Упражнения и игры на вербальном материале — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Упражнения и игры на вербальном материале

2019-08-07 92
Упражнения и игры на вербальном материале 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Упражнение «Соревнование». Ребенок выигрывает у взрослого кусочки сахара (цветного, карамелизированного), орехи, зубочистки, шарики для аквариумного дизайна «марблс», кофейные зерна и т. п. Ребенок получает «выигрыш», когда правильно воспроизведет цепочку слогов: да-да; га-га; а-па; пап-ап и др.

Упражнение «Скрепки». Составление цепочки из канцелярских скрепок с одновременным произнесением слогов (скрепка = слог).

Упражнение «Аппликатор Кузнецова». Проговаривание слогов с использованием аппликатора Кузнецова: прижатие подушечек пальцев к звездочкам с одновременным произнесением слогов. Используются слоговые упражнения с постепенным наращиванием числа

слогов, с попеременным ударением.

Упражнение «Стихи». Взрослый читает стихотворения, отхлопывая (отстукивая) ритм руками ребенка

Упражнение «Соотнесение рядов». Произнести столько раз сочетание гласных (поначалу совместно со взрослым), сколько зубочисток (камушков, макарон) лежит на столе. Сочетания гласных: АУ, ОА, ИА.

Упражнение «Пирамида». Произносить слоги или цепочки слогов с одновременным нанизыванием колец на пирамиду (построением башни из кубиков). Интересные упражнения для неговорящих детей предложены Г.В. Дедюхиной.

Упражнение 1. Ребенок воспроизводит ритмичные движения, соотнося характер движения с интонацией произносимых звукоподражаний. Например, ребенок ритмично поглаживает свою руку (руку взрослого) и произносит: «мяу-мяу»; хлопает по руке и произносит «ав-ав».

Упражнение 2. Ребенок воспроизводит меняющиеся ритмичные движения со сменой звуковых жестов. Например, «тук-тук» — стучит кулаком по столу; «бах-бах» — топает по полу; «бом-бом» — машет ладонью, имитируя маятник часов.

Упражнение 3. Ребенок соотносит звукоподражание с геометрическими формами, выкладываемыми на столе. Например: «ав-ав» — квадрат; «ку-ку» — круг и т. д. Взрослый произносит звукоподражания, а ребенок выкладывает геометрические фигуры. После чего взрослый просит ребенка «озвучить» соответствующими звукоподражаниями получившуюся дорожку.

Упражнение 4. Ребенок воспроизводит звукоподражание, изменяя громкость (высоту) голоса, в зависимости от предъявленной картинки. Большой медведь — (громко) ТОП-ТОП;

маленький медвежонок (тихо) — топ-топ. Большие часы (низким голосом) — БОМ-БОМ; маленькие часики (высоким голосом) — бом-бом.

Игра «Пальцеход». Проговаривание слогов с одновременной игрой в «Пальцеход»: проговаривать слоги, «наступая» пальцами на пуговицы, нашитые на плотной ткани.

Игра «Пальчики здороваются». Произнесение слогов на соприкосновение пальцев.

Игра «Домики для животных». Расселение животных по домикам (сколько раз хлопнешь по столу, столько слогов в слове; с одним слогом — селим в одноэтажный домик; с двумя — в двухэтажный). Игру удобнее проводить на компьютере. Речевой материал: лиса, кот, лама, коза, пони, пума, кит, гусь, бык, лев.

Игра «Волшебные ленточки». Раскладывание длинных и коротких слов соответственно ленточкам. Ребенку даются две ленты: длинная — короткая и картинки: ухо, оса, ива, голова, малина, сапоги, собака, суп, соль, посуда, кассета. Необходимо, произнося слова располагать картинки под соответствующей лентой.

Игра «Живые вагончики». Дети выставляют игрушки в соответствии с инструкцией

взрослого, затем называют их пространственные позиции: «Поставь ежика впереди мишки.

Поставь котика позади мишки».

Игра «Я — ты». Взрослый предлагает выполнить повторяющиеся ритмичные движения руками (постучать, похлопать) с соблюдением очередности. Взрослый стучит, произносит: «Я», затем ребенок стучит, взрослый произносит: «Ты». Взрослый стимулирует ребенка к сопряженному или самостоятельному озвучиванию совместной деятельности, например, вопросами: «Кто сейчас будет стучать?», «Кто: Я или Ты?»

Игра «Убери лишнее». Игра проводится на компьютере. На экране монитора ребенку демонстрируются ряды из различных фигур (маленьких картинок). Ряд состоит из 4 элементов, при этом: 3 — одинаковых, 1 — отличный. Ребенку необходимо удалить лишний предмет, сказав при этом слово «это». Взрослый стимулирует ребенка к произнесению слова, используя в качестве поощрения самостоятельное «нажимание» кнопки.

«Игры с пальцами». Последовательное растягивание межпальцевых складок путем отведения каждого пальца руки («опа!», «ох!»), последовательное сгибание и разгибание каждой фаланги пальцев («ку-ку!»), ритмичное «прищепление» прищепкой каждого пальца («ох!», «ух!»). Основной формой работы по формированию слоговой структуры слова является сопряженное, отраженное, самостоятельное называние предметных картинок, названия которых соответствуют онтогенетической последовательности появления слоговой структуры слова у детей (в соответствии с исследованиями Марковой А.К., Четверушкиной Н.С.). В работе над слоговой структурой слова необходимо использовать максимальное количество приемов работы, что способствует повышению мотивации и снижению негативизма (за счет смены видов деятельности ребенка, подключения дополнительных сенсорных стимулов). На начальных этапах работы желательно при произнесении слов протягивать гласные, демонстрируя ребенку интонационно, что слово не закончено, стимулируя к произнесению слова до конца. Представим основные приемы воспроизведение слоговой структуры слова с использованием двигательных опор.

1. Называние картинок (плавное, послоговое) с одновременным движением руки (хлопки, удары по столу).

2. Называние картинок (плавное, послоговое) с одновременным сдавливанием пальцев (на каждый слог) прищепкой.

3. Называние картинок (плавное, послоговое) с одновременным нажиманием пальцем на коврики аппликаторы (Кузнецова, Ляпко).

4. Называние картинок (плавное, послоговое) с одновременным покалыванием паль- цев ребенка зубочистками, прокатыванием по руке ребенка щеткой, роликовым аппликатором Ляпко.

5. Называние картинок с одновременным надеванием и сниманием колечек Су-джок.

6. Называние картинок с одновременным втыканием канцелярских скрепок в деревянную дощечку.

7. Называние картинок с одновременным прикреплением бельевых прищепок к картону, к бельевой веревке.

8. Проговаривание слов по слогам с одновременным выкладыванием «дорожек», «заборчиков». Используются различные материалы: мозаика, зубочистки, счетные палочки, макароны, окрашенные ватные палочки, камешки, ракушки и т. п.

9. Произнесение слов, называние картинок, изменяя силу (высоту) голоса. Например, первый слог произносится низким голосом, второй — высоким.

10. Называние слов с одновременным составлением цепочки из канцелярских скрепок (скрепка = слово).

11. Произнесение отрабатываемого слова «на ушко» маме, выражая определенную эмоцию. Например, слово «мама» произнести радостно, грустно, удивленно (по подражанию логопеду).

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.