Есть ли здесь родственные слова? — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Есть ли здесь родственные слова?

2017-05-14 634
Есть ли здесь родственные слова? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Санкт – Петербурга

Методическое пособие

Словообразование

 

Г.

Печатается по решению предметно-цикловой комиссии русской словесности

 

Составители:

Панферова Е.Ю. – преподаватель русского языка высшей квалификационной категории, Отличник народного просвещения

Парнюгина А.К. – преподаватель русского языка высшей квалификационной категории, Заслуженный учитель школ Российской Федерации

 

 

Пояснительная записка

 

Данное пособие предназначено студентам 2-6 группы, изучающим раздел «Морфемика. Словообразование» в курсе «Современный русский язык».

Навыки выделения значимых частей слова (морфем), понимание значения частей слов и родственных связей, углубляемых в процессе морфемного и словообразовательного анализа, способствуют правильному словоупотреблению, развитию языкового чутья.

Важность изучения разделов «Морфемика», «Словообразование» определяется тем, что более двух третьих орфографических правил опираются на умение анализировать состав слова.

 

 

Цель – формирование умений и навыков по разделу «Морфемика. Словообразование».

 

Задачи:

1. Знать основные понятия по разделу «Морфемика. Словообразование».

2. Понимать отличие между морфологическими и неморфологическими способами образования.

3. Уметь определять единицы морфемной и словообразовательной систем, способы словообразования.

4. Выполнять морфемный и словообразовательный разбор.

5. Структурировать теоретический материал.

6. Оценивать собственные знания по изученной теме.

 

? Из каких частей состоит раздел «Словообразование»? Что изучает каждый подраздел?

I. Шанский Н.М. 1. Морфемика изучает минимальные значимые части слов (учение о строении, структуре слова). 2. Учение о словообразовательной структуре слова – структурные типы производных слов и их классификацию. 3. Деривация – способы создания производных слов, особенности образования слов различных частей речи. II. Диброва Е.И., Лекант П.А. 1. Морфемика. 2.Словообразование (дериватология, деривация)

Понятие морфемы

 

Морфема – минимальная значимая часть слова. (Шанский Н.М., Лекант П.А.)

Это «двуплановая единица, обладающая формой и значением (семантикой)» (Лекант П.А.)

 

Виды морфем

Корневые –обязательная часть слова,смысловое ядро, носитель лексического значения. Аффиксальные –факультативная часть слова, конкретизирующая семантику корневой морфемы
Корень Флексия Префикс Суффикс Постфикс Интерфикс Асемантическая прокладка

 

 

Корень слова

 

? Выделите и прокомментируйте основные части определения корня.

«Корень – морфема, являющаяся центральным элементом в морфемной структуре слова, предопределяющая его лексическое значение; общая часть родственных (однокоренных) слов». (П.А.Лекант)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Корень – главная и обязательная часть слова. Нет ни одного слова без корня: СОГНУТЬ.

Чтобы правильно выделить корень слова, нужно подобрать однокоренные слова, опираясь налексическое значение слова; корень должен быть зафиксирован хотя бы в двух из них; выделить общую часть: ТЁМНЫЙ – ТЬМА, ПОТЁМКИ – корень –ТЁМ-, а не –тёмн-.

В трудных случаях смотреть «Словарь морфем» и «Школьный словарь строения слов русского языка» З.А.Потихи.

В корне может быть 2 – 6 звуков, реже 1. Больше 6 – в заимствованных словах: ультиматум.

С выделением корня нужно быть осторожными:

- не путать омонимичные корни: носик – носить (учитывать лексическое значение слова);

- при подборе родственных слов нужно учитывать чередования гласных и согласных в корне: звук – звучать; растение – росток – выращивать (опираться тоже на ЛЗ).

Нельзя путать

однокоренные (родственные) слова и формы одного слова:

Разное лексическое значение Одинаковое лексическое значение Отличаются словообраз. аффиксами Отличаются окончаниями и

формообразующими аффиксами

Разные части речи – однокор. слова.

 

Вода, водный, приводниться. Вода, воды, воде, водою.

 

Виды корней:

Свободные Связанные

Употребляются в сочетании со словообразовательными аффиксами и без них: звездный – звезда Употребляются только со словообразовательными афиксами:   улица – уличный – переулок- проулок.

 

Флексия (окончание) (от лат. «сгибание, изгиб»)

 

? Сравните два определения флексии. Составьте свое определение.

Флексия (от лат. – сгибание) – наиболее употребительная разновидность словоизменительных морфем, служит для связи данной словоформы с другими словами. (Лекант П.А.)

Флексия – это служебные морфемы, образующие грамматические формы и выражающие грамматические значения слов. (Тихонов А.Н.)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

? Все ли слова имеют флексию?

Изменяемые Неизменяемые
Имеют окончание: - материально выраженное (в виде фонем): веснА-веснЫ-веснЕ - нулевое: дом Не имеют окончания (всё слово, за исключением формообразующих суффиксов, – основа): хорошо
Имена: существительное, прилагательное, числительное; Местоимение Глагол Причастие Несклоняемые существительные: кафе Сравнит. степень прилаг., наречия и категории состояния: лучш- е Инфинитив: зна - ть Деепричастие: игра - я Наречие: долго Категория состояния: можно Служебные части речи: если Междометие: ура

? Что нужно сделать, чтобы правильно выделить флексию?

________________________________________________________________________________________________________________________________________

Трудные случаи выделения окончания:

 

- конь, краток, бежал;

- линия, учение, санаторий, герой, сарай;

- узкий, лисий – лисья, помещичий – помещичьи;

- гуляй, намажь;

пусти - пустите;

улыбай ся – улыбайтесь;

увидите - пишите

 

Основа слова

Основа – это часть слова без флексии и формообразующих аффиксов.

В основе выражается лексическое значение слова: ЛЕСН (ой)

В большинстве слов основа представляет собой комплекс непосредственно связанных между собой морфем, т.е. является непрерывной.

У некоторых типов слов основы расчленены флексиями или формообразующими аффиксами: улыба ла сь.

Основа бывает производной, непроизводной, производящей.

Степени членимости основ

нечленимая членимая

(непроизводная) (производная)

↓ ↓

равна корню корень+аффиксы

стол, ветер лётчик, столик

 

Производящая (мотивирующая) основа – это основа слова, от которого образовано данное слово.

? Является ли основа морфемой?_________________________________

Аффиксы

№ п/п Аффикс Определение Пример
1. Префикс(лат. praefixus – «прикреплённый спереди») Аффикс, который находится перед корнем или перед другой приставкой. Полагать Рас по лагаться
2. Суффикс (от лат. suffixus - «прикреплённый») Аффикс, находящийся после корня перед окончанием или перед другим суффиксом. Удивительный Собра ни е  
3. Постфикс (от лат. post – «после» и fixus – «прикреплённый») Аффикс, находящийся после окончания в абсолютном конце слова. Умываться Какой-либо
4. Интерфикс (от лат. inter – «между» и fixus – «вставленный») Аффикс, соединяющий корни в сложных словах. Паровоз Путешествие
5. Асемантическая прокладка Вставка, используемая для благозвучия при словообразовании. Конголезский Певец

Аффиксальные морфемы:

       
   
 

 


словообразовательные формообразующие
приставки, суффиксы, постфиксы, которые образуют новое слово, имеющее иное лексическое значение: учить, подучить, учение.   суффиксы и приставки, которые образуют грамматическую форму слова, не изменяя его лексического значения: учить – учил – учивший  

 

Формообразующие аффиксы

 

№ п/п Часть речи Формообразующие аффиксы Примеры
1. Сравнительная и превосходная степень сравнения прилагательных и наречий. - е - ее - ше - ейш, - айш наи - выш – е смел – ее тонь – ше мудр – ейш – ий наи – глубоч – айш - ий
2. Глагол: - инфинитив     - прошедшее время - повелительное наклонение     - ть - ти - нулевой - л – - и - - нулевой     игра – ть нес – ти беречь догада – л – ся наклон – и – сь узнай, назначь
3. Причастия: - Настоящее время - Прошедшее время Действительные Страдательные
  - ущ -, - ющ - от 1 спряж. - ащ -, - ящ - от 11 спряж.   - ем - от 1 спряж. - им - от 11 спряж.
  - ш - - вш - - нн - (от глаг на –ать,-ять) - енн -, - ённ – - т -
4. Деепричастия: Несовершенного вида (что делая?) Совершенного вида (что сделав?)
- а - я   - в, - вши, - ши

 


Образование глагольных форм

  1. Глагол имеет две основы:

- основа инфинитива (прошедшего времени): шепта ть, шепта л;

- основа настоящеговремени (будущего простого времени): смотр ит изготов ит.

 

  1. При образовании глагольных форм необходимо учитывать вид и переходность:

Вид: С овершенный – что С делать? – сдать, убежать, написать

Несовершенный – что делать? – дать, бежать, писать

 

Переходные глаголы имеют при себе сущ-е или местоимение в форме винительного падежа (КОГО? ЧТО?) без п р е д л о г а: любить (кого?что?) маму.

+ Род. падеж: - часть целого: выпить (чего?) чаю

- при отрицательном глаголе: НЕ знать (чего? ничего

 

  1. От основы инфинитива(-ТЬ,-ТИ): От основы наст./буд. времени(ЕТ,ИТ):

 

1. прош. время: -Л 2. буд. сложное: будет + инф. несов.в. 3. действительное прич. прош. вр. (-ш, -вш) 4. страд. причастие прошедшего вр. (-енн, -нн, -т) 5. деепричастие сов. в. –в, вши(сь)  
  1. повелит. наклон.: -И
2. действительное причаст. наст. врем. (-ущ, -ющ, -ащ, ящ) 3. страдательное причастие наст. времени (-ем, -им) 4. деепричастие несовершенного вида (-а, -я)  

 

  1. Запомните:

- от глаг. несов. вида – будущее сложное

деепричастие – -А, -Я

- от глаг. соверш. вида – нет наст. времени

будущее простое

деепричастие – -В, -ВШИ(сь)

- от неперех. глаг. - нет страдательных причастий.

 

Образец записи

 

Читать – (несов. вид, переходн.)

Чита ть Читаj ет

Чита л читай

Чита л бы читаj ющий

Будет чита ть читаj емый

Чита вший читаj я

Чита нный

 

Словообразование 1. Словообразование (или деривация - от лат. derivatio - образование) изучает образование слов от родственных и описывает формально­смысловое соотношение между производящим и производным словом. Производящее (мотивирующее) слово - то, которое образует новое. Производное слово ­то, которое образуется.   Школьный ← школа ↓ ↓ производное производящее (мотивирующее)   1. Дериват - элемент словообразовательной структуры, представляющий конкретное словообразовательное средство: приставка, суффикс, постфикс.   2. Словообразовательный анализ устанавливает: 1) от какого производящего слова образовано данное, 2) с помощью каких словообразовательных дериватов образовано данное. 3) способ словообразования. Задача словообразовательного анализа - установление словообразовательной структуры слова. 3. Новое слово (производное) может образовываться: Ø целиком от производящего слова:   а) при лететь – лететь (глагол с приставкой - от глагола) б) умыть ся – умыть (возвратный глагол от невозвратного глагола); Ø от производящей основы (большинство слов): храбр ец – храбрый по -летн ему – летний покачива ни е – покачивать   Способы словообразования
Неморфологический ↓ Слова образуются без участия морфем Морфологический ↓ Слова образуются с помощью морфем

 

1. Собственно словообразование (неморфологический способ)

1. Лексико-синтаксический способ - сращение в одно слово слов, входящих в словосочетание: заблаговременный, триста ничегонеделание, сегодня

 

 

 

Собственно словообразование (неморфологический способ)

1. Лексико-синтаксический способ – сращение в одно слово слов, входящих в словосочетание:

заблаговременный, ничегонеделание

триста, сегодня

 

2. Морфолого-синтаксический способ – переход слов из одной части речи в другую:

Солнечным утром – пришел утром

Гостиная комната – сидеть в гостиной - субстантивация

Благодаря за помощь – сделал благодаря помощи друга

 

3. Лексико-семантический способ – слово приобретает новое значение: затянуться

- затянуться поясом

- дело затянулось

- затянуться табачным дымом.

 

Словопроизводство (морфологический способ)

№ п/п Способ словопроизводства Разновидности Образец записи
1. Аффиксация префиксальный суффиксальный префиксально-суффиксальный постфиксальный побежать ← бежать прокатчик ← прокат подоконник← окн о   учиться ← учить
2. Безаффиксный От приставочных глаголов От основ прилагат. перевоз ← перевоз ить   высь ← выс окий  
3. Сложение   звукорежиссер, небесно-голубой, птицефабрика
4. Аббревиация   РГПУ, МГУ, Госдума
5. Редеривация (обратное словопроизводство)   зонт← зонтик трудоустроить← трудоустройство
6. Калькирование (съёмка морфемного состава иноязычного слова)   подразделение (subdivision) местоимение (pronomen)

Ряд однокоренных слов, находящихся в отношениях последовательной мотивированности, образуют словообразовательную цепочку. Начальным, исходным звеном является немотивированное слово.

 

устарелый ← устареть ← стареть ← старый

 

Словообразовательное гнездо – совокупность однокоренных слов, упорядоченная отношениями производности. В основе каждого словообразовательного гнезда находится исходное слово – вершина.

 

? Проследите словообразовательные цепочки в статье из «Словообразовательного словаря русского языка» А.Н.Тихонова, представляющей собой словообразовательное гнездо:

 

 

Используйте данный словарь при морфемном и словообразовательном разборе слов.

Морфемный и словообразовательный разбор слова

Цель:

Морфемный разбор Словообразовательный разбор
Установить морфемный состав слова Установить, от чего (от производящей основы или слова) и с помощью чего (словообразовательные аффиксы – словообразовательные форманты) образовано слово.

План

1. Выписать слово.

2. Произвести морфемный разбор.

3. Указать часть речи и ее форму (словоизменительные категории) (см. Приложение стр. 26.

4. Подобрать три однокоренных слова. Выделить в них корень.

5. Подобрать по три примера на каждую словообразовательную морфему, выделить морфему.

6. Произвести словообразовательный разбор, указать способ словообразования.

 

Комментарии

 

- При выполнении морфемного разбора необходимо помнить о формообразующих суффиксах, которые не входят в основу.

- На формообразующие суффиксы приводить примеры не надо.

- Производить словообразовательный разбор слова следует в его начальной форме.

- При префиксальном и постфиксальном способе словообразования производящим является все слово, поэтому выделять нужно только префикс или постфикс.

 

Образец морфемного и словообразовательного разбора

 

I. Бес про свет н ым

1. прилагательное в форме ед.ч., м.р., Т.п.

2. свет

светило

подсветить

3. бесспорный пролесок летний

бескрайний прогорел телефонный

бесславный продавать лунный

       
   


II. Бес просвет н ый ← просвет (преф.-суффикс. способ)

Упражнения

 

Установите соответствия между понятиями и определениями:

 

а) корень 1) Значимая часть слова, которая

стоит после корня и обычно служит для

образования новых слов

б) приставка 2) Общая часть родственных слов, в

которой заключено их основное значение

в) суффикс 3) Значимая часть слова, которая стоит

перед корнем и служит для

образования новых слов

г) окончание 4) Изменяемая часть слова, которая

служит для связи слов и выражения

значений рода, числа, падежа

д) основа 5) Часть слова без окончания и формообразующих

аффиксов

 

Корень слова

 

Все ли слова родственные?

- упасть, свалиться, рухнуть, обвал, самосвал, вповалку;

 

- кидать, бросать, швырять, подбрасывать, выбрасывать;

 

Как объединить слова?

Уплатить, уплотнить, переплатить, вплотную, выплатить, плотный, уплотниться, заплата, плотно, платный.

 

5. Найдите «третье лишнее»:

- потолок, пот, потливый;

- сыр, сырость, сырок;

- море, морщина, морской;

- боль, больница, большой;

- умереть, замирать, примирение;

- росток, расстилаться, возраст.

Почему полезно давать такое задание учащимся?

 

Методическая задача.

 

Ученик подбирал к слову «владеть» однокоренные слова и назвал слово «владетель». Другой ученик дополнил этот ряд словами «власть, властный». Как должен вести себя в этой ситуации учитель?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Подберите однокоренные слова с различными фонетическими вариантами корня. Выделите корень слова.

Согнуть пришла разуться

Предпочла сорвать выбрать

Назвать послать раздаваться

Виться начала подняла

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

С нулевой флексией

3) без флексии:

 

лекторий РТР коснуться полёт козий свежий статуя мечтая по-новому очень печень купался

 

4. Выделите окончание в следующих словах:

- домов, коров, основ, голов, следов;

- степей, ножей, батарей, ушей, юношей, галерей, обогрей;

- колдуний, зимний, лисий, санаторий, заячий, зданий, тающий;

- на лекции, впоследствии, в плавании, в планетарии;

- ранние, купание, отчаяние;

- весеннее (солнце), стало светлее на душе, небо стало светлее.

 

Выделите основу слова.

Багажный, вагон, вагонетка, важничать, выживаешь, глянец, держаться,

 

искривился, мазь, лисий, счастье, рыбачий, повеяло.

 

 

Выпишите формы слова.

 

Глухой – глуше говорить – заговорить

оглушительный договориться

приглушить заговорив

более глухой заговоренный

глухие наговор

самый глухой говорили

глохнуть заговоривший

глухими говоря

 

8. Выпишите в разные столбики однокоренные слова и формы одного и того же слова:

- грустный, грустить, грущу, грустнее, грустя, грусть, грустно, погрустить, грустная, грустящий, лицо грустнее;

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- красота, красивый, украшение, украсить, краса, скрасить, красивее, небо красиво, красиво говорить, красивейший, украшенный, красавец, украсив, красавица;

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Выпишите родственные слова.

 

Катить, закатывание, закат, катил, кативший, закатный, выкатывать, катать,

 

катите, вкатывать.

____________________________________________________________________

10. Методическая задача. Ученику дали задание подобрать родственные слова. Найдите ошибки.

Думать, думал, передумал, обдуманно, задуматься, придумать, выдумать,

думающий, думай, надуманность, думая.

________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Найдите однокоренные слова и формы одного слова в данных примерах. Для чего используются слова с одним корнем в этих текстах?

1)Ты не гляди так гордо на меня, и я бываю гордым с гордецами, гордясь, что сам могу седлать коня, пахать и сеять этими руками.

2) Позолотчик сентябрь Где прошел по лесам он

Прикатил с позолотой, С ведерком и кистью,

Засучил рукава и, не медля, Там дрожат и горят

Взялся за работу. Золоченые листья.

(А.Прокофьев.)

 

3)Листопадит в роще,

Листопадит,

Пролетает ветер низовой.

Намело уж в заводи и пади

Желтых листьев колдовской метлой.

Оголенный клен, как лось, рогатый,

Над протокой головой поник.

Из-под листьев смотрит виновато

Карим глазом поздний боровик.

(В.Ноздрёв.)

 

4) Юность – самое лучшее время для лирической поэзии. Лирическая поэзия требует богатства ощущений, а когда же грудь человека наиболее богата ощущениями, как не в лета юности?

(В.Г.Белинский.)

 

5) Кто слишком любит человечество вообще, тот, большею частию, мало способен любить человека в частности.

(Ф.М.Достоевский.)

 

Аффиксальные морфемы

 

1. Докажите примерами справедливость утверждения К.И.Чуковского: «Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков… В разнообразии приставок таится разнообразие смысла».

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

2.. Как сгруппировать слова? Докажите.

Обобщать, обобрать, оболочка, обочина, обогатить, обогреть, обоготворить,

 

ободок, ободрить, обоз.

 

Методическая задача.

Ученик так представил словообразовательную цепочку: глухой – глушить – оглушительный.

Как надо доказать, что она представлена не полностью?

________________________________________________________________

 

 

Методическая задача.

Ученик разобрал слово «ниточка» по составу так: НИТОЧКА. Беседуя с учителем, он объяснил, что, по его мнению, данное слово образовано от слова «нить».

Как должен реагировать на эту ситуацию учитель?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Выполните словообразовательный анализ слов.

 

по-братски

договорённость

капризничать

сравнительный

подстаканник

прорубь

скрепка

расторопный

расщедриться

учиться

снегопад

 

7. Определите неморфологические способы образования следующих слов.

Высококвалифицированный, вышеуказанный, верхом, набережная,

 

всеобъемлющий, открытый (взгляд), быстропроходящий, (юный) пионер.

 

8. Составьте выражения со словами, которые образованы неморфологическим способом.

Например: рабочий день, рабочий на заводе.

Больной -, больной -; горбатый -, горбатый -, будущее -, будущее -, прямая - прямая -, детская -, детская-, выходной -, выходной -, контрольная -, контрольная -, настоящее -, настоящее -.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Морфемный и словообразовательный анализ слова

 

1. Выполните полный морфемный и словообразовательный разбор следующих слов.

Разоритель по-братски досыта умственный учительство выдумщик неизведанный удивленно Неровность насмешливый подсудимый безысходность прицениться прикручивать задушевный бездорожье

 

 

Проверьте себя по словарю.

 

3. Выполните краткий морфемный и словообразовательный разбор слов.

Прор…стание, засе…нный, взволнов…ость, разб…раться, с…мовар,

 

с…моварный.

 

4. Запишите словообразовательную цепочку к словам:

оснащенность_____________________________________________ нагревательный____________________________________________

 

5. Восстановите недостающие звенья в цепочке:

живой _________________________________________оживленность.

 

6. Выполните полный морфемный и словообразовательный разбор слов:

Бе…пр…дельно (наречие), огран…чительный, редколесье, бе…ердечность, сопр…к…сался, неожида…ый, обезвредить.

 

Приложение

Санкт – Петербурга

Методическое пособие

Словообразование

 

Г.

Печатается по решению предметно-цикловой комиссии русской словесности

 

Составители:

Панферова Е.Ю. – преподаватель русского языка высшей квалификационной категории, Отличник народного просвещения

Парнюгина А.К. – преподаватель русского языка высшей квалификационной категории, Заслуженный учитель школ Российской Федерации

 

 

Пояснительная записка

 

Данное пособие предназначено студентам 2-6 группы, изучающим раздел «Морфемика. Словообразование» в курсе «Современный русский язык».

Навыки выделения значимых частей слова (морфем), понимание значения частей слов и родственных связей, углубляемых в процессе морфемного и словообразовательного анализа, способствуют правильному словоупотреблению, развитию языкового чутья.

Важность изучения разделов «Морфемика», «Словообразование» определяется тем, что более двух третьих орфографических правил опираются на умение анализировать состав слова.

 

 

Цель – формирование умений и навыков по разделу «Морфемика. Словообразование».

 

Задачи:

1. Знать основные понятия по разделу «Морфемика. Словообразование».

2. Понимать отличие между морфологическими и неморфологическими способами образования.

3. Уметь определять единицы морфемной и словообразовательной систем, способы словообразования.

4. Выполнять морфемный и словообразовательный разбор.

5. Структурировать теоретический материал.

6. Оценивать собственные знания по изученной теме.

 

? Из каких частей состоит раздел «Словообразование»? Что изучает каждый подраздел?

I. Шанский Н.М. 1. Морфемика изучает минимальные значимые части слов (учение о строении, структуре слова). 2. Учение о словообразовательной структуре слова – структурные типы производных слов и их классификацию. 3. Деривация – способы создания производных слов, особенности образования слов различных частей речи. II. Диброва Е.И., Лекант П.А. 1. Морфемика. 2.Словообразование (дериватология, деривация)

Понятие морфемы

 

Морфема – минимальная значимая часть слова. (Шанский Н.М., Лекант П.А.)

Это «двуплановая единица, обладающая формой и значением (семантикой)» (Лекант П.А.)

 

Виды морфем

Корневые –обязательная часть слова,смысловое ядро, носитель лексического значения. Аффиксальные –факультативная часть слова, конкретизирующая семантику корневой морфемы
Корень Флексия Префикс Суффикс Постфикс Интерфикс Асемантическая прокладка

 

 

Корень слова

 

? Выделите и прокомментируйте основные части определения корня.

«Корень – морфема, являющаяся центральным элементом в морфемной структуре слова, предопределяющая его лексическое значение; общая часть родственных (однокоренных) слов». (П.А.Лекант)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Корень – главная и обязательная часть слова. Нет ни одного слова без корня: СОГНУТЬ.

Чтобы правильно выделить корень слова, нужно подобрать однокоренные слова, опираясь налексическое значение слова; корень должен быть зафиксирован хотя бы в двух из них; выделить общую часть: ТЁМНЫЙ – ТЬМА, ПОТЁМКИ – корень –ТЁМ-, а не –тёмн-.

В трудных случаях смотреть «Словарь морфем» и «Школьный словарь строения слов русского языка» З.А.Потихи.

В корне может быть 2 – 6 звуков, реже 1. Больше 6 – в заимствованных словах: ультиматум.

С выделением корня нужно быть осторожными:

- не путать омонимичные корни: носик – носить (учитывать лексическое значение слова);

- при подборе родственных слов нужно учитывать чередования гласных и согласных в корне: звук – звучать; растение – росток – выращивать (опираться тоже на ЛЗ).

Нельзя путать

однокоренные (родственные) слова и формы одного слова:

Разное лексическое значение Одинаковое лексическое значение Отличаются словообраз. аффиксами Отличаются окончаниями и

формообразующими аффиксами

Разные части речи – однокор. слова.

 

Вода, водный, приводниться. Вода, воды, воде, водою.

 

Виды корней:

Свободные Связанные

Употребляются в сочетании со словообразовательными аффиксами и без них: звездный – звезда Употребляются только со словообразовательными афиксами:   улица – уличный – переулок- проулок.

 

Флексия (окончание) (от лат. «сгибание, изгиб»)

 

? Сравните два определения флексии. Составьте свое определение.

Флексия (от лат. – сгибание) – наиболее употребительная разновидность словоизменительных морфем, служит для связи данной словоформы с другими словами. (Лекант П.А.)

Флексия – это служебные морфемы, образующие грамматические формы и выражающие грамматические значения слов. (Тихонов А.Н.)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

? Все ли слова имеют флексию?

Изменяемые Неизменяемые
Имеют окончание: - материально выраженное (в виде фонем): веснА-веснЫ-веснЕ - нулевое: дом Не имеют окончания (всё слово, за исключением формообразующих суффиксов, – основа): хорошо
Имена: существительное, прилагательное, числительное; Местоимение Глагол Причастие Несклоняемые существительные: кафе Сравнит. степень прилаг., наречия и категории состояния: лучш- е Инфинитив: зна - ть Деепричастие: игра - я Наречие: долго Категория состояния: можно Служебные части речи: если Междометие: ура

? Что нужно сделать, чтобы правильно выделить флексию?

________________________________________________________________________________________________________________________________________

Трудные случаи выделения окончания:

 

- конь, краток, бежал;

- линия, учение, санаторий, герой, сарай;

- узкий, лисий – лисья, помещичий – помещичьи;

- гуляй, намажь;

пусти - пустите;

улыбай ся – улыбайтесь;

увидите - пишите

 

Основа слова

Основа – это часть слова без флексии и формообразующих аффиксов.

В основе выражается лексическое значение слова: ЛЕСН (ой)

В большинстве слов основа представляет собой комплекс непосредственно связанных между собой морфем, т.е. является непрерывной.

У некоторых типов слов основы расчленены флексиями или формообразующими аффиксами: улыба ла сь.

Основа бывает производной, непроизводной, производящей.

Степени членимости основ

нечленимая членимая

(непроизводная) (производная)

↓ ↓

равна корню корень+аффиксы

стол, ветер лётчик, столик

 

Производящая (мотивирующая) основа – это основа слова, от которого образовано данное слово.

? Является ли основа морфемой?_________________________________

Аффиксы

№ п/п Аффикс Определение Пример
1. Префикс(лат. praefixus – «прикреплённый спереди») Аффикс, который находится перед корнем или перед другой приставкой. Полагать Рас по лагаться
2. Суффикс (от лат. suffixus - «прикреплённы

Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.307 с.