Лекция 1. Тема: «Предмет и методологические основы изучения системы государственного управления зарубежных стран» — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Лекция 1. Тема: «Предмет и методологические основы изучения системы государственного управления зарубежных стран»

2019-08-07 408
Лекция 1. Тема: «Предмет и методологические основы изучения системы государственного управления зарубежных стран» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «Зарубежный опыт государственного управления»

Направление подготовки 081100.62 «Государственное и муниципальное управление»

Профиль подготовки «Государственная и муниципальная служба»

группа 13-ГУб (ГМС)

 

Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр»

 

Форма обучения Семестр / курс Лекции Практические (семинарские) работы Самостоятельная работа Курсовой проект (работа) Контрольная работа, РГР Контроль самостоятельной работы Экзамен Зачет (дифференцированный) Итого Итого в зачетных единицах
очная 8 26 13 69 - - - - + 108 3
заочная 5 курс   2 2 100 - - 4 - + 108 3

 

Петропавловск-Камчатский, 2016

Рабочая программа составлена на основании ФГОС ВПО направления подготовки 081100.62 «Государственное и муниципальное управление» и учебного плана ФГБОУ ВО «КамчатГТУ».

Составитель рабочей программы

доцент кафедры «Менеджмент», к.и.н., доцент                                            Фрумак И.В.

 

Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры «Менеджмент» 05.09.2016, протокол № 1

 

Заведующий кафедрой

«___»__________ 2016 г.                                                                                  Ганич Я.В.

 

1 Цели и задачи учебной дисциплины, ее место в учебном процессе

Сравнительное государственное управление как область научных изысканий имеет относительно долгую историю, но как учебная дисциплина появилось не так давно, хотя имеет достаточный опыт преподавания за рубежом. В учебном курсе «Зарубежный опыт государственного управления» представлены теоретические и методологические проблемы государственного управления зарубежных стран. Важное внимание при этом уделяется сравнительному анализу основных теоретических школ и направлений государственного управления в четырех ведущих странах западного мира: США, Великобритании, Франции и Германии. Выбор этих стран не случаен: именно здесь сложились наиболее эффективные демократические модели государственной службы. Основной же акцент сделан на анализе государственно-политических институтов и механизмов государственного управления зарубежных стран – их особенностях, истории и современном состоянии. В курсе рассматривается государственный строй стран, которые внесли основной вклад в становление современных политических институтов, где сформировались основные модели современных монархии и республики, правительственных и судебных учреждений, систем местного управления, государственной (публичной) службы. Концепция курса предполагает и рассмотрение особенностей осуществления государственной политики в зарубежных странах – сравнительная государственная политика экономического развития, государственная социальная политика и т.п.

Целью преподавания дисциплины «Зарубежный опыт государственного управления» является формирование у студентов системы современных базовых знаний по теории и практике государственного управления за рубежом

Основные задачи курса:

- получение студентами-бакалаврами основных знаний в области государственного управления зарубежных стран;

- ознакомление с основными законодательными актами в изучаемой области;

- рассмотрение достижений в области теории и практики государственного управления зарубежных стран;

- изучение научных разработок и прогрессивных теорий в области государственного управления зарубежных стран;

- анализ современных проблем государственного управления зарубежных стран и путей их решения.

Методика преподавания данной дисциплины предполагает чтение лекций, проведение практических (в том числе семинарских) занятий, текущих консультаций, самостоятельную работу по изучаемым темам, а также по отдельным (наиболее сложным) специфическим проблемам дисциплины.

В процессе изучение дисциплины предусмотрена самостоятельная внеаудиторная работа студента в форме выполнения индивидуальных творческих заданий и упражнений, подготовки докладов, эссе и рефератов. Защита выполненных самостоятельно заданий осуществляется на текущих консультациях (контроль самостоятельной работы).

Лекции основываются на традициях междисциплинарных исследований. Сочетание юридического подхода при описании законодательного статуса государственных институтов, политологического – при анализе основных закономерностей их функционирования, исторического – при определении пути их исторической эволюции и сравнительного – при выделении особенностей конкретной целостной политической модели позволяет создать многоаспектную картину описываемых явлений и способствует лучшему усвоению материала.

Целью проведения практических занятий является закрепление знаний студентов, полученных ими в ходе изучения дисциплины на лекциях и самостоятельно. Практические занятия проводятся в форме семинаров, дискуссий, тренингов, ролевых игр. На них проводится тестирование, обсуждаются доклады, проводятся опросы.

По итогам изучения курса «Зарубежный опыт государственного управления» студент должен:

Знать

- социально – экономическую сущность, принципы и функции государственного управления за рубежом;

- специфику организации системы современного государственного управления за рубежом;

- роль государственного управления для успешного хозяйствования в условиях рынка за рубежом;

- особенности теории и практики государственного управления в различных странах;

- специфику практики государственного управления за рубежом;

- проблемы взаимодействия федеральных и местных органов власти в зарубежных странах;

- особенности организации государственной службы за рубежом;

- особенности практической реализации государственных управленческих решений за рубежом;

- тенденции совершенствования и развития государственного управления за рубежом.

Уметь

- оценивать состояние государственных органов власти и профессионализм управленческого звена зарубежных стран;

- анализировать и сравнивать модели государственного управления разных стран;

- применять на практике принципы современного государственного управления;

- определять задачи государственных служащих в области принятия и исполнения решений, опираясь на зарубежный опыт.

Владеть

- навыками использования полученных знаний в области государственного управления зарубежных стран в реализации профессиональной деятельности

 

2 Компетенции обучающегося, формируемые в ходе изучения дисциплины

В результате изучения дисциплины «Зарубежный опыт государственного управления» студент-бакалавр должен приобрести следующую профессиональную компетенцию:

- способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2).

3 Связь с предшествующими и последующими дисциплинами

 

Учебная дисциплина Б1.В.ДВ.9.2 «Зарубежный опыт государственного управления» является курсом по выбору вариативной части основной общеобразовательной программы (ООП) и ориентирована на повышение гуманистической составляющей при подготовке бакалавров.

Дисциплина находится в логической и содержательно-методической взаимосвязи с другими частями ООП и базируется на знаниях, полученных при изучении общих гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин, таких как: «История мировых цивилизаций», «Социология», «Политология», «Теория управления», «Основы государственного и муниципального управления», «Государственная и муниципальная служба», «История государственного управления», «Принятие и исполнение государственных решений» и др.

Набор входящих знаний и умений, состоящих в понимании основных закономерностей и особенностей исторического процесса, политических институтов, процессов и технологий, социологии и теории управления, обеспечивают требуемый фундамент знаний для изучения дисциплины «Зарубежный опыт государственного управления».

Полученные в процессе обучения знания могут быть использованы при изучении таких дисциплин, как: «Государственная кадровая политика», «Управление человеческими ресурсами на государственной и муниципальной службе».

 

4 Содержание дисциплины

4.1 Распределение учебных часов по модулям дисциплины

 

План распределения учебных часов по модулям дисциплины представлен в табл. 1.

 

Таблица 1 - Распределение учебных часов по модулям дисциплины

Наименование вида учебной нагрузки Модуль 1 Итого
Лекционные занятия 26 26
Лабораторные занятия - -
Практические занятия 13 13
Самостоятельная работа студентов 69 69
Контроль СРС - -
Итого часов 108 108

 

4.2 Содержание дисциплины

Содержание лекционных занятий

Практическое занятие 1.

Тема: «Предмет и методологические основы изучения системы государственного управления зарубежных стран»

Форма занятия: дискуссии, выступления с докладами.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Характеристика понятия «государственное управление».

2. Характеристика этапов развития теории государственного управления.

3. Государственное управление: функции, формы, методы.

4. Отличительные особенности «российской школы государственного

управления».

 

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что является предметом изучения курса?
  2. Какова концепция курса, его основные аспекты изучения?
  3. В чём выражается междисциплинарный подход к изучению курса?
  4. Каково место теории государственного управления в системе наук?

Литература:

1. Василенко И.А. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия / И.А.Василенко. – М.: Логос, 2012. – 460 с.

2. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление: учебник. – М.: Издательство Юрайт, 2010. – 415 с.

3. Граждан В.Д. Государственная гражданская служба: учебник. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 641 с.

4. Конституционное право зарубежных стран (конспект лекций в схемах) / М.: Приор, 2011. – 150 с.

5. Пронкин С.В. Государственное управление зарубежных стран / С.В.Пронкин, О.Е.Петрунина. – М.: Аспект Пресс, 2011. – 467 с.

6. Чиркин В.Е. Опыт зарубежного управления (государственное и муниципальное управление): учеб. пособие / В.Е.Чиркин. – М.: Юрист, 2012. – 184 с.

7. Чиркин В.Е. Правовое положение политических партий: Россия и зарубежный опыт / В.Е.Чиркин // Общественные науки и современность. – 2009. - № 4. – С. 54-64.

Практическое занятие 2.

Тема: «Эволюция зарубежных теорий государственного управления»

Форма занятия: дискуссии, выступления с докладами.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Характеристика основных подходов к определению сущности государства.

2. Основные этапы эволюции государства.

3. Понятие «правовое государство» и характеристика форм государства и политических режимов.

4. Характеристика общественных функций государства и видов государственного управления.

5. Бюрократическое управление: суть, положительные и отрицательные факторы.

 

Задания и вопросы для самоконтроля:

1. Охарактеризуйте основные подходы к определению сущности государства.

2. Перечислите основные этапы эволюции государства.

3. Какова сущность понятия «правовое государство»?

4. Охарактеризуйте общественные функции государства.

5. Охарактеризуйте формы государства.

6. Охарактеризуйте формы политических режимов.

7. Раскройте основные понятия зарубежной теории государственного управления: «административно-государственное управление», «бюрократия», «public administration».

8. В чём выражаются отрицательные факторы бюрократического управления?

9. В чём выражаются положительные факторы бюрократического управления?

10. Какова сущность бюрократического управления?

 

Литература:

1. Административное право зарубежных стран. – М.: Спарк, 2012. – 350 с.

2. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление: учебник. – М.: Издательство Юрайт, 2010. – 415 с.

3. Граждан В.Д. Государственная гражданская служба: учебник. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 641 с.

4. Конституционное право зарубежных стран (конспект лекций в схемах) / М.: Приор, 2011. – 150 с.

5. Пронкин С.В. Государственное управление зарубежных стран / С.В.Пронкин, О.Е.Петрунина. – М.: Аспект Пресс, 2011. – 467 с.

6. Чиркин В.Е. Опыт зарубежного управления (государственное и муниципальное управление): учеб. пособие / В.Е.Чиркин. – М.: Юрист, 2012. – 184 с.

7. Шабо Ж.-Л. Государственная власть: конституционные пределы и порядок осуществления / Ж.-Л. Шабо // Полис. – 2012. - № 3. – С. 155-165.

Практическое занятие 3.

Тема: «Современные подходы к системе государственного управления в зарубежных странах»

Форма занятия: дискуссии, выступления с докладами.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие «власть», «государство».

2. Механизм взаимодействия власти и государственного управления.

3. Характеристика парламентов разных стран (доклады студентов).

4. Характеристика глав государств (доклады студентов).

5. Типология форм государственного правления и устройства.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Какова сущность понятия «власть»?

2. Какова сущность понятия «государства»?

3. Каким образом происходит механизм взаимодействия власти и государственного управления?

4. Какие формы правления существуют в зарубежных странах?

Литература:

1. Административное право зарубежных стран. – М.: Спарк, 2012. – 350 с.

2. Василенко И.А. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия / И.А.Василенко. – М.: Логос, 2012. – 460 с.

3. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление: учебник. – М.: Издательство Юрайт, 2010. – 415 с.

4. Граждан В.Д. Государственная гражданская служба: учебник. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 641 с.

5. Конституционное право зарубежных стран (конспект лекций в схемах) / М.: Приор, 2011. – 150 с.

6. Пронкин С.В. Государственное управление зарубежных стран / С.В.Пронкин, О.Е.Петрунина. – М.: Аспект Пресс, 2011. – 467 с.

7. Чиркин В.Е. Опыт зарубежного управления (государственное и муниципальное управление): учеб. пособие / В.Е.Чиркин. – М.: Юрист, 2012. – 184 с.

8. Чиркин В.Е. Правовое положение политических партий: Россия и зарубежный опыт / В.Е.Чиркин // Общественные науки и современность. – 2009. - № 4. – С. 54-64.

9. Шабо Ж.-Л. Государственная власть: конституционные пределы и порядок осуществления / Ж.-Л. Шабо // Полис. – 2012. - № 3. – С. 155-165.

 

Практическое занятие 4.

Тема: «Принципы организации и механизмы функционирования органов государственной (публичной) власти зарубежных стран»

Форма занятия: дискуссии, выступления с докладами, презентации.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Основные структурные модели государственного администрирования, их компаративный анализ.

2. Преимущества и недостатки федеративных и унитарных систем административно-государственного управления.

3. Влияние на формирование современных структур государственного администрирования трех основных факторов социально-экономического развития, политического режима и территориальной организации государства.

4. Основные функции государственного администрирования. Частичное совпадение административных и политических функций – требования современного развития.

 

Задание 1: Подготовить презентацию «Основные структурные модели государственного администрирования, их компаративный характер» по следующим позициям:

1. Современная (парламентская) монархия (Великобритания).

2. Президентская республика (США).

3. Парламентская республика (Италия).

4. Смешанная республика (Франция).

Задание 2: Подготовить презентацию «Современная система административно – государственного управления в Германии» по следующим позициям

1. Федеральные органы государственной власти и управление.

2. Управление землями.

3. Особенности организации госслужбы.

 

Задания вопросы и для самоконтроля:

1. Выделите особенности государственного строя Великобритании.

2. Объясните «нелегальный» характер некоторых британских государственных институтов.

3. Перечислите источники государственного права Великобритании.

4. Раскройте тезис «Великобритания - классический пример парламентского государства».

5. Объясните особенности бикамеральности английского парламента.

6. Опишите стадии законодательного процесса.

7. В чем заключаются особенности положения английского монарха?

8. Раскройте понятие «корона» в английском государственном праве.

9. В чем заключается принцип «безответственности» короля?

10. В чем состоят особенности территориально-политического устройства Великобритании?

11. В чем состоит специфика местного управления Великобритании?

12. Назовите исторические особенности функционирования государственной службы Великобритании.

13. Дайте характеристику современной тенденции реформирования английской госслужбы. Раскройте содержание реформы госслужбы 1968г. и программы «Следующие шаги».

14. Перечислите особенности государственного строя США. Дайте объяснение понятия «жестокость» конституции США. Объясните специфику американского бикамерализма.

15. Опишите федеративное государственное устройство США.

16. В чем состоят полномочия и привилегии американского Конгресса?

17. Сравните две палаты Конгресса США: их полномочия и внутреннюю организацию.

18. Раскройте динамику законодательного процесса.

19. Как отразился «Новый курс» Т. Рузвельта на региональном и местном управлении США?

20. Опишите современное состояние органов управления штатами.

21. В чем суть «Системы добычи» и «системы заслуг» в госслужбе США?

22. Дайте классификацию госслужбы США.

23. Назовите основные вехи эволюции режимов во Франции

24. Раскройте особенности смешанной, полупрезидентской республики.

25. Определите место президента Франции в системе органов власти.

26. Назовите полномочия и особенности формировании французского правительства. В чем суть проблемы «сосуществования».

27. Выделите особенности французского парламентаризма.

28. В чем состоит специфика регионализации и местного самоуправления Франции?

29. Опишите структуру государственной службы Франции и особенности ее комплектования.

30. Покажите эволюцию политических институтов;

31. Опишите систему федеральных органов власти и управления;

32. Какова система организации по управлению землями?

33. Раскройте особенности организации государственной службы.

34. Перечислите особенности государственного строя Италии.

35. В чем состоит роль тайных обществ и организованной преступности в политическом развитии страны?

36. Определите место парламента в государственно - политической системе Италии.

37. Опишите законодательный процесс.

38. В чем состоят полномочия и ответственность президента Италии?

39. Назовите особенности формирования полномочий итальянского правительства.

40. Опишите политико-территориальное деление Италии.

41. Перечислите органы местной власти и управления.

42. Дайте характеристику основным направлениям современного реформирования госслужбы Италии.

Источники:

1. Германия. Конституция Основной закон Федеративной Республики Германии - [Электронный ресурс] Режим доступа: http:// www.krugosvet.ru/node/31379

2. Конституция Соединенных Штатов Америки [Электронный ресурс] Режим доступа: www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnstUS.htm

3. Конституция Франции -[Электронный ресурс] Режим доступа: www.Vuzlib.net/beta3/html/16814/

4. Уголовный кодекс Франции [Электронный ресурс] Режим доступа: www.law.edu.ru/norm.asp?normID=1122246

Литература:

1. Административно-государственное управление в странах запада: США, Великобритания, Франция, Германия [Электронный ресурс] Режим доступа: www.iu/biblo/archive/vasilenko_admin-gos_upr/default.aspx

2. Административное право зарубежных стран. – М.: Спарк, 2012. – 350 с.

3. Василенко И.А. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия / И.А.Василенко. – М.: Логос, 2012. – 460 с.

4. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление: учебник. – М.: Издательство Юрайт, 2010. – 415 с.

5. Государственное и муниципальное управление зарубежных стран [Электронный ресурс] Режим доступа: www.gmu-countries.ru/

6. Государственное и муниципальное управление в зарубежных странах [Электронный ресурс] Режим доступа: www.i-u/biblo/archive/starcev_gos/

7. Граждан В.Д. Государственная гражданская служба: учебник. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 641 с.

8. Конституционное право зарубежных стран (конспект лекций в схемах) / М.: Приор, 2011. – 150 с.

9. Конституционное право зарубежных стран. [Электронный ресурс] Режим доступа: www.alleng.ru/d/jur/jur143.htm

10. Пронкин С.В. Государственное управление зарубежных стран / С.В.Пронкин, О.Е.Петрунина. – М.: Аспект Пресс, 2011. – 467 с.

11. Сервисное государство: Административно-правовое исследование оказания публичных услуг в Германии и России [Электронный ресурс] / А.Ф.Васильева.- М.: Российская академия правосудия. Режим доступа: wwwbiblioclub.ru/index.php?page=book&id=140346

12. Чиркин В.Е. Опыт зарубежного управления (государственное и муниципальное управление): учеб. пособие / В.Е.Чиркин. – М.: Юрист, 2012. – 184 с.

13. Чиркин В.Е. Правовое положение политических партий: Россия и зарубежный опыт / В.Е.Чиркин // Общественные науки и современность. – 2009. - № 4. – С. 54-64.

14. Шабо Ж.-Л. Государственная власть: конституционные пределы и порядок осуществления / Ж.-Л. Шабо // Полис. – 2012. - № 3. – С. 155-165.

Практическое занятие 5.

Тема: «Осуществление государственной политики в зарубежных странах: сравнительный анализ»

Форма занятия: дискуссии, выступления с докладами, выполнение упражнений.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Макроэкономические реформы в зарубежных странах.

2. Государственная социальная политика. Типовые проблемы.

3. Система здравоохранения в различных странах. Типовые проблемы.

4. Системы образования в различных странах. Типовые проблемы развития образования. Конвергенция образовательных систем.

5. Муниципальная политика. Проблемы городского развития. Возможности муниципалитетов для проведения самостоятельной политики городского развития. Типовые проблемы городского развития.

6. Основные факторы, влияющие на успех или неудачу государственной политики и проблемы использования зарубежного опыта.

 

Упражнение 1.

Цель: Выявить конкретные направления ряда макроэкономических реформ в странах Запада.

Вопросы и задания к упражнению 1:

1. В чем суть политики франчайзинга?

2. Сравните франчайзинг и приватизацию.

3. Как делятся полномочия между государством и частными компаниями в процессе «делегированного управления»?

4. В чем выразилась эффективность франчайзинга применительно к эксплуатации британских железных дорог?

 

Упражнение 2.

Цель: Выявить типовые проблемы в системе медицинского страхования США.

Вопросы и задания к упражнению 2:

1. Цель медицинского страхования.

2. Кто (какие организации) обеспечивает медицинское страхование в США?

3. Дайте характеристику программе Медикеар.

4. Охарактеризуйте программу Медикейд.

5. Что общего и что отличает программы медицинского страхования Медикеар (Medicare) и Медикейд?

6. Какие ограничения для граждан США имеются в медицинском страховании?

7. Когда был введен учет «предшествующих состояний»? Что он означает?

 

Упражнение 3.

Цель: Сравнить элементы социальной политики в сфере трудоустройства выпускников ВУЗов во Франции и Германии.

Вопросы к упражнению 3:

1. Какие государственные органы во Франции формируют политику в сфере образования и социальной поддержки молодежи?

2. На кого ориентированы программы помощи в трудоустройстве молодежи во Франции?

3. В чем суть закона о «договоре первого найма»? Какие изменения в него были внесены в апреле 2007г.? Каковы социальные последствия нового законодательства?

4. Какие специальные законодательные акты регулируют трудоустройство выпускников ВУЗов Германии?

5. На основе приведенных материалов можно ли говорить об отличиях социальной поддержки выпускников ВУЗов Франции и Германии?

 

Упражнения 4 - 6.

Цель: Выявить типовые проблемы политики городского развития и возможности муниципалитетов для проведения самостоятельной политики городского развития.

Вопросы и задания к упражнению 4:

1. В чем суть партнерства «СИТА» и Управления по мусороудалению Северного Лондона?

2. Цели и преимущества муниципально-частного партнерства.

3. Оцените результаты работы «Лондон Вейст». В чем преимущества проекта?

Вопросы и задания к упражнению 5:

1. В чем состоит основная идея мэра г. Атланта Била Кэмпбелла по улучшению качества работы службы по эксплуатации и содержанию водоснабжения?

2. Какова процедура осуществления проекта?

3. Каково участие сторон в проекте?

4. Оцените результаты проекта.

Вопросы и задания к упражнению 6:

1. В чем суть делегированного управления в водоснабжении и городском хозяйстве Франции?

2. Опишите масштабы деятельности французских предприятий по снабжению питьевой водой.

3. Дайте оценку деятельности компаний «Женераль дез¢О» и «Лионнез дез¢О». В чем уникальность французского опыта?

 

Задания и вопросы для самоконтроля:

1. Назовите институты государственного регулирования экономики;

2. Раскройте политику экономического роста в различных странах: либеральная, этатистская, коммунитарная;

3. Перечислите роль государственных и негосударственных факторов в формировании политики

4. Какова роль международных финансово-кредитных организаций в экономическом развитии стран?

5. Назовите институты социальной политики в разных странах;

6. Раскройте особенности образования как социальной и экономической проблемы;

7. Каковы качество, доступность и востребованность как основные цели образовательной политики?

8. Опишите типовые проблемы развития образования;

9. Раскройте понятие «конвергенции в образовательных системах»;

10. Опишите основные направления государственной политики в сфере здравоохранения;

11. Раскройте типовые проблемы в сфере здравоохранения в зарубежных странах.

 

Источники:

1. Германия. Конституция Основной закон Федеративной Республики Германии - [Электронный ресурс] Режим доступа: http:// www.krugosvet.ru/node/31379

2. Конституция Соединенных Штатов Америки [Электронный ресурс] Режим доступа: www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnstUS.htm

3. Конституция Франции -[Электронный ресурс] Режим доступа: www.Vuzlib.net/beta3/html/16814/

4. Уголовный кодекс Франции [Электронный ресурс] Режим доступа: www.law.edu.ru/norm.asp?normID=1122246

 

Литература:

1. Административно-государственное управление в странах запада: США, Великобритания, Франция, Германия [Электронный ресурс] Режим доступа: www.iu/biblo/archive/vasilenko_admin-gos_upr/default.aspx

2. Административное право зарубежных стран. – М.: Спарк, 2012. – 350 с.

3. Василенко И.А. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия / И.А.Василенко. – М.: Логос, 2012. – 460 с.

4. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление: учебник. – М.: Издательство Юрайт, 2010. – 415 с.

5. Государственное и муниципальное управление зарубежных стран [Электронный ресурс] Режим доступа: www.gmu-countries.ru/

6. Государственное и муниципальное управление в зарубежных странах [Электронный ресурс] Режим доступа: www.i-u/biblo/archive/starcev_gos/

7. Граждан В.Д. Государственная гражданская служба: учебник. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 641 с.

8. Конституционное право зарубежных стран (конспект лекций в схемах) / М.: Приор, 2011. – 150 с.

9. Конституционное право зарубежных стран. [Электронный ресурс] Режим доступа: www.alleng.ru/d/jur/jur143.htm

10. Пронкин С.В. Государственное управление зарубежных стран / С.В.Пронкин, О.Е.Петрунина. – М.: Аспект Пресс, 2011. – 467 с.

11. Сервисное государство: Административно-правовое исследование оказания публичных услуг в Германии и России [Электронный ресурс] / А.Ф.Васильева.- М.: Российская академия правосудия. Режим доступа: wwwbiblioclub.ru/index.php?page=book&id=140346

12. Чиркин В.Е. Опыт зарубежного управления (государственное и муниципальное управление): учеб. пособие / В.Е.Чиркин. – М.: Юрист, 2012. – 184 с.

13. Чиркин В.Е. Правовое положение политических партий: Россия и зарубежный опыт / В.Е.Чиркин // Общественные науки и современность. – 2009. - № 4. – С. 54-64.

14. Шабо Ж.-Л. Государственная власть: конституционные пределы и порядок осуществления / Ж.-Л. Шабо // Полис. – 2012. - № 3. – С. 155-165.

Практическое занятие 6-7.

Тема: «Международный опыт р еформирование государственного управления»

Форма занятия: дискуссии, выступления с докладами, выполнение упражнений.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Особенности организации и реформирования государственной службы в странах с унитарным типом государственного администрирования:

2. Институт государственной службы во Франции. Закон об общем статусе чиновника 1946 г. и Ордонанс 1959 г. регламентации системы государственного администрирования. Реформы 1981 г. и децентрализация системы государственной службы во Франции: расширение прав и полномочий коммун, департаментов и регионов. Эколь Насьональ д'Администрасьон и ее роль в подготовке высших кадров государственного аппарата. Система административной юстиции. Институт парламентского уполномоченного.

3. Система административно-государственного управления в Великобритании. Закон Норткота-Тревельяна и его роль в формировании современного института государственной службы. Реформы Фултона 1971 г. и утверждение новой «менеджеральной» модели государственного администрирования. Отмена устаревшей системы классов и введение трех условных групп чиновников. Исключительная жестокость английской системы продвижения по службе. Четыре основные формы контроля над государственной службой: парламентская, судебная, система административных трибуналов и институт парламентского уполномоченного.

4. Реформа системы государственной службы в странах с федеральным типом государственного управления:

- Институт государственной службы в США. Бюро управления персоналом и Совет по защите «системы заслуг». Закон о реформе гражданской службы 1978 г. и его оценка американскими политологами. Роль и значение основных принципов системы заслуг в американском государственном администрировании. Этический кодекс государственной службы. Контроль над государственной администрацией.

- Система государственной службы в Германии. Тесное взаимопроникновение и переплетение политической и административной сфер в современной Германии. Влияние политических партий на развитие системы государственного администрирования. Понятие «публичная служба» сменилось понятием «государственная служба». Закон о чиновнике 1971 г. и немецкая Табель о рангах. Регламентация системы продвижения по службе. Контроль над деятельностью государственной администрации: трехинституционная структура административных судов.

 

Упражнение 1: «Вестминстерская модель бюрократии» и ее реформы»

Цели:

¾  выявить основные тенденции реформирования государственной службы с «вестминстерской» моделью бюрократии;

¾  объяснить, какие из них исходят из английской традиции организации госслужбы, какие могут быть реализованы в других странах.

Вопросы и задания к упражнению 1: «Вестминстерская модель бюрократии» и ее реформы»

1. В чем состоит основное направление реформ английской государственной службы до второй половины XX в.

2. Назовите основные задачи «фултонского» этапа реформ.

3. Охарактеризуйте начало реформ М. Тэтчер.

4. Дайте оценку программы «Следующие шаги».

5. Определите основные тенденции реформирования госслужбы в премьерство Т. Блэра.

6. Оцените лейбористское издание Кодекса министра (1997 г.). О каких явлениях в реформировании британской госслужбы оно свидетельствует?

 

Упражнение 2: «Эволюция и реформы государственной службы США».

Цели:

¾ Выявить особенности и основные направления реформирования государственной гражданской службы США.

¾ Выделить общее и особенное в сравнении «вестминстерской» моделью реформ.

Вопросы и задания к упражнению 2: «Эволюция и реформы государственной службы США»:

1. Раскройте содержание тезиса о том, что бюрократия в Америке, в отличии от других стран, возникла позже демократии.

2. В чем состоит отличие «системы добычи» (Victor¢s spoils system) от «системы заслуг» (merit system)?

3. Когда и в связи с чем была создана Служба ведущих руководителей (Senior Executive Service – SES)?

4. Раскройте содержание реформы Дж. Картера. В чем суть формализации принципов merit system?

5. Состоялась ли «революция 1990-х г.»?

6. В чем состоит проблема административной морали в США?

7. Сравните Кодекс этики административной службы 1958 г. и Принципы этики поведения должностных лиц и служащих госаппарата 1990 г.

8. Дайте характеристику современной структуре и функциям органов управления персоналом.

9. Охарактеризуйте современную систему контроля над государственной администрацией в США.

Вопросы и задания для самоконтроля:

  1. В чем суть модернизационной идеологии реформирования госуправления?
  2. Перечислите основные принципы концепции «нового государственного управления».
  3. Расскажите о тенденциях и возможностях применения международного опыта реформирования государственной службы в Российской Федерации.

 

Источники:

1. Германия. Конституция Основной закон Федеративной Республики Германии - [Электронный ресурс] Режим доступа: http:// www.krugosvet.ru/node/31379

2. Конституция Соединенных Штатов Америки [Электронный ресурс] Режим доступа: www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnstUS.htm

3. Конституция Франции -[Электронный ресурс] Режим доступа: www.Vuzlib.net/beta3/html/16814/

4. Уголовный кодекс Франции [Электронный ресурс] Режим доступа: www.law.edu.ru/norm.asp?normID=1122246

 

Литература:

1. Административно-государственное управление в странах запада: США, Великобритания, Франция, Германия [Электронный ресурс] Режим доступа: www.iu/biblo/archive/vasilenko_admin-gos_upr/default.aspx

2. Административное право зарубежных стран. – М.: Спарк, 2012. – 350 с.

3. Василенко И.А. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия / И.А.Василенко. – М.: Логос, 2012. – 460 с.

4. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление: учебник. – М.: Издательство Юрайт, 2010. – 415 с.

5. Государственное и муниципальное управление зарубежных стран [Электронный ресурс] Режим доступа: www.gmu-countries.ru/

6. Государственное и


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.244 с.