Добукварный пропедевтический период — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Добукварный пропедевтический период



 

Средняя группа (первое полугодие)

 

Цель:

Привлечение внимания детей к звуковой стороне речи, активизация слухового внимания.

Формирование умения выделять слова из высказывания (фразы) и делить слова на слоги.

Формирование навыка глобального чтения.

Содержание:

Игры и игровые приемы со словами с использованием словообразования, словоизменения.

Речевые игры, направленные на выделение слова из вы­сказывания (фразы).

Речевые игры, направленные на деление слова на слоги. Игра «Домино».

 

Домино для игрового обучения глобальному чтению на основе непроизвольного запоминания

 

Домино является частью комплекта пособий «Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи» и одним из компонентов дидактического материала к Методике обучения чтению полуглобальным методом. Также домино может ис­пользоваться отдельно от целостного комплекса средств, пре­дусмотренных методикой, как самостоятельная игра.

Цель игры: познакомить детей с целостным образом гра­фического слова, запомнить некоторое количество графиче­ских слов глобально, на основе непроизвольного запомина­ния.

 

Использовать домино лучше в добукварный период. Позд­нее, в букварный период, это позволит на основе знакомых графических слов соотнести фонематический и графический образы слов, то есть полноценнее понять фонематический и слоговой принципы русской письменности, связь фонемати­ческой, слоговой и графической структуры слова.

Домино лучше начать использовать за 3-4 месяца до нача­ла букварного периода: в первом полугодии старшей группы (при обучении детей группы риска по дислексии) или средней группы (при обучении здоровых детей).

Комплект состоит из разделов А и Б. Раздел А включает карточки только с картинками — 5 разных игровых наборов по 28 карт. Раздел Б состоит из 5 наборов карточек типа «кар­тинка-слово». Картинки и соответствующие им слова в набо­рах из А и Б с одинаковыми номерами (см. список ниже) совпадают. Одинаковые наборы А и Б объединены одинако­вым цветом фона, что облегчает работу с ними. Необходимо обратить внимание, что в процессе игры, если возникнет ком­бинация «картинка — слово» — «слово — картинка», необхо­димо сначала разместить эти фишки домино так, чтобы пра­вильно соотнести два одинаковых слова и сравнить их и толь­ко затем поставить друг за другом, согласно правилам игры.

Сначала используются игровые наборы раздела А. Прави­ла игры соответствуют обычному домино, но можно увеличи­вать количество играющих до восьми человек. Когда принцип игры достаточно хорошо усвоен (через 1-2 мес), воспитатель постепенно заменяет карты из игрового набора раздела А соот­ветствующими по номеру карточками раздела Б. В первую очередь целесообразно заменять карты, содержащие те слова, которые будут использованы в авторском букваре в числе пер­вых. Темп замещения карточек наборов А карточками набо­ров Б устанавливается индивидуально, в зависимости от проч­ности усвоения значения графических слов и соотнесения их с картинками.



Игры рекомендуется использовать в процессе совместной деятельности. В зависимости от индивидуального уровня спо­собностей подгруппы целесообразно менять сложность игры, убавляя или прибавляя долю карточек из Б-наборов.

При полном освоении игры со всеми пятью Б-наборами (при полной замене А-наборов на Б-наборы) дети осваивают глобальное чтение 28 одно- и двусложных слов. Эти слова Можно использовать как при усвоении звукобуквенных связей, слогового и фонематического анализа, так и при освоении навыка слогового чтения во втором полугодии (т. е. в буквар­ном периоде).

Набор А-1 Набор Б-1

1.Ухо — ухо 1. Ухо — ухо

2.Ухо — дым 2. Ухо — дым

3.Ухо — нос 3. Ухо — нос

4.Ухо — ель 4. Ухо — ель

5. Ухо — кот 5. Ухо — кот
6. Ухо — шар 6. Ухо — шар

7.Ухо —дом 7. Ухо —дом

8. Дом — дом 8. Дом — дом

9. Дом — дым 9. Дом — дым

10. Дом — нос 10. Дом — нос

11. Дом — ель 11. Дом — ель

12. Дом — кот 12. Дом — кот

13. Дом — шар 13. Дом — шар

14. Шар — шар 14. Шар — шар

15. Шар — дым 15. Шар — дым

16. Шар — нос 16. Шар — нос

17.Шар — ель 17. Шар — ель

18.Шар — кот 18. Шар — кот

19.Кот — кот 19. Кот — кот

20.Кот — дым 20. Кот — дым

21.Кот — нос 21. Кот— нос

22.Кот — ель 22. Кот — ель

23.Ель — ель 23. Ель — ель

24.Ель — дым 24. Ель— дым

25.Ель — нос 25. Ель — нос

26.Нос — нос 26. Нос — нос

27. Нос — дым 27. Нос — дым

28. Дым — дым 28. Дым — дым



 

Набор А-2 Набор Б-2

1. Рак — рак 1. Рак — рак

2. Рак —кит 2. Рак —кит

3. Рак —тир 3. Рак —тир

4. Рак —душ 4. Рак —душ

5. Рак —мышь 5. Рак — мышь

6. Рак —ежи 6. Рак —ежи

7. Рак —осы 7. Рак —осы

8. Осы — осы 8. Осы — осы

9. Осы —кит 9. Осы —кит

10.Осы — тир 10. Осы— тир

11.Осы — душ 11. Осы — душ

12.Осы — мышь 12. Осы— мышь

13.Осы — ежи 13. Осы — ежи

14.Ежи — ежи 14. Ежи — ежи

15.Ежи — кит 15. Ежи — кит

16.Ежи — тир 16. Ежи — тир

17.Ежи — душ 17. Ежи — душ

18.Ежи — мышь 18. Ежи — мышь

19.Мышь — мышь 19. Мышь — мышь

20. Мышь — кит 20. Мышь — кит

21. Мышь — тир 21. Мышь— тир

22.Мышь — душ 22. Мышь — душ

23. Душ — душ 23. Душ — душ

24. Душ — кит 24. Душ — кит

25. Душ — тир 25. Душ — тир

26. Тир — тир 26. Тир — тир

27. Тир — кит 27. Тир — кит

28. Кит — кит 28. Кит — кит

 

Набор А-3 Набор Б-3

1Козы — козы 1. Козы — козы

2 Козы — ваза 2. Козы — ваза

3 Козы — лапа 3. Козы — лапа

4 Козы — рука 4. Козы — рука

5 Козы — лужа 5. Козы — лужа

6 Козы — кура 6. Козы — кура

7 Козы — сова 7. Козы — сова

8 Сова — сова 8. Сова — сова

9 Сова — ваза 9. Сова — ваза

10. Сова — лапа 10. Сова— лапа

11. Сова — рука 11. Сова — рука

12. Сова — лужа 12. Сова— лужа

13. Сова — кура 13. Сова — кура

14.Кура — кура 14. Кура — кура

15.Кура — ваза 15. Кура— ваза

16.Кура — лапа 16. Кура — лапа

17.Кура — рука 17. Кура— рука

18.Кура — лужа 18. Кура — лужа

19. Лужа — лужа 19. Лужа — лужа

20. Лужа — ваза 20.Лужа — ваза

21. Лужа — лапа 21. Лужа— лапа

22. Лужа — рука 22. Лужа — рука

23. Рука рука 23. Рука — рука

24. Рука ваза24. Рука— ваза

25. Рука — лапа 25. Рука — лапа

26. Лапа — лапа26. Лапа — лапа

27. Лапа — ваза 27. Лапа — ваза

28. Ваза — ваза28. Ваза — ваза

Набор А-4Набор Б-4

1. Луна — луна 1. Луналуна

2. Луна — репа 2. Луна — репа

3. Луна — роза 3. Луна — роза

4. Луна — весы 4. Луна— весы

5. Луна — ноги 5. Луна — ноги

6. Луна — пена 6. Луна— пена

7. Луна — паук 7. Луна — паук

8. Паук — паук8. Паук — паук

9. Паук — репа9.Паук — репа

10.Паук — роза 10.Паук — роза

11.Паук — весы 11. Паук — весы

12.Паук — ноги 12. Паук — ноги

13.Паук — пена 13. Паук — пена

14.Пена — пена14. Пена — пена

15.Пена — репа15. Пена— репа

16.Пена — роза16. Пена — роза

17.Пена — весы17. Пена— весы

18.Пена — ноги 18. Пена — ноги

19.Ноги — ноги 19. Ноги — ноги

20.Ноги — репа 20.Ноги — репа

21.Ноги — роза21. Ноги— роза

22.Ноги— весы 22. Ноги — весы

23.Весы — весы23. Весы — весы

24.Весы — репа24. Весы —репа

25.Весы — роза25. Весы— роза

26.Роза — роза26. Роза — роза

27.Роза — репа27. Роза— репа

28.Репа — репа28. Репа — репа

Набор А-5Набор Б-5

1.Окно — окно1. Окно — окно

2.Окно юла 2. Окно —юла

3.Окно — усы3. Окно — усы

4.Окно — мыши4. Окно —мыши

5Окно — дома5.Окно — дома

6Окно — руки6. Окно —руки

7Окно — юбка7.Окно— юбка

8Юбка — юбка8. Юбка — юбка

9Юбка — юла9.Юбка— юла

10Юбка — усы10. Юбка— усы

11Юбка — мыши11.Юбка— мыши

12Юбка — дома12. Юбка— дома

13Юбка — руки13. Юбка— руки

14Руки — руки14. Руки — руки

15Руки — юла15. Руки —юла

16Руки — усы16.Руки— усы

17Руки — мыши17. Руки —мыши

18Руки — дома18.Руки— дома

19Дома — дома19. Дома — дома

20Дома — юла20.Дома— юла

21Дома — усы21. Дома —усы

22Дома — мыши22.Дома — мыши

23Мыши — мыши23. Мыши — мыши

24Мыши — юла24. Мыши — юла

25. Мыши — усы25.Мыши— усы

26 Усы — усы26. Усы — усы

27.Усы — юла27.Усы — юла

28.Юла — юла28. Юла — юла

Жирным шрифтом обозначены слова, а обычным — кар­тинки на карточках типа «картинка-слово».

 

Демонстрационный наглядный материал

 

Пособие содержит 24 предметных картинки. Они исполь­зуются при проведении занятий (см. планы занятий 1-20). Для удобства использования педагог может самостоятельно указать номер картинки в речевом материале планов работы с детьми на занятии.

Предметные картинки:

1. Шар 7. Кот 13. Лужа 19. Роза

2. Рак 8. Кит 14. Вода 20. Рыба

3. Ухо 9. Иглы 15. Молоко 21. Вилы

4. Душ 10. Ежи 16. Яблоко 22. Стакан

5. Осы 11. Ель 17. Еда 23. Кура

6. Дом 12. Дым 18. Конфета 24. Дрова

 

 

Букварный период

 

Средняя группа (второе полугодие)

Гласные: А, У, О, И, Е, Ы

Согласные: Л, В, К

 

Занятие 1 (январь)

 

Цель:знакомство с буквой А.

1. Разминка: активизация слухового внимания. Игры: «Найди игрушку» (со звучащими игрушками) и другие игры на неречевые звуки, «Узнай по голосу» (узнать с завязанны­ми глазами голос знакомого ребенка) и другие игры на речевые звуки. Игры на фонематическое восприятие: «Ка­кой звук потерялся?», «Угадай слово!» (в котором недо­стает звука) и т. п.

2. Выделение звука на фоне слова в легкой позиции (удар­ная гласная в начале слова).

3. Игры на слоговой анализ и синтез двухсложных и трех­сложных слов типа СГСГ, ГССГ: «Отхлопаем слово», «Магнитофон» (слово называется раздельно по слогам с пауза­ми; требуется его опознать).

4. Беседа об использовании писем и книг в жизни человека. Введение (лучше сказочное) о буквах, которыми обознача­ют звуки при письме. Предложить детям назвать и пока­зать все буквы: кто какие уже знает?

5. Выделение звука А в словах рак, шар, Аня, на которые есть картинки. Одновременно с выделением звука в устном слове демонстрируется выделение соответству­ющей буквы в графическом образе слова, который зна­ком ребенку, на специальной карточке. После этого де­тей подводят к выводу, что выделенный в фонетичес­ком слове звук соответствует выделенной в графическом слове букве.

6. Демонстрация буквы А и ее стилизованных вариантов (из книги «Азбука -загадка» или других аналогичных книг). Вставка карточек с буквой А в знакомые слова с пропу­щенной буквой.

 

Речевой материал

5.Выделение звука А в словах.

Аняшар рак

А а а

(рисунок) (рисунок) (рисунок)

 

Занятие 2

 

Цель:закрепление пройденного материала.

1.Разминка: активизация слухового внимания. Игры: «Най­ди игрушку» (со звучащими игрушками) и другие игры на неречевые звуки, «Узнай по голосу» (узнать с завязанны­ми глазами голос знакомого ребенка). Игры на фонемати­ческое восприятие: «Какой звук потерялся?», «Угадай слово!» (в котором недостает звука) и т. п.

2.Игры на слоговой анализ и синтез двухсложных и трех­сложных слов типа СГСГ, ГССГ.

3.Выделение звука на фоне слова в легкой позиции (удар­ная гласная в начале слова).

4.Игровые задания: что похоже на букву А (и наоборот: на что похожа А).

5.Вставка карточек с буквой А в те же слова с пропущенной буквой (с опорой на картинку), которые использовались на занятии 1.

6.Лепка буквы А из пластилина, складывание из палочек, мозаики, «прочерчивание» буквы пальцем в воздухе.


Занятие 3

Цель: знакомство с буквой У.

1. Разминка: активизация слухового внимания. Игры: «Найди игрушку» (со звучащими игрушками) и другие игры на неречевые звуки, «Узнай по голосу» (узнать с завязанными глазами голос знакомого ребенка»).

2. Игры на формирование фонематического восприятия:

 

«Какой звук потерялся?» Взрослый называет слова с пропущенными конечными гласными. Задача: угадать слово, какой звук потерялся? (кошк., собак., дерев.,);

«Угадай слово!» Дети называют слова, в которых недо­стает слога. Задача: узнать слово (...лосипед, ...бачка, полотен...).

3. Игры на слоговой анализ и синтез двухсложных и трех­сложных слов типа СГСГ, ГССГ:

• Детям называют слова и предлагается, прослушав слово, отхлопать его слоговой ритм и разделить на слоги.

• Детям раздельно называют слово по слогам с паузами между ними и предлагается догадаться, какое слово «рассыпалось».

4. Выделение звука на фоне слова в легкой позиции (ударная гласная в начале слова): ум, осы, утро, Оля, уши.

5.Выделение звука У в словах ухо, луна, душ и др. Одновре­менно с выделением звука в устном слове проводится выде­ление соответствующей буквы в письменном слове (графи­ческий образ которого знаком ребенку). После этого детей подводят к выводу, что выделенный в фонетическом слове звук соответствует выделенной в графическом слове букве.

6.Демонстрация буквы У и ее стилизованных вариантов (из книги «Азбука-загадка»). Ощупывание объемной У с за­вязанными глазами и сравнение с А.

7.Игровые задания: что похоже на букву У (и наоборот: на что похожа У).

8.Вставка карточек с буквой У в те же слова (ухо, луна, душ) с пропущенной буквой (с опорой на картинку). Лепка буквы У из пластилина, складывание из палочек, мозаики.

 

Речевой материал

 

5.Выделение звука У в словах.

 

ухо душ

У У

(рисунок) (рисунок)

 

луна

лу-на

лу

У

(рисунок)

 

Занятие 4

Цель:закрепление пройденного материала.

1. Разминка: активизация слухового внимания. Игры: «Найди игрушку» (со звучащими игрушками), «Узнай по голо­су» (узнать с завязанными глазами голос знакомого ребенка) и другие игры на неречевые звуки. Игры на фонемати­ческое восприятие: «Какой звук потерялся?», «Угадай слово!» (в котором недостает звука) и т. п.

2. Выделение звука на фоне слова в легкой позиции (удар­ная гласная в начале слова).

3. Вставка карточек с буквой А и У в слова с пропущенной буквой.

4. Поиск А и У среди списка (таблицы) непройденных букв.

5. Игры, инсценировки, где персонажами являются А и У.

6. Игры на устный слоговой анализ и синтез двухсложных и трехсложных слов типа СГСГ, ГССГ.

 

Занятие 5

Цель: знакомство с буквой О.

1. Разминка: активизация слухового внимания. Игры: «Найди игрушку» (со звучащими игрушками), «Узнай по голосу» (узнать с завязанными глазами голос знакомого ребенка) и другие игры на неречевые и неречевые звуки. Игры на фонематическое восприятие: «Какой звук потерялся?», «Угадай слово!» (в котором недостает звука) и т. п.

2. Выделение звука на фоне слова в легкой позиции (ударная гласная в начале слова).

3. Игры на слоговой анализ и синтез двухсложных и трехсложных слов типа СГСГ, ГССГ.

4. Выделение звука О в словах осы, дом, кот. Одновременно с выделением звука в устном слове демонстрируется на специальной карточке выделение соответствующей буквы в графическом слове (образ которого знаком ребенку по Домино). После этого детей подводят к выводу, что выделенный в фонетическом слове звук соответствует выделенной в графическом слове букве.

5. Демонстрация буквы О и ее стилизованных вариантов (и книги «Азбука-загадка»).

6. Вставка карточек с буквой О в те же слова (дом, кот, осы) с пропущенной буквой.

7. Игровые задания: что похоже (какие предметы) на букву О (и наоборот: на что похожа О). Игра может проводиться в устном варианте (для детей с высоким уровнем речевого раз­вития и развитым воображением) и с использованием пред­метных картинок, похожих и непохожих по абрису на О.

 

Речевой материал

4. Выделение звука О в словах.

осы

о-сы

о

(рисунок)

 

дом кот

О о

(рисунок) (рисунок)

 

Занятие 6

Цель:закрепление пройденного материала.

1. Разминка: активизация слухового внимания. Игры: «Най­ди игрушку» (со звучащими игрушками) и другие игры на неречевые звуки, «Узнай по голосу» (узнать с завязанны­ми глазами голос знакомого ребенка).

2. Игры на фонематическое восприятие: «Какой звук поте­рялся?», «Угадай слово!» (в котором недостает звука) и т. п.

3. Выделение звука на фоне слова в легкой позиции (удар­ная гласная в начале слова).

4. Вставка карточек с буквой А, У и О в слова с пропущен­ной буквой.

5. Поиск А и У среди списка не пройденных букв.

6. Игры, инсценировки, где персонажами являются А, У и О.

7. Игры на слоговой анализ и синтез двухсложных и трех­сложных слов типа СГСГ, ГССГ.

 

Занятие 7

Цель: знакомство с буквой И.

1. Разминка: активизация слухового внимания. Игры: «Най­ди игрушку» (со звучащими игрушками) и другие игры на неречевые звуки, «Узнай по голосу» (узнать с завязанны­ми глазами голос знакомого ребенка). Игры на фонемати­ческое восприятие: «Какой звук потерялся?», «Угадай слово!» (в котором недостает звука) и т. п.

2. Выделение звука на фоне слова в легкой позиции (удар­ная гласная в начале слова).

3. Игры на слоговой анализ и синтез двухсложных и трех­сложных слов типа СГСГ, ГССГ.

4. Выделение звука И в словах кит, иглы, имени Ира. Од­новременно с выделением звука в устном слове демонст­рируется выделение соответствующей буквы в графиче­ском слове (образ которого знаком ребенку). После этого детей подводят к выводу, что выделенный в фонетиче­ском слове звук соответствует выделенной в графичес­ком слове букве.

5. Демонстрация буквы И и ее стилизованных вариантов (из книги «Азбука-загадка»).

6. Вставка карточек с буквой И в те же слова с пропущенной буквой.

7. Игровые задания: что похоже на букву И (и наоборот: на что похожа И).

 

Речевой материал

4.Выделение звука И в словах.

Ира кит

И-ра и

И (рисунок)

(рисунок девочки)

 

иглы

иг-лы

иг

и

(рисунок — швейные иглы)

 

Занятие 8

Цель:закрепление пройденного материала.

 

1. Разминка: активизация слухового внимания. Игры: «Най­ди игрушку» (со звучащими игрушками) и другие игры на неречевые звуки, «Узнай по голосу» (узнать с завязанны­ми глазами голос знакомого ребенка). Игры на фонемати­ческое восприятие: «Какой звук потерялся?», «Угадай слово!» (в котором недостает звука) и т. п.

2. Выделение звука на фоне слова в легкой позиции (удар­ная гласная в начале слова).

3. Вставка карточек с буквой О и И в слова с пропущенной буквой.

4. Поиск О и И среди списка не пройденных букв.

5. Игры, инсценировки, где персонажами являются О и И.

6. Игры на слоговой анализ и синтез двухсложных и трех­сложных слов типа СГСГ, ГССГ.

 

Занятие 9

Цель: знакомство с буквой Е.

1. Разминка: активизация слухового внимания. Игры: «Най­ди игрушку» (со звучащими игрушками) и другие игры на неречевые звуки, «Узнай по голосу» (узнать с завязанны­ми глазами голос знакомого ребенка). Игры на фонемати­ческое восприятие: «Какой звук потерялся?», «Угадай слово!» (в котором недостает звука) и т. п.

2. Выделение звука на фоне слова в легкой позиции (удар­ная гласная в начале слова).

3. Игры на слоговой анализ и синтез двухсложных и трех­сложных слов типа СГСГ, ГССГ.

4. Выделение звука (точнее, однобуквенного слога) Е в сло­вах ель, еда и др., где буква Е находится в начальной пози­ции. Одновременно с выделением звука в устном слове проводится демонстрация соответствующей буквы в гра­фическом слове (образ которого знаком ребенку). После этого детей подводят к выводу, что выделенный в фонети­ческом слове звук соответствует выделенной в графиче­ском слове букве.

5. Демонстрация буквы Е и ее стилизованных вариантов (из книги «Азбука-загадка»).

6. Вставка карточек с буквой Е в те же слова с пропущенной буквой.

7. Игровые задания: что похоже на букву Е (и наоборот: на что похожа Е).

8. Обыгрывать в виде ролевых игр и инсценировок различия (графические, но не фонетические!) пройденных букв: А, У, О, И, Е.

 

 

Речевой материал

4. Выделение звука Е в словах.

ель еда

е е-да

(рисунок) е

(рисунок)

 

 

Занятие 10

Цель: закрепление пройденного материала.

1. Выделение звука Е в словах.

2. Демонстрация буквы Е, ее стилизованных вариантов и других гласных букв (из книги «Азбука-загадка»). Зада­ние: найти только букву Е.

3. Поиск буквы Е (прописной и строчной) в списке (таблице) других букв и не букв. Среди знаков, не являющихся бук­вами — цифры, бессмысленные знаки, зеркальные вари­анты букв.

4. Вставка карточек с буквой Е в знакомые слова с пропу­щенной буквой.

5. Игровые задания: что похоже на букву Е (и наоборот: на что похожа Е).

6. Лепка буквы Е, складывание из мозаики.

7. Обыгрывание сходства и различия Е с другими пройден­ными буквами в ролевых диалогах, где персонажами яв­ляются буквы.

 

Занятие 11

Цель: знакомство с буквой Ы.

1. Разминка: активизация слухового внимания. Игры: «Най­ди игрушку» (со звучащими игрушками) и другие игры на неречевые звуки, «Узнай по голосу» (узнать с завязанны­ми глазами голос знакомого ребенка). Игры на фонемати­ческое восприятие: «Какой звук потерялся?», «Угадай слово!» (в котором недостает звука) и т. п.

2. Выделение звука на фоне слова в легкой позиции (удар­ная гласная в начале слова).

3. Игры на слоговой анализ и синтез двухсложных и трех­сложных слов типа СГСГ, ГССГ.

4. Выделение звука Ы в словах дым, осы. Параллельно про­водится фонематический и графический анализ этих слов с выделением звука и буквы Ы.

5. Демонстрация буквы Ы и ее стилизованных вариантов (из книги «Азбука-загадка»).

6. Поиск букв в буквенной таблице.

7. Вставка карточек с буквой Ы в знакомые слова с пропу­щенной буквой.

8. Чтение букв.

9. Игровые задания: что похоже на букву Ы (и наоборот: на что похожа Ы).

 

 

Речевой материал

4. Выделение звука Ы в слова.

 

дым осы

ыо-сы

(рисунок) ы

(рисунок)

 

8. Читай(предъявляются карточки с буквами): А, О, У, И, Е, Ы

 

Занятие 12

Цель:закрепление пройденного материала.

1. Выделение звука Ы в словах.

2. Демонстрация буквы Ы, ее стилизованных вариантов и других гласных букв (из книги «Азбука-загадка»). Зада­ние: найти только букву Ы.

3. Поиск буквы Ы (прописной и строчной) в списке (табли­це) других букв и не букв. Среди знаков, не являющихся буквами — цифры, бессмысленные знаки, зеркальные ва­рианты букв.

4. Вставка карточек с буквой Ы в знакомые слова с пропу­щенной буквой.

5. Игровые задания: что похоже на букву Ы (и наоборот: на что похожа Ы).

6. Лепка буквы Ы, складывание из мозаики.

 

Занятие 13

Цель:закрепление пройденного материала по всем прой­денным гласным, оценка автоматизированности звуко-буквенных связей.

1. Разминка: активизация слухового внимания. Игры: «Най­ди игрушку» (со звучащими игрушками), «Узнай по голо су» (узнать с завязанными глазами голос знакомого ребен­ка) и др. Игры на фонематическое восприятие: «Какой звук потерялся?», «Угадай слово!» (в котором недостает звука) и т. п.

2. Поиск пройденных букв среди не букв и не пройденных букв в таблице.

3. Воспроизведение по памяти рядов из 3-4-х букв (напри­мер: оаи, аео, аоуе, еыао, и т. п.)

4. Чтение букв и последовательностей букв.

5. Группировка карт с буквами (прописными и строчными).

6. Подвижные игры с живыми буквами.

 

Примерная таблица для отыскивания букв

(таблица должна быть примерно квадратной)

 

 

Занятие 14

Цель: знакомство с буквой Л и всеми слогами, включаю­щими ее.

1. Разминка: активизация слухового внимания. Игры: «Найди игрушку» (со звучащими игрушками), «Узнай по голосу» (узнать с завязанными глазами голос знакомого ребенка). Игры на фонематическое восприятие: «Какой звук потерялся?», «Угадай слово!» (в котором недостает звука) и т. п.

2. Выделение звука на фоне слова в легкой позиции (удар­ная гласная в начале слова).

3. Игры на слоговой анализ и синтез двухсложных и трех­сложных слов типа СГСГ, ГССГ.

4. Работа с лексикой по данной букве (лужа, Алла, лить, лила, ел, ела): обыгрывание и обсуждение значения слов, делая акцент на ударении. Проблемные ситуации: угады­вание слов с неправильным ударением.

5. Выделение звука Л в словах лужа и Алла, луна: парал­лельно проводится фонематический и графический ана­лиз этих слов на слоги, затем — выделение (воспитате­лем) слога, содержащего Л, деление этого слога на звуки и выделение звука и буквы Л.

6. Демонстрация буквы Л и ее стилизованных вариантов (из книги «Азбука-загадка»),

7. Чтение вслед за воспитателем слогов с Л и пройденными гласными.

8. Поиск слогов в слоговой таблице.

9. Вставка карточек с буквой Л в те же слова с пропущенной буквой.

10. Игровые задания: что похоже на букву Л (и наоборот: на что похожа Л).

11.Читай (повторяй): воспитатель читает слоги на карточках, дети повторяют за ним.

12.Найди, покажи, назови: воспитатель называет слог, ребе­нок отыскивает в таблице.

 

Речевой материал

5. Выделение звука Л в словах.

лужа Алла луна

лу-жа Ал-ла лу-на

лу А-л ллу

Л л л л

(рисунок) (рисунок) (рисунок)

 

11. Читай (повторяй):

ОЛ АЛ УЛ ИЛ ЕЛ

ЛО ЛА ЛУ ЛИ ЛЕ

 

12. Найди, покажи, назови:

ОЛ ЛУ ЕЛ

ЛИ ЛА УЛ

ЛЕ ЛО ИЛ

Занятие 15

Цель:закрепление пройденного материала.

1. Разминка: активизация слухового внимания. Игры: «Най­ди игрушку» (со звучащими игрушками) и другие игры на неречевые звуки, «Узнай по голосу» (узнать с завязанны­ми глазами голос знакомого ребенка). Игры на фонемати­ческое восприятие: «Какой звук потерялся?», «Угадай слово!» (в котором недостает звука) и т. п.

2. Устный слоговой анализ и синтез. Игра «Магнитофон».

3. Поиск слогов с Л в слоговой таблице.

4. Чтение слов и фраз, дополненных картинкой. Можно пред­ложить детям самим выбрать для вставки в предложение картинку из нескольких, среди которых есть явно непод­ходящие. Создание проблемных ситуаций: читать неле­пые фразы. Например, подставляя в предложение «Алла ела ...» рисунок камня или дерева. Это акцентирует вни­мание на смысле читаемого.

5. Поиск Л в наборе знаков и других букв.

6. Изготовление Л из пластилина, разрезной картинки с Л.

7. Работа с таблицей.

8. Воспитатель выкладывает карточки со словами или фра­зами, дети читают.

 

Речевой материал

7. Найди, покажи, назови:

ИЛ ЕЛ ЛУ

ЛА ЛИ ЛЕ

УЛ ЛО ОЛ

 

8. Читай:

лужа, Алла, лила, ел, ели;

Алла лила <. > [дети подбирают сами картинки: воду, молоко (в наборе картинки-провокации: мяч, дым)];

Алла ела <. > [дети подбирают сами картинки: яблоко, грушу, конфету (в наборе картинки-провокации: роза, лист)].

Занятие 16

Цель: знакомство с буквой В и всеми слогами, включаю­щими ее.

1. Разминка: активизация слухового внимания. Игры: «Най­ди игрушку» (со звучащими игрушками), «Узнай по голо­су» (узнать с завязанными глазами голос знакомого ребен­ка). Игры на фонематическое восприятие: «Какой звук потерялся?», «Угадай слово!» (в котором недостает звука) и т. п.

2. Выделение звука на фоне слова в легкой позиции (удар­ная гласная в начале слова).

3. Игры на слоговой анализ и синтез двухсложных и трех­сложных слов типа СГСГ, ГССГ.

4. Работа с лексикой по данной букве (вилы, ловить, лови, ловили, лить, лили): обыгрывание и обсуждение значе­ния слов, делая акцент на ударении. Проблемные ситуа­ции: угадывание слов с неправильным ударением.

5. Выделение звука В в начале слов вилы и Вова: параллель­но проводится фонематический и графический анализ этих слов на слоги, затем — выделение (воспитателем) слога, содержащего В, деление этого слога на звуки и выделение звука и буквы В (см. карты в альбоме).

6. Демонстрация буквы В и ее стилизованных вариантов (из книги «Азбука-загадка»).

7. Чтение вслед за воспитателем слогов с В и пройденными гласными.

8. Поиск слогов в слоговой таблице.

9. Вставка карточек с буквой В в те же слова с пропущенной буквой.

10. Игровые задания: что похоже на букву В (и наоборот: на что похожа В).

11. Читай (повторяй): воспитатель читает, а дети повторяют. Затем те, кто может, читает слоги сам.

12. Найди, покажи, назови: воспитатель называет, а ребенок находит, показывает и называет.

 

Речевой материал

5. Выделение звука В в начале слов.

вилы Вова

ви-лы Во-ва

ви Во

В В

(рисунок) (рисунок)

 

11. Читай (повторяй):

 

АВ ОВ УВ ИВ ЕВ

ВА ВО ВУ ВИ ВЕ

 

12. Найди, покажи, назови:


ВА ВУ ВИ

УЛ ВО ВЕ

ЛИ ОЛ ЛЕ

 

Занятие 17

Цель:закрепление пройденного материала.

1. Разминка: активизация слухового внимания. Игры: «Най­ди игрушку» (со звучащими игрушками) и другие игры на неречевые звуки, «Узнай по голосу» (узнать с завязанными глазами голос знакомого ребенка). Игры на фонемати­ческое восприятие: «Какой звук потерялся?», «Угадай слово!» (в котором недостает звука) и т. п.

2. Устный слоговой анализ и синтез. Игра «Магнитофон».

3. Работа с лексикой по данной букве (вилы, ловить, лови, ловили, лить, лили, вылили, вести, вели): обыгрывание и обсуждение значения слов, делая акцент на ударении. Проблемные ситуации: угадывание слов с неправильным ударением.

4. Поиск слогов с В в слоговой таблице. Для слабой (по чте­нию) подгруппы дополнительно 2-3 раза в неделю (во вре­мя совместной деятельности или индивидуально) игра с поиском слогов таблице. Расположение слогов в таблицах каждый раз менять.

5. Чтение слов и фраз, дополненных картинкой. Обсуждает­ся смысловое значение прочитанных слов и фраз. Созда­ние проблемных ситуаций: посредством предложения читать нелепые фразы. Это акцентирует внимание на смыс­ле прочитанного.

6. Поиск В в наборе знаков и других букв.

7. Изготовление В из пластилина, разрезной картинки с В.

Речевой материал

4. Найди, покажи, назови:


ВА АЛ ОЛ ВИ
ЛЫ ЛО ЛЕ ИЛ

ЕЛ ЛИ ВО ЛА

ВЕ УЛ ВЫ ВУ

 

5. Читай:

 

Ав!

вела, вели, лови, лила

лили, выли, выла, Алла, Вова, лево

ловили, валили

вылили

 

Алла, лови Вову! Алла и Вова лили <........ > в <…>

Вова и Алла вылили <............ > в < >

Алла и Вова ловили < >

Алла вела Вову в < >

 

Занятие 18

Цель: знакомство с буквойК и всеми слогами, включаю­щими ее.

1. Разминка: активизация слухового внимания. Игры: «Най­ди игрушку» (со звучащими игрушками) и другие игры на неречевые звуки, «Узнай по голосу» (узнать с завязанны­ми глазами голос знакомого ребенка). Игры на фонемати­ческое восприятие: «Какой звук потерялся?», «Угадай слово!» (в котором недостает звука) и т. п.

2. Выделение звука на фоне слова в легкой позиции (удар­ная гласная в начале слова).

3. Игры на слоговой анализ и синтез двухсложных и трех­сложных слов типа СГСГ, ГССГ.

4. Работа с лексикой по данной букве (кура, лак, лаки, вилы, колоть, кололи, кивать, кивала, колоть, колола, лакать, лакала, лев): обыгрывание и обсуждение значения слов с акцентом на ударении. Проблемные ситуации: угадыва­ние слов с неправильным ударением.

5. Выделение звука К в начале слов кура и Катя: парал­лельно проводится фонематический и графический ана­лиз этих слов на слоги, затем — выделение (воспитате­лем) слога, содержащего К, деление этого слога на звуки и выделение звука и буквы К.

6. Демонстрация буквы К и ее стилизованных вариантов (из книги «Азбука-загадка»).

7. Чтение вслед за воспитателем слогов с К и пройденными гласными.

8. Поиск слогов в слоговой таблице.

9. Вставка карточек с буквой К в те же слова с пропущенной буквой.

10. Игровые задания: что похоже на букву К (и наоборот: на что похожа К).

 

Речевой материал

6. Выделение звука К в начале слов.

 

кура Катя

ку-раКа-тя

куКа

К К

(рисунок: курица)(рисунок)

 

7. Читай (повторяй):

 

ОК АК УК ИК ЕК

КО КА КУ КИ КЫ КЕ

 

8. Найди, покажи, назови:
КИ ОЛ ВУ ЛА

ВА ИЛ УК ЛУ

ВИ КО ЛИ АК

ЛО ИК КУ АЛ






Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.115 с.