Близость к Аллаху – один из плодов молитвы — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Близость к Аллаху – один из плодов молитвы

2017-05-16 514
Близость к Аллаху – один из плодов молитвы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Короли обещают награды и почести тем, кто им угодит. Поэтому колдуны спросили у фараона: «Будет ли нам действительно награда, если мы окажемся победителями?» (сура «Поэты»,аят 41). Он сказал: «Да, вы станете одними из приближенных», (сура «Преграды»,аят 114)5.

Фараон обещал колдунам награду и почести, обещал приблизить их к себе.

Первый подобен человеку, вошедшему во дворец правителя, но между ним и правителем опущена завеса, и он скрыт преградой, и поэтому он не испытывает счастья, лицезрея хозяина дворца. И ровно также тот, о ком мы говорим, не может испытать великую радость присутствия своего Господа, потому что Он закрыт он него разного рода удовольствиями, тучами прихотей, дымом высокомерия, парами страстей. Его сердце болеет всем этим и другим. Его душа предается своим желаниям и требует свою сиюминутную долю. Такие желают совершить молитву, не обращая на нее внимания, не чувствуя в ней отдыха, а также желания и страха. Они находятся в мучениях, пока не покинут молитву, и не окунутся в свои страсти и свой мир, которые и есть услада их очей.

Второй человек подобен тому, кто вошел во дворец правителя, между ними убрали преграду, и он насладился тем, что увидел правителя, тем, что смог послужить ему и повиноваться. И правитель одарил его разными подарками и приблизил его к себе. И вот он уже не желает удаляться от него, ибо он нашел сладость приближения к нему, усладу своих очей, интерес правителя к нему, сладость встречи с ним, красоту его речи, свою смиренность перед ним. Он встречается с ним все больше, награды поступают к нему со всех сторон. Так же происходит и с тем, о ком мы говорим: душа его успокоилась, его сердце и тело смиренны пред Господом своим. Он в радости и спокойствии поклоняется Аллаху, как будто бы видит Его, Всевышний Аллах показал ему Себя в Своей речи, и поэтому самое тяжелое для такого верующего это удалиться от Него.

Вышесказанное - всего лишь краткое описание одного элемента наслаждения молитвой. Лишь один из секретов величия молитвы.

Раздел

Разница между приверженцами песни и музыки
и приверженцами молитвы

О приверженцы музыки, песен и всего, что не относится к поклонению, мы заклинаем вас Аллахом, кроме Которого нет божества, достойного поклонения, ответьте, неужели вы находите в прослушивании песен такое же наслаждение или что-либо подобное, как при прослушивании Корана? Более того, находите ли вы от молитвы хоть часть того, что вы чувствуете от музыки? Чувствуете ли вы аромат этого наслаждения и ощущаете ли его? Клянусь, что наслаждение музыкой запрещает насладиться молитвой – это две противоположности по своей природе.

Если бы мы не боялись излишне удлинить наше повествование о наслаждении музыкой, мы бы упомянули о его последствиях.

Не укроется от обладателя разума и живого сердца разница между наслаждением аятами и наслаждением стихотворной рифмой; между вкусом поклонения Господу миров и между вкусом нахождения пред певцами; между наслаждением словами Аллаха, вкусом наслаждения и блаженства смыслами упоминания Всевышнего Аллаха и наслаждения Его речью и наслаждением песнями и музыкой, которые есть не что иное, как заклинание шайтана, предисловие к прелюбодеянию. Эти две вещи несовместимы в одном сердце, одно обязательно вытеснит другое, как несовместимы дочь Пророка Аллаха, Велик Он и Могуч, и дочь врага Аллаха в доме одного мужчины. Наше мнение таково, Аллах же сведущ.

Раздел

Когда же заблудшие, потерявшие путь Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сердца возвращаются к здоровому и трезвому вкусу, которым отличались Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, его сподвижники и праведные предки, находят здоровое, ведущее к Аллаху наслаждение в таких делах, как: предписанная молитва; чтение Корана и вдумчивое прослушивание его, сопутствие ученым; борьба на пути Аллаха; одобрение благого и порицание злого; любовь ради Аллаха и ненависть ради Него и все, обусловленное этим; осознание награды за все вышеупомянутые дела.

Вкус последующих поколений, не без исключительных личностей, которых защитил Аллах, находит наслаждение в пере и музыке, в кричащих песнях, воспевающих соблазны, в шумных танцах, разжигающих похоть. Они забывают: то, что любит Аллах и хочет видеть в Своих рабах – противоположно страстям. Чрезвычайно далеки друг от друга звуки музыкальных инструментов и звук Корана; наслаждение флейтой и гитарой и наслаждение верующих светом молитвы; наслаждение духовыми инструментами и духовное наслаждение от суры «Толпы»; наслаждение от свирели и наслаждение от суры «Приблизился час, и раскололся месяц!» (сура «Месяц»,аят 1); наслаждение в «молодежной тусовке» и наслаждение от суры «ЙаСин» и «Ряды»; наслаждение от чтения нараспев стихов и наслаждение от суры «Поэты»; свист и хлопанье в ладоши и наслаждение от суры «Пророки»; наслаждение песней о черных глазах и женском теле и наслаждение от суры «Юнус» и «Худ»; наслаждение массово поклоняющихся сатане и наслаждение служащих Милосердному, читающих суры «Скот» и «Преграды»; напевы трехстишия и двустишья и распевание великого Корана и семи восхвалений; стоящиев первых рядах для прослушивания сатаны и стоящие в первых рядах пред Милосердным.

Господи! Так различаются люди, различаются нравы изгнанных от нравов приближенных. Господи, ты вознаградишь и накажешь и тех, и этих, разделишь между ними в Судный день! Клянусь Аллахом, не уживутся две любви в сердце одного человека: любовь к псалмам шайтана и любовь к речи Милосердного. Как не уживутся в доме одного мужчины дочь врага Аллаха и дочь посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Поэт сказал:

Ты погибнешь ради всякого, кого ты любишь

Так выбирай же для себя в любви того, кого избрал ты[22]

Что слушают праведники

Сподвижники Пророка, мир ему и довольство Аллаха им и благословение, когда скучали в компании и им не хватало чего-нибудь для облегчения пути и возрождения чувств и любви, наказывали одному из компании читать Коран, остальные же слушали. Тогда успокаивались их сердца, слезы скатывались по щекам. Они наслаждались верой, и это наслаждение намного сильнее, чем наслаждение от прослушивания музыки и песен.

Когда к ‘Умару Ибн аль-Хаттабу приходил Абу Муса, ‘‘Умар говорил: «О Абу Муса, напомни нам о Господе нашем». И Абу Муса начинал читать (Коран). С сидящими вокруг происходит то, что мы описали выше.‘Усман Ибн ‘Аффан говорил: «Если бы очистились наши сердца, когда насытятся речью Аллаха» (т.е. – если бы мы знали, что наши сердца действительно очистились по тому, насколько они насытились). Но как же насытится сердце речью любимого, в которой заключается цель всей его жизни? Как можно пресытиться Кораном? Ведь твое сердце не было отравлено песнями и музыкой?!

Кем-то было сказано:

Когда мы больны, лечимся вашим поминанием,
А оставим его, то снова болеем

Музыканты и певцы не поймут этого, ведь они на другом полюсе.

Как сказал поэт:

«Представить можно вместе варана и кита,
Но откровение с музыкой не сойдутся никогда»

Насколько далеки певцы и музыканты, изощряющиеся в своем мастерстве и погруженные в свои наслаждения, от читающего Коран, впитывающего сердцем веру, отданного Аллаху и принятого Им, жаждущего встречи с Ним. С готовностью следующего Корану, воспринимающего Коран до глубины души, читающего Коран с чистым голосом, правильными интонациями и дикцией.

С именем Аллаха Милостивого Милосердного «Та, ха. Мы ниспослали тебе Коран не ради того, чтобы причинять тебе страдание, а только в качестве назидания для тех, кто боится [Аллаха]. [Он] ниспослан Тем, кто сотворил землю и вышние небеса. [Он] — Милостивый, Который утвердился на [небесном] троне. Ему принадлежит то, что на небесах и на земле, и то, что находится и между ними, и под землей. Будешь ли ты говорить громко [или тихо], Он [все равно] знает и тайное, и самое скрытое.» (сура «Та Ха» аяты 1 – 7).

Когда слышит такие аяты из Корана искренний человек с живым сердцем, он чувствует присутствие благодати и наслаждается этим. Его сердце не приемлет другой радости и наслаждения и не пресытится подобными речами. Ведь они как бальзам на больное сердце, как родниковая вода после долгой дороги в пустыни. Как проливной дождь на иссохшую землю, после которого взошло великое множество растений, поднялось и восхвалило Его.

Разве могут быть равными пред Аллахом, ангелами, посланниками и Его искренними рабами эти два противоположных наслаждения? Поклонники музыки и пения – рабы собственной страсти. Отдаются своим страстям в надежде получить кратковременное ложное удовольствие. Кто же до сих пор не может различить эти два столь разных наслаждения, пусть искренне и со всем желанием молит Господа оживить его мертвое сердце, осветить потемки его невежественной души и четко разделить между истиной и ложью, поистине Он Близок и ответит.


Раздел
Скрытый аспект музыки и пения

 

Музыка пение и стихи имеют имманентную особенность. Ее знают искушенные люди, а именно: после прослушивания любая игра чувств, любое наслаждение превращаются в тиски на сердце, отдают одиночеством, изгнанием и холодом. Но это способен почувствовать только тот, в чьем сердце еще теплится жизнь, иначе:

Мертвому нет боли от раны, и если ты спросишь причину того, он не знает,

Ведь сердце его поглотила пучина лжи, песни, музыка, танцы

Этот человек сможет выявить причины своей боли, причины смерти своего сердца, только если взвесит все на весах истины. Только тогда он сможет понять, откуда его беды. Прочитай же внимательно объяснение этой деградации, сердечной и духовной смерти.

Высшая проба песенной поэзии – смесь лжи с правдой, страсти и сомнительного. Лучшее состояние поэта – смесь высоких духовных чувств и низменных прихотей. Поэтому песенная поэзия не бывает чистой и высокой. В ней смешиваются искренние чувства от Господа и низменные от сатаны, чистый дух и низменное. И такое положение дел это лучшее что есть в этой поэзии. Но так как песенная поэзия в основе своей не от Господа, высокое не сможет преобладать в ней. Если пролить немного чистой воды из сердца гор в грязное зловонное болото, то грязьпоглотит чистую воду без следа. А если они не смешаются, а будут находиться рядом друг с другом, то будет присутствовать одновременно божественное начало и сатанинское.

Слушатель ослеплен красотой яркого, божественного, присутствующего в песенной поэзии, и не замечает грязь и низости. Дух слушателя опьянен высокими чувствами, встречей с тем, чего он так жаждет, опьянен так, что не может заметить ничего другого. Но когда очнется, когда наслаждение от услышанного пройдет, находит свое сердце запятнанным и загрязненным – следы сатаны на сердце, что, в свою очередь, сжимает здоровое сердце чувством одиночества и изгнания. Чем более искренен человек в своем стремлении к Господу, тем сильнее его чувства одиночества и изгнания после прослушивания поэзии. Он остро ощущает нарушенный обычай жить сердцем, но не знает, чем же он нарушен. Подобных примеров множество. Если человек полностью поглощен созерцанием любимого или ужасного или наслаждение полностью завладело его чувствами и мыслями, в этом состоянии он не почувствует ни ударов, ни укуса змеи или другого источника боли. Но когда пройдет это состояние, боль заявит о себе со всей силой, как если бы воздействие на его тело произошло только что. Подобное происходит по причине сильного психологического воздействия, которое отключает восприятие чего-либо иного, но когда это воздействие проходит, восприятие возвращается.

Действия искренних людей после прослушивания лживого
(песенная поэзия, музыка и др.)

По причине описанного выше отрицательного воздействия песенной поэзии, некоторые искренне верующие люди после прослушивания поэзии спешили покаяться и молить Аллаха о прощении, а также применяли другие известные средства лечения от одиночества и изгнания.

Этот закон Божий знают только наиболее искушенные и опытные в духовной жизни люди, заботящиеся о здоровье духа и самосовершенствовании, Аллах им в помощь.

Без сомнения, искренне верующий человек может найти в прослушивании этих стихов правильный и относящийся к вере вкус, но это так же, как пить мед из грязной посуды.

Но высокие, честолюбивые души, с великими стремлениями брезгуют и не прикасаются к питью из этого сосуда. Они выше и чище этого. Они приемлют только высокие духовные наслаждения и только из подходящего для этого сосуда. Если же имеющийся сосуд не подходит, они не используют его, а ищут подходящий.

Другие же, несмотря ни на что, помещают это питье в первый попавшийся сосуд, даже если этот сосуд из костей мертвечины, собачьей или свиной кожи или после спиртного. Ведь выпитое из него как вино. И только низкий человек может пить благородный и чистый напиток из подобного сосуда.

Если бы искренний человек во время прослушивания обнаружил это, он бы почувствовал вкус упомянутого! Но сладость меда скрывает исходящее от этого прослушивания зловоние, грязь и следы безобразия, которые остаются на сердце. И непременно последствием прослушивания становится одиночество и изгнание, конечно, если этот человек честен с собой и искренне стремится к Аллаху, если все его поступки ради Него и для Него, в том числе и прослушивание.

Если же человек не искренен, действует лишь для своей услады, для удовольствия души и страстей, он пьет грязный напиток из грязной посуды и не будет чувствовать ничего из того, что мы упомянули. Его полностью поглотили страсти и низменные желания.

Человек, слушающий и наслаждающийся Кораном, пьет чистейший из напитков из самого чистого и прекрасного сосуда.

Таким образом, мы выявили три вида сосудов: чистый, грязный и загрязненный (смешанный). Так же и напиток бывает трех видов: чистый, грязный и загрязненный (смешанный).

Сердце бывает трех видов

Сердца трех видов: здоровое, сильное – его источник кристально чист и светел; больное и слабое – его источник грязен и низок; и сердце между двумя предыдущими, в котором смешано и то, и другое, вера и лицемерие, его источник чист, если его очистить. Умен же тот человек, кто смотрит в суть вещей и их последствия, кто видит цель и то, к чему приводит каждая вещь.

Кто же знает цели шариата относительно запрета причин, приводящих к запрещенному, однозначно запретит и поэзию (песню и музыку). Ведь слушать голос чужой (не близкой родственницы) женщины запрещено, так же, как и оставаться наедине с ней.

Запрещенное шариатом

 

Запрещенное шариатом делится на два вида:

· запрещенное по причине непосредственного вреда этой вещи для человека;

· запрещенное по причине способствования вреду для человека (т.е. эта вещь приводит человека к запретному).

Кто же привык смотреть только на сам предмет, но не задумывается о том, к каким последствиям приводит его применение, всегда затрудняется, не понимая причин запрета!

Всевышний и Великий Аллах сведущ, слава Ему, Господу миров, благослови Аллах лучшего из посланников – Мухаммада, мир ему и благословение, его семье и сподвижникам и тем, кто последовал за ними в лучшем до Судного дня. По Твоей милости и по Твоему великодушию, о Милосерднейший.


 

От редактора, да простит его Аллах:

«Аллах даровал мне милость и избрал меня для издания этой великолепной брошюры в нынешнем ее виде. При этом я опирался на три рукописные копии из трех разных стран, которые находились в Египте, Ираке и Арабском Саудовском королевстве.

В нынешнем своем виде эта книга раннее не издавалась, и эта книга не является результатом сбора разного рода информации с большого труда.

В действительности данная работа – часть книги «Вопрос слушания», у которой так же есть и другое название (будет упомянуто далее), которая, впрочем, очень отличалась от рукописного варианта, в частности, текст был приведен не полностью, имели место некоторые искажения, был изменен порядок изложения.[стр. 19]

Я уверен в том, что самостоятельноеиздание этой работы под другим именем, является вполне законным и обоснованным по нескольким причинам. Некоторые из них:

А – Эта работа в своем окончательном виде сильно отличается от напечатанного как часть книги «Разговор о вопросе слушания».

Б – Эта работа не похожа ни на какое предыдущее издание или книгу, ни смотря на то, что многие другие издания, как ранние так и современные, вобрали в себя многое из книг Ибн аль-Къаййима. [стр. 19]

Эта книга не может считаться результатом сбора разного рода информации с разных источников, так как не похожа ни на одно предыдущее или современное издание, в котором была собрана информация с разных источников.Эта полностью самостоятельная книга.

В – Книгу «Разговор о вопросе слушания» Ибн аль-Къаййим писал этапами, и состоит книга из двух частей или томов, как об этом говориться в предисловии книги [стр. 73] от редактора Рашид Ибн Абд аль-Азиз аль-Хамд. Первый том состоит из двух разделов. Первый раздел – пояснение шариатского решения о пении.

Второй раздел - разъяснение относительно того, когда слушание происходит для забавы, игры и раскрепощения или для приближения (к Аллаху) и поклонения. Заканчивается этот раздел сравнением между наслаждением от молитвы и наслаждением от пения.

Второй том вобрал в себя упоминание не пригодных в качестве доказательств аргументов, которые приводят певцы и их опровержения.

Мне кажется, что Ибн аль-Къаййим ответил на эти вопросы в 740 г.и.л. (т.е. написал первый том), но по прошествии некоторого времени добавил второй том, на что указывают его слова в начале второго тома [стр. 233]: «Сказал шейх Шамс ад-Дин Абу Абд Аллах Мухаммад Ибн АбиБакр аль-Ханбали аль-Джаузийдополняя правовые постановления, касающийся слушания. Это произошло в семьсот сороковом году, когда ученые четырех правовых школ [фикха] ответили на эти вопросы, да будет доволен Аллах всеми».

Т.е. Ибн аль-Къаййим написал свою книгу в два этапа.

Наша же работа – последний раздел первого тома.

Остался не рассмотренным только вопрос: почему же существуют все эти разногласия между самими рукописями и между ними и печатным изданием?

Наиболее точным ответом я считаю то, что Ибн аль-Къаййим сам извлек эту работу из других своих работ и затем редактировал ее не один раз. К тому же эта работа многократно переписывалась и изменялась переписчиками, а также переписывалась и уточнялась самим Ибн аль-Къаййим, что повлияло на возникновение различных копий и разногласий между ними.

Подытоживая, можно сказать, что эта работа – часть большого труда, которую сам Ибн аль-Къаййим извлек и редактировал, несколько раз переписывал, добавлял и убирал, менял порядок, пока, наконец,она не приобрела окончательную редакцию. Именно эти три причины и побудили меня к публикации этого труда отдельном виде. [стр. 21-22].

 


[1] В данном случае автор уподобил этого человека тем, кто при дележе трофеев имеет определенную для него Аллахом долю от трофеев, они, как очевидно, в выигрыше, так как имеют хорошую долю, остальные же могут довольствоваться только тем, что им, возможно, дадут в виде скромного подарка, проигрыш последнего также очевиден.

[2]То есть Всевышний требует, чтобы Его раб не занимал себя всегда разного рода делами и предметами, которые были созданы в его угоду и которые приводят к отвлечению от главной цели, для которой он был создан, то есть от поклонения Аллаху.

[3] Эти слова означают: Пречист Ты, о Аллах, от всего, что не подобает Тебе, и слава Тебе.

[4] Эти слово означают: Я прибегаю к Аллаху от проклятого шайтана.

[5] Открывающая – первая сура Корана, чтение которой обязательно в молитве.

[6] Имеется в виду, что того, от которого Аллах желает поклонения, Он повелевает разбудить, а того, от которого не желает этого, поскольку он сотворил что-то запрещенное, Он повелевает усыпить.

[7]Если объяснить подробнее, речь идет об изменении смыслов при перестановке слов в выражениях и о той пользе, которая достигается такими перестановками. В данном случае речь идет о слове «Тебе» и слове «поклоняемся». Порядок, по которому они должны были располагаться, - это «мы поклоняемся Тебе». Именно такой порядок имеет свою последовательность в арабском языке, к тому же (что очень важно для арабского) это короче, чем если сказать «Тебе мы поклоняемся». Дело в том, что в арабском языке при отделении местоимения «тебе» от глагола, за которым оно должно следовать, и перемещение его вперед, нужно обязательно добавлять вспомогательное слово. Это уже лишние слова, а они не желательны. Но в арабском языке можно переносить слова с одного места на другое, если в этом есть необходимость, достигая тем самым нужного смысла. А так как Речь Аллаха была ниспослана на ясном арабском языке, то и языковые правила в Коране такие же, как и в самом языке. В силу всего вышеизложенного ученые сказали, что цель перестановки слов в выражениях «Тебе мы поклоняемся» и «И у Тебя мы просим помощи» - это указание на то, что поклоняются только Аллаху и просят только у Аллаха, то есть исключительность Аллаха в поклонении и просьбе у Него. Поэтому в переводах необходимо ставить слово «только» перед словами «Тебе» и «у Тебя», в результате чего получится: «Только Тебе мы поклоняемся» и «И только у Тебя мы просим помощи».

[8]Имеется в виду, что до слов «Только Тебе мы поклоняемся» все отведено восхвалению Аллаха, признанию Его единственности в творении, во владении всего сущего, в устроении дел всего создания и поклонении, то есть эта часть суры относится к Аллаху, а после этих слов, как мы видим даже из перевода, все относится к той пользе, о которой он молит Аллаха.

[9] Наставление имеет два смысла: наставить на прямой путь (т.е. вывести из заблуждения); наставить в прямом пути (т.е. укрепить на нем). Оба они подразумеваются в «Фатихе»

[10]Смысл этой фразы в следующем: О Аллах, прими наши мольбы и ответь нам.

[11]Слова «ляббейкаАллахуммаляббейк» – повинуюсь, и готов служить Тебе, о Господи, повинуюсь и готов служить Тебе.

[12] Так называют один цикл молитвы.

[13] В роли, которого ты выступал в данном примере.

[14] Которая была в роли должника.

[15] Этот пример приведен, дабы показать связь между сердцем человека и его душой, дабы сердце заставило душу повиноваться его приказам и выполнить свой долг перед Аллахом.

[16]Ташаххуд - это одно из действий молитвы. Если молитва двукратная, то ташаххуд происходит единожды, по окончании молитвы, если молитва трехкратная или четырехкратная, то ташаххуд происходит дважды: по окончании двух первых циклов молитвы и по окончании самой молитвы. Ташаххуд заключается в произношении про себя или шепотом формы приветствия, свидетельства веры, чтением за ним особой формы приветствия Аллаха и слов, в которых испрашивается благословение и блага для Пророка, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, и его семьи. Все это осуществляется, сидя.

[17] Смысл фраз, которыми просят Аллаха благословить его посланника, можно понять из объяснения отдельных слов, с которыми могут возникнуть определенные затруднения. В этой просьбе используются два разных слова, которые зачастую многие переводят как одно, и дабы избежать этого, поясним следующее: под словом «благослови» (салли) имеется в виду «воздать похвалу и возвеличить», а под словами «пошли благословение» (бáрик) имеется в виду «утверди для него честь и почет, которыми ты его одарил, и пусть они будут для него постоянными, и увеличь ему те совершенства, которые подобают ему.

[18] См. «Сунан Абу Дауд», 1266

[19] Направление на Каабу, находящуюся в заповедной мечети города Мекки.

[20] Так как именно Аллах является опорой верующего во всех делах.

[21] Смотрите сноску № 8.

[22] То есть выбери для себя, ради кого и какой смертью ты погибнешь. Мужчина выбирает в силу величины своей чести и достоинства. Если ты любил своего Господа, ты погибнешь ради Него, если любил своего Пророка, погибнешь ради него, если любил женщин, деньги или высокое положение, то они станут причиной смерти.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.069 с.