Словарь по теме: «русская философия». — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Словарь по теме: «русская философия».

2017-05-16 1769
Словарь по теме: «русская философия». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ДВОЕВЕРИЕ — исторически сложившее­ся понятие, прилагаемое к определению православно-языческого синкретизма; свойство многополюсного общественного сознания, характе­ризуемого разнообразием смешанных миро­воззренческих форм; мощный идейный фак­тор, оказывавший воздействие на развитие ду­ховной культуры общества и в значительной сте­пени предопределивший своеобразие древне-русской мысли.

ОНТОЛОГИЗМ - одна из характерных черт русской философии, состоящая в трактовке познания не как самодостаточного процесса, а как части и функции бытия человека в мире. Многие русские философы, в том числе и те, кто специаль­но занимался гносеологическими вопросами, не раз под­черкивали эту онтологическую направлен­ность русской мысли, возводя ее к учению о вере и "живом знании" старших славянофилов, теории цельного знания Вл. Соловьева, объяс­нявшего его возможность тем, что познаю­щий субъект находится во внутренних связях с ми­ром благодаря бытийственной укорененности в Абсолютном как "всеединстве".

РУССКАЯ ИДЕЯ - символ-понятие, озна­чающее в самом широком смысле слова сово­купность специфических черт, присущих русской культуре и русскому менталитету на протяжении всей истории. В более узком смысле Русская идея озна­чает уровень национального самосознания в каждый дан­ный момент истории. Причем, поскольку сам термин Русская идея возник лишь в XIX в., применение его к истории более ранней оказывается ре­зультатом той или иной ее интерпретации. В еще более узком - социологическом - смысле Русская идея есть способ сосуществования старых и но­вых элементов общественно-социального, культурного, политического и т.п. развития России (в т.ч. и способ сочетания интересов и принципов).

ЗАПАД И РОССИЯ - теоретические конструкции, рассмотрение которых проходит через всю русскую философию истории (историо­софию), а в некотором смысле и всю традицию философствования в России. При этом речь идет о задании параметров размышления о самобытности России, путях ее развития, сходстве и несходстве 3апада и России.

Проблема соотношения 3апада и России в их отли­чии, прежде всего в различии их религий, из­давна была предметом русской мысли (напр., по­ложение инока Филофея о Москве как тре­тьем Риме), но в отчетливой и ясной форме как насущная проблема, требующая решения, была поставлена П.Я. Чаадаевым. Размышление Чаадае­ва о 3ападе и России задает ракурс рассмотрения этой проблематики всей последующей русской мысли, а в некотором отношении вся русская философия ис­тории отвечает на вопросы, им заданные.

В дальнейшем тема 3апада и России развивается в течениях русской мысли, за которыми закрепились устойчивые названия "западников" и "славя­нофилов". Общее для этих течений - попытка нарисовать такой путь развития России, который смог бы, с одной стороны, сохранить ее самобытность, а с другой - найти такой спо­соб отношения 3апада и России, который бы подчеркивал ее предназначение для разрешения проблем, стоящих перед Европой.

Славянофильство – идейное течение русской общественной мысли, противостоящее западничеству, его представители являются сторонниками самобытного пути развития России. Возникло в конце 30-х гг.XIXв. и было представлено воззрениями И. В. Киреевского, П. В. Киреевского, А. С. Хомякова, К. С. Аксакова, Ю. Ф. Самарина, А. И. Кошелева и ряда других писателей, ученых-фольклористов, общественных деятелей. В этом виде славянофильское направление существовало до начала 60-х гг. Славянофилы считали, что главная цель истории состоит в воссоздании братского единства че­ловечества на основе православия. В связи с общей историософской концепцией Славянофильство разра­батывало вопрос о соотношении европейской и русской культур, различии их исторических корней, которое виде­лось в следующем. На Западе преобладает на­чало индивидуалистическое, в России - об­щинное, Европа возникла как результат заво­еваний одних народов другими, Россия - мир­ным путем; на Западе утвердился рассудоч­ный католицизм (затем и протестантизм), в России - цельная христианская вера. В сфере политической Славянофильство было ориентировано против государственно-бюрократической системы. Славянофильству свойственна идея, что государство, все­гда основанное на насилии, - зло, но самодер­жавие, которое избавляет народ от активной по­литической деятельности, - наименьшее из зол. Фи­лософия культуры Славянофильства основывалась на мысли, что религия и национальная психология определяют бытие народа. Отсюда возникает и филосо­фия культуры Славянофильства, тесно связанная с филосо­фией религии. Одно из главных понятий Славянофильства - соборность.

Перед Россией как главным оплотом православия стоит великая, как ее понимал Хомяков, сверхзадача: не только перестроить свою жизнь на подлинно христианских началах, но донести идею свободного единения на принципах любви до своих брать­ев на всей Земле. Россия должна указать человечеству дорогу к соборности.

Исторические судьбы Славянофильства проти­воречивы. Позднее Славянофильство все более и более поли­тизировалось, эволюционируя в сторону пан­славизма и национализма. В творчестве таких значительных мыслителей, как Н.Я. Данилев­ский или К.Н. Леонтьев, идеи Славянофильства кардинально переосмысливаются в русле теории культурно-исторических типов. Однако многие темы Славянофильства оказали колос­сальное влияние на крупнейших представите­лей русской религиозной философии: B.C. Соловьева, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева, Л.П. Карсави­на и др.

Соборность - центральное понятие философии Хомякова А. С. (1804 – 1860), усвоенное последующей русской религиозной философией. Слово «соборность» связано со словом «собор» не только в значении «главная церковь в городе», но и как «сбор», «собрание» («вселенский собор» - сбор всех епископов, «поместный собор» духовенства или же светский «земский собор»). По словам Хомякова, «собор» «выражает идею собрания, не обязательно соединенного в каком-либо месте, но существующего потенциально без внешнего соединения. Это единство во множестве». В его понимании «соборность» - прежде всего имеет религиозный смысл, с особой силой выявленный в православии. Соборность – это свободное единство людей на основе их общей любви к Богу и всем абсолютным ценностям. Сплотить может только любовь.

Западничество – течение в русской мысли серединыXIXвека, считавшее, что развитие России должно осуществляться по общеевропейскому сценарию. У истоков западничества стоял Петр Яковлевич Чаадаев (1794 – 1856). Представители: Н. В. Станкевич (1813 – 1840); В. Г. Белинский; А. И. Герцен.

Идея «Москва – третий Рим» -историософ­ская концепция периода образования Русского цен­трализованного государства; идея о избранности русского народа. Окончательно оформилась в 16 веке в посланиях старцапсковского Елеазарова монасты­ря Филофея (ок. 1465 – 1542). Филофей говорил, что римская церковь перестала быть истинной вследствие проникновения в нее аполлинариевой ереси, церковь «Второго Рима» - Константинополя – сокрушена турками в 1453 году. Светоч православия отныне переместился в Москву, и цари русские сделались его первой опорой и защитой. Филофей пишет великому князю ВасилиюIII, Ивану Грозному и др. адресатам. Филофей обраща­ется к Василию III как единому христианскому царю: «Хрини и внимай благочестивый царь тому, что все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, четвертому же не бывать».Соответствующие мо­тивы присутствуют в сочинениях апокрифического ха­рактера XV-XVI вв. ("Сказания о князьях Владимирских", "Сказание о Вавилоне", "По­весть о белом клобуке" и др.)

В историософической концепции "М. - т. Р." выяв­ляются два аспекта: 1) религиозный - со ссыл­кой на Византию: Москва воспринимается как преемственница истинной православной веры, "но­вый Иерусалим"; 2) политический - через им­перский Рим: Москва предстает как институциализированная, государственная столица мира.

Тезис о «непротивлении злу силой» -знаменитый тезис Л. Н. Толстого (1828 – 1910). В этом тезисе Толстой выступает как непримиримый противник всяческого насилия, даже насилия по отношению ко злу. Основа толстовской этики – это проповедь любви к ближнему и дальнему. В этом Толстой следует христианской этике. Этот тезис выводится из Евангелия. В противовес ветхозаветному принципу «око за око и зуб за зуб» Христос провозгласил в нагорной проповеди: «Не противься злому» (Мф. 5, 39). Само насилие – несомненное зло, совершаемое даже «во имя блага многих», недопустимо, ибо это и означает реализацию иезуитского принципа цель оправдывает средство. Немало людей провозглашало необходимость следования принципу непротивления, но этот нравственный принцип получил всемирную известность прежде всего благодаря Толстому и был излюбленной мишенью противников толстовства.

Философия творчества – концепция творчества Николая Александровича Бердяева (1874 – 1948). Он считал, что оправдать существование человека в мире может только творчество. Под творчеством Бердяев понимает «не создание культурных продуктов, а потрясение о подъем всего человеческого существа, направленного к иной, высшей жизни, к новому бытию». Само творчество оправдано тем, что «мир творится Богом». Но и «человеческая природа – творческая, потому что она есть образ и подобие Бога-Творца». «Антропологическая истина» и состоит в том, что «образ и подобие Творца не может не быть творцом». И к Богу, и к человеку относится закономерная связь творчества и свободы: «Творчество неотрывно от свободы. Лишь свободный творит». «Тайна творчества есть тайна свободы». Этой теме посвящена книга Бердяева «Смысл творчества. Опыт оправдания человека».

КОСМИЗМ РУССКИЙ - течение в религиозно-философской и естественнонаучной мысли. Терми­нологическое словоупотребление "Р.К." сло­жилось в современной философии в 70-е гг., главным образом, в связи с изучением и интерпретацией наследия К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского, а за­тем и Н.Ф. Федорова, а также представителей софиологического направления в русской религиозной философии. Для большинства ее предста­вителей характерны космоцентризм (или антропокосмизм), убежденность в наличии смы­словой установленности космически целого и определенной (космической по природе и зна­чению) миссии человека. Смысловая структу­ра (содержание) космоса выступает и как ос­нование этического, смысложизненного (или культурно-исторического) самоопределения человека и человечества. Наряду с этим для многих космистов характерно принятие идеи эволюционизма в самом широком смысле это­го слова, отчетливое тяготение к началам ор­ганического мировосприятия. Важный эле­мент, характеризующий некоторых представите­лей русского космизма, заключен также в выдвижении на пе­редний план практически-деятельного начала человека, проникнутость онтологически-бытийственным (космическим) смыслом науки и научного знания.

 

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.