Правовое положение иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Правовое положение иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев.

2019-08-07 452
Правовое положение иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ФЗ «О правовом положении иностранных граждан».  иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства;

лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства;

Основу правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства составляют те же принципы, которые определяют статус гражданина России. Ограничение их правоспособности, установленное российским законодательством, касается некоторых, наиболее специфических сторон государственной жизни (служба в армии, участие в выборах органов власти, занятие определенных государственных должностей и др.).

Иностранные граждане могут проживать в Р. На основании временного пребывания и временного проживания.   Срок временного пребывания определяется сроком действия визы. Если в порядке не требующем визы то не более 90 суток суммарно в течении каждого периода в 180 суток. Если является высококвалифицированным специалистом – срок действия разрешения на работу. По истечении срока обязан выехать или получить новую визу, разрешение на временное пребывание или проживание.  

Срок временного пребывания может быть продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд. Решение о продлении либо сокращении срока временного пребывания МИД или ФМС. Срок временного пребывания иностранного гражданина, прибывшего и поступающего на военную службу по контракту, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Срок студентов продлевается на срок обучения в образовательном учреждении. Образовательная организация обязана обратиться в территориальный орган ФМС с ходатайством о продлении срока временного пребывания иностранного гражданина не позднее чем за 20 дней до окончания срока его временного пребывания. По окончанию обучения срок может быть продлен на 30 дней в целях дальнейшего поступления.

В целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации, а также в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства Правительство Российской Федерации вправе увеличить до 180 суток или сократить установленный срок временного пребывания иностранного гражданина как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации - в отношении отдельных категорий временно пребывающих в Российской Федерации иностранных граждан.

  Разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации. Срок составляет три года. Без учета квоты разрешение может быть выдано иностранному гражданину:

1) родившемуся на территории РСФСР и состоявшему в прошлом в гражданстве СССР или родившемуся на территории РФ; 2) признанному нетрудоспособным и имеющему дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве Российской Федерации;3) имеющему хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве Российской Федерации;4) состоящему в браке с гражданином Российской Федерации, имеющим место жительства в Российской Федерации;5) осуществившему инвестиции в Российской Федерации в размере, установленном Правительством Российской Федерации;6) поступившему на военную службу, на срок его военной службы; 6.1) являющемуся участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам его семьи, переселяющимся совместно с ним в Российскую Федерацию; 6.2) имеющему ребенка, состоящего в гражданстве Российской Федерации; 6.3) имеющему сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет, состоящих в гражданстве Российской Федерации и решением суда, вступившим в законную силу, признанных недееспособными либо ограниченными в дееспособности;6.4) не достигшему возраста восемнадцати лет, получающему разрешение на временное проживание совместно с родителем (усыновителем, опекуном, попечителем); 6.5) не достигшему возраста восемнадцати лет, получающему разрешение на временное проживание по заявлению родителя (усыновителя, опекуна, попечителя) - гражданина Российской Федерации; 6.6) достигшему возраста восемнадцати лет, в соответствии с законодательством иностранного государства признанному недееспособным либо ограниченным в дееспособности, получающему разрешение на временное проживание совместно с родителем (усыновителем, опекуном, попечителем) - иностранным гражданином, указанным в подпунктах 1 - 6.3 настоящего пункта;

6.7) достигшему возраста восемнадцати лет, в соответствии с законодательством иностранного государства признанному недееспособным либо ограниченным в дееспособности, получающему разрешение на временное проживание по заявлению родителя (усыновителя, опекуна, попечителя) - гражданина РФ;и др.  в шестимесячный срок выдает иностранному гражданину разрешение на временное проживание либо отказывает ему в выдаче такого разрешения.

В случае, если было отказано вправе повторно в том же порядке подать заявление о выдаче ему разрешения на временное проживание не ранее чем через один год. Временно проживающий в течение двух месяцев со дня истечения очередного года со дня получения им разрешения обязан подавать в территориальный орган ФМС уведомление о подтверждении своего проживания. Срок может быть продлен до 6 месяцев при наличии уважительных причин. Иностранному гражданину в порядке, не требующем получения визы разрешение на временное проживание выдается с учетом квоты. Решение не более чем через 60 суток территориальным ФМС.

Разрешение на временное проживание не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется:

1) выступает за насильственное изменение основ конституционного строя, создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации;2) финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;3) в течение 5 лет предшествующих, подвергался административному выдворению, депортации либо в течение 10 лет, неоднократно (два и более раза) подвергался административному выдворению, депортации;4) представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения; 5) осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным, или за совершение преступления, связанного с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов или прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры; 6) имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;7) неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с посягательством на общественный порядок и общественную безопасность либо нарушением режима пребывания (проживания) иностранных граждан или порядка осуществления ими трудовой, либо совершил административное правонарушение, связанное с незаконным оборотом наркотических средств;8) в течение очередного года со дня выдачи разрешения на временное проживание не осуществлял трудовую деятельность в течение 180 суток или не получал доходов либо не имеет достаточных средств в размерах, позволяющих содержать себя и членов своей семьи, находящихся на его иждивении, не прибегая к помощи государства, на уровне не ниже прожиточного минимума, установленного законом субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание. 9) по истечении трех лет со дня въезда не имеет в Российской Федерации жилого помещения на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;10) выехал из Российской Федерации в иностранное государство для постоянного проживания;11) находится за пределами Российской Федерации более шести месяцев;12) заключил брак с гражданином Российской Федерации, послуживший основанием для получения разрешения на временное проживание, и этот брак признан судом недействительным.13) является больным наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).

В течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований может быть выдан вид на жительство. Заявление подается иностранным гражданином в территориальный орган ФМС не позднее чем за 6 месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание. До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в РФ не менее 1 года на основании разрешения на временное проживание. Вид на жительство выдается на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено. Постоянно проживающий иностранный гражданин обязан ежегодно уведомлять о подтверждении своего проживания в территориальный орган ФМС по месту получения вида на жительство. Отказ в выдаче на тех же основаниях.

Беженцем признается лицо, прибывшее или желающее прибыть на территорию Российской Федерации, не имеющее российского гражданства, которое было вынуждено или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства вследствие совершенного в отношении него насилия или преследования в иных формах, либо реальной опасности подвергнуться такому насилию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений. Статус беженцев регламентируется Законом РФ «О беженцах» от 19 февраля 1993 г. Вынужденные переселенцы – это лица, как правило являющиеся гражданами России, которые были вынуждены или имеют намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства либо на территории России по тем же основаниям, что и беженцы. Статус вынужденных переселенцев определяется Законом РФ «О вынужденных переселенцах» в редакции Федерального закона от 20 декабря 1995г. На основании указанных законов лица, признанные беженцами или вынужденными переселенцами, пользуются всеми правами и несут обязанности гражданина Российской Федерации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Для получения статуса беженца ему необходимо подать ходатайство. Решение принимается по итогам анкетирования лица, оформления опросного листа на основе проведения индивидуальных собеседований, а также по результатам проверки достоверности полученных сведений о данном лице и прибывших с ним членах семьи, проверки обстоятельств их прибытия на территорию Российской Федерации и оснований для их нахождения на территории Российской Федерации, после всестороннего изучения причин и обстоятельств, изложенных в ходатайстве. Если нет 18 производится с учетом его интересов и после получения сведений о родителях. Ходатайство подается: в дипломатическое представительство или консульское вне государства своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства), если данное лицо еще не прибыло на территорию Российской Федерации (далее - дипломатическое представительство или консульское учреждение); в пограничный орган ФСБ в пункте пропуска через Государственную границу; в пограничный орган, ФМС, при вынужденном незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации в течение суток со дня пересечения данным лицом границы. Свидетельство является документом, удостоверяющим личность лица, ходатайствующего о признании беженцем

 является основанием для регистрации В ФМС. После получения свидетельства – направляется в центр временного размещения. Отказывается если: возбуждено УД за совершение преступления в РФ, если ранее было отказано, при условии что обстановка в его гос-ве не изменилась; если получило отказ в любом государстве члене Конвенции ООН о беженцах; если имеется др. гражданство гос-ва защитой которого может воспользоваться; если покинуло государство не по обстоятельствам; если не обратилось с ходатайством; отказывается сообщать о себе сведения; если имеет право получить разрешение на врем. Проживание или уже его имеет.

После получения свидетельства ход-во рассматривается по сущ-ву. ФМС в отношении лица наз-ся вне пределов РФ в течении 2 месяцев; территориальный ФМС в отношении лица в центре врем. Размещ-я в течение 3 месяцев. Если признано беженцев – выдается удостоверение. действительно на всей территории Российской Федерации. Права и обязанности беженцев: переводчика, содействие в получении док-ов на въезд в РФ; содействие в обесп-ии проезда и ввоза багажа; питание и коммунальные услуг в ЦВР; мед. Помощь на равне с гражданами РФ и др. права наравне в гр. РФ Выдается проездной документ, удовст-й личность при выезде и выезде с территории РФ. Выезд за пределы РФ  временно ограничивается в случае, если они: являются подозреваемыми, обвиняемыми; уклоняются от исполнения обязательств наложенных судом; при оформлении док-ов сообщили заведомо ложные сведения..

 Лицо утрачивает статус беженца: приобрел вид на жительство или гражданство, вернулся в гос-во, приобрел гражданство др. гос-ва, и др. + осужден, сообщил заведомо ложные свежения при оформлении; привлечени к адм. Отв-ти за незаконный оборот наркотических средств.

Временное убежище предоставляется иностранным гражданами или лицам без гражданства, если они: имеют право быть беженцами но не становятся, не имеют право но из гуманных побуждений не могут быть выдворены за пределы РФ. Свидетельство является основанием для законного пребывания данного лица на территории Российской Федерации и для регистрации его в установленном порядке в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту пребывания. Лицо, получившее временное убежище, не может быть возвращено против его воли на территорию государства своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства).

Лица, лишенные статуса беженца или не признанные таковым депортируются за пределы территории РФ.

           Соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии.. Соотечественниками за рубежом (далее - соотечественники) являются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации. В России действует Программа возвращения соотечественников в Россию.

Переселенцам положен ряд льгот: например, разрешено беспошлинно ввозить своё имущество, компенсируются затраты на проезд и провоз багажа (одного пятитонного контейнера для трех членов семьи, более трех членов семьи два пятитонных контейнера), и один легковой автомобиль можно также ввезти без уплаты таможенной пошлины

12. Особенности российского варианта федеративного устройства. РФ как суверенное государство.

Форма государственного устройства – способ территориальной организации государства, выражаемый в национально-государственном и административно-территориальном устройстве государства. Существенно то, что данное понятие раскрывает особенности территориального деления страны и взаимоотношения центральной и региональной власти. Для характеристики территориальной организации федеративного государства чаще применяется термин «политико-территориальное устройство», поскольку он подразумевает наличие некоторой самостоятельности у территориальных частей государства. В то же время в отношении унитарного государства чаще используется термин «административно-территориальное устройство», характеризующий территориальную структуру органов государственной власти единого государства. Оба названных термина являются синонимами термина «форма государственного устройства» и применяются по отношению к нему с одинаковым значением.

Принцип государственного единства – признание государства как единого целого со всеми его частями.

зависимости от наличия либо отсутствия суверенитета у составных частей государства государственное устройство делится на:Простая форма (унитарное государство); Сложная форма (федерация). Унитарное государство — простое, единое государство, которое характеризуется отсутствием у административно-территориальных единиц признаков суверенитета.

Отличительные признаки унитарного государства: Вся полнота государственной власти сосредоточена на уровне государства в целом, территориальные части не имеют самостоятельности; Органы государственной власти строятся в виде единой иерархичной системы с подчинением одному центру (законодательный орган имеет однопалатную структуру); Одноуровневая система законодательства (существует единая конституция на уровне всей страны); Наличие единого гражданства.

Виды унитарных государств: Простое унитарное государство — в составе нет автономных образований, территория такого государства либо вообще не имеет административно-территориального деления (Мальта, Сингапур), либо состоит только из административно-территориальных единиц (Польша, Словакия, Алжир). Сложное унитарное государство — имеет в составе одно или несколько автономных образований, которые различаются на: Территориальная автономия — определённая часть унитарного государства в месте компактного проживания какой-либо народности, сложившаяся в силу исторических, географических или иных особенностей, которой передано право самостоятельно решать часть вопросов государственной важности. Например, возможность формирования своих высших органов власти, принимать свои законодательные акты, вводить национальный язык наравне с государственным (Дания, Азербайджан, Франция, Китай). Экстерриториальная автономия — право самостоятельно решать часть вопросов государственной важности предоставлено этническим меньшинствам (например, в Словении таким правом пользуются итальянское и венгерское меньшинства, в Македонии — албанское).

Также в зависимости от степени подчинения административно-территориальных единиц унитарного государства центральным органам власти выделяют: Централизованное унитарное государство — строгая субординация органов местного самоуправления, которые формируются из центра, их самостоятельность незначительна (Монголия, Таиланд, Индонезия). Децентрализованное унитарное государство — органы местного самоуправления самостоятельно формируются и управляются населением, органам центральной власти они прямо не подчинены, но подотчётны (Великобритания, Швеция, Япония). Регионалистское государство сильно децентрализованное унитарное государство, в котором все административно-территориальные единицы являются автономными образованиями и наделены довольно широкими полномочиями. Они имеют больше самостоятельности в решении государственных вопросов, в чём прослеживается некоторое их сходство с субъектами федерации. Такая форма в настоящее время встречается только в четырёх странах: Италия, Испания, Шри-Ланка, ЮАР. имеет некоторые характерные черты федерации, поэтому его можно рассматривать как специфическую переходную форму от унитаризма кфедерализму, происходящего в рамках одного государства. Все территориальные части в таких государствах имеют характер территориальной автономии и наделены правом создавать свои администрации, избирать региональные парламенты (местные законодательные собрания и ассамблеи), издавать законодательные акты по отдельным вопросам. Федерация — сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями с ограниченным государственным суверенитетом. Строится на распределении функций управления между центром и субъектами федерации.

Отличительные признаки федеративного государства: Предметы ведения и полномочия разделены между государством в целом (федерацией) и его составными частями (субъектами федерации), существует также совместная компетенция по отдельным вопросам; Двухуровневая система органов государственной власти, в соответствии с которой отдельно существуют федеральные органы и органы субъектов федерации (парламент на уровне федерации имеет двухпалатную структуру — верхняя палата представляет интересы субъектов федерации, кроме того субъекты также формируют свои местные парламенты); Двухуровневая система законодательства (конституция и законы существуют как на уровне федерации, так и на уровне каждого субъекта); Наряду с общефедеральным гражданством у субъектов федерации, как правило, есть возможность устанавливать собственное гражданство.

Виды федераций

По способу образования субъектов федерации выделяют: Территориальная федерация (административная) — федеративное государство, в котором все составляющие его субъекты образованы по географическим, историческим, экономическим и иным особенностям (США, Бразилия, Мексика). Национальная федерация — федеративное государство, составные части которого разделены по национально-лингвистическому критерию на основе проживающих в них различных народов. (Бельгия, Индия, в прошлом СССР и Югославия). Национально-территориальная федерация (смешанная) — федеративное государство, в основу формирования которого положен и территориальный, и национальный принципы образования субъектов (Россия).

По способу образования самой федерации выделяют: Конституционная федерация — федерация, образованная в результате децентрализации унитарного государства, в основе которого лежит специально принятая конституция (Пакистан, Индия). Договорная федерация (союзная) — федерация, образованная в результате объединения независимых государств на основе союзного договора (США, ОАЭ,СССР). Смешанная федерация (конституционно-договорная) — государство, в котором процессы децентрализации и объединения протекают параллельно, в результате чего в основе государства лежат одновременно как договорный, так и конституционный способы образования федерации (Россия).

В зависимости от правового статуса субъектов федерации выделяют: Симметричная федерация — субъекты обладают равным объёмом полномочий и у них у всех одинаковое правовое положение в рамках федерации. Асимметричная федерация — федерация, в которой одни субъекты имеют более высокий статус, чем другие и, как следствие, обладают большим объёмом полномочий. Симметричная федерация с элементами асимметрии — связано с наличием в составе федерации различных автономных образований.

В зависимости от соотношения объёма полномочий федерации и её субъектов: Централизованные — федерация обладает большим объёмом полномочий, определённых достаточно подробно, чем субъекты. Децентрализованные — определён достаточно подробно круг полномочий субъектов, все иные полномочия по остаточному принципу являются федеральными.

Конфедерация — временный союз государств, создаваемый для достижения политических, экономических, культурных и прочих целей. Является переходной формой государства, в дальнейшем или же преобразуется в федерацию, или же снова распадается на ряд унитарных государств.В своё время конфедерациями были Конфедеративные Штаты Америки (1776—1789), Германия (1815—1867), Швейцария (1815—1848). Современная Швейцария, согласно Конституции, формально продолжает называться конфедерацией, хотя фактически это уже давно федеративное государство.

Признаки конфедерации: Составные части являются суверенными государствами, обладающими всей полнотой государственной власти; Каждое союзное государство имеет собственную систему органов власти и вооружённые силы, на уровне конфедерации образуются лишь высшие координирующие органы; Каждое союзное государство имеет собственную конституцию и систему законодательства, на уровне конфедерации может приниматься своя конституция, но единого законодательства, как правило, не создаётся (любое решение единого конфедеративного органа требует утверждения каждым государством-членом); Нет единого гражданства конфедерации; Каждое государство имеет право выхода из конфедерации при достижении своих целей.

Федеративное устройство России основывается на следующих принципах, закрепленных в Конституции (ст. 4, 5): государственная целостность России, равноправие и самоопределение народов в РФ, верховенство Конституции РФ и федеральных законов, равноправие субъектов РФ, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов.

Государственная целостность Российской Федерации означает, что РФ представляет собой не сумму отдельных составных частей, а целостное неделимое государство и его целостность обеспечивается единством системы власти, единым экономическим пространством, территориальным верховенством, верховенством федерального права.
Принцип равноправия и самоопределения народов Российской Федерации проявляется в равных правах на национальное развитие, развитие национальной культуры, языка, на пользование им. Государство гарантирует всем народам РФ право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. реализация права народов РФ на самоопределение не должна вести к нарушению территориальной целостности государства.

Принцип единства системы государственной власти выражается в наличии федеральных органов государственной власти, олицетворяющих высшую государственную власть и объединяющих всю совокупность органов государственной власти субъектов РФ. Единство системы власти обусловлено, во-первых, тем, что оно основывается на государственной целостности, суверенитете Российской Федерации, функционировании всех органов государственной власти в соответствии с требованиями федеральной Конституции, общими принципами организации и деятельности законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, устанавливаемых федеральными законами; во-вторых, закреплением на конституционном уровне положения о том, что в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения России и ее субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ (ч. 2 ст. 77 Конституции); в-третьих, наличием единой федеральной системы судов и единого в масштабе РФ централизованного прокурорского надзора; в-четвертых, тем, что единство системы государственной власти определяется наличием в механизме российской государственности института федерального Президента.
Верховенство федерального права как принцип федеративного устройства означает, что федеральные законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые федеральными органами власти, обладают верховенством по отношению к законодательству субъектов РФ. Данный принцип вытекает из суверенитета РФ, распространяемого на всю ее территорию (ч. 1 ст. 4 Конституции РФ), призван обеспечить единство, согласованность и стабильность всей правовой системы страны.

Принцип разграничения предметов ведения между Федерацией и ее субъектами предполагает, что взаимоотношения федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации строятся на основе предусмотренного Конституцией РФ разграничения сфер и компетенции их деятельности. При этом разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектами возможно только на основе Конституции, Федеративного договора и иных (так называемых внутригосударственных) договоров по этим вопросам.
Принцип равноправия субъектов Российской Федерации означает, что субъекты РФ поставлены в равные юридические условия, они равноправны во взаимоотношениях с органами государственной власти РФ при разграничении предметов ведения и полномочий, в том числе при подготовке и заключении договоров, соглашений. Равноправие субъектов РФ выражается в: равенстве их прав и обязанностей; возможности всех субъектов принимать законы, иметь свою правовую систему (ст. 76 Конституции РФ); самостоятельном определении системы органов государственной власти соответственно основам конституционного строя РФ и общим принципам организации представительных и исполнительных органов власти (ст. 72 Конституции); равном представительстве всех субъектов в Совете Федерации (ст. 95 Конституции).
Россия как суверенное федеративное государство имеет все государственно-правовые признаки, атрибуты государственности, элементы конституционно-правового статуса.

1. имеет свою территорию — пространственный предел распространения ее суверенитета. Согласно ст. 4 Конституции РФ Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Территория России едина и состоит из территорий ее субъектов. Определяя конституционные основы правового режима территории, ст. 67 Конституции РФ устанавливает, что “территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними”. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Хотя Конституция РФ не упоминает о недрах, они также входят в понятие государственной территории. Конституция устанавливает, что границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия.

2. наличие гражданства. В Российской Федерации установлено федеральное гражданство, которое в соответствии со ст. 6 Конституции РФ приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным, независимо от оснований его приобретения. Наличие федеративного гражданства сочетается в Российской Федерации с гражданством республик, входящих в состав федерации. Конституционный принцип единства гражданства означает, что утрата федеративного гражданства влечет за собой утрату гражданства республиканского.

3. Россия как суверенное государство имеет свою Конституцию и законодательство. Конституция РФ принята 12 декабря 1993 г. путем референдума. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Кроме Конституции в общефедеральную законодательную систему входят: федеральные конституционные законы; Федеративный договор; Основы законодательства Российской Федерации по различным отраслям; федеральные законы; кодексы; подзаконные правовые акты — нормативные Указы Президента, постановления Правительства, акты федеральных министерств, комитетов, ведомств; соглашения о делегировании полномочий Россией субъектам федерации; межгосударственные договоры и межправительственные соглашения Российской Федерации; акты, связанные с реализацией договоров, конвенций, соглашений; постановления Конституционного суда Российской Федерации и др. Суверенный характер Российской Федерации обусловливает верховенство и действие на всей территории федерации не только Конституции, но и всех иных нормативных федеральных актов по вопросам исключительной компетенции Российской Федерации и полномочиям совместного ведения федерации и субъектов.

4. наличие системы федеральных органов государственной власти. В содержание основ конституционного строя входит норма, устанавливающая, что “государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации” (ст. 11 Конституции РФ). Президент Российской Федерации — это глава государства, гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума) — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Правительство — это федеральный орган, осуществляющий исполнительную власть Российской Федерации. Суды — органы, осуществляющие правосудие в Российской Федерации. Наличие общефедеральных органов государственной власти сочетается с существованием этих органов в субъектах федерации.

 5. наличие единых Вооруженных Сил, единой системы обеспечения обороны и безопасности государства. Для осуществления обороны с применением средств вооруженной борьбы в Российской Федерации созданы Вооруженные Силы и установлена воинская обязанность граждан Российской Федерации. Вооруженные Силы комплектуются как в добровольном порядке, так и по призыву по экстерриториальному принципу, что обусловлено их единым общефедеративным характером.

6. имеет свою государственную федеральную собственность, денежную и кредитную систему, единое экономическое пространство.

распоряжается имуществом, в которой находятся промышленные и строительные предприятия общероссийского значения, имущество, приобретенное за счет средств Российской Федерации, высшие общегосударственные учебные заведения и объекты культурного наследия народов России. В собственности Российской Федерации находятся земельные участки, природные ресурсы. Федеральной собственностью является имущество Вооруженных Сил, пограничных и внутренних войск, железнодорожных и иных войск. К объектам федеральной собственности относятся также объекты и имущество органов государственной власти Российской Федерации. гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств”. На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. В Российской Федерации существует единое рублевое пространство, денежной единицей в России является рубль. Согласно Конституции РФ, денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации.

7. обладает международной правосубъектностью. может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя.

8. установление государственного


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.