Общая характеристика учебного предмета «Изобразительного искусства. Тифлографика» — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Общая характеристика учебного предмета «Изобразительного искусства. Тифлографика»

2019-08-07 218
Общая характеристика учебного предмета «Изобразительного искусства. Тифлографика» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Дети познают окружающий мир не только с помощью натуральных предметов, но и их изображений. Занимаясь с детьми, взрослые указывают на изображение какого-либо предмета и назы­вают его. Обучение тифлографике должно вестись по программе, которая учитыва­ет возраст, время поступления в образовательное учреждение, наличие дидактических пособий. Методика по обучению восприятия и воспроизведения рельефных рисунков слепыми детьми разработана и апробирована тифлопедагогами О. И. Егоровой и В. П. Ермаковым. Она включает следующие разделы:

· ориентировка на плоскости листа;

· типы линий и их пространственное расположение;

· изображение плоских предметов, сходных с натуральными предметами и легко получаемых рельефной обводкой;

· изображение объемных предметов, которые приближаются форме геометрических тел;

· изображения животных и человека.

Реализация этой методики связана с соблюдением определенной последовательной системы в обучении восприятию ивоспроизведению рельефного изображения:

· обследование предмета по алгоритму;

· выяснение назначения предмета или действий с предметом;

· воспроизведение предмета средствами лепки;

· работа по выкладыванию предмета из геометрических форм; выбор правильного положения предмета для изображения;

· аппликация предмета с выбором деталей для данной работы;

· рисование по трафарету и дорисовка с помощью трафарета натурального изображения.

Овладение этой системой предполагает готовность осязательного анализатора воспринимать рельефное изображение, выполненное различными способами: рельефными линиями, пунктиром, точками и т.д.

В работе со слепыми обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) используются три вида рельефных изображений: контурный рисунок, аппликационный и барельефный.

1. Контурный рисунок передает только наружный контур предмета, воспринимается силуэт предмета. Часто акцентируются детали, наиболее характерные для данного предмета. Методику переноса изображения в контурное предложил В. С. Сверлов. Она предполагает:

· знакомство с предметом;

· знакомство с макетом, выполненным из пластилина;

· макет разрезается пополам;

· линия разреза соответствует рельефному рисунку.

Однако, осматривая рельеф, ребенок не ощущает его поверхность, фактуру.

2. Аппликационный рисунок знакомит со всей поверхностью предмета, когда ощущается не только контур, но и площадь изобра­жения. Не раскрывая свойств данного предмета, аппликация дает основную информацию об изображенном предмете, хотя на таком рисунке отсутствуют округлость перспективы, мелкие детали, теряется часть информации о форме предмета.

3. Барельефный рисунок передает не только контур, фактуру и форму поверхности изображаемого предмета. Этот рисунок наиболее полно удовлетворяет потребности детей. Барельефный рисунок можно отнести к скульптуре.

Многие слепые дети с нарушением интеллекта при поступлении в школу не владеют навыками осязательного обследования, поэтому, не следует торопить их в процессе овладения тифлографическими умениями и навыками, перегружать рельефный рисунок мелкими деталями. Нужно отражать в рисунке важные детали, характеризующие данный рисунок. На одной странице не следует изображать несколько предметов одинакового размера, но разных по величине в реальной действительности. Восприятие ситуации, выполненной рельефно, предполагает предварительное опознание детьми изображения отдельных предметов, которые включены в сюжетный рисунок.

В основе осязательных ощущений (В. С. Сверлов, Д. И. Зоричев и др.) лежат чувства давления и движения. В связи с этим слепого ребенка следует научить при осмотре предметов дифференцировать предметы по температурному, болевому признакам, состоянию поверхности.

Развитие активного осязания незрячего ребенка предполагает выделение ведущей и контролирующей руки, действий двумя руками сразу, сохранение направления движения при изучении рельефного изображения.

Работа по тифлографике начинается со знакомства с элементарными инструментами для рельефного рисования. Их несовершенство затрудняет воспроизведение рельефного рисунка детьми, требуя большой силы надавливания на брайлевскую бумагу или лавсановую пленку, поэтому здесь необходима помощь педагога.

Элементарным рельефным объектом для рисования является точка, которая легко ассоциируется с крошкой, крупой, песчинкой, каплей дождя, снежинкой и т. д.

Опыт показал, что чтение и воспроизведение точки вызывает у детей интерес. Множество точек легко соединяются в линию, квадрат, круг, доступные для выполнения грифелем в трафарете.

Рисование простейших геометрических фигур можно выполнять и шариковой ручкой сплошной штриховкой на лавсановой пленке, что тоже дает рельеф.

Особенностью предмета является целенаправленное внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников.

Содержание предмета «Изобразительное искусство. Тифлографика» имеет пять разделов: «Технические средства и приемы рельефного рисования»,

«Чтение рельефных изображений», «Рисование с натуры», «Декоративное рисование», «Декоративно-прикладное искусство как вид художественной деятельности».

Содержание раздела «Технические средства и приемы рельефного рисования» направлено на первоначальное знакомство с рельефным рисунком и его назначением, приборами и инструментами, основными правилами и приемами выполнения рельефного рисунка.

Содержание раздела «Чтение рельефных изображений» имеет целью составить по рисунку представления о предмете инаправлено на первоначальное знакомство с элементарными понятиями пространственной ориентировки в микропространстве, формирование навыков чтения и сравнение величины и формы предметов в натуральном виде и изображенных на рельефном рисунке.

Слепые первоклассники получают первоначальный опыт чтения предметов простых форм, близких к геометрическим сенсорным эталонам.

Содержание раздела «Рисование с натуры», являясь основой метода обучения рисунку, имеет важное компенсаторное, коррекционное, образовательное значение. Рисование с натуры обогащает новыми знаниями о предметах окружающего мира, позволяет формировать адекватные представления о форме, величине, фактуре предметов, обладает большими возможностями в реализации таких процессов как наблюдение, сравнение, конкретизация и обобщение, развивает логическое и абстрактное мышление, стимулирует познавательную деятельность.

Слепые первоклассники с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получают первоначальный опыт обследования шаблонов и трафаретов, чтение их рельефных изображений и рельефного изображения простейших элементов с помощью учителя. В 1 классе обучающиеся изучают различные типы линий, сенсорные эталоны, соотносят их с формой предметов окружающего мира, учатся соотносить рисунок с предметом и его рельефным изображением.

Слепые обучающиеся 1 класса учатся словесно описывать на основе предложенного алгоритма изученные предметы, учатся выделять их существенные признаки.

Содержание раздела «Декоративное рисование» в 1 классе предполагает лишь общее и первоначальное знакомство с орнаментом и его использованием в быту. Обучающиеся выполняют узор на основе изученных ранее простейших форм (линии, сенсорные эталоны). Для обследования предлагаются только рельефные узоры, состоящие из простейших элементов. Выполнение подобного задания в 1 классе выполняется только посредством повтора образца. Для формирования представлений об узорах возможно использовать работу с пластилином и технику аппликации. Содержание раздела «Беседы об искусстве» (Декоративно-прикладное искусство как вид художественной деятельности) в 1 классе является неотъемлемой частью раздела «Декоративное рисование», на наглядных примерах раскрывает значение и использование декора в быту.

В 1 классе занятия носят в основном ознакомительный характер. Преимущественно структура каждого урока включает 3 этапа:

1. Формирование предметных представлений.

2. Чтение рельефных изображений.

3. Формирование навыков самостоятельной рельефно-графической деятельности.

3. Место учебного предмета в учебном плане.

На уроки по «Изобразительному искусству. Тифлографике» отводится 1 час в неделю, в 1 классе - 33 час за год.

    1. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемогомироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживани я.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личноготворческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт.На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.