Работа организуется в таких формах, как индивидуальная, работа в парах, в малых группах, работа всей группы. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Работа организуется в таких формах, как индивидуальная, работа в парах, в малых группах, работа всей группы.

2017-05-14 449
Работа организуется в таких формах, как индивидуальная, работа в парах, в малых группах, работа всей группы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Все это позволяет реализовать принципы тренинга:

принцип максимальной активности, предполагающий максимальный уровень включенности каждого участника группы. Принцип активности опирается на идею о том, что человек усваивает 10 % того, что слышит; 50 % того, что видит; 70 % того, что проговаривает; 90 % того, что делает сам. Упражнения и задания сконструированы таким образом, что позволяют активно участвовать в их выполнении всем членам группы.

Принцип максимальной достоверности информации, который обеспечивается тем, что средством извлечения знаний является собственная деятельность участников, предметом обсуждения являются наглядные факты – примеры из реальной жизни.

Принцип активной исследовательской позиции каждого предполагает, что каждое упражнение и задание – повод для анализа действий и переживаний участников.

Таким образом, в основе принципов тренинга лежит активный исследовательский харатер поведения участников.

Основной упор в занятиях делается на работу в малых группах. Основной прием работы – ролевая игра, в игре участники проигрывают роли и ситуации из педагогической практики.

Так как большая часть заданий выполняется в подгруппах, ведущий использует игровые способы деления участников: по дням рождения, по стажу работы и т.д. На каждом занятии используется упражнение – энергизатор, цели у которого могут быть самые разные: снять напряжение, расслабиться, установить дружескую атмосферу, отдохнуть, разогреть группу, настроить на последующую работу, активизировать групповую динамику и др.

Занятия строятся по единой структуре:

Ритуал приветствия.

Разминка.

Основное содержание занятия.

Рефлексия прошедшего занятия.

Ритуал прощания.

Оборудование и материалы: стулья (по количеству участников), бумага для записей, ручки, бланки для проведения тестирования, магнитофон с записью релаксационных композиций.

Ожидаемые результаты: умение вырабатывать педагогами адекватные способы поведения в конфликтной ситуации и эффективные способы разрешения конфликтов.

Эффективность программы: оценку эффективности отражают отзывы педагогов о тренинге, результаты анкетирования участников. Участниками тренинг оценивается как дающий реально полезные знания, навыки не только в профессиональной сфере, но и в повседневной жизни. По мнению участников, они получили навыки анализа собственного профессионального поведения и поступков, возможность посмотреть на отношения “учитель – ученик” другими глазами, улучшить отношения с учениками.

Приложение

Приложение

Тема занятия содержание Кол-во ч.
Занятие 1. На старте. Сплочение группы, выработка правил работы, создание атмосферы открытости, доброжелательности, взаимодействия, положительной мотивации и настроя на работу.    
Занятие 2. Психологическая природа конфликта. Определение конфликта. Структура, сфера, динамика конфликта. Причины. Модальность долженствования в речи педагога как одна из причин конфликта между учащимися и учителями.    
Занятие 3. Основные виды поведения в конфликте и его разрешение. Ведущие стратегии поведения в конфликте. Самодиагностика на основе теста Томаса для определения поведения в конфликтной ситуации.    
Занятие 4. Стратегия сотрудничества в педагогическом конфликте. Стратегия сотрудничества как основа конструктивного общения в конфликте. Искаженное понимание интересов другой стороны в конфликте    
Занятие 5. Посредничество педагога в конфликте. Роль и функции посредника в конфликте. Особенности общения посредника в конфликте. Правила построения коммуникации посредником. Организация процедуры разрешения конфликта через посредника.    
Занятие 6. Педагогическое манипулирование. Общие характеристики манипулятивного стиля общения. Причины манипулирования. Педагогическое манипулирование как деструктивный фактор общения педагога и ученика. Способы преодоления пед. манипулирования.    
Занятие 7. Финал. Завершение групповой работы. Подведение итогов работы группы. Обсуждение результатов тренинга. Рефлексия.    

Занятие 2. Психологическая природа конфликта.

Цели: дать определение конфликта, его структура, сфера, динамика; выявить причины конфликтов; рассмотреть модальность долженствования в общении с учеником как возможную причину педагогического конфликта; отработать навыки замены в речи педагога модальности долженствования.

 

1. Ритуал приветсвия.

Цель: формирование доверительных отношений в группе, создание позитивных эмоциональных установок.

Инструкция: любым способом по очереди поприветствовать друг друга.

2. Упражнение «Ассоциации».

- Сегодня мы занимаемся конфликтами. Сейчас я предлагаю встать тем, кто ни разу в жизни не был в конфликте, кто не знает и не представляет себе, что такое конфликт…

Никто из нас не встал.

- Пусть каждый скажет, с чем у него ассоциируется слово «конфликт»? Какой образ подскажет ваше воображение? Какие мысли, чувства, ощущения возникают при этом? На что «похож» конфликт?

Обсуждение: Для чего мы делаем это упражнение?

3. Работа с доской.

Ведущий записывает: «Конфликт – это…»

Ответы ззаписываются на доске: положительные и отрицательные формулировки – с разных сторон доски.

Анализ записанного. Вывод делает грууппа.

4. Представление и обсуждение теоретического материала.

Теория: Конфликт имеет структуру, сферу, динамику.

Структура конфликта складывается из внешней и внутренней позиции участников, их взаимодействий и объекта конфликта.

Внутренняя позиция участника конфликта – цели, интересы, мотивы;

Внешняя позиция участника конфликта – речевое поведение, мнение, точка зрения, пожелание.

Сфера конфликта – деловая и личностная.

Динамика конфликта складывается из 3 стадий:

1. нарастание

2. реализация

3. затухание

Рассмотрим пример: В классе есть ученик, который ведет себя вызывающе, грубит, выглядит (по вашему мнению) ужасно: длинные волосы, порванные джинсы, майка. Вы делаете ему замечание, требуя изменить поведение и внешний вид. В ответ ученик ведет себя еще хуже – он бунтует и на следующий день приходит одетым вызывающе, да и поведение безобразное. Получилось все наоборот. Знакомый случай? Давайте разберемся. Делая замечание, вы ориентировались только на поведение и внешний вид подростка. Это внешняя позиция участника. А как же внутренняя? Где она? А ее-то вы и не учли. Конфликтные отношения с подростком изменяться в лучшую сторону, если вы будете ориентироваться не на его поведение, а на внутреннюю позицию, то есть сможете понять его цели, интересы, мотивы. В данном случае это стремление быть взрослым, выделиться, утвердить свое «я».

Что является объектом конфликта в данной ситуации?

Ученик и педагог имеют разные объекты: для учителя объект – дисциплина в школе и классе, для подростка – стремление к самоутверждению. Сфера конфликта – деловая ситуация.

Решение конфликта можно начать с объединения объектов: решая задачу поддержания дисциплины, учитель поручает подростку дело, в котором он может добиться успеха, удовлетворить свою потребность в самоутверждении. При этом есть одно важное правило:

Нельзя допускать, чтобы конфликт из деловой сферы переходил в личностную. Мы часто говорим: «Ты – грубый и невоспитанный! По математике у тебя – одни двойки. Лентяй! Не можешь заставить себя приготовить домашнее задание! А еще и разговариваешь, когда надо сидеть и слушать хотя бы на уроке!

Сможем ли мы в данном случае решить конфликт?

Мы перешли из деловой ситуации в личностную.

Как можно было бы сказать педагогу?

Давай вместе подумаем, почему у тебя проблемы с математикой. Тебе неинтересно или ты что-то не понял?

Успешно блокировать конфликт можно на стадии его возникновения. Один из самых эффективных способов блокировки конфликта – переведение его из плоскости коммуникативных взаимодействий в плоскость предметно-деятельностную. «Отрицательная энергия» израсходуется в деятельности и не выплеснется во взаимоотношениях.

Конфликт разгорелся – стадия реализации. Когда силы и энергия исчерпаны, наступает стадия затухания. Разрядка напряжения произошла и участники конфликта «выплеснули» свои эмоции. Тогда на этой стадии эффективна воспитательная коррекция: беседы, выяснение причин конфликта.

4. Работа в группах: участники делятся на 3 группы.

Каждая группа получает задание: приготовить и разыграть конфликтную ситуацию из школьной жизни.

Представление сценок. Анализ. Рефлексия и обсуждение:

- Что общего во всех сценках?

- Какие чувства вы отметили у себя во время выполнения задания?

- Каково вам было в роли конфликтующих?

- Какими могут быть последствия данных конфликтов?

- Каким может быть положительное воздействие конфликта на его участников?

5. Причины конфликтных ситуаций.

- Диагностируйте версию конфликтной ситуации своей группы с точки зрения причины.

Обсуждение.

Часто причиной конфликтов между педагогами и учащимися выступает так называемая «модальность обращения к ученику». Те речевые средства, которые направлены на ребенка, формулируются в модальность долженствования, а то, что касается самих взрослых, произносится в модальности возможного. Ребята понимают, что для них одни запреты, а взрослые имеют полную свободу действий. Очевидная несправедливость обостряет взаимоотношения педагогов и учащихся.

 

Типичная фраза Можно (необходимо) сказать
Ты должен хорошо учиться! Я уверен, что ты можешь хорошо учиться!
Ты должен подумать о будущем! Интересно, каким человеком ты хотел бы стать? Какое будущее планируешь?
Ты должен слушаться учителей! Конечно, ты можешь иметь свое собственное мнение, но полезно прислушаться к мнению старших.

 

6. Работа в группах.

Задание: даны типичные фразы, которые мы, как правило, произносим. Как можно или необходимо сказать?

- Мы в твои годы жили гораздо хуже. Ты должен ценить заботу старших!

- Сколько можно бездельничать! Ты должен, наконец, заняться учебой!

- Ты постоянно срываешь мой урок! Ты должен сидеть спокойно и внимательно слушать!

- Кто разбил стекло? Ты должен говорить правду!

- Давай дневник, я поставлю тебе двойку. Ты всегда должен иметь дневник с собой!

- Родители тебя кормят, учителя учат. Ты должен быть благодарным!

Обсуждение.

 

7. Подведение итогов занятия. Рефлексия.

8. Ритуал прощания.

 

Занятие 3. Основные виды поведения в конфликте и его разрешение.

Цели: определить виды поведения в конфликте, отметить определяющие его факторы; отработать выбор определенного стиля поведения в конфликте; определить собственный стиль поведения в ситуации конфликта на основе диагностики (тест Томаса).

 

1. Ритуал приветствия: молчаливое приветствие друг друга – все молча ходят по кабинету, прикасаются друг к другу, смотрят в глаза, при этом не произнося ни слова.

2. «Диалог»

Цель: помочь участникам научиться понимать позицию другого.

Инструкция: работаем в парах: один – говорящий, а другой – его эхо. Говорящий излагает свою позицию по теме «Почему возникают конфликты в школе», эхо перефразирует высказывание говорящего, то есть повторяет его утверждение своими словами. Если говорящий доволен эхом, то говорит дальше, если нет – поправляет его.

Обсуждение. Поделитесь своими впечатлениями.

3. Упражнение «Гляделки».

Инструкция: встаньте в круг, посмотрите внимательно друг на друга и опустите глаза вниз. После сигнала (хлопок) все должны поднять голову и указать пальцем на одного из присутствующих. Если выбор совпадает, пара отходит в сторону. Вся группа таким образом разбивается на пары.

Один занимает место на стуле, другой встает перед ним. Ладонями соприкоснуться. Один – давит на ладони, другой – сопротивляется. Затем поменяться местами.

- Что вы чувствуете, когда другой человек давит на вас?

- В каком виде поведения в конфликте партнер «давит»?

- В каком виде поведения в конфликте партнер может почувствовать себя «задавленным»?

4. Диагностика ведущей стратегии в конфликте: Тест Томаса

Цель: определить собственный стиль поведения в ситуации разногласий.

Обсуждение: Согласны ли вы с результатом теста?

На доске:

Ведущие стратегии поведения в конфликте

Конкуренция Сотрудничество

 

Компромисс

 

 

Избегание Приспособление

Обсуждение.

5. Работа в группах: участники делятся на 4 группы, каждая группа получает задание.

1) Конкуренция «Чтобы я победил, ты должен проиграть»

2) Приспособление «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть»

3) Компромисс «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть»

4) Сотрудничество «Чтобы выиграл я, ты тоже должен выиграть»

Группа обсуждает и готовит в театрализованной формеконфликтную ситуацию из школьной жизни, демонстрирующую данный вид поведения.

Обсуждение: соответствует ли показанная сцена «девизу» и заявленному стилю поведения?

Вывод:

- По каким причинам выбирается стиль поведения в конфликте?

- Какой стиль наиболее конструктивен в конфликте?

6. Упражнение «Голова»

Цель: снять неприятные соматические изменения

Инструкция: Встаньте прямо, свободно расправив плечи и откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте, что на вас надет громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, где вы чувствуете тяжесть. Мысленно снимите головной убор рукой и выразительно, эмоционально бросьте его на пол. Потрясите головой, расправьте рукой волосы, а затем сбросьте руки вниз, как бы избавляясь от головной боли.

7. Подведение итогов занятия. Рефлексия.

8. Ритуал прощания.

 

Занятие 4. Стратегия сотрудничества в педагогическом конфликте.

Цели: показать существование искаженных представлений о человеке в эмоционально напряженной ситуации, учиться решать конфликты с учетом интересов всех сторон.

 

1. Ритуал приветствия.

2. Упражнение «Если бы …, я стал бы …»

Цель: выработка навыков быстрого реагирования на конфликтную ситуацию.

Инструкция: Упражнение выполняется по кругу: один участник ставит условие, в котором оговорена некоторая конфликтная ситуация («Если бы меня обсчитали в магазине …»), следующий участник заканчивает предложение («Я стал бы требовать жалобную книгу»).

Обсуждение. Рефлексия своих чувств.

3. Упражнение - энергизатор

4. Упражнение «Учителя и ученики».

Цель: ролевая идентификация с противоположной стороной в конфликте.

Инструкция: Участники делятся на 2 группы: «учителя» и «ученики».Каждая группа получает задание:

«Учителя» – предположить, что про них на экзамене думают ученики. Предположения зафиксировать.

«Ученики» – предположить, что про них на экзамене думают учителя. Предположения зафиксировать.

Все предположения фиксируются на доске с двух сторон: «Мнение учителей о том, что думают о них ученики» и «Мнение учеников о том, что думают о них учителя».

Обсуждение, «учителя» и «ученики» выступают экспертами друг у друга, оценивая мнения другой стороны. На доске остаются только верные, по мнению экспертов, утверждения, неверные зачеркиваются.

Обсуждение, рефлексия своих чувств. (Обратить внимание на наличие значительного количества необоснованных опасений относительно противоположной группы).

5. Упражнение - энергизатор.

6. Игра «Договор».

Цель: поиск и выработка предложений, удовлетворяющих потребности другой стороны.

Инструкция: Участники делятся на 3 группы: «учителя», «ученики», «родители» (Вырезать заранее из бумаги квадратики трех цветов, предложить участникам выбрать квадратик понравившегося цвета, при этом не говорить задание).

Ситуация: Учащиеся – старшеклассники предлагают классному рууководителю в один из выходных дней выехать со всем классом за город на турбазу с ночевкой. Классный руководитель соглашается при условии, что поедут и несколько родителей. Родители отказываются.

В данной ситуации различие интересов сторон может привести к конфликту.

Задание: обсудить сложившуюся ситуацию с точки зрения представителей, чьи интересы вы представляете. Записать в 3 колонки таблицы интересы, проблемы, предложения той группы участников, которую вы представляете.

интересы проблемы Предложения

 

- Как договориться всем участникам, исходя из своих интересов?

- Что поможет достичь договоренности?

- Что мешает?

Обсуждение. Рефлексия.

7. Упражнение «Контакт».

Инструкция: Соприкоснитесь указательными пальцами с партнером, выполняйте вместе одновременно круговые движения. Старайтесь не нарушать контакт.

Рефлексия своих ощущений и чувств.

8. Подведение итогов занятия. Рефлексия.

9. Ритуал прощания.

 

Занятие 5. Посредничество педагога в конфликте.

Цели: показать посредничество как способ разрешения конфликта, роль педагога как посредника между конфликтующими сторонами.

 

1. Ритуал приветствия.

2. Упражнение «Аукцион скульптур».

Цель: выразить важные аспекты конфликта без слов, с помощью тела.

Инструкция: Работа в парах. Один из партнеров выполняет роль скульптора, другой – «материал». Скульптор из обоих «лепит» скульптуру на тему «Взаимоотношения в конфликте» молча, используя только руки. «Материал» пассивен. Скульптура запоминает окончательный вариант, чтобы продемонстрировать. Затем партнеры меняются ролями.

Обсуждение. Рефлексия: Податлив ли материал? Каков характер прикосновений скульптора? Что чувствовали в процессе изготовления скульптуры? Какие мысли приходили в голову?

3. Ролевая игра «Сглаживание конфликта».

Цель: отработка умений и навыков сглаживания конфликта.

Инструкция: Участники разбиваются на «тройки». Каждая «тройка» придумывает сценарий, по которому два участника представляют конфликтные стороны, а третий играет роль арбитра, миротворца.

Обсуждение:

- Какие методы сглаживания конфликтов были продемонстрированы?

- Какие, на ваш взляд, интересные находки использовались?

- Как стоило повести себя тем участникам, кому не удалось сгладить конфликт?

Рефлексия своей роли.

4. Работа в группах.

Задание: предложите пути решения конфликта

В одной из школ в классе вспыхнули «мальчишечьи бои». Каждый день после уроков ребята собирались во дворе школы и на глазах у зрителей начинали драться. Из школы дети возвращались с синяками, в изодранной одежде. Родители жаловались в школу. Проблема обсуждалась на классных часах, родительских собраниях, применялись различные способы наказания. Но драки продолжались.

- Подумайте, почему? В чем причина? (устранялись внешние формы роявления конфликта, а их внутренняя причина не снималась).

- Как педагог мог бы разрешить конфликт?

Обсуждение.

Вывод: учитель должен выступить посредником между конфликтующими сторонами.

- Чем отличается роль посредника от ролей судьи и арбитра? (деятельность судьи и арбитра направлена на то, чтобы ответить на вопрос: кто прав? Кто виноват?

Посредник сближает участников, облегчает улаживание конфликта, он – лицо нейтральное).

5. Методика посредничества по улаживанию конфликта.

Методика состоит из 4-х шагов:

1) «Найдите время, чтобы поговорить». (посредник помогает участникам договориться о времени и месте переговоров)

2) «Спланируйте организацию» (посредник «запускает» разговор)

3) «Выговорись» (участники должны выговориться полностью, высказать свою точку зрения и выслушать позицию другого).

4) «Соглашение». (переговоры должны закончиться решением и описанием того, что, как и когда каждая конфликтующая сторона будет делать для реализации принятого решения)

Обсуждение методики.

6. Ролевая игра: участники работают в двух группах.

Цель: поиск пути конструктивного решения вопроса.

Инструкция: предложите пути решения конфликтной ситуации: Один подросток взял у другого подростка без разрешения новый велосипед. Во время катания он его сломал.

Обсуждение выполненного задания:

- Какова роль педагога в данной ситуации? Что он может сделать?

7. Упражнение Восточный базар».

Цель: отработать навыки конструктивного взаимодействия.

Инструкция: каждый участник получает несколько (по кличеству участников) бумажек, на которых он пишет свое тренинговое имя. Затем все бумажки сворачиваются и собираются. Это так называемые «именные деньги». Каждый участник, не глядя, берет из общей кучи столько денег, сколько отдал. Когда все деньги разобраны, можно посмотреть кому чьи достались. Задание: любым способом вернуть себе свои «именные деньги».

Обсуждение. Рефлексия своих чувств.

8. Упражнение «Скульптура»: перед зеркалом вылепите из себя самого скульптуру под названием

«Бодрость, уверенность, жизнерадостность, сила».Запомните позу и мимику. Надевайте и носите эту позу три раза в день.

9. Подведение итогов занятия. Рефлексия.

10. Ритуал прощания.

 

Занятие 6. Педагогическое манипулирование.

Цель: показать манипулятивный стиль общения ученика и педагога как деструктивный, ответственность педагога за использование власти в конфликте с учеником.

 

1. Ритуал приветствия.

2. Упражнение «Приветствие королеве».

Цель: почувствовать себя в необычной роли.

Инструкция: на стол ставится стул, на стуле сидит королева, остальные – ее подданные. Подданные должны приветствовать королеву.

Обсуждение. Рефлексия: Каковы ваши ощущения от своей роли?

3. Работа в группах: участники деляться на две группы.

Задание: 1 группа – найдите причины, по которым человеку бывает выгодно преувеличивать и демонстрировать свою силу; 2 группа – найдите причины, по которым человеку выгодно преувеличивать и демонстрировать свою слабость. Проиллюстрируйте случаями из жизни.

Обсуждение выполненного задания.

Вывод: Манипулятивный стиль общения предполагает наличие скрытой цели собеседника, для достижения которой используются индивидуальные особенности характера человека, его личностные установки. Манипулирование – это управление другим человеком за счет преувеличения или преуменьшения собственных личностных особенностей или черт характера.

Педагогическое манипулирование – это однонаправленное воздействие, где субъект воздействия – учитель, а объект воздействия – ученик. Суть педагогического манипулирования можно охарактеризовать словами, сказанными однажды педагогом: «Дети делают, что хотят, а хотят они … то, что нужно мне».

4. Работа в группах. Каждая группа получает карточку с ситуацией педагогического манипулирования. Задание: предложите варианты решения конфликта.

Примеры:

1) Ученик 7-го класса демонстративно нагрубил учителю. Учитель сделал замечание. Подросток в ответ снова оскорбил педагога. Не найдя, что ответить, учитель пригрозил, что обратиться в милицию. Ученик крикнул: «Ну и что будет?» Учитель ответил: «Как что? Посадят в тюрьму за оскорбление личности.»

 

Обсуждение ситуации: - Какая педагогическая ошибка допущена?

- Как возможно было решить данный конфликт?

 

2) В 9-м классе учиться так называемый «отпетый двоечник». Сидит на последней парте, занимается своими делами. На него никто не обращает внимания. Проблемы возникают тогда, когда он начинает нарушать дисциплину. Его вызывают к директору, на пед. совет, обещают выгнать из школы. Под таким давлением проходит весь девятый класс. К концу учебного года все устают.

 

Обсуждение ситуации: - В чем допущена ошибка?

3) Учитель вызвал к доске ученика. Он не смог ответить. Учитель: «Ну, Иванов, ты опять не выучил! Садись, два!»

- Что необходимо сказать учителю, если он хочет избежать пед. манипулирования?

4) Учитель проводит один из последних уроков. Ребята утомлены, многие сидят с отсутствующим взглядом. Учитель чувствует, что его никто не слушает и говорит: «Повтори, Иванова, что я сказала! (вызывает одну из учениц). А ты, Петров, давай сюда дневник!»

- Что нужно делать в такой ситуации?

 

5) Учитель недоволен ответом ученика и произносит при всем классе: «Вы только послушайте, что он говорит!» Ученик стоит рядом и слышит, что о нем говорят, как об отсутствующем человеке.

- Как можно обратиться к ученику в такой ситуации?

 

Вывод: Назовите способы, с помощью которых можно преодолеть привычку к педагогическому манипулированию и быть в школе «меньше учителем – больше человеком»? (быть с учениками откровенным, «на равных», обращаться чаще по имени, поддерживать ребят шуткой и т. д.).

5. Упражнение – энергизатор.

6. Упражнение – релаксация.

7. Подведение итогов работы. Рефлексия.

8. Ритуал прощания.

Тема 4.

Технологии управления

Конфликтами

Управление конфликтами можно рассматривать в двух аспектах: внутреннем и внешнем. Первый из них заключается в управлении собственным поведением в конфликтном взаимодействии. Этот аспект носит психологический характер и находит свое отражение в теме 7 практикума. Внешний аспект управления конфликтами отражает организационно-технологические стороны этого сложного процесса, в котором субъектом управления может выступать руководитель (менеджер), лидер или посредник (медиатор). Именно в этом аспекте мы рассматриваем данную проблему.

Материал для

самостоятельного изучения


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.143 с.