Богослужение и часы древних христиан — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Богослужение и часы древних христиан

2017-05-18 254
Богослужение и часы древних христиан 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Исследовать богослужения древних христиан, мы можем в первую очередь по трудам самих участников того времени, а именно в сочинениях мужей апостольских и апологетов. Таковы послания св. Климента еп. Римского (ок. 96 г.), св. Егнатия Богоносца (+ 107 или 115 г.), св. Поликарпа Смирнского (+167 г.), св. Ипполита Римского, Киприана Карфагенского и Тертулиана. Важные сведения о богослужение того времени сохранились и в трудах языческих авторов - особенно в письме Плиния к императору Трояну, и в сатире Лукиана Самосадского «О смерти Перегрина». Так же, очень важным памятником той эпохи является «Учение 12 апостолов», они же «Дидахи». Далее рассмотрим описания богослужения того времени некоторых из вышеперечисленных авторов. Вот, например как описывает богослужение проконсул Плиний в своем доносе императору: «они (христиане) клянутся, что вся вина их и заблуждение состоит в том, что они имеют обыкновение сходиться в известный день перед рассветом, и петь по переменно друг с другом песнь Христу, как Богу, а также обязывают себя клятвою не на злодеяние какое-нибудь, но чтобы не совершать ни воровства, ни разбоя, ни прелюбодеяния, не нарушать верности не отказываться от залога, если бы это потребовалось. Сделавши это, они обыкновенно расходились, а потом снова собирались для принятия пищи, обыкновенной, впрочем и не винной. Но и это они оставили, когда я, по твоему указанию, издал распоряжение, запрещающие тайные сходки». Из этого описания собраний мы видим, что в праздничные дни первые христиане собирались дважды, и, по мнению исследователей «Первое собрание, описанное Плинием, представляет из себя древнейший тип утреннего богослужения, утреня. Собрание начинается еще ночью, но, очевидно незадолго до рассвета». Есть несколько объяснений того, почему богослужение разделялось на два этапа, и совершалось в ночное время. Из курса по общецерковной истории мы знаем, что первые христиане подвергались гонениям и со стороны иудеев, и со стороны императорской власти. Эти гонения вынуждали христиан собираться ночью. Так же на основании некоторых евангельских изречений христиане могли ожидать Второго Пришествия Христова в полночь, - мотив очень сильный для таких собраний, если иметь в виду тогдашние чаяния христиан о Втором Пришествии. Еще мы можем предположить, что ночное или очень раннее богослужение могло быть оправданно тем, что воскресение Христово совершилось ночью, до рассвета, и было обнаружено ранним утром. Итак исследуя труды некоторых литургистов, «мы можем предположить, что в первой части богослужение, которое происходило рано утром, центральную часть занимало чтение и пение псалмов, а также пение особых песней в честь Иисуса Христа. Возможно это послужило дальнейшему развитию Великого славословия». Вторая часть службы которую описывает Плиний, так же по мнению некоторых литургистов была Агапой - Вечерей Любви. Время дня в которое происходило это второе собрание не указано, но противопоставление его утреннему и практика апостольского времени подводит нас к выводу, что эта служба совершалась именно вечером более ранним или более поздним. Так же к подтверждению этому мы знаем традицию первых христиан не вкушать нечего до вечера. У Плиния есть в письме выражение касающиеся трапезы на этих собраниях: «пища была обыкновенная и невинная». Это говорит нам о том, что «на этих собраниях первые христиане вкушали скромную пищу, и так же совершали евхаристию. Известие Плиния не оставляет сомнения в том, что в это время евхаристия совершалась совместно с агапами. На такую же практику указывает другой памятник той эпохи «Учение 12 апостолов». Здесь находится молитва перед евхаристией над чашей и преломляемым хлебом и молитва «после насыщения». Содержание этих молитв показывают, что евхаристия соединялась с обычной трапезой». Мы говорили выше еще об одном языческом источнике, по которому возможно рассмотреть богослужение этого времени, - это сатирик Лукиан Самосадский и его произведение «О смерти Перегрина». Вот как описывает богослужение и жизнь ранних христиан Лукиан: «С самого раннего утра собираются вокруг темницы толпы старых женщин, вдов и юных сирот; притом знатнейшая из них подкупает даже темничных стражей и всю ночь проводят при нем. А также совершают при нем богатые вечери и читают свои священные книги…. Эти люди во всех подобных случаях, касавшихся целой их общины, действовали с непостижимой скоростью и не щадили ни труда, ни денег. Поэтому и Перегрину по случаю его заключения присылали они множество денег, и он получал хорошие доходы. Ибо эти бедные воображают, что они бессмертны телом и душою, и будут жить вечно». Из приведенного рассказа Лукиана открывается, прежде всего, что христиане различных стран, несмотря на разделявшие их расстояния, составляли одно тесно сплоченное общество, довольно организованно в церковном смысле. Общество это имело своих представителей или служителей, которое называлось у Лукиана пророками или учителями, литургами, начальниками собрания, предстоятелями. Богослужения христиан Лукиан называл «новыми мистериями». «Поводом к такому названию служило, без сомнения то обстоятельство, что в первые века, как догматы, так и обряды при крещении, евхаристии скрывали не только от неверных, т.е. иудеев и язычников, но и от оглашенных».

Из перечисленных выше источников, мы имеем довольно небольшое преставление о общественном богослужении первых христиан. Мы видим, что они совершаются уже по определенному последованию, хотя конечно это последование различалось между общинами. Совершалось богослужение в определенный день - день Господень, но возможно и ежедневно, так же возможно, что оно совершалось и в закрепленное время молитвы, хотя конечно тогда это время совершения общественного богослужения могло и меняться. Но общественным богослужением не ограничивалась молитвенная жизнь верующих людей - членов первых общин. Они должны были исполнять слова апостола Павла «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5, 17). Несомненно, были еще и часы частной домашней молитвы. Не оставлен был перенятый первыми христианами у ветхозаветной церкви обычай освящать молитвою три важнейшие времени дня - утро, полдень и вечер. Вот, как учит в то время молится первых христиан книга «Учение 12 апостолов»: «Не молитись как лицемеры, но как повелел Господь в Евангелии, так молитесь…, далее цитируется молитва Господня «Отче наш», и в конце говорится так молитесь трижды в день». Так же нам известны упоминания о молитве и в трудах Тертулиана, представителя западно-африканской традиции III века. Он говорит: «Что касается времени (молитвы), то не будет излишним внешнее соблюдение даже известных часов, - тех, разумею, общеизвестных часов, кои обозначают собою промежутки дня: третий, шестой, девятый, на которые и в Писании можно находить указание, как на часы более важные». Так же у Тертулиана мы находим рекомендацию о присоединении и псалмов к часам молитвы: «Более усердные в молении имеют обычай присоединять к молитвам: Аллилуйя, и псалмы таким образом, чтобы заключительными словами их могли ответствовать (ему) присутствующие. Бесспорно, прекрасным установлением является все то, что служит к хвалению и прославлению Бога, - чтобы привести Ему молитву совершенную, как самую лучшую жертву». Еще рассмотрим рекомендацию о времени молитвы и ее идейного содержания священномученика Ипполита Римского. В его творении «Апостольское предание» есть несколько глав, в которых дается указания о времени, содержании и смысле молитвы. В них он отражает римскую традицию III века. «Молись в третьем часу и благословляй Бога. Ибо в этот час Христос был распят на древе. Молись так же и в шестой час. Ибо когда Христос был распят на кресте, то день был разделен тьмою и наступил большой мрак. Пусть совершают так же большое моление и большое благословение и в девятый час. В этот час, когда Христос был прободен, пролились вода и кровь, и, освящая остаток дня, привел его к вечеру». О первом часе священномученик говорит косвенно, не называя его таковым, но четко указывая на то, что день христианина должен начинаться с молитвы: «И при пении петуха, вставая так же молитесь, ибо в этот час, при пении петуха, сыны Израиля отреклись от Христа, которого мы познали через веру в надежду вечного света в воскресении мертвых, обращай свой взор к этому дню». Здесь мы видим четкое указание на часы молитвы, и их привязанности к определенному времени суток. Так же священномученник Ипполит в главах о молитве благословляет верных мужчин и женщин, начинать день, и приниматься за любую работу совершив молитву. Еще говорит в них и о молитве перед сном, и о молитве в полночь. Так же разделяет мнение о количестве и времени молитвы у христиан, и вносит еще сакраментальные значения часам, один учитель церкви св. Киприан Карфагенский, он еще один представитель западно-африканской традиции III века. «Что касается времен для торжественного совершения молитвы, то мы находим, что Даниил и три отрока, крепкие в вере и победители в пленении, посвящали им час третий, шестой и девятый, предъизображая тем Троицу, которая имела открыться в последние времена. В самом деле, считая с первого часа до трех, мы имеем вполне троичное число. Также, от четвертого часа доходя до шести, опять имеем троицу. От седьмого до девятого снова три часа. Таким образом, счет по три часа выражает совершенную Троицу. Эти-то часовые сроки издавна уже соблюдали поклонники Божии, духовно признавая их временами, установленными и узаконенными для молитвы. Впоследствии сделалось явно, что таковые сроки, посвящавшиеся праведниками молитве, заключали в себе таинства. Так, в третьем часу снисшел Дух Святой на учеников и исполнил благодать обетования Господня (Деян. 2, 4 - 15). В шестом часу Петр, взошедши на горницу, когда сомневался относительно крещения язычников, увидел знамение и услышал голос Бога, наставивший его допускать всех к благодати спасения (Деян. 10, 9 - 16). В шестом же часу Господь распят, а в девятом Он, Своей кровью омыл грехи наши и страданием совершил Свою победу, дабы искупить нас и оживотворить». Так же как и св. Ипполит Римский, св. Киприан Карфагенский не говорит на прямую о первом часе, а только указывает на необходимость начинать день с молитвою на устах: «Но кроме часов, назначенных древле для молитвы, у нас, возлюбленнейшие братья, с приращением таинств умножились и сроки. Так, надлежит молиться утром для прославления утренней молитвой Воскресения Христова. Это древле обозначил и Дух Святой в псалмах, говоря: Царю мой и Боже мой, яко к Тебе молюся, Господи. Заутра услыши глас мой, заутра предстану Ти, и узриши мя (Пс. 5, 3 - 4)». Как мы видим и сегодня, процитированный много веков назад св. Киприаном Карфогенским, пятый псалом и по ныне читается на первом часе. «На основании этих текстов, говорит прот. Александр Шнеман, взятых самих по себе, нельзя сделать категорических выводов о регулярном суточном богослужении. Но они указывают, во-первых, на твердую традицию о сроках молитвы в ранней Церкви, во-вторых на несомненно существовавшие в ней, хотя, может быть, и не повсеместно, собрания, посвященные молитве и слову, и наконец, на признание этой церковной молитве частной, то есть на ее включение в lex orandi Церкви». Исследовав некоторых святых отцов этого времени, мы можем уверенно разглядеть наличие заимствованную у иудеев практику освящать важнейшие части дня молитвой. Конечно это еще не было общественным богослужением, мало было похоже по составу на службу часа, которую мы видим сегодня. Это все были указания совершать частную молитву, но совершать ее постоянно и в определенное время дня. Скорее эта была молитва Господня, к которой иногда присоединялись псалмы. На это указывают названия творений отцов, которые мы приводили выше: Тертулиан «О молитве Господней», св. Киприан Карфагенский «О молитве Господней». Мы видим из нашего исследования, что за этими часами были закреплены иудейские молитвы, и вот одной из задач христианских авторов того времени, было заменить ветхозаветное содержание этого правила на новую молитву, и наполнить её новым идейным христианским смыслом. Итак, мы видим, зарождение нынешнего чина часов, он состоит пока только из молитвы Господней, которая и сейчас занимает центральное и главное место в последование любого часа. Но, несмотря на всю простоту последования часов на этом этапе развития, они оказали огромное влияние на дальнейшее их формирования.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.