Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Кумо-Манычская впадина, Приволжская возвышенность, Прикаспийская низменность, плато Путорана, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье.
Горы: Алтай, Верхоянский хребет, Восточный Саян, Западный Саян, Кавказ (Большой Кавказ), Сихотэ-Алинь, Становой хребет, Уральские горы, хребет Черского, Чукотское нагорье.
Вершины: Белуха, Ключевская Сопка, Эльбрус.
Районы распространения полезных ископаемых:
Нефтегазоносные бассейны: Баренцево-Печорский (Войвож, Вуктыл, Усинское, Ухта), Волго-Уральский (Астраханское, Оренбургское, Ромашкинское), Западно-Сибирский (Самотлор, Сургут, Уренгой, Ямбург).
Каменноугольные бассейны: Донецкий (Шахты), Кузнецкий (Кемерово, Новокузнецк), Ленский (Сангар), Печорский (Воркута и Инта), Тунгусский (Норильск), Южно-Якутский (Нерюнгри).
Буроугольные бассейны: Канско-Ачинский (Ирша-Бородинское, Назарово), Подмосковный (Щёкино).
Месторождения железных руд: Горная Шория (Таштагол), Карелия (Костомукша), КМА (Михайловское, Лебединское), Приангарье (Коршуновское), Урал (Качканар).
Месторождения алюминиевых руд: Кольский полуостров (Кировск), Ленинградская область (Бокситогорск), Урал (Сулея).
Месторождения медных руд: плато Путорана (Норильск), Урал (Карабаш, Медногорск, Сибай), Южная Сибирь (Удокан)
Месторождения никелевых руд: Кольский полуостров (Никель), плато Путорана (Норильск), Урал (Верхний Уфалей).
Месторождения оловянных руд: Северо-Восточная Сибирь (Депутатский, Эсэ-Хайя), Сихотэ-Алинь (Кавалерово), Южная Сибирь (Шерловая Гора).
Месторождения полиметаллических руд: Алтай (Орловское), Кавказ (Садон), Сихотэ-Алинь (Дальнегорск), юга Сибири (Салаир, Забайкалье)
Месторождения золота: Северо-Восточная Сибирь (Дукат, Нежданинское, Усть-Нера), Южная Сибирь (Бодайбо).
Месторождения фосфорного сырья: Подмосковье (Воскресенск, Егорьевск), Кольский полуостров (Апатиты).
Месторождения поваренной соли: Поволжье (Баскунчак), юг Западной Сибири (Бурла).
Месторождения калийной соли: Предуралье (Соликамск и Березники).
Месторождения алмазов: Среднесибирское плоскогорье (Айхал, Мирный).
Тема «Климат и климатические ресурсы России»
Города: Оймякон, Верхоянск.
Тема «Внутренние воды и водные ресурсы России»
Реки: Алдан, Анадырь, Ангара, Амур, Волга, Вилюй, Дон, Енисей, Индигирка, Иртыш, Кама, Колыма, Лена, Москва, Обь, Ока, Печора, Северная Двина, Яна.
Озёра: Байкал, Ладожское, Онежское, Таймыр, Ханка, Чудское.
Водохранилища: Братское, Куйбышевское, Рыбинское.
Артезианские бассейны: Западно-Сибирский, Московский.
Каналы: Беломорско-Балтийский, Волго-Балтийский, Волго-Донской, имени Москвы.
Тема «Природные комплексы России»
Заповедники: Астраханский, Баргузинский, Галичья Гора, Приокско-Террасный, Кандалакшский.
Класс
Тема: «Машиностроение»
Научные центры и технополисы: Москва и города Подмосковья, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Владивосток, Хабаровск,
Центры трудоемкого машиностроения: Санкт-Петербург, Москва, Воронеж, Нижний Новгород, Ярославль, Ульяновск, Саратов, Самара, Казань, Иркутск.
Центры металлоемкого машиностроения: Волгоград, Пермь, Нижний Тагил, Екатеринбург, Ижевск, Челябинск, Орск, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Тема: «ТЭК»
Нефтегазоносные месторождения: Самотлор, Уренгой, Ямбург, Астраханское.
Трубопроводы: с Тюменской области на запад.
ТЭЦ: Сургутская, Костромская, Рефтинская.
ГЭС: Волжский каскад, Красноярская, Саянская, Братская, Усть-Илимская.
АЭС: Нововоронежская, Ленинградская, Белоярская, Кольская.
ЕЭС: Единая энергосистема.
Тема: «Комплекс конструкционных материалов и химических веществ»
Центры черной металлургии: Череповец, Липецк, Старый Оскол, Магнитогорск, Нижний Тагил, Челябинск, Новокузнецк.
Центры цветной металлургии: Мончегорск, Кандалакша, Волхов, Медногорск, Орск, Норильск, Братск, Красноярск, Новосибирск.
Центры химико-лесного комплекса: Архангельск, Сыктывкар, Соликамск-Березники, Уфимско-Салаватский, Самара, Усолье-Сибирское, Енисейск, Усть-Илимск, Братск, Комсомольск-на-Амуре.
Тема: «Инфраструктурный комплекс»
Порты: Новороссийск, Астрахань, Калининград, Санкт-Петербург, Выборг, Архангельск, Мурманск, Дудинка, Тикси, Владивосток, Находка, Петропавловск-Камчатский.
Ж/Д магистрали: Транссибирская, БАМ.
Тема ”Русская равнина”
Моря: Азовское, Балтийское, Баренцево, Белое.
Заливы: Кандалакшский, Онежская губа, Финский.
Острова: Вайгач, Валаам, Кижи, Колгуев, Соловецкие.
Полуострова: Канин, Кольский, Рыбачий.
Крайние точки: Балтийская коса.
Равнины: Кумо-Манычская впадина, Мещёрская низина, Окско-Донская, Печорская низменность, Приволжская возвышенность, Прикаспийская низменность, Северные Увалы, Среднерусская возвышенность, Тиманский кряж.
Горы: Хибины.
Реки: Волга, Вятка, Дон, Кама, Мезень, Нева, Ока, Онега, Печора, Северная Двина,
Озёра: Баскунчак, Ильмень, Имандра, Каспийское море, Ладожское, Онежское, Псковское, Чудское, Эльтон.
Водохранилища: Волгоградское, Куйбышевское, Рыбинское, Цимлянское.
Каналы: Беломоро-Балтийский, Волго-Балтийский, Волго-Донской, имени Москвы.
Заповедники: Астраханский, Дарвинский, Кандалакшский, Лапландский, Приокско-Террасный, Самарская Лука.
Месторождения: Печерский каменноугольный бассейн, Подмосковный буроугольный бассейн, КМА, апатиты, руды черных и цветных металлов Кольского полуострова и Карелии, Соли Баскунчак.
Города: Мурманск, Архангельск, Мончегорск, Кандалакша, Череповец, Воркута, Москва, Пущино, Дубна, Троицк, Санкт-Петербург, Великий Новгород, Псков, Нижний Новгород, Владимир, Калининград, Ярославль, Воронеж, Липецк, Казань, Пенза, Самара, Ульяновск, Саратов, Волоград, Астрахань
ЭС: Кислогубская ПЭС, Кольская АЭС.
Тема «Кавказ»
Моря: Азовское, Чёрное.
Заливы: Таганрогский.
Проливы: Керченский.
Полуострова: Таманский.
Крайние точки: район горы Базардюзю.
Равнины: Кумо-Манычская впадина, Прикубанская низменность, Ставропольская возвышенность, Терско-Кумская низменность.
Горы: Большой Кавказ.
Вершины: Казбек, Эльбрус.
Реки: Дон, Кубань, Кума, Терек.
Озёра: Каспийское море, Маныч-Гудило.
Каналы: Ставропольский.
Заповедники: Тебердинский.
Месторождения: цветные металлы Большого Кавказа.
Города: Ростов-на-Дону, Новороссийск, Ставрополь, Краснодар, Сочи, Анапа, Туапсе, Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск, Теберда.
Тема ”Урал”
Горы: Пай-Хой, Полярный Урал, Приполярный Урал, Северный Урал, Средний Урал, Южный Урал.
Вершины: Магнитная, Качканар, Народная, Ямантау.
Реки: Белая, Исеть, Северная Сосьва, Тура, Чусовая, Урал.
Заповедники: Башкирский, Ильменский, Печоро-Илычский.
Города: Екатеринбург, Челябинск, Уфа, Пермь, Оренбург, Магнитогорск, Соликамск, Березники, Краснотурьинск, Салават, Орск, Медногорск, Златоуст, Миасс, Соль-Илецк.
Тема ”Западная Сибирь”
Моря: Карское.
Заливы: Байдарацкая губа, Енисейский, Обская губа.
Острова: Белый.
Полуострова: Гыданский, Ямал.
Равнины: Барабинская низменность, Васюганская, Ишимская, Сибирские Увалы.
Реки: Иртыш, Ишим, Обь, Пур, Таз, Тобол.
Озёра: Кулундинское, Чаны.
Заповедники: Гыданский, Юганский.
Тема «Средняя и Северо-Восточная Сибирь»
Моря: Восточно-Сибирское, Карское, Лаптевых.
Заливы: Енисейский, Хатангский.
Проливы: Вилькицкого, Дмитрия Лаптева.
Острова: Новосибирские остова, Северная Земля.
Полуострова: Таймыр.
Крайние точки: мыс Челюскин.
Равнины: Колымская низменность, плато Путорана, Приленское плато, Северо-Сибирская низменность, Среднесибирское плоскогорье, Центрально-Якутская, Яно-Индигирская низменность.
Горы: Ангарский кряж, Бырранга, Верхоянский хребет, Енисейский кряж, Оймяконское нагорье, хребет Черского.
Вершины: Победа.
Реки: Алдан, Ангара, Вилюй, Енисей, Индигирка, Колыма, Лена, Нижняя Тунгуска, Оленёк, Подкаменная Тунгуска, Хатанга, Яна.
Озёра: Таймыр.
Водохранилища: Вилюйское.
Заповедники: Арктический, Таймырский, Усть-Ленский.
Тема «Горы Южной Сибири»
Равнины: Витимское плоскогорье.
Горы: Алданское нагорье, Алтай, Восточный Саян, Западный Саян, Кузнецкий Алатау, Салаирский кряж, Становое нагорье, Яблоновый хребет.
Вершины: Белуха.
Реки: Ангара, Аргунь, Бия, Катунь, Обь, Селенга, Шилка.
Озёра: Байкал, Телецкое.
Водохранилища: Братское, Красноярское.
Заповедники: Алтайский, Баргузинский.
Тема «Дальний Восток»
Моря: Берингово, Охотское, Чукотское, Японское.
Заливы: Анадырский, Пенжинская губа, Шелихова.
Проливы: Берингов, Кунаширский, Лаперуза, Лонга, Петра Великого, Татарский.
Острова: Врангеля, Командорские, Курильские, Сахалин.
Полуострова: Камчатка, Чукотский.
Крайние точки: мыс Дежнева, остров Ратманова.
Равнины: Зейско-Бурейская, Среднеамурская низменность.
Горы: Джугджур, Колымское нагорье, Сихотэ-Алинь, Чукотское нагорье.
Вершины: Авачинская Сопка, Ключевская Сопка.
Реки: Амур, Анадырь, Зея, Камчатка, Уссури.
Озёра: Ханка.
Водохранилища: Зейское.
Заповедники: Кедровая Падь, Кроноцкий, ”Остров Врангеля”.
Сибирь и Дальний Восток
Месторождения: Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн, Кузнецкий каменноугольный бассейн, железные руды Горной Шории, цветные и редкие металлы Рудного Алтая, Тунгусский, Таймырский, Минусинский, Улуг-Хемский, Южно-Якутский каменноугольные бассейны, железные руды Хакасии, Забайкалья, Удоканское месторождение меди, цветные и редкие металлы Путорана и гор Забайкалья, Ленский, Зыранский, Нижнезейский буро– и каменноугольные бассейны, Охотский нефтегазоносный бассейн, цветные металлы Северо-Востока Сибири, золотые прииски Алдана и Бодайбо, Сихотэ-Алинь.
Города: Новосибирск, Омск, Томск, Тюмень, Сургут, Нижневартовск, Кемерово, Новокузнецк, Горно-Алтайск, Барнаул, Диксон, Дудинка, Норильск, Хатанга, Красноярск, Минусинск, Иркутск, Улан-Удэ, Чита, Усть-Илимск, Братск, Ангарск, Тикси, Мирный, Якутск, Верхоянск, Анадырь, Магадан, Благовещенск, Комсомольск-на-Амуре, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск, Владивосток, Хабаровск, Уссурийск.
ЭС: Сургутская ТЭЦ.
Технополисы: Томск, Новосибирск, Омск.
Нефтяные концерны: «Лукойл», «ЮКОС», «Сургутнефтегаз».
Железнодорожные магистрали: Транссибирская, БАМ (Большая и Малая), Амуро-Якутская.
Календарно-тематическое планирование учебного материала
по «Географии России» (Природа. Население. Хозяйство.) в 8 классе (комплексный курс)
2012 – 2013 учебный год 68 уроков (2ч/н)
Программа
| § Баринова И.И., Дронов В.П. Программы для общеобразовательных учреждений; География. 6-11 классы.- М., «Дрофа», 2009 г.
|
Основная литература
| Базовый учебник
| § Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. – Кн.1: География России: Природа, население, хозяйство. 8 класс. - М.: Дрофа, 2010.
|
Методическое пособие для ученика
| § Сиротин В.И. География России. 8 класс. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. – М.: Дрофа, 2009.
§ География России. 8 кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2009.
|
№
урока
| Тема урока
| Практическая
работа
| Элементы обязательного минимума образования
| Требования к уровню подготовки обучающихся
| Д/З
§
| Дата
| Корректи
ровка даты
|
|
Введение – 1 урок
|
|
|
|
|
|
|
1.
| Что изучает география России.
Источники географических знаний.
|
| География как наука. Источники получения знаний о природе, населении. Методы получения, обработки, передачи и предоставления географической информации.
| Называтьпредмет изучения географии России, основные средства и методы получения географической информации. Уметь объяснять роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны.
| с.7
|
|
|
|
Раздел 1. Россия на карте мира – 10 уроков
|
|
|
|
|
|
|
|
2.
| Географическое положение России: территория, население. Виды и уровни географического положения.
Особенности физико-географического положения России.
| №1: Характеристика ГП России. Сравнение ГП РФ и других стран.
| Географическое положение. Виды и уровни географического положения.
Особенности географического положения России
| Ученик должен пониматьсвязь между географическим положением и другими компонентами природы
Ученик должен знатьспецифику географического положения России
|
к/к
2,
|
|
|
|
3.
| Экономико – и транспортно- географическое положение России.
|
| Особенности географического положения России
| Ученик должен знатьспецифику географического положения России. Уметь объяснятьсущественные признаки объектов
|
|
|
|
|
4.
| Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России.
|
| Особенности географического положения России
| Ученик должен знатьсвязь между географическим положением и хозяйством страны. Уметь описыватьобъект.
|
|
|
|
|
5.
| Государственная территория России.
|
| Территория и акватория
| Ученик должен знать понятие «государственная территория»
|
|
|
|
|
6.
| Российское пространство: вопросы и проблемы.
|
| Экономически эффективная территория
| Ученик должен знатьсвязь между географическим положением, природными условиями и хозяйством страны. Уметь выделятьсущественные признаки объектов.
|
|
|
|
|
7.
| Государственные границы России.
Типы и виды российских границ.
Сухопутные и морские границы России.
|
| Типы границ, виды границ. Морские и сухопутные границы России, недра, континентальный шельф, экономическая зона РФ
| Ученик должен знатьосновные типы и виды границ. Уметь приводить примеры. Знать понятия: территориальные воды, экономическая зона, недра, соседние государства. Уметь показыватьграницу России и назвать соседние страны.
| 7-8, к/к
|
|
|
|
8.
| Практическая работа № 2
| Обозначение на к/к крайних точек страны, границы, пограничные государства, моря
|
|
|
|
|
|
|
9.
| Россия на карте часовых поясов.
Практическая работа № 3
| Определение поясного времени для разных пунктов РФ
| Часовые пояса.
| Ученик должен знать, в каких часовых поясах лежит Россия. Уметь определятьместное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.
| 9, к/к
|
|
|
|
10.
| Этапы и методы географического изучения территории.
|
| История освоения и изучения территории России
| Ученик должен знатьрезультаты географических открытий. Уметь находить и анализироватьинформацию в разных источниках.
|
докла-ды
|
|
|
|
11.
| Особенности административно-территориального устройства России.
|
| Административно- территориальное и политико-административное деление России
| Ученик должен знать специфику административно-территориального устройства РФ. Уметь анализироватькарту.
| 11,
к/к
|
|
|
|
Раздел 2. Природа России - 31 урока
Тема 1. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. –6 уроков
|
|
|
|
|
|
| Геологическая история и геологическое строение территории России.
Практическая работа № 4
| анализ геохр. таблицы
(в учебнике)
| Особенности геологического строения. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры.
| Ученик должен знатьосновные формы рельефа, их связь со строением земной коры. Горы и равнины России. Уметьпоказывать на карте эти объекты.
|
|
|
|
|
| Рельеф России.
|
|
| Распространение крупных форм рельефа. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования.
| Ученик должен знатьосновные формы рельефа, их связь со строением земной коры. Горы и равнины России. Уметьпоказывать на карте эти объекты. закономерности размещения полезных ископаемых, основные бассейны и месторождения.
|
к/к
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Как и почему изменяется рельеф России.
|
| Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясения и вулканизма.
| Ученик должен пониматьвзаимодействие внутренних и внешних сил в формировании рельефа. Уметь приводитьпримеры.
|
|
|
|
|
| Стихийные природные явления в литосфере.
|
| Стихийные природные явления на территории страны, связанные с литосферой.
| Знатьстихийные природные явления, связанные с литосферой. Уметь объяснятьсущественные признаки явлений
|
|
|
|
|
| Человек и литосфера.
Практическая работа № 5
| Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.
| Природные условия и ресурсы. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых.
| Ученик должен знатьзакономерности размещения полезных ископаемых, основные бассейны и месторождения.
|
к/к
|
|
|
|
| Контрольная работа по теме «Рельеф России»
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 2. Климат и климатические ресурсы –7 уроков
|
|
|
|
|
|
|
|
| Факторы, определяющие особенности климата России. Солнечная радиация.
Практическая работа № 6
| Определение по картам закономерностей распределения суммарной и поглощенной радиации и их объяснение.
| Факторы формирования климата; географическая широта, подстилающая поверхность, циркуляция воздушных масс. Циклоны и антициклоны.
| Ученик должен знатьфакторы, определяющие климат России. Уметь объяснятьобразование циклонов и антициклонов.
|
|
|
|
|
| Закономерности распределения тепла и влаги на территории России.
Практическая работа № 7
| Определение коэффициента увлажнения для различных пунктов
| Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения)
| Ученик должен пониматьзакономерности распределения тепла и влаги. Уметь анализировать карты
|
|
|
|
|
| Сезонность климата.
|
| Сезонность климата. Чем она обусловлена.
| Ученик должен знатьпонятие «сезонность». Уметь использовать знания для фенологических наблюдений природы.
|
|
|
|
|
| Типы климатов России.
|
| Типы климатов России. Факторы их формирования, климатические пояса.
| Ученик должен знатьхарактеристику типов климатов. Уметьсоставлять прогноз погоды.
| 20,
к/к
|
|
|
|
| Комфортность (дискомфортность) климатических условий.
|
| Степень благоприятности природных условий
| Ученик должен знать понятие «комфортность» (дискомфортность) климатических условий. Уметь приводитьпримеры адаптации человека к условиям окружающей среды.
|
|
|
|
|
| Климат и человек.
|
|
| Ученик должен уметь анализировать и сопоставлять карты различного содержания.
|
|
|
|
|
| Контрольная работа по теме «Климат России»
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы –4 урока
|
|
|
|
|
|
|
|
| Разнообразие внутренних вод России. Реки.
|
| Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод суши на территории страны.
Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России
| Ученик должен знать особенности внутренних вод России, понятия, касающиеся работы реки. Знать реки России,уметь показать объекты на карте, распределение рек по бассейнам.
| 23, к/к
|
|
|
|
| Практическая работа № 8
| Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм. Определение возможностей ее хозяйственного использования
|
| Ученик должен знать особенности внутренних вод России, понятия, касающиеся работы реки. Знать реки России,уметь показать объекты на карте, распределение рек по бассейнам.
|
|
|
|
|
| Озера и болота.
Подземные воды. Ледники.
Многолетняя мерзлота.
|
| Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.
| Ученик должен знать основные географические понятия, номенклатуру. Уметь показывать на карте объекты и южную границу многолетней мерзлоты.
| 24, к/к
|
|
|
|
| Водные ресурсы и человек.
|
| Водные ресурсы, возможность их размещения на территории страны
| Учащиеся должны знатьмеры по сохранению природы, защиты людей от стихийных природных явлений
|
|
|
|
|
Тема 4. Почва и почвенные ресурсы –3 урока
|
|
|
|
|
|
|
|
| Почва – особое природное тело.
Образование почв и их разнообразие.
|
| Почвы и почвенные ресурсы. Почвы – основной компонент природы. В.В. Докучаев – основоположник почвоведения.
| Ученик должен знать понятие «почва», факторы почвообразования. Основные свойства почв. Уметь объяснятьсущественные признаки почв.
|
|
|
|
|
| Закономерности распространения почв. Главные типы почв России.
Практическая работа № 9
| Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия, знакомство с образцами почв своей местности.
| Размещение основных видов почв
| Ученик должен знатьзакономерности распространения почв, зональные типы почв, их главные свойства, уметь анализироватькарту почв
|
|
|
|
|
| Почвенные ресурсы России.
|
| Почвенные ресурсы, меры по сохранению почв.
| Ученик должен знать значение почв, охрану почв, мелиорацию земель. Уметь объяснятьпроцессы почвообразования.
|
|
|
|
|
Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. –3 урока
|
|
|
|
|
|
|
|
| Растительный мир и животный мир России.
|
| Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительного и животного мира природных зон России.
| Ученик должен знатьрастительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительного и животного мира природных зон России. Уметь объяснять размещение по природным зонам живых организмов.
|
|
|
|
|
| Биологические ресурсы и их рациональное использование. Охрана органического мира.
|
| Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира.
| Ученик должен знатьпонятие «биологические ресурсы» и меры по их охране. Уметь прогнозироватьиспользование и охрану природных ресурсов.
|
|
|
|
|
| Контрольная работа по теме «Почва, растительный и животный мир»
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 6. Природное районирование –8 уроков
|
|
|
|
|
|
|
|
| Разнообразие природных комплексов.
|
| Природные территориальные комплексы. Локальные, региональные и глобальные уровни ПТК. Физико-географическое районирование России. Природные и антропогенные ПТК. Природно-хозяйственное различие морей России.
| Ученик должен знатьпонятие ПТК, уровни ПТК. Физико-географические районы России. Уметь объяснить разнообразие природных и антропогенных комплексов.
|
|
|
|
|
| Природно-хозяйственные зоны России.
|
| Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В.В. Докучаева и Л.С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно-хозяйственные зоны?
| Ученик должен знать, что такое природно-хозяйственные зоны. Роль В.В. Докучаева и Л.С. Берга в создании учения о природных зонах. Уметь находить в разных источниках и анализировать информацию.
|
|
|
|
|
| Арктические пустыни, тундра, лесотундра
|
| Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы
| Ученик должен знать характеристику арктических пустынь, тундр и лесотундр. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Уметь составлять краткую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников.
|
|
|
|
|
| Разнообразие лесов России.
Практическая работа № 10
| Выявление по картам зависимостей между компонентами природы на примере одной из ПЗ.
| Характеристика лесов. Природные ресурсы леса, их использование, экологические проблемы
| Ученик должен знатьлесные зоны: тайгу, смешанные и широколиственные леса. Уметь объяснитьпричину их различия.
Ученик должен знать характерные черты лесостепей, степей, полупустынь, пустынь, их хозяйственное использование и экологические проблемы. Уметь объяснять их существенные признаки
|
|
|
|
|
| Лесостепи, степи и полупустыни.
|
| Характеристика лесостепей, степей, полупустынь, пустынь. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы
| Ученик должен знать характерные черты лесостепей, степей, полупустынь, пустынь, их хозяйственное использование и экологические проблемы. Уметь объяснять их существенные признаки.
|
|
|
|
|
| Высотная поясность.
|
| Высотная поясность. От чего зависит набор высотных поясов.
| Ученик должен знатьпонятие «высотная поясность». Уметь объяснить набор высотных поясов в горах.
|
|
|
|
|
| Особо охраняемые природные территории.
|
| Особо охраняемые природные территории: заповедники, заказники, национальные и природные парки, памятники природы.
| Ученик должен знать заповедники России. Уметь показывать их на карте.
|
|
|
|
|
| Зачёт по теме «природа России»
|
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 3. Население России –7 уроков
|
|
|
|
|
|
|
|
| Численность и воспроизводство населения.
Мужчины и женщины. Продолжительность жизни.
Практическая работа № 11
| Определение по картам закономерностей в размещении населения и их объяснение
| Население России. Численность, естественное движение.
Типы воспроизводства населения.
Половой и возрастной состав населения. Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие ее факторы. Сокращение средней продолжительности жизни россиян.
| Ученик должен знать численность населения страны, факторы, влияющие на численность. Ученик должен уметь объяснятьразличия в естественном приросте по отдельным территориям.
Ученик должен знатьсвоеобразие возрастного и полового состава населения, среднюю продолжительность жизни. Уметь объяснять причины социальных процессов.
| 38-39
|
|
|
|
| Этнический, языковой и религиозный состав населения.
Практическая работа № 12
| Изучение этнич. состава населения, выявление закономерностей распространения религий среди народов РФ.
| Россия – многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковые семьи и группы. Народы и основные религии. Многоконфессиональность. География религий.
| Ученик должен знать народы, населяющие страну, языковые семьи и группы. Уметьприводить примеры, работать с картой. Ученик должен знать основные религии, их географию
|
|
|
|
|
| Городское и сельское население.
Практическая работа № 13
| Определение различий в расселении населения по территории РФ.
| Городское и сельское население, роль крупнейших городов.
| Ученик должен знать особенности: населения России, урбанизации, концентрации населения в крупнейших городах и обострения в них социально-экономических проблем. Городские агломерации, малые города и проблемы их возрождения. Сельская местность. Уметь объяснять существенные признаки социальных явлений.
|
к/к
|
|
|
|
| Размещение населения России.
Практическая работа № 14
| Определение плотности населения, доли городского и сельского населения в своей области. Сопоставление со средними показателями по стране.
| Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Зоны расселения.
| Ученик должен понимать географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Зоны расселения. Уметь приводить примеры, анализировать карты.
| 42, к/к
|
|
|
|
| Миграции населения в России.
Практическая работа №15
| Изучение миграций населения России, выявление основных направлений и причин миграций.
| Направления и типы миграций. Внешние и внутренние миграции: причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.
| Ученик должен знать понятие «миграция» и ее основные виды. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Уметь приводитьпримеры миграций.
|
|
|
|
|
| Люди и труд.
|
| Экономически-активное население страны и трудовые ресурсы, их роль в размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменение структуры занятости населения. Проблемы безработицы.
| Ученик должен знатьпонятия: трудовые ресурсы, экономически-активное население. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость. Уметь приводитьпримеры.
|
|
|
|
|
| Тематический контроль знаний: Население.
| Социологический опрос: Моя семья
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 4. Хозяйство России – 10 уроков
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Что такое хозяйство страны?
|
| Что такое хозяйство страны? Уровень развития хозяйства. Предприятие – первичная основа хозяйств. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и сектора. Принципы размещения предприятий. Территориальная структура хозяйства. Состав отраслей, эксплуатирующих природу: добыча животного и растительного сырья, горнодобывающая промышленность, сельское хозяйство.
| Ученик должен знать об изменении пропорций меду сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, условия и факторы размещения предприятий, состав первичного сектора экономики. Уметь объяснять, чем различаются условия и факторы размещения, особенности размещения отраслей.
|
|
|
|
|
| Как география изучает хозяйство.
Состав первичного сектора экономики
Практическая работа № 16
| Определение тенденций изменения числа занятых в различных сферах народного хоз-ва.
| 46-47
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Природно-ресурсный потенциал России.
Обеспеченность России природными ресурсами.
|
| Природно-ресурсный потенциал России, его оценка, проблемы и перспективы использования. Основные ресурсные базы.
| Ученик должен знатьпонятия «природные ресурсы», «национальное богатство», основные виды природных ресурсов, крупные ресурсные базы страны.
|
|
|
|
|
| Сельское хозяйство.
Практическая работа № 17
| Составление типовой схемы АПК
| Отличие сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Земля – главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Роль мелиорации в развитии сельского хозяйства страны. Понятие об агропромышленном комплексе (АПК). Основные проблемы развития АПК. Ведущая роль зернового хозяйства. География выращивания важнейших зерновых и технических культур, картофеля. Садоводство и виноградарство. Ведущая роль скотоводс |
© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста. Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!
|