Расчет элементов движительного комплекса при выборе энергетической установки произведен в курсовом проекте по «Основам кораблестроения».
По этим данным строим графики ( рисунок3.1.) зависимости Dв = f(n), Ne = f(n), 1,10Ne = f(n) для выбора энергетической установки.
По каталогу подбираем несколько типов двигателей, мощность которых близка потребной мощности судна (
). Выбранные двигатели сводим в таблицу 3.1.
Таблица 3.1 Выбор главного двигателя
Фирма
| Обозначение
|
|
|
| Фирмен
ные
| Стандартные
| Частота
вращ.,n
мин.-1
| Эфф. мощн. агрегат., Ne, кВт
|
ДРА M.A.N-B&W,
Германия-Дания
|
6L23/30A
| 6ЧН23/30
|
|
|
SKL, Германия
| 8NVD 48A-2
| 8ЧРН 32/48
|
|
|
З-д Минтяжмаша
| М420
| 12ЧСН 18/20
|
|
|
КТЗ, г Коломна
| 2-3ДР42А
| 6ЧРПН2А 30/38
|
|
|
Таблица 3.1 Выбор главного двигателя (продолжение)
Удельный расход на номинале
| Масса
| Габаритные показатели
| L, дб
| Ресурс до капремонта
|
топливо
г/кВт.ч
| Масло
г/кВт.ч
| Gд, кг
| Lд, м
| Bд, м
| Hд, м
|
| Rc, тыс. ч
(оценка)
|
| 1,0
|
| 3,74
| 1,63
| 2,47
| 103,9
|
|
| 1,5
|
| 6,12
| 1,76
| 2,84
| 102,0
|
|
| 2,5
|
| 2,80
| 1,15
| 1,29
| 106,7
|
|
| 2,31
|
| 4,70
| 1,32
| 2,71
| 97,1
|
|
Обоснование выбора двигателя и передачи
Оценку произведём по 5-балльной шкале. Наименьший балл присваивается двигателю с наилучшим параметром. В результате, для каждого двигателя выполняется суммирование баллов по всем показателям; в соответствии с суммарными баллами составляется упорядоченный перечень марок рассматриваемых двигателей.
Таблица 3.2 Обоснование выбора двигателя и передачи
Фирма
| Обозначение
| Nе
| n
| be
| bм
| Lд
| Вд
| Нд
| Gд
| L
| Rc
| Сумма
|
ДРА M.A.N-B&W,
Германия-Дания
|
6L23/30A
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
SKL, Германия
| 8NVD 48A-2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
З-д Минтяжмаша
| М420
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
КТЗ, г Коломна
| 2-3ДР42А
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|

При выборе главного двигателя необходимо учитывать приоритет одного критерия над другим. Для этого целесообразно использовать так называемый принцип гибкого приоритета, основанный на задании количественных характеристик приоритета критериев в виде весовых коэффициентов.
Выбор производим по схеме:
a1×[n]+a2×[Bд]+a3×[Вм]+a4×[Gд]+a5×[L]+a6×[Lд]+a7×[Rс]+ a8×[Ne]+ a9×[Hд]+ a10×[Ве]
В качестве весовых коэффициентов принимаем значения:
a1=0,1; a2=0,1; a3=0,3; a4=0,1; a5=0,1; a6=0,1; a7=0,3; a8=0,1; a9=0,1; a10=0,3.
Расчёт: двиг.№1 0,1×1+0,1×3+0,3×1+0,1×3+0,1×3+0,1×2+0,3×3+0,1×4+0,1×2+0,3×1=3,3;
двиг.№2 0,1×3+0,1×4+0,3×2+0,1×2+0,1×2+0,1×3+0,3×1+0,1×3+0,1×4+0,3×4=4,2;
двиг.№3 0,1×4+0,1×1+0,3×4+0,1×1+0,1×4+0,1×1+0,3×4+0,1×2+0,1×1+0,3×2=4,4;
двиг.№4 0,1×2+0,1×2+0,3×3+0,1×4+0,1×1+0,1×4+0,3×2+0,1×1+0,1×3+0,3×3=4,1.
В результате расчёта наименьшее число баллов получил двигатель: 6L23/30A его и принимаем в качестве главного для проектируемого судна.
Расчет валопровода
Выбор числа валов
Выбор числа валов зависит от мощности установки, назначения судна и его осадки, а также требований, предъявляемых к маневренности и живучести судна.
Для транспортных судов оптимальной является одновальная установка с ВФШ. Такая установка отличается простотой и удобством обслуживания, позволяет получить высокий пропульсивный кпд., хорошие массогабаритные показатели. Необходимость в многовальной установке возникает в следующих случаях:
-для судов большой грузоподъемности и скорости с мощностью установок от 5000 до 10000 кВт;
- при ограничении диаметра винта осадкой судна;
- при необходимости обеспечения высоких маневренных качеств судна;
- для повышения живучести СЭУ.
С учетом изложенного на проектируемом судне целесообразно использовать одновальную установку.