Эффект тени. Как обратить во благо силу темных сторон вашей души — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Эффект тени. Как обратить во благо силу темных сторон вашей души

2019-08-07 185
Эффект тени. Как обратить во благо силу темных сторон вашей души 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

 

«Эффект тени. Как обратить во благо силу темных сторон вашей души»: ООО «Издательство «Эксмо»; Москва; 2010

ISBN 978-5-699-45276-7

Аннотация

 

«Пронзительная книга о том, как понять, принять и полюбить себя и свою тень» Луиза Хей, писательница

Впервые в мире выдающиеся духовные учителя современности - Дипак Чопра, Дебби Форд и Марианна Уильямсон - объединили свои усилия для того, чтобы пролить свет на темные стороны нашей души. На то, что мы предпочитаем скрывать, отрицать и загонять в глубь себя. На сумрачную тень нашего «я».

Эта книга - незаменимое практическое и духовное руководство для тех. кто хочет честно взглянуть в лицо своей «теин», понять, принять и полюбить её и обратить «эффект тени» - всю колоссальную мощь темных сторон своей души - во благо себя, своих близких и своего будущего.

 

Дипак Чопра, Дебби Форд. Марианна Уильямсон

Эффект тени. Как обратить во благо силу темных сторон вашей души

 

Deepak Chopra, Marianne Williamson and Debbie Ford

The Shadow Effect: Illuminating the Hidden Power of Your True Self

Copyright © by Deepak Chopra and Rita Chopra Family Trust.

Debbie Ford and Marianne Williamson Published by arrangement with HarperCollins Publishers. Inc.

 

 

Предисловие

 

Конфликт между тем, кто мы есть, и тем, кем мы хотим быть, заложен в основе всех наших трудностей и усилий. Двойственность составляет ту ось, вокруг которой вращается весь человеческий опыт. Жизнь и смерть, добро и зло, надежда и покорность судьбе сосуществуют в каждом человеке и распространяют своё влияние на каждый аспект нашей жизни. Если нам знакома храбрость — то это потому, что нам также случалось испытывать страх; если мы можем распознать честность — то потому, что сталкивались с обманом. И все же большинство из нас отрицает или игнорирует двойственность своей природы.

Если мы живём с допущением, что можем быть только такими или иными, не выходя за пределы ограниченного спектра человеческих качеств, тогда нам волей-неволей придётся задаться вопросом: почему большая часть из нас не вполне удовлетворена своей жизнью в настоящий момент? Почему мы имеем доступ к целому океану мудрости, однако не можем набраться силы и храбрости, чтобы действовать согласно своим добрым намерениям, делая решающий выбор? И — самое главное — почему мы продолжаем совершать такие поступки, которые идут вразрез с нашей системой ценностей и всем, за что мы ратуем? Авторы этой книги постараются доказать, что причины этого — в неизученности нашей жизни, нашего более темного «я», нашего теневого «я», в котором заключена, скрытая от взора, невостребованная нами сила. Именно там, хотя это и кажется наименее вероятным местом, мы отыщем ключ, чтобы выпустить из заключения свою силу, своё счастье и свою способность осуществить заветные мечты.

У людей выработан условный рефлекс — бояться теневой стороны жизни и теневой стороны себя самих. Когда мы ловим себя на темных мыслях или поступках, которые, по нашим ощущениям, неприемлемы, мы бежим, как сурки, обратно в свои норы и прячемся, надеясь и молясь, чтобы они исчезли прежде, чем мы вновь отважимся высунуться наружу. Почему мы это делаем? Потому что боимся, что никогда не сможем убежать от этой части себя, какие бы усилия для этого ни прилагали. И хотя игнорирование или подавление своей темной стороны — это общепринятая норма, отрезвляющая истина заключается в том, что бегство от тени лишь увеличивает её силу. Отрицание её ведёт лишь к большей боли, большему страданию, сожалениям и капитуляции. Если мы не можем взять па себя ответственность и извлечь мудрость, которая скрыта под поверхностью нашего сознательного мышления, то верх одерживает тень, и уже не мы овладеваем контролем над ней, но она разрастается, обретая контроль над нами, спуская с цени эффект тени. Тогда наша темная сторона начинает принимать за нас решения, лишая права совершать сознательный выбор, касается ли это пищи, которую мы едим, количества денег, которые мы тратим, или зависимости, рабами которой мы становимся. Наша тень подбивает нас действовать такими способами, на которые мы себя и представить не могли способными, и растрачивает нашу жизненную энергию на дурные привычки и шаблонные поступки. Наша тень удерживает нас от полноты самовыражения, от высказывания своей истины и от того, чтобы прожить подлинную жизнь. Лишь охватив и приняв свою двойственность, мы освобождаемся от поведения, которое потенциально может привести нас к краху. Если мы не признаем себя целиком и полностью, эффект тени гарантированно будет бить нас по больному, нападая исподтишка.

Эффект тени присутствует повсюду. Свидетельства его всепроникающей способности можно видеть в любой стороне нашей жизни. Мы читаем о нем в Интернете. Мы наблюдаем его в вечерних новостях, замечаем в своих друзьях, родных и незнакомцах на улице. И — что, вероятно, наиболее важно — мы распознаём его в собственных мыслях, видим в своих поступках и ощущаем в своём взаимодействии с другими. Мы тревожимся о том, что свет, пролившийся в эту тьму, заставит нас сгореть со стыда или, того страшнее, разыграть сценарий наших худших кошмаров. Мы боимся того, что обнаружим, заглянув внутрь себя самих, и в результате зарываем головы в песок и отказываемся встретиться лицом к лицу со своей теневой стороной.

Но эта книга открывает новую правду, разделяемую тремя точками зрения, каждая из которых может перевернуть человеческую жизнь. Это правда о том, что на самом деле происходит прямо противоположное тому, что мы боимся пережить. Вместо стыда мы испытываем сопереживание. Вместо смущения — чувствуем прилив смелости. Вместо ограниченности — наслаждаемся свободой. Тень, если её не раскрыть, представляет собой ящик Пандоры, наполненный тайнами, которые, как мы боимся, разрушат все, что мы любим и что нам небезразлично. Но если мы откроем этот ящик, то обнаружим, что то, что находится внутри, обладает возможностью радикально и положительно изменить нашу жизнь. Мы сделаем шаг за пределы иллюзии о том, что наша тьма одолеет нас, и вместо этого увидим мир в новом свете. Сочувствие к самим себе придаст нам уверенности и смелости, когда мы откроем свои сердца тем, кто окружает нас. Сила, которую мы выпустим из подземелья, поможет нам справиться со страхом, который тормозил нас, и побудит активнее двигаться к реализации нашего высочайшего потенциала. Вместо того чтобы окончательно запугать нас, принятие тени позволит нам стать цельными, стать настоящими, забрать назад свою силу, высвободить свой энтузиазм и осуществить свою мечту.

Эту книгу породило желание пролить свет на многие дары тени, способные изменить человеческую жизнь. На этих страницах каждый из нас будет раскрывать эту тему с собственной уникальной точки зрения как духовного учителя. Наше намерение — дать читателю внятное, многоплановое понимание того, как тень рождается внутри нас, как она функционирует в нашей жизни и что мы можем сделать, чтобы открыть для себя дары собственной истинной природы. Мы обещаем, что после прочтения этой книги вы больше никогда не будете думать о своём теневом «я» так, как думали раньше!

В первой части Дипак Чопра даёт всесторонний обзор нашей двойственной натуры и предлагает свой рецепт возвращения к целостности. Первопроходец концепции о единстве разума и тела, Чопра своим учением буквально перевернул миллионы жизней. Его холистический подход[1] к противоречивой природе тени — одновременно образовательный и просветительский.

Второй частью этой книги я, Дебби Форд, завершаю почти пятнадцать лет наставничества и руководства «Теневым процессом»[2] по всему миру, чтобы предложить доступное, но исчерпывающее исследование о рождении тени, роли тени в нашей повседневной жизни и о том, как мы можем востребовать назад силу и блеск своей истинной природы.

В третьей части Марианна Уильямсон порождает отклик в наших сердцах и мыслях дерзновенным исследованием связи между тенью и душой. Добившийся международного признания духовный учитель, Марианна берёт нас за руки и ведёт по пересечённой местности поля битвы между любовью и страхом.

Каждый из нас пришёл к этой книге, неся с собой годы опыта и глубинную и искреннюю надежду на то, что мы сможем пролить свет на нашу тень — раз и навсегда. Ибо она обладает достаточным потенциалом для того, чтобы продолжать сеять хаос в наших жизнях и нашем мире, если мы не противостоим её силе и не усваиваем её мудрость. Если мы не умеем признать свои слабости и распознать свои дурные поступки, то неизбежно совершаем акт самодиверсии, когда оказываемся на грани какого-либо личного или профессионального прорыва. Тогда тень выходит победителем. Когда мы действуем под влиянием гипертрофированного гнева, разговаривая со своими детьми, — тень выходит победителем. Когда мы обманываем своих любимых — тень выходит победителем. Когда мы отказываемся признать свою истинную натуру — тень выходит победителем. Если мы не несём свет нашего высшего «я» во тьму своих человеческих импульсов — тень выходит победителем. Пока мы не примем себя целиком такими, какие мы есть, эффект тени будет обладать достаточной властью, чтобы мешать нашему счастью. Оставленная в небрежении, тень не позволит нам стать цельными, помешает исполнению наших идеально разработанных планов и заставит нас жить неполной жизнью. При написании этой книги мы надеялись, что нам удастся вытащить тень на белый свет. Никогда ещё не представлялось лучшего момента для того, чтобы создать новую терминологию, пролить свет на тень и наконец понять то, что было так трудно увидеть и объяснить.

Работа над тенью в том виде, как она описана в этой книге, — эго нечто большее, чем психологический процесс или интеллектуальная подначка. Это рецепт решения для неразрешённых проблем. Это изменяющее жизнь путешествие, которое идёт дальше любой психологической теории, поскольку рассматривает темную сторону как человеческую проблему, духовную проблему, которую все мы должны разрешить в этой жизни, если хотим прожить её в полном самовыражении. Мы наконец поймём, почему каждый из нас не лучше и не хуже, чем любой другой — вне зависимости от цвета кожи, происхождения, сексуальной ориентации. генетического склада или личного прошлого. В мире нет ни одного человека, у которого не было бы тени, и тень, когда её воспринимают всерьёз и понимают, может породить новую реальность, которая изменит наше обращение со своими партнёрами по жизни, наше взаимодействие с другими членами общества и наш способ коммуникации с друг ими народами.

Я убеждена, что тень — один из величайших доступных нам даров. Карл Юнг называл её «спарринг-партнёром»; это внутренний оппонент, который разоблачает наши изъяны и оттачивает наши навыки. Она — учитель, тренер и наставник, который поддерживает нас в раскрытии нашего истинного величия. Тень — это не проблема, требующая разрешения, и не враг, которого надо победить, — это плодородное поле, которое надо возделать. Когда вы погрузите руки в его богатую почву, то обнаружите мощные семена тех личностей, какими желаете быль. Мы искренне надеемся на то, что вы предпримете это путешествие, ибо знаем, что вас ждёт.

Дебби Форд

 

Часть I КОЛЛЕКТИВНАЯ ТЕНЬ Дипак Чопра  

 

Когда люди слышат о тени — темной стороне человеческой натуры, почти никто не отрицает, что она существует. Не найдётся такой жизни, которой бы не касались гнев и страх. Вечерние новости неустанно, день за днём, обличают человеческую натуру в её наихудшем варианте. Если быть честными с самими собой, то приходится признать, что темные импульсы свободно странствуют в наших мыслях, как им заблагорассудится, и цена, которую мы платим за то, чтобы быть хорошими людьми — чего мы все страстно желаем, — состоит в том, что «плохой», который может все испортить, должен содержаться в оковах.

Наличие тени вроде бы призывает к некоему вмешательству — может быть, это будут терапия или таблетки, может быть, поход к исповеднику или полуночные сражения с собственной душой. Как только люди принимают к сведению, что у них есть тень, они сразу же хотят от неё избавиться. В жизни есть много аспектов, в которых отношение типа «нет проблем, сейчас исправим» срабатывает. К несчастью, тень — не один из них. Причина того, что с тенью не удалось справиться за тысячи лет — за все время, что люди осознают наличие своей темной стороны, — совершенная тайна. И тем больше смысла в том, чтобы раскрыть эту тайну, прежде чем спрашивать, как с ней обращаться. Для этого я, вновь положившись на свой инстинкт врача, разбил первую часть книги на три раздела — чтобы установить диагноз, предложить курс лечения, а затем честно изложить пациентам их прогноз на будущее: «Туман иллюзии», «Выход», «Новая реальность — новая сила».

Первый раздел (диагностический) описывает, как появилась тень. Я расхожусь во мнении с некоторыми исследователями, полагая, что тень — творение человеческое, а не космическая сила или вселенское проклятие. Второй раздел (курс лечения) посвящён тому, как можно уменьшить скрытое влияние тени на свою ежедневную жизнь. Третий раздел (прогноз) разворачивает картину будущего, в котором тень разоружена, — будущего не только для отдельных индивидуумов, но и для всех нас. Вместе мы создали тень, которая теперь преследует нас. Несмотря на наш страх и нежелание предстать перед этим фактом, он оказывается ключом к нашей трансформации. Если бы вы и я не были частью этой проблемы, у нас не было бы и шансов оказаться частью её решения.

 

ТУМАН ИЛЛЮЗИИ

 

Если не можете увидеть собственную тень, вы должны отправиться на её поиски. Тень стыдливо прячется в темных закоулках, тайных проходах и на населённых призраками чердаках сознания. Обладать тенью — не значит быть ущербным; это значит — быть завершённым. Этой истине нелегко взглянуть в глаза. (Разве не случалось вам говорить людям чистую правду только для того, чтобы вам рявкнули в ответ: «Нечего устраивать мне сеанс психоанализа!» или что-то в этом роде? Царство бессознательного кажется нам не менее опасным, чем океанские глубины: и то и другое темно и полно невидимых чудовищ!) Всем нам приходится жить с последствиями жизненных крушений или потерпевшими крах идеалами, которые когда-то казались самим совершенством. И каждому из них соответствует картинка того, что представляет собой темная сторона.

Если вы считаете, что теневые аспекты — такие как страх, гнев, возбуждение и жестокость — являются результатом демонической одержимости, то решением является очищение подвергнувшегося вторжению человека.  

Демонов можно изгонять с помощью ритуалов, очищения тела, поста и сурового аскетизма. Это вовсе не примитивное представление. Миллионы современных людей крепко держатся за него. Невозможно пройти мимо киоска с прессой и не увидеть какой-нибудь глянцевый журнальчик, который обещает вам «нового себя» посредством очищения какого-либо рода — будь то диета, которая преодолеет вашу приверженность к скверной еде, или список характеристик для отыскания правильного супруга путём избегания людей «не того типа». «Улучши свои показатели» — вот современная версия изгнания демонов.

Сродни этому объяснению представление о том, что в мир было впущено космическое зло. Если таково ваше объяснение тени, то естественным решением будет религия. Религия объединяет вас с космическим благом в его битве против космического зла. Для миллионов людей эта война совершенно реальна. Она затрагивает каждый аспект их жизни, от сексуального искушения до аборта, от взлёта безбожного атеизма и до заката патриотизма. Дьявол порождает все формы страдания и прегрешений. Только Бог (или боги) обладает властью низвергнуть Сатану и очистить нас от греха. Однако сложно определить, побеждает ли религия тень или делает её сильнее, возбуждая сильные чувства греховности и вины, стыда и страха перед мучениями адского загробного мира.

Поскольку мы, к вящей гордости своей, живём в эпоху, когда предрассудки более не правят нашей жизнью, эти чтимые временем объяснения темной стороны больше не являются единственными. Люди могут повернуться спиной к «космическому злу» и принять личную ответственность. Темная сторона получила современное объяснение как болезнь, ответвление ментальной медицины. Вдоль этого пути выстроилось целое войско способов лечения. Наркоманов посылают проходить программы реабилитации. Перевозбуждённых и пребывающих в депрессии — к психиатрам. Не контролирующих себя лиц, склонных к припадкам ярости, дисциплинируют на тренингах по обузданию гневливости после того, как они, не в силах сдержать себя, протаранят на шоссе чужую машину.

Учитывая все эти объяснения, каждое из которых ведёт к определённому разрешению проблемы, — почему тень до сих пор не повержена?

Перспектива может показаться мрачной, но на самом деле первый шаг к разбирательству с тенью — это признание её мощи. Человеческая природа обладает саморазрушительной стороной. Когда швейцарский психолог Карл Юнг постулировал архетип тени, он говорил, что тень создаёт туман иллюзии, который окружает «я». Пойманные в этот туман, как в ловушку, мы избегаем собственной тьмы — и таким образом вручаем тени все большую и большую власть над собой. Не секрет, что юнгианский подход к архетипам чрезвычайно интеллектуален и усложнен. Но упрямая мощь тени — вовсе не такая уж сложная вещь. Я включил телевизор, сделав перерыв, пока писал этот параграф. У знаменитого миллиардера Уоррена Баффетта брали интервью о взлётах и падениях в циклах экономического развития.

— Вы думаете, вздуется новый экономический пузырь, который приведёт к масштабному спаду? — спросил интервьюер.

— Могу гарантировать, — отозвался Баффетт.

Журналист покачал головой:

— Почему мы неспособны учиться на уроках прошлой рецессии? Смотрите, куда завела нас алчность!

Баффетт позволил себе лёгкую таинственную улыбочку.

— Ну, алчность — это порой так забавно! Ей просто невозможно сопротивляться. Как бы далеко человечество ни продвинулось, эмоционально мы вообще не выросли. Мы остались прежними!

Тень и проблемы, которые она ставит, существуют как бы в форме капсулы. В тумане иллюзии мы не видим саморазрушительности своих худших импульсов. Они неотразимы, далее забавны!  

Отсюда огромная популярность тех видов развлечений, главным мотивом которых является месть — будь то шекспировский театр или спагетти-вестерн на киноэкране. Что может быть лучше, чем дать волю всей своей скрытой ярости, изничтожить врага и триумфально пройтись походкой победителя?! Тень применяет свою власть, заставляя тьму казаться светом.

Представители мировых традиций мудрости тратили большую часть своей энергии и размышлений на противостояние тем же первородным дилеммам. Творение обладает темной стороной. Разрушение присуще природе. Смерть обрывает жизнь. Разложение истощает жизненную сипу. Зло привлекательно. Неудивительно, что туман иллюзии со временем начинает казаться таким славным местопребыванием! Если сталкиваешься с реальностью лоб в лоб, темная сторона слишком ошеломляет, чтобы вынести это. Однако есть противодействующая сила, которая неуклонно и успешно преодолевает темную сторону. Обломки провальных решений загораживают её от нас. Туман иллюзии изолирует нас от неё. Ни за что не догадаешься, переключая каналы, полные катастроф и ужасов вечерних новостей, что человеческие существа всегда обладали силой, чтобы обрести мир, возвышенность чувств и свободу от тьмы.

Тайна кроется в слове «сознание». Когда люди слышат его, на лицах проскальзывает разочарованное выражение. Сознание — это старая песня. Мы слыхали о воспитании (подъёме) сознания с тех пор, как появился феминизм, наряду с иными вариациями либертаризма. Высшее сознание предлагалось как перспектива бесчисленным духовным движениям. Возможно, вам даже случалось испытать искушение отбросить концепцию сознания в кучу прочих потерпевших крушение идеалов, поскольку одновременно с нашими искренними попытками возвысить своё сознание, тень пятнает мир войной, преступлениями и жестокостью так же, как она пятнает отдельную жизнь болью и страхом.

Мы добрались до перекрёстка. Либо сознание принадлежит к той же категории, что и прочие неверные решения, либо его не пытались использовать правильным способом. Мне бы хотелось предположить, что верно последнее. Высшее сознание является ответом — единственным жизнеспособным ответом — темной стороне человеческой натуры. Здесь дело не в неверном ответе, а в неверном применении. Существуют бесчисленные способы исцеления души, так же как существует бесчисленное количество альтернативных способов лечения рака. Но ни у кого не хватит ни времени, ни энергии, чтобы поэкспериментировать с ними всеми. Жизненно важно выбрать путь, который приведёт вас гуда, куда вы хотите прийти. Чтобы это произошло, требуется гораздо более глубокий анализ тени. Если подходить к тьме поверхностно, она выстоит, потому что тень — не такой лёгкий противник, как болезнь, демон или космический дьявол. Это аспект реальности, столь основополагающий для всего сотворённого мира, что только полное понимание может успешно противостоять ему.

 

Истина о единой реальности

 

Первый шаг к победе над тенью — отставить все идеи о том, чтобы её победить. Темная сторона человеческой натуры питается войной, борьбой и конфликтами. Стоит вам заговорить о «победе» — и вы уже проиграли. Вы втянуты в двойственность добра и зла. Как только это произошло, ничто уже не может положить двойственности конец. Добро не обладает силой, чтобы поразить свою противоположность раз и навсегда. Я понимаю, что это представление трудно принять. В жизни каждого из нас есть прошлые поступки, которых мы стыдимся, и нынешние побуждения, против которых мы боремся. Повсюду вокруг нас происходят акты неописуемой жестокости. Война и преступления опустошают целые страны. Люди отчаянно молятся высшим силам, которые могут восстановить свет там, где довлеет тьма.

Реалисты давным-давно оставили всякую надежду увидеть, как добрая сторона человеческой природы одолевает дурную. Жизнь Зигмунда Фрейда, одного из самых реалистичных мыслителей, которые когда- либо изучали психику, близилась к завершению, когда безумная ярость нацизма пожирала Европу. Он пришёл к выводу, что цивилизация платит за своё существование трагическую цену. Мы должны подавлять свои дикие атавистические инстинкты, чтобы держать их в узде, и все же, несмотря на наши искрение усилия, неизбежны поражения. Мир взрывается массовой жестокостью; индивидуумы взрываются жестокостью персональной. Этот вывод подразумевает пугающее своей обречённостью смирение. У «хорошего я» нет никаких шансов жить мирной, любящей, упорядоченной жизнью, если только «плохой я» не вытеснен вниз, во тьму, и не подвергнут одиночному заключению.

Реалисты признают, что само по себе подавление — зло. Если вы пытаетесь удушить свой гнев, страх, незащищённость, ревность и сексуальность, тень получает больше энергии для собственного применения. И применение это безжалостно. Когда темная сторона нападает на вас, на трон восходит разрушение.  

На прошлой неделе мне позвонила женщина, которая отчаянно нуждалась в укрытии и защите. Её муж — хронический алкоголик. Они много лет пытались справиться с этой проблемой. После периодов трезвости он впадал в рецидивы и ударялся в длительные запои, разрушавшие его карьеру и семью, которые, заканчиваясь, оставляли его измождённым и пристыжённым. Не так давно он снова исчезал на неделю, и. когда на этот раз вернулся, все его угрызения и раскаяние пропали даром. Жена заявила, что хочет уйти от него Муж отреагировал вспышкой ярости. Он избил её, чего, как она сказала, никогда не случалось прежде. Теперь, вдобавок к её обычной обиде и слезам, прибавились ещё и опасения за собственную безопасность.

Все, что можно немедленно сделать в такой ситуации, — это предложить укрытие и поддержку женской группы взаимопомощи. Но, повесив трубку и ощущая в своей душе осадок её истерзанных чувств, я задумался о долгосрочной перспективе. Алкоголики и наркоманы, впадающие в рецидив, стали стандартной чертой нашего психологического ландшафта. Но что они представляют собой на самом деле? Я думаю, что они — экстремальный случай обычной ситуации: расщеплённого «я». Для людей, страдающих зависимостями, отчуждённость между «хорошим я» и «плохим я» не может быть разрешена. При нормальных обстоятельствах тактика обращения с темной стороной отыскивается довольно просто. Не так трудно отказаться от своих дурных дел. предать забвению злые побуждения, извиниться за вспышку гнева и выказать раскаяние в скверных поступках. Алкоголики и наркоманы не могут прибегнуть к этим простым рецептам. Темные побуждения владеют ими безраздельно, без нормальных сдерживающих факторов и ограничений. Им закрыт даже доступ к простым житейским радостям. Внутренние демоны подрывают удовольствие и портят его; они высмеивают счастье; они постоянно напоминают им об их слабостях и скверне.

Предположим, что это описание верно в общих чертах. Я опустил некоторые важные составляющие. Привычка тоже играет в зависимости значительную роль. То же самое можно сказать о физических изменениях в мозгу — те, кто злоупотребляет наркотическими веществами, атакуют рецепторы своего мозга чуждыми химикатами, которые со временем нарушают нормальные реакции удовольствия и боли.

Однако эти физические аспекты зависимости весьма переоценены. Нели бы зависимость была в основном физической, тогда миллионы людей не употребляли бы алкоголь и наркотики от случая к случаю. Однако они это делают — со сравнительно незначительными вредными последствиями в долгой перспективе и минимальными шансами развития зависимости. Не вступая в горячий спор о зависимостях и их причинах, можно сделать шаг назад и рассмотреть их не как отдельную проблему, а как ещё одно из проявлений тени.

Таким образом, чтобы лечить зависимость, мы должны подступиться к тени и разоружить её. Поскольку все мы хотим сделать именно это, позвольте мне задержаться на примере пьяного мужа, вернувшегося из недельного запоя. Он послужит олицетворением других проявлений тени, как-то: неистовой ярости, расовых предрассудков, сексуального шовинизма и многого другого. На первый взгляд они никак не связаны. Начальник, практикующий сексуальные домогательства, не демонстрирует того же неконтролируемого поведения, что и гомофоб, совершающий преступление на почве ненависти. Однако тень обеспечивает эту общую связь. Из любого аспекта «я», который отколот от целого, заклеймён как скверный, беззаконный, постыдный, наказуемый или неправильный, тень черпает свою силу. Не имеет значения, выражает ли себя темная сторона человеческой натуры крайней жестокостью или мягкими, социально терпимыми способами. Самое главное здесь — это то, что часть «я» отщеплена.

Отколовшись, «плохой» фрагмент теряет соприкосновение с центральной сущностью «я», той частью, которую мы считаем «хорошей» благодаря отсутствию у неё внешних признаков жестокости, гнева и страха. Это — взрослое «я», эго, которое хорошо адаптировалось к миру и другим людям. Пьяный муж, разумеется, обладает этим «хорошим я». Возможно далее, что он обладает гораздо более приятным и приемлемым «хорошим я», чем обычно бывает. Чем больше вы подавляете свою темную сторону, тем легче выстроить личность, которая прямо-таки сияет добротой и светом. (Отсюда неподдельное удивление соседей, которые рассказывают съемочным командам телевизионщиков в интервью по случаю последствий массовой бойни или другого чудовищного преступления, что злоумышленник «казался таким чудесным человеком».)

Из разговора с пребывавшей в смятении женой я понял, что её муж время от времени проходил реабилитацию. Порой лечение ненадолго помогало. Но даже во время периодов трезвости мужчина не испытывал счастья. Он постоянно был настороже, опасаясь вновь сорваться. Он страшился следующего запоя, однако, как отчаянно он ни сражался, эта перспектива была неизбежна. Даже в периоды его временных побед тени надо было только понаблюдать и дождаться своего часа.

Однажды, когда муж метался в агонии белой горячки, его ночная потливость и приступы безумия сделались невыносимы. Жена побежала к врачу, умоляя дать ей средство, которое подавило бы эти симптомы. Но ей случилось столкнуться с врачом, который был упертым реалистом, и он отказал. «Пусть дойдёт до грани, — сказал он. — Это единственная реальная надежда. Мало того, вы окажете ему плохую услугу, сделав его мучения менее болезненными». Мы с вами могли бы решить, что это совет черствого человека. Но феномен «последней черты» хорошо известен в кругу зависимых. Он сопряжён с серьёзнейшим риском, поскольку, когда блеф тени обнаружен, она прибегает к крайностям саморазрушения. Нет практически никаких пределов страданиям, которые может породить бессознательное, а все мы — создания хрупкие. Алкоголики и наркоманы — или любой, кого цепко держит хватка теневых энергий, — пленены туманом иллюзии. Внутри этого тумана не существует ничего, кроме мучительной потребности и ужаса не получить свою дозу.

Кода опасное путешествие к «крайней черте» срабатывает, причина состоит в том, что этот туман рассеивается. Зависимый начинает ловить себя на по-настоящему реалистичных мыслях: «Я — нечто большее, чем моя зависимость. Я не хочу потерять все. Страх можно преодолеть. Пора покончить с этим». В такие моменты ясности целительная сила исходит от самой этой ясности. Человек проламывается сквозь чары саморазрушения и видит, насколько оно иррационально. В состоянии ясности «я» собирается вместе и смотрит на себя без шор на глазах.

У тебя есть только одно «я». Это — настоящий ты. Это «я» превыше добра и зла.  

Тень теряет свою силу, когда сознание преодолевает свою разобщённость. Когда вы больше не расколоты на лагеря, то во всех направлениях единственное, что можно увидеть, — это единое «я». Нет никаких скрытых отделений, подземелий, пыточных камер или замшелых валунов, под которыми можно спрятаться. Сознание созерцает само себя. Это его наиболее базовая функция, но, как нам предстоит обнаружить, из этой простой функции может родиться новое «я», а со временем — и новый мир.

То, что Юнг первым назвал тень её именем, не было его главным достижением — как не была им и его теория архетипов. Вопрос «кто я» зависит от вопроса «кто мы?». Человеческие существа — единственные создания, которые способны создать «я». На самом деле, мы должны делать это, потому что «и» даёт нам точку зрения, уникальный фокус мира. Без «я» наш мозг бомбардировала бы ошеломляющая лавина сенсорных образов, не имеющих смысла. У младенцев «я» нет, и они проводят первые три года жизни, создавая его, лепя свою индивидуальность и предпочтения, темперамент и интересы. Каждая мать может засвидетельствовать, что время, которое её дитя проводит в состоянии «чистого листа», минимально, если существует вообще. Мы приходим в мир не как пассивные восприниматели чувственной информации, но как рьяные творцы. Как только вы становитесь уникальным «я» со своими нуждами, убеждениями, импульсами, побуждениями, желаниями, мечтами и страхами, мир внезапно обретает смысл. «Я», «мне» и «моё» существуют для одной цели: чтобы обозначить ваше личное участие в мире.

У всех нас есть «я», и мы идём на многое, чтобы защитить его право на существование. Но наше создание хрупко. Все мы переживаем личностные кризисы, такие как внезапная кончина любимого человека или открытие, что мы серьёзно больны. Любой кризис, который атакует наше чувство благополучия, также атакует наше чувство «я». Если вы теряете свой дом, все свои деньги или своего супруга, это внешнее событие посылает дрожь страха и сомнений во все ваше «я» целиком. В любой момент, когда вы чувствуете, что ваш мир рассыпается на части, на самом деле на части рассыпается ваше «я» и его уверенность в том, что оно понимает реальность. После любой серьёзной травмы, нанесённой телу или мысли, хрупкой эго-личности требуется время на то, чтобы восстановиться. (Нам ещё очень повезло, что старый афоризм прав: «Душа не разбивается — она отскакивает».)

Поскольку нам неведомо, как мы создали «я», за которое так отчаянно цепляемся, оно способно удивлять и поражать нас. Фрейд вызвал всеобщее изумление, когда заявил, что у «я» есть скрытое измерение, наполненное побуждениями и желаниями, которые мы едва ли осознаём. Уже став наиболее выдающимся из учеников Фрейда, Юнг обнаружил, что его наставник совершил ошибку. Бессознательное — это не «я». Это «мы». Когда у человека имеются бессознательные импульсы и побуждения, они восходят ко всей истории рода человеческого. Каждый из нас, по Юнгу, связан с «коллективным бессознательным», как он это называл. Представление о том, что вы и я создали свои отдельные, обособленные «я» — это иллюзия. Мы черпали из огромного резервуара всех человеческих чаяний, побуждений и мифов. Это общее бессознательное, в том числе и обиталище тени.

Некоторые люди ладят с обществом, другие асоциальны, но никто не может находиться вне коллективного «я». «Мы» — это постоянное напоминание о том, что никто из нас — не остров в океане. Юнг счистили социальную «шкурку», чтобы обнажить скрытое измерение «нас». Вероятно, наименование этого царства коллективным бессознательным звучит техничнее, но то «я», которое мы с вами разделяем со всеми остальными людьми, является основой нашего выживания. Подумайте о способах, которыми вы прибегаете к помощи коллективного «я». Вот лить некоторые из них.

1. Когда вам требуется поддержка семьи или ближайших друзей.

2. Когда вы присоединяетесь к политической партии.

3. Когда вы вступаете добровольцем в благотворительную организацию или общество.

4. Когда вы решаете сражаться за свою страну или защищать её иным способом.

5. Когда вы идентифицируетесь со своей национальностью.

6. Когда вы мыслите терминами «мы против них».

7. Когда катастрофа, произошедшая в другом месте, затрагивает вас лично.

8. Когда вы охвачены коллективной паникой.

Это чистая фантазия — считать, что можно устраниться от «нас», даже если бы мы все попытались сделать это. Мы хотим, чтобы на нас смотрели как на американцев, но не как на «противных американцев». Мы сочувствуем другим этническим группам — но также ощущаем себя отличными от них, обособленными и. обычно, лучшими, чем они. Во времена кризисов мы хотим, чтобы наши семьи были как можно сплоченней, однако в других случаях настаиваем на своём праве быть отдельными личностями, имеющими какую-то жизнь за пределами семьи. Коалиция между «я» и «мы» никогда не была бесспорно устойчивой.

Юнг сделал её ещё менее устойчивой. Когда речь идёт о коллективной тени, люди изо всех сил стараются от неё устраниться. (Общество никогда не перестанет развиваться путями, которых мы не одобряем!) Но на самом деле это труднее, чем самоустраниться от семейной роли. Действительно, семья — всего лишь первый элемент или уровень коллективного «я», который мы склонны воспринимать довольно легко. За столом в День Благодарения вы можете объявить, что изменились, что не стоит больше относиться к вам как к испорченному пятилетке или бунтарю-тинэйджеру. Вы можете почувствовать, что вас не слышат. Ваша семья, возможно, вложила слишком много усилий в то, чтобы удержать вас в старых рамках. Общество, однако, ещё грубее и склонно проявлять ещё меньше понимания.

Общество запустило свои невидимые когти в каждого из нас. Вы можете объявить себя пацифистом во время войны. Это индивидуальный выбор. Однако он не извлекает вас автоматически из коллективной тени, где война появляется на свет из ярости, предрассудков, негодования, старых обид и темного подбрюшья национализма. Вероятно, дискредитированный термин «расовой памяти» в данном случае жизнеспособен, несмотря на то что вызывает у нас крайнюю неловкость. Однако милли


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.081 с.