Мы не «привязаны» к своему доминирующему режиму, пусть даже этот режим нам наиболее комфортно использовать. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Мы не «привязаны» к своему доминирующему режиму, пусть даже этот режим нам наиболее комфортно использовать.

2019-08-07 150
Мы не «привязаны» к своему доминирующему режиму, пусть даже этот режим нам наиболее комфортно использовать. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Обратите внимание, что мы вовсе не рекомендуем вам использовать нашу теорию как руководство к управлению своей жизнью, но пусть она послужит вам стимулом для того, чтобы посмотреть на ситуацию под новым углом. Как показывают эти примеры, теория когнитивных режимов должна помочь вам задуматься и рассмотреть новые варианты. В последующих главах мы опишем возможные стратегии поведения, если вы окажетесь в компании человека, чей доминирующий когнитивный режим не совпадает с вашим, будь то условия работы или личные отношения. Мы надеемся, что размышления в этом ключе помогут вам открыть новые способы самовосприятия, разобраться в своем отношении к работе и взаимодействии с другими людьми (вы сможете яснее оценивать ситуации, в которых, возможно, нуждаетесь в помощи; и вы сможете прикинуть, к кому нужно обратиться за той или иной помощью). Сама по себе новая точка зрения для размышлений о подобных вещах может привести к неожиданным открытиям.

А что, если вам не нравится ваш доминирующий режим мышления и вы хотите изменить его? Насколько трудно это осуществить? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны рассмотреть, почему у людей проявляется тот или иной доминирующий когнитивный режим.

 

 

Глава 8. ПРОИСХОЖДЕНИЕ РЕЖИМОВ: ПРИРОДА ИЛИ ВОСПИТАНИЕ

 

Хотя и очень похоже на то, что каждый из нас имеет тенденцию полагаться на один определенный когнитивный режим, никто не делает этого постоянно. Люди иногда меняют свои способы мышления, и именно поэтому мы так часто употребляем в тексте наречия «обычно» и «как правило» на протяжении всей книги. Согласно теории когнитивных режимов ваш доминирующий режим (т.е. тот, в рамках которого вы обычно функционируете) определяется степенью активации систем верхнего и нижнего мозга (речь идет о дополнительном использовании систем, как обсуждалось ранее) — и вы можете изменить его, хотя и приложив большие усилия.

Вспомните одного из величайших дипломатов нашего времени, покойного Ричарда Холбрука. Он работал в администрации нескольких президентов (а также преуспел на Уолл-стрит). Одной из главных его заслуг считается посредничество при заключении Дейтонских мирных соглашений 1995 года, которые положили конец кровавой войне в Боснии. На момент его смерти в декабре 2010 года Холбрук был специальным советником президента Обамы по Афганистану и Пакистану. Холбрук разбирался не только в истории и современной геополитике, но и в сложных личностях лидеров, которые определяют политику. Очевидно, он часто работал в режиме восприятия. Однако успешный переговорщик на международной арене, разумеется, должен хотя бы иногда функционировать в режиме деятельности — и Холбрук, безусловно, продемонстрировал это при подписании Дейтонских соглашений. Но, произнося свои речи, он, казалось, функционировал в режиме стимулирования. Эти спонтанные вербальные тирады шли на пользу делу (следовательно, они могли быть частью стратегии, отражая мышление в режиме деятельности), но в определенных обстоятельствах они отталкивали других и, видимо, в этих случаях не были частью плана по достижению цели.

Или, например, возьмите Стивена Колберта, популярного комика, который ведет телевизионное ток-шоу и изображает приверженца правых взглядов. Он должен часто находиться в режиме деятельности, чтобы играть роль персонажа, который обычно функционирует в режиме стимулирования, когда берет интервью у гостей, выкидывая разные неожиданные штучки и умышленно провоцируя их, для того чтобы «посмотреть, что будет». Но для анализа увиденного он должен переходить в режим восприятия. Если он замечает, что гость растерялся, то может перейти в режим приспособления, предоставив гостю на время завладеть инициативой.

Самому Стивену Колберту, очевидно, очень комфортно в режиме деятельности, но он может позволить себе, по крайней мере временно, функционировать в других режимах. То же самое происходит и со многими из нас в нашей непубличной жизни.

 

ДНК встречается с опытом

 

Тем не менее если режимы мышления похожи на другие психологические особенности, то люди функционируют в одном режиме по умолчанию — и некоторые из его факторов трудно преодолеть. В частности, темперамент человека, вероятно, влияет на склонность функционировать именно в этом режиме. Некоторые черты темперамента влияют на способность человека оставаться сосредоточенным на выполнении сложного, детального плана или на размышлении о том, как толковать то или иное событие. К чертам темперамента относятся степень эмоциональности человека, общий уровень его активности, устойчивость внимания, способность быть настойчивым, а также его реактивность или умение быть терпеливым.

Рассмотрим, например, режимы восприятия и стимулирования: терпение помогает человеку функционировать в режиме восприятия, но не подходит для режима стимулирования. И совершенно противоположное будет верно для высокой активности, характерной для режима стимулирования, но не для режима восприятия.

Почему каждый человек наделен особым темпераментом? Это во многом определяется генами. Таким образом, вполне вероятно, что гены влияют на когнитивный режим, который мы предпочитаем. И вам будет нелегко изменить определенные параметры своего темперамента, которые были запрограммированы генами[51]. Генетические корни темперамента очевидны даже у младенцев. Если вы являетесь родителем, то уже заметили, что даже в младенчестве все дети разные: один может быть проворным и активным, другой спокоен и расслаблен, словно мини-Будда, а третий кажется легковозбудимым и нервным.

Исследования близнецов предоставляют серьезные доказательства в пользу того, что темперамент, по крайней мере отчасти, связан с генами. Поскольку однояйцевые (гомозиготные) близнецы располагают почти идентичным набором генов, а у гетерозиготных близнецов общей является лишь половина генов, исследователи могут сделать вывод о роли генов путем сравнения этих двух групп. Исследования показывают, что многие аспекты темперамента сходны именно у однояйцевых близнецов. Генетические факторы влияют на многие аспекты темперамента: на общий уровень активности, уровень внимания и настойчивости, на эмоциональность и застенчивость. Показатель наследуемости, который указывает на объясняемую генами долю распределения оценки выраженности черты, находится для черт темперамента в пределах от 0,2 до 0,6 (на шкале от 0 до 1). Без сомнения, отчасти темперамент зависит от генов.

Кроме того, исследователи сообщают, что многие аспекты темперамента являются относительно стабильными у детей по мере их взросления. Этот факт хорошо показал в своей работе пионер в этой области гарвардский психолог Джером Каган[52].

Он сосредоточился на одном аспекте темперамента, названном им реактивностью, который удобно наблюдать даже у четырехмесячных младенцев. Каган и его коллеги показывали младенцам незнакомые предметы, например, металлического робота странного вида, или вовлекали малышей в какие-нибудь незнакомые им процедуры, например, надевание манжет для измерения кровяного давления. Около 20% малышей демонстрировали высокую реактивность: они становились возбужденными и беспокойными, когда сталкивались с незнакомыми предметами или событиями. И примерно 40% не относились к высокореактивным — были расслаблены, не реагировали бурно на незнакомые события.

Годы спустя этих же детей снова обследовали, чтобы оценить функционирование их мозга.

Оказалось, что мозг 10-12-летних детей, которые в младенчестве были высокореактивными, отличается от среднестатистического[53]. В частности, структура мозга под названием «миндалевидное тело» у этих детей была очень активной, особенно по сравнению с показателями детей, которые в младенчестве были низкореактивными. Миндалевидное тело находится в глубине мозга и управляет сильными эмоциями, такими как страх. Таким образом, его функционирование на протяжении жизни во многом определяется в момент зачатия, когда собирается ДНК человека.

Короче говоря, темперамент, вероятно, влияет на наш доминирующий режим, а гены явно влияют на наш темперамент. Наши гены не только определяют наш внешний вид, но и отчасти объясняют наше поведение.

В то же время в вас найдется немало такого, что не имеет отношения к генам. Обучение так же формирует поведение — и у вас есть все основания думать, что оно влияет на то, какой когнитивный режим станет для вас наиболее комфортным.

В большинстве случаев мы не можем никак повлиять на процессы обработки и запоминания событий, на которые мы обращаем внимание, — просто так работает мозг. То есть нам не требуется намеренно прилагать усилия, чтобы запомнить большинство вещей; внимания к ним достаточно — тогда мы запоминаем их.

Эта особенность мозга позволяет нам многие годы помнить какие-то важные для нас события. Например, если, находясь на свадьбе близкого друга, вы обратили внимание на какие-то детали, скорее всего, и через много лет вы будете помнить множество подробностей этого ставшего для вас эмоциональным события. То же относится к похоронам близкого человека — вы запомните это грустное событие, хотите вы того или нет.

Однако не только влияние генов и обучения, но также и взаимодействие этих факторов определяет, кто вы есть и что вы можете сделать. Если ваши гены предрасполагают вас к деятельному активному темпераменту, вы, вероятно, будете заниматься спортом и совершать поездки, которые включают элемент приключения, — возможно, вы будете заниматься скалолазанием на очень сложных горных участках или сплавляться по горным рекам. Но если ваши гены предрасполагают вас к более пассивному темпераменту, вы, скорее всего, будете тяготеть к непринужденным занятиям — например, чтению или садоводству. Этот опыт, в свою очередь, будет влиять на вас, предоставив вам новые способы организации мира и классификации будущих переживаний (опираясь на систему нижнего мозг). Кроме того, это расширит ваш репертуар жизненных планов, способов решения каких-то житейских задач (опираясь на верхний мозг).

Иначе говоря, ваши гены могут предрасположить вас к некоему опыту, а обучение, которое происходит в процессе получения этого опыта, в свою очередь, будет влиять на степень использования вами систем верхнего и нижнего мозга.

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.