Устройство современного государства — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Устройство современного государства

2017-05-16 267
Устройство современного государства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Устройство государства характеризуют его формы. В них воплощается организация верховной власти, структура и порядок взаимоотношения государственных органов, должностных лиц и граждан. В формах государства традиционно выделяют формы правления и формы территориального устройства. Формы правления делятся по способу организации власти, ее формальному источнику на монархии и республики. В монархии формальным источником власти является одно лицо. Глава государства получает свой пост по наследству, независимо от избирателей или представительных органов власти.

Существует несколько разновидностей монархической формы правления: абсолютная монархия (Саудовская Аравия, Катар, Оман) — всевластие главы государства; конституционная монархия — государство, в котором полномочия монарха ограничены конституцией (Великобритания, Швеция, Дания, Марокко, Иордания). Подавляющее число современных монархий — демократические конституционные. Правительство в них формируется парламентским большинством и подотчетно парламенту, а не монарху. Конституционные (или парламентские) монархии фактически мало отличаются от республик — второй основной формы правления.

В республике источником власти считается народное большинство, высшие органы государства избираются гражданами. Существуют три основные разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная, или полупрезидентская.

Главной отличительной чертой парламентской республики является образование правительства на парламентской основе (обычно парламентским большинством) и его формальная ответственность перед парламентом.

Правительство обладает исполнительной властью, а нередко и законодательной инициативой, а также правом ходатайства перед президентом о роспуске парламента. Хотя руководитель правительства (премьер-министр, канцлер) официально не является главой государства, реально он — первое лицо в политической иерархии. Политический вес президента невелик. Этот пост мало зависит от характера выборов и обычно ограничивается представительскими функциями.

Второй достаточно распространенной формой республиканского правления является президентская республика. Ее главный отличительный признак состоит в том, что президент в ней одев современно выступает и главой государства, и главой правительства. Он руководит внутренней и внешней политикой и являются верховным главнокомандующим вооруженных сил. Президент чаще всего избирается прямо народом, но может и коллегией выборщиков (США). Он сам назначает членов правительства, которые ответственны перед ним, а не перед парламентом.

Отношения между парламентом и президентом основываются на системе сдержек и противовесов, а также — взаимозависимости. Парламент может ограничивать действия президента с помощью законов и через утверждение бюджета. Президент же обычно обладает правом окончательного вето на решения парламента. Для того, чтобы нормально выполнять свои обязанности, и парламент, и президент вынуждены сотрудничать, находить общий язык.

Третьей основной разновидностью республики является полупрезидентская республика. Она существует в Австрии, Ирландии, Португалии, Польше, Франции и др. странах. Ее главная черта—двойная ответственность правительства перед президентом и перед парламентом. Классическим образом здесь является Франция. В ней президент и парламент избираются независимо друг от друга. Парламент не может сместить президента, который, в свою очередь, вправе распустить парламент, Президент является главой государства, он обладает правом отлагательного вето на решения парламента.

Президент без согласия с парламентом, но учитывая расклад политических сил в нем, назначает главу правительства, вместе с которым формирует кабинет министров. Парламент имеет, в свою очередь, возможность контролировать правительство через утверждение ежегодного бюджета, а также с помощью вынесения ему вотума недоверия.

Территориальная организация государства характеризует соотношение целого и частей, центральных и региональных органов. Различают две основные формы территориального устройства: унитарную и федеративную. Унитарное государство представляет собой единую, политически однородную организацию, состоящую из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Оно имеет единую конституцию и гражданство. Все государственные, в том числе и судебные органы составляют одну систему, действуют на основе единых правовых норм.

Унитарные государства бывают централизованными (Великобритания, Швеция, Дания и др.) и децентрализованными (Франция, Италия, Испания). Первые из них могут предоставлять достаточно широкую самостоятельность местным органам. управления. Во вторых же крупные регионы пользуются широкой автономией и даже располагают собственными парламентами, правительствами и т. д. и самостоятельно решают переданные им центральными органами вопросы, особенно в области образования, коммунального хозяйства, охраны общественного порядка и пр.

Главное отличие федерации от унитарного государства состоит в том, что источниками власти выступают крупные территориальные образования (штаты, земли, кантоны), так и весь народ. В унитарном же государстве существует лишь один субъект суверенитета — народ.

Федерация — это устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром компетенций и имеющих собственные конституцию, органы государственной власти, а часто и двойное гражданство.

По своему замыслу федеративный принцип государственного устройства призван обеспечивать свободное объединение и равноправное взаимодействие общностей, обладающих значительными этническими, историко-культурными, религиозными, лингвистическими особенностями; создавать оптимальные условия для выражения региональных и других интересов меньшинств; приближать власть и управление к гражданам.

Федерация как форма территориального государственного устройства показала свою жизнеспособность (Австрия, ФРГ, США, Бразилия, Индия). Этого нельзя сказать о конфедерации — постоянном союзе самостоятельных государств для осуществления конкретных совместных задач. Ее члены полностью сохраняют государственный суверенитет и передают в компетенцию союза решение лишь ограниченного числа вопросов, чаще всего в области обороны, внешней политики, транспорта и связи. Конфедерации существовали в США (1776—1787 гг.), Швейцарии (до 1848 г.), Германии (1815—1867 гг.). Эта форма государственного объединения достаточно непрочна и обычно либо эволюционизирует в федерацию, либо распадается.

Вывод: Формы территориального устройства и формы правления характеризуют строение законодательной и исполнительной властей государства. Не менее важную значимость для нормального функционирования всего государственного механизма имеет судебная власть. Подчинение законодателей и правительства решениям суда основывается на принципе верховенства права, получившем свое обоснование и воплощение в теории и практике правового государства.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.