соединенных Штатов. Где-то чуть ниже располагаются начальник, отец или мать, ведущие себя так, будто они были рождены, чтобы править.

Правитель знает, что лучший способ избегнуть хаоса — это взять все под свой контроль. Если Простодушный исходит из предположения, что окружающие защитят его, то Правитель в это не верит. Следовательно, его первоочередным мотивом является приобретение и удержание власти. Для Правителя это — лучший способ обеспечить безопасность самому себе, своей семье и своим друзьям. Если вы вспомните королевские дворы, то поймете, что роскошь обстановки и пышность им необходимы, поскольку являются парадным облачением власти. Окружающая среда Правителя должна производить неизгладимое впечатление — только вспомните просторные здания с бесчисленными колоннами. Материалы должны говорить о прочности и вневременности — желательно использовать гранит, бетон, резные панели и тяжелые драпировки.

К брендам Правителя относятся: «IRS», Белый Дом, «E.F. Hutton», «Brooks Brothers», «Microsoft», «IBM», «American Express», «The Sharper Image», «Citi—■ Bank», «Cadillac» и такие «Day-Timers», как большинство организаций здравоохранения, банков в старинном стиле, страховых компаний, юридических и инвестиционных фирм с высоким статусом. Можно сказать, что президент Джордж Буш-старший представляет бренд Правителя; отчасти это обусловлено школьным образованием, а отчасти — его рекламной кампанией, делавшей акцент на его внутреннем высоком статусе и долгом опыте работы в правительстве. К товарам с брендом Правителя относятся системы домашней сигнализации, переговорные устройства, системы зонального обогрева и автоматические системы полива газонов.

Если у человека активизируется архетип Правителя, он с удовольствием берет на себя руководящую роль и старается максимально контролировать все происходящее. Размышления о лучшем способе организации деятельности и разработка стратегий и процедур дают ощущение совершенного владения собой и власти над миром, которое приносит огромное удовлетворение. Правителей ужасает мысль о


Глава 15. Правитель

227

Правитель Желание: контроль.

Цель: создание процветающей, успешной семьи, компании или сообщества. Стратегия: осуществление руководства. Страх: хаос, опасность быть свергнутым.

Ловушка: возможность превратиться в авторитарного начальника. Награда: ответственность, руководство.

том, что в мире воцарится хаос, если они выпустят контроль из своих рук. Вспомните одного из греческих богов Атланта, который держал мир на своих плечах — именно ему стараются подражать ответственные Правители, В силу этого они склонны испытывать глубокую неприязнь к людям, нарушающим каноны и угрожающим разрушить порядок, с таким трудом созданный Правителем.

Люди, у которых сильно выражен архетип Правителя, склонны беспокоиться о вопросах имиджа, статуса и престижа не в силу своей поверхностности, а потому, что они прекрасно понимают, как важно для усиления власти внешнее воздействие. Они обладают природной харизмой, которая способствует тому, что люди охотно следуют за ними. В лучших своих проявлениях Правителями движет желание помогать миру. В худшем случае они просто желают господства и контроля.

Если вы вспомните королей, королев и президентов, то убедитесь в том, что в их обязанности входило поддерживать мир. в обществе (или, в случае неудачи, им приходилось посылать армию, чтобы противостоять угрозе), устанавливать и сохранять правление закона, и проводить такую политику, которая гарантировала бы процветание максимальному числу людей. Таким образом, Правитель как ар-Правителя можно увидеть в начальнике, руководителе, аристократе, родителе, политике, ответственном гражданине, ролевой модели, менеджере или администраторе.

Уровни Правителя

Вызов: отсутствие ресурсов, порядка или гармонии.

Первый уровень: взятие на себя ответственности за состояние своей собственной жизни.

Второй уровень: осуществление руководства в семье, группе, организации или на рабочем месте.

Третий уровень: осуществление руководства сообществом, всей сферой деятельности или обществом.

Тень: тираническое или манипулятивное поведение.


228

Часть V. Структурирование мира

Здания с колоннами, принадлежащие современным Правителям, перекликаются с образчиками эпохи классицизма.

хетип помогает людям достичь благосостояния, власти и утвердиться в своей сфере деятельности и в своем сообществе.

Архетип Правителя любит иерархические организации, потому что в них вы всегда знаете свое место. Ваша роль четко определена служебными инструкциями, которые доводят до вашего сведения, что вы должны делать. Вы знаете, кто подотчетен вам, и кто является вашим начальником. Предполагается, что люди, находящиеся в вашем подчинении, не будут обращаться к боссу через вашу голову, а вы, в свою очередь, не станете делать этого. Роли и взаимоотношения характеризуются стабильностью и определенностью — до тех пор, пока кто-либо не изменит свою работу.

НОВАЯ КОРОЛЕВСКАЯ ВЛАСТЬ

Многие бренды и реклама с архетипом Правителя апеллируют к желанию, которое есть у всех, — быть богатым и успешным. В древние времена считалось, что короли и королевы либо сами являются богами, либо находятся с последними в особых отношениях. В современной рекламе иногда подчеркивается эта связь между успехом и божественным саном. Реклама «Lotus» изображает женщину, которая целеустремленно идет по улице, читая газеты. Надпись гласит: «Простые


Глава 15. Правитель

229

смертные управляют людьми и деньгами. Вы управляете знанием тысяч людей». Изготовитель мебели Thomasville выпустил рекламу, изображающую красивый диван на веранде с белыми колоннами и греческой статуей на фоне моря. Далее следует текст: «Известно, что, желая соблазнить смертных, греческие боги принимали безмерно притягательное обличье (используйте этот метод с осторожностью). Поэтому Thomasville создал такое царство удобства, роскоши и хорошего стиля, которому позавидовал бы сам Зевс».

Компания Phoenix Wealth Management выпустила рекламу, изображающую женщин в королевских коронах. В некоторых модулях фигурировала женщина в полном королевском облачении, которая могла бы сидеть на троне в эпоху Возрождения. Надпись гласит. «Некоторые люди все еще получают богатство по наследству; остальным не остается ничего другого, кроме как самим зарабатывать его. Хорошая новость состоит в том, что большинство из нас знает, как это сделать. Но что с ним делать потом? Компания Phoenix показывает людям инновационные направления в течение примерно 150 лет. Мы понимаем, что для того, чтобы заработать деньги и знать, что с ними делать потом, требуются совершенно различные навыки. Это — одна из причин, по которой люди обращаются в нашу фирму за помощью». Реклама Acutron изображает пару наручных часов, опоясывающую земной шар. Она заверяет вас в том, что «часы "Acutron" слетали на Луну, были представлены королевским династиям и летали на борту № 1 Воен-но-Воздушных Сил*. Возможно, они достойны того, чтобы украсить собой ваше запястье». Buick Park Avenue выпустила рекламу, которая честно и недвусмысленно связывала обладание машиной с общественным статусом: «Она все скажет еще до начала встречи».

Компания Jones of New York обычно изображает женщин, носящих ее одежду, уверенных в себе, держащих все под контролем и вьшолняющих ответственную работу. Весь их облик свидетельствует о том, какими важными персонами они являются. Компания ХЮТКвыпустила многостраничную рекламу вообще без какого-либо текста — просто изображения молодых успешных людей, занимающихся бизнесом. Эта серия заканчивается буквами «DKNY». Изображения говорят сами за себя. Компания Hatter рекламирует свое административное офисное эргономическое кресло, сопровождая изображение всего лишь одним словом: «Никогда».

Компания Van Катреп Funds в своей рекламе изображает маленького мальчика, только что вылезшего из надувного бассейна и тянущегося за своим мячом. Надпись гласит. «Королевский сад. Принц. Королевский мяч». Хотя компания Van Катреп занимается финансовым менеджментом, она подчеркивает, что| истинное царственное положение зависит не от того, сколько у вас денег, а от подхода к жизни: «Правильно осуществив инвестиции, любой человек может насладиться ИСТИННЫМ БОГАТСТВОМ жизни... Поскольку получение удовольствия от жизни — это, в конечном итоге, самое главное в жизни».

Многие благотворительные и юридические организации взывают к «noblesse oblige»** — обязанностям, связанным с положением Правителя. Организация «Heralds of Nature», общество при Национальной Федерации дикой Природы

* Самолет Президента США — Примеч. науч. ред. ** Положение обязывает. — Примеч. пер.


230

Часть V. Структурирование мира

(NWF), призывает читателей: «Поднимитесь над толпой. Став членом организации «Heralds of Nature» при Национальной Федерации дикой природы, вы будете выполнять главную роль в оказании помощи (NWF) в ее благородном деле сохранения дикой природы в современном мире». Помимо возможности помочь дикой природе, у вас появятся различные «льготы и привилегии», в том числе «возможность читать доклады для внутреннего пользования», получать «эксклюзивные приглашения», «заблаговременно узнавать о всех мероприятиях»; кроме того, ваше имя будет включено в ежегодный отчет NWF.

Volvo рекламирует свои внедорожники с четырьмя ведущими колесами, льстя покупателям и подразумевая, что они похожи на свои машины: «Вся хитрость с обладанием властью заключается в том, чтобы эффективно ею пользоваться. Помимо своей мускулатуры и турбодвигателей, эти автомобили "Volvo" обладают умными ведущими колесами. Эти "Volvo" не просто прорываются сквозь препятствия. Машины предоставляют вам возможность избегать их. Поэтому если вам нравится изящное применение собственной власти, сделайте остановку и совершите пробную поездку на "Volvo"*. Компания Bell Helicopter Textron использует аналогичный подход и изображает в своей рекламе высокого, уверенного в себе человека, обладающего внешностью главного исполнительного директора крупной компании. В тексте говорится следующее: «Ваша миссия — это наша миссия. Вы знаете, что нужно делать для того, чтобы добиться успеха. Мы тоже. Именно поэтому мы разрабатываем и производим самые безопасные, самые надежные товары и услуги. Точно также, как вы. Мы тоже понимаем, как важно оказаться в нужном месте в нужное время. В конце концов, перед нами стоит та же самая задача — удержаться на самом верху».

Но что делать, если люди не подозревают о том, насколько важной персоной вы являетесь? Компания American Express провела успешную рекламную кампанию, в ходе которой знаменитые люди использовали карточку «American Express», после чего они получали королевские почести вне зависимости от того, узнавали их или нет. Один из образцов этой великолепной рекламы изображал писателя Стивена Кинга в великолепном старом поместье. Он признавался, что, хотя он является знаменитым писателем, «его буквально убивает, если люди не узнают его. Поэтому вместо того, чтобы говорить: «Я написал роман "Керри", я просто беру с собой карточку "American Express"». Без этого, говорит он, «жизнь — довольно жуткая штука». Один из самых запоминающихся роликов American Express изображает Боба Доула, которого горячо приветствуют в его родном городке до тех пор, пока он не пытается получить наличные по чеку. Сообщение абсолютно прозрачно: «Если вы хотите, чтобы с вами обращались должным образом, просто покажите вашу карту АтЕх». Компания One World играет на таких же чувствах. Представляя Несколько крупных авиалиний, фирма предлагает доступ в различные залы аэропортов. Реклама изображает бизнесмена с представительной внешностью и говорит следующее: «Некоторые люди никогда не беспокоятся о том, найдется ли для них место в зале ожидания. Являетесь ли вы од-

* На самом деле здесь можно видет


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.074 с.