Проблема смысла и направленности исторического процесса — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Проблема смысла и направленности исторического процесса

2017-05-16 900
Проблема смысла и направленности исторического процесса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Проблема общественного прогресса тесно связана с проблемой единства и перспективы развития мирной истории. Поэтому вполне естественно, что те концепции, которые так или иначе признают какие-либо общие черты в развитии отдельных стран и народов, допускают наличие и определенной направленности общественного разви­тия. Марксистская концепция отвергает такое толкование про­гресса и дает его обоснование с позиций материалистического понимания истории. Содержание прогресса она усматривает в историческом развитии основных форм собственности, в их свя­зи и преемственности, в смене общественных порядков, представляющих собой «лишь преходящие ступени бесконечного развития человеческого общества от низшей ступени к выс­шей»2.

Совершенно иное понимание прогресса присуще культуро­логическим концепциям А. Тойнби и О. Шпенглера. Они огра­ничивают прогресс рамками локальных культур и цивилизаций, отрицая прогресс всемирной истории в целом.

В определении содержания прогресса имеет значение точка отсчета всемирной истории — историческое время и пространст­во. У Маркса это — ступень варварства, первобытная общест­венно-экономическая формация. У Ясперса точкой отсчета, «осью мировой истории» выступает «осевая эпоха» — время формирования философии и мировых религий. Своеобразную трактовку исторического времени и пространства дает А. Тойнби. Подчеркивая их решающее значение для исследования историче­ского процесса, Тойнби определяет время как пространство жизни человечества, как поле, в котором происходит смена состояний об­щества. Все пространство исторической жизни Тойн­би дробит на локальные цивилизации — вехи времени.

Рассмотренные точки зрения показывают, что нельзя мыслить исторический прогресс абстрактно. Он включа­ет случаи регресса — возвратного движения, движения вспять к ранее пройденным ступеням и формам развития.

Применяя критерии общественного прогресса, важно иметь в виду неодномерность прогрессивных преобразований, их разнонаправленность. Прогресс науки и техники может не совпа­дать с прогрессом духовной культуры, искусства, личности.

Рассмотрение логики и направленности исторического про­цесса подтверждает многовариантность форм общественного развития. Формационный подход, выделивший определяющие струк­туру общества производственные отношения, имеет существен­ное значение наряду с культурологическим подходом, акцентирующим внимание на выявлении специфики и самобытности культурно-исторических типов общества. Разработка концепции, цивилизации позволила выделить ряд ступеней в самих культур­но-исторических образованиях, отличающихся относительным единством экономической, политической и духовной жизни. Понятие «историческая эпоха» характеризует доминирующие тенденции общественного развития на каком-либо достаточно длительном этапе всемирной истории.

Современный этап развития общества поставил перед чело­вечеством ряд глобальных проблем, решение которых возможно лишь на путях становления и эволюции единой цивилизации. Можно выделить три группы глобальных проблем.

• Первая связана с аспектами взаимодействия общества и при­роды. Это прежде всего экологические проблемы: охрана окружаю­щей среды, поддержание динамического равновесия биосферы, опасность истощения энергетических и других природных ресурсов.

• Вторая затрагивает аспекты взаимодействия социальных общностей людей и включает проблемы предотвращения ядер­ной катастрофы, сохранения мира, преодоления экономической и культурной отсталости некоторых регионов.

• Третья группа — это антропосоциальные проблемы, отра­жающие взаимосвязи человека и общества: рост народонаселения, трансформация и адаптация личности в условиях ускоренного науч­но-технического прогресса, отчасти нарушающего психологическую и биологическую стабильность человека. Все эти проблемы так или иначе затрагивают коренные основы современной цивилизации, соз­давая угрозу ее существованию. От мировоззренческого, гуманисти­ческого осмысления глобальных проблем, их философского анализа во многом зависит определение стратегии их разрешения и прогно­зирование будущего развития человечества.

В современной западной социально-философской мысли, выдвигаются различные концепции, в которых предпринимают­ся попытки выявить влияние глобальных проблем на все сторо­ны жизни общества: экономическую, политическую, культур­ную. Одна из таких теорий — философская концепция постинду­стриального или информационного общества — сформулирована в работах Д. Белла, О. Тоффлера, И. Масуды и др. В ней рассмат­риваются перспективы развития современной цивилизации в условиях существования глобальных проблем и формирования информационного общества. К тому же она претендует на роль общефилософской теории поступательного развития человечества.

Концепция постиндустриализма исходит из того, что в со­временном обществе преобладает не первичная сфера экономи­ки (сельское хозяйство), не вторичная (промышленность), а тре­тичная (сфера услуг), в которой определяющую роль играет ин­формация. Утверждается, что микроэлектронная революция, ко­торая разворачивается в постиндустриальном обществе, делает именно информацию, а не труд, фундаментальным социальным фактором, лежащим в основе развития общества.

Информационное общество возникает на гребне третьей вол­ны человеческой цивилизации, когда на смену индустриальному обществу, в котором главным фактором являются труд, сырье, капитал, приходит такое, в котором увеличение прибылей дости­гается не тем, что производители работают тяжелее, а тем, что они работают быстрее. Значимость и удовлетворенность трудом приобретают большую ценность, чем его производительность.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.