Тема 9. Логика, стиль и язык законов — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Тема 9. Логика, стиль и язык законов



Логика, стиль и язык закона как основополагающие начала законотворчества.

Понятие логики закона. Основные логические требо­вания к закону. Их значение. Последствия их несоблю­дения. Логика закона как фактор, определяющий работу законодателя.

Понятие стиля. Стиль законодательства как важ­нейший элемент системы техники законотворчества. Принципы, определяющие стиль законодательного тек­ста. Признаки стиля законодательного текста. Характе­ристика директивности, официальности и других осо­бенностей стиля текстов нормативных правовых актов. Значение стиля законодательства. Его роль в процессе создания и изменения нормативных правовых актов.

Понятие языка закона. Юридическая терминология, ее значение для законотворчества. Профессиональная правовая терминология и обиходный язык.

Язык нормативных правовых актов. Профессионали­зация законодательного языка, ее роль в эффективности законотворческого процесса. Возможность использова­ния обиходного языка в тексте нормативных правовых актов. Ясность, точность, краткость и полнота как ос­новные требования к языку закона. Терминологическое единообразие. Культура языка законодательства. Другие требования к языку закона. Способы обеспечения вы­полнения требований к языку закона.

Международно-правовая терминология. Проблема перевода профессиональных юридических терминов на другие языки. Необходимость единообразия терминоло­гии национального законодательства и терминологии международного публичного права и международного частного права.

 

Тема 10. Структура нормативного правового акта

Основные структурные составляющие нормативного правового акта. Правила составления статей, глав, раз­делов закона. Части. Специфика структуры подзаконно­го нормативного правового акта. Значение внутренней системы нормативного правового акта. Основные прави­ла формулирования статей, пунктов, глав, разделов и частей нормативного правового акта.

Смысловая система нормативного правового акта. Его содержание. Основные части нормативного правово­го акта. Наименование акта, его значение. Преамбула. Дефиниции. Нормативные предписания. Санкции. За­ключительные и переходные положения. Правила оче­редности изложения предписаний.

 

Тема 11. Правила создания текста нормативного правового акта

Основные виды предписаний. Общие и специальные предписания. Способы их изложения в статьях законо­дательных актов. Абстрактный и казуальный способ, их использование. Прямой, отсылочный и бланкетный ме­тоды. Преимущества и недостатки каждого из методов. Случаи целесообразного применения.



Правила оформления ссылок и отсылок. Отличия ссылок от отсылок. Значение ссылок. Случаи их приме­нения. Способы обозначения акта-респондента. Текст ссылки.

Методология внесения изменений в нормативные правовые акты. Правила внесения изменений в законо­дательные акты. Особенности изменяющихся норматив­ных правовых актов.

Технические правила отмены нормативных правовых актов.

 

Тема 12. Систематизация нормативных правовых актов

Понятие систематизации законодательства. Цели сис­тематизации. Виды систематизации. Результаты систе­матизации. Роль систематизации законодательства в процессе правового регулирования общественных отно­шений. Причины необходимости периодических система­тизации действующего законодательства в правовых сис­темах, входящих в романо-германскую правовую семью.

Инкорпорация. Консолидация. Их роль в законо­творчестве.

Понятие кодификации как вида систематизации за­конодательства. Особенности этого вида систематизации. Необходимость кодификации. Цели кодификации. Ос­новные принципы проведения кодификации. Значение кодификации. Виды кодификаций.

Основные этапы кодификации законодательства. Технические приемы, используемые в ходе кодифика­ции законодательства. Правила и принципы кодифика­ции. Основные известные современной юридической науке методики кодификации, их преимущества и не­достатки. Примеры кодификации законодательства*.

Особенности законодательных актов, создаваемых в результате кодификации. Формы таких актов. Их осо­бенности. Структура кодексов. Проблема юридической силы кодексов и иных кодификационных нормативных правовых актов.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА



Основная:

Чухвичев Д. В. Законодательная техника : учебное пособие. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 240 с.

Дополнительная:

Законодательный процесс : научно-практическое по­собие / под ред. Васильева Р.Ф. - М., 2000.

Иеринг Р. Юридическая техника. - М., 2008.

Кашанина Т. В. Юридическая техника : учебник. -М., 2007.

Пиголкин Е. С. Законотворчество в Российской Фе­дерации. - М., 2000.

Тихомиров Ю. А. (ред.) Законодательная техника : научно-практическое пособие. - М., 2000.

Чиркин В. Е. Законодательная власть. - М., 2008.

Конституция Российской Федерации.

Федеральный конституционный закон от 21 июля

1994 г. «О Конституционном суде Российской Федера­ции».

Федеральный конституционный закон от 10 октября

1995 г. «О референдуме Российской Федерации». Федеральный закон от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных кон­ституционных законов, федеральных законов, актов па­лат Федерального Собрания».

Указ Президента Российской Федерации от 24 янва­ря 1993 г. «О порядке деятельности центральных орга­нов федеральной исполнительной власти и Администра­ции Президента Российской Федерации по ведению за­конопроектных работ».

Положение о порядке взаимодействия Президента Российской Федерации с палатами Федерального Собра­ния Российской Федерации в законотворческом процес­се, утв. Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 1996 г.

Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Утв. Постановлением Совета Федерации от б февраля 1996 г.

Регламент Государственной Думы Федерального Соб­рания Российской Федерации. Утв. Постановлением Го­сударственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 января 1998 г.

Регламент Правительства Российской Федерации. Утв. Постановлением Правительства Российской Феде­рации от 18 июня 1998 г.

Постановление Правительства Российской Федера­ции от 15 апреля 2000 г. «О совершенствовании законо­проектной деятельности Правительства Российской Фе­дерации».

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНУ

Экзамен - важный этап в учебном процессе, имею­щий целью проверку знаний, выявление умений приме­нять полученные знания к решению практических за­дач. Как подготовка к экзамену, так и сам экзамен -форма активизации и систематизации полученных зна­ний, их углубления и закрепления. Подготовка к экза­менам для студентов, особенно заочной формы обучения, всегда осложняется дефицитом времени, поэтому мы ре­комендуем все вопросы, выносимые на экзамен, разбить на три группы:

1) наиболее легкие вопросы, не требующие детальной углубленной проработки. Для этой группы вопросов не­обходимо в обязательном порядке краткое повторение материала, иначе студент не сможет ответить на не­сложные вопросы билета;

2) сравнительно хорошо известные вопросы, в кото­рых, однако, могут оставаться неясными отдельные сто­роны и аспекты. Для этой группы вопросов необходимо более глубокое повторение материала, обращение к ос­новной и дополнительной учебной литературе, а также к нормативным актам;

3) наиболее слабо изученные или сложные в теорети­ческом отношении вопросы, требующие большой само­стоятельной работы, а в отдельных случаях консульта­ции преподавателя.

При составлении списка вопросов для подготовки к экзамену мы стремились к тому, чтобы третья группа вопросов не превышала 10-20%, вторая - 30-35%, пер­вая группа составляла около 50-55% из общего числа. Мы рекомендуем начинать подготовку с первой группы вопросов, что позволит более быстро и качественно под­готовиться к экзамену.

В ответ на экзамене целесообразно включить сле­дующие структурные элементы:

• краткую характеристику исторического аспекта рассматриваемого вопроса;

• анализ содержания вопроса, его развитие в право­вой литературе и в законодательстве;

• анализ различных подходов к данному вопросу;

• значение вопроса для решения теоретических и практических проблем в современных условиях разви­тия государственности и законодательства в России.

В ходе экзамена студент должен быть готов к ответу на дополнительные вопросы, к решению задач в рамках проблематики билета. При подготовке к ответу на во­прос на экзамене можно использовать программу курса и, если это согласовано с преподавателем, нормативные источники.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

1. Предмет и методология учебного курса «Законода­тельная техника».

2. Значение законодательной техники как науки и как учебной дисциплины.

3. Норма права и статья закона: различия, взаимо­связь.

4. Понятие законодательной техники.

5. Роль законодательной техники в законотворческом процессе.

6. Научные учения о законодательной технике.

7. Разработка отечественными учеными техники за­конодательства .

8. Основные этапы законотворческого процесса.

9. Основные виды систематизации законодательства, их взаимосвязь.

10. Правила внесения изменений в нормативные пра­вовые акты.

11. Систематизация законодательства как неотъемле­мая часть законодательного процесса.

12. Понятие лоббизма. Его место в общественно-право­вой жизни.

13. Основные принципы правовой культуры законода­теля. Их роль в законотворчестве.

14. Основные формы законов.

15. Основные правила и технические приемы проведе­ния кодификации законодательства.

16. Понятие и особенности закона как основного вида нормативного правового акта.

17. Понятие и значение законодательного процесса.

18. Система законодательства. Ее преимущества как инструмента правового регулирования и условия реализации этих преимуществ.

19. Понятие, содержание и виды экспертизы законо­проектов.

20. Разделение предмета регулирования законов и под­законных актов.

21. Основные принципы законотворческого процесса.

22. Процесс подготовки законопроектов: субъекты, этапы, принципы.

23. Понятие стиля законодательства. Принципы, опре­деляющие стиль законодательства.

24. Законотворческое познание: понятие, значение, стадии, методы.

25. Понятие и основные формы проведения кодифика­ции законодательства.

26. Основные этапы законотворческого процесса в Рос­сии.

27. Факторы, обусловливающие необходимость систе­матизации законодательства.

28. Прогнозирование в законодательном процессе.

29. Перспективы и проблемы развития правовой тех­ники в России.

30. Структура нормативного правового акта.

31. Особенности Конституции как главного норматив­ного правового акта страны.

32. Содержание правовой информации, необходимой для законотворчества.

33. Планирование законодательства: значение, виды, участники.

34. Понятие и основные требования логики норматив­ного правового акта.

35. Нормативно-правовое регулирование отношений, связанных с экспертизой законопроектов.

36. Концепция законопроекта: понятие, разработка, роль в законотворчестве.

37. Законодательная культура и профессионализм оте­чественных законодателей.

38. Издание подзаконных актов.

39. Основные формы лоббизма.

40. Исследование практики применения нормативных правовых актов.

41. Участие граждан в законотворчестве: понятие, зна­чение, основные формы.

42. Место культуры законотворчества в системе право­вой культуры. Роль культуры законотворчества в механизме правового регулирования общественных отношений.

43. Формы выражения общественного мнения о зако­нопроектах.

44. Причины необходимости профессионализации язы­ка закона.

45. Всенародное обсуждение законопроектов.

46. Известные технические методы создания текста нормативного правового акта.

47. Научная обоснованность законопроектов.

48. Нормативно-правовое регулирование лоббирования законопроектов. Зарубежный опыт.

49. Правила оформления ссылок в нормативных пра­вовых актах.

50. Методы лоббирования законопроектов.

51. Концепция законопроекта: понятие, значение, со­держание.

52. Понятие и значение информатизационного освеще­ния законодательного процесса.

53. Основные правила внесения изменений в норма­тивный правовой акт.

54. Проблемы борьбы с криминализацией лоббирова­ния законопроектов.

55. Регулятивная направленность нормативного право­вого акта.

56. Язык законотворчества и обиходный язык.

57. Логическое единство нормативного правового акта.

58. Понятие культуры законотворчества.

59. Логическая последовательность изложения норма­тивно-правовых предписаний в нормативном пра­вовом акте.

60. Юридическая терминология.

61. Понятие и основные требования стиля закона.

62. Понятие законодательства и его значение в процес­се правового регулирования.

63. Основные требования, предъявляемые к языку за­кона.

64. Участники законодательного процесса.

65. Понятие, значение и взаимосвязь логики, стиля и языка закона.

66. Декларативные положения нормативных правовых актов: понятие, значение, правила изложения.

67. Закон: понятие, особенности, место в системе зако­нодательства.

68. Нормы-дефиниции нормативных правовых актов.

69. Смысловая система нормативного правового акта.

70. Виды предписаний, применяемые в нормативных правовых актах.

71. Понятие, виды и значение подзаконных норматив­ных правовых актов.

72. Основные структурные составляющие нормативных правовых актов.

73. Основные способы изложения норм права в статьях нормативных правовых актов.

74. Субъекты, обеспечивающие информатизационное обеспечение деятельности законодательных орга­нов.

 

Литература:

 

 

Чухвичев Д.В. Законодательная техника: Учеб.пос. – М.: ЮНИТИ, Закон и право, 2006. -240с.






Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.014 с.