Тема занятия: «Гигиеническая индексная оценка» — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Тема занятия: «Гигиеническая индексная оценка»

2019-08-07 161
Тема занятия: «Гигиеническая индексная оценка» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

Тюмень, 2019

 

 

Составитель: к.м.н. О.А. Куман.

 

 

Методические указания к занятию для студентов составлена составлена на основании требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.05.03 «Стоматология» (уровень специалитета) утвержденного приказом Минобрнауки №96, от 09.02.2016г., Приказа Минобрнауки России от 27.11.2015г. № 1383 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования», учебного плана (2016г.).

 

Утверждено на заседании кафедры стоматологии детского возраста

«____» ______ 201__г.

 

 

Методические указания для студентов

1.Тема занятия – Гигиеническая индексная оценка

2. Актуальность темы, мотивация к ее изучению.

Гигиеническая индексная оценка - помогает определить состояние полости рта, предупредить развитие заболеваний и проследить за выполнением качественной гигиенической обработки полости рта.

3.Цель занятия: Развитие профессиональных навыков врача-стоматолога  общей практики

Для этого нужно:

Знать - контроль гигиены, методы и средства для гигиенической обработки полости рта.

Знать - потребности к соблюдению здоровых привычек, на основе знания о духовно-нравственных качествах личности

Знать – гигиенические индексы и методы их выполнения

Знать – методы санитарного просвещения

Уметь – проводить обследование стоматологического пациента,

активные формы стоматологического просвещения в различных возрастных коллективах.

 

4. План изучения темы 

Занятие: Теоретическая часть 120 минут + практическая часть 240 минут.

Наименование учебных элементов Время (минут) Дидактические процессы обеспечения (учебные операции)
1 Организационная часть 5 Объявление темы занятия, актуальность
2 Теоретическая часть №1 45 Разбор ситуационной задачи, интересующих вопросов, выводы
3 Перерыв 10  
4 Теоретическая часть №2 45  Решение ситуационной задачи методом дискуссии
5  Перерыв 15  
6 Практическая часть 240 Отработка практических навыков
7 Анализ и подведение итогов занятия. Домашнее задание. 5  

Теоретическая часть №1

Оценка наличия зубных отложений (зубного налета и зубного камня) важна по нескольким причинам:

- для определения участков наибольшего накопления зубных отложений;

- для оценки эффективности чистки зубов пациентом;

- для определения риска развития у пациента кариеса зубов и заболеваний пародонта (чем больше налета и камня, тем выше риск).

Оценить присутствие зубных отложений можно количественными и качественными методами.

Качественная оценкапредполагает выявление локализации отложений зубного налета и зубного камня:

- визуально;

- с помощью стоматологического зонда (если налета или камня достаточно много);

- путем окрашивания специально предназначенными для этого красителями.

Для окрашивания зубного налета можно применять:

- водный раствор йода - раствор Шиллера–Писарева (1 г кристаллического йода, 2 г йодида калия, 40 мл дистиллированной воды);

- эритрозин;

- фуксин;

- специальные таблетки, при жевании которых окрашиваются участки зуба, где присутствует зубной налет.

Кроме того, выпускаются двойные красители, по-разному окрашивающий кариесогенный и некариесогенный зубной налет: красным цветом – свежий зубной налет, темно-синим – налет, присутствующий в полости рта длительное время и ставший кариесогенным.

После окрашивания зубов пациент должен самостоятельно прополоскать рот водой и окрашивающее средство остается лишь там, где есть налет (рис.2).

 

Рисунок 1. Зубной налет, окрашенный фуксином.

 

 

Количественная оценка присутствия зубных отложений происходит с помощью различных индексов, позволяющих определить локализацию зубного налета и зубного камня, а также измерить их площадь до и после использования гигиенических средств.

Для определения зубного налета у детей от момента прорезывания временных зубов до 3х лет применяют индекс Э.М. Кузьминой (2000).Индекс разработан в связи с необходимостью определения у маленьких детей зубного налета, который начинает откладываться на временных зубах сразу после их прорезывания. Даже если в полости рта ребенка имеется всего 2-3 зуба, необходимо визуально или с помощью зонда определять присутствие зубного налета. При визуальном осмотре тонкий слой налета обычно относительно прозрачен и выявляется с трудом, тогда как его толстый слой придает поверхности зуба тусклый темный оттенок.

 

 

Ход определения индекса: Осматривают все зубы, имеющиеся в полости рта маленького ребенка, и оценивают присутствие налета на каждом зубе с помощью следующих кодов:

0 баллов - нет налета;

1 балл - налет присутствует в любом количестве.

Формула для расчета значения индекса:

 

Таблица 1. Интерпретация значений индекса Э.М. Кузьминой.

Величина индекса Уровень гигиены
0 хороший
0,1 удовлетворительный
0,5 плохой

 

Пример расчета индекса:

1. У ребенка в полости рта имеется 4 зуба: 5.1 6.1

                                                                    8.1 7.1     

2.Налет выявлен на 2 зубах: 5.1, 6.1

3 Величина индекса гигиены равна: 2:4 = 0,50

4.Уровень гигиены полости рта у данного ребенка - плохой

Индекс Федорова - Володкиной (1971) целесообразно применять для выявления налета на зубах у детей до 5-6 лет.

Ход определения индекса: Окрашивают и обследуют губную поверхность шести нижних фронтальных зубов:

8.3, 8.2, 8.1, 7.1, 7.2, 7.3

Присутствие зубного налета оценивают с помощью следующих кодов:

1 балл – зубной налет не выявлен;

2 балла - окрашивание одной четверти поверхности;

3 балла - окрашивание половины поверхности коронки зуба;

4 балла - окрашивание трех четвертей поверхности коронки зуба;

5 баллов - окрашивание всей поверхности коронки зуба.

Расчет значений индекса:Для одного ребенка определяют код налета на каждом из обследованных зубов, суммируют эти результаты и делят на количество осмотренных зубов (т.е. на 6).

Таблица 2. Интерпретация значений индекса Федорова – Володкиной.

Значение индекса Уровень гигиены
1.1 - 1.5 хороший
1.6 - 2.0 удовлетворительный
2.1- 2.5 неудовлетворительный
2.6 - 3.4 плохой
3.5- 5.0 очень плохой

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.